средства их экспликации // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. 2008. № 3. Лингвистика и межкуль-турная коммуникация. С. 134-139.
6. Стернин, И. А. Очерк английского коммуникативного поведения : науч. изд. / И. А. Стернин, Т. В. Ларина, М. А. Стернина. Воронеж, 2003. 185 с.
7. Case, J. The Syndrome. N.-Y., 2002. 498 p.
8. Chase, J. H. Not Safe to Be Free. London, 1979.282 p.
9. Miller, S. Lost in the Forest. N.-Y., 2006. 262 p.
Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 7 (336).
Филология. Искусствоведение. Вып. 89. С. 34-36.
Ю. Е. Кочнева
ЧИСЛОВАЯ АЛЛЮЗИЯ В ЗАГОЛОВКАХ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ
УОЛТА ДИСНЕЯ
Рассматриваются числа, встречающиеся в заголовках мультипликационных фильмов компании Дисней, как маркеры аллюзии, имеющие ассоциативные связи. Понимание аллюзивного процесса происходит только в случае наличия определенных фоновых знаний у зрителя. Фоновые знания помогают декодировать зашифрованную информацию и способствуют лучшему восприятию.
Ключевые слова: аллюзия, ассоциация, мультипликационный фильм, число.
Как часто во время чтения художественного произведения или просмотра художественного или мультипликационного фильма в процессе внутреннего диалога на память приходят образы героев, политические, литературные, исторические, мифологические и пр. факты. Данный эффект достигается путем грамотного использования автором аллюзии.
Аллюзия (от лат. а11шю - шутка, намек) является «стилистической фигурой, намеком посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произ-ведения»1.
К изучению аллюзии в литературоведении и языкознании обращались еще в XVI в., однако теоретическая база была сформулирована только в XX в.. Согласно Н. М. Разинкиной, аллюзия - это «косвенное указание с помощью слова или словосочетания на какой-либо исторический, географический, литературный, мифологический или библейский факт. Косвенное указание может быть также связано и с событиями повседневной жизни человека»2.
Аллюзия выступает как средство «расширенного переноса свойств и качеств мифологических, библейских, литературных, историче-
ских персонажей и событий на те, о которых идет речь в данном высказывании»3.
Зачастую именно благодаря аллюзии автору удается выразить идею в краткой форме, так как процесс раскодирования этой информации зависит только от читателя/ зрителя и его ассоциативного мышления. При этом для аллюзии характерно «одномоментное побуждение к ассоциации с каким-либо компонентом перво-источника»4 и не всегда аллюзивная ссылка может иметь указание на автора, произведение или его отрывок. Она, скорее, имеет дело с фрагментами, ассоциациями, связанными с именами собственными, географическими названиями, репликами, то есть с так называемыми вкраплениями «чужого в свое».
Особую роль в ряде маркеров аллюзии занимают числа. Число является неким «кодом», определяющим жизнь человека и культуру целых народов. Именно с числами связаны исторические даты и события, религиозные обряды, различные торжественные церемонии и так далее. Благодаря числам люди учились воспринимать окружающий мир и, соответственно, свое место в нем. Таким образом, числа обладают функциональной и семантической значимостью.
Значимость и поликодовость чисел можно проследить не только в литературных произведениях, но и в художественных и мультипликационных фильмах.
Настоящая статья посвящена семантике чисел, которые встречаются в названиях мультипликационных фильмов Уолта Диснея. Всего компания выпустила три таких мультфильма, а именно: «Белоснежка и семь гномов», «101 далматинец», «Фантазия 2000». Еще один мультфильм «Шестерка героев» выйдет в мировой прокат 7 ноября 2014 г.
«Белоснежка и семь гномов». Красавица принцесса Белоснежка живет со своей злой мачехой, которая в один день окончательно понимает, что не может мириться с красотой своей падчерицы, и просит егеря отвести девушку в лес и убить ее. Однако добрый егерь смиловался над Белоснежкой и отпустил ее. Скитаясь в одиночестве в глухом лесу, Белоснежка случайно находит дом, в котором живут семь гномов. Они с радостью предлагают свое гостеприимство. Однако, узнав, что ее падчерица жива, злая мачеха, одевшись как нищенка, приходит к Белоснежке и угощает ее отравленным яблоком. Съев яблоко, Белоснежка падает без чувств. Безутешные гномы делают для девушки хрустальный гроб и относят его в пещеру. Прекрасный принц находит пещеру и воскрешает Белоснежку своим поцелуем.
Еще с древних времен считается, что число 7 обладает некой магической силой. Обратившись к Библии, мы вспоминаем, что Господь создал землю за семь дней, вспоминаем про семь смертных грехов и семь таинств. В древнем мире люди полагали, что вокруг земли вращаются семь планет, каждая из которых подвластна богам (всего семь богов). Много примеров можно найти и в античности. Не стоит забывать и про семь дней недели, семь нот, семь цветов радуги и признанные на сегодняшний день семь чудес света.
Согласно астрологии, семерка является «совершенным» числом. Считается, что это число приносит удачу. Люди, в дате рождения которых есть число семь, обладают аналитическим мышлением, у них развита интуиция, им присуще живое воображение.
Становится очевидным, что не случайно Белоснежка встречает на своем пути именно семь гномов. Они призваны принести успокоение и гармонию. Благодаря вере в чудо, изобретательности, проницательности и своей интуиции (именно эти черты свойственны семерке),
гномы не хоронят Белоснежку, а лишь относят хрустальный гроб в пещеру, где ее позже и находит принц. Число семь здесь также говорит об успехе в любом предприятии. Именно благодаря этой судьбоносной встрече Белоснежка находит друзей и любовь.
«101 далматинец». Роджер и Анита - семейная пара из Лондона, в доме которых царят гармония и любовь. У пары есть 2 любимые собаки Понго и Пердита породы далматинец, которые дают потомство из 15 очаровательных щенков. Злодейка Круэла де Вил, мечтающая
о шубе из меха собак именно этой породы, узнав о таком многочисленном пополнении, наведывается в гости к Роджеру и Аните. Однако Круэла терпит фиаско, так как молодые отказываются отдавать ей щенков. Круэла не сдается и приказывает своим помощникам похитить щенят, что они и делают. Не надеясь на помощь полиции, Роджер и Анита решают самостоятельно найти щенят. Понго и Перди-та бросают клич среди дворовых собак с призывом присоединиться к ним. Совместно им удается освободить не только щенков Понго и Пердиты, но и других щенков породы далматинец (всего 99). Осознав причину, по которой щенки были похищены, полиция все-таки пребывает в особняк Круэлы и арестовывает ее. Счастливые Роджер и Анита оставляют всех 101 далматинцев у себя.
В соответствии с нумерологией, зеркальное число 101 означает сознание, и даже осознание, понимание прошлого и будущего. 101 «смотрит» только вперед, учитывая, однако, прошлый опыт. 101 отвечает за наши мысли и желания.
Именно благодаря своему утонченному восприятию и интуиции Роджер, Анита и их четвероногие питомцы не теряют надежду в лучшее и исправление ошибок прошлого. Зеркальность числа олицетворяет справедливость, истину; то, что все возвращается на круги своя и каждый получает по своим заслугам. Так, Круэла, само олицетворение зла, в конечном счете терпит полное поражение.
Несколько иное значение мы получаем, если будем дробить 101 на две составляющие: сто и один. Число 100 издревле считалось олицетворением духа, душевности. Это богатый опыт, накопленный многими поколениями, это история. В конкретном случае это история одной семьи с ее опытом, жизненными позициями, надеждами и стремлениями. Единица, в свою очередь, является полной противополож-
ностью размеренности. Это энергия, взрыв. Единица вносит элемент игры и живость в спокойное существование сотни. Так, появление 101 далматинца ведет к изменению образа жизни семьи Роджера и Аниты, добавляя приятные хлопоты.
Еще одним доказательством в пользу того, что выбор именно 101 далматинца был не случаен, служит тот факт, что в некоторых древних религиях 101 является числом плодородия.
«Фантазия 2000». Мультфильм об ассоциациях, которые возникают у человека при прослушивании шедевров классической музыки.
Возможно, выбор числа 2000 был связан со страхом людей, потому что они не знали, чем им грозит начало нового тысячелетия, какие перемены оно сулит, и, самое важное, будет ли дальше жизнь. Поэтому режиссеры сняли мультфильм, который бы изобразил историю человечества, зарождение новой жизни и упадок, проливая свет на некоторые тайны мироздания.
Но этот выбор мог быть и не случайным, а основанным на семантике числа 2000, что означает отражение нашей действительности, восприятие мира, самого себя, своей души. Воспринимая разные образы, мы реагируем на них и соответственно эмоционируем. «Когда вам встречается число 2000, вы, осознавая, поймете, что от вас хочет этот мир. Он желает, чтобы вы проросли в этот мир и ваше возрождение в этом мире будет обосновано как искупление кармы»5. Именно такой эффект достигается благодаря отличной режиссерской постановке, когда один образ, одна история, один исторический цикл, сопровождаемый классической музыкой, сменяет другой. Даже если восприятие мира не меняется, мультфильм в любом случае показывает иное видение и заставляет задуматься о смысле бытия. «Число 2000, открытие нового типа сознания, когда прекращается суета и между вашим сознанием и миром появляется непроницаемая поверхность, через которую невозможны физические воздействия. Теперь вы вырабатываете в себе силу воли сопричастности к происходящему. Вы должны перейти от восприятия отражения мира в своем сознании к восприятию того, что мир может быть изменен одним вашим напряжением мысли»5.
«Шестерка героев». О мультипликационном фильме, который выйдет в прокат в конце
2014 г., известно мало. Он о том, что правительство Японии в ходе противоборства с другими странами набирает свою команду героев, обладающих сверхчеловеческими способностями.
Число 6 носит символический характер: шестерка бескорыстна, честна, справедлива, у нее развито чувство долга и она умеет разрешать конфликты. Обращаясь к религиозным мотивам, а именно к тому, что Бог создал человека на шестой день, становится очевидным, почему появление именно шести героев оказало большое влияние на мир.
Таким образом, аллюзивный микротекст может присутствовать не только в самом мультипликационном фильме, но и в его заголовке. Однако понимание аллюзивного процесса происходит только в случае наличия определенных фоновых знаний у зрителя. Фоновые знания помогают декодировать зашифрованную информацию и способствуют лучшему восприятию. Помимо упоминания конкретных имен, дат, исторических событий, аллюзивные микротексты могут содержать числовые символы, для расшифровки которых необходимы основы нумерологии. При правильном толковании цифрового обозначения глубинный смысл мультипликационного фильма становится более очевидным.
Примечания
1 Советский энциклопедический словарь : энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. 4 изд-е. М., 1989. С. 40.
2 Разинкина, Н. М. Функциональная стилистика. М., 1986. С. 7.
3 Петроченко, Л. А. К вопросу об ассоциативных основах метафоры // Сравнительноисторическое и типологическое изучение языков и культур. Вопросы преподавания иностранных и национальных языков : сб. ст. междунар. конф. «XXIV Дульзоновские чтения» (Томск, 22-26 июня 2005 г.). / отв. ред. О. А. Осипова. Томск: Ветер, 2005. С. 192.
4 Дюришин, Д. Теория сравнительного изучения литературы. М., 1979. С. 153.
5 Ширяев, П. Г. Значение числа 2000 [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://shiryaevpavel.ru/ znachenie-chisla-2000.html/.