Научная статья на тему 'Членство России в вто и трансформирование правовой среды'

Членство России в вто и трансформирование правовой среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРАВОВАЯ СРЕДА / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВЕНЬ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ / WORLD TRADE ORGANIZATION / LEGAL ENVIRONMENT / ECONOMIC ACTIVITY / ENTREPRENEURSHIP / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / WORLD ECONOMY INTEGRATION LEVEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перская Виктория Вадимовна, Васин Игорь Анатольевич

Присоединение России к системе соглашений вто обусловливает необходимость преобразования правовой среды в целях поступательного развития предпринимательства, которое является основой для более глубокого интегрирования России в мировую экономику. необходимая трансформация правового поля в связи с присоединением к вто обусловливает повышение ответственности бизнеса в части обеспечения корректности ведения и оформления предпринимательской деятельности, ее транспарентности, понятной и национальным, и зарубежным контрагентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia's accession to the WTO agreements system necessitates transformation of the legal environment to enable progressive development of entrepreneurship, which is the basis for a deeper integration of Russia into the world economy. The required transformation of the legal framework in connection with the WTO accession leads to higher corporate responsibility in the part of ensuring proper arrangement and implementation of entrepreneurial activities as well as to their transparency for both national and foreign contractors.

Текст научной работы на тему «Членство России в вто и трансформирование правовой среды»

право

123

УДК 339.9

Членство России в БТО и трансформирование правовой среды

Присоединение России к системе соглашений вто обусловливает необходимость преобразования правовой среды в целях поступательного развития предпринимательства, которое является основой для более глубокого интегрирования России в мировую экономику. необходимая трансформация правового поля в связи с присоединением к вто обусловливает повышение ответственности бизнеса в части обеспечения корректности ведения и оформления предпринимательской деятельности, ее транспарентности, понятной и национальным, и зарубежным контрагентам.

Ключевые слова: всемирная торговая организация; правовая среда; хозяйственная деятельность; предпринимательство; внешнеэкономическая деятельность; уровень интеграции в мировую экономику.

Russia's accession to the WTO agreements system necessitates transformation of the legal environment to enable progressive development of entrepreneurship, which is the basis for a deeper integration of Russia into the world economy. The required transformation of the legal framework in connection with the WTO accession leads to higher corporate responsibility in the part of ensuring proper arrangement and implementation of entrepreneurial activities as well as to their transparency for both national and foreign contractors.

Keywords: World Trade Organization; legal environment; economic activity; entrepreneurship; foreign economic activity; world economy integration level.

трансграничность хозяйственных операций как одна из составляющих предпринимательской деятельности в России

В связи с присоединением России к системе соглашений ВТО механизм регулирования хозяйственной деятельности и разрешения возникающих коллизий между субъектами хозяйственной деятельности (включая граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица), а также возможных уголовно-процессуальных вопросов должен соответствовать добровольно принятым Российской Федерацией обязательствам перед международным сообществом.

Присоединение России к ВТО на первый взгляд влияет исключительно на регламентацию внешнеэкономической деятельности и не нацелено на трансформирование правового поля внутрихозяйственной деятельности и, тем более, на изменение ряда положений уголовно-процессуального права. Однако это не так.

Существующее в настоящее время российское правовое поле фактически сложилось на основе

Перская Виктория Вадимовна

д-р экон. наук, профессор, зам. директора Центра исследований международных экономических отношений Финансового университета, Заслуженный экономист РФ E-mail: vprofessor7970@gmaiL.com

Васин Игорь Анатольевич

председатель президиума Первой городской коллегии адвокатов г. Москвы E-mail: pgka.msk@gmail.com

европейской континентальной правовой системы XXVII в. Однако в тот период российское хозяйственное пространство было транспарентным для мирового сообщества и развивалось синхронно с трендами мировой экономики. С появлением в начале ХХ в. иного типа социально-экономических отношений на территории России, а затем и других стран (ныне стран-членов СНГ) во внешнеэкономической сфере стала проводиться политика автаркии1, обусловившая длительную государственную монополию на внешнеэкономическую деятельность и осуществление валютных операций. В условиях автаркической модели реализации внешнеэкономической политики (т.е. при опоре лишь на собственные силы и доминировании политики государственного импорта) экспорт рассматривался исключительно как фактор, обеспечивающий получение доходов в валюте (в условиях неконвертируемости рубля) было упразднено понятие частной собственности, вместо которого стало применяться понятие личной собственности. В конечном счете было запрещено предпринимательство не только юридических лиц (за исключением уполномоченных государством), но и физических, а трансграничные операции (т.е. операции, совершаемые за пределами территории Российской Федерации) стали считаться преступлениями против государства и общества и сурово наказываться в соответствии с измененным в советское время Уголовным кодексом. Таким образом, любые действия со стороны так называемых цеховиков расценивались как уголовные преступления, а операции с валютными ценностями карались, вплоть до смертной казни.

Трансформирование социально-экономической модели и переход к рыночным хозяйственным отношениям обусловили развитие предпринимательства как экономического ресурса, которое в условиях рынка стало основным движителем поступательного развития страны.

Иными словами, хозяйствующие субъекты получили свободу деятельности, включая возможность совершать трансграничные операции.

Проводимая трансформация правовой среды в России имела целью обеспечение сохранения основ континентального права, его развитие

1 Термином «автаркия» обозначают экономику, ориентированную вовнутрь, на саму себя, на развитие без связей с другими странами. В этом плане автаркия — закрытая экономика, экономика, предполагающая абсолютный суверенитет.

и отвечала чаяниям юридических и физических лиц, занимающихся трансграничными операциями. Более того, были поставлены задачи по всемерному содействию развития предпринимательства в стране, в том числе по активизации использования потенциала внешнеэкономических операций. И результаты не заставили себя долго ждать. Одним из основных показателей вовлеченности России в мировую экономику выступает уровень открытости экономики, измеряемый как соотношение внешнеторгового оборота к валовому внутреннему продукту. Для нашей экономики этот показатель в 2005-2008 гг. составлял более 46,2%, а в 2009-2010 гг. — 40-42% (в текущих ценах) [1]. Причем показатель такой открытости национальной экономики свидетельствует не столько о позитивности процесса развития национального хозяйства и его вовлеченности в мировую экономику, сколько об его зависимости от конъюнктуры мировых рынков, так как более 1/3 национального валового продукта формируется внешнеторговыми потоками, что недопустимо ни одной постиндустриальной страной (за исключением государств «Старой Европы» — ЕС-15, и то относимых к разряду малых стран).

Еще одним показателем, свидетельствующим об участии страны в мировой экономике, является соотношение экспорта к ВВП. Согласно данным за 2005-2008 гг. он составлял для России около 30,5%, в 2010 г.— 26,8% (в текущих ценах).

Внешняя торговля стала представлять собой важнейший фактор формирования ВВП страны, в том числе национального государственного бюджета. Так, доля таможенных платежей всех видов в формировании государственного бюджета страны составляла соответственно в 2005 г. — 24,5%; в 2006 г. — 26,9; в 2008 г. — 58,25; в 2009 г. — 52,4; в 2010 г. — 66,2%2.

Таким образом, трансграничность хозяйственных операций стала одной из составляющих предпринимательской деятельности в России.

Бступление России в вто

После долгосрочных переговоров Россия вступила в ВТО, приняв на себя все обязательства, вытекающие из действующих соглашений. Следует отметить, что ВТО представляет собой международную экономическую организацию, регулиру-

2 Рассчитано автором по данным ФТС и Росстата за соответствующие годы.

ющую международные хозяйственные отношения на многосторонней договорной основе. Присоединение к ВТО осуществляется государствами на добровольной основе, и вступающие в ВТО страны добровольно принимают на себя обязательства признавать и применять эти нормы, унифицируя для этой цели национальное правовое поле. В современных условиях торговая политика России должна быть единой на всей ее территории. При этом правовая среда предпринимательской деятельности должна быть транспарентной и предсказуемой как для национального субъекта хозяйственной деятельности, так и зарубежного контрагента.

Присоединение России к ВТО, как отмечают все эксперты-экономисты, должно быть использовано в реальной стратегии развития страны для повышения ее конкурентоспособности, решения задач национального экономического развития на базе правил и условий, принятых в мировой практике. Торговая политика стран-участниц ВТО подчиняется следующим принципам:

• свобода передвижения факторов производства;

• признание режима наибольшего благоприятствования на многосторонней основе;

• сочетание мер протекционизма и либерализации, но при условии обязательного соблюдения правовых процедур введения защитных для национальной экономики мер;

• формирование равных условий добросовестного конкурирования на национальных рынках и т.д.

При этом следует подчеркнуть, что ВТО основывается на прецедентном (англо-саксонском) праве, которое предполагает приоритет национальных правовых норм над международными.

Участие России в ВТО позволит обеспечить равный доступ на мировые рынки российской продукции второго передела наравне с зарубежными партнерами, используя правовые методы борьбы с недобросовестными конкурентами, иметь на постоянной многосторонней основе режим наибольшего благоприятствования со всеми странами-членами ВТО, т.е. пользоваться торговым режимом, при котором в системе таможенной очистки применяются базовые ставки таможенного тарифа, а следовательно, иметь долгосрочно предсказуемый характер торговых связей с партнерами. Кроме того, участие в ВТО дает нашей стране возможность участия на равных основаниях (а не в качестве наблюдателя)

в новых направлениях выработки единого механизма многостороннего регулирования До-ха-раунд3 в следующих областях: экология, антимонопольное регулирование, конкуренция, инвестиционное сотрудничество (в развитие ТРИМС4) и др. Участие России в ВТО дает возможность сократить ежегодные потери (2-2,5 млрд долл. США) в связи с односторонним применением дискриминационных мер — заградительных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, технических барьеров и пр. И, что особенно важно, унифицировать свое законодательство в соответствии с уложениями соглашений ВТО.

При этом следует подчеркнуть, что нельзя рассматривать ВТО исключительно с позиции регулирования торговой или инвестиционной деятельности на основе межгосударственной многосторонней договоренности. Согласно «Раунду развития»5 обязательства стран—членов ВТО должны быть расширены и включать:

• регулирование иностранных инвестиций (в части таможенного оформления реальных потоков товаров и услуг в счет инвестиций);

• ТРИПС — регулирование торговли и защиты прав интеллектуальной собственности;

• доступ на рынки несельскохозяйственных товаров;

• сельское хозяйство;

• услуги;

• охрану окружающей среды;

• либерализацию внешней торговли;

• унификацию процесса урегулирования торговых споров;

• региональные торговые группировки и уровень протекционизма и либерализации в них;

• антидемпинговые процедуры и меры по облегчению внешней торговли;

3 На англ. Doha Round — это текущие торговые переговоры вокруг ВТО, начавшиеся в ноябре 2001 г. по решению Конференции министров стран-членов ВТО с целью понижения торговых ограничений во всем мире, которые позволяют странам увеличивать объем внешнеторговой деятельности.

4 ТРИМС — соглашение по мероприятиям в области инвестиционной политики, имеющей отношение к торговле (от англ. Agreement on Trade-Related Investment Measures) — один из новых многосторонних документов, подписанных в ходе Уругвайского раунда переговоров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

5 Новый раунд многосторонних торговых переговоров, решение о котором было принято в ходе Четвертой Министерской конференции ВТО в Дохе (Катар) в ноябре 2001 г.

• прозрачность размещения государственных заказов, в том числе для целей импортозамеще-ния и экспорта;

• конкурентную политику.

Вместе с тем нормы ВТО не учитывают согласованные международные нормы ООН и имеют приоритет в отношении национальных правовых установлений (в том числе по охране труда, минимальной зарплате, социальным, экологическим нормам и т.д.). Вступление в ВТО предполагает, что при коллизиях норм будут применяться нормы ВТО.

При этом в течение всего периода трансформационных преобразований для России складывается достаточно неблагоприятный инвестиционно-предпринимательской климат, не способствующий инвестированию со стороны как российских, так и зарубежных партнеров. Эксперты, включая участников Давосского экономического форума, указывают на высокую рисковость и непредсказуемость предпринимательской среды, на коррупционную емкость российской экономики в целом.

Трансформирование социально-экономической модели и переход к рыночным хозяйственным отношениям обусловили развитие предпринимательства как экономического ресурса, которое в условиях рынка стало основным движителем поступательного развития страны

Главная причина, на наш взгляд, заключается в том, что российская судебно-правовая система расценивает обоснованность и правовую корректность, добросовестность (или справедливость конкурирования согласно нормам ВТО) деятельности предпринимателей исключительно на территории России, исключая трансграничность экономических операций, что позволяет недобросовестным предпринимателям использовать это обстоятельство в качестве инструмента отъема бизнеса у своих бывших контрагентов, способствует распространению коррупционности в правоохранительных органах, отрицательно влияет на

инвестиционно-предпринимательский климат страны в целом.

Последствия вступления России в вто

Взятые Россией обязательства, вытекающие из правовых документов ВТО, могут привести к гораздо более глубоким изменениям в национальном законодательстве, чем предполагалось ранее.

Членство России в ВТО означает принятие принципов, основанных на правовых документах данной организации, что потребует радикальной модернизации российского законодательства не только в сферах хозяйственной деятельности, но и в области уголовно-процессуальной оценки последствий действий предпринимателей для интересов страны и отдельных граждан. В частности, должны подвергнуться обновлению законы о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, валютном регулировании, соглашения о разделе продукции закупках и поставках сельхозпродукции. Как следствие, изменения коснутся правового регулирования государственных закупок, защитных и антидемпинговых мер, субсидий и компенсационных пошлин. Это потребует гармонизации многих других сфер российского законодательства в течение пяти-семи лет. Кроме того, полагаем целесообразным внесение изменений в уголовно-процессуальную часть оценки деятельности предпринимателей исходя из положений законодательства о предпринимательской деятельности и действующей практики осуществления инвестиционно-предпринимательского бизнеса в странах — членах ВТО. При этом необходимо не столько ориентироваться на развивающиеся государства, сколько на страны, ставшие так называемыми донорами континентальной правовой системы для России XVII в. — Германию и Нидерланды. В противном случае инвестиционная среда в России будет крайне негативной с позиций инвестирования и останется источником коррупции для недобросовестных предпринимателей и чиновников.

Как показывает практика, присоединение России к ВТО непосредственным образом влияет на конкурентную среду — усиливает взаимосвязь и взаимодействие национальной экономики с мировой экономикой. При этом данное влияние не только позитивно, но и негативно.

Например, внешняя конкурентная среда не управляется и не регулируется с российской стороны, отечественные экспортеры (товаров, услуг,

право

127

финансов) сталкиваются с требованиями, предполагающими существенные дополнительные затраты, которые резко снижают их конкурентные возможности на международных рынках. В свою очередь, российская таможенная граница достаточно свободно преодолевается иностранными конкурентами. В результате происходит потеря отечественными компаниями национального рынка в значительной части секторов экономики (известный порог утраты суверенитета и экономической безопасности по различным видам деятельности составляет 20-30% импорта).

В этой связи в условиях России необходимо активизировать механизм нетарифного регулирования, в частности аккредитации, сертификации, а также применение финансовых, инвестиционных, экологических стандартов, лицензионных соглашений, которые активно применяются для защиты рынков в условиях ВТО.

Предложения по внесению изменений в правовые акты вто

Предложения по внесению изменений в правовые акты ВТО, которые имеют значение для российской законодательной и правоприменительной систем, можно сгруппировать следующим образом.

1. Правилами ВТО (соглашение по торговле и услугам ГАТС6) предусмотрен «тест на необходимость» для национальных законов. Национальные законы не могут «ограничивать торговлю более, чем необходимо». Трактует понятие «необходимость» и суд ВТО или комиссия ГАТС по урегулированию споров. Заседания суда и комиссии не публичны, а в качестве судей или экспертов могут заседать заинтересованные стороны. Иными словами, комиссия ГАТС по урегулированию споров обладает фактическим правом вето на решения парламента или правительства любой страны в части торгового регулирования.

2. Если государство заключило соглашение об облегчении торговли с одной страной, это соглашение должно действовать и по отношению к инвесторам других стран—членов ВТО.

3. Право ВТО — прецедентное (судебные решения основываются на уже принятых решениях). Так, чем больше решений было уже вынесено против жестких требований экологии и безопасности продуктов питания или жестких норм охраны

6 Генеральное соглашение по торговле услугами (англ. General Agreement on Trade in Services).

окружающей среды, тем больше аналогичных решений будет вынесено впоследствии. В этой связи в российской практике необходимо внести соответствующие корректировки в правовое, и в первую очередь техническое, регулирование оборота и производства продуктов питания, охраны окружающей среды, соответствующие национальным интересам нашей страны и обеспечивающим здоровье нации, сохранение и восстановление экологии. Полагаем также целесообразным восстановление действия ГОСТов в сфере производства продуктов питания, товаров широкого потребления, соблюдение которых может и должно быть обеспечено как российскими производителями, так и при импорте соответствующих товарных групп.

4. Решения суда утверждаются автоматически, если не высказано единогласного мнения об отказе в его утверждении. Иными словами, сторона, желающая блокировать принятие решения, должна убедить все государства—члены ВТО (включая представителей противной стороны) в необходимости отказаться от его утверждения.

5. В случае если какая-либо сторона в ВТО обвиняет другую в применении дискриминационных норм, то свою правоту должен доказывать не обвинитель, а обвиняемый. Например, если Россия ограничивает импорт американского мяса, обработанного хлором или содержащего антибиотики, а США заявляют в ВТО протест, то именно Россия должна доказывать, что это мясо вредно.

6. Обязательства перед ВТО по дальнейшей либерализации условий торговли или по изменению уже принятых обязательств могут быть пересмотрены через три года после вступления в силу этих обязательств, и только после выплаты компенсаций за текущие и будущие убытки торговым партнерам, в случае если наносится экономический ущерб потенциальным контрагентам. Объем компенсаций определяет суд ВТО или назначаемый им орган по урегулированию споров, профильный по конкретным соглашениям.

Если не будет достигнуто соглашение о компенсациях или страна-ответчик не выполняет рекомендации по компенсациям, ВТО может разрешить стране-обвинителю приостановить действие ее уступок и обязательств по отношению к стране-ответчику.

Полагаем, что все последующие изменения условий по либерализации торговой политики должны быть поставлены в условия жесткого соответствия обеспечения реализации национальных

экономических интересов. В этой связи пугающим фактором выступает не столько угроза выплаты компенсаций, сколько возможный выигрыш от введения соответствующих инструментов, либера-лизирующих или ужесточающих условия торговли. При этом обращаем внимание на то, что при либерализации торговой политики, как правило, имеет место возникновение ущерба у национальных производителей или потребителей, а при ужесточении ранее согласованного торгового режима ущерб наносится потенциальным или реальным иностранным контрагентам.

7. В настоящее время в мировой прессе появляются публикации, утверждающие, что максимальная санкция «симметричного отказа от уступок» стране-ответчику является недостаточной и в режим санкций следует ввести нормы принудительного изъятия утвержденных ВТО компенсаций в пользу страны-обвинителя в виде отчуждения зарубежных финансовых или иных активов страны-ответчика. Однако в ВТО эта идея поддержки пока не находит7.

выводы

С учетом анализа особенностей правил мировой торговли, установленных ВТО, которые основаны на принципах недопущения дискриминации в отношении иностранных товаров, а также применения нетарифных барьеров, Россия должна проводить такую политику, чтобы никакие действия и решения, в том числе органов государственной власти, не создавали искусственные препятствия для внешнеэкономической деятельности российских хозяйствующих субъектов, в том числе без образования юридических лиц, при сохранении права на запрет хождения определенных товаров по соображениям публичного порядка или исходя из существенных интересов, касающихся безопасности населения страны. Инерционность развития современной правовой среды России представляет собой «удобную гавань» для использования уголовного законодательства в качестве инструмента передела собственности в бизнес-кругах и создает предпосылки коррупционного «соблазна» в правовой сфере. Необходима трансформация правового поля в связи с присоединением к ВТО, которая обусловит повышение ответственности бизне-

7 Выводы 1-7 подготовлены совместно с д-ром юрид. наук М.А. Рыльской в соответствии с НИР «Влияние членства России в ВТО на национальную конкурентоспособность». Финунивер-ситет, 2013 г.

са в части корректности ведения и оформления предпринимательской деятельности, обеспечения ее транспарентности, воспринимаемой иностранными партнерами в привычном для них формате.

Непринятие соответствующих изменений российским законодательством способствует не только устойчивости тренда коррупционности национальной экономики, но и закреплению сложившейся специализации России в мировой экономике. В современных условиях это ее ориентирование на факторное разделение труда, т.е. обеспечение мировой экономики сырьевыми ресурсами, что в соответствии с международной практикой всегда сопровождается развитием коррупции и снижением интеллектуальной составляющей в национальном хозяйстве.

Политика, направленная на развитие промышленного сектора страны на основе перехода к инновационному сценарию, активизацию инвестиционной деятельности за счет внешних и внутренних источников, может быть успешной только при условии трансформирования правовой среды. Если же структура национального хозяйства России будет и далее развиваться по инерционному сценарию, то, несмотря на членство в ВТО, Россия будет по-прежнему оставаться только поставщиком на мировом рынке природных ресурсов.

литература

1. Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсант. 6 февр. 2012. http://www. rosbalt.ru/main/2012/02/06/942076.html.

2. Трофименко О.Ю. Механизм разрешения споров в ГАТТ/ВТО // Вестник СПбГУ. Сер.5. Вып.2. 2008.

3. Сафиуллин А. Р. Методология управления конкурентным преимуществами на мезо-уровне / Монография. Казань: Изд-во КГУ. 2010. 256 с.

4. Перская В., Эскиндаров М. Точки сопряжения экономических стратегий развития государств—членов АТЭС и ШОС при переходе к многополярности. М.: Экономика, 2013. С. 388.

5. Абрамова М. А. К вопросу о введении мега-регулятора в России // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 5.

6. URL: http://www.indexmundi.com/facts/ visualizations/gdp-composition-by-sector.

7. URL: http://globalization.kof.ethz.ch/media/ filer_public/2013/03/25/rankings_2013.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.