Научная статья на тему 'Число и имя как медиаторы интеллектуальных систем'

Число и имя как медиаторы интеллектуальных систем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
132
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ИМЯ / ЧИСЛО / ЯЗЫК-ЗНАК / ЯЗЫК-СИМВОЛ / INTELLECTUAL SYSTEMS / NAME / NUMBER / LANGUAGE-SIGN / LANGUAGE-SYMBOL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Канафьева Виктория Владимировна

Автором используются в качестве методологии идеи философии имяславия П. Флоренского для объяснения феномена интеллектуальных систем. В качестве основной проблемы философии искусственного интеллекта рассматривается идея о принципиальной несводимости друг к другу языка-знака и языка-символа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Number and Name as Mediators of Intellectual Systems

The author uses Florensky's name philosophy ideas as methodology for the explanation of the phenomenon of intellectual systems. The idea of the principal lack of convergence between the language-sign and the language-symbol is considered as the basic problem of the artificial intellect philosophy.

Текст научной работы на тему «Число и имя как медиаторы интеллектуальных систем»

Запада. Ее миссия - совершить в мире духовный переворот и глобальную революцию сознания.

Библиографический список

1. Соломатова С.Н. Ценностные ориентации россиян в процессе формирования гражданского общества в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 6.

2. Сергеев В.В. О безопасности духовной культуры в российском обществе // Социальногуманитарные знания. 2007. № 4.

3. Бусыгина И.М. Какие ценности в цене? // Политические исследования. 2004. № 1.

4. Миронов А.В. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве современной России // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 2.

V.V. Kanafieva

Number and Name as Mediators of Intellectual Systems

The author uses Florensky’s name philosophy ideas as methodology for the explanation of the phenomenon of intellectual systems. The idea of the principal lack of convergence between the language-sign and the language-symbol is considered as the basic problem of the artificial intellect philosophy.

Key words and word-combinations: intellectual systems, name, number, language-sign, language-symbol.

Автором используются в качестве методологии идеи философии имя-славия П. Флоренского для объяснения феномена интеллектуальных систем. В качестве основной проблемы философии искусственного интеллекта рассматривается идея о принципиальной несводимости друг к другу языка-знака и языка-символа.

Ключевые слова и словосочетания: интеллектуальные системы, имя, число, язык-знак, язык-символ.

УДК 800.1 ББК81В

В.В. Канафьева

ЧИСЛО И ИМЯ КАК МЕДИАТОРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ

ЕВ настоящее время все дискуссии, так или иначе касающиеся вопроса совершенствования систем искусственного интеллекта, замыкаются на проблеме усложнения объектов управления с одновременным ужесточением требований к точности и качеству управления данными системами. Это, естественно, обусловливает факт пересмотра подходов построения самих систем управления, что может привести к противоречию с традиционными подходами. Как следствие возникает необходимость использования интеллектуальных самоорганизующихся систем автоматического управления (ИССАУ) [1, с. 40], содержащих в своей структуре не что иное, как гибридное вычислительное устройство - нейрокомпьютер.

Проблемно-ориентированный язык, поддерживающий стиль программирования, которому присущ вид абстракции «правило

ЕСЛИ - ТО» [1, с. 41], описывает законы управления ИССАУ в виде систем обыкновенных дифференциальных уравнений, для решения которых можно применять в числе используемых алгоритмов как комплексную арифметику, так и алгоритмы нахождения корней трансцендентальных уравнений [2, с. 101-103]. Однако, на наш взгляд, какой бы язык программирования ни использовался, все равно придется решать один из традиционных вопросов в сфере автоматического перевода - о возможности и необходимости создания универсального семантического языка, представляющего собой в процессе обработки текста переходную репрезентацию между языком-целью и языком-источником [3].

Любой язык программирования представляет собой сочетание кодов: 0 и 1, то есть число, а «понятие о числовом тождестве неприложимо к вещам: вещь может быть лишь “такая же” или “не такая же”, но никогда - “та же” или “не та же”» [4, с. 79]. В западной традиции, лежащей в основе «лингвистического программирования», наблюдается омонимия терминов, обеспечивающая более системный подход к «исчислению» различных способов кодирования той или иной семантики и поиску межъязыковых соответствий. Однако еще П. Флоренский отмечал, что господством западной философии объясняется загнанность и малая употребительность термина «нумерическое тождество». «Когда говорят о тождестве, то, более или менее решительно, под ним разумеют полноту подобия, - не более... Тут тождество окончательно и сознательно подменяется подобием. Уничтожение идеи нумерического тождества, - как сказано, - особенно ярко проявляется в современной логике» [4, с. 81].

Таким образом, люди сталкиваются с эпистемологической проблемой, а именно с проблемой передачи истинного знания, а также проблемой выбора языка для передачи этого знания, поскольку язык не может донести до человека истину, Смысл, на что в свое время обратили внимание Л. Витгенштейн, Б. Рассел и другие представители «лингвистического поворота». «Управление, осуществляемое только на количественной основе, недостаточно для того, чтобы обеспечить адекватное поведение организма в окружающем мире. Это в каком-то смысле тупиковый путь для эволюции живых систем» [5, с. 24], и тем более для создания систем искусственного интеллекта. Ведь язык, по мысли немецкого философа М. Хайдеггера, таит в себе «оформленную концептуальность», и путь к подлинному смыслу бытия лежит через рефлексию над языком.

Экспликация идей русской философии имяславия с позиций эвристического потенциала идеи принципиальной несводимости друг к другу языка-знака и языка-символа позволяет понять собственное в языке и предположить следующее:

1. Структурные модификации языка связаны с символической структурой -Первичным Именем, поскольку слово-символ глубоко онтологично. Знак - представляет собой некую симуляцию, подобие символа, что позволяет вести речь о различных онтологических статусах символа и знака. Вследствие этого становится очевидна разница в их структурах, а значит, и в генетическом коде творения.

2. Нормальное строение бытия - бытие-символ - рассматривается как совмещенные изначально смысл и явление. «Топологическое смещение» задает условия расщепления этого бытия и возникновения симулякрового строения

бытия. В процессе десакрализации язык начинает фигурировать в качестве языка-знака.

3. Язык-знак, пытаясь воспроизвести структуру языка-символа, создает обман полноценного бытия, используя доступные ему знаки, онтологически сращенные с инобытием. Шифруя встречу бытия и небытия, знак порождает число как регулирующий код творения. Число возникает как эффект мерцания на фоне небытия вследствие размытости энергии смысла меоном. В итоге образуется непрекращающийся дискурс между означающим и означаемым.

4. Символ есть онтологическая нормативность бытия, и если имя как принцип символической онтологии задает условия возможности языка-символа, то принципом онтологии и соответственно условием возможности языка-знака является число.

5. Традицией, характеризующейся языком-символом, является традиция имени, принципом которой выступает имя, а формой существования бытия -вечность (эоническое время) как конгруэнтность пространства и времени.

6. Традиция, характеризующаяся языком-знаком, симулирующим реальность языка-символа и претендующим на статус универсального языка, есть традиция числа, принципом которой выступает число, а формой существования бытия -бытие во времени или «бытие в становлении». Традиция числа представляет собой особую «фоновую» парадигму, программу, операционную систему, язык-знак которой - это компьютерный язык, ибо базовым кодом программирования являются 1 и 0 - числа. Традиция числа - это бытие с однонаправленностью времени как базовых осей координат языка-знака [6, 7].

Как отмечалось ранее, в качестве языка программирования может быть использована комплексная арифметика. Комплексное число с = а ± Ы (где с, а и Ы являются вещественными числами, причем а называется вещественной частью, Ы - мнимой частью, где / = Л/^7 - мнимое число, мнимая единица), на которое уже обращалось внимание, - это формула потенции преображения меонического бытия; подчиненности меонического времени (вечности), протекающему в традиции имени. Пренебрегая Ы при Ы = 0, мы тем самым способствуем формированию феномена виртуальной среды, вытесняющего модель вечности и подменяющего ее структуру. Таким образом, Ы - часть референтной области нашего сознания (речь), резервирующая смысл онтологической нормативности.

Язык-знак занимается постоянной перекодировкой языка-символа, находящегося по другую сторону языка-знака. Иррациональное число / (иррациональность следует понимать как непостижимость для разума) в комплексном числе и представляет собой ту самую границу языка, осуществляющую перекодировку или раскодировку традиции имени в традиции числа. Следовательно, / выполняет трансцендентальную функцию в комплексном числе, выражающуюся в качественном соединении противоположностей, включая темпоральные противоположности через синхронистичность как процесс конгруэнтности смысла и явления в языке-знаке в меоническом времени, раскодирующий язык-знак через изменение пространства и времени путем «сжатия», «сходимости» до точки «теперь».

Опираясь на изложенное, обратимся к понятию «чистая идея числа», которая по своему происхождению является не-объективной и не-субъективной; переходя в свое инобытие, она «превращается прежде всего в физически-материальное, пространственно-временное число» [8, с. 26]. Становится понятным, что под «чистой идеей числа» в рамках обозначенного подхода следует понимать комплексное число, мнимая часть которого инобытийна вещественному числу и представляет новую реальность. Если в математике с обыкновенным числом связаны числовые операции, то в философии, как отмечает А.Ф. Лосев, эти числовые операции превращаются «в понятийные, в принципиально логические».

С точки зрения рассматриваемой философской концепции комплексное число представляет так называемый особый континуум числовой слитности и неразличимости трех основных сфер числа как явленной идеи «чистого числа» или его перво-принципа: интенсивного, экстенсивного и эйдического чисел. Математическое выражение, или формула, комплексного числа: с = а + Ьі тогда может быть истолкована следующим образом: интенсивное число, или математическая сущность, комплексного числа есть с; экстенсивное число, или его явление, есть вещественные числа а и Ь; эйдетическое число, конгруирующее сущность и явление и открывающее действительность традиции имени для традиции числа, есть і, или мнимое число. При Ь = 0 мы имеем ситуацию, когда интенсивное число представляется экстенсивным числом: сущность представлена лишь явлением. При а = 0, мы сталкиваемся с сущностным открытием действительности традиции имени.

«Число является настолько основной и глубокой категорией бытия и сознания, что для его определения и характеристики можно брать только самые первоначальные, самые отвлеченные моменты того и другого. Математика - наука о числе - есть уже нечто вторичное по сравнению с самим числом» [8, с. 41]. Необходимо продолжить мысль А.Ф. Лосева: число является не только категорией бытия и сознания; число, как уже отмечалось ранее, есть онтологический принцип традиции числа.

Импликациями традиции числа являются язык-знак, мышление, код, число, исчисление как имитация мышления, сознание как функция программы числа. По нашему мнению, вполне можно согласиться с лосевским пониманием числа как акта смыслового полагания, а не содержания этого полагания, поскольку число - вне-содержательная, бескачественная смысловая структура. Но это определение нельзя отнести к комплексному числу, содержащему в мнимой своей части область смысловых символов - і, представляющую собой способ пребывания числа в своем инобытии. Таким образом, можно утверждать, что комплексное число - трансцендентальная функция традиции имени в традиции числа.

В более поздних работах А.Ф. Лосева встречается понятие гилектического числа, что представляется интуитивным пониманием комплексного числа, которое присутствует в обычном вещественном числе, однако оно существует и вне его, самостоятельно, трансцендентно [9, с. 619-624]. Следовательно, можно предположить, что общеизвестные элементарные математические операции, использующиеся в качестве базовых в любых языках программирования, далеко не исчерпывают смысловой истинности информации, которую они должны передавать.

Запись информации в памяти компьютера позиционна, осуществляется путем преобразования последовательности событий во времени в последовательность локализованных в пространстве участков носителя, что существенно отличается от работы головного мозга живых существ и представляет серьезную проблему при создании систем искусственного интеллекта. Память живого организма организована «в виде многомерной голограммы, упорядоченной вдоль временной оси. Мозг - одномоментный «срез» этой голограммы, локализованный в трехмерном пространстве.

Таким образом, моделирование функций мозга методами математики дискретных величин - это попытка приравнять к дискретным величинам континуум, не преодолевая фундаментальное различие между непрерывным и дискретным. Считается, что основная функция мозга - переработка информации с ее последующим усвоением живым существом, то есть трансляцией информации из пространственно оформленного мира в непротяженный мир сознания.

В процессе усвоения гилетическое число интегрирует поступающую информацию, делает гилетическое число живым существом. Если компьютер и моделирует некоторые функции мозга, то это функции именно бодрствующего мозга, перерабатывающего (по законам дискурсивной логики) информацию, поступающую в потоке действующей причинности.

При актуализации информация, хранящаяся во «“внутреннем пространстве” гилетического числа, может вновь приобретать протяженную форму. Для актуализации хранящейся в памяти информации важна не временная последовательность усвоения этой информации, а ассоциативное подобие усвоенных образов» [10, с. 172]. Таким образом, комплексное число позволяет представить сам предмет, а не его аналоговое или цифровое представление, в пространственно-временном континууме. Комплексное число преобразует информацию, хранящуюся в пространственно-временном континууме, в трехмерное, меони-ческое время, при этом выполняя свою трансцендентальную функцию между миром физическим, меоническим и миром непротяженным.

Тем не менее В.Б. Кудрин отмечает, что голограмма как носитель информации, так же как бумага, магнитофонная лента или дискета, - все еще система без обратной связи, транслирующая информацию строго в одном направлении: из прошлого в будущее. «Время в физическом смысле внутри голограммы уже не течет, но сохраняются не только все вечные математические истины, но и память обо всех событиях, происшедших в физическом мире. Это делает возможным осуществление новых операций над гилетическим числом, в том числе актуализацию (по ассоциативному признаку) информации, усвоенной числом в течение определенного отрезка времени его жизни» [10, с. 173].

На основании изложенного можно сделать вывод, что многомерную голограмму с ее пространственно-темпоральными характеристиками вполне можно считать физической моделью традиции числа. Физическая корреляция, или трансцендентальная функция языка во времени, не есть просто омоним математической корреляции, а есть конкретное проявление в меоническом бытии обмена информацией между гилетическими числами (комплексными числами), происходящего по законам корреляции математической. И именно комплексное число

связывает дискретное с непрерывным и указывает способы перехода между ними за счет актуализации мнимой единицы в составе комплексного числа.

Таким образом, обработка естественного языка системами искусственного интеллекта видится достаточно проблематичной и несет в себе глубокую как онтологическую, так и эпистемологическую проблему с позиции истинности.

Библиографический список

1. Степанов М.Ф. Нейрокомпьютеры в интеллектуальных самоорганизующихся системах автоматического управления // Проблемы и перспективы прецизионной механики и управления в машиностроении: материалы междунар. конф. Саратов, 2002.

2. Агеев МИ., Алик В.П., Марков Ю.И. Библиотека алгоритмов 101б-150б: справ. пособие. М., 1978. Вып. 3. (Библиотека технической кибернетики).

3. Ефименко И.В. Лингвистические аспекты кросс-языкового реферирования: синтез текстов под управлением предметных онтологий [Электронный ресурс]. ЦВ.Ь: [email protected]

4. Флоренский П.А. «Столп и утверждение истины». М., 1990. Т. 1.

5. Чайлахян М. Искусственный интеллект и мозг (Можно ли моделировать мозг средствами искусственного интеллекта?). СПб., 2006.

6. Канафъева В.В. Язык и время в Традиции Логоса. Саратов, 2005.

7. Канафъева В.В. Время, онтология, язык. Саратов, 2006.

8. Лосев А.Ф. Диалектические основы математики // Хаос и структура. М., 1997.

9. Лосев А.Ф. Миф - Число - Сущность. М., 1994.

10. Кудрин В.Б. Учение А.Ф. Лосева о гилектическом числе // Вопросы философии. 2005. № 8.

S.M. Frolova

Ontological Analysis of Virtual Reality through the Idea of “Concrete Metaphysics” by P.A. Florensky

The author considers the ontology of virtual reality in the light of modern researches. The special attention is paid to explanation of the phenomenon through the idea of “concrete metaphysics” by Florensky.

Key words and word-combination: Ontology, virtual reality, symbolic structure of being.

Рассмотрена онтология виртуальной реальности в свете современных исследований. Особое внимание уделено раскрытию этого феномена через идеи «конкретной метафизики» П.А. Флоренского.

Ключевые слова и словосочетания: онтология, виртуальная реальность, символическое строение бытия.

УДК 004.946:1 ББК 60.02:87

С. М. Фролова

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИДЕИ «КОНКРЕТНОЙ МЕТАФИЗИКИ»

П.А. ФЛОРЕНСКОГО

М ощное развитие техногенной цивилизации в конце ХХ в. привело к компьютеризации как основных сфер деятельности, так и повседневной жизни человека. Благодаря созданию сети Интернет, прогрессу информационных технологий и электронных средств связи в повседневность введены но-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.