БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ
ЧЕТЫРЕ ЭТАПА РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М Б. КЛЮЧНИКОВ,
кандидат экономических наук, Академия бюджета и казначейства
при Минфине России
Эволюция развития банковской системы России происходила на протяжении длительного периода времени и переживала определенные изменения, пока не сформировалась ее нынешняя структура. Проследим основные этапы этого эволюционного развития.
Зарождение российских банков уходит в эпоху Великого Новгорода (ХП-ХУ вв.). Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т.д.
До 1861 г. банковская система России была представлена, в основном, дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые — промышленность и торговлю. Процветало ростовщичество, функционировали фондовые биржи.
После отмены крепостного права банковская система России получила бурное развитие: был создан государственный банк, возникли общества взаимного кредита.
До начала первой мировой войны и октябрьской революции Россия имела развитую кредитную систему, которая включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды.
Ведущая роль принадлежала Государственному банку и акционерным банкам. Общества взаимного кредита и городские общественные банки осуществляли кредитование средней и мелкой торгово-промышленной буржуазии. В состав учреждений ипотечного кредита входили два государственных земельных банка, 36 губернских и городских кредитных обществ. Земельные банки предоставляли преимущественно долгосрочные кредиты помещикам и зажиточным крестьянам. Губернские и городские кредитные общества выдавали ссуды под залог земли и городской недвижимости.
В 1917 г., в результате национализации, были конфискованы акционерные капиталы частных банков, которые перешли в государственную собственность, что в свою очередь привело к образованию государственной монополии на банковское дело. Впоследствии произошло слияние бывших частных банков и Госбанка России в единый Государственный банк РСФСР, ликвидированы ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую городскую буржуазию, и, в конце концов, были запрещены операции с ценными бумагами.
В период нэпа вместе с развитием товарных отношений и рынка произошло частичное возрождение разрушенной в годы революции и граж-
Госбанк в качестве Центрального банка
акционерные коммерческие банки
кооперативные коммунальные банки
сельхозбанки
кредитная кооперация
общества взаимного кредита
сберегательные кассы
Рис. 1. Организационная структура кредитной системы в послереволюционной России
данской войны кредитной системы. Однако процесс возрождения воспроизвел только два уровня, которые представлены на рис. 1.
Из рис. 1. видно, что в период нэпа монопольное положение занимал Госбанк. Вместе с тем существовала разветвленная сеть коммерческих банков и кредитных учреждений, находящихся в частной и коллективной собственности.
Однако в 1930-е гг. произошла очередная реорганизация кредитной системы, следствием которой стало ее чрезмерное укрупнение и централизация.
Вместо разветвленной кредитной системы остался лишь один уровень, который был представлен Госбанком, Строительным банком, Банком для внешней торговли и системой сберкасс. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования. Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления и находилась в административном подчинении у правительства и, прежде всего, у министерства финансов. Таким образом, в СССР сложилась банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело; слияние всех кредитных организаций в единый общегосударственный банк, сосредоточение в нем всего денежного оборота страны.
Перечисляя негативные стороны данной кредитной системы, просуществовавшей до реформы 1987 г., можно отметить следующие: отсутствие вексельного обращения; регулярное списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве; потеря банковской специализации; монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита; низкий уровень процентных ставок; слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью
различных сфер экономики; неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.
Реорганизация банковской системы 1987 г. носила прежний административный характер. Банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности государства.
На первом этапе монополию четырех банков сменила олигополия нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались прежними банками, лишь реорганизованными и переименованными. Данная реформа проводилась в отсутствие новых экономических механизмов. Банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая их низкую рентабельность, т.к. не существовало выбора кредитного источника.
Следовательно, реорганизация 1987 г. не приблизила структуру кредитной системы к потребностям нарождающихся рыночных отношений, сохранив при этом одноуровневую неэффективную систему. В этих условиях возникает необходимость дальнейшей реформы кредитной системы, то есть приближения ее к системе западных развитых стран.
Кредитная система
Банковская система
Парабанковская система
Т
Эмиссионные банки Неэмиссионные банки
Центральный эмиссионный банк
коммерческие специализированные
Специализированные кредитно-финансовые институты
Рис. 2. Структура кредитной системы России на современном этапе
1. Инновационные
2. Инвестиционные
3. Сберегательные
4. Ипотечные и т.д.
2.
3.
4.
5.
6. 7.
9.
10.
Лизинговые компании
Факторинговые
компании
Ломбарды
Кредитные союзы
Общества взаимного
кредита
Инвестиционные
компании
Расчетные
(клиринговые) центры Страховые компании Пенсионные фонды Паевые инвестиционные фонды
Второй этап банковской реформы в СССР относится к 1988 - 1990 гг. Этот этап отмечен отходом от монополизма, так как были созданы первые коммерческие банки на паевых и кооперативных началах. Первый такой банк появился в августе 1988 г., когда был принят Закон о кооперации в СССР, предусматривающий возможность создания кооперативных банков и ТОО на паевых началах. Через два года Госбанк СССР зарегистрировал 400 коммерческих и кооперативных банков.
Третий этап банковской реформы, по мнению автора, начался 2 декабря 1990 г. с принятием Законов «О Центральном банке Российской Федерации» и «О банках и банковской деятельности», а также ряда нормативных документов по регулированию деятельности коммерческих банков.
В результате этих действий была создана двухуровневая банковская система в Российской Федерации, которая представлена на рис. 2.
Кредитная система, как и любая отрасль народного хозяйства, нуждается в соответствующей организации звеньев, иерархичности структуры. Как правило, выделяются центральный управленческий орган, а также низовые или функциональные органы.
В соответствии с функциональной специализацией, объемом и количеством предоставляемых отдельной хозяйственной единицей кредитно-финансовых услуг, ядро кредитной системы составляет банковская система, на которую падает основная нагрузка по кредитно-финансовому обслуживанию хозяйственного оборота, а единым органом, координирующим деятельность кредитных институтов, является Центральный (эмиссионный) банк, выполняющий функции управления процессами организации кредитно-расчетного и финансового обслуживания хозяйства.
Однако прямое и непосредственное воздействие и регулирование, контрольные и надзорные функции Центральный банк выполняет только по отношению к банковским учреждениям, а также иным институтам, специализирующимся на чисто банковских операциях и имеющим соответствующую лицензию Центрального банка. На остальные звенья кредитной системы Центральный банк и его учреждения могут оказывать только косвенное воздействие.
Кроме того, для специализированных кредитно-финансовых институтов характерна двойная подчиненность: с одной стороны, будучи связанными с осуществлением кредитно-расчетных операций, они вынуждены руководствоваться соответствующими требованиями Центрального
банка; с другой стороны, специализируясь на каких-либо финансовых, инвестиционных или иных операциях, специализированные кредитно-финансовые институты попадают под регулирующие мероприятия соответствующих ведомств.
Таким образом, в настоящее время в России становление двухуровневой банковской системы идет по двум направлениям: с одной стороны, созданы коммерческие банки и различные финансовые организации, выполняющие кредитные функции, с другой — усиливается роль контролирующего и регулирующего их деятельность Центрального банка, который работает не с хозяйствующими субъектами, а с коммерческими банками.
Взаимоотношения между этими уровнями строятся на двух принципах: нормативно регулирующая деятельность Центрального банка не противоречит законодательству о банках; Центральный банк административно не вмешивается в текущую деятельность коммерческих банков.
Началу четвертого этапа качественных преобразований банковской системы России, по мнению автора, послужило принятие Федеральных законов Российской Федерации от 27.06.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» и от 03.02.1996 № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений» в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5 и 8 июня 1999 г., 19 июня и 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.).
Существующая двухуровневая банковская система страны предопределяет наличие определенных функций у организаций, составляющих ее уровни, таких как:
Центральный (эмиссионный) банк занимает особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей банковской системы страны.
Центральный банк (ЦБ) осуществляет следующие функции:
> монопольно выпускает деньги в обращение;
> хранит временно свободные средства и обязательные резервы других банков, т.е. выполняет роль «банка банков»;
> выполняет роль «кредиторов последней инстанции», т.е. предоставление кредита только в случае его недоступности на приемлемых условиях в другом месте, в основном на краткосрочные нужды;
> осуществляет безналичные расчеты в общенациональном масштабе;
> ведет кассовое исполнение бюджета и кредитует государство;
> регулирует курс национальной валюты и координирует зарубежную деятельность частных банков своей страны;
> хранит централизованный золотой и валютный запас;
> устанавливает экономически обоснованные лимиты и нормативы деятельности банков, в т.ч. официальной ставки ЦБ по кредитам;
> проводит научные исследования;
> определяет правовые основы и принципы функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране;
> формирует эффективный механизм денежно-кредитного регулирования экономики. Наделение ЦБ указанными полномочиями
позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Для реализации перечисленных функций ЦБ необходима обширная сеть региональных учреждений и центральный аппарат.
Главная задача кредитно-денежной политики ЦБ — поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов.
В то же время политика ЦБ является одной из важнейшей частей регулирования всей экономики государства. Во второй половине XX в. сложился «магический четырехугольник» целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной национальной валюты, занятости и равновесия платежного баланса. В последние годы к ним добавилась задача достижения экологического равновесия.
Достижение этих целей Центральный банк осуществляет с помощью следующих основных инструментов кредитно-денежной политики:
□ дисконтной политики (изменение учетной ставки);
□ изменения норм обязательных резервов;
□ операций на открытом рынке;
□ контроля за денежной массой. Дисконтная политика, или изменение учетной ставки, представляет собой изменение своеобразной цены дополнительных ресурсов, предоставляемых ЦБ остальным банкам.
В случае «перегрева» конъюнктуры и ускорения роста цен ЦБ проводит политику «дорогих денег», повышает учетную ставку и тем самым сокращает спрос на кредиты со стороны коммерческих банков, а, следовательно, и их клиентов и уменьшает количество денег в обращении, снижает рост цен, замедляет инвестиции и
рост производства и может провоцировать рост безработицы.
Повышение учетной ставки свидетельствует об ужесточении кредитной политики. И, наоборот, при «охлаждении» конъюнктуры, стагнации производства и увеличении безработицы, ЦБ проводит либеральную или экспансионистскую кредитно-денежную политику: снижает учетную ставку, удешевляет кредиты и расширяет их, а, значит, увеличивает количество денег в обращении, стимулирует инвестиции и рост производства, сокращая при этом и безработицу.
Другим важным инструментом кредитно-денежной политики Центрального банка являются обязательные резервы, которые кредитные учреждения должны хранить в ЦБ.
В Российской Федерации, начиная с 1 мая 1996 г., Положением ЦБ РФ от 30 марта 1996 г., установлены следующие нормы отчислений в фонд обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческого банка до 30 дней — 18%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней — 14%, свыше 90 дней — 10%.
С 11 января 2000 г. Центральный банк РФ издал указания № 731-У «Об изменениях нормативов обязательных резервов кредитных организаций и Сберегательного банка Российской Федерации и проведении внеочередного регулирования размера обязательных резервов» по состоянию на 1 января 2000 г. Этим указанием устанавливаются следующие нормативы обязательных резервов депонируемых в Центральный банк РФ по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте в размере 10%, по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте Российской Федерации — в размере 7%, которые действуют без изменений до настоящего времени.
Суть регулирования этим рычагом сводится к тому, что в случае «перегрева» конъюнктуры и нежелательного роста цен ЦБ увеличивает нормы обязательных резервов и сокращает возможности кредитования, а значит, и размеры денежной массы, сдерживает рост производства и цен. И наоборот, снижение нормы приводит к «подогреву» экономики с вытекающими из этого последствиями. Однако перегиб в регулировании резервирования (повышение и так уже завышенных процентов обязательных резервов) может привести к нежелательным последствиям, а не к тому, что действительно необходимо в экономической и финансовой ситуации страны.
Несмотря на всю важность этих двух инструментов, не они сегодня «делают погоду» в кредитно-денежной политике ЦБ. Дело в том, что механизм применения их довольно громоздок, требует большой работы в каждом кредитном учреждении, носит разовый, а в случае с обязательными резервами — принудительный характер. Это иногда ведет к отрицательным последствиям.
Главным инструментом кредитно-денежной политики ЦБ во многих странах становятся операции на открытом рынке. Суть этого инструмента состоит в покупке или продаже ценных бумаг ЦБ за свой счет. Покупая ценные бумаги, ЦБ увеличивает количество денег в обращении, продавая, -изымает часть их из обращения.
Операции на открытом рынке приобретают решающее значение в силу того, что это более гибкий инструмент регулирования по сравнению с политикой дисконта и обязательных резервов. Он носит сугубо добровольный характер и, как правило, перманентный — в зависимости от состояния экономики и кредитно-денежного рынка.
С помощью указанных инструментов ЦБ удается в определенной степени влиять и управлять инфляцией. Но одними только этими инструментами победить инфляцию невозможно. Тем более что российская инфляция имеет глубокие, специфические корни: глубокие диспропорции нашей экономики; преобладание отраслей, добывающих сырье и производящих средства производства; огромный дефицит государственного бюджета, ошибки в проведении экономических реформ. Поэтому усилия ЦБ по стабилизации цен,
конечно, важны, но совершенно недостаточны для того, чтобы победить этот пока самый страшный недуг нашей экономики. Более того, сама кредитная система страны оказалась заложницей инфляции и не может функционировать нормально.
Коммерческие (не эмиссионные') банки -это второй уровень банковской системы и в то же время это костяк кредитной системы, который концентрирует основную часть ее кредитных учреждений. Их деятельность довольно велика, поэтому их еще называют универсальными банками. Сегодня коммерческие банки способны предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг.
В последнее время банки все активнее осуществляют нехарактерные для них операции, внедряясь в нетрадиционные для банков сферы финансового предпринимательства, включая лизинг, факторинг, форфейтинг и иные виды кредитно-финансового обслуживания.
Деятельность специализированных банков ориентирована на предоставление, в основном, одного-двух видов услуг для большинства своих клиентов. Все специализированные банки можно классифицировать на основании критерия специализации (рис. 3).
Четкое разграничение специализации банков является необходимым, так как оно принципиальным образом влияет на характер деятельности банка, определяет особенности формирования активов и пассивов, построение баланса банка, а также специфику организации работы с клиентурой.
За прошедшие годы ситуация в банковской системе существенно изменилась. Центральный
Специализированные банки
Рис. 3. Классификация специализированных банков
банк Российской Федерации накопил опыт денежно-кредитного регулирования рыночными методами, наладил систему межбанковских расчетов, постоянно совершенствует надзор за деятельностью коммерческих банков.
К 2000 г. количество кредитных организаций без недостатков в деятельности составляло 31,3% к общему числу, к 2001 г. — выросло до 33,4%. А процент кредитных организаций, находящихся в критическом финансовом положении, уменьшился в 2001 г. на 6% по сравнению с 2000 г.
Общая характеристика банковской системы -количества и структуры кредитных организаций, представлена в табл. 1.
Из табл. 1 видно, что ситуация банковской системы в 2002 г. не сильно изменилась по срав-
нению с 2001 г.. Так, число кредитных организаций увеличилось на 0,8%, а число кредитных организаций со 100-процентным иностранным капиталом увеличилось на 21,8%. При этом сократилось общее число зарегистрированных кредитных организаций до 8,25%.
Подобные изменения характерны как для России в целом, так и для отдельных ее регионов, с той лишь разницей, что в экономически развитых регионах — донорах федерального бюджета ситуация не являлась такой критической, как в регионах с депрессивной экономикой.
Анализ табл. 1. позволил получить общее представление о состоянии кредитных организаций в целом. Но для того, чтобы получить более подробную информацию о кредитных организациях
Динамика количества зарегистрированных кредитных организаций Центральным банком РФ и их структура
Таблица 1
ПОКАЗАТЕЛИ Годы Темп роста по сравнению с предыдущим годом, %
01.12.2001 01.12.2002
1. Зарегистрировано кредитных организаций Централь- 2 065 1 874 90,75
ным банком РФ либо на основании его решения уполно-
моченным регистрирующим органом всего
В том числе:
банков
небанковских кредитных организаций 2 018 1 823 90,3
1.1. Зарегистрировано кредитных организаций со 100 47 51 108,5
процентным участием иностранного капитала
1.2. Кредитные организации,зарегистрирова нные Цент-
ральным банком РФ,но еще не оплатившие уставный ка - 23 28 121,8
питал и не получившие лицензию
В том числе:
банки
небанковские кредитные организации 10 7 70
2.Небанковские кредитные организации, 4 5 125
зарегистрированные другими органами 6 2 33,3
3. Кредитные организации,имеющие право на
осуществление банковских операций, - всего 2 2 100
В том числе:
банки
небанковские кредитные организации 1 319 1 332 100,98
3.1. Кредитные организации,имеющие лицензии на
право: 1 278 1 284 100,5
привлекать вклады населения 41 48 117,07
осуществлять операции в иностранной валюте
генеральные лицензии
проведение операций с драгметаллами на 1 226 1 205 98,29
основании:
лицензии 805 833 103,48
разрешения 262 295 112,6
8 6 75
162 169 104,3
Таблица 2
Группировка действующих кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала за 2001-2003 гг.
№ Группы банков по 01.01.2001 01.01.2002 01.01.2003
п/п уставному капиталу, Коли- Уд.вес,в % к Коли- Уд.вес,в % Коли- Уд. вес,в %
млн.руб. чество итогу чество к итогу чество к итогу
1 До 3 174 13,3 128 9,7 105 7,9
2 3-10 282 21,5 28 16,5 193 14,5
3 10-30 313 23,9 317 24,0 296 22,2
4 30-60 254 19,3 255 19,3 259 19,5
5 60-150 127 9,7 171 '13,0 195 14,6
6 150-300 68 5,2 97 7,4 120 9.0
7 300 и бэлее 93 7,1 133 10,1 164 12,3
Итого: 1 311 100.0 1 319 100,0 1 332 100,0
Российской Федерации, необходимо провести группировку банков по величине уставного капитала (табл. 2).
Анализ табл. 2 показывает, что в 2002 г. по сравнению с 2001 г. увеличивался удельный вес банков с уставным капиталом от 60 до 150 млн руб. и 300 и более млн руб., но уменьшается группа банков с уставным капиталом до 3 млн руб. Однако в 2002 г. наибольший удельный вес составляли банки с уставным капиталом 30-60 млн руб., что свидетельствует о том, что в России преобладают средние банки. Крупные банки в 2002 г. составляют 12,3% от общей численности банков, зарегистрированных в Российской Федерации. Наиболее наглядно это видно на рис. 4.
Кроме того, по данным Центрального банка РФ в 2001 г. продолжалось сокращение количества
От 300 млн.руб. и выше:
От 150 до 300 млн.руб:
От 60 до 150 млн.руб:
От 30 до 60 млн.руб:
От 10 до 30 млн.руб:
От 3 до 10 млн.руб:
До 3 млн.руб:
ЛПитпшннащ
^""ТРяИ^ЯРВиИмРй!
о,с
5,0% 10,0% 15,0% 20,1
кредитных организации, нарушающих установленные Банком России нормативы ликвидности. Так, в 2001 г. по сравнению с 2000 г. сократилось количество кредитных организаций, у которых значение норматива НЗ было меньше минимально допустимого уровня в 2,3 раза, а удельный вес активов таких кредитных организаций в совокупных активах банковского сектора снизился с 8,0 до 2,5%.
Также отмечается снижение в 2 раза количества кредитных организаций, не выполнявших норматив мгновенной ликвидности (Н2). Удельный вес активов кредитных организаций, допускавших нарушение данного норматива, в совокупных активах банковского сектора сократился за указанный период с 5,1 до 2,8%.
Вместе с тем по итогам 2001 г. высоколиквидные активы кредитных организаций увеличились на 28,6%, в то время как совокупные активы увеличились более чем на 33,7%. В результате за указанный период доля высоколиквидных активов в совокупных активах банковского сектора снизилась с 26,3 до 25,2%. Улучшились показатели выполнения норматива долгосрочной ликвидности (Н4): количество кредитных организаций, не выполнявших норматив, снизилось на 73,3%, а их доля в совокупных активах банковского
Рис 4. Группировка действующих кредитных организаций по величине уставного капитала по состоянию на 01.01.2003
14 А%
ГТ-i
lis
22,
25,С
сектора сократилась с 8,6 до 2,2% соответственно. Улучшение ситуации с выполнением норматива Н4 объясняется, прежде всего, интенсивным увеличением собственных средств действующими банками.
По итогам 2001 г. также отмечено улучшение ситуации с выполнением банками норматива общей ликвидности Н5. Так, количество действующих кредитных организаций, не выполнявших данный норматив, снизилось за отчетный период на 72,7%, а их удельный вес в совокупных активах банковского сектора — с 5,0 до 2,6%. Улучшились также показатели выполнения кредитными организациями своих обязательств. Количество кредитных организаций, имеющих просроченные обязательства, отражаемые на балансовых счетах, уменьшилось на 41,8%, а удельный вес активов таких банков в совокупных активах банковского сектора снизился с 20,7% на начало года до 14,6% по состоянию на 01.01.2002.
Необходимо отметить, что по состоянию на 01.01.2002 подавляющая часть (около 95%) просроченных обязательств приходилась на долю банков, находящихся под управлением АРКО (на начало года соответствующий показатель составлял примерно 90%).
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Динамика основных показателей, рассчитанных по отчетности банков и характеризующих риск ликвидности банковского сектора в 2002 г., в целом соответствует положитель-
ным тенденциям, сформировавшимся в 2001 г. В то же время темпы роста активных операций банков с реальным сектором экономики, как и в предыдущие годы, сдерживаются дефицитом средне- и долгосрочных привлеченных средств в ресурсной базе кредитных организаций.
В современных условиях к основным задачам финансового изучения деятельности коммерческих банков относятся:
> разработка программ наблюдения за деятельностью коммерческих банков;
> определение системы показателей, характеризующей результаты деятельности банков;
> оценка состояния и результатов деятельности коммерческих банков на дату и на перспективу;
> сравнительный анализ результатов деятельности коммерческих банков за промежуток времени и проведение территориального сравнения;
> анализ структуры и динамики активных и пассивных операций;
> определение состояния ликвидности, доходности и степени рискованности банковских операций;
> моделирование и прогнозирование одномерных и многомерных рядов динамики, характеризующих результаты деятельности коммерческих банков;
> анализ различных факторов, влияющих на результаты деятельности коммерческих банков.