Научная статья на тему 'Числа-символы Ветхого Завета'

Числа-символы Ветхого Завета Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
132
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Числа-символы Ветхого Завета»

Александр Островский

(Санкт-Петербург)

Числа-символы Ветхого Завета

Тексты Ветхого Завета изобилуют числовыми показателями. Присутствуют три формы (способа) представления чисел. Первая: они довольно часто названы, служат количественной характеристикой персон, исторических событий, отдельных обстоятельств; например, названы повествователем продолжительность жизни праот-цев, 8-й день обрезания, «10 речений».

Вторая возможная форма: числа можно однозначно реконструировать, исходя из описания. Так, в Книге Бытия число всех праотцев от Адама до Иакова - 22, а патриархов, возглавлявших в соответствующих последовательных поколениях формирующееся человечество и затем ранний этап существования монотеистических народов, -12; сравним: жертвоприношение при освящении храма Соломона -22 тыс. голов крупного рогатого скота и 120 тыс. мелкого (3 Цар 8: 63). Здесь следует отметить, во-первых, факт устойчивого сочетания двух чисел и, во-вторых, фиксацию этого сочетания посредством разных способов представления. И то и другое, полагаем, свидетельствует о значимости конкретных чисел и их сочетания для повествователя.

Третья форма: числовые показатели могут быть установлены путем применения библейской гематрии. Ранее нами прослежено присутствие гематрии в Пятикнижии Моисеевом и в этноисторических повествованиях, содержащихся в ряде других произведений Еврейской Библии (в Книге Иисуса Навина, Книге Судей Израилевых, Книгах Царств, книгах Ездры и Неемии, Книге Есфири)1. Отметим специфическую черту библейской гематрии: в отличие от более поздней, известной с III в., каждой из 22-х букв алфавита иврита соответствует число, строго совпадающее с ее порядковым номером; так, например, буквам «каф» и «ламед», занимающим 11-е и 12-е места,

соответствуют не 20 и 30, а 11 и 12, а букве, стоящей на 22-м месте, - 22. Если вместо букв, составляющих слово, поставить их числовые значения, то они образуют для данного слова совокупный числовой показатель. Приведем примеры: 26 - показатель Имени Господа (ЛИТ), а 42 - показатель двоякого именования храмовой святыни, скрижалей (ЛП^ или ГПУ). Во многих ранее рассмотренных нами ситуациях гематрическая величина обретает значимость после однократного сложения значимых цифр полученного числа, то есть 26-ти соответствует также число 8, а 42-м - число 6.

Приведем пример значимости такой полной трехчастной процедуры, включающей подстановку вместо букв их значений, согласно месту в алфавите, затем сложение этих чисел и, наконец, сложение значимых цифр того или иного числа. Первый из праотцев человечества - Адам (тх), написанию имени его соответствует (1 + 4 + 13 = 18 ~ 9), а трем монотеистическим праотцам Авраму (П~ах), Исааку (рП^1) и Иакову (ЗрУ1) соответствуют, по такой же процедуре, числа: 9 (1 + 2 + 20 + 13 = 36 ~ 9), 10 (10 + 18 + 8 + 18 = 55 ~ 10) и 11 (10 + 16 + 19 + 2 = 47 ~ 11).

Числовые показатели имен собственных и значимых для повествователя терминов наравне с названными в тексте количественными характеристиками событий и отдельных персон, объектов (12 камней, взятых из-под ног священников, стоявших неподвижно посредине русла реки при переходе народа через Иордан, 7 кос Самсона, 22 тыс. голов крупного рогатого скота и т.п.) в той или иной конкретной ситуации становятся специфическими свойствами этих имен, терминов. Оценивая семиотически эти специфические свойства, вне зависимости от одного из трех способов их представления в тексте, можно отнести их к категории индексальных знаков, конкретизирующих тот или иной термин в той или иной ситуации. Однако некоторые числа (и их сочетания) наделены определенной кросс-ситуативной семантикой, иначе говоря, оказываются способны играть роль символов, запечатлевающих религиозно-исторический смысл, выходящий за пределы данной ситуации. Рассмотрим ряд ситуаций, характерных для библейских космо- и этноисториче-ских повествований, когда числа оказываются наделенными свойством быть символами. Можно предположить, что такие кросс-ситуативные свойства должны базироваться не только на совпадении тех или иных количеств, но и на аналогии, потенциальном соотнесении

конкретных понятий, а следовательно, и соответствующих им имен, терминов.

1.

Взаимосвязь космогенеза и этнической истории

При описании сотворения мира числом 11 индексированы созидаемые Господом день - ОТ (10 + 6 + 13 = 29 ~ 11), твердь небесная, суша, пища, плод. В других ситуациях этим же числом наделены категории: ковчег (ПйГ>) Ноев, знак (Л1Х) союза Господа с человечеством, народ, первородство, благословение, обет, Мельхиседек, Иаков, Египет, Бог Израиля, целитель - так о Себе говорит Господь Моисею в пустыне вскоре после освобождения евреев из Египта (Исх 15: 26), назорей Божий (й'П^Н 777) - так говорит Ангел о еще не родившемся Самсоне (Суд 13: 5), царь царей - об Артаксерксе (Ездр 7: 12) и др. Итак, можно заключить, что категории с числом 11 символизируют поэтапные результаты космогенеза, а также активно-созидательные элементы истории, направляемой Господом.

2.

Праотцы и праматери

11 праотцев родились до потопа и 11 - после потопа, из 22-х от Адама до Иакова. Аврам, родившийся девятым после потопа, индексирован посредством гематрической процедуры также числом 9, Исаак - числом 10, Иаков - числом 11. После переименования соответственно Авраам - 5, Исаак - 10 и Израиль - 10. Праматери: Ева, Сарра (после переименования Сары), Ревекка, Агарь - каждая из них индексирована посредством гематрической процедуры также числом 10.

В других ситуациях числом 10 индексированы: 10речений, 10 кар, скрижали каменные - ]йКП ЛПЬ (Исх 24: 12), Ханаан, Господь Бог Израиля (4 Цар 19: 15), Иерусалим, мудрость, Девора, 10 ступеней, по которым тень движется вверх - знак Божий, что праведный царь Езекия исцелится (4 Цар 20: 8-11). Можно заключить, что категории с числом 10 символизируют способность к порождению, одобренную Богом.

3.

Договор с Господом

Господь - Йаквэ (26 ~ 8, 13); договор /союз ( л'-а ~ 9).

Знак первого договора с Господом - радуга (8) на облаке (8). Заключен после потопа, начавшегося 17-го (~ 8) дня второго месяца 600-го года жизни Ноя и закончившегося 27-го (~ 9) дня второго месяца 601-го года его жизни.

В других контекстах: 9 - в 99 лет Аврам обрезан, суббота, сыны Израиля, пророк, Иерихон, царь; 8 - 8-й день обрезания, кара (на египтян), слово, святыня, Тора, Самуил; 17 - обрамляющее число в истории об Иосифе, скрижали свидетельства - Л73П ЛПЬ (89 ~ 17; Исх 31: 18), гнев Йаквэ.

Категории с этими числами не всегда, но в ряде ситуаций запечатлевают факт Божественного воления.

4.

Обретение скрижалей

В Книге Исход при описании того, как были обретены скрижали, оказываются индексированными числом 13 (обращающим на себя внимание ввиду его возможного соответствия числовому показателю Имени Господа - 26): Синай, орлиные крылья - метафора доставления Богом Своего народа к горе Синай (Исх 19: 4).

Индексированы числом 42 ~ 6: скрижали - ПП^, откровение / свидетельство - ЛЧУ, заповедь - тха (Втор 10: 1-5, Исх 26: 16, Исх 24: 12).

Другие контексты этих чисел: 13 - 13 светил во втором сне Иосифа, Иисус, 13-е трубление у стен Иерихона, благодаря которому они рухнули и город был взят, град камней, сброшенных Господом на врагов Его народа, Есфирь, Мардохей; 6 - закон, хлеб, Соломон, 6 и 6 драгоценных камней на одежде (перво)священника, 666 талантов золотом - ежегодная прибыль благодаря мудрой внешней торговле Соломона (3 Цар 10: 14).

Различные категории с числом 13 запечатлевают покровительство и/или прямое участие Бога. Категории с числом 6 - следование праведному пути.

5.

Завоевание страны Ханаан.

Примеры формульной связи

При чудесном переходе через реку Иордан числом 12 индексированы: Иордан, 12 человек - представители 12 колен, 12 камней, взятых из русла реки; посредством сочетания чисел - совокупно места ночлега, а именно: Галгал (3) и Иерихон (9). Числом 13 - Иисус, воды Иордана, земля Ханаан, а посредством сочетания чисел - Пасха (4) на равнинах Иерихона (9).

В свою очередь сочетание этих двух рассматриваемых чисел встречается и в других контекстах: 12 колен израилевых, благословение Иакова получают 13 человек (два сына Иосифа вместо него и одиннадцать его братьев); найдены 12 родников на пути к горе Синай (13); после завоевания в основном земли Ханаан 12 колен получают свои наделы, а левиты, фактически 13-е колено, расселены по всем этим территориям; Самсон (12) - 13-й судья в Книге Судей Израилевых. Неоднократное в различных ситуациях соприсутствие чисел 12 и 13 символизирует, можно допустить, единство 12-компо-нентного еврейского народа и покровительства Господня.

В битве при горе Вефорон: Йаhвэ сражался за Израиль (8 + 10 = 18); тогда по просьбе евреев к Господу луна остановилась над долиной Аиалон (11 + 7 = 18); Иисус повесил царей, воевавших против евреев, на 5 деревьях (13 + 5 = 18). Тогда же, в кульминационный момент сражения, по просьбе еврейского народа к Господу солнце остановилось над Гаваоном (10 + 5 = 15); глас человеческий (15), услышанный тогда Богом (Нав 10: 12-14, 26). Благодаря взаимному дополнению названных повествователем категорий в данных нетривиальных ситуациях подразумевается, как можно предположить, некий символический смысл, представленный числами 18 и 15. Первое из этих двух чисел, вероятно, наделено символическим значением, близким к только что названному (относительно соприсутствия чисел 12 и 13): единство Бога и Его народа.

Ключом к кросс-ситуативному символическому значению числа 15, полагаем, служит дважды представленное в Бытии вечное продолжение жизни человеческого рода способом, дарованным Богом. Во-первых, человек был создан мужчиною и женщиной - ПЗр] ПЭТ, 38 + 40 = 78 ~ 15 (Быт 1: 27). Во-вторых, вечному продолжению спо-

собствует верный подбор супружеской пары, что следует из того, что совокупный числовой показатель первой пары еврейского народа равен именно 15, причем как до переименования (Аврам и Сара: 9 + 6), так и после принятия монотеизма, переименования этих персон Господом (Авраам и Сарра: 5 + 10).

Формульная связь важна не только для введения в той или иной ситуации цепочки дополняющих друг друга категорий и не только для демонстрации одновременного присутствия разных категорий в одних и тех же ситуациях, для утверждения значимости этого. Следует предположить, что и конкретная формула как таковая маркирует некую аналогию, сближение смыслов - разных ситуаций, персон. Так, формула (11 + 2 = 13) затрагивает две персоны, весьма значимые для библейских этноисторических повествований: Иосифа и Иисуса Навина. Сразу же отметим, что определенное важное соотнесение их роли в истории еврейского народа двояким образом отмечено и помимо указанной формулы: из всех лидеров еврейского народа только у них срок жизни был 110 лет; выйдя из Египта, они достигли Земли Обетованной и были там погребены (кости Иосифа были вынесены из Египта и погребены в Ханаане). Формула (11 + 2) встречается в двух ситуациях, ключевых для Иосифа: 1) его второй сон и истолкование его; 2) вступление народа Иакова в Египет, когда двое сыновей Иосифа получают благословение Иакова (чтобы позднее вместо Иосифа дать свои имена двум израильским племенам). Эта же формула вновь встречается при расселении племен, происходящем под руководством Иисуса Навина, на Земле Обетованной: по одну сторону реки Иордан, к востоку, поселяются два израильских племени (точнее, два с половиной), а остальные 11 (десять с половиной) поселяются по другую сторону этой реки.

Итак, формула (11 + 2), оказывается, сопровождает два исторических момента социального возвышения израильской нации, при которых происходит закрепление народа на земле - соответственно в Египте и в Палестине. Таким образом, начиная от второго сна Иосифа через ситуацию благословения Иаковом двух сыновей Иосифа и предоставление израильскому народу в пользование земли в дельте Нила в числовом коде устанавливается провидческая связь с военными успехами под руководством Иисуса Навина и овладением обетованной Богом земли.

6.

Загадка Самсона

Самсон уже дважды упомянут выше: как назорей Божий (в Книге Судей Израилевых так сказано только о нем) с числовым показателем 11 (символизация активного в историческом процессе элемента) и как 13-й, последний судья из тех, что рассмотрены повествователем в этом библейском произведении. Те судьи, что были позднее (их деятельность описана в Первой книге Царств), уже действовали в иную эпоху, обосновывая необходимость целостно-территориального объединения всех племен израильского народа и легитимизируя право на царскую власть. В истории о Самсоне, богатыре-одиночке, поражают несколько фактов, каждый из которых изложен в библейском повествовании с использованием категории, маркированной числом 9.

Чудо рождения Самсона от неплодной женщины предсказано будущим родителям Ангелом Господним - ПИТ 63 ~ 9; у них на глазах он поднимается вверх в пламени жертвенника (Суд 13: 2-21). Богатырскую силу назорея Самсона хранят его семь кос - msVna 117 ~ 9 (Суд 16: 19); об этой тайне, как и о том, как разгадать его загадку, выведывает для своих соплеменников Далида, любимая женщина богатыря. Наконец, числом 9 индексированы ключевые термины загадки Самсона «Из ядущего вышло ядомое, из сильного вышло сладкое» (Суд 14: 14): загадка - П7'П, лев - il'lH, мед - К37.

Рефреном повествования завершающих глав Книги Судей Израилевых выступает фраза: «...В те дни не было царя - jbü (9) у Израиля» (Суд 18: 1, 19: 1, 21: 25 - это последний стих). Скрытый смысл «загадки» Самсона - потребность народа в царской власти.

7.

Движение к царской власти (от религиозной к социально-политической категории)

Две категории - помазанник (7) и царь (9) впервые встречаются вместе в молитве Анны (1 Цар 2: 10). Вскоре числом 7 индексированы: слово Господа - illil' 127, ковчег Бога Израиля - bxiW 'ilbx "¡ИХ (41 + 28 + 64 = 133 ~ 7; 1 Цар 5: 8), пробывший у филистимлян 7 месяцев, закон царства, изложенный Самуилом и занесенный им в

книгу. Параллельно с этим неоднократно индексирована составная формула с числом 16: захваченный ковчег доставлен в город Азот (9), внесен в дом Дагона (7), 9 + 7 = 16; старейшины Израиля (6) собрались в Раме (10), прося Самуила поставить над народом царя (6 + 10 = 16, 1 Цар 8: 4-5); на голову Саула был вылит елей (12) при помазании его в нагида (4); на Саула (4) сошел Дух Божий (12); в Галгале Саул поставлен царем (3 + 4 + 9 = 16). Таким образом, вводится новая категория, сочетающая в себе два качества, а именно: помазанник и царь.

8.

Периодизация исторической реализации Божественного проекта.

Скрытые символы и открытые контексты

Можно выделить последовательные этноисторические периоды, исходя из способа самоуправления богоизбранного народа, как это описано в Ветхом Завете:

1) правление монотеистических патриархов, осуществление ими социально-родовых функций;

2) правление вождей на время высвобождения народа из египетского плена, движения по пустыне и завоевания Земли Обетованной, осуществление ими социальных, военных функций и контроль религиозной коммуникации;

3) правление «судей» на Земле Обетованной в домонархический период, осуществление ими в разных пропорциях социальных, военных и религиозных функций;

4) правление царей в период единого государства, осуществление ими социальных, военных функций и контроль религиозной функции.

Каждый из этих исторических периодов можно представить по выдающимся персонам-лидерам: Аврам - Исаак - Иаков (9-10-11), Моисей - Иисус (12-13), судья - П^йМ Девора - Самуил (7-8), Саул -Давид - Соломон (4-5-6). Переходя к формульной записи, получаем совокупное выражение этноисторического пути от родоплеменной монотеистической общности до апогея иудаистской государственности: 30 + 25 + 15 + 15 = 85. Итак, 85 - число, обобщенно характеризующее реализацию Божественного проекта. Заметим, что при разложении его на множители (85 = 17 х 5) обнаруживаем в числовом

коде два небезразличных для Божественного проекта компонента: 17 - переломный момент, начало потопа, разделившего человечество на две части - праведных, спасаемых Богом, и неправедных, не обретших своего исторического пути; 5 - числовой показатель термина Бог - П'Л^Х (41 ~ 5).

В библейском повествовании можно встретить другие, непосредственно включенные в него контексты с числом 85. Один из таких контекстов - злодейство царя Саула, по приказу которого были убиты 85 священников города Номва, оказавшие помощь Давиду и сокрывшие факт его посещения от преследовавшего его царя. Наказание, отнюдь не соразмерное совершенному проступку, скорее указывает на скрытое присутствие в тексте Библии этого же числа, значимого в кросс-ситуативном смысле. Стоит назвать еще два открытых контекста числа 85, также без явственной мотивировки: пророк Илия велит собрать для состязания с ним 450 пророков Ваала и 400 пророков дубравных, то есть всего 850 ~ 85 (3 Цар 18: 19), а позднее упоминаются лишь 450 пророков; при осаде Самарии ассирийским войском в городе был голод, и сообщается, что ослиная голова стоила 80 шекелей, а четверть меры голубиного помета -5 шекелей, то есть и здесь без какой-либо отчетливой смысловой нагрузки возникает число 85 (как 80 + 5).

Нечто аналогичное происходит в библейском тексте с другим замечательным числом - 42, которое, как выше отмечено, является гематрическим числовым показателем главной овеществленной святыни - скрижалей/откровения (при использовании в повествовании любого из этих терминов). И для этого числа, не названного в связи с главной святыней, находятся, однако, открытые контексты, а именно ситуации, где оно названо, но при этом, как и число 85, без убедительной смысловой мотивировки. Так, Ииуй, полководец Израиля, северного царства, сразу после того как по воле пророка Елисея был помазан на царство и затем одержал победу над объединенным войском израильского царя Иорама и иудейского царя Охозии (оба этих царя были убиты), велит истребить 70 братьев одного из них и 42 -другого (4 Цар 10: 14). Дети дразнили пророка Елисея оттого, что он плешивый; он их проклял Именем Бога - вышли из леса две медведицы и растерзали 42 ребенка (4 Цар 2: 24). Своеобразная корреляция между замечательными числами, не названными в повествовании открыто, и существованием других контекстов, где они названы,

но без какой-либо необходимой смысловой нагрузки, подводит к допущению, что в библейских текстах числовой код является осознанным и обладает конструированным характером.

Разумеется, не все встречающиеся в Еврейской Библии числа равно значимы. Однако весьма многие из них не являются случайными количественными показателями, иначе не обнаруживалась бы взаимная дополнительность между различными способами их представления, как мы попытались показать, рассматривая восемь групп чисел, их связи с различными категориями. Благодаря подразумеваемому повествователем соотнесению категорий, у которых одинаковый числовой показатель, каким бы из основных трех способов он ни был запечатлен, между ними устанавливается аналогия либо они образуют некую смысловую группу, а также обретают свойство символизировать этноисторическое, религиозное содержание, ей присущее.

Примечания

1 Островский А.Б. Алфавит и история: Числовой код космо-этногенеза в Книге Бытия // Метафизические исследования. СПб., 1998. Вып. 8. С. 59-88; Он же. Библейская метаистория (Семиотико-нумерологический анализ). СПб., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.