Научная статья на тему 'Читательские предпочтения подростковойаудитории'

Читательские предпочтения подростковойаудитории Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
199
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Читательские предпочтения подростковойаудитории»

эссе имел больше возможностей, чем в лирике, обозначить свои эстетические установки. Круг поэтов, им обсужденных в эссе, сформирован его читательскими пристрастиями. При рассмотрении текстов эссе в отрыве от лирического наследия, Бродский рискует быть воспринятым как чрезмерно тенденциозный писатель. В то время как эссе призваны лишь более четко обозначить горизонты поэтического творчества.

Список литературы

1. Бродский, И. А. Собр. соч. : в 7 т. / И. А. Бродский. - СПб., 2001-2005.-Т. 1.

2. Бродский, И. А. Собр. соч. : в 7 т. / И. А. Бродский. - СПб., 2001-2005.-Т. 3.

3. Бродский, И. А. Собр. соч.: в 7 т. / И. А. Бродский. - СПб., 2001-2005.-Т. 4.

4. Бродский, И. А. Собр. соч.: в 7 т. / И. А. Бродский. - СПб., 2001-2005.-Т. 5.

5. Бродский, И. А. Собр. соч.: в 7 т. / И. А. Бродский. - СПб., 2001-2005.-Т. 6.

6. Бродский, И. А. Собр. соч. : в 7 т. / И. А. Бродский. - СПб., 2001-2005.-Т. 7.

7. Мир Иосифа Бродского. Путеводитель. - СПб., 2003.

8. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. Н. А. Николюкина. - М., 2003.

9. Смелкова, 3. С. и др. Риторические основы журналистики. Работа над газетными жанрами : учеб. пособие / 3. С. Смелкова. - М., 2004.

Гущина С.

ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВОЙ АУДИТОРИИ

Интересоваться газетами и журналами дети обычно начинают с подросткового возраста. Если данным процессом не управлять, то с учетом эпизодичности, случайности и нерегулярности интересов детей к чтению газет и журналов их воспитательное

воздействие становится непредсказуемым. В результате у детей не формируется избирательность чтения, без которой трудно ориентироваться в огромном потоке информации, поступающей из множества издаваемых в настоящее время газет и журналов.

В современных средствах массовой информации выпускается множество журналов, рассчитанных специально на подростков, они имеют как познавательную, так и развлекательную направленность. В этих журналах информация подаётся в доступной форме, с учетом психологических характеристик этого возраста. Существенным различием между ними является то, что, опираясь на возрастные особенности подростков, основной целью познавательных журналов является научение, а развлекательные (основным их содержанием является информация, которую можно увидеть на страницах так называемой «жёлтой» прессы) чаще воздействуют на сознание ещё не сформировавшейся личности с целью увеличения тиражей и зарабатывания денег. При этом среди развлекательных изданий можно выделить журналы с гедонистическим риском (гедонистический риск - это стремление получать удовольствие от острых ощущений [1]), которые растлевают личность подростка.

К познавательным журналам относятся те, в основе которых содержатся смысловыявляющие тексты, направленные на самостоятельное осмысление реальности (литературно-художественный альманах «Лазурь», научно-познавательный журнал «Оеолёнок» и др.). К развлекательным - журналы о звёздах, моде, современной музыке, такие как «OOPS!», «Все звёзды», «Фабрика», «Мой футбол» и т.д. К журналам с гедонистическим риском, в которых нередко используются гедонистические тексты, воздействующие на физиологические инстинкты и побуждающие к их смакованию, относятся такие журналы, как «Молоток», «Хулиган», «BRAVO». Журналы с гедонистическим риском находятся в большинстве и составляют половину всех изданий для данной целевой аудитории. Остальные 50% приходятся на познавательные и нейтральные развлекательные журналы.

Кроме того, познавательные журналы менее доступны для чтения, чем развлекательные. Дело в том, что они практически не продаются в киосках Роспечати. Эти журналы можно только

выписать по почте, либо найти в детских и юношеских библиотеках, но ведь далеко не каждый ребёнок будет каждый месяц или даже неделю приходить в библиотеку, чтобы почитать журнал. Гораздо проще, когда издание лежит у ребёнка дома, и он в любое свободное время может ознакомиться с его содержанием. Но в наше время подписка - это не очень удобно, так как она требует как материальных, так и временных затрат. Развлекательные же издания для подростков, наоборот, в основном продаются в киосках. Практически в каждом киоске Роспечати есть журналы «Все звёзды», «GIRL», «OOPS!», «COOL», «Молоток», «Ровесник», «BRAVO», «Хулиган».

Таким образом, смысловыявляющие журналы менее доступны для чтения, чем развлекательные. Чем можно объяснить сложившуюся ситуацию? Видимо, издавать развлекательные журналы в наше время рыночных отношений стало гораздо выгоднее. На детях просто зарабатываются деньги, а о том, как это скажется на сознании и психике ещё не сформировавшейся личности, издатели не задумываются.

Ярким примером издания с гедонистическим риском является еженедельный журнал «Молоток», официально он заявлен как журнал для подростков 15-ти лет. Его гедонистическая направленность проявляется уже в названии, которое можно по-разному истолковать. Что такое «молоток»? Во-первых, на молодёжном сленге понятие «молоток» выступает как поощрение и означает «молодец!», таким образом, все подростки, читающие этот журнал - «молодцы». Видимо, издатели хотят сказать именно это, и тем самым поощрить подростков к его дальнейшему чтению. Но интерпретировать данное понятие можно и по-другому: «молоток», как столярный инструмент, «вбивает» в голову подросткам информацию, т.е. использует воздействующие возможности СМИ, и тем самым программирует сознание ребёнка, при этом добавляя: «молоток - твой лучший друг!» Помимо названия в глаза сразу бросается сама обложка журнала. Например, на обложке первого номера 2005 года довольно красочно и не без удовольствия изображена следующая сцена: один из солистов эстрадной группы «Банда» втыкает нож в сердце окровавленной певицы Алексы.

Не менее интересным в этом плане является журнал «BRAVO», в каждом номере которого есть такие рубрики, как «Обратная сторона звёзд», «Засада» и т.д. В «Обратной стороне звёзд», например, публикуются «любопытные» факты из жизни звёзд, пикантные ситуации с их участием, причём всё это сопровождается откровенными фотографиями. В рубрике «Засада», тоже всегда можно найти «интересные» истории, правда, произошедшие уже не со звёздами, а юными читателями, которые в 14 лет заявляют: «Все мужики - КАЗЛЫ», или рассказывают историю, которую редакторы назвали: «УЖАС на УНИТАЗЕ» и др.

Но большее опасение вызывают материалы, публикуемые в рубрике с названием «Реально». Зачастую здесь можно встретить статьи о различных сектах, тёмных сторонах нашей жизни, самоубийствах. Например, авторы этой рубрики могут позволить себе в статье о подростках-самоубийцах привести высказывание Фридриха Ницше о том, что мы должны одобрить волю тех, кто решил умереть, программируя тем самым в сознании ребёнка мысль о том, что самоубийство - самый простой способ решения любой проблемы. И после этого мы удивляемся, когда узнаём, что очередной подросток покончил с собой?

Кроме всего прочего, оба журнала используют главную особенность подросткового возраста - гиперсексуальность - и публикуют много информации о сексе. В каждом из этих журналов есть постоянные рубрики, в которых откровенно обсуждаются вопросы на эту тему.

Для выявления приоритетности подростковых журналов был проведён социологический опрос среди подростков, в котором участвовало сорок человек: 10 девушек и 10 юношей, проживающих в городе, и 10 девушек и 10 юношей, проживающих в селе. Основная гипотеза исследования - развлекательные журналы, и в особенности ориентированные на гедонистический риск, более популярны, чем познавательные.

Самым популярным журналом среди подростков оказался журнал «Все звёзды». О существовании этого журнала не знали лишь 5% опрошенных, остальные же 95% этот журнал читали или хотя бы слышали о нём, причем около 40% подростков считают этот журнал интересным и полезным. Одним из важнейших

факторов популярности данного журнала явилось наличие в нём постеров с изображением звёзд. На втором месте находится журнал «COOL», о существовании которого знают 92% подростков. Читают этот журнал, так же, как и журнал «Все звёзды», девушки.

На третьем же месте расположились журналы «Молоток» и «OOPS!». Их знают 83% опрошенных, и нравится этот журнал 28 % подростков. Журнал «Молоток» в основном читают юноши, проживающие в городе. Отчасти, этот факт объясняется тем, что в селе этот журнал менее доступен, чем в городе. Таким образом, можно говорить о том, что городские подростки наиболее подвержены влиянию журналов с гедонистическим риском.

Журнал «OOPS ! » в большинстве читают девушки, причём тоже городские. Интересен тот факт, что данный журнал предназначен для девушек старше восемнадцати лет, а опрашивались подростки от 12 до 15 лет. Кроме того, выяснилось, что подростки часто читают такие журналы, как «Cosmopolitan», «Bazar», «Play boy», «MAXIM», также не предназначенные для них. То, что подростки интересуются журналами, предназначенными для взрослых, не может не влиять на психологическое развитие ребёнка.

Познавательные журналы оказались менее популярными, чем развлекательные: такие журналы, как «Лазурь», «Мы», «Пионер» и «Ссолснок» остались на последнем месте. Их знают только 15% опрошенных, причём читает эти журналы ещё меньшее количество детей.

Таким образом, потребность в развлекательных журналах среди подростков гораздо выше, чем в познавательных, причём журналы с гедонистическим риском стоят далеко не на последнем месте, оказывая отрицательное влияние на неокрепшую психику подростка. Сцены насилия, красочно описанные в журналах, ведут к оправданию насилия в обществе, повышается уровень агрессии, снижается «порог чувствительности» у людей, происходит научение определённым формам поведения (ранняя половая жизнь, суициды и т. д.). Происходит разрушение норм морали, которые складывались веками, и соответственно, общество должно обратить внимание на данную проблему и выработать механизмы защиты от влияния гедонистического риска в СМИ, особенно для детей и подростков. А журналистское сообщество, в свою оче-

редь, должно делать акцент не на развлекательной функции, а на формировании у детей определённого вкуса, социальной позиции и культуры.

Список литературы

1. Пронина, Е. Е. Девиантная реклама / Е.Е.Пронина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2002. - № 3. - С. 43.

Задворных О.

ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Опыт недавно проходившей в МГУ Международной конференции «Журналистика 2005: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве» позволяет говорить, по крайней мере, о двух основных противоположных тенденциях развития современной отечественной журналистики.

С одной стороны, это игнорирование этических принципов, деформация общечеловеческих ценностей, словесный «беспредел» в СМИ, создание культа насилия, «опошление, уродование и осквернение жизни». Два качества - цинизм и невежество - являются маркирующими качествами журналистов данного направления; насмешка и ирония становятся принципами восприятия и подачи реальности в СМИ. В свете этой опасной тенденции остро встаёт проблема гуманизации информационной сферы.

С другой стороны, зарождается «новая журналистика», способствующая культурному и духовному развитию человека, формирующая позитивистское мышление, развивающая у человека самостоятельные взгляды на вещи, «новая журналистика» ориентируется не на систему или организацию, а на живого, реального человека. Патриотизм провозглашается как одна из профессиональных составляющих личности журналиста.

Находящаяся в проблемной зоне этих двух тенденций социальная журналистика сегодня оказалась в эпицентре этического, правового и социально-политического напряжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.