НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ
Эл № ФС 77 - 30569. Государственная регистрация №042110002.5. 155И 1994-0408
Численный анализ неконсервативных акустических систем применительно к устройствам инициации рабочего процесса в генераторах высокоэнтальпийных потоков 77-30569/339499
# 02, февраль 2012
Воронецкий А. В., Полянский А. Р., Арефьев К. Ю.
УДК 621.453/.457
МГТУ им. Н.Э. Баумана [email protected] [email protected] [email protected]
Разработка неэлектрических систем многоразового воспламенения является одной из ключевых задач повышения надежности запуска генераторов высокоэнтальпийных потоков устройств авиационно-космической техники. Использование для этих целей эффекта существенного повышения температуры рабочего тела в неконсервативной акустической системе является основным предметом настоящей работы.
Применение газодинамической системы воспламенения позволяет реализовать прогрессивную технологию «автозапуска», при которой конструктивные элементы зажигания подвергаются кратковременным тепловым нагрузкам исключительно в процессе запуска или повторного воспламенения в случае срыва пламени. При стационарном режиме функционирования генератора высокоэнтальпийных потоков, газодинамическая система воспламенения (ГСВ) не испытывает критических теплопрочностных воздействий. Предлагаемая система воспламенения улучшает технологичность операций и позволяет повысить надежность запуска генераторов высокоэнтальпийных потоков.
Возможной областью применения газодинамической системы воспламенения являются тепловые двигатели авиационной и космической техники, технологические системы высотных стендов, имитирующие
высокоскоростные условия полета летательного аппарата, энергоустановки различного назначения.
В задачи работы входит исследование возможности применения газодинамической системы воспламенения для запуска генератора высокоэнтальпийных потоков, а также разработка модельного экспериментального образца для проведения автономных испытаний.
Принципиальная схема ГСВ представлена на рис.1 и состоит из вспомогательного сверхзвукового сопла 1, резонатора 2, форсуночной головки 3, камеры сгорания (КС) ГСВ 4, генератора высокоэнтальпийных струй 5 и форсуночной головки 6. Для управления работой двигателя используются электромагнитные клапаны окислителя 7 (ЭК1) и горючего 8 (ЭК2), 9 (ЭК3).
Рис. 1. Принципиальная схема применения ГСВ в составе генератора
высокоэнтальпийных потоков
Газодинамическое воспламенение основано на подаче через вспомогательное сопло подготовленной смеси при значениях коэффициента избытка окислителя (аг=2...4) для реализации температуры продуктов сгорания в области резонатора в диапазоне 1800...2200 К, что необходимо для надежного воспламенения топливной смеси в КС ГСВ при допустимом тепловом состоянии конструкции системы зажигания. Рабочий режим в КС ГСВ при оптимальном соотношении компонентов обеспечивается подачей дополнительного горючего через форсуночную головку. Истекающие из сопла продукты сгорания позволяют произвести инициацию рабочего процесса в генераторе высокоэнтальпийных струй, что приводит к запуску стенда. После запуска подача горючего через вспомогательное сопло может быть прекращена. При таком способе запуска давление в КС непосредственно после воспламенения
возрастает, в результате чего газодинамические пульсации и нагрев прекращаются, что предохраняет стенки резонатора от прогара.
Принцип действия рассматриваемой ГСВ заключается в том, что при надлежащем профилировании газодинамического тракта, истекающая из сопла 1 топливная смесь может быть нагрета в резонаторе 2 до температуры воспламенения. В результате возникающего циклического процесса высокотемпературные продукты сгорания попадают в камеру сгорания и двигатель начинает работать.
Рассмотрим более подробно процессы, происходящие в резонаторе. Схематично газодинамический тракт ГСВ представлен на рис. 2. Температура нагрева газа в застойной зоне А резонатора 1 зависит от целого ряда факторов: от скорости истечения струи из сопла 2, расстояния между срезом сопла и входом в резонатор L, длины резонатора S, угла раскрытия сопла у, угла сужения конфузора в и др.
Ь Б А
Рис. 2. Схема ГСВ
Моделирование процесса локального прогрева рабочего тела в резонаторе проводилось путем интегрирования полной осредненной по Рейнольдсу для турбулентных течений системы уравнений Навье-Стокса для идеального вязкого газа с использованием модели турбулентности k-s [1, 2]. Решение искалось в двухмерной нестационарной постановке для упрощенной геометрии газодинамического тракта камеры сгорания двигателя.
Интегрирование системы уравнений проводилось с использованием метода конечных объемов в нестационарной постановке с шагом по времени 25 нс. В качестве граничных условий задавались параметры газа на входе в сопло ГСВ. Для выполнения вычислений использовался пакет газодинамического моделирования Fluent.
Наиболее важным показателем ГСВ является осредненная по времени температура T в застойной зоне резонатора [3] (в области точки А, рис. 3). Расчеты продемонстрировали достаточно сильную зависимость T от размеров S и L. Для дальнейшего анализа использовались безразмерные параметры L/D1 и S/D1.
Tj/Tc і
2
- 3
/ i.p * V
я ** я * Я * % ч
Г
L/Di
1 1,5 2 2,5 3 3,5 4
Рис. 3. Зависимость относительной температуры при различной длине резонатора: 1 - S/D1=10; 2 - S/D1=13; 3 - S/D1=16
Разработан и изготовлен опытный образец ГСВ (рис.4) для исследования влияния режимных и геометрических параметров на процесс запуска генератора высокоэнтальпийных потоков. Опытный образец ГСВ состоит из сверхзвукового сопла 1, резонатора 2, корпуса 3 и предназначен для испытаний в атмосферных условиях.
1 з 2
Рис. 4. Модельный вариант ГСВ
Заключение. В работе представлен вариант использования ГСВ для инициации рабочего процесса в генераторе высокоэнтальпийных потоков. Рассматриваемый метод воспламенения может быть применен при проведении высотных испытаний высокоскоростных летательных аппаратов.
Проведена расчетная оптимизация геометрических и режимных параметров ГСВ, основанная на численном моделировании нестационарных газодинамических процессов с помощью пакета Fluent.
Представлен модельный вариант ГСВ для дальнейших автономных экспериментальных исследований.
Литература
1. User’s manual on website ‘Software products and services from ANSYS and Fluent’: www.fluent.com
2. J. K. Eaton and J. P. Johnston. A Review of Research on Subsonic Turbulent Flow Reattachment, AIAA, 1980, Paper AIAA-80-1438.
3. А.Н. Антонов, В.М. Купцов, В.В. Комаров. Пульсации давления при струйных и отрывных течениях - М.: Машиностроение, 1990. - 272 с. - ISBN 5-21700822-9.
electronic scientific and technical periodical
SCIENCE and EDUCATION
___________El. .Vs KS 77 - 30569. -V«042l 100025. ISSN 1994-0408_
Numerical analysis of non-conservative acoustic systems for working process initialization devices in high-enthalpy flow generators 77-30569/339499
# 02, February 2012
Voroneckii A.V., nolyanskii A.R., Aref’ev K.Yu.
Bauman Moscow State Technical University
The development of non-electric systems of multiple ignition for gas generating devices of rocket and space technologies is a pressing task. One of the promising systems is a gas dynamic system of ignition allowing to implement the progressive technology of “automatic launch”. The authors carried our simulation of local heating of a working body in an acoustic resonator with the help of solving the Navier-Stokes equation system. The results of the development of a resonant system of working process initialization in the high-enthalpy flow generator and preparation for carrying out experimental research of the modeling gas dynamics igniter sample are presented in this work.
Publications with keywords: mathematical modeling, acoustic fluctuations, ignition system, generators high-enthalpy flow
Publications with words: mathematical modeling, acoustic fluctuations, ignition system, generators high-enthalpy flow
Reference
1. User’s manual on website ‘Software products and services from ANSYS and Fluent’, www.fluent.com.
2. J. K. Eaton, J. P. Johnston, A Review of Research on Subsonic Turbulent Flow Reattachment, AIAA Journal 19 (9) (1981) 1093-1100.
3. A.N. Antonov, V.M. Kuptsov, V.V. Komarov., Pressure pulsations in the jet and separated flows, Moscow, Mashinostroenie, 1990, 272 p.