Научная статья на тему 'Численное и экспериментальное исследование состояния атмосферного пограничного слоя вблизи аэропорта Богашево'

Численное и экспериментальное исследование состояния атмосферного пограничного слоя вблизи аэропорта Богашево Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
373
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОПАСНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ / ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ / MATHEMATICAL MODELING / DANGEROUS METEOROLOGICAL PHENOMENA / INSTRUMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Старченко Александр Васильевич, Барт Андрей Андреевич, Деги Дмитрий Владимирович, Зуев Владимир Владимирович, Шелехов Александр Петрович

В статье представлен информационный измерительно-вычислительный комплекс для мониторинга и прогнозирования опасных погодных явлений. Приводится описание мезомасштабной метеорологической модели, численного метода для ее реализации. Приводятся результаты апробации состояния атмосферного пограничного слоя над аэропортом вблизи Томска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Старченко Александр Васильевич, Барт Андрей Андреевич, Деги Дмитрий Владимирович, Зуев Владимир Владимирович, Шелехов Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Numerical and experimental investigation of the atmospheric boundary layer near Bogashevo airport

Short overview of information-measuring computer system for monitoring and forecasting hazardous weather phenomena is given. The first results of probation of existing software and instrumentation for the study of the atmospheric boundary layer near Tomsk-city are presented.

Текст научной работы на тему «Численное и экспериментальное исследование состояния атмосферного пограничного слоя вблизи аэропорта Богашево»

ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА

УДК 551.509.32

А.В. Старченко, А.А. Барт, Д.В. Деги, В.В. Зуев, А.П. Шелехов, Н.К. Барашкова, А.С. Ахметшина

ЧИСЛЕННОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ПОГРАНИЧНОГО СЛОЯ ВБЛИЗИ АЭРОПОРТА БОГАШЕВО

Введение

Слой атмосферы, прилегающий к земной поверхности, в котором распределение метеорологических величин определяется влиянием подстилающей поверхности и турбулентностью, носит название пограничного слоя атмосферы. В нижнем приземном его подслое (толщиной 30-50 м.) осуществляет свою жизнедеятельность человек. Опасные явления, формирующиеся в этом слое (туманы, метели, осадки, гололедно-изморозевые отложения, такие конвективные явлении как гроза, шквал, смерч), серьезно осложняют (в отдельных случаях и до катастрофических последствий) функционирование многих хозяйственных объектов, в т. ч. наземного и воздушного транспорта, энергетики. Особую опасность для жизнедеятельности представляет ухудшение качества приземного воздуха (превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих газов и аэрозолей) вследствие природных катаклизмов (обширных пожаров, извержений вулканов) или антропогенных выбросов (результата интенсивной хозяйственной деятельности человека на крупных урбанизированных территориях), приводящих к образованию смога, многие компоненты которого характеризуются высокой токсичностью и ослабляют видимость. В связи с этим одной из актуальнейших проблем как фундаментальных, так и прикладных наук о Земле является проблема создания информационных систем мониторинга и прогнозирования состояния приземного слоя атмосферы над населенными пунктами и крупными транспортными узлами. Особое значение такие исследования приобретают в связи с необходимостью обеспечения безопасности жизнедеятельности в крупных аэропортах, где возникновение локальных неблагоприятных атмосферных явлений может привести к чрезвычайным ситуациям. Проблема может быть решена только при внедрении высокоточных измерительных приборов, рабо-

Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 (госконтракт №

14.B37.21.0667) и РФФИ (грант № 12-01-00433а)

тающих в системе с результатами математического моделирования конкретной ситуации.

Не менее важное значение имеют: интерпретация результатов численного моделирования в терминах явлений и параметров приземной погоды, в том числе оценка возможности возникновения и интенсивности опасных явлений и резких изменений погоды; оценка влияния локальных физико-географических особенностей района прогноза на эволюцию погодообразующих структур.

Целью данной работы является апробация имеющегося программного обеспечения и измерительных приборов для исследования состояния атмосферного пограничного слоя над аэропортом Богашево, расположенным вблизи г. Томск.

Математическая модель и численный метод решения

В данной работе численное исследование локальных атмосферных процессов над ограниченной территорией проводилось с помощью разрабатываемой в Томском государственном университете мезомасштабной метеорологической модели высокого разрешения [1,2]. Эта модель является негидростатической и включает трехмерные нестационарные уравнения гидротермодинамики атмосферного пограничного слоя с параметризацией турбулентности, микрофизики влаги, длинноволновой и коротковолновой (солнечной) радиации, адвективного и скрытого потоков тепла в атмосфере и на границе ее взаимодействия с подстилающей поверхностью. Ниже в предположении квазистационарного изменения плотности воздуха представлены основные уравнения модели [3].

Уравнение неразрывности

д(ри) д(ру) д{рм>)

■ +

Р

дх ду

Уравнения движения

^ ди ди ди ди ^

дґ

+ ■

ді

= 0,

(1)

- + и---------Ь V--------ь w■

дх ду ді

др а

-~— + Рр + дх

д ( к ди

дх 1 хг дх

+ -

д_

ду

(

к ди)

кхт ~

ду

+Щ к- Ёи

ді І ді

P

dv dv dv dv

■ + u--------h v--------h w-

dt

+ -

dx

K

dx

dv

dy dz

dp

= -—~Ppu + dy

XY

+

d

dx) dy

K

XY

dv

dy

Л

+

(

P

\

dw dw dw dw

-----h u------h v-----h w—

dt dx dy dz

\

d ( „ dw ' d

h—I K^— | + —

( dw '

KXY

dy

dx i Ai dx ) dy Уравнение притока тепла

v

h-

d_

dz

dp

'~dz

d_

dz

Km

dv

~dz

(3)

-pg h Km dw

z dz

(4)

P

dd dd dd dd

h u--------h v-------h w-

dt

h-

-[

dx\

-f

dz 1

KX

dx

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

de''

- i+-

dx )

dy

d

dy

в

dz

KX

de

dz )

P

cT

Уравнение притока влаги

(dq dq dq dq ' — h u — h v— h w— dt dx dy dz

dy

{Qrad -PLwф v )>

(5)

h-

d

dy

K

KXY ~

dy

''+^z ( Kh dq )+p^ v+ФсШ, ),

(6)

P

Уравнение водности

fdq,

L rain h u dq> ■ \ 1Л

dt

= —| K

dx \

rain h v dqi

dx

dqr

rain dqr

-\-w-

dy

XY

h-

d

+ A[ Khz

dz i dz

dx ) dy

kP rain -

K

dz

dqr.

XY

dy

d{PWrainqrain;

dz

,)-(8)

Уравнение состояния

p = pRT, r = R vvl- q)/Mar h q /MH20 /

Здесь x,y,z - декартовы координаты; ось Ox направлена на восток, ось Oy - на север; u,v,w-компоненты скорости ветра; p,p,T - плотность, давление и температура воздуха; q - суммарная

Таблица. Технические характеристики метеостанции WXT520

удельная влажность, состоящая из парообразной и облачной влаги; qrain - дождевая влага; Ф№

Фcloud, Фrain , Ф v+Ф cloud+Ф rain=0 - массовые

скорости образования водяного пара, облачной и дождевой влаги соответственно, выражения для которых взяты из модели «теплого дождя» Кесслера [4]; Wrain - скорость осаждения дождевой воды; f - параметр Кориолиса; KXY, Kzm, Kzh -коэффициенты турбулентной диффузии (горизонтальной, вертикальной для количества движения и тепла), которые рассчитывались с использованием дифференциальной модели турбулентности [l]; g - ускорение свободного падения; 6=T(p0/p)Rcp -потенциальная температура; Ro - газовая постоянная; Mair, MH20 - молекулярный вес сухого воздуха и паров воды; cp= (1 -q)cair+qcpH20 -теплоемкость воздуха; Qrad - падающий радиационный поток, учитывающий поглощение, отражение и рассеяние длинноволновой и коротковолновой радиации [5].

Граничные условия для системы уравнений (1) - (8) должны быть заданы на шести гранях параллелепипеда, ограничивающего область исследования.

На верхней границе при z=H: du dv _ _de dq dqrain

---=-----= 0,w = 0,----= V,— = -h2HL = 0. (9)

dz dz dz dz dz

На боковых открытых поверхностях использовались так называемые «радиационные» граничные условия в форме Клемпа - Вильгельмсона [1], обеспечивающие устойчивость и баланс при получении численного решения за счет минимальной деформации и отражения возмущений, покидающих расчетную область.

На нижней границе области задавались потоки тепла, влаги и трение в соответствии с основными соотношениями теории подобия Монина-Обухова [2,3]. Температура поверхности почвы находилась из решения одномерного нестационарного уравнения теплопроводности с постоянными коэффициентами, значения которых зависят от типа категории землепользования почвы.

Нижняя граница области исследования совпадает с поверхностью, поэтому для учета орографической неоднородности расчеты проводятся в криволинейной системе координат, связанной с

d

Метеорологический параметр Диапазон Точность измерения

1 Давление 600 - 1100 гПа ±0,5 гПа при 0 - 30 С, ±1,0 гПа при -50 - +60 С

2 Температура -52 - +60 С ±0,3 С

3 Относительная влажность 0 -100% ±3% при 0 -90%, ±5% при 90 - 100%

4 Скорость ветра 0 - 60 м/с ±0,3 м/с

5 Направление ветра 0 - 360 градусов ±2 градуса

6 Жидкие осадки 0 - 250 мм/час 5%

декартовой следующим преобразованием (3(х,у) -рельеф поверхности области исследования):

£ = х,Л = у,С = нІ1 -5(х у)V(н -5(х, у)).

(10)

Задача решается численно методом сеток. Расчетная область составляется конечным числом непересекающихся конечных объемов. Значения компонент скорости ветра определяются на гранях конечных объемов, скалярных характеристик - в центре. Дискретизация дифференциальных уравнений относительно пространственных координат осуществляется с использованием метода конечных объемов [6], по времени применяется явная трехслойная схема Адамса-Башфорта, которая имеет второй порядок аппроксимации по времени. Из-за того, что схема условно устойчива, а мезо-масштабные модели, как правило, используют

сетки с небольшим вертикальным шагом вблизи подстилающей поверхности, то для уменьшения ограничений на шаг по времени используется схема Кранка - Николсона для аппроксимации диффузионного слагаемого относительно координаты г. При аппроксимации конвективных членов уравнений применяется монотонизированная про-тивопотоковая схема МЬи Ван Лира [7], минимизирующая влияние схемной диффузии. Окончательно получается система разностных трехточечных линейных уравнений, решаемая методом прогонки вдоль вертикальной координаты для каждого узла горизонтального сечения сеточной области. Согласование полей скорости и давления осуществляется с помощью схемы «предиктор-корректор», в которой на этапе коррекции компонент скоростей решается разностное уравнение Пуассона с помощью полинейного метода верхней

10

3 Октября 2012

♦ V* ♦ ♦♦ ♦ ♦

2- +Л___________

0 —0 і і у і і і і і і і

360

300

240

ГО

^ 180 О

5 120 60 0

8

12

О

16

20

24

♦ ♦

♦ ♦ ♦

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г~*: . + ♦

Т>

♦ >♦ ♦

♦♦

♦А

12

Время, ч

16

20

24

Рис.1 Рассчитанные и измеренные значения приземной температуры Т2, скорости Ж10 и направления Б10 ветра над аэропортом Богашево 3 октября 2012 года. ♦ - измерения РГТХ-520,0 - данные с сайта meteo.infospace.ru. Сплошная кривая - расчет по модели. Время местное

8

4

0

4

0

4

8

релаксации 80Я и «красно-черного» упорядочивания узлов сетки в плоскости Оху [2].

Приборы для измерений метеорологических параметров

Для исследования погоды вблизи аэропорта использовался измерительный комплекс, в состав которого входит:

1. Сертифицированный метеорологический

температурный профилемер МТП-5 (версия

расширенного температурного диапазона и высокого разрешения, производство ООО «НПО АТТЕХ»);

2. Автоматическая метеорологическая

станция WXT520 («Уа18а1а0у_|», Финляндия).

Метеорологические величины в нижнем слое атмосферы имеют хорошо выраженный суточный ход и значительную межсуточную изменчивость. Наблюдения за его состоянием в аэропортах с помощью стандартных средств радиозондирования не соответствуют временным и пространственным масштабам этой изменчивости. Измерительный комплекс МТП-5 позволяет отображать термическую структуру нижнего 1000-метрового слоя атмосферы и получать ее временную динамику с дискретностью по вертикальной координате 10-50 м. и периодичностью 5 мин. Диапазон измерения температуры от -50 до +50С°. Метеорологический температурный

профилемер МТП-5 дополнительно укомплектован автоматической метеорологической станцией WXT520. Она в автоматическом режиме измеряет приземные значения атмосферного давления, температуры, относительной влажности, скорости и направления ветра, выпавшие жидкие осадки и град. В таблице представлены некоторые технические характеристики метеостанции.

Приборы измерительного комплекса регулярно передают данные измерений на компьютер, с которого затем удаленно собираются сетевым хранилищем в архив наблюдений.

Некоторые результаты и их обсуждение

Разработанная мезомасштабная модель и измерительный комплекс были применены к исследованию метеорологических условий над аэропортом Богашево (85,21°Е 56,38°№). При расчете характеристик атмосферного пограничного слоя с целью уменьшения неопределенности задания граничных условий использовалась технология вложенных расчетов. Первоначально расчеты проводились для области размером 200х200 км2, в центре которой находится г. Томск (85,0оЕ 56,5°Ы). Результаты расчетов затем использовались для определения граничных условий для исследования состояния атмосферы над территорией размером 50х50км2 , положение центра которой

Температура, С 03.10.2012 00:00

Температура, С 03.10.2012 06:00

Температура, С 03.10.2012 12:00

Температура, С Температура, С

03.10.2012 18:00 03.10.2012 24:00

Рис.2. Вертикальные профили температуры над аэропортом Богашево 3 октября 2012 года, измеренные температурным профилемером МТП-5 (значки ♦), и рассчитанные с помощью мезомасштабной модели (сплошные кривые)

совпадает с центром области 200х200 км2. Такой подход позволил повысить разрешение метеорологической модели до 1 км и использовать в расчетах 30 уровней по вертикальной координате. При задании свойств подстилающей поверхности рассматривалось семь категорий землепользования: водная поверхность, поверхность с незначительной растительностью, сельскохозяйственные угодья, лиственный, смешанный и хвойный лес, городская застройка. Эти категории отличались по следующим параметрам: высота шероховатости, альбедо, теплофизические свойства почвы, параметр испарения, степень черноты, температура на глубине 2 м (для почвы).

На рис.1 представлены рассчитанные по модели и измеренные значения приземного ветра и температуры воздуха для района аэропорта Бога-шево за 3 октября 2012 года. Кроме того, привлекались данные стандартных наблюдений в основные метеорологические сроки (0, 6, 12, 18, 24 ч., время местное), представленные на сайте те-teo.infospace.ru. В течение суток происходило увеличение облачности от 0 - 9 баллов, давление понизилось с 1019 гПа до 1009 гПа. Ветер при небольшой скорости от штиля до 2 м/с был неустойчив, но преимущественно с северной составляющей. Наблюдался хорошо выраженный суточный ход температуры воздуха (амплитуда составила

11,5 °С). Выпадение осадков в этот день не отмечалось. Такие условия погоды сформировались в теплом секторе полярнофронтового циклона, центр которого располагался над южным Уралом. К концу анализируемых суток через Томск прошел теплый фронт.

Из рисунка видно, что в дневное время рассчитанные по модели значения приземной температуры лучше соответствуют измерениям, выполненным с помощью метеостанции WTX520, которая расположена на территории аэропорта. Согласованность представленных на рис. 1 кривых по температуре удовлетворительная. Наибольшие расхождения между результатами расчетов и измерений температуры (до 3°С) наблюдались в утренние часы. В целом можно отметить некоторую сглаженность кривых изменения метеорологических величин по модели, т.е. она недостаточно реагирует на более мелкие пульсации характери-

стик.

На рис. 2 представлено сопоставление рассчитанных и измеренных вертикальных профилей температуры в течение суток 3 октября 2012 года. Анализ данных, полученных на температурном профилемере, показывает, что в период наблюдений было зафиксировано уменьшение высоты турбулентного приземного слоя в ночные и утренние часы (см. 0:00, 6:00 и 24:00 местного времени). Результаты численных расчетов для этих значений времени суток дают несколько завышенные значения этой же характеристики. В дневное время суток (см. 18:00 местного времени), когда поверхность Земли интенсивно нагревается солнечными лучами и возникает вертикальное турбулентное перемешивание в атмосферном пограничном слое над территорией аэропорта, измерения и расчеты хорошо согласуются. Таким образом, сопоставление показывает, что мезомас-штабная метеорологическая модель высокого разрешения [1, 2] дает хорошее количественное согласие с экспериментом в ситуации, когда учет в расчетах конвективных турбулентных эффектов в пограничном слое является определяющим. В ночные и утренние часы, когда интенсивность турбулентности падает, результаты численного моделирования дают хорошее качественное согласие с экспериментом.

Заключение

Представлены компоненты информационного измерительно-вычислительного комплекса, создаваемого для мониторинга и прогнозирования опасных погодных явлений над аэропортами.

Произведена апробация имеющегося программного обеспечения и измерительных приборов для исследования состояния атмосферного пограничного слоя над аэропортом Богашево.

Результаты исследования продемонстрировали перспективность использования информационного измерительно-вычислительного комплекса для мониторинга условий погоды на объектах воздушного транспорта. В дальнейшем необходимо продолжить его апробацию и для других метеорологических характеристик и атмосферных явлений, в частности, определяющих видимость в районе аэродромов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Старченко, А.В. Численное исследование локальных атмосферных процессов //Вычислительные технологии, 2005. -Т.10. -С. 81-89.

2. Старченко, А.В. Численное моделирование локальных атмосферных процессов с использованием многопроцессорных вычислительных систем / А.В. Старченко, Д.В. Деги // Научный сервис в сети Интернет: поиск новых решений: Труды Международной суперкомпьютерной конференции (17-22 сентября 2012 г., г. Новороссийск). - М.: Изд-во МГУ, 2012. -С. 536-541.

3. Пененко, В.В. Модели и методы для задач охраны окружающей среды/ В.В. Пененко, А.Е. Алоян. - М.: Наука, 1985.

4. Kessler, E. On distribution and continuity of water substance in atmospheric circulation //Bullitin of American Meteorological Society, 1969. -N.32. -P. 84-112.

5. Mahrer, Y. The Effects of Topography on See and Land Breezes in a Two-Dimensional Numerical Model /Y. Mahrer, R. Pielke // Monthly Weather Review, 1977. -V.105. -P. 1151-1162.

6. Патанкар, С. Численные методы решения задач теплообмена и динамики жидкости. / Пер. с англ. - М.: Энергоатомиздат, 1984.

7. Есаулов, А.О. К выбору схемы для численного решения уравнений переноса /А.О. Есаулов, А.В. Старченко // Вычислительная гидродинамика. - Томск: Изд-во Томского университета, 1999. -C. 27-32.

□ Авторы статьи:

Старченко Александр Васильевич, докт.физ.-мат.наук, проф., зав. каф. вычислительной математики и компьютерного моделирования ТГУ, email: [email protected]

Барт

Андрей Андреевич, программист каф. вычислительной математики и компьютерного моделирования ТГУ, email: [email protected]

Деги

Дмитрий Владимирович, аспирант каф. вычислительной математики и компьютерного моделирования ТГУ, email: dimadegi@math. tsu.ru

Зуев

Владимир Владимирович, член-корр. РАН, докт.физ.-мат.наук, проф., зам. директора по научной работе Института мониторинга и климато-экологических систем СО РАН, email: [email protected]

Шелехов Александр Петрович, канд.физ.-мат.наук, н.с. лабор. геосферно-биосферных взаимодействий Института мониторинга и климатоэкологических систем СО РАН, email: [email protected]

Барашкова Надежда Константиновна, канд.гехн.наук, доцент каф. метеорологии и климатологии ТГУ, email: [email protected]

Ахметшина Анна Сергеевна, старший лаборант каф. метеорологии и климатологии ТГУ, email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.