Методика
ЧЛЕНЕНИЕ НАУЧНОГО ТЕКСТА Квантованный учебный текст с заданиями в тестовой форме
Гульсм Аркабаева,
КазНМУ им.С.Д. Асфендиярова arkabaeva.77@mail.ru Улжан Ботатаева,
КазНМУ им.С.Д. Асфендиярова botataeva63@mail.ru
Определение
Членением текстов называется деление текста на смысловые разделы.
Название текста
Обычно название текста даётся очень кратко: одним словом — существительным или словосочетанием. Названия научных (учебных) текстов обычно даются так, как звучит их тема, т.е. предмет рассмотрения.
измерения
Тема
научного текста
Темой научного текста называются предмет или явления, которые рассматриваются в тексте. Обычно тему обозначают существительным, в тексте оно встречается в различных падежах. Слово-тема может заменяться местоимением или синонимичным выражением. Чаще всего тема обозначается в первом предложении.
Членение текста по смыслу и по структуре
Членение текста по смыслу и по структуре предполагает проникновение в логику смысловых отношений научного текста.
Микротема
Микротема научного текста — это части общей темы, которые состоят из одного или нескольких предложений, объединённых по смыслу и раскрывающих с разных сторон коммуникативную задачу текста. В тексте могут быть две или более микротемы. Каждая из них может быть представлена одним или большим числом предложений.
Абзац
Часть текста, связанная одной микротемой, называется абзацем. Термин «абзац» имеет два значения:
• отступ вправо в начале строки (красная строка);
• отрезок текста от одной красной строки до другой.
Назначение абзаца
Основное назначение абзаца — расчленение текста с целью выделения его компонентов, что облегчает восприятие текста. Обозначение значимых частей текста усиливает его воздействие на читателя. Абзацное членение может иметь разные целевые установки.
Основные функции абзацного членения
Основные функции абзацного членения: логико-смысловая, экспрессивно-эмоциональная, акцентно-выделительная.
Логико-смысловая функция абзаца
Для текстов, направленных только на интеллектуальное восприятие, характерны абза-
цы тематические (каждый новый абзац раскрывает новую тему).
Экспрессивно-эмоциональная функция абзаца
Для текстов, рассчитанных не только на интеллектуальное, но и на эмоциональное восприятие, абзацы акцентные, экспрессивно-выделительные.
Акцентно-выделительная функция абзаца
Для научной речи характерно чёткое построение абзацев.
Коммуникативная задача текста
Коммуникативная задача текста — задача общения. Для решения этой задачи создаётся текст.
Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов.
1. ЧЛЕНЕНИЕ ТЕКСТА
1) тема текста
2) разделы текста
3) название текста
4) фонетический разбор
5) семантический разбор
6) деление текста на главы
7) деление текста на смысловые разделы
2. НАЗВАНИЕ ТЕКСТА ДАЁТСЯ
1) кратко
2)объёмно
3) подробно
4) словосочетанием
5) одним словом-глаголом
6) одним словом-прилагательным
7) одним словом-существительным
3. ТЕМА НАУЧНОГО ТЕКСТА
1) слово-тема
2) обозначается глаголом
3) обозначается прилагательным
4) обозначается существительным
5) может заменяться местоимением
6) обозначается в первом предложении
Методика
измерения
7) предмет или явление, рассматривающееся в тексте
8) обозначается существительным в различных падежах
4. ОБЫЧНО ТЕМУ ОБОЗНАЧАЮТ
1) глаголом 5) местоимением
2) наречием 6) деепричастием
3) предлогом 7) существительным
4) причастием
5. СЛОВО-ТЕМА МОЖЕТ ЗАМЕНЯТЬСЯ
1) глаголом или синонимичным выражением
2) наречием или синонимичным выражением
3) предлогом или синонимичным выражением
4) причастием или синонимичным выражением
5) местоимением или синонимичным выражением
6) деепричастием или синонимичным выражением
7) существительным или синонимичным выражением
6. ЧЛЕНЕНИЕ ТЕКСТА, ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В ЛОГИКУ СМЫСЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НАУЧНОГО ТЕКСТА
1) деление текста по смыслу
2) деление текста по главам
3) деление текста по абзацам
4) деление текста по разделам
5) деление текста по структуре
6) деление текста по предложениям
7) деление текста по словосочетаниям
7. МИКРОТЕМА НАУЧНОГО ТЕКСТА
1) часть абзаца
2) небольшой текст
3) часть общей темы
4) часть небольшого текста
5) часть общей темы, которая состоит из абзаца
6) часть общей темы, которая состоит из одного или нескольких предложений
8. МИКРОТЕМЫ В ТЕКСТЕ МОГУТ БЫТЬ
1) две 4) одна или две
2) одна 5) три или более
3) четыре 6) две или более
9. ЧАСТЬ ТЕКСТА, СВЯЗАННАЯ ОДНОЙ МИКРОТЕМОЙ
1) глава 5) содержание
2) абзац 6) предложения
3) раздел 7) словосочетание
4) параграф
Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов.
10. ЧИСЛО ЗНАЧЕНИЙ ТЕРМИНА «АБЗАЦ»
1) три
2) два
3) одно
11. ОТСТУП ВПРАВО В СТРОКА) НАЗЫВАЕТСЯ
1) абзац
2) раздел
3) параграф
4) четыре
5) восемь
6) девять
НАЧАЛЕ СТРОКИ (КРАСНАЯ
4) содержание
5) предложения
6) словосочетание
12. ОТРЕЗОК ТЕКСТА ОТ ОДНОЙ КРАСНОЙ СТРОКИ ДО ДРУГОЙ НАЗЫВАЕТСЯ
1) абзац 4) содержание
2) раздел 5) предложения
3) параграф 6) словосочетание
13. ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ АБЗАЦА — РАСЧЛЕНЕНИЕ ТЕКСТА С ЦЕЛЬЮ ВЫДЕЛЕНИЯ ЕГО КОМПОНЕНТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА
1) идею текста 4) содержание текста
2) деление текста 5) эмоциональное восприятие
3) структуру текста 6) интеллектуальное восприятие
14. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ АБЗАЦНОГО ЧЛЕНЕНИЯ
1) смысловая
2) логическая
3) эмоциональная
4) выделительная
5) логико-смысловая
6) акцентно-выделительная
7) экспрессивно-эмоциональная
Методика
измерения
15. ДЛЯ ТЕКСТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ, ХАРАКТЕРНЫ АБЗАЦЫ
1) акцентные
2) тематические
3) семантические
4) стилистические
5) фразеологические
6) чётко построенные
7) экспрессивно-выделительные
16. КОММУНИКАТИВНАЯ ЗАДАЧА ТЕКСТА
1) общения
2) членения
3) смысловая
4) восприятия
5) воздействия
6) структурная