Научная статья на тему 'Численное моделирование повреждений от соударения мостовых конструкций при пространственном изменении колебаний грунта'

Численное моделирование повреждений от соударения мостовых конструкций при пространственном изменении колебаний грунта Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
200
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / УДАРНОЕ СМЕЩЕНИЕ / СМЕЩЕНИЕ / СНОС / 3D МОДЕЛЬ / МЕХАНИЗМ ПОВРЕЖДЕНИЯ / НЕЛИНЕЙНЫЙ МАТЕРИАЛ / НЕРАВНОМЕРНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Би Кайминг, Хао Хонг

Предыдущие исследования в области соударений с применением упрощенной модели с сосредоточенными массами или модели системы «балка – колонна» основаны, как правило, на предположении, что соударение происходит по точкам при ударных откликах мостовых структур на сейсмические нагрузки. Установлено, что эти упрощенные модели могут быть использованы для вычисления ударных откликов мостов с учетом лишь продольного возбуждения. В реальной конструкции моста соударение при сейсмических нагрузках может происходить по всей поверхности соседних сегментов или частично. Кроме того, крутильная реакция смежных настилов может привести к эксцентрическим соударениям соседних мостовых настилов вследствие асимметричности настила или пространственного изменения поперечных колебаний грунта при наличии нескольких мостовых опор. Необходима разработка детальной 3D-модели конечных элементов для учета взаимной реакции поверхностей и реакции на кручение, вызванных эксцентрическими соударениями и соответствующими повреждениями. В статье представлено численное моделирование повреждений от соударения между балками моста и между балкой моста и соответствующей опорой двухпролетного моста со свободно опертыми пролетными строениями при пространственном изменении колебаний грунта с применением детальной 3D-модели конечных элементов и программы LS-DYNA, реализующей явный метод конечных элементов. Моделируется также потенциал смещения и сноса моста. В модель включены такие элементы моста, как балки, береговые и промежуточные опоры, опорные части пролетного строения, продольная стержневая арматура и арматурные хомуты. Учитывается нелинейное поведение материала, в том числе влияние скорости деформации бетона и стальной арматуры. Представлено стохастическое моделирование пространственных изменений колебаний грунта. Рассматривается механизм повреждения моста при пространственных изменениях сейсмических нагрузок. Численные результаты показывают, что с помощью метода, предложенного в работе, можно в реальном времени отслеживать сейсмически индуцированные повреждения мостовых конструкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Би Кайминг, Хао Хонг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Численное моделирование повреждений от соударения мостовых конструкций при пространственном изменении колебаний грунта»

УДК 539.3:624.042.13

KAIMING BI (КАЙМИНГ БИ),

bkm@civil uwa. edu. au

HONG HAO (ХОНГХАО),

Школа строительной и ресурсной инженерии,

Университет Западной Австралии,

Стирлинг Шоссе, 35, Кроули, Зап. Австралия 6009, Австралия

ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ ОТ СОУДАРЕНИЯ МОСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПРИ ПРОСТРАНСТВЕННОМ ИЗМЕНЕНИИ КОЛЕБАНИЙ ГРУНТА*

Предыдущие исследования в области соударений с применением упрощенной модели с сосредоточенными массами или модели системы «балка - колонна» основаны, как правило, на предположении, что соударение происходит по точкам при ударных откликах мостовых структур на сейсмические нагрузки. Установлено, что эти упрощенные модели могут быть использованы для вычисления ударных откликов мостов с учетом лишь продольного возбуждения. В реальной конструкции моста соударение при сейсмических нагрузках может происходить по всей поверхности соседних сегментов или частично. Кроме того, крутильная реакция смежных настилов может привести к эксцентрическим соударениям соседних мостовых настилов вследствие асимметричности настила или пространственного изменения поперечных колебаний грунта при наличии нескольких мостовых опор. Необходима разработка детальной 3D-модели конечных элементов для учета взаимной реакции поверхностей и реакции на кручение, вызванных эксцентрическими соударениями и соответствующими повреждениями. В статье представлено численное моделирование повреждений от соударения между балками моста и между балкой моста и соответствующей опорой двухпролетного моста со свободно опертыми пролетными строениями при пространственном изменении колебаний грунта с применением детальной 3D-модели конечных элементов и программы LS-DYNA, реализующей явный метод конечных элементов. Моделируется также потенциал смещения и сноса моста. В модель включены такие элементы моста, как балки, береговые и промежуточные опоры, опорные части пролетного строения, продольная стержневая арматура и арматурные хомуты. Учитывается нелинейное поведение материала, в том числе влияние скорости деформации бетона и стальной арматуры. Представлено стохастическое моделирование пространственных изменений колебаний грунта. Рассматривается механизм повреждения моста при пространственных изменениях сейсмических нагрузок. Численные результаты показывают, что с помощью метода, предложенного в работе, можно в реальном времени отслеживать сейсмически индуцированные повреждения мостовых конструкций.

Ключевые слова: численное моделирование; ударное смещение; смещение; снос; 3D модель; механизм повреждения; нелинейный материал; неравномерное возбуждение.

* Статья переведена и опубликована в «Вестнике ТГАСУ» согласно Лицензионному соглашению с издательством Elsevier № 3323420613044. © 2014 Elsevier Ltd. Авторские права защищены. © Кайминг Би (Kaiming Bi), Хонг Хао (Hong Hao), 2014 © Перевод на русский язык, оформление. ТГАСУ, 2014 © Издание, распространение на территории РФ. ТГАСУ, 2014

Введение

Во время крупных землетрясений в мостовых конструкциях наблюдались различные типы повреждений. Мол (Moehle) и Эберхард (Eberhard) [1] исследовали эти типы повреждений и классифицировали их как повреждения наземных, опорных частей пролетного строения и оснований. Настоящая работа сосредоточена главным образом на изучении повреждений наземных частей. Наиболее распространенная форма повреждений наземных частей обусловлена соударением смежных сегментов компенсационных соединений. Например, на рис. 1, а и б показаны повреждения моста Санта-Клара, образовавшиеся в результате соударений балок моста и балки и опоры при землетрясении в Нортридже в 1994 г. Причиной повреждений явились зазоры компенсационных соединений, не вместившие конечные относительные смещения [1]. Снос подферменной площадки может возникнуть, когда начальное относительное смещение превышает длину подферменной площадки, особенно мостов старых конструкций, проектировавшихся с короткими площадками. Большое относительное смещение в поперечном направлении может привести к дислокации смежных сегментов моста. На рис. 1, г и д показаны повреждения моста смещения Донгфенг в Чи-Чи после землетрясения [2] и путепровода автомагистрали по маршруту 5 после землетрясения в Чили в 2010 г. [3]. Эти виды повреждений наземных частей многократно наблюдались во время многих землетрясений. Их можно отнести к большим, сдвинутым по фазе перемещениям между соседними сегментами моста (как в продольном, так и в поперечном направлениях моста).

Рис. 1. Типичные повреждения, вызванные сейсмическим воздействием:

а, б - повреждения от соударения; в - снос подферменной площадки; г, д - смещение

Существует много причин, приводящих к сдвинутым по фазе перемещениям, например, различные характеристики соседних конструкций моста,

пространственные колебания грунта и взаимодействие между основанием и окружающей почвой (взаимодействие грунта и конструкции). В статье описаны повреждения от соударения мостовых конструкций вследствие пространственного колебания грунта. В разд. 3 представлены исследования потенциала сноса и смещения моста.

Для мостовых сооружений с обычными компенсационными соединениями полное отсутствие соударений между различными компонентами при сильных землетрясениях часто невозможно, т. к. для обеспечения ровного потока автотранспорта зазоры компенсационных соединений составляют, как правило, всего несколько сантиметров. Соударение является чрезвычайно сложным явлением, включающим в себя повреждения в результате пластической деформации, локальное растрескивание и образование трещин в результате ударов и трения при контакте соседних элементов. Для упрощения анализа многие исследователи балку моста моделировали в качестве сосредоточенной массы [4-9] или узла «балка - колонна» [10-12]. Эффект соударения, как правило, моделируется с контактным элементом [4-8, 10-12]. Когда относительное перемещение между смежными компонентами больше, чем зазор между ними, активируется контактный элемент. Обычно он состоит из пружины и амортизатора для учета силы воздействия и рассеивания энергии при соударении. Преимуществом этого метода является ясность и легкая реализация в программах моделирования методом конечных элементов. Недостаток же метода состоит в предположении, что соударение происходит по точкам и место соударения предопределено. Таким образом, этот метод подходит для расчета характеристик соударения только при продольном возбуждении грунта. Кроме того, соударение между смежными конструкциями вызывает распространение волны напряжений в конструкции моста. Из-за высокой частоты и малой длительности соударения инерционное сопротивление ударной силе может иметь большое значение. Смоделировать его должным образом с помощью контактного элемента трудно, поскольку он не передает распространение волны напряжений.

В реальной конструкции моста при сейсмической нагрузке соударение может происходить по всей поверхности соседних сегментов. Следует отметить, что при предыдущих землетрясениях большинство соударений происходило в углах смежных балок моста, как показано на рис. 1, а и б. Это происходит потому, что крутильная реакция соседних балок, индуцированная пространственным изменением поперечных колебаний грунта при наличии нескольких мостовых опор, приводит к эксцентрическим соударениям. Для более реалистичной модели соударения между смежными конструкциями моста необходим подробный 3D анализ методом конечных элементов. Занардо (Zanardo) и др. [13] смоделировали балки моста с коробчатым сечением в качестве элементов оболочки, а промежуточные опоры - в качестве узла «балка -колонна» и исследовали явление соударения многопролетного моста со свободно опертыми пролетными строениями с устройствами для изоляции фундамента. Джулиан (Julian) и др. [14] изучили эффективность ограничительных железных тросов для смягчения повреждений, вызванных землетрясением, посредством соединений между изолированными и неизолированными участками

изогнутых путепроводов с использованием нелинейного 3D анализа методом конечных элементов. Несмотря на то, что в этих исследованиях [13, 14] были разработаны 3D модели конечных элементов конструкций моста, в них не рассматривалось ни соударение поверхностей, ни эксцентричное соударение. Вместо этого было смоделировано соударение контактным элементом, который связывал вместе внешние узлы смежных сегментов. Другими словами, места соударения были предопределены моделированием, хотя на самом деле соударение может произойти в любой точке вдоль смежных поверхностей мостового настила благодаря поперечной и крутильной реакциям. Чжу (2^) и др. [15] предложили 3D модель «контакт - трение» для анализа соударения между балками трехпролетного стального моста. Го ^ио) и др. [16] изменили эту модель, используя другой тип элемента «контакт - трение» и изучили ее точность, проведя ряд испытаний на вибростенде для автодорожных мостов. Эти модели [15, 16] устранили ограничения предыдущих исследований в плане предопределения мест соударения и тем самым обеспечили более реалистичное моделирование реакции соударения между балками моста. Недостатком этих методов является то, что из-за соударения нелинейность материала и повреждение конструкций не моделируются, и варианты сейсмических пространственных колебаний грунта не рассматриваются. Задача поиска контактных пар требует больших временных затрат, и алгоритм поиска также затруднен. Совсем недавно Би (В^ и др. [17] вновь изучили многопролетный бетонный мост, ранее исследованный Малхотрой (МаШойа) [4] с помощью 3D модели конечных элементов. Результаты, полученные с помощью этой модели и программы LS-DYNA [18], сравнивали с результатами, полученными с помощью традиционной модели с сосредоточенными массами и модели элемента «балка - колонна», с применением контактного элемента для моделирования эффекта соударения. Была подтверждена эффективность использования 3D модели, основанной на LS-DYNA для расчета реакции соударения. Численные результаты [17] показали, что модель с сосредоточенными массами и модель «балка - колонна» дают хорошие прогнозы в случае, если реакции моста ограничиваются продольным направлением. При крутильной и поперечной реакциях модель с сосредоточенной массой и модель «балка - колонна» не в состоянии определить сопутствующие эксцентрические соударения. Би и др. [19] разработали 3D модель конечных элементов двухпролетного моста со свободно опертыми пролетными строениями, расположенного на участке каньона для расчета реакции соударения на многокомпонентные пространственные изменения колебаний грунта. В данном исследовании рассматриваются взаимная реакция поверхностей и крутильная реакция, вызванные эксцентрическим соударением. Тем не менее, следует отметить, что рассчитывались только линейные упругие отклики, нелинейные свойства материала и соударения, вызванные местным повреждением, не изучались.

Другим важным фактором, влияющим на поведение соударения между соседними элементами моста, является пространственное изменение сейсмических колебаний грунта, т. к. они ведут к несинхронным реакциям соседних конструкций. Пространственные колебания грунта могут быть вызваны множеством причин, такими как эффект прохождения волн в резуль-

тате различного времени вступления сейсмоволн в разных местах, эффект потери когерентности вследствие рассеяния сейсмических волн в неоднородной среде земли и эффект усиления за счет различных свойств почвы в различных местах [20]. Из-за трудностей моделирования пространственного движения грунта во многих исследованиях предполагается, что возбуждение равномерно [4, 6, 7, 12, 14-17] или что изменение вызвано только эффектом прохождения волн [5, 10]. Лишь в нескольких исследованиях рассмотрено сочетание эффектов прохождения волны и потери когерентности при анализе реакции относительного смещения смежных конструкций моста [8, 9, 11, 13]. Следует отметить, что во всех вышеупомянутых исследованиях ученые пренебрегли влиянием местного грунта. В действительности влияние местного грунта не только приводит к дальнейшей разности фаз [20], но и влияет на потерю когерентности между пространственными колебаниями грунта [21]. Эти различия, в свою очередь, существенно влияют на структурные характеристики. Насколько известно авторам, комплексных исследований комбинированного влияния прохождения волны, потери когерентности и местного грунта на реакцию соударения мостовых сооружений не проводилось, за исключением [19], где рассматриваются только линейные характеристики упругости моста.

В данной работе изучено соударение между опорой и соседней балкой моста и между двумя соседними балками двухпролетного моста со свободно опертыми пролетными строениями, расположенного на участке каньона. Детальная 3D-модель конечных элементов моста, построенная в ANSYS [22] и LS-DYNA [18], используется для расчета реакций конструкции. Стохастическое моделирование на основе метода, недавно предложенного авторами [23], применено в отношении двунаправленных, изменяющихся в пространстве колебаний грунта с учетом эффектов прохождения волны, потери когерентности и местного грунта. Статья является продолжением предыдущей работы [19]. Основные различия настоящей работы и результатов предыдущего исследования:

1) рассмотрение моста с более короткой длиной пролета, равной 30 м, вместо 50 м в предыдущем исследовании;

2) более детальная 3D модель, которая включает в себя стержневую арматуру и хомуты, вместо размытой модели RC, предложенной в предыдущем исследовании;

3) рассмотрение нелинейности материалов;

4) повреждения, вызванные соударением с использованием задокументированных моделей повреждений с учетом конкретного материала и арматуры;

5) более реалистичное моделирование опорных частей пролетного строения твердым элементом вместо элемента «пружина - амортизатор», использованного в предыдущем исследовании;

6) расчет повреждений подферменной площадки и дислокации мостового настила. Следует отметить, что взаимодействие системы «грунт - конструкция» в работе не рассматривается.

1. Модель моста

1.1. Подробное описание

На рис. 2, а показан вид сбоку двухпролетного моста через каньон со свободно опертыми пролетными строениями. Балки моста коробчатого сечения (рис. 2, б) имеют длину 30 м. L-образная опора составляет 7,56 м в поперечном направлении, а ее поперечное сечение показано на рис. 2, в. Высота прямоугольной промежуточной опоры составляет 12 м с сечением, приведенном на рис. 2, г. Для поддержки балок моста на опорах с сечением (рис. 2, д) используется 8 неопреновых несущих структур. Для учета сжатия и расширения балок моста вследствие ползучести, усадки, колебания температуры и движения без генерации сил связи в структуре делается зазор 50 мм между опорой и балкой моста и между соседними балками моста. Следует отметить, что боковые ограничители, которые обычно применяются на практике, не рассматриваются в этой модели. Мостовые опоры могут свободно вибрировать в поперечном направлении Z при отсутствии соударения.

Стальная арматура диаметром 20 и 16 мм располагается в балке моста с интервалом 120 и 180 мм для первичной арматуры и хомутов соответственно. В опоре диаметр всей арматуры составляет 16 мм, и она располагается с интервалом 180 мм. Все бетонные элементы имеют защитный слой 60 мм на стержневой арматуре.

им м

ХАИ

иге.

М ¡¡ГС

Той

№0

а I

вго

—^ §

Рис. 2. Двухпролетный мост через каньон:

а - высота над уровнем моря, вид моста сбоку; б - поперечное сечение балки моста; в - поперечное сечение опоры; г - поперечное сечение промежуточной опоры; д - поперечное сечение несущей конструкции (не в масштабе, ед. измерения мм)

б

д

в

г

Рис. 3. Детальная модель конечных элементов моста:

а - вокруг левого зазора: б - вокруг среднего зазора

Мост расположен на участке каньона, состоящего из горизонтально расширенных слоев почвы на промежуточной площадке (основной породе). Точки А, Б и В - это три места опор моста на поверхности земли, которым соответствуют точки А', Б' и В' на основной породе. Глубина для трех участков составляет 42, 30 и 42 м соответственно. Основания моста считаются жестко закрепленными. Следует отметить, что система «грунт - конструкция» влияет на поведение моста, как сообщалось в предыдущих исследованиях [8, 9, 24]. В настоящем исследовании система «грунт - конструкция» не рассматривается, с тем чтобы сосредоточить внимание на трехмерных реакциях, вызванных повреждением от соударения.

1.2. Свойства элемента, граничные условия и контактная поверхность раздела

В данном исследовании для всех бетонных элементов используются объемные элементы под постоянной нагрузкой. При проведении численного испытания на сходимость различных размеров сетки (30, 60 и 120 мм) было обнаружено, что сетка с ячейками 60 мм дает те же результаты, что и сетка с меньшим размером ячеек, но времени на вычисления уходит гораздо меньше. Из-за размеров рассматриваемого моста и с учетом того факта, что реакция соударения при сейсмических нагрузках очень ограничена по месту, мелкоячеистая сетка применяется только в наклонных местах соударения. В частности, детальное моделирование с помощью сетки с ячейками 60 мм применяется только к балкам длиной 0,96 м от каждого конца балки и к опорам длиной 0,42 м. За пределами этих областей размер ячеек в продольном направлении составляет 0,3 м. Одинаковый размер сетки используется для балки Белышко при моделировании стержневой арматуры в наклонных ме-

стах соударения. Для моделирования считается, что между арматурой и бетоном существует идеальная связь. Таким образом, скольжение арматуры в бетоне берется как свойство, полностью зависимое от разрушения бетона. Для областей, расположенных достаточно далеко от мест соударения, используются размытые модели (т. е. предполагается, что арматура равномерно распределена по бетонному элементу) с целью минимизации вычислительных затрат. Поскольку в настоящем исследовании изучается только реакция соударения мостового настила и опор, для моделирования центральной опоры также используются размытые составляющие железобетона. Неопреновые несущие опоры моделируются с использованием полностью интегрированных трехмерных элементов. На рис. 3 показана детальная конечно-элементная модель моста.

Для моделирования контактных поверхностей между сетками принят метод штрафа, благодаря его эффективности и простоте при подробном анализе. Этот метод ограничивает проникновение подчиненных узлов между диагностическими узлами и контактными поверхностями посредством воображаемых пружин нормальной границы раздела [18]. Для предотвращения проникновения на стыке мостовых балок и находящихся внизу неопреновых несущих опор используется алгоритм взаимной реакции поверхности *CONTACT AUTOMATIC SURFACE TO SURFACE в LS-DYNA. Нижняя поверхность опорных частей пролетного строения имеет узлы, общие с соответствующими несущими или промежуточными опорами. Как будет показано в разд. 3, мостовые балки могут упасть с опорных частей на береговые или промежуточные опоры из-за больших поперечных относительных возмущений. В этом случае также принят этот алгоритм для имитации контакта между нижней плитой балки моста и верхней поверхностью упоров либо промежуточных опор. Эффективность использования алгоритма контакта для моделирования удара между соседними сегментами конструкции моста (т. е. соударения между опорой и соответствующей балкой моста или соударения между соседними балками моста) была подтверждена в [17], и она будет снова применена в настоящем исследовании для моделирования потенциальных соударений. При использовании алгоритма контакта следует установить значение динамического и статического сухого трения, при этом в данном исследовании оба вида трения считаются равными 0,5 [25, 26].

1.3. Модель деформирования материала

В данной работе обе модели деформирования материала *MAT CONCRETE DAMAGE REL3 (MAT_72REL3) и *MAT PSEUDO TENSOR (MAT_16) используются для моделирования бетона.

Модель MAT_REL3 применяется в местах с мелкоячеистой сеткой, а MAT_16 - для моделирования размытого материала в местах, которые считаются не затронутыми ударной реакцией и, следовательно, в подробном анализе не нуждаются. Преимущество этих двух моделей деформирования материала состоит в том, что они могут моделировать сложное поведение бетона, показывая неограниченную прочность на сжатие даже при отсутствии подробных экспериментальных данных о составляющих бетона. Эти две модели

были получены на основе многочисленных экспериментальных данных. Они, в частности MAT_72REL3, были использованы и проверены многими исследователями, дав хорошие прогнозы динамическим характеристикам составляющих бетона и повреждениям от ударных нагрузок (например, [27, 28]).

Чтобы избежать перегрузки компьютера во время расчета, используется карта *MAT ADD EROSION для устранения элементов, которые в процессе анализа не способствуют сопротивлению сейсмическим нагрузкам. В настоящем исследовании бетонная армирующая сетка будет удалена, когда максимальная главная деформация достигнет 0,15. Следует отметить, что эрозионный метод обычно используется при непрерывном конечно-элементном моделировании больших деформаций материала, чтобы избежать запутывания элементов и компьютерной перегрузки. Это только численная манипуляция, и она не имеет физического смысла. Кроме того, удаление элементов нарушает массу и энергосбережение. Поэтому эрозионный метод следует использовать с осторожностью. В данной работе относительно большое напряжение 0,15 принимается в качестве критерия эрозии. Этот критерий был использован другими исследователями и показал целесообразность применения моделирования повреждений составляющих бетона [27].

Модель *MAT PIECEWISE LINEAR PLASTICITY (MAT_24) используется для моделирования стальной арматуры в мостовых балках и опорах. Преимущество этой модели материала состоит в том, что она позволяет определять произвольные кривые зависимости деформаций от напряжения и является экономически эффективной для рассмотрения изотропного и кинематического упрочнения пластичности, включая влияние скорости деформации.

Мост имеет восемь типичных неармированных эластомерных несущих опор, каждая моделируется с 16 конечными элементами. Вязкоупругая модель материала *MAT VISCOELASTIC (MAT_6) моделирует несущие опоры, которые определяются модулем кратковременного сдвига и модулем долговременного или бесконечного сдвига. Свойства модели вязкоупругого материала, описанные в [29], заимствованы для данной работы и приведены в табл. 1.

1.4. Влияние скорости деформации

Прочность конструкционных материалов зависит от скорости деформации, т. к. их динамические свойства могут возрасти при таких воздействиях, как взрыв или землетрясение. В настоящем исследовании используется коэффициент динамического повышения, т. е. отношение динамической прочности к статической против скорости деформации для повышения прочности материала с эффектом скорости деформации.

Для упрочнения бетона в работе используется билинейное отношение, разработанное программой СЕВ [30], Мавларом (Malvar) и Россом (Ross) [31]. При напряжении коэффициент динамического повышения прочности на растяжение представлен следующими уравнениями [31]:

С , л5

8 -i

- для 8 < 1с , (1)

fts V 8 ts )

TDIF = f =

TDIF = =

ft:

ft f -в ^

Vs ts J

для в >1с 1, (2)

где f - предел динамической прочности при скорости деформации 'в в диапазоне 10-6-160 с1; fts - статическая прочность на растяжение при 'в ts, log в =

= 65 - 2, 5 = 1/(1 + 8|с/|со; Jc - статическая одноосная прочность при сжатии бетона, МПа; J"C0 считается равным 10 МПа.

При сжатии уравнения представлены программой СЕВ следующим образом [30]:

f -s V,02а

CDIF = = f

J cs

для в< 30с"1, (3)

V s cs J

CDIF = f = y('в)13 для в < 30с"1, (4)

fcs

где fc - динамическая прочность при сжатии при скорости деформации 'в ; fcs - статическая прочность при сжатии при 'в cs, log у = 6,156а - 0,49,

а = 1/(5 + 3f/4); fcs - статическая кубиковая прочность, МПа.

Модель K&C [32] принята для определения коэффициента динамического повышения для арматуры, которая задана отношением

DIF = ( 104 J . (5)

а = 0,074 - 0,040f/414, (6)

где fy - предел текучести арматуры, МПа.

Таблица 1

Свойства материала

Материал Расположение Модель LS-DYNA Параметр Значение

Бетон Мелкоячеистая сетка на балках моста *MAT CONCRETE DA MAGE REL3 (MAT_72REL3) Массовая плотность Прочность на сжатие 2400 кг/м3 50 МПа

Размытый бетон на балках моста *MAT PSEUDO TENS OR (MAT_16) Массовая плотность Модуль сдвига Коэффициент Пуассона Процент армирования 2400 кг/м3 14,37 ГПа 0,3 2,0 %

Мелкоячеистая сетка на опорах моста *MAT CONCRETE DA MAGE REL3 (MAT 72REL3) Массовая плотность Прочность на сжатие 2400 кг/м3 30 МПа

Окончание табл. 1

Мате- Расположение Модель LS-DYNA Параметр Значение

риал

Размытый бе- *MAT PSEUDO TENS Массовая 2500 кг/м3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тон на опорах OR (MAT_16) плотность

моста Модуль

сдвига 12,5 ГПа

Коэффици-

ент Пуассона 0,3

Процент ар-

мирования 1,2 %

Размытый бе- *MAT PSEUDO TENS Массовая 2500 кг/м3

тон на проме- OR (MAT_16) плотность

жуточной Модуль

опоре сдвига 12,5 ГПа

Коэффици-

ент Пуассона 0,3

Процент ар- 1,2 %

мирования

Арма- Опоры/балки *MAT PIECEWISE LIN Плотность 7850 кг/м3

тура моста EAR_PLASTICITY Модуль Юн-

(MAT_24) га 200 ГПа

Коэффици-

ент Пуассона 0,3

Нижний пре-

дел текучести 550 МПа

Предел

прочности 660 МПа

Касательный

модуль 1600 МПа

Деформация

при разруше-

нии 0,12

Неопре- Несущая опора MAT VISCOELASTIC Массовая 2300 кг/м3

новые (MAT_6) плотность

опоры Модуль объ- 182 МПа

емной упруго-

сти

Модуль 18,35 МПа

кратковремен-

ного сдвига

Модуль бес-

конечного

сдвига 17,32МПа

1.5. Вибрационные характеристики

С учетом вышеизложенного, вибрационные частоты и соответствующие формы колебаний моста могут быть получены путем расчета собственных чисел. Обнаружено, что первый вибрационный режим в поперечном (направление z), продольном (направление х) и вертикальном (направление у) направлениях является первым, третьим и седьмым общим режимом суммарной вибрации конструкции с частотой 0,935, 1,102 и 2,106 Гц соответственно.

2. Пространственное изменение колебаний грунта

Для конструкции моста, показанной на рис. 2, эффекты прохождения волн и потери когерентности при пространственном изменении колебаний грунта будут незначительными благодаря коротким пролетам моста. Однако местный грунт существенно изменит амплитуду и частотный спектр входящих волн на основной породе благодаря эффектам усиления и фильтрации. Традиционный способ моделирования пространственного изменения движений грунта (например, [33]) основан на предположении о пологости местных грунтов, поэтому их влияние не учитывается. При таком предположении колебания грунта на трех площадках на поверхности земли имеют одинаковые интенсивность и частотный спектр. Таким образом, традиционные способы не подходят для моделирования пространственного изменения колебаний грунта на участке каньона, как показано на рис. 2. Недавно авторы [23] разработали приближенный метод стохастического моделирования пространственного изменения колебаний на поверхности каньона. Этот метод предполагает, что движения основной породы состоят из боковых SH-волн и сочетания плоских Р- и SV-волн, распространяющихся на площадку с условным углом падения. Функция спектральной плотности мощности на основной породе предполагается такой же и моделируется фильтрованной функцией спектральной плотности мощности Tajimi-Каnai [34]. Пространственное изменение колебаний грунта на основной породе моделируется эмпирической функцией когерентности, действие местного грунта - с помощью теории распространения одномерных волн [35]. Функции спектральной плотности мощности горизонтальных плоских, горизонтальных боковых и вертикальных плоских колебаний на поверхности земли могут быть определены с учетом передаточных функций площадки в соответствующих направлениях. Трехмерные пространственные изменения колебаний на поверхности земли могут быть смоделированы с использованием подхода, аналогичного традиционному методу. Этот подход соотносит эффект усиления с условиями местных грунтов и может определить многократные режимы вибраций площадок, поэтому он более реалистично имитирует многокомпонентные пространственные изменения колебаний на поверхности каньона. Подробная информация о технике моделирования представлена в [23].

Интенсивность движения грунта в точках А', Б' и В' на основной породе считается одинаковой и имеет вид

где и ^ - центральная частота и коэффициент затухания функции спектральной плотности мощности Tajimi-Каnai; Ю/ и Ъ/ - центральная частота и коэффициент затухания и функция фильтра высоких частот соответственно. Г - коэффициент масштабирования, зависящий от интенсивности движения грунта. Анализ предполагает, что боковое горизонтальное движение состоит только из SH-волны, в то время как плоские горизонтальные и вертикальные колебания сочетаются с Р- и SV-волнами. Параметры горизонтального коле-

(7)

бания предполагаются равными = 10л рад/с; ^ = 0,6; Ю/ = 0,5п; Ъ/ = 0,6 и Г = 0,0232 м2/с3. Эти параметры соответствуют динамике изменения колебаний грунта длительностью Т = 16 с и 0,5 г на основе стандартного метода случайных колебаний [36].

Модель Собчика (Sobczyk) [37] выбрана для описания потери когерентности между движениями грунта в точкахи к' (где]', к' соответствуют А', Б' и В') на основной породе:

У /к' 0'® ) = IУ /к' I ехР С0!3 а / Ъарр ) =

= ехр / ъарр)ехр(-10^/к, соеа / ^), (8)

где в - коэффициент, учитывающий уровень потери когерентности. Поскольку длина пролетов моста коротка и эффект потери когерентности при пространственном колебании основной породы, как упоминалось выше, не существенен, в настоящей работе рассматриваются только слабо корректируемые колебания грунта при в = 0,0025; ё'кк' - расстояние между точкамии к'. Для данной конструкции моста ^в = йВ'с = 30 м и йА'С' = 60 м; иарр - кажущаяся скорость волны на основной породе, которая связана с ее свойствами и углом падения а. Здесь с заданными свойствами местной площадки (табл. 2) и предполагаемым углом падения а = 45°, иарр = 1095 м/с.

Таблица 2

Параметры условий местных грунтов

Тип Плотность, Модуль Коэффициент Коэффициент

кг/м2 сдвига, затухания Пуассона

МПа

Основная

порода 3000 1800 0,05 0,33

Твердый

грунт 2000 320 0,05 0,4

Рыхлый

грунт 1600 60 0,05 0,4

Для упрощения рассмотрим только один слой на основной породе. Для изучения условий местных грунтов рассматриваются два их типа: твердый и рыхлый. Грунт под промежуточной опорой (место Б) считается твердым, а грунт под двумя опорами (места А и В) - как твердым, так и рыхлым и обозначен буквами 'FFFи 'SFS' соответственно для трех рассматриваемых мест, где 'F означает твердый (firm), а 'S' - мягкий (soft). В табл. 2 приведены соответствующие параметры грунтов и основной породы.

С помощью предложенного подхода [23] и заданных параметров местных грунтов можно смоделировать горизонтальные плоские, горизонтальные боковые и вертикальные плоские колебания на поверхности земли. Частота дискретизации и верхняя частота среза заданы 100 и 25 Гц соответственно, а продолжительность времени предполагается равной Т = 16 с. Следует отметить, что величина вертикального компонента обычно меньше, чем горизон-

тального. Как отмечалось в разд. 1, первый вертикальный режим вибрации -это седьмой режим с частотой вибрации 2,106 Гц. Таким образом, влияние вертикального компонента на продольные и поперечные характеристики конструкции незначительно. В настоящем исследовании рассматриваются только горизонтальное колебания.

На рис. 4 и 5 показана динамика изменения двунаправленных ускорения и смещения, изменяющихся в пространстве на поверхности земли, в соответствии с условиями грунта 'SFS'.

Ч 10 «

к 0

а о

8 -10

12

16

1 10

ш

« 0 К 0

<и а § -10 о

12

16

0

4

8

б

0

4

8

Рис. 4. Динамика изменения ускорения в условиях грунта SFS:

а - горизонтальное плоское колебание; б - горизонтальное боковое колебание

б

Рис. 5. Динамика смещения ускорения в условиях грунта SFS:

а - горизонтальное плоское колебание; б - горизонтальное боковое колебание

На рис. 6 представлено хорошее соответствие между моделируемыми спектральными плотностями мощности и теоретическими значениями горизонтальных плоских колебаний. Для краткости не показаны сравнения горизонтальных боковых колебаний, где также наблюдается хорошее соответствие. Согласно работе [21], функция потери когерентности различна между

колебаниями на поверхности земли на основной породе. Пространственные колебания грунта на поверхности земли коррелируют в наименьшей степени при существенном отличии спектральных отношений двух местных грунтов. В настоящем исследовании влияние условий местных грунтов на потерю пространственной когерентности не рассматривается. Более подробную информацию можно найти в работе [21]. Следует отметить, что моделируемые пространственные колебания грунта, соответствующие 'FFF условиям, вполне соответствуют значениям модели.

0,1

10 15 20

Частота, Гц

25

10 15 20

Частота, Гц

5 10 15 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Частота, Гц

0,4

0,3

0,2

0

0

5

Рис. 6. Сравнение моделируемых спектральных плотностей мощности с теоретическими значениями горизонтальных плоских колебаний (грунт SFS)

При анализе поведения моста в качестве входных данных используется моделирование горизонтальных плоских и боковых колебаний различных мостовых опор соответственно в продольном и поперечном направлениях.

3. Численные результаты

В этом разделе исследуется сейсмическое повреждение двухпролетного моста со свободно опертыми пролетными строениями, показанное на рис. 2, с помощью детальной 3D модели конечных элементов и программы LS-DYNA. Поскольку использовалось решающее устройство, все нагрузки, включая гравитационную, принимались в качестве динамических. В результате действие силы тяжести также подвергается динамическому увеличению. Этот нежелательный динамический эффект устраняется методом динамической релаксации в LS-DYNA, т. е. вычисление выполняется в два этапа. На первом этапе используется метод динамической релаксации для изучения гравитационной (статической) нагрузки, а полученные результаты применяются в качестве исходных условий для последующего подробного анализа сейсмических нагрузок, проводимого на втором этапе.

3.1. Влияние двунаправленных колебаний грунта

Большинство предыдущих исследований в области сейсмических ударных нагрузок касаются только продольного возбуждения. В действительности пространственные поперечные колебания одновременно возбуждают и мостовые конструкции с продольными колебаниями, и они генерируют не только поперечную, но и крутильную реакцию моста, которая, в свою очередь, может привести к эксцентрическим соударениям, как отмечалось выше. Реакция конструкции с учетом двунаправленных (2D)

возбуждений грунта (продольное и поперечное направления), таким образом, отличается от реакции с однонаправленными Ш (продольными) возбуждениями. В этом разделе рассматривается влияние 2D колебаний. Условия грунта - 'SFS'.

На рис. 7 приведено сравнение динамики изменения равнодействующих сил соударения в продольном направлении разных компенсационных соединений, вызванных различными возбуждениями колебания грунта.

40

Л

20

&

§ 0

и

1 1 -Продольное Продольные + поперечные

Ь У

10 12 14 16

16

10 12 14 16

а

0

2

4

6

8

Рис. 7. Сравнение равнодействующих сил соударения, возникающих при 1Б и 2Б возбуждениях грунта:

а - левый зазор; б - средний зазор; в - правый зазор

Компоненты в поперечном и вертикальном направлениях не представлены из-за сил трения во время контакта, и, следовательно, их величины намного меньше величин продольного направления. Очевидно, что Ш продольное возбуждение приводит к появлению больших ударных сил. Взяв ударные силы на левом зазоре в качестве примера, видим, что максимальные силы для Ш и 2D возбуждений равны 32,4 и 21,3 МН соответственно. Традиционный метод, учитывающий Ш возбуждение, завышает оценку сил соударения. Это происходит потому, что при Ш продольном возбуждении соседние компоненты мостовой конструкции испытывают соударение фронтальных поверхностей. С другой стороны, при 2D возбуждении крутильные реакции, происходящие в результате разнообразных поперечных колебаний грунта различных опор, ведут к эксцентрическим соударениям. При 2D возбуждении наблюдается большее количество соударений, но меньшее - ударных сил. Это происходит потому, что если мост реагирует только в одном направлении, то вся масса мостового настила участвует в соударении, что приводит к большей ударной силе вследствие большого инерционного сопротивления, тогда как лишь частичная масса

настила будет способствовать инерционному сопротивлению при крутильном или эксцентрическим соударениях. Как показано на рис. 7, при Ш возбуждении столкновения между соседними элементами в левом, среднем и правом зазорах составляют 8, 16 и 9 раз соответственно. Однако при 2D возбуждениях количество соответствующих соударений - 11, 27 и 17 раз.

Как видно из рис. 7, в обоих случаях наблюдается больше столкновений в среднем зазоре между двумя балками, чем в левом и правом зазорах между балкой и опорой. Это происходит потому, что соударение в левом и правом зазорах возникает, когда относительное смещение между мостовой балкой и соответствующей опорой больше, чем разделительный зазор, а в среднем зазоре оно определяется относительным смещением между смежными балками моста. По сравнению с опорой моста продольная жесткость балки намного меньше, благодаря относительно мягким несущим опорам мостового настила. Настил, таким образом, будет скорее всего вибрировать при сейсмических нагрузках и генерировать большее количество соударений.

На рис. 8 и 9 показаны повреждения от соударения мостовых балок, полученные с учетом Ш и 2D возбуждений соответственно.

Рис. 8. Повреждения от соударения балок моста при 1Б возбуждении:

а - левый конец левой балки; б - правый конец левой балки; в - левый конец правой балки; г - правый конец правой балки

Как показано на рис. 8, Ш возбуждение приводит к незначительным повреждениям балок или не приводит к повреждениям вообще (правый конец правой балки). Однако при 2D возбуждении полка, стенка и нижняя плита балки моста страдают от серьезных повреждений (рис. 9). Можно заметить, что эти повреждения соответствуют результатам последних крупных землетрясений (рис. 1, а и б). Интересно, что большие ударные силы не обязательно приводят к более серьезным повреждениям мостовых балок. Это происходит потому, что повреждение контролируется максимальной главной деформацией, как отмечалось в разд. 1, которая связана не только с ударной силой, но и с фактической контактной поверхностью в каждый момент удара. При Ш возбуждении соударение происходит по всей поверх-

ности, в то время как 2D возбуждения ведут к эксцентрическим соударениям. Контактная поверхность при Ш возбуждении намного больше, чем при 2D возбуждении. Максимальная главная деформация, таким образом, может быть меньше, хотя сила удара больше.

Рис. 9. Повреждения от соударения балок моста при 2Б возбуждении:

а - левый конец левой балки; б - правый конец левой балки; в - левый конец правой балки; г - правый конец правой балки

Повреждения, вызванные сейсмической нагрузкой мостовых балок (рис. 9), можно разделить на два типа. Повреждения 1-го типа происходят на разных концах балок и вызваны ударами между соседними компонентами моста. Повреждения 2-го типа появляются в поперечном направлении нижней плиты, что отмечено красными кружками на рис. 9.

Как будет показано ниже, балка может упасть с несущих опор на соответствующую береговую или промежуточную опору из-за большого относительного смещения в поперечном направлении. Повреждения 2-го типа вызваны столкновением несущей опоры с балкой моста после ее падения с неопреновой несущей опоры/опор. Для лучшего рассмотрения механизма повреждения в качестве примера приведена динамика повреждения от соударения на левом конце правой балки. На рис. 10 показаны снимки повреждения 1-го типа. Сейсмическое повреждение от соударения (рис. 10, а) начинается в направлении по полке мостовой балки на 5,47 с из-за соударения между правым концом левой балки и левым концом правой балки в среднем зазоре. Область повреждения продолжает расти вследствие последующих ударов. Повреждения угла нижней плиты в направлении -г, полки в направлении -г и нижней плиты в направлении начинаются на 7,70, 8,63 и 13,47 секундах, соответственно (рис. 10, б-г). Кроме того, повреждение всегда происходит сначала на углах вследствие эксцентрического соударения из-за неизбежных крутильных реакций, вызванных пространственным изменением колебаний грунта.

Рис. 10. Снимки повреждений 1-го типа на левом конце правой балки: а - t = 5,47 с; б - t = 7,70 с; в - t = 8,63 с; г - t = 13,47 с

На рис. 11 представлены снимки повреждений 2-го типа на левом конце правой балки. Как видно из рис. 11, а, балка упала с опоры на центральную опору на 9,42 с. Балка начинает контактировать с несущей опорой на 9,49 с вследствие поперечных вибраций, и повреждение происходит на 9,51 с за счет столкновений. Наконец, на 9,71 с несущая опора врезается в балку моста, как показано на рис. 11, г.

Рис. 11. Снимки повреждений 2-го типа на левом конце правой балки: а - t = 9,42 с; б - t = 9,49 с; в - t = 9,51 с; г - t = 9,71 с

После столкновения несущая опора и балка могут отделиться друг от друга, и снова могут возникнуть столкновения из-за сдвинутых по фазе движений между балкой моста и несущей опорой. Следует отметить, что модель вязкоупругого материала используется для моделирования неопреновых опор, а критерий повреждений не применяется к несущим опорам. Поэтому в данном исследовании моделируются только повреждения балки. Если применять критерий повреждения, может произойти повреждение несущих опор. Следует заметить, что повреждение 2-го типа происходит только тогда, когда балка моста падает с несущей опоры/опор. Если балка не падает, ущерб, показанный на рис. 9, б, не наблюдается (то же относится к рис. 14, б). Необходимо отметить, что боковые ограничители не учитываются в данной работе. Если вовлекаются боковые ограничители, то дальнейшие повреждения могут развиваться от их столкновений с мостовыми балками.

Из-за столкновений между соседними элементами конструкции моста в стержневой арматуре могут развитья большие осевые напряжения, которые могут привести к пластической деформации соответствующих арматурных стержней. На рис. 12 показана пластическая деформация арматурных стержней левого конца правой балки. При изучении Ш возбуждения (рис. 12, а) можно заметить, что серьезная пластическая деформация происходит в углу арматурного каркаса (в красном кружке), а не там, где бетон подвергается разрушению (рис. 8, в). Это может быть вызвано концентрацией напряжения в районе угла, которое приводит к большему напряжению в стержневой арматуре, чем в арматуре в области разрушения бетона, вызванного фронтальным соударением поверхностей, как упоминалось выше. Большая пластическая деформация развивается также в углах (рис. 12, б) (красные и желтые кружки) за счет совместного влияния соударения и концентрации напряжений, порожденных 2D возбуждением грунта.

Рис. 12. Места пластической деформации в арматурных стержнях левого конца правой балки:

а - 1Б возбуждение; б - 2Б возбуждение

На рис. 13 показана динамика развития осевого напряжения в одном из продольных стержней арматуры в местах, обозначенных красными кружками на рис. 12, в результате Ш и 2D возбуждений грунта. Как видно, большое осевое напряжение развивается в стержневой арматуре при соударении, пиковые значения достигают 590 и 655 МПа соответственно при Ш и 2D возбуждениях. Следует отметить, что в настоящей работе предел статической прочности стали

равен 660 МПа, а фактический предел прочности будет выше за счет скорости деформации. Максимальное осевое напряжение в арматуре меньше, чем предельное напряжение, что указывает на отсутствие повреждений арматуры при сейсмических нагрузках, рассматриваемых в данной работе.

800

ё 600 I 400 ^ 200

0

ЛБ

655 МПа

1

0

8

Время, с

10

12

14

16

б

2

4

6

Рис. 13. Динамика осевого напряжения в одном из продольных стержней арматуры (в красных кружках рис. 12): а - Ш возбуждения; б - 2D возбуждения

Приведенные выше результаты показывают, что структурное поведение моста и повреждения из-за Ш и 2Б возбуждений весьма различны. 2Б возбуждения производят большее количество соударений и более серьезные разрушения бетона вследствие малой контактной поверхности, хотя пиковые ударные силы могут быть меньше. Так как при реальном землетрясении двунаправленные движения грунта всегда сосуществуют, важно учитывать 2Б возбуждения грунта 3Б конечно-элементной моделью, чтобы получить более точные прогнозы поведения моста.

Потенциалы смещения и сноса двухпролетного моста со свободно опертыми пролетными строениями также могут рассматриваться на основе 3Б конечно-элементной модели.

На рис. 14 показаны реакции моста в поперечном направлении на различных зазорах. Как видно, относительные перемещения между балкой моста и соответствующей опорой в левом и правом зазорах достигают 0,81 и 0,78 м соответственно. В среднем зазоре относительное перемещение между правым концом левой балки и несущей опорой составляет 0,57 м, а между левым концом правой балки и промежуточной опорой - 0,75 м. При таком большом относительном смещении в поперечном направлении все балки моста, за исключением правого конца левой балки, упадут с неопреновых опор (рис. 14). После того, как мостовые балки упадут с несущих опор на береговые или промежуточную опоры, боковые столкновения несущих опор с балками моста могут привести к повреждениям 2-го типа. Численные результаты соответствуют многочисленным наблюдениям ранее произошедших землетрясений (см. рис. 1, г и д).

Левая опора

и~

г

Правая балка

I

Относительное смещение 0,81 м

Промежуточная

опора Относительное смещение

0,78 м

Рис. 14. Структурные реакции в поперечном направлении на различных зазорах при условиях грунта SFS и 2Б возбуждениях: а - левый зазор; б - средний зазор; в - правый зазор

Для изучения потенциала сноса на рис. 15 приведены продольные смещения двух различных узлов, где узел 18,317 располагается на нижней плите левого конца левой балки, а узел 474,540 - на верхней поверхности опоры. До землетрясения эти два узла совпадали друг с другом. Однако при землетрясении может наблюдаться относительное смещение.

На рис. 15, а показана динамика продольного смещения двух узлов, а на рис. 15, б - относительное смещение между этими двумя узлами. Максимальное относительное смещение в продольном направлении составляет 0,12 м, что меньше, чем длина подферменной площадки моста в левом зазоре (0,41 м в настоящем исследовании). В других зазорах относительные смещения тоже меньше, чем соответствующие им длины подферменной площадки. Таким образом, мостовые балки не будут смещены с несущих опор.

0,3

-0,3

0,12

-0,12

0 4 8 12 16

0 4

8 12 16

б

а

в

0

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 15. Продольные смещения узлов:

а - динамика продольного смещения узлов 474,540 и 18,317; б -смещение

относительное

3.2. Влияние условий грунта

Хотя длина мостовых пролетов (см. рис. 2) не очень велика, колебания грунта на различных опорах мостовой конструкции могут значительно варьироваться из-за местных условий. Для изучения влияния местного грунта рассматривается случай с грунтом FFF. Результаты сравниваются с данными, полученными при рассмотрении условий грунта 'SFS', описанных в подразделе 3.1. Рассматриваются двунаправленные, слабокоррелируемые колебания грунта.

На рис. 16 показаны силы удара в разных зазорах. Очевидно, что более рыхлый грунт приводит к большим пиковым ударным силам. Это происходит потому, что рыхлый грунт ведет к большим смещениям при различных опорах мостовой конструкции [23], что, в свою очередь, дает толчок к относительному смещению между смежными элементами моста и делает соударения более серьезными, чем на твердом грунте. В условиях твердого грунта соседние элементы сталкиваются 8, 14 и 12 раз на левом, среднем и правом зазорах соответственно. Когда мост расположен на рыхлом грунте, элементы сталкиваются 11, 27 и 17 раз, как описано в подразд. 3.1. Меньшее количество соударений в условиях твердого грунта можно объяснить его меньшими входными перемещениями у различных опор.

40

й Л

Й

^

й

20

" 0

10

12

-1-1-г -1-1— -SFS

1 FFF

, 1 11 А1 1

14

16

20

й

I 10

й

о

10

12

14

16

а

0

2

4

6

8

б

0

0

2

4

6

8

20

й Л

?! 10

1 " ,1 1м 1 1 1 1 1 1 1 4 * .1 1

6 8 10 Время, с

12

14

16

в

0

0

2

4

Рис. 16. Влияние местных условий грунта на ударные силы: а - левый зазор; б - средний зазор; в - правый зазор

На рис. 17 показано повреждение от соударения балок при условиях грунта ТРР. Мостовые балки страдают незначительно или вообще не повреждаются по сравнению с условиями грунта 'ЖУ (рис. 9). Кроме того, наблюдается повреждение только 1-го типа. Однако повреждение 2-го типа, которое происходит в боковом направлении нижней плиты, не наблюдается потому, что в условиях твердого грунта, как будет показано ниже, балки моста не упадут с опор на береговые или центральные опоры и не произойдет столкновения между балками и соответствующими неопреновыми опорами. Интересно, что наблюдается незначительное повреждение также в верхнем углу левой опоры (рис. 18). Следует отметить, что на рыхлом грунте не наблюдается повреждение береговых опор, хотя соседние балки моста страдают от серьезных повреждений (рис. 9, а).

Рис. 17. Повреждения от соударения балок моста при условии грунта FFF:

а - левый конец левой балки; б - правый конец левой балки; в - левый конец правой балки; г - правый конец правой балки

Рис. 18. Повреждение от соударения на левой береговой опоре в условиях грунта FFF

На рис. 19 показаны относительные смещения в поперечном направлении на различных зазорах в условиях грунта 'FFF и 2D возбуждении.

б

в

а

Рис. 19. Структурные реакции в поперечном направлении на различных зазорах в условиях грунта FFF и 2Б возбуждениях: а - левый зазор; б - средний зазор; в - правый зазор

Относительные перемещения между различными концами и соответствующими береговыми или промежуточной опорами составляют 0,07, 0,22, 0,60 и 0,34 м соответственно. Они намного меньше, чем при условиях грунта 'SFS'. При этих относительно малых смещениях в поперечном направлении балки моста не упадут с опор, и повреждение 2-го типа не произойдет. Для изучения потенциала сноса изучалось также относительное смещение в продольном направлении. Установлено, что максимальные значения равны 0,10, 0,12, 0,10 и 0,08 м соответственно. Они меньше, чем длина подферменной площадки моста, балки не будут смещены с опор.

Заключение

В настоящей работе построена детальная 3D модель конечных элементов двухпролетного моста со свободно опертыми пролетными строениями, находящегося на площадке каньона. В модель заложены такие элементы моста, как балки, береговые опоры, промежуточная опора, продольная стержневая арматура и хомуты. Рассмотрено поведение нелинейного материала, включая скорость деформации бетона и стальной арматуры. С помощью программы расчёта LS-DYNA методом конечных элементов подробно исследованы ударные реакции между соседними компонентами конструкции при пространственных изменениях колебаний грунта. Данная работа включает в себя три аспекта: 1) созданная 3D модель не нуждается в предположении мест соударения и поэтому легко моделировать соударения по точкам, взаимным поверхностям и эксцентричным соударениям, связанным с 3D реакциями моста; 2) соударение, вызванное повреждением, может быть легко установлено с помощью предложенного метода. Ударные реакции мостовых конструкций можно предсказать с большей долей вероятности, учитывая значительное количество рассеиваемой энергии при повреждениях; 3) рассмотрены потенциалы смещения и схода мостовых настилов во время землетрясения. Ни

в одном исследовании ранее не рассматривались эти три аспекта. На основе численных результатов сделаны следующие выводы:

1. Поведение моста и повреждения от 1D и 2D возбуждений грунта очень разнятся. Традиционный анализ поведения моста с учетом только iD возбуждений и iD реакций моста может привести к неправильным предсказаниям реакции соударения и недооценке повреждений от соударения.

2. Боковые и крутильные реакции моста провоцируют большее количество соударений, но меньшие ударные силы вследствие малого влияния инерционного сопротивления массы моста ударам. Тем не менее, они могут вызвать более серьезные повреждения конструкции из-за меньшей контактной поверхности.

3. При сейсмических соударениях могут развиваться два типа повреждения: 1-й тип повреждения вызван прямым соударением между соседними компонентами моста; 2-й тип вызван столкновениями балок моста и опор после падения балок моста с опор из-за большого относительного смещения в поперечном направлении.

4. В местах соударения обычно происходит разрушение бетона. В местах концентрации напряжения обычно появляется огромнейшее напряжение арматурных стержней, не обязательно в местах соударения с поврежденным бетоном.

5. Местные условия грунта существенно влияют на поведение конструкции моста. Чем мягче грунт, тем серьезнее повреждения. Следует отметить, что характер и масштаб ущерба каждого моста во время землетрясения могут изменяться в зависимости от характеристик движения грунта в определенном месте и конструкционных особенностей моста, поэтому трудно дать общую характеристику реакциям и повреждениям конкретного моста и необходимы подробные численные или экспериментальные исследования, чтобы реалистично смоделировать поведение и повреждение конструкции моста в условиях определенного землетрясения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Moehle, J.P., Eberhard, M.O. Earthquake damage to bridges [Повреждения мостов, вызванные землетрясением]. In: Chen WF, Duan L, editors. Bridge engineering handbook. Boca Raton: CRC Press; 2000 [chapter 34].

2. Uzarski, J., Arnold, C., editors. Chi-Chi, Taiwan, earthquake of September 21, 1999 reconnaissance report [Чи-Чи, Тайвань, землетрясение 21 сентября 1999, доклад по результатам обследования]. CA: Earthquake Engineering Research Institute; 2001.

3. Dimitrakopoulos, E.G. Seismic response analysis of skew bridges with pounding deck-abutment joints [Анализ сейсмической реакции косых мостов с соударением узла «настил-опора»]. Eng Struct 2011; 33(3): 813-2б.

4. Malhotra, P.K. Dynamics of seismic pounding at expansion joints of concrete bridges [Динамика сейсмических соударений в компенсационных соединениях бетонных мостов]. J Eng Mech 1998; 124(7): 794-802.

5. Jankowski, R., Wilde, K., Fujino, Y. Pounding of superstructure segments in isolated elevated bridge during earthquakes [Соударение наземных частей отдельного эстакадного моста во время землетрясения]. Earthquake Eng Struct Dyn 1998; 27(5): 487-502.

6. Ruangrassamee, A., Kawashima, K. Relative displacement response spectra with pounding effect [Спектры реакции относительного смещения с эффектом соударения]. Earthquake Eng Struct Dyn 2001;30(10):1511-38.

7. DesRoches, R., Muthukumar, S. Effect of pounding and restrainers on seismic response of multi-frame bridges [Эффект соударения и замедлители сейсмической реакции в многопролетных мостах]. J Struct Eng 2002;128(7):860-9.

8. Chouw, N., Hao, H. Study of SSI and non-uniform ground motion effects on pounding between bridge girders [Исследование взаимодействия между грунтом и конструкцией и влияние неравномерных колебаний грунта на соударение мостовых балок]. Soil Dyn Earthquake Eng 2005; 23(7- 10): 717-28.

9. Chouw, N., Hao, H. Significance of SSI and non-uniform near-fault ground motions in bridge response I: effect on response with conventional expansion joint [Значение взаимодействия грунта и конструкции с неравномерными, почти разрушительными колебаниями грунта при поведении моста I: влияние на реакцию традиционного компенсационного соединения]. J Eng Struct 2008; 30(1): 141-53.

10. Jankowski, R., Wilde, K., Fujino, Y. Reduction of pounding effects in elevated bridges during earthquakes [Снижение эффекта соударения в эстакадных мостах во время землетрясения]. Earthquake Eng Struct Dyn 2000; 29(2): 195-212.

11. Chouw, N., Hao, H., Su, H. Multi-sided pounding response of bridge structures with non-linear bearings to spatially varying ground excitation [Многосторонняя реакция соударения мостовых конструкций с нелинейными несущими опорами на пространственные возбуждения грунта]. Adv Struct Eng 2006; 9(1): 55-66.

12. Raheem, S.E.A. Pounding mitigation and unseating prevention at expansion joints of isolated multi-span bridges [Смягчение соударения и предотвращение схода настила у компенсационных соединений отдельных многопролетных мостов]. Eng Struct 2009; 31(10): 2345-56.

13. Zanardo, G., Hao, H., Modena, C. Seismic response of multi-span simply supported bridges to spatially varying earthquake ground motion [Сейсмическая реакция многопролетного моста со свободно опертыми пролетными строениями на пространственное движение грунта при землетрясении]. Earthquake Eng Struct Dyn 2002; 31(6): 1325-45.

14. Julian, F.D.R., Hayashikawa, T., Obata, T. Seismic performance of isolated curved steel viaducts equipped with deck unseating prevention cable restrainers [Сейсмические характеристики отдельных изогнутых путепроводов, оснащенных ограничительными железными тросами для предотвращения сноса подферменной площадки]. J Constr Steel Res 2006; 63: 237-53.

15. Zhu, P., Abe, M., Fujino, Y. Modelling three-dimensional non-linear seismic performance of elevated bridges with emphasis on pounding of girders [Трехмерное моделирование нелинейного сейсмического поведения эстакадных мостов с ориентацией на соударение балок]. Earthquake Eng Struct Dyn 2002; 31: 1891-913.

16. Guo, A., Li, Z., Li, H. Point-to-surface pounding of highway bridges with deck rotation subjected to bi-directional earthquake excitations [Соударение системы «точка-поверхность» автодорожных мостов с вращением настила, подверженного двунаправленным возбуждениям при землетрясении]. J Earthquake Eng 2011; 15(2): 274-302.

17. Bi, K., Hao, H., Zhang, C. Analysis of coupled axial-torsional pounding response of adjacent bridge structures [Анализ комбинированной ударной осевой и крутильной реакции соседних мостовых конструкций]. In: Proceedings of the 11th international symposium on structural engineering, Guangzhou, China; 2010. p. 1612-8.

18. LS-DYNA. LS-DYNA user manual [Инструкция для пользователей пакета LS-DYNA]. Livermore Software Technology Corporation; 2007.

19. Bi, K., Hao, H. Pounding response of adjacent bridge structures on a canyon site to spatially varying ground motions [Ударная реакция соседних конструкций моста на площадке каньона в условиях пространственных колебаний грунта]. In: Australia earthquake engineering society 2010 conference, Perth, Australia; 2010 [paper no. 2].

20. Der Kiureghian, A. A coherency model for spatially varying ground motions [Логическая модель для пространственных колебаний грунта]. Earthquake Eng Struct Dyn 1996; 25(1): 99-111.

21. Bi, K., Hao, H. Influence of irregular topography and random soil properties on coherency loss of spatial seismic ground motions [Влияние неправильной топографии и выборочных свойств грунта на потерю когерентности при пространственных сейсмических движениях грунта]. Earthquake Eng Struct Dyn 2011; 40(9): 1045-61.

22. ANSYS. ANSYS user's manual revision 12.1 [ANSYS. Версия 12.1 инструкции для пользователей пакета ANSYS]. ANSYS Inc.; 2009.

23. Bi, K., Hao, H. Modelling and simulation of spatially varying earthquake ground motions at sites with varying conditions [Моделирование и имитация пространственных сейсмических движений грунта на площадках с переменными условиями]. Probab EngMech 2012; 29: 92-104.

24. Bi, K., Hao, H., Chouw, N. Influence of ground motion spatial variation, site condition and SSI on the required separation distances of bridge structures to avoid seismic pounding [Влияние пространственных движений грунта, условий площадки и взаимодействия «грунт-конструкция» на необходимое пространственное разнесение мостовых конструкций во избежание сейсмических соударений]. Earthquake Eng Struct Dyn 2011; 40(9): 1027-43.

25. Jankowski, R. Non-linear FEM analysis of earthquake-induced pounding between the main building and the stairway tower of the Olive View hospital [Нелинейный конечно-элементный анализ сейсмических соударений между главным строением и лестничной площадкой госпиталя Olive View]. Eng Struct 2009; 31(8): 1851-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Jankowski, R. Non-linear FEM analysis of pounding-involved response of buildings under nonuniform earthquake excitation [Нелинейный конечно-элементный анализ ударной реакции зданий при неравномерных сейсмических возбуждениях]. Eng Struct 2012;37:99-105.

27. Tang, E.K.C., Hao, H. Numerical simulation of a cable-stayed bridge response to blast loads. Part I: model development and response calculations [Численное моделирование реакции канатного висячего моста при взрывных нагрузках. Часть 1: разработка модели и расчет реакции]. Eng Struct 2010; 32(10): 3180-92.

28. Li, J., Hao, H. A two-step numerical method for efficient analysis of structural response to blast load [Двухшаговый метод эффективного анализа поведения конструкции при взрывной нагрузке]. Int J Protect Struct 2011; 2(1): 103-26.

29. Wekezer, J., Taft, E., Kwasniewski, L., Earle, S. Investigation of impact factors for FODT bridges [Исследование коэффициента динамического воздействия для испытания мостов усовершенствованного образца в процессе разработки]. FDOT Structures research laboratory final report. Tallahassee, USA; 2010.

30. Comite Euro-International du Beton. Concrete structures under impact and impulsive loading [Бетонные конструкции в условиях ударного и импульсного нагружения]. CEB Bulletin 187. Switzerland: Federal Institute of Technology Lausanne; 1990.

31. Malvar, L.J., Ross, C.A. Review of strain rate effects for concrete in tension [Изучение влияния скорости деформации для напряженного бетона]. Am Concr Inst Mater J 1998; 95(6):735-9.

32. Malvar, L.J. Review of static and dynamic properties of steel reinforcing bars [Изучение статических и динамических свойств стальных стержней арматуры]. Concr Inst Mater J 1998; 95(6):609-16.

33. Hao, H., Oliveira, C.S., Penzien, J. Multiple-station ground motion processing and simulation based on SMART-1 array data [Многопозиционная обработка движения грунта и моделирование на базе устройства SMART-1 для хранения массива данных]. J Nucl Eng Des 1989;111(3):293-310.

34. Tajimi, H. A statistical method of determining the maximum response of a building structure during an earthquake [Статистический метод определения максимального значения строительного сооружения во время землетрясения]. In: Proceedings of 2nd world conference on earthquake engineering, Tokyo; 1960. p. 781-96.

35. Wolf, J.P. Dynamic soil-structure interaction [Динамическое взаимодействие между грунтом и конструкцией]. New Jersey: Englewood Cliffs; 1985.

36. Der Kiureghian, A. Structural response to stationary excitation [Реакция конструкции на стационарное возбуждение]. J Eng Mech Div 1980;106(6):1195-213.

37. Sobczyk, K. Stochastic wave propagation [Стохастическое распространение волн]. Netherlands: Kluwer Academic Publishers; 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.