ft
УДК 377.5
ш _
О
О с
о —
ш
2
<
ни <
сц. П О с:
Os
Ш
зс
<
с и о
03
ш >=; из О 0-С ш
jQ
зс
J3
<=: g
S <
ЧИТАЮЩАЯ НАЦИЯ В ЧИТАЮЩЕМ МИРЕ
Ацдатпа
Макала авторы бупнп куннщ озеки такы-рыбын - жастар арасында окуды колдау мен дамытуды карастырады. Эз тэж1рибесшен мы-салдар келт1ред1, ез тэнарибеамен болюедг
Аннотация
Автор статьи рассматривает актуальную тему настоящего времени - поддержка и развитие навыков чтения и интереса к чтению у молодых людей. Дает примеры из собственной практики, делится собственным опытом.
Annotation
The author of the article considers a hot topic at the present time - support and development of young people reading skills and interests. Gives examples from own practice, imparts her own experience.
Надо читать, а не сидеть в социальных сетях. Сейчас это мода, это пройдет.
Были хиппи, были стиляги.
Все прошло. И это пройдет.
Н.А.Назарбаев
Будущее - за молодежью. Об этом неустанно говорит Нурсултан Абишевич Назарбаев, подчеркивая, что именно молодым предстоит строить новый независимый Казахстан. В лице современной молодежи в казахстанском обществе формируется абсолютно новый культурный тип, существенно отличающийся от прежних поколений: интеллектуал с новыми ориентирами, ценностными установками на достижение успеха, рациональным экономическим поведением. В этом плане, на своих многочисленных встречах с молодежью Казахстана H.A. Назарбаев подчеркивает: «Каждому человеку надо привить умение делать, умение учиться, умение жить, умение жить вместе в современном
О.М. Балаклеенко,
заведующая библиотекой, Рудненский социально-гуманитарный колледж им. И.Алтынсарина, г. Рудный
Неггзг! создер: оцуды носихат-тау, оцу мэдениепп, тэ.жчрибе алмасу, ацпараттыц мэдениет.
Ключевые слова: пропаганда чтения, культура чтения, обмен опытом, информационная культура.
Keywords: reading propaganda, reading culture, experience exchange, information culture.
мире»[1]. Система образования ориентируется не только на получение профессии, но даже в большей степени - на формирование духовно и интеллектуально развитой личности.
Важнейшим элементом культуры и инструментом повышения интеллектуального потенциала, конкурентоспособности нации, творческой и социальной активности молодежи, безусловно, является чтение. Ведь письменные источники прошлого и настоящего (книги, журналы, газеты, документы, рукописи) составляют основное пространство накопления наиболее значимой в социальном отношении информации и знаний, распространения культурного опыта - исторического и современного, казахстанского и зарубежного.
Все остальные информационные средства (Интернет, телевидение, радио, повседневное общение) передают более поверхностную, менее аналитическую и выверенную, часто сиюминутную информацию. В лучшем случае, они выполняют вспомогательную роль, являются своего рода иллюстрациями к событиям прошлого и настоящего, побуждают к поиску достоверной письменной информации. В худшем - используются как инструменты манипулирования общественным мнением и поведением.
Чтение представляет собой важнейший способ освоения базовой социально значимой информации (профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений), являющейся ядром многонациональной и многослойной письменности казахской культуры. Чтению принадлежит роль важнейшего механизма воспроизведения профессиональной и обыденной составляющих этого ядра, поддержания и при-
умножения богатства родного языка.
В современном динамичном обществе культура чтения оказалась поглощенной информационной культурой. Понимание ценности культуры чтения снижено, позиция читателя социально менее престижна, чем позиция пользователя электронных ресурсов. Проблема, следовательно, состоит в том, что при очевидной социальной значимости чтения для основных факторов социокультурного развития, численность читающей публики уменьшается, интерес к чтению снижается, а качество печатной продукции падает.
Поддержка и развитие чтения - общенациональная задача, в решении которой принимает участие и государство, и все общество. Н.А.Назарбаев на встречах с молодежью подчеркнул, что вместо того, чтобы сидеть в социальных сетях, следует больше внимания уделять чтению различных книг: «Две вещи есть, ко- 5 торые формируют человека, - это то, что ш ты читаешь, и с кем ты общаешься. Я не о
нч
знаю, что вы читаете, собираясь в новый g жизненный путь, но я бы рекомендовал 2 из российских писателей великого гения zj
Толстого почитать, не обязательно "Вой- 2
<
ну и мир", у него есть много произведе- £ ний, которые учат жить» [2].
Решая задачу формирования у нечита- g
ющей молодежи потребности в чтении, 5
необходимо сосредоточить внимание на 5 продвижении именно художественной
литературы. Во-первых, читая художе- 5
ственную литературу, человек пережи- m
вает эмоции восторга, жалости, любви, 2
сострадания и таким образом тренирует п
душу. Во-вторых, вдумчивое чтение рож- g
дает человека, не просто потребляющего щ информацию, а получающего знания.
Проблема отторжения молодого по- п
коления от чтения не могла быть не за- >>
(—
мечена специалистами библиотечного < дела. По инициативе Национальной ака-
демической библиотеки Республики Казахстан и библиотечной ассоциации РК при поддержке Министерства культуры и информации РК в стране организована и ежегодно проводится акция в поддержку чтения как явления культуры. Республиканская акция «Одна страна - одна книга» направлена на повышение популярности казахской литературы, способствующей приумножению историко-культурного и духовного наследия, правильному нравственно-патриотическому воспитанию.
Это направление поддерживает Библиотека Рудненского социально-гуманитарного колледжа имени И.Алтынсарина. Особое внимание мы уделяем воспитанию гармонично развитой молодежи путем пропаганды роли и значимости книги в нашей жизни. Книга обогащает духовный мир человека, развивает его мышление, расширяет кругозор. Поэтому в це-^ лях повышения читательской активности ^ молодежи в нашей библиотеке проводят-¡5 ся мероприятия, выставки, обзоры и бе-о седы, направленные на поддержку куль-о туры чтения.
Для популяризации литературного на-
2 следия писателей Казахстана, формиро-
<
- вания литературного вкуса у казахстан? ской молодежи, воспитания патриотизма
0 в рамках программы «Рухани жангыру», 35 республиканской акции «Одна страна
1 - одна книга» разработаны интересные ^ и познавательные сценарии. Подготовка к их проведению требует творческого
§ подхода, гибкого мышления библиотека-
й ря, постоянного поиска нестандартных
= решений. Немаловажную роль играет и
из
о эмоциональность их проведения, соче-^ тание всех видов деятельности. Часто ^ участниками действий становятся сами £ читатели: они читают стихи, поют, тан>, цуют, участвуют в миниатюрных поста-^ новках. Некоторые сценарии как результат совместной творческой деятельности
аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^
педагога и библиотекаря используются многократно на открытых уроках, во внеклассных мероприятиях. Среди них-получившие отзывы читателей: литературный час «Поэты душой не стареют» посвящен народной писательнице и поэтессе Фаризе Онгарсыновой, литературный ринг по творчеству Оралхана Боке-ева «В его творениях история духовного родства», литературное досье «Учитель великого Абая», раскрывающее творческий портрет Дулата Бабатайулы.
Сложилось хорошее правило в библиотеке - любое массовое мероприятие сопровождается выставками по теме, это обязательный элемент пропаганды литературы. Постоянно действующая выставка-признание «Книги - золотой фонд страны» дополняет мероприятия. Читателям представлены произведения известных публицистов, прозаиков, поэтов. На наш взгляд, проделанная работа имеет результат. У студентов появляется желание узнать больше о жизни и творчестве того или иного писателя, перечитать его произведения и, может быть, пересмотреть свое отношение к нему и к себе.
Стремясь идти в ногу со временем, наша библиотека проводит различные акции на злобу дня, экспериментируя с формами и методами подачи информации, используя нестандартные подходы к проведению выставок и публичных мероприятий. Для определения степени заинтересованности современной молодежи в чтении художественной литературы библиотекой колледжа запущена акция «Прочли сами. Понравилось очень. Советуем вам». Была разработана анкета «Что читает современник?» Параллельно проведен опрос классных руководителей. Результаты исследования оформлены в газете, изданной библиотекой совместно с учащимися. Газета включает в себя рейтинг наиболее читаемых произведе-
а:
ний, реплики студентов о чтении, фото активных читателей. Большой интерес у учащихся вызвали мысли наших мудрых учителей и рекомендации в прочтении любимых ими произведений.
Проделанная работа принесла свои плоды. Преподаватели выразили желание организовать обмен прочитанной художественной литературой со студентами. В итоге собрана и функционирует выставка читательских предпочтений с названием «Буккроссинг». Ее главный принцип -любовь к чтению - соотносится с одним из посылов программы «Рухани жацгы-ру», где говорится, что чтение должно стать инструментом духовного и интеллектуального прорыва нации.
Продолжением акции по пропаганде чтения стало мероприятие «Мы разные, но мы похожи», разработанное в форме открытого диалога о характерах и поступках героев прочитанных студентами книг. Мероприятие посвящено Дню толерантности. В широком смысле целью его являлось приобщить участников, будущих учителей начальных классов, к миролюбивому сообществу литературных героев, в жизни которых происходит вечное противостояние добра и зла.
Выбор пал на удивительные книги, написанные казахскими, русскими и зарубежными писателями. Особое впечатление оставили произведения Мукагали Макатаева «Реквием Моцарта», Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме», Харпер Ли «Убить пересмешника», Владимира Железнякова «Чучело», Анны Га-вальда «35 кило надежды».
Для желающих продолжить чтение по интересам библиотека колледжа разработала презентацию «Чтением человек переживает века». Слоганом презентации выбраны слова Фредерика Дугласа: «Однажды научившись читать, ты навсегда становишься свободным». Библиотекарь
рекомендует подборку литературы различной тематики, входящей в рейтинг наиболее читаемой среди молодежи разных стран, в том числе Казахстана.
Сегодня библиотекари колледжа ведут активный поиск нестандартных форм продвижения книги и чтения, внося в традиционную работу новые идеи. Несмотря на многочисленные дискуссии о спаде интереса к выставочной работе, мы отводим важную роль популяризации традиционной выставочной деятельности. Выставка для нас является интересным и ответственным делом, требующим определенных знаний и умений. Здесь в полной мере проявляется уровень эстетического вкуса самого библиотекаря, его эрудиция, творческие способности, дополненные использованием информационных технологий. Как показал опыт, если в выставке присутствует личное начало, ее ждет успех. Каждая законченная композиция находит отзыв среди педагогов и учащихся. Это значительно повышает престиж автора выставки и имидж библиотеки в целом. Мы сразу приобретаем много друзей среди тех, кто принимал участие в просмотрах. Информация о работе хранится на сайте колледжа, и каждый может узнать о проведенном мероприятии и об активных его участниках.
Выставки в помощь учебному процессу - самые распространённые в библиотеке колледжа. Они оформляются, например, ко Дню специалиста и являются панорамным просмотром новинок. Такие показы можно сделать не просто собранием отраслевых книг, а осмысленным творением, призванным возбудить интерес к профессии посредством связи с художественным произведением. Разнообразие форм, комфортность библиотечной среды, нестандартное заглавие привлекают непроизвольное внимание читателей. В качестве примера назову
ш
е; о ьг О С
о
и ш
2 <
н
о £
ч о с в; х г с н
с и о т
ш
ег
из О о.
С
щ
3 X
л -
£
н
<
выставку «Поварское дело не ремесло, а искусство», разработанную к международному дню повара, адресованную учащимся-технологам общественного питания. Посетители узнали, что предпочитали «откушать» знаменитые писатели и их герои. На любой вкус нашлись в литературе рецепты - от рыжиков соленых «по-чеховски» и гоголевских пирожков с вишнями до изысканных блюд американской и французской кухни, что манят гурманов со страниц романов Рекса Стаута, Александра Дюма, бразильца Жоржи Амаду. Неожиданностью стал кулинарный турнир, в котором участникам представилась возможность сесть за один стол с героями Пушкина, Тургенева, Гоголя, Булгакова. Предложенный вариант был интересен преподавателям и студентам других специальностей.
Сегодня мы понимаем необходимость
1 формировать отношение к чтению как к = удовольствию. Среди учащихся нашего § колледжа немало таких, кто интересуется ся научными журналами, популярными
2 энциклопедиями. Некоторые вместо теш
^ левизора и социальных сетей посвящают
Ц. свободные часы какому-нибудь хобби.
0 Поэтому говорить, ссылаясь на статистику, что дети не читают художественную
§ литературу, неверно. Просто они чита-
^ ют другую литературу. Такую категорию
< читателей мы поощряем, стараемся раз-s нообразить круг их чтения, подобрать ^ литературу по интересам. И это не про-52 тиворечит воспитательной и образова-
2 тельной политике учебного заведения
ш
гх и библиотеки. Совет профессионалов и
9 креатив молодых - прекрасный тандем
1 для эффективного сотрудничества. В •г результате совместного творчества соз-
jQ
^ даются экспозиции, которые позволяют
С представить выставку яркой, запоминаю-
< щейся. Эстетическая привлекательность
в той или иной степени способствует пробуждению интереса читателей к книге. Например, выставка книг «Из шкатулки собственных фантазий», оформленная в помощь учителю технологии, учащимся начального образования, просто всем желающим сделать свой досуг творческим, имела успех и на этот раз приятно удивила нас, библиотекарей. Экспонировалась литература по различным техникам и видам рукоделия. Профессионалы и любители смогли не только посмотреть книги и журналы по этой теме, но и увидеть выставку ручных работ приглашенных к сотрудничеству учащихся и педагогов нашего коллектива. Комплиментом библиотеке стали творческие работы учеников талантливого педагога, руководителя кружка прикладного искусства Турагу-ловой Балжумы Темирбековны. Работы подарены библиотеке. Они выполнены в этническом стиле, это прекрасное эстетическое дополнение к краеведческим мероприятиям и прикладным выставкам.
Таким образом, акцентированная политика развития чтения в библиотеке Рудненского социально-гуманитарного колледжа им. И.Алтынсарина направлена на поддержание устойчивого вкуса к чтению, на формирование культуры и навыков чтения как важного фактора образовательной успешности выпускников нашего учебного заведения.
ЛИТЕРАТУРА
1.Назарбаев Н.А Актовая лекция Президента PK. Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее. - Алматы: Казак, университет^ 2009. - С. 20.
2. [http://www.diapazon.kz/kazakhstan/ kaz-incidents/5 42 2 7-nazarbaev-posovetoval-detyam-obshchatsya-vzhivuyu. html] (дата обращения -21.01.2019г.)