Научная статья на тему 'Число как философско-эстетическая категория'

Число как философско-эстетическая категория Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
562
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА ЧИСЛА / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ / ПИФАГОР / ЛЯМБДА / ФРАКТАЛ / ESTHETICS OF NUMBER / MATHEMATIC ESTHETICS / MUSICAL HARMONY / PYTHAGORAS / LAMBDA / FRACTAL GEOMETRY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Романенко Юлия Михайловна

В ряду традиционных категорий эстетики число занимает необычное место. Оно не только вступает в сложные отношения с ведущими категориями эстетического мышления, но даже заменяет собой некоторые из них. Эстетическое как часть мировоззрения и математическое как метод пребывали во взаимодополняющем равновесии от времен античности и до раннего Просвещения. Огромный вклад в изучение числа внес греческий математик и философ Пифагор. Применение математических методов в эстетике наиболее плодотворно в отношении формы. В последние десятилетия принцип пропорции получил блестящее развитие во фрактальной геометрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Number as Philosophic and Esthetic Category

The number takes special places in the range of traditional categories of esthetics. It does not only enter into relations with leading categories of esthetic thinking but even replaces some of them. The esthetic as part of worldview and mathematical as approach stayed in mutually reinforcing equilibrium since Antique times and until the early Enlightenment. Great contribution to the study of number was made by Greek mathematician and philosopher Pythagoras. The application of mathematic methods in esthetics is the most fruitful as applied to the form. In the last decades the proportion principle gained brilliant traction in fractal geometry.

Текст научной работы на тему «Число как философско-эстетическая категория»

УДК 18 + 510

Число как философско-эстетическая категория

Ю. М. Романенко

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

В ряду традиционных категорий эстетики число занимает необычное место. Оно не только вступает в сложные отношения с ведущими категориями эстетического мышления, но даже заменяет собой некоторые из них. Эстетическое как часть мировоззрения и математическое как метод пребывали во взаимодополняющем равновесии от времен античности и до раннего Просвещения. Огромный вклад в изучение числа внес греческий математик и философ Пифагор. Применение математических методов в эстетике наиболее плодотворно в отношении формы. В последние десятилетия принцип пропорции получил блестящее развитие во фрактальной геометрии.

Ключевые слова: эстетика числа; математическая эстетика; музыкальная гармония;

Пифагор; лямбда; фрактал.

Для лучшего представления о предпосылках возникновения категорий эстетики, их взаимосвязи и влияния на развитие естествознания необходимо вернуться в эпоху античности, когда математика только начала свое развитие в качестве теоретической науки, а эстетика еще не выделилась в самостоятельную науку. Именно в эпоху античности закладывались основы современной науки и открывались основные принципы искусства, сохранившие свое непреходящее значение до нашего времени. Эстетическое как часть мировоззрения и математическое как метод пребывали во взаимодополняющем равновесии начиная со времен античности и до эпохи раннего Просвещения.

Существует парадокс: эстетика, в своем донаучном бытии оформлявшаяся как эстетика числа, по преимуществу забыла о нем как об эстетической категории. В ряду традиционных категорий эстетики, таких как прекрасное или трагическое, число занимает необычное место: в нем очевиднее формально-логические связи содержания; число довольно легко готово отрешиться от всей наглядно-изобразительной вещественности, чтобы превратиться в голый принцип формальной связи, в количественную величину, условие соразмерности или простейший инструмент счета. И, следовательно, мы будем иметь дело с мерой, пропорцией, порядком, ритмом и другими структурно-числовыми модификациями.

Как принцип организации материала, как автономная эстетическая выразительность, как тип отношений содержательных элементов произведения, как символ, аллегория и иное означение, как способ порождения образности и, в ряде случаев, ее эйдологическая основа, — во всех этих ипостасях число проявляет себя как эстетическая категория с презумпцией ценностно окрашенной духовно-предметной выразительности.

Число не только вступает в сложные отношения с ведущими категориями эстетического мышления, но даже заменяет собой некоторые из них. Так, категория возвышенного утверждает эстетический смысл принципа количества и массы. Целые эпохи будут размышлять о прекрасном как об апофеозе гармонических чисел. Средневековая эсхатология, превратившая числа в элемент теологических суеверий, положит их в основу трагической апокалиптики. В той же мере, в какой

© Романенко Ю. М.

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

69

Духовно-нравственные проблемы бытия

число — логическое основание грации и гармонии, оно выступает принципом построения гротеска и количественных деформаций в сфере безобразного, смешного и иронического [1, с. 45].

Число может быть изображенным (в виде символа, аллегории, знака, чертежа), но может быть и изображающим — как принцип эстетического конструирования (и тогда его можно связать с понятиями формы и канона, композиции и архитектоники, ритма и пропорции). Архаическое сознание много и охотно оперирует числами, группируя и сравнивая факты. Живым ощущением выражаемого в числе ритма остаются орнамент, стихотворная речь, музыкальная и архитектурная композиция.

Геометрия в Древней Греции — это архетипическая структура множества вещей: существующих в природе объектов и сооружений, созданных человеком, ноуменальных (т. е. умопостигаемых), абстрактных и математических. Одним из первых исследователей, заявлявшим, что числа существуют сами по себе, был известный античный мыслитель Пифагор (см. [2]). Он провел различия между группами чисел, выделив простые и совершенные, разделил четные и нечетные, исследовал их мистические свойства.

Античное число — объект многомерный; выделять в его составе чисто эстетическую компоненту бесполезно. Эстетическая действительность числа есть вместе с тем и его бытийная сущность. Категории типа: гармония, симметрия, чет-нечет, начало и конец, ритм, прерывность и континуум — вторичны и образуют античный «метаязык» описания числа как окончательной эстетической выразительности всего, о чем можно подумать, увидеть, уловить слухом, потрогать и сделать руками. При обращении к античному способу мышления приходится иметь дело не столько с числом, сколько с бытием числа, так как в эпохах древнейших культур предстает не само число, но миф о нем. Античная классика понимает число уже как категорию и даже класс категорий. Античная эпоха — время первых числовых интуиций, число предстает перед нами как категория универсального содержания и объема (категория эстетики) и как культурная универсалия (термин теории культуры).

В статье А. Ф. Лосева [3] термины античной числовой эстетики выделены в четыре раздела:

1) числовые категории (единое, непрерывность, диада, триада, все, предел, часть и др.);

2) структурные (симметрия, порядок и др.);

3) динамически-структурные (ритм);

4) статически-структурные (тон, гармония, пропорция, канон).

Античность открывает закон онтологической номинации, т. е. просто творчества бытия: то, что названо числовым именем, получает статус существования. Первые имена вещей есть числовые имена. Бытие принадлежит числу, а число подарено человеку. Единственное свойство числа: оно не может не быть. Поэтому «меон» (не сущее) вне числа как сферы совершенства и в этом плане (поскольку никакого «вне» относительно числа помыслить невозможно) как бы и не существует.

В силу своей универсальности число содержит в себе не отдельный фрагмент античной онтологии и окружающей действительности, но полагает зоной самоосуществления весь Космос. Нет такого предмета в мире и такой ситуации в быте античного человека, которые он не перевел бы на язык числовых соответствий. В этом смысле любая эстетическая категория античного мышления, любая онтологическая опора и познавательный прием есть некие числовые определенности и соотношения. Таково общее свойство универсальных понятий — эквивалентность любому

70

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

Романенко Ю. М.

другому. На этой функции числа — быть категориальным интегралом — настаивает вся история античности. Именно в качестве интеграла число способно к порождению специального класса числовых категорий, совокупность каковых и дает Лосев. Число, таким образом, живет двумя жизнями — субстанциональной и функциональной.

Очевидной актуализацией числа как структурного принципа построения объекта является музыка. Понятие гармонии неразрывно связано с понятием порядка и упорядоченности. Порядок и хаос — объективные свойства действительности [4]. Пифагор открыл, что целые числа управляют музыкальной гармонией, и это убедило его, что за сложностью построения Вселенной стоят гармония и порядок, т. е. числовая гармония структурирует все уровни Вселенной — от движения планет до колебаний струн музыкальных инструментов.

Особенностью ранней числовой эстетики является ее музыкальность: по преимуществу происхождение нотной записи, алфавита и чисел совпадает. «Бытие числа в арифметике и пространства в геометрии совершенно не находится ни в какой связи с физиологией восприятия числа и пространства. Это — особое математическое бытие, в котором царствуют свои особые законы. Так же и в музыке» [5, с. 640]. Акустическое число в музыке — наиболее сложный тип эстетической числовой репрезентации: ни в одном из искусств не позволяет себе гармонической свободы такого масштаба; но менее всего в восприятии музыки число способно быть объектом непосредственного переживания и рефлексии. Число не нуждается здесь в объектном бытии, и только структурные и смысловые паузы выдают его присутствие.

Обратной стороной этой неочевидности присутствия числа является жесткая упорядоченность музыкальной формы. «Музыка... известна нам лишь в стройнейших и законченных музыкальных образах, и, о какой бы бесформенности и хаосе она не говорила, все же сама она дана в строжайшей форме, и иначе нельзя было бы и говорить об искусстве музыки. В музыкальном произведении есть свой, своеобразный образ, намеренный и законченно выполненный.», — писал Лосев [5, с. 645]. И далее: «.форма искусства не обязательно должна воплощать что-то оформленное. В форму искусства можно воплотить и нечто совершенно бесформенное, до конца хаотическое. Чистое музыкальное бытие и есть эта предельная бесформенность и хаотичность. Здесь отсутствует не только пространственное оформление, отъединение одного пространственного предмета от другого. Здесь отсутствует и всякое иное оформление. Здесь нет никаких идеальных единств, которые бы противостояли хаотическому и бесформенному множеству. В этом, если угодно злоупотребить неопределенным термином, — форма музыки, т. е. форма хаоса. С этой точки зрения особого внимания заслуживает та особая слитность звуков, которая сопровождает музыку. Сумма звуков всегда в музыке нечто неизмеримо большее, чем фактически присутствующие в этой сумме слагаемые. Кроме того, музыка неизменно движется и течет, меняется. Один звук как бы проникается другим и слитно с ним проникает в третий. Множество звуков, составляющих музыкальное произведение, воспринимаются как нечто цельное и простое, как нечто в то же время текуче-бесформенное» [5, с. 651].

Возможно, именно благодаря числу (или осмысленно-звуковой парадигме) становится возможным преодоление временного характера музыки в ходе ее сочинения и восприятия. Немалой проблемой является изучение математических элементов в творчестве таких мастеров, как И. Стравинский и ряд его современников.

Существует множество гамм с разными музыкальными свойствами. Минорная гамма часто считается грустной, переход из минора в мажор — веселым и оптимистичным. Музыканты часто используют свойства гамм, чтобы продемонстрировать эмоциональные возможности, которыми обладает лежащая в основе всего арифметика Пифагора.

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

71

_______________________Духовно-нравственные проблемы бытия_________________

Числа строили эстетически впечатляющую картину и «математически» убедительные возможные миры. Что может быть достовернее и убедительнее мира, если в его основу положено число? В ЦГАЛИ (фонд 438) хранится рукопись А. Сухово-Кобылина, в которой бытие Всемира «отражено в трех математических “знаках”: 0,1 и го» [6]. Ноль выражает начальную стадию Всемира; единица — мир единичных вещей, а бесконечность — беспредельность мира. В качестве математической формулы для универсального закона развития он использует бином Ньютона.

Двенадцатая буква греческого алфавита — лямбда (А,). В фигуру лямбды пифагорейцы вписывали семь чисел (1, 2, 3, 4, 8, 9, и 27: единица в вершине, по одной стороне 2, 4 и 8, по другой — 3, 9 и 27). При взгляде на лямбду возникает вопрос: почему Пифагор ограничился семью числами? Потому, что 7 — магическое число?

Очевидно, что с каждой стороны лямбды будет 16 и 81 соответственно. Сегодня число 16 — это основа шестнадцатеричной системы, которая используется в компьютерах. Говорить о значении компьютеров для современной цивилизации не приходится.

Современный ученый П. Пихта применил закон простых чисел Адамара (1896 г.) к периодической системе химических элементов Менделеева, завораживающей всех, кто интересуется тайнами Вселенной. Стабильные элементы включают элементы с атомным числом 1, 2, ..., 83. После 83 (висмут) некоторые элементы нестабильны: торий (90) и ураний (92), другие существуют только в лабораторных условиях и позднее распадаются на другие элементы. Кроме того, элементы технеций (43) и прометий (61) не существуют нигде в Солнечной системе. Таким образом, стабильных элементов всего 81 — ключевое число лямбды. И еще один странный пифагорейский факт: у элементов может быть до 10 разных форм (изотопов), но никогда больше. Как и говорили пифагорейцы, 10 — число завершенности [7, с. 20—21].

Изначальная эстетическая функция числа — приведение мира к порядку и совершенству, освобождение человека от природного хаоса и всяческой событийной дисгармонии. Числа эстетически структурируют мир, дают ему меру и закон, ориентируют человека во времени и пространстве [1].

Возникновение потребности в абстрактном счете свидетельствует о разрушении мифологической сплошности сознания, впервые происходит разделение слова и вещи, имени и предмета, цифры и числа. Простая комбинация явлений уже не удовлетворяет человека, и он переходит от называния к объяснению и доказательству; простейшее суммирование и деление сменяются поисками абстракций, в которых обобщены внутренне присущие миру законы.

Сознание вступает в историческое бытие, и одним из первых шагов на этом пути оказывается необходимость напряженного размышления о числе как продукте агностической рефлексии. Числа выходят на новый уровень категориальной жизни в виде эстетики числа [1].

В эпоху рождения профессиональной эстетики история числовой эстетики уступает место философии математики. Это происходит в связи с бурным развитием точных наук и рационализацией эстетического знания. Число, долгие века жившее внутренним сопряжением двуединой своей природы, теряет свои онтологические содержания, переживает глубокий кризис. Но при этом оно не теряет эстетической функции, служит и далее изучению эстетической качественности, пониманию количественных параметров природы и искусства.

В работах известного математика Г. Г. Харди, красота предстает высшей целесообразностью с точки зрения математического выражения, что утверждает универсальность геометрических законов, которые с равной эффективностью действуют

72

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

Романенко Ю. М.

в кристаллах и в живых организмах, во Вселенной и в мельчайших частицах, в произведениях искусства и в научных теориях. Павел Флоренский в работе «Число как форма» не только предвосхитил развитие дискретной математики, но и предугадал неизбежность разработки «математических начал» эстетики.

Применение математических методов в эстетике наиболее плодотворно в отношении формы. Изучение математических закономерностей в строении произведения искусства, законов формообразования, которые по существу едины в природе и искусстве, позволяют нам открыть многие тайны красоты самой природы и творений человека.

Симметрия является универсальным, структурообразующим принципом в природе, в котором находит конкретное воплощение постулат о единстве в многообразии. Из принципа симметрии естественным образом вытекает принцип пропорции, обеспечивающий инвариантность изменения. В последние десятилетия принцип пропорции получил блестящее развитие в так называемой фрактальной геометрии (Б. Мандельброт).

Основу фрактальной (от лат. fractus — изломанный, разбитый) геометрии составляют весьма своеобразные функции, не имеющие производной ни в одной своей точке. Можно сказать, что фрактал есть математическое воплощение принципа пропорции. Это симметрия подобия — инвариантность изменения масштабов первоначального объекта (простейший случай — дихотомия — деление отрезка пополам). Фрактал — это не традиционная геометрическая форма, а алгоритм изменения формы. Изображенные на дисплеях компьютеров, фрактальные множества обнаруживают несомненное сходство с природными формами.

Бенуа Мандельброт размышлял в 1984 г.: «Почему геометрию часто называют “холодной” и “сухой”? Одна из причин заключается в ее неспособности описать форму облака, горы, береговой линии или дерева. Облака — не сферы, горы — не конусы, береговые линии — не окружности, древесная кора не гладкая, молния распространяется не по прямой... Природа демонстрирует нам не просто более высокую степень, а совсем другой уровень сложности. Число различных масштабов длины в природных объектах для всех практических целей бесконечно» [8, с. 1].

Математическое понятие фрактала выделяет объекты, обладающие структурами различных масштабов, как больших, так и малых, и, таким образом, отражает иерархический принцип организации. Фрактальная геометрия приспособлена для описания геометрических форм живой природы — листьев, деревьев, сообщества клеток, а также таких хаотичных объектов, как горы, облака и др. Фрактальная геометрия — это геометрия Хаоса, порождающего Порядок. Она описывает природные формы компактнее, точнее и изящнее, чем евклидова геометрия. По словам А. В. Волошинова, фрактальная геометрия — это «.рождение Порядка из Хаоса, бесконечное разнообразие красивейших форм и структур при единообразии и простоте алгоритма, микрокосмос в макрокосмосе» [10, с. 64]. В заключение можно сказать, что эстетические категории в современной науке продолжают развивать античные традиции.

Литература

1. Романенко Ю. М. Эстетика и математика. М.: Изд-во МГОУ, 2005. 108 с.

2. Насретдинов А. А. Музыкальная математика древних. Поиск гармонии. М.: Бослен, 2012. 256 с.: ил.

3. Лосев А. Ф. Числовая и структурная терминология в греческой эстетике периода ранней классики // Вопросы античной литературы и классической филологии: Сб. статей. М.: Наука, 1966. С. 29—44.

4. Романенко Ю. М. Эстетика бытия и античная математическая традиция // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2014. № 2. С. 69—76.

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

73

___________________________Духовно-нравственные проблемы бытия__________________________

5. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики // Самое само / А. Ф. Лосев. М.: Эксмо-Пресс, 1999. С. 635-823.

6. Сухово-Кобылин А. В. Учение Всемира. ЦГАЛИ. Ф. 438. Ед. хр. 158.

7. Скиннер С. Священная геометрия. Расшифровывая код. М.: Кладезь-Букс, 2007. 159 с.: ил.

8. Mandelbrot B. B. The Fractal Geometry of Nature. N.Y.: W. H. Freeman and Company, 1982. 468 p.

9. ВолошиновА. В. Математика и искусство. 2-е изд., дораб. и доп. М.: Просвещение, 2000. 399 с.: ил.

Романенко Юлия Михайловна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии (ФиС) МИЭТ. E-mail: sandy1@rambler.ru

74

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 3—4 (3—4) 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.