Научная статья на тему 'Чрезвычайная государственная комиссия по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников в период Великой Отечественной войны (на материалах Сталинградской области)'

Чрезвычайная государственная комиссия по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников в период Великой Отечественной войны (на материалах Сталинградской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
741
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИССИЯ / COMMISSION / АГИТАЦИЯ / AGITATION / ПРОПАГАНДА / PROPAGANDA / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CRIMES / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / WORLD WAR II / СТАЛИНГРАД / STALINGRAD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гайдашев Александр Валерьевич

Рассмотрены причины создания Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям Советского Союза. Рассмотрена агитационно-пропагандистская функция деятельности комиссии, нацеленная на воспитание в сознании граждан Советского союза ненависти к немецко-фашистским захватчикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гайдашев Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the reason for the creation and work of the Special State Commission for the identification and investigation of the Nazis and their accomplices' crimes, and the damage caused to citizens, collective farms, public organizations, state enterprises and institutions of the Soviet Union. It shows the importance of the Commission in the agitation and propaganda among the citizens of the Soviet Union.

Текст научной работы на тему «Чрезвычайная государственная комиссия по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников в период Великой Отечественной войны (на материалах Сталинградской области)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 6 (297). История. Вып. 54. С. 53-56.

А. В. Гайдашев

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ЗЛОДЕЯНИЙ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ И ИХ СООБЩНИКОВ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ СТАЛИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Рассмотрены причины создания Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям Советского Союза. Рассмотрена агитационно-пропагандистская функция деятельности комиссии, нацеленная на воспитание в сознании граждан Советского союза ненависти к немецко-фашистским захватчикам.

Ключевые слова: комиссия, агитация, пропаганда, преступления, Великая Отечественная война, Сталинград.

Проходят годы, но, как говорится, «время лечит», однако период с 1941 по 1945 г. наша страна забудет ещё не скоро. Великая Отечественная война за 4 года принесла жителям Советского Союза неисчерпаемое количество горя, страдания, народное хозяйство страны подверглось колоссальным разрушениям. Хорошо известно, что любая война -это всегда ущерб, преступление, огромные людские потери. Для их фиксации и подсчёта в период Великой Отечественной войны была создана Чрезвычайная государственная комиссия (далее - Комиссия). Собранные ею материалы активно использовались органами власти для давления на сознание людей.

Историографию по рассматриваемой теме хронологически можно разделить на два этапа. Первый - с 1942 до конца 1980-х гг., когда каких-либо специальных исследований, по-свящённых деятельности Комиссии, создано не было. На этом этапе собранные Комиссией материалы использовались, главным образом, при составлении фундаментальных трудов, посвящённых Великой Отечественной войне1. Второй период начинается с начала 1990-х гг. и длится до настоящего времени, он характеризуется появлением научных работ, непосредственно посвящённых деятельности Комиссии. Наибольший интерес среди них представляют труды А. Е. Епифанова, а также защищённая им в 1996 г. диссертация на соискание степени кандидата юридических наук2. В своих работах автор определил правовой статус и порядок деятельности Комиссии, ее место и роль в системе орга-

нов советского государства. В 2003 г. была опубликована статья Е. А. Мозгуновой3, написанная по документам из фондов Государственного архива Волгоградской области. В ней рассматривается деятельность комиссии по учёту материального ущерба, нанесённого предприятиям, организациям, учреждениям Сталинграда и области немецко-фашистскими захватчиками. Огромный интерес для исследователя представляет также вышедший в 2008 г. под редакцией М. М. Загорулько сборник документов о деятельности Сталинградской областной комиссии4, в нём собран огромнейший пласт документов из фондов архивов Волгограда. Однако следует учитывать, что ни в одной из рассмотренных нами работ не было встречено упоминания об агитационно-пропагандистской функции деятельности Комиссии.

В связи с этим в данной статье перед нами поставлены следующие задачи: во-первых, выявить причины создания Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию преступлений, совершенных германской армией на территории временно захваченных советских районов, и учёту ущерба, нанесённого немецко-фашистскими войсками населению, государству; во-вторых, рассмотреть её агитационно-пропагандистскую функцию, направленную на сознание масс. Хронологические рамки данной статьи ограничиваются периодом функционирования Комиссии, то есть с середины 1942 по 1946 г.

Сама идея создания Комиссии появилась в середине 1942 г. в Управлении пропаган-

ды и агитации ЦК ВКП (б). 20 июля 1942 г. начальник Управления пропаганды и агитации Г. Ф. Александров разослал народному комиссару иностранных дел В. М. Молото-ву и секретарям ЦК ВКП (б) А. А. Андрееву, Г. М. Маленкову, А. С. Щербакову копии письма, в котором писал: «В ходе Великой Отечественной войны 1941-1942 гг. ряд организаций взяли на себя подобный учёт и собирание материалов о преступлениях германской армии. Но эта работа проводилась без единого плана, организована она кустарно, использовать для пропаганды, а особенно после войны почти невозможно. Всё это говорит о необходимости создания Чрезвычайной государственной комиссии, которая занималась бы расследованием и учётом преступлений, зверств, насилий, грабежей немецко-фашистских армий и нанесённого этой армией материального ущерба Советскому государству и советским гражданам.. ,»5. Этой же датой датирован первый проект постановления ЦК ВКП (б) о Комиссии. В середине октября

1942 г. проект постановления о создании Комиссии был отправлен В. М. Молотову и А. С. Щербакову. А 2 ноября 1942 г. был издан Указ о её создании. Для ведения дел был образован Секретариат Комиссии из 8 отделов и ответственного секретаря. 16 марта

1943 г. постановлением № 229 были созданы республиканские, краевые и областные ко-миссии6. С этого момента и начинает свою деятельность Сталинградская областная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям Сталинградской области.

В состав Сталинградской областной комиссии вошли: А. С. Чуянов - первый секретарь ВКП (б) на территории области, И. Ф. Зименков - председатель Областного исполнительного комитета, а также А. И. Воронин - начальник Сталинградского управления НКВД, ответственным секретарём был утверждён Мякинин - заведующий особым сектором Обкома ВКП (б) и его помощниками - М. М. Скворцова, Н. С. Потапова, Е. И. Кондякова7. Вследствие того, что областная комиссия не могла в полной мере охватить всю территорию Сталинградской области, на местах (при райкомах, на предприятиях, в колхозах и т. д.) создаются свои

комиссии, в задачу которых входили сбор данных, составление актов и отправка их в областной центр.

Крайне символично, что в составе комиссии обязательно должен был состоять представитель местного НКВД, так как именно сотрудники данного правоохранительного органа собирали сведения о преступлениях и причинённом ущербе до создания Комиссии. Также сотрудники НКВД отвечали за расследования, проводимые по требованию членов комиссии, и за выявление контрреволюционных и антисоветских проявлений со стороны мирного населения.

В первые месяцы деятельности Комиссии большая часть собранного материала содержала информацию об ущербе, причиненном агрессорами народному хозяйству страны. Помимо этого в задачи Комиссии входил также и сбор сведений о совершённых на территории страны преступлениях и случаях сотрудничества с оккупационными властями. Однако в работе Комиссии было много недостатков, часто члены областных и районных комиссий заполняли акты с ошибками, не придерживаясь установленных требований. Вопросу исправления ошибок в работе областной комиссии по установлению и расследованию злодеяний и учёту ущерба, причинённого немецко-фашистскими оккупантами на территории Сталинградской области, и было посвящено заседание, проходившее 30 июня 1943 г. Где было установлено, что «работа по установлению и расследованию злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками на территории Сталинградской области и города Сталинграда, проходила за истекшее время во многом неорганизованно, составленные акты не соответствуют требованиям инструкции, утвержденной Совнаркомом СССР от 17-го июня 1943 г., и во многих случаях расследование фактов злодеяний проведено неполно.»8. Следствием данного обстоятельства стало образование оперативной группы под руководством члена областной комиссии, начальника Сталинградского управления НКВД А. И. Воронина. Данной оперативной группе была поставлена задача - в течение двухнедельного срока обработать весь накопившийся материал и восстановить акты в соответствии с требованиями инструкции от 17 июня 1943 г.9 Фактически с этого момента областная комиссия полностью переходит под контроль органов государственной безопасности.

Чрезвычайная государственная комиссия по расследованию злодеяний.

55

Нельзя забывать о пропагандистской цели создания Комиссии. Её учреждение явилось сильным политическим шагом в области пропаганды и агитации, направленной на население Советского Союза. На протяжении всего периода работы комиссии её деятельность всячески отражалась в документальном кино, в радиотрансляциях, в центральной периодической и в местной печати. Для местных средств массовой информации статьи и передачи, посвященные деятельности Комиссии, были обязательными. При этом для освящения отбирались наиболее тяжёлые для восприятия человеком примеры преступлений, совершённых на временно оккупированной территории Советского союза, а также приводились высокие показатели причиненного ущерба стране. Всё это должно было разжечь у граждан Советского Союза ненависть к противнику, и в то же время сплотить для достижения одной единственной и главной цели - победы в войне.

Естественно, партийные органы власти понимали всё значение данной агитационно-пропагандистской деятельности и держали её под строгим контролем. Начиная с 1942 г., органами пропаганды ВКП (б) начинают выпускаться специальные листовки и брошюры о преступлениях противника для агитаторов, которые могли применяться как в армии, так и среди мирного населения10. Брошюры издавались как общесоюзные, так и по отдельным регионам Советского союза, освобождённым от противника.

Результаты работы комиссии использовались в разных формах агитационно-пропагандистской деятельности среди населения. Тема «зверств и злодеяний фашистов» была обязательной при проведении лекций среди жителей страны. На освобождённых территориях устанавливались специальные информационные стенды, на которые ответственные лица заносили данные по причинённому ущербу данному населённому пункту или колхозу.

Другой специфической формой воздействия на сознание бойцов Красной Армии являлись письма мирных граждан на фронт, в которых описывались преступления и ужасы, совершенные захватчиками на оккупированной территории. На фронте и тылу устраивались митинги, на которых после выступления агитатора с оглашением результатов работы Комиссии принимались обязательства с наибольшей жестокостью громить врага.

Членами Комиссии была проведена огромная работа, собрана значительная доказательная база преступлений, совершенных захватчиками на Советской территории. Вместе с тем нельзя однозначно трактовать результаты, полученные в ходе работы Комиссии.

Одной из слабых сторон деятельности Комиссии являлся кадровый состав на местах. К примеру, в колхозах состав комиссий был следующим: председатель колхоза, счетовод, представитель сельсовета и 1-2 колхозника11. Как правило, это были малограмотные люди, так как подавляющее число специалистов было призвано в действующую армию. Выявленные факты причиненного ущерба должны были определяться в количественно-цифровом и денежном исчислении. При этом следовало сопоставлять эти данные с состоянием объекта до оккупации его противником12. Естественно, что практически весь состав комиссии состоял из местных жителей, и при этом не исключено, что при составлении актов показатели могли завышаться для выгоды родного колхоза. Могло быть и обратное. К примеру, акты, составленные районной комиссией по Клетскому району Сталинградской области, были возвращены назад в район, так как в них были указаны слишком низкие денежные эквиваленты причинённого ущерба. Председателю Клетского районного исполнительного комитета предписывалось

13

исправить цены13.

В то же время деятельность Комиссии позволяла не только выявить, подсчитать и расследовать, но она также позволяла оправдать разрушения и кражи, обелить политику властей в отношении своих граждан. В частности, в материалах Комиссии нигде не встречаются упоминания о том, что разрушения могли произойти и вследствие целенаправленного уничтожения имущества при отступлении частей Красной Армии (взрывы заводов, электростанции, выжигании полей и др.), а также при действии партизан и частей действующей армии. В рассекреченных архивных документах Волгоградской области часто встречаются показания местных жителей о фактах мародерства проходящими воинскими частями, однако в документах комиссии таких данных не встречается. В актах все преступления на освобождённой территории списывались на немцев и их пособников, из чего следует, что ход расследования был предопределён и подвергался строгому кон-

тролю с целью вызвать у населения необходимую реакцию.

Таким образом, в 1942 г. по инициативе Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) была создана Комиссия для сбора и систематизации материала о преступлениях, причинённых Советскому Союзу немецко-фашистскими захватчиками. Одной из главных причин создания Комиссии явилась чисто политическая задача. В ходе работы Комиссии отбирался фактический материал, который впоследствии использовался при агитационно-пропагандистской работе с населением, которая жёстко контролировалась органами власти, в частности НКВД. За весь период деятельности Комиссии был собран значительный фактический материал, который в частности был использован во время суда над военными преступниками на Нюрнбергском процессе. Один из членов Комиссии был включён в состав советской делегации, что свидетельствовало о важности собранных материалов.

Задача современных исследователей - активизировать работу в архивах Российской Федерации с документами, собранными государственной комиссией в период Великой Отечественной войны, что позволит более объективно показать правду и вымысел деятельности этой комиссии.

Примечания

1 История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945 : в 6 т. М., 19601965; История Второй мировой войны. 19391945 : в 12 т. М., 1973-1982.

2 Епифанов, А. Е. : 1) Счет за Сталинград. Волгоград : Телемир, 1993. 140 с.; Епифанов, А. Е. Ответственность гитлеровских военных преступников и их пособников в СССР (историко-правовой аспект). Волгоград, 1997; 2) Организация и деятельность Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию нацистских злодеяний : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996.

3 Мозгунова, Е. А. Работа комиссии по определению ущерба, нанесённого Сталинграду и области немецко-фашистскими захватчиками // Стрежень : науч. ежегодник. Вып. 3. Волгоград, 2003.С. 83.

4 Сталинградская областная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям Сталинградской области : документы / под ред. М. М. Загорулько. Волгоград : Панорама, 2008. 1380 с.

5 Письмо начальника Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) Г. Ф. Александрова. // РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории). Ф. 17 (Центральный комитет КПСС). Оп. 125. Д. 79. Л. 9.

6 Сталинградская областная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам. С. 8-11.

7 Выписка из протокола № 1 заседания областной комиссии по установлению и расследованию злодеяний. // Архив УФСБ РФ по Волгоградской области. Ф. 2. Оп. 68. Кор. 9. Л. 31.

8 Протокол № 6. Заседания Областной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний и учёту. // Архив УФСБ РФ по Волгоградской области. Ф. 2. Оп. 68. Кор. 9. Л. 45.

9 Там же. Л. 46.

10 Например: Чуянов, А. С. Кровавые злодеяния гитлеровцев в селе Алексеевка Сталинградской области. Сталинград, 1943; Зверства немецко-фашистских захватчиков в районах Сталинградской области, подвергшихся немецкой оккупации : документы. Сталинград, 1945.

11 Сталинградская областная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам. С. 13.

12 Перечень вопросов, подлежащих выявлению и документации о совершенных злодеяниях немецко-фашистских войск // Архив УФСБ РФ по Волгоградской области. Ф. 2. Оп. 68. Кор. 9. Л. 169.

13 Письмо председателю Клетского райисполкома // ГАВО (Государственный архив Волгоградской области). Ф. 5266. Оп. 1. Д. 6. Л. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.