УДК159.9:02
Р.З.Богоудинова, Л.К.Гейхман, И.В.Ставцева
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТА КАК ЦИФРОВОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы формирования читательской компетентности студентов как цифровых пользователей в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова: чтение, компетентностный подход, информационное общество, студент как цифровой пользователь, информационная грамотность
R.Z.Bogoudinova, L.K.Geyhman, I.V.Stavtseva THE READING OF A STUDENT AS A DIGITAL USER: PROBLEMS OF THE FORMATION
In the article the questions of the formation of students' competence as digital users during the educational process at the institute of higher education are considered.
Key words: reading, competent approach, informational society, a student as a digital user, informational literacy.
В информационном обществе ключевую роль играет доступность информации, результаты извлечения, анализа, обработки и присвоения данных, в связи с чем наблюдается существенное повышение требований к способности осмысления текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения личных и профессиональных целей. Во многом это определяется уровнем развития читательских способностей, сформированностью читательской компетентности.
Термин «читательская компетентность», введенный в российской «Национальной программе поддержки и развития чтения» (2006г.) [1], основывается на понимании чтения как основного и незаменимого источника социального опыта, важнейшего способа освоения социально значимой информации, безальтернативной технологии общего и профессионального образования.
Чтение - деятельность, формирующая и развивающая личность, инструмент получения образования и распространения культуры, оно является свидетельством целостности коммуникативной и профессиональной компетентности специалиста, средством достижения успеха человека в жизни.
Чтение особенно актуально для высшей школы, ибо компетентным специалистом считается тот, кто способен продуктивно усваивать информацию, превращать ее в свое «личное» знание и активно использовать для решения разноплановых задач в профессиональной деятельности.
Распространение новых форм представления информации, появление автоматизированных библиотек с электронными каталогами вызвало объективную необходимость освоения этого нетра-диционного информационного поля в образовательном процессе вуза. Подготовка студентов как цифровых пользователей, способных самостоятельно применять программное обеспечение для обра-ботки текстовой, табличной, графической информации, работать в компьютерных сетях, владеющих навыками работы с гипертекстом и мультимедиа становится одной из важнейших образовательных задач. Цифровой пользователь - субъект информационного общества, широко использующий информационно-коммуни-кационные технологии в личных и профессиональных целях извлечения, обработки, анализа и присвоения информации [2].
Однако раннее приобщение к визуальной массовой культуре и последующей работе с компью-тером (в основном, компьютерные игры) формирует такие особенности восприятия, как фрагментар-ность, поверхностность, неустойчивость. Малый лексический запас приводит к непониманию значений многих слов, а неумение и отсутствие привычки обращаться к словарям делает невозможным решение этой проблемы; слабые знания и умения построения грамматических конструкций мешают восприятию структуры предложений, особенно сложных [2,3]. В результате смысл текста ускользает как только его сложность превышает уровень простейших высказываний, что подтверждают данные тестов PISA (ProjectoflnternationalStudentAssessment), оценивающие показатели читательской грамотности 15-летних школьников и результаты ЕГЭ.
Как следствие, при традиционном невнимании к фундаментальной читательской компетентности, студенты вуза оказываются неспособными продуктивно усваивать большие объемы информации.
Необходимость выделения субъекта цифрового пользователя применительно к чтению обоснована, прежде всего, изменением сущности чтения, о чем свидетельствуют результаты первого этапа реализации «Национальной программы поддержки и развития чтения», где чтение в интернет фигурируют как необходимое направление дальнейшего развития российского общества [1]. Кроме того, общие положения программы «Развитие образования на 2013-2020гг.» явно указывают на поддержку всестороннего применения новых информационных технологий, а в списке общекультурных компетенций ФГОС ВПО фигурирует комплекс умений работы с информацией.
Современная читательская деятельность требует новых диагностик, учитывающих достижения учебной и компьютерной лексикографии по созданию словарей и организации такой их микроструктуры, которая позволяет в свернутом виде передать смысл текста, фиксации прочитанного материала студентами, чья читательская деятельность направлена на углубление учебных и специальных знаний.
Высокий уровень развития техники, особый статус личностного знания и противоречие постоян-ного информационного дефицита в условиях перенасыщения данными привели к появлению субъекта информационного общества, широко использующего информационно-коммуникационные технологии в целях извлечения, обработки, анализа и присвоения информации.
Особенности мышления современного студента и его потребность в получении уникальных и устойчивых преимуществ за счет обладания и управления ресурсом знания, не поддающемся быстрому воспроизводству, генерируют необходимость освоения трех групп умений: 1) использования техноло-гических возможностей современности; 2) аналитического и критического мышления; 3) эффективного взаимодействия. Все три группы умений тесно связаны с чтением как деятельностью, которое является универсальным средством получения личностного знания, приоритетного над информацией.
Несмотря на фундаментальность чтения как самостоятельного репродуктивного вида речевой деятельности, его высокая социальность и тесная связь с культурой человека делают неизбежными изме-нения под влиянием информационного общества в силу двух тенденций: 1) несоизмеримость количества поступающей информации и скорости ее восприятия; 2) прямая зависимость успешности функци-онирования в новом обществе знания от умения извлекать, обрабатывать, анализировать и присваивать информацию.
Можно выделить комплекс умений, характерных для чтения как деятельности в настоящее время:
- точная постановка читательской цели;
- адекватное использование нужной стратегии чтения как максимальной объективизации знаний, извлечения их из традиционных и виртуальных источников с соответствующей системой мотивации;
- критическое отношение к источникам, верификация информации;
- верная интерпретация смысла прочитанного;
- создание социально значимого вторичного текстового продукта на основе прочитанного.
Комплекс достроен двумя умениями (ориентация в большом потоке неструктурированных данных и быстрое переключение внимаяния с одного источника на другой), порожденными информационным обществом и способствующими приобретению таких читательских характеристик, как высокая степень технологичности, медийность, нелинейность, многоязычность, необходимость гибкости переключения внимания и постоянная социальная обусловленность [5, 6].
В свете представленных комплексных умений и современных характеристик чтения структура данной речевой деятельности становится сложной и пятикомпонентной, где:
1.Мотивационно-целевой компонент соотнесен с точной постановкой читательской цели, поиском и экспликацией путей ее удовлетворения.
2. Информационный компонент связан с умениями и навыками использования новых информаци-онных технологий для решения читательских задач, эффективного поиска информации в печатных и компьютерных источниках, ее верификации, отбора в потоках неструктурированных данных.
3. Когнитивный компонент отражает полноту, точность и глубину понимания текста с извле-чением из него ключевых элементов, он связан с умением критически оценивать источники, находить в них главные и второстепенные данные, обобщать их тематическое содержание.
4. Интерактивный компонент обеспечивает верную интерпретацию смысла текста и умения компрессировать прочитанный материал в целях создания социально значимого вторичного продукта на его основе.
5. Рефлексивный компонент отвечает за осмысление процесса чтения и рефлексию собственного читательского опыта.
В соответствии с данной структурой чтения определена и структура читательской компетенции студента, трактуемая как категория более высокого порядка над читательской и информационной грамотностью, состоящая из пяти компонентов, соответствующих структуре чтения. Под читательской компетентностью понимается способность суъекта информационного общества ставить и эффективно решать читательские задачи, отражая внутренне переработанный концепт текста в авторском вторичном произведении.
Среди читательских задач, соотносимых со спецификой обучения студентов, выделяется шесть основных, разбитых на две группы видов профессионально-ориентированного чтения:
1.задачи, требующие референтного чтения:
- ориентация в потоке различных текстов и отслеживание новых источников информации в конкретном тематическом поле;
- поиск и селекция необходимых текстовых источников, способных ликвидировать определенный информационный дефицит;
- обобщение информации, выделение главных и второстепенных элементов;
2.задачи, требующие информативного чтения:
- оценка представленной в тексте новой информации на предмет необходимости и возможности ее дальнейшего использования;
- присвоение авторской информации через осуществление письменной фиксации понятий, необхо-димых для достижения поставленных коммуникативных целей;
- формулирование собственных мыслей на основе текста путем повторного обращения к первоис-точнику и подготовка к дальнейшей продуктивной деятельности по созданию собственного вторичного продукта.
Решение читательских задач является репродуктивной деятельностью и представляет собой осно-ву процесса формирования компетентности и сопровождается организацией параллельной продуктив-ной деятельности, в качестве которой используется деятельность по созданию учебного пользователь-ского словаря, соответствующая особенностям объекта чтения студентов вуза (учебные и профессио-нальные тексты, обладающие высокой степенью информативности, абстракции и терминологической насыщенности). С одной
стороны, данная деятельность имеет самостоятельную цель и продуктивный ре-зультат (созданный студентом/ами учебный пользовательский словарь), а, с другой, - опосредованно отражает чтение как деятельность во всей его полноте, то есть может выступать эффективным средством формирования и контроля читательской компетентности [5,6].
Как средство формирования читательской компетентности создание учебного пользовательского словаря базируется на лексикографической фиксации, позволяющей осуществлять свертывание текста до словарных статей по ключевым единицам и последующее развертывание словарных статей до необхо-димого вторичного текста. Данный механизм обладает высоким потенциалом диагностики понимания прочитанного, поскольку степень понимания влияет на качество выбранных для чтения текстов, на их обработку и анализ в продуктивных лексикографических целях.
Анализ научных трудов показал, что к настоящему времени в философии, психологии, педагогике, культурологии, лингвистике накоплен определенный потенциал знаний, необходимый для постановки и решения проблем формирования читательской компетентности студента вуза в современном информа-ционном обществе. Но в методологическом поле современной педагогики требуют своего осмысления и разработки инновационные подходы, технологии обучения чтению студентов как цифровых пользова-телей, формирование читательской компетентности и ее диагностика, осмысление компе-тентностного подхода в чтении как деятельности, педагогическое обеспечение формирования читательской компе-тентности студентов, уточнение характеристик читательской деятельности.
Литература
1.Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы: по итогам пяти лет реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в России: Сборник статей - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2011. - 216 с.
2.Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-метод. пособие /И.В.Роберт, С.В.Панюкова, А.А.Кузнецов, А.Ю.Кравцова; под ред. И.В.Роберт.- М.:Дрофа, 2008.-312 с.
3.Рогова, Г.С. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Г.В. рогова, Ф.М.Рабинович, Т.Е. Сахарова.-М.: Просвещение, 1991.-287 с.
4.Роуландс, Я. Информационное поведение будущих исследователей /Я.Роуландс / / Библиотечное дело XXI век: науч.-практ. сб. /Рос. гос. б-ка.-2009.-№1 (17).-С.222-248.
¿.Сафонова, В.В. Принципы дидактически-ориентированного описания интернет-текста как продукта межкультурной коммуникации /В.В.Сафонова // Дистанционное обучение в системе непрерывного образования: Материалы I науч.-практ. конф.-М.: Еврошкола, 2009.- С.146-168.
6. Ставцева, И.В. Мультимедийный текст и формирование читательской компетентности цифрового пользователя в информационном обществе / И.В.Ставцева // Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации: Сб. статей.- М., 2012.-Вып. 5.- С.293-303.
1. Podderzhka i razvitie chtenija: tendencii i problemy: po itogam pjati let realizacii Nacional'noj programmy podderzhki i razvitija chtenija v Rossii: Sbornik statej - M.: Mezhregional'nyj centr biblio-technogo sotrudnichestva, 2011. - 216 s.
2. Robert, I.V. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebno-metod. posobie /I.V.Robert, S.V.Panjukova, A.A.Kuznecov, A.Ju.Kravcova; pod red. I.V.Robert.- M.:Drofa, 2008.-312 s.
3. Rogova, G.S. Metodika obuchenija inostrannym jazykam v srednej shkole/ G.V. rogova, F.M.Rabinovich, T.E. Saharova.-M.: Prosveshhenie, 1991.-287 s.
4. Roulands, Ja. Informacionnoe povedenie budushhih issledovatelej /Ja.Roulands // Bibliotechnoe delo XXI vek: nauch.-prakt. sb. /Ros. gos. b-ka.-2009.-№1 (17).-S.222-248.
5. Safonova, V.V. Principy didakticheski-orientirovannogo opisanija internet-teksta kak produkta mezhkul'turnoj kommunikacii /V.V.Safonova // Distancionnoe obuchenie v sisteme nepreryvnogo obrazo-vanija: Materialy I nauch.-prakt. konf.-M.: Evroshkola, 2009.- S.146-168.
6. Stavceva, I.V. Mul'timedijnyj tekst i formirovanie chitatel'skoj kompetentnosti cifrovogo pol'zovatelja v informacionnom obshhestve / I.V.Stavceva // Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v lingvistike, lingvodidaktike i mezhkul'turnoj kommunikacii: Sb. statej.- M., 2012.-Vyp. 5.-S.293-303.