Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях
ПаХторюога: еп %ропю, еп лрооюлю, еп ег5ег Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии № 2 (26) 2024
ev "Проа^,
гЛЩАр!
<2.
ПАЛАЮРШЛА ДРЕВНЯЯ РУСЬ Я>
личной
М. А. Архипов
Чин погребения иноков в московской до-никоновской старопечатной традиции1
УДК 271.2-532.2-282.5:002.2(091)"16" DOI 10.47132/2618-9674_2024_2_124 EDN LAYMMI
Аннотация: В статье рассматривается чинопоследование погребения иноков в до-никоновской старопечатной традиции. Рассмотрение этого вопроса связано с тем фактом, что последнее время «вырос спрос» к составлению новых чинопоследований погребения. По этой причине есть необходимость заниматься рассмотрением истории чинов. Цель статьи — в рассмотрении изменений в погребении иноков, которые были сделаны в период с 1623 по 1651 гг., и в фиксации вопросов, которые нуждаются в дальнейшей проработке.
Ключевые слова: погребение иноков, до-никоновская традиция, Потребник, книжная справа, патриарх Филарет.
Об авторе: Максим Александрович Архипов
Студент I курса магистратуры церковно-практического отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии. E-mail: [email protected]
Для цитирования: Архипов М. А. Чин погребения иноков в московской до-никоновской старопечатной традиции // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2024. № 2 (26). С. 124-129.
Статья поступила в редакцию 29.07.2023; одобрена после рецензирования 30.08.2023; принята к публикации 15.09.2023.
1 Приношу благодарность моему научному руководителю А. А. Андрееву за неоценимую помощь и поддержку при подготовке данной публикации.
Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas
nalaiopwoia: ev cpovw, ev ppoowpw, ev eidei
Scientific journal of Saint-Petersburg Theological Academy № 2 (26) 2024
ev "npoaoiy, ^ -
<2.
ÜAAAIOPQSIA
äpebhhh pyct
Maxim Arkhipov
The Rite of Monks Burial in the Pre-Nikonian Moscow Old Printed Tradition
UDK 271.2-532.2-282.5:002.2(091)"16" DOI 10.47132/2618-9674_2024_2_124 EDN LAYMMI
Abstract: The article discusses the ceremonial order of the monks burial in the pre-Nikonian old printed tradition. The relevance of this issue is connected with the fact that the demand for the compilation of new burial rites has recently increased. This results in the need of studying the history of the rites. The purpose of the article is to consider the changes in the monks burial ceremony that were introduced from 1623 to 1651, and to identify the issues that need further research.
Keywords: Burial of Monks, pre-Nikonian Tradition, Potrebnik, Trebnik, Patriarch Philaret. About the author: Maxim Arkhipov
First year student in the master's program at the Department of Practical Church Studies at St. Petersburg Theological Academy. E-mail: [email protected]
For citation: Arkhipov M. The Rite of Monks Burial in the Pre-Nikonian Moscow Old Printed Tradition. Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas, 2024, No. 2 (26), p. 124-129.
The article was submitted 29.07.2023; approved after reviewing 30.08.2023; accepted for publication 15.09.2023.
Смерть является одним из ключевых элементов жизни человека и социума, рождающим множество проблем, которые решаются в культуре и учитывают различные практические обстоятельства2. От подготовки к смерти, ее осмысления, прощания и погребения до посмертного поминания. Чины погребения в Древней Руси изучены явно недостаточно, хотя история погребения в восточно-христианской традиции давно привлекает внимание исследователей. Из последних можно упомянуть работы П. Галадзы, Е. Велковской, З. М. Дашевской и Ю. А. Штонды, прот. Андрея Мельничука3. Особое положение в жизни Церкви занимает монашеское сословие, у которых есть отдельное чинопоследование погребения. Наша цель заключается в рассмотрении изменений, которые были сделаны в период с 1623 г. по 1651 г. в чинопоследовании монашеского погребения, и в фиксации вопросов, которые нуждаются в дальнейшей проработке.
Источниками данного исследования будут 10 Потребников, которые были изданы за период с 1623 г. по 1651г. Печатным двором4. Чинопоследование на погребение скончавшегося инока содержат семь из них: 1623, 1624, 1625, 1633, 1636, 1639 (Иноческий), 16515.
Структура чинопоследования погребения инока согласно Потребнику (1623) такова:
1. Омытие тела и переоблачение
2. Лития. Благословен Бог наш... Трисвятое по Отче наш. Тропари (Со духи праведных скончавшихся...). Заупокойная сугубая ектения.
3. Переносят мощи во гробницу, поя трисвятое. Пока несут делают 2 остановки, полагая мощи на землю.
4. Придя, поют тропарь, глас 2: Помяни Господи, яко благ раба своего. Мощи поставляют напротив Царских врат.
5. Заупокойная ектения и отпуст
Отпевание
6. Параекклисиарх ударяет в клепало
7. Тело переносят в храм. Его покрывают покрывалом и полагают иконы либо Спасителя, либо Божией Матери
8. Братии раздаются свечи
9. Над мощами также вжигают четыре свечи
10. Священник кадит мощи
2 См.: Панова Т.Д. Царство смерти. Погребальный обряд Средневековой Руси XI-XVI вв. М., 2004; Грузнова Е.Б. Похоронные обычаи на Руси в конце XV-XVI вв. // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2005. Сер. 2, вып. 3. С. 153-170.
3 См.: Galadza P. The Evolution of Funerals for Monks in the Byzantine Realm: From the Tenth to the Sixteenth Century. Orientalia Christiana Periodica, 2004, No 70, p. 225-257; Велковска Е. Чины погребения в византийской традиции // Православное учение о церковных таинствах. Т. 3: Брак, Покаяние, Елеосвящение, Таинства и тайнодействия. М., 2009. С. 455-473; Дашевская З.М., Штонда Ю.А. Возникновение и развитие чинопоследования христианского погребения в Византии в X-XII веках // Вестник Свято-Филаретовского института. 2017. № 24. С. 46-60; Мельчук А., прот. Из истории чинопоследования и обрядов христианского Погребения // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2021. № 4. С. 8-25.
4 Зернова А.С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII веках. М., 1958. С. 30-32, 41, 46, 49, 52-53, 65, 73.
5 Андреев А.А. Печатные издания Служебника и Требника в Москве в первой половине XVII в.: вопросы состава // Вестник Екатеринбургской Духовной Семинарии. 2021. № 35. С. 69-90.
11. Благословен Бог наш...
12. Начало обычное (с трисвятого)
13. Псалом 50
14. 17 кафизма (делится на две статьи). Припев к стихам первой Статии: Помяни Господи душу раба твоего. Припев ко стихам второй Статии: Упокой Господи душу раба твоего.
15. Между Статьями малая заупокойная ектения.
16. После второй Статии следуют заупокойные тропари по непорочных
17. Малая заупокойная ектения
18. Седалены покойны, глас 5: Покой Спасе наш.
19. Степенный первый антифон, глас 1.
20. Заупокойные стихиры, глас 1.
21. 19 и 20 пункты повторяются на все гласы.
22. После степенного первого антифона 4 гласа и стихир того же гласа следует ектения заупокойная. Также ектения после 8 седалена
23. Кондак глас 8 "Со святыми.." и икос
24. Блаженны, глас 8. Стихи на 8, глас 2.
25. Прокимен, глас 8: Блажен путь.
26. Апостол: Фес. зач. 270
27. Аллилуия: Блажен его же избра.
28. Евангелие: Ин. зач. 16
29. Стихиры на целование, глас 2
30. Стихиры самогласны, глас 8
31. После целования берут мощи и идут с ними в усыпальницу. Поют трисвятое. Тело полагает два раза на землю, третий раз уже в усыпальнице
32. Тропари
33. Молитва над гробом, вливая масло крестообразно: Помяни Господи Боже наш, еже о вере и о надежде.
34. Игумен берет масло из кандила от святых и возливает на мощи, поя Аллилу-ия (3 раза) и псалом 23
35. Стихира
36. Закрывают гроб
37. Поют другие стихиры
38. Трисвятое по Отче наш
39. Тропари: Со духи праведных.
40. Сугубая заупокойная ектения
41. Отпуст
42. Рабу Божию преставльшему...
43. Молитву от игумена: Бог милосердый и многомилостивый, иже нас вочеловечевыйся...
44. Молитва прощальная от духовника: Владыка и Господь Иисус Христос, иже прежде век.
45. Иная молитва: Отреши Господи душу раба своего, имярек...
46. Зайдя на паперть, делают 15 поклонов, говоря: Помяни Господи душу раба.
Чинопоследование, приводимое в Потребниках 1624, 1625, 1633 гг. структурно совпадает с изданием 1623 г.
В Иноческом Потребнике 1639 г. есть несколько расхождений. В 3-м пункте, касаемо остановки и опускания мощей на землю, диакон возглашает сугубую ектению. В 4-м пункте есть уточнение, что тело одного из братий поставляется в Церкви, а если
М. А. Архипов
мирянина, то в притворе. Также приводится заупокойная лития на перенесение мощей из гробницы в храм. Далее в 13 пункте указывается не 50 псалом, а 90. Далее следует вставка, которая отсутствует в предыдущих изданиях — "Аллилуиа" со стихами, но сами стихи отсутствуют, затем указывается на пение тропаря 8 гласа "Глубиною мудрости.." Слава и ныне: богородичен "Тя град и предстанище...". После данной вставки идет 14-й пункт. После 18-го пункта, где поются седалены, следует 50 псалом, после чего следует 19-й пункт. После окончания чинопоследования идет поучение о заупокойных службах.
В Потребнике 1651 г. нет указаний, которые были сделаны в Иноческом Потребни-ке (1639), т.о. был сделан возврат к чинопоследованию, предшедствовашему Потреб-нику (1639). Молитва, приведенная в 43 пункте, в данном издании предписывается духовнику.
Из выше приведенных сведений видно, что за период существования до никоновской печатной традиции данное чинопоследование изменялось. В Иноческом Потребнике (1639) чинопоследование монашеского отпевания находится наибольшее количество отличных элементов. Особенность издания 1651 г. связана с указанием на клирика, который читает молитву, приведенную в 43 пункте.
Вопросы, которые требуют дальнейшей проработки:
1. Изменения Иноческого Потребника (1639) являются процессом заимствования некоторых элементов из требников Югозападнорусской и Балканской традиций?
2. Почему Потребник 1651 г. не перенимает ни одного элемента из предыдущего издания?
3. Почему данный чин приводится в Святительском Потребнике (1624), хотя там нет ни одного указания на присутствие во время чинопоследования епископа?
Источники и литература
1. Андреев А.А. Печатные издания Служебника и Требника в Москве в первой половине XVII в.: вопросы состава // Вестник Екатеринбургской Духовной Семинарии. 2021. №35. С. 69-90.
2. Велковска Е. Чины погребения в византийской традиции // Православное учение о церковных таинствах. Материалы V специализированной конференции Русской Православной Церкви. Т. 3: Брак, Покаяние, Елеосвящение, Таинства и тайнодействия. М.: Синодальная библейско-богословская комиссия, 2009. С. 455-473.
3. Грузнова Е.Б. Похоронные обычаи на Руси в конце ХV-ХVI вв. // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2005. Сер. 2, вып. 3. С. 153-170.
4. Дашевская З. М, Штонда Ю. А. Возникновение и развитие чинопоследования христианского погребения в Византии в Х-Х11 веках // Вестник Свято-Филаретовского института. 2017. №24. С. 46-60.
5. Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII веках. М., 1958.
6. Мельчук А., прот. Из истории чинопоследования и обрядов христианского Погребения // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2021. №4. С. 8-25.
7. Панова Т.Д. Царство смерти. Погребальный обряд Средневековой Руси ХI-XVI вв. М.: Радуница, 2004.
8. Потребник. М.: Печатный двор, 1623. 783 л.
9. Потребник. М.: Печатный двор, 1624. 734 л.
10. Потребник. М.: Печатный двор, 1625. 524 л.
11. Потребник. М.: Печатный двор, 1633. 524 л.
12. Потребник. М.: Печатный двор, 1636. 524 л.
13. Потребник Иноческий. М.: Печатный двор, 1639. 552 л.
14. Потребник. М.: Печатный двор, 1651. 688 л.
15. Galadza P. The Evolution of Funerals for Monks in the Byzantine Realm: From the Tenth to the Sixteenth Century. Orientalia Christiana Periodica, 2004, No 70, p. 225-257.
Sources and References
16. Andreev A.A. Pechatnye izdanija Sluzhebnika i Trebnika v Moskve v pervoj polovine 17 v.: voprosy sostava [Printed editions of the Service Book and the Trebnik in Moscow in the first half of the 17th century: issues of composition]. Vestnik Ekaterinburgskoj Duhovnoj Seminarii = Bulletin of the Yekaterinburg Theological Seminary, 2021, No. 35, p. 69-90. (In Russian)
17. Velkovska E. Chiny pogrebenija v vizantijskoj tradicii [Burial rites in the Byzantine tradition]. Pravoslavnoe uchenie o cerkovnyh tainstvah [Orthodox teaching on church sacraments]. Materials of the V conference of the Russian Orthodox Church, vol. 3: Marriage, Repentance, Unction, Sacraments. Moscow, Synodal Biblical-Theological Commission, 2009, p. 455-473. (In Russian)
18. Gruznova E.B. Pohoronnye obychai na Rusi v konce 15-16 vv. [Funeral customs in Rus' at the end of the 15th-16th centuries]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta = Bulletin of St. Petersburg University, 2005, series 2, issue. 3, p. 153-170. (In Russian)
19. Dashevskaya Z. M., Shtonda Yu. A. Vozniknovenie i razvitie chinoposledovanija hristian-skogo pogrebenija v Vizantii v 10-12 vekah [The emergence and development of the rite of Christian burial in Byzantium in the 10th-12th centuries]. Vestnik Svjato-Filaretovskogo instituta = Bulletin of St. Philaret's Institute, 2017, No. 24, p. 46-60. (In Russian)
20. Zernova A.S. Knigi kirillovskoj pechati, izdannye v Moskve v 16-17 vekah [Books of the Cyrillic press, published in Moscow in the 16th-17th centuries]. Moscow, 1958. (In Russian)
21. Melchuk A. Iz istorii chinoposledovanija i obrjadov hristianskogo Pogrebenija [From the history of the rite and rites of Christian burial]. Teologicheskij vestnik Smolenskoj pravoslavnoj duhovnoj seminarii = Theological Bulletin of the Smolensk Orthodox Theological Seminary, 2021, No. 4, p. 8-25. (In Russian)
22. Panova T. D. Carstvo smerti. Pogrebal'nyj obrjad Srednevekovoj Rusi 11-16 vv. [The kingdom of death. Funeral rite of Medieval Rus' in the 11th-16th centuries]. Moscow, Radunitsa Publ., 2004. (In Russian)
23. Potrebnik. Moscow, Pechatny Dvor, 1623. 783 p. (In Old-Russian)
24. Potrebnik. Moscow, Pechatny Dvor, 1624. 734p. (In Old-Russian)
25. Potrebnik. Moscow, Pechatny Dvor, 1625. 524p. (In Old-Russian)
26. Potrebnik. Moscow, Pechatny Dvor, 1633. 524p. (In Old-Russian)
27. Potrebnik. Moscow, Pechatny Dvor, 1636. 524p. (In Old-Russian)
28. Monastic Potrebnik [Potrebnik Inocheskij]. Moscow, Pechatny Dvor, 1639. 552 p. (In Old-Russian)
29. Potrebnik. Moscow, Pechatny Dvor, 1651. 688p. (In Old-Russian)
30. Galadza P. The Evolution of Funerals for Monks in the Byzantine Realm: From the Tenth to the Sixteenth Century. Orientalia Christiana Periodica, 2004, No 70, p. 225-257. (In English)