Научная статья на тему 'Численное моделирование горения и самовоспламенения двухфазных химически реагирующих течений с впрысками'

Численное моделирование горения и самовоспламенения двухфазных химически реагирующих течений с впрысками Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
395
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
численное моделирование / химическая кинетика / горение / впрыск / жидкое топливо / камера сгорания / самовоспламенение / сажа / двухфазные течения / numerical simulation / chemical kinetics / combustion / injection / liquid fuel / combustion chamber / self-ignition / soot / two-phase flows

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Аскарова Алия Сандыбаевна, Гороховски М. А., Рыспаева Майя Жумабековна, Волошина Ирина Эдуардовна

Проведено исследование дисперсии впрыска и влияния впрыскиваемой массы жидкого топлива на самовоспламенение и горение в камере сгорания на основе решения дифференциальных уравнений турбулентного реагирующего течения. Получены распределения капель по размерам, полей средней температуры при горении топлива с различными начальными массами. В работе использована глобальная модель химических реакций, учитывающая образование сажи при горении жидких топлив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Injection dispersion and influence of liquid fuel injection mass on self-ignition and burning in a combustion chamber have been studied on the basis of solution of differential equations of turbulent reacting flow. Drop size and average temperature field distributions at burning fuel with various initial mass were obtained. Global model of chemical reactions considering soot formation at liquid fuel combustion was used in the work.

Текст научной работы на тему «Численное моделирование горения и самовоспламенения двухфазных химически реагирующих течений с впрысками»

Энергетика

УДК 536.46:532.517.4

ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ГОРЕНИЯ И САМОВОСПЛАМЕНЕНИЯ ДВУХФАЗНЫХ ХИМИЧЕСКИ РЕАГИРУЮЩИХ ТЕЧЕНИЙ С ВПРЫСКАМИ

А.С. Аскарова, М.Ж. Рыспаева, И.Э. Волошина

Казахский национальный университет им. аль-Фараби, г. Алматы, Казахстан E-mail: [email protected]

Проведено исследование дисперсии впрыска и влияния впрыскиваемой массы жидкого топлива на самовоспламенение и горение в камере сгорания на основе решения дифференциальных уравнений турбулентного реагирующего течения. Получены распределения капель по размерам, полей средней температуры при горении топлива с различными начальными массами. В работе использована глобальная модель химических реакций, учитывающая образование сажи при горении жидких топлив.

Ключевые слова:

Численное моделирование, химическая кинетика, горение, впрыск, жидкое топливо, камера сгорания, самовоспламенение, сажа, двухфазные течения.

Key words:

Numerical simulation, chemical kinetics, combustion, injection, liquid fuel, combustion chamber, self-ignition, soot, two-phase flows.

Одной из актуальных задач является проблема моделирования горения жидких распыленных топлив в связи с их широким использованием в различных двигателях в качестве автомобильного, авиационного, дизельного и ракетного топлив. При горении жидких топлив может быть выделено несколько его стадий [1, 2]. На первой стадии происходит впрыск топлива в камеру сгорания через форсунку с распылением на мелкие капли. Затем происходит испарение капель и смешение их с окислителем, после чего происходит самовоспламенение и горение топливовоздушной смеси.

Первая часть процесса - распыление топлива во многом определяет эффективность последующего горения. Чем меньше капля, тем быстрее происходит испарение, смешение с окислителем и горение.

В дизельных двигателях жидкость подается через малые отверстия под действием очень высокого давления. За счет этого происходит распыление топлива - жидкость распадается на тонкие пленки и нити, которые затем принимают капельную форму. В ракетных двигателях распыление часто осуществляют столкновением струй. Это дает возможность подать большое количество топлива в камеру [3, 4].

Математическое моделирование горения жидких топлив является сложной задачей, так как требует учета большого количества сложных взаимосвязанных процессов и явлений: многоступенчатые цепные химические реакции, перенос импульса, тепла и массы путем конвекции, молекулярный перенос, излучение, турбулентность, испарение жидких капель и т. д. [5].

В работе проведено исследование дисперсии и горения впрыска жидкого топлива на основе численного решения системы дифференциальных трехмерных уравнений турбулентного реагирующего течения с помощью программы КГУА-П для численного расчета двух- и трехмерных, реагирующих жидких потоков с впрысками. Рассматриваемые уравнения и алгоритм решения являются очень общими и могут быть применены к ламинарным и турбулентным потокам, дозвуковым и сверхзвуковым течениям, а также к однофазным и двухфазными средам. Для того, чтобы смоделировать испаряющиеся жидкие капли, включая эффекты столкновений капель и аэродинамические разрывы, используется стохастический метод. Хотя начальные и граничные условия были написаны для инженерных расчетов двигателя внутреннего

сгорания, данная модель может быть легко изменена для различных других применений [5-9].

Решение задачи об испарении жидких капель и взаимодействия их с газовой фазой - чрезвычайно сложная проблема. Для того чтобы вычислить массу, момент импульса и теплообмен между испаряющейся каплей и газом, нужно принять во внимание распределение капель по размерам, по скоростям и температуре. Во многих течениях при расчете распыленных жидкостей необходимо учитывать колебания капель, искажения и разрывы. Для расчета двигателей внутреннего сгорания также очень важен учет столкновений капель между собой и их объединения в более крупные капли.

Математическая модель, которая способна объяснить эти сложные физические процессы, сводится к формулировке уравнения испарения. Из этого уравнения находится распределение функции плотности вероятности /, имеющей десять независимых переменных дополнительно ко времени: три позиции капли по х, три компоненты скорости v, радиус г, температура Тй (принята одинаковой в пределах капли), отклонение от сферы у и изменение со временем отклонения йу/&=у [5].

Безразмерная величина у пропорциональна перемещению поверхности капли из своей позиции равновесия на радиус капли г. Физический смысл функции / определяется как /(x,v,г,Td,y,У,t)dvdгdTddydy -вероятное число капель в единице объема с координатой х и временем ¡, скоростями в интервале (V, v+dv), радиусами в интервале (г, г+dг), температурами в интервале (ТЛ Td+dTd), и параметрами смещения в интервалах (у, у+dy) и (y,y+dy). Два момента функции / имеют важное физическое значение. Элемент жидкого объема в определяется как:

в = | / 4/3пг ^с^СгСТ^Су.

Макроскопическая плотность жидкой фазы р\ определена как:

Р\ = Рв,

где рй - микроскопическая плотность жидкой фазы, которая может быть сравнима с газовой плотностью, потому что отношение рй к р велико. Величина рй принята постоянной.

Изменение со временем функции /может быть получено путем решения уравнения испарения жидкой капли:

Цг + VJ[ (/) + Уу (р) +д- (/К) +

а дг

+(Т)(/у)(/у) = ГсЫ1 + /и. (1)

дТ

ду

ду

В уравнении (1) величины Я, Тл, и у изменяются со временем, исходя из особенностей капли, ее скорости, радиуса, температуры, и скорости колебаний у. Величины /от;;, /ы - источники, обусловленные столкновение м и разрывом капель. Источник столкновения /ю11 определен как:

{он = 2 ДО /(X V , Г , ТС1,, У , у1 ,1) х х/(х, г2, Т, 2>, у2, у),, /)п(г1 + г2)2К - ^ |х Х(ст(у,г, Т,, у,у, ^ Г1,Т, 1, ур у>1, V,, г2, Т, 2, У2, у>2) -8 (у -Vl)S(г -г)8(Т, -Тл)8(у -у,)8(у -¿)) -80-^1)8(г -г2)8(Т, -Т,2)8(у-у2)8(у-у2)х х dv1 Сг1 с/Т^ Су1 Сух dv2 Сг2 СТ, 2 Су2 су2.

Здесь 8 - дельта-функция Дирака.

Функция плотности вероятности столкновения а определена как аdvdгdTdydy. - вероятное число капель со свойствами в заданных интервалах, которые следуют из столкновения между каплей 1 и каплей 2. Возможны два типа столкновений:

• если под воздействием столкновения параметр Ь уменьшается по сравнению с критической оценкой Ьсг, то капли сливаются;

• если Ь превышает Ь1Т, то капли сохраняют свой размер и температуру, но их скорости подвергаются изменению.

Критический параметр воздействия Ьг определен как:

Ь1 = (г1 + г2)2 ш1п(1Д2.4/(у)/

/(у) = у3 - 2,4у2 + 2,7у,

у = Г2/ ^ = р, - г1/ а(ТX

где 1 ^г2; =

г Т + г ът

'11 а1^,21 с. Г13 + Г23

Величина - число Вебера, а - коэффициент поверхностного натяжения, который изменяется в пределах от значения а0 при начальной температуре Т0 и до нуля при критической температуре Тсг. Выражение для а имеет следующий вид:

(г + Г2)2

/ 3 . 3Ч3 Г - (г1 + Г2)3

'1 1 1 '2 у2

х8

Г\Т,1 + г^,

8( у - ^2)8( у - у 2 )"

г1+г 2

х|

Ьсг

где

(г + Г-)2

8(г-Гl)8(v-v[)8(Td -ТС 1)8(у -Л)8(у -3)1) +8(г- г8 - v2)8(Td -Т,2)8(у -у2)8(у -у2)^

3,3 , 3, , ч Ь - Ь

Г Vl + Г2 V2 + Г2^1 + v2)

ЬСЬ,

Г1 + Г2 - Ьсг

Г13 + Г23

Г13V1 + Г^2 + Г2 +

Ь - Ь„

Г1 + Г2 - Ьсг

г3 + г22

V =

У2 =

Источ никовый член, обусловленный разрывом капель, /ы, определяется как:

!ьи =| / (X г1,Та к, О х

х у1Б(у, г ,Та, у, у VI, г 1,Та 1, у>1, х, г ')йухйгхйТхйух. (2)

Функция плотности вероятности разрыва В, определенная как - это вероятное чи-

сло капель со свойствами в заданных интервалах. Смысл формулы (2) следующий: когда искажение капли у превышает значение координаты их объединенного состояния, то капли распадаются на более мелкие и их распределение задается В.

Радиусы капель задаются квадратичным распределением:

Ш (г) =1 '7.

г

Саутеровский средний радиус г32 дается формулой:

гз2 = 3г = г

7 1 РсТ -2

- + —¡-^^ у2

3 8 а(?У1

^ = —

•Ра

-(и + и' - v)CD + ш .

Коэффициент сопротивления С® определен как: 24

CD =

Яе.

-(1 + 1/6Яе2 );Яеа < 1000

Яеа >1000

0,424. где число Рейнольдса

2р|и + и' - v|r

^г (Т)

Т = Т + 2Та

3

Турбулентная скорость газа и' добавлена к средней скорости газа при вычислении сопротивления капель и степени испарения. Предполагается, что каждый компонент и' взят из гауссовского распределения со средним квадратным отклонением 2/3к. Таким образом, принимается:

0(и') = (4/3пк)-3/2 ехр{-3 \и'\2 /4к}. Степень изменения радиуса капли Я:

К ^РкЙ У^У Sh а ,

2Раг

1 - У

где - число Шервуда для переноса массы, У{ -массовая доля паров топлива на поверхности капли, У1 = р/р, (рБ)аГ(Т) - коэффициент диффузии паров топлива в воздухе.

Поверхностная массовая доля У{ получена из выражения:

У (Та ) = -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К

К

Р0Т )

-1

Скорости капель также отличаются от родительской капли скоростью V и направлением, распределенным случайным образом, в нормальной проекции для вектора релятивистской скорости между родительской каплей и газом. Величина V задается формулой:

w = 1/2г у>1. Выражение для В имеет вид:

Б = Ш(г)8(Та - Тах)8 (у)8 (У)-^^^ - (vх + ю

где интеграл указывает направление к нормали вектора скорости. Далее определяются функции Я, Тй, уг, которые характеризуют траектории индивидуальных капель. Ускорение капли ^ за счет аэродинамического сопротивления и гравитационной силы имеет следующий вид:

3 р \и + и'-VI

где Wís - локальная средняя молярная масса для всех разновидностей паров топлива, а- равновесное давление паров топлива при температуре Т. Температура капли является однородной, а парциальное давление паров топлива на поверхности капельки равняется равновесному давлению пара. Для диффузии пара в воздухе используется эмпирическое соотношение (р^ДТ^ДТ®2 где Д и ®2 -константы.

Изменение температуры капли обусловлено уравнением баланса энергии:

Ра 3пгъсТ - Ра 4пг2КЬ(Та ) = 4пг2&

(3)

где с, - удельная теплоемкость жидкости, Ь(ТЛ) -удельная теплота парообразования, и - теплопроводность на поверхности капли в единичном объеме. Уравнение (3) означает, что энергия, подводимая к капле, нагревает ее, вследствие чего происходит испарение. Теплопроводность дается соотношением:

а =

Каг (Т)(Т - Та )

2г а

где

Ки а = (2,0 + 0,6Яеа/2Рг;2)-1п(1 + Ба Х

РГа =

Иаг (Т К (Т)

Каг (Т)

Ба

кТ

; Каг (Т) =^

Т + к

ср - удельная теплоемкость при постоянном давлении и при температуре Т=(Т+2ТЙ)/3, К1 иК2- константы.

Уравнение для ускорения и для параметров изменения капли имеет следующий вид:

у = 2 р_ (и + и'-V)2 -80Му- 5^(Та) у (4) У ч 2 „3 У „ „2 У' (4)

3 Ра

Раг

Раг

где 1л(Тё) - вязкость жидкости. Уравнение (4) - это уравнение затухающих гармонических колебаний. Внешняя сила обеспечивается газовыми аэродина-

мическими силами капли. Возвратная сила обеспечивается поверхностными силами напряженности. Затухание происходит за счет вязкости жидкости.

Для замыкания системы уравнений необходимо дать определение функциям взаимодействияр', Р, 0', Ж',:

р * = /рл 4пг2 ЯсЫс1гс1Тас1ус1у, Г = - /рс (4 / 3пг 3Р' + 4пг2 Ку)сЫйтсПс1 дуду,

й *= - ГР,

4пг2 Я[1, (Га) +1 / 2(у - и)] +

[+4/3пг 3[с ,Тс + F'(v - и - и')]\ Ж * = -[ /рс 4/3пг 3Р'-и'ШгсИ^сУ,

где

В работе вид кинетики задается с помощью глобальной модели химических реакций. Реакция горения гептана с образованием воды и углекислого газа выглядит так [10]:

е7И16+1102

7С02+8И20,

где кя=5.1012ехр(-15780/7).

Результаты численного эксперимента

по горению жидкого топлива

Были проведены вычислительные эксперименты по горению жидкого распыленного топлива (гептана С7Н16), а также исследовано влияние массы впрыскиваемого топлива (6, 12 и 18 мг) на его самовоспламенение и горение.

Жидкое топливо при температуре 300 К впрыскивается в камеру сгорания через круглое сопло, расположенное в центре нижней части камеры. Камера сгорания представляет собой цилиндр (рис. 1) высотой 8 см и радиусом 2 см, заполненный воздухом при температуре 800 К и при давлении 32 Бар.

лем, и сгорание осуществляется в газовой фазе. Процесс горения жидкого топлива является быстро протекающим, и его длительность составляет в среднем 4 мс.

На рис. 2 представлено распределение капель по объему камеры сгорания при впрыскивании в нее жидкого топлива. Анализ данного распределения показывает, что чем больше масса впрыскиваемого топлива, тем на большую высоту поднимаются его капли и распыляются на больший объем камеры. В первом случае высота впрыска равняется 2 см, во втором - 4 см, а в третьем достигает 5 см, почти заполняя все пространство камеры сгорания.

£ 5

3.5 3 2 5 2 15 1

0.5

О 0.5

1?, ст

о 0.5

Р?, ст

0 0 5

К, ст

Рис. 2. Распределение капель в пространстве камеры сгорания. Масса: 1) 6; 2) 12; 3) 18 мг

800

Рис. 1. Геометрия камеры сгорания

После впрыска происходит быстрое испарение топлива, пары топлива смешиваются с окислите-

2 4 6 8

Н, ст

Рис. 3. Распределение средней температуры по высоте камеры сгорания при впрыскивании жидкого топлива (гептан. Масса: 1) 6; 2) 12; 3) 18 мг

В процессе горения топлива происходит увеличение температуры в камере сгорания, причем ее распределение не является однородным, что видно на рис. 3. Наиболее высокая температура наблюдается в области 2...3 см по высоте камеры сгорания и находится в диапазоне от 1400 до 1600 К.

1

2

3

При сравнении средних температур мы видим, что увеличение массы впрыскиваемого топлива приводит к увеличению температуры (рис. 3). Для всех трех случаев наблюдается плавное понижение температуры вдоль высоты камеры сгорания.

На рис. 4 приведены поля температур для трех различных впрыскиваемых масс в моменты самовоспламенения топлива. В первом случае время задержки воспламенения равно 0,935 мс, во втором -0,953 мс, в третьем - 0,992 мс. Видно, что в третьем случае самовоспламенение происходит позже, чем при меньшей массе топлива. Значения максимальных температур близки по значению: при впрыскивании гептана массой 6 мг - 2600 К, при 12 мг - 2645 К, 18 мг - 2675 К, т. е. наблюдается рост температуры при увеличении массы впрыскиваемого топлива.

R, cm R, cm R, cm

1 2 3

Рис. 4. Поля температуры в момент самовоспламенения впрыска жидкого топлива для масс топлива. Масса: 1) 6; 2) 12; 3) 18 мг

Можно отметить, что используемая математическая модель для вычислительных экспериментов адекватно отражает реальные процессы сжигания жидких топлив.

Полученные результаты позволяют выбрать оптимальный вариант организации процесса горения жидкого топлива с целью повышения эффективности камеры сгорания и уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду.

Полученные в данной работе результаты исследования имеют большое значение для развития таких областей науки как физика горения, численные методы в теплофизике и теплоэнергетика; они могут быть использованы при разработке и проектировании двигателей внутреннего сгорания.

Выводы

Исследованы дисперсия впрыска и влияние впрыскиваемой массы жидкого топлива на самовоспламенение и горение в камере сгорания. Получены распределения капель по размерам, полей средней температуры при горении топлива с различными начальными массами.

Из анализа экспериментальных данных следует, что:

• увеличение массы впрыскиваемого топлива приводит к возрастанию области больших температур и к повышению общей температуры в камере сгорания;

• впрыскивание большей массы топлива приводит к задержке самовоспламенения, что связано с большим потреблением теплоты на испарение капель топлива.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ярин Л.П., Сухов Г.С. Основы теории горения двухфазных сред. - Л.: Энергоатомиздат, 1987. - 240 с.

2. Зайцев С.А., Кузнецов В.Р., Кунцев Г.М. Влияние прогрева и испарения жидкого топлива на горение в модельной камере сгорания // Физика горения и взрыва. - 1991. - Т. 27. - № 6. -С. 45-52.

3. Основы практической теории горения / Под ред. В.В. Померанцева. - Л.: Энергия, 1973. - 264 с.

4. Сполдинг Д.Б. Горение и массообмен. Пер. с англ. Р.Н. Гиза-туллина и В.И. Ягодкина / Под ред. В.Е. Дорошенко. - М.: Машиностроение, 1985. - 240 с.

5. Amsden A.A., O'Rourke P.J., Butler T.D. KIVA-II: A computer program for chemically reactive flows with sprays. - Los Alamos, 1989. - 160 p.

6. Аскарова А.С., Рыспаева М.Ж. Расчет горения впрыска жидкого топлива в замкнутой камере// Вестник КазНУ. Сер. Физическая. - 2006. - № 1. - С. 74-78.

7. Аскарова А.С., Гороховски М.А., Локтионова И.В., Рыспаева М.Ж. Горение жидких топлив в камере сгорания // Известия НАН РК. Сер. Физ.-мат. - 2006. - № 3. - С. 10-14.

8. Рыспаева М.Ж. Моделирование горения жидких впрысков в камерах сгорания и образования СО2 // Физика окружающей среды: Матер. V Междунар. школы молодых ученых и специалистов. - Томск, 2006. - С. 120-124.

9. Аскарова А.С., Волошина И.Э., Рыспаева М.Ж. Численное исследование влияния массы на процесс горения впрыска жидкого топлива // Проблемы промышленной теплотехники: Тез. докл. V Междунар. конф. - 22-26 мая 2007. - Киев, 2007. -С. 26-27.

10. Gorokhovski M., Borghi R. Numerical simulation of soot formation and oxidation in diesel engines // Journal of Diesels, Transactions of SAE. - 1993. - 930075.

Поступила 10.06.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.