Научная статья на тему 'Читающая нация в читающем мире'

Читающая нация в читающем мире Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
626
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пропаганда чтения / культура чтения / обмен опытом / информационная культура. / reading propaganda / reading culture / experience exchange / information culture.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — О М. Балаклеенко

Автор статьи рассматривает актуальную тему настоящего времени поддержка и развитие навыков чтения и интереса к чтению у молодых людей. Дает примеры из собственной практики, делится собственным опытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article considers a hot topic at the present time support and development of young people reading skills and interests. Gives examples from own practice, imparts her own experience.

Текст научной работы на тему «Читающая нация в читающем мире»

ft

УДК 377.5

ш _

О

О с

о —

ш

2

<

ни <

сц. П О с:

Os

Ш

зс

<

с и о

03

ш >=; из О 0-С ш

jQ

зс

J3

<=: g

S <

ЧИТАЮЩАЯ НАЦИЯ В ЧИТАЮЩЕМ МИРЕ

Ацдатпа

Макала авторы бупнп куннщ озеки такы-рыбын - жастар арасында окуды колдау мен дамытуды карастырады. Эз тэж1рибесшен мы-салдар келт1ред1, ез тэнарибеамен болюедг

Аннотация

Автор статьи рассматривает актуальную тему настоящего времени - поддержка и развитие навыков чтения и интереса к чтению у молодых людей. Дает примеры из собственной практики, делится собственным опытом.

Annotation

The author of the article considers a hot topic at the present time - support and development of young people reading skills and interests. Gives examples from own practice, imparts her own experience.

Надо читать, а не сидеть в социальных сетях. Сейчас это мода, это пройдет.

Были хиппи, были стиляги.

Все прошло. И это пройдет.

Н.А.Назарбаев

Будущее - за молодежью. Об этом неустанно говорит Нурсултан Абишевич Назарбаев, подчеркивая, что именно молодым предстоит строить новый независимый Казахстан. В лице современной молодежи в казахстанском обществе формируется абсолютно новый культурный тип, существенно отличающийся от прежних поколений: интеллектуал с новыми ориентирами, ценностными установками на достижение успеха, рациональным экономическим поведением. В этом плане, на своих многочисленных встречах с молодежью Казахстана H.A. Назарбаев подчеркивает: «Каждому человеку надо привить умение делать, умение учиться, умение жить, умение жить вместе в современном

О.М. Балаклеенко,

заведующая библиотекой, Рудненский социально-гуманитарный колледж им. И.Алтынсарина, г. Рудный

Неггзг! создер: оцуды носихат-тау, оцу мэдениепп, тэ.жчрибе алмасу, ацпараттыц мэдениет.

Ключевые слова: пропаганда чтения, культура чтения, обмен опытом, информационная культура.

Keywords: reading propaganda, reading culture, experience exchange, information culture.

мире»[1]. Система образования ориентируется не только на получение профессии, но даже в большей степени - на формирование духовно и интеллектуально развитой личности.

Важнейшим элементом культуры и инструментом повышения интеллектуального потенциала, конкурентоспособности нации, творческой и социальной активности молодежи, безусловно, является чтение. Ведь письменные источники прошлого и настоящего (книги, журналы, газеты, документы, рукописи) составляют основное пространство накопления наиболее значимой в социальном отношении информации и знаний, распространения культурного опыта - исторического и современного, казахстанского и зарубежного.

Все остальные информационные средства (Интернет, телевидение, радио, повседневное общение) передают более поверхностную, менее аналитическую и выверенную, часто сиюминутную информацию. В лучшем случае, они выполняют вспомогательную роль, являются своего рода иллюстрациями к событиям прошлого и настоящего, побуждают к поиску достоверной письменной информации. В худшем - используются как инструменты манипулирования общественным мнением и поведением.

Чтение представляет собой важнейший способ освоения базовой социально значимой информации (профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений), являющейся ядром многонациональной и многослойной письменности казахской культуры. Чтению принадлежит роль важнейшего механизма воспроизведения профессиональной и обыденной составляющих этого ядра, поддержания и при-

умножения богатства родного языка.

В современном динамичном обществе культура чтения оказалась поглощенной информационной культурой. Понимание ценности культуры чтения снижено, позиция читателя социально менее престижна, чем позиция пользователя электронных ресурсов. Проблема, следовательно, состоит в том, что при очевидной социальной значимости чтения для основных факторов социокультурного развития, численность читающей публики уменьшается, интерес к чтению снижается, а качество печатной продукции падает.

Поддержка и развитие чтения - общенациональная задача, в решении которой принимает участие и государство, и все общество. Н.А.Назарбаев на встречах с молодежью подчеркнул, что вместо того, чтобы сидеть в социальных сетях, следует больше внимания уделять чтению различных книг: «Две вещи есть, ко- 5 торые формируют человека, - это то, что ш ты читаешь, и с кем ты общаешься. Я не о

нч

знаю, что вы читаете, собираясь в новый g жизненный путь, но я бы рекомендовал 2 из российских писателей великого гения zj

Толстого почитать, не обязательно "Вой- 2

<

ну и мир", у него есть много произведе- £ ний, которые учат жить» [2].

Решая задачу формирования у нечита- g

ющей молодежи потребности в чтении, 5

необходимо сосредоточить внимание на 5 продвижении именно художественной

литературы. Во-первых, читая художе- 5

ственную литературу, человек пережи- m

вает эмоции восторга, жалости, любви, 2

сострадания и таким образом тренирует п

душу. Во-вторых, вдумчивое чтение рож- g

дает человека, не просто потребляющего щ информацию, а получающего знания.

Проблема отторжения молодого по- п

коления от чтения не могла быть не за- >>

(—

мечена специалистами библиотечного < дела. По инициативе Национальной ака-

демической библиотеки Республики Казахстан и библиотечной ассоциации РК при поддержке Министерства культуры и информации РК в стране организована и ежегодно проводится акция в поддержку чтения как явления культуры. Республиканская акция «Одна страна - одна книга» направлена на повышение популярности казахской литературы, способствующей приумножению историко-культурного и духовного наследия, правильному нравственно-патриотическому воспитанию.

Это направление поддерживает Библиотека Рудненского социально-гуманитарного колледжа имени И.Алтынсарина. Особое внимание мы уделяем воспитанию гармонично развитой молодежи путем пропаганды роли и значимости книги в нашей жизни. Книга обогащает духовный мир человека, развивает его мышление, расширяет кругозор. Поэтому в це-^ лях повышения читательской активности ^ молодежи в нашей библиотеке проводят-¡5 ся мероприятия, выставки, обзоры и бе-о седы, направленные на поддержку куль-о туры чтения.

Для популяризации литературного на-

2 следия писателей Казахстана, формиро-

<

- вания литературного вкуса у казахстан? ской молодежи, воспитания патриотизма

0 в рамках программы «Рухани жангыру», 35 республиканской акции «Одна страна

1 - одна книга» разработаны интересные ^ и познавательные сценарии. Подготовка к их проведению требует творческого

§ подхода, гибкого мышления библиотека-

й ря, постоянного поиска нестандартных

= решений. Немаловажную роль играет и

из

о эмоциональность их проведения, соче-^ тание всех видов деятельности. Часто ^ участниками действий становятся сами £ читатели: они читают стихи, поют, тан>, цуют, участвуют в миниатюрных поста-^ новках. Некоторые сценарии как результат совместной творческой деятельности

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^

педагога и библиотекаря используются многократно на открытых уроках, во внеклассных мероприятиях. Среди них-получившие отзывы читателей: литературный час «Поэты душой не стареют» посвящен народной писательнице и поэтессе Фаризе Онгарсыновой, литературный ринг по творчеству Оралхана Боке-ева «В его творениях история духовного родства», литературное досье «Учитель великого Абая», раскрывающее творческий портрет Дулата Бабатайулы.

Сложилось хорошее правило в библиотеке - любое массовое мероприятие сопровождается выставками по теме, это обязательный элемент пропаганды литературы. Постоянно действующая выставка-признание «Книги - золотой фонд страны» дополняет мероприятия. Читателям представлены произведения известных публицистов, прозаиков, поэтов. На наш взгляд, проделанная работа имеет результат. У студентов появляется желание узнать больше о жизни и творчестве того или иного писателя, перечитать его произведения и, может быть, пересмотреть свое отношение к нему и к себе.

Стремясь идти в ногу со временем, наша библиотека проводит различные акции на злобу дня, экспериментируя с формами и методами подачи информации, используя нестандартные подходы к проведению выставок и публичных мероприятий. Для определения степени заинтересованности современной молодежи в чтении художественной литературы библиотекой колледжа запущена акция «Прочли сами. Понравилось очень. Советуем вам». Была разработана анкета «Что читает современник?» Параллельно проведен опрос классных руководителей. Результаты исследования оформлены в газете, изданной библиотекой совместно с учащимися. Газета включает в себя рейтинг наиболее читаемых произведе-

а:

ний, реплики студентов о чтении, фото активных читателей. Большой интерес у учащихся вызвали мысли наших мудрых учителей и рекомендации в прочтении любимых ими произведений.

Проделанная работа принесла свои плоды. Преподаватели выразили желание организовать обмен прочитанной художественной литературой со студентами. В итоге собрана и функционирует выставка читательских предпочтений с названием «Буккроссинг». Ее главный принцип -любовь к чтению - соотносится с одним из посылов программы «Рухани жацгы-ру», где говорится, что чтение должно стать инструментом духовного и интеллектуального прорыва нации.

Продолжением акции по пропаганде чтения стало мероприятие «Мы разные, но мы похожи», разработанное в форме открытого диалога о характерах и поступках героев прочитанных студентами книг. Мероприятие посвящено Дню толерантности. В широком смысле целью его являлось приобщить участников, будущих учителей начальных классов, к миролюбивому сообществу литературных героев, в жизни которых происходит вечное противостояние добра и зла.

Выбор пал на удивительные книги, написанные казахскими, русскими и зарубежными писателями. Особое впечатление оставили произведения Мукагали Макатаева «Реквием Моцарта», Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме», Харпер Ли «Убить пересмешника», Владимира Железнякова «Чучело», Анны Га-вальда «35 кило надежды».

Для желающих продолжить чтение по интересам библиотека колледжа разработала презентацию «Чтением человек переживает века». Слоганом презентации выбраны слова Фредерика Дугласа: «Однажды научившись читать, ты навсегда становишься свободным». Библиотекарь

рекомендует подборку литературы различной тематики, входящей в рейтинг наиболее читаемой среди молодежи разных стран, в том числе Казахстана.

Сегодня библиотекари колледжа ведут активный поиск нестандартных форм продвижения книги и чтения, внося в традиционную работу новые идеи. Несмотря на многочисленные дискуссии о спаде интереса к выставочной работе, мы отводим важную роль популяризации традиционной выставочной деятельности. Выставка для нас является интересным и ответственным делом, требующим определенных знаний и умений. Здесь в полной мере проявляется уровень эстетического вкуса самого библиотекаря, его эрудиция, творческие способности, дополненные использованием информационных технологий. Как показал опыт, если в выставке присутствует личное начало, ее ждет успех. Каждая законченная композиция находит отзыв среди педагогов и учащихся. Это значительно повышает престиж автора выставки и имидж библиотеки в целом. Мы сразу приобретаем много друзей среди тех, кто принимал участие в просмотрах. Информация о работе хранится на сайте колледжа, и каждый может узнать о проведенном мероприятии и об активных его участниках.

Выставки в помощь учебному процессу - самые распространённые в библиотеке колледжа. Они оформляются, например, ко Дню специалиста и являются панорамным просмотром новинок. Такие показы можно сделать не просто собранием отраслевых книг, а осмысленным творением, призванным возбудить интерес к профессии посредством связи с художественным произведением. Разнообразие форм, комфортность библиотечной среды, нестандартное заглавие привлекают непроизвольное внимание читателей. В качестве примера назову

ш

е; о ьг О С

о

и ш

2 <

н

о £

ч о с в; х г с н

с и о т

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ег

из О о.

С

щ

3 X

л -

£

н

<

выставку «Поварское дело не ремесло, а искусство», разработанную к международному дню повара, адресованную учащимся-технологам общественного питания. Посетители узнали, что предпочитали «откушать» знаменитые писатели и их герои. На любой вкус нашлись в литературе рецепты - от рыжиков соленых «по-чеховски» и гоголевских пирожков с вишнями до изысканных блюд американской и французской кухни, что манят гурманов со страниц романов Рекса Стаута, Александра Дюма, бразильца Жоржи Амаду. Неожиданностью стал кулинарный турнир, в котором участникам представилась возможность сесть за один стол с героями Пушкина, Тургенева, Гоголя, Булгакова. Предложенный вариант был интересен преподавателям и студентам других специальностей.

Сегодня мы понимаем необходимость

1 формировать отношение к чтению как к = удовольствию. Среди учащихся нашего § колледжа немало таких, кто интересуется ся научными журналами, популярными

2 энциклопедиями. Некоторые вместо теш

^ левизора и социальных сетей посвящают

Ц. свободные часы какому-нибудь хобби.

0 Поэтому говорить, ссылаясь на статистику, что дети не читают художественную

§ литературу, неверно. Просто они чита-

^ ют другую литературу. Такую категорию

< читателей мы поощряем, стараемся раз-s нообразить круг их чтения, подобрать ^ литературу по интересам. И это не про-52 тиворечит воспитательной и образова-

2 тельной политике учебного заведения

ш

гх и библиотеки. Совет профессионалов и

9 креатив молодых - прекрасный тандем

1 для эффективного сотрудничества. В •г результате совместного творчества соз-

jQ

^ даются экспозиции, которые позволяют

С представить выставку яркой, запоминаю-

< щейся. Эстетическая привлекательность

в той или иной степени способствует пробуждению интереса читателей к книге. Например, выставка книг «Из шкатулки собственных фантазий», оформленная в помощь учителю технологии, учащимся начального образования, просто всем желающим сделать свой досуг творческим, имела успех и на этот раз приятно удивила нас, библиотекарей. Экспонировалась литература по различным техникам и видам рукоделия. Профессионалы и любители смогли не только посмотреть книги и журналы по этой теме, но и увидеть выставку ручных работ приглашенных к сотрудничеству учащихся и педагогов нашего коллектива. Комплиментом библиотеке стали творческие работы учеников талантливого педагога, руководителя кружка прикладного искусства Турагу-ловой Балжумы Темирбековны. Работы подарены библиотеке. Они выполнены в этническом стиле, это прекрасное эстетическое дополнение к краеведческим мероприятиям и прикладным выставкам.

Таким образом, акцентированная политика развития чтения в библиотеке Рудненского социально-гуманитарного колледжа им. И.Алтынсарина направлена на поддержание устойчивого вкуса к чтению, на формирование культуры и навыков чтения как важного фактора образовательной успешности выпускников нашего учебного заведения.

ЛИТЕРАТУРА

1.Назарбаев Н.А Актовая лекция Президента PK. Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее. - Алматы: Казак, университет^ 2009. - С. 20.

2. [http://www.diapazon.kz/kazakhstan/ kaz-incidents/5 42 2 7-nazarbaev-posovetoval-detyam-obshchatsya-vzhivuyu. html] (дата обращения -21.01.2019г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.