Научная статья на тему 'Четвертые Кондратьевские чтения «На берегах Ярыни»'

Четвертые Кондратьевские чтения «На берегах Ярыни» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Четвертые Кондратьевские чтения «На берегах Ярыни»»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2012. № 6

ЧЕТВЕРТЫЕ КОНДРАТЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ «НА БЕРЕГАХ ЯРЫНИ»

2-3 октября 2012 г. в украинском Ровно состоялась Международная научная конференция «Четвертые Кондратьевские чтения». Организованный Ровенским институтом славяноведения Киевского славистического университета, Ровенским государственным гуманитарным университетом и Русским культурным центром Ровенской области форум был посвящен самобытному русскому поэту, прозаику, драматургу, переводчику, литературному критику, мемуаристу, знатоку славянской мифологии Александру Алексеевичу Кондратьеву (1876-1967).

Четвертые Кондратьевские чтения начались с приветственных слов директора Русского культурного центра Ровенской области канд. мед. наук М.Ю. Кириллова, декана факультета иностранной филологии Ровенского государственного гуманитарного университета доц. Г.И. Николайчук, проректора по научной работе Ровенского института славяноведения проф. О.В. Тищенко. В них отмечался постоянный интерес последних лет к Александру Кондратьеву в Ровно, продуктивное сотрудничество филологов разных стран, итоги и перспективы изучения творчества автора «На берегах Ярыни». С вступительным словом выступила и внучка писателя Екатерина Алексеевна Кондратьева, которая выразила надежду на возвращение в Ровно части кондратьевского архива из США. Местный краевед И.В. Лукашевич-Кулиш, внучка поэта Ивана Кулиша, литературного соратника Кондратьева, рассказала о роли А.А. Кондратьева в жизни русского ровенского литературного кружка 1920-1930-х годов.

В пленарной части конференции прозвучали доклады известных российских ученых. Профессор Московского университета С.И. Кормилов проанализировал кондратьевскую биографию А.К. Толстого (1912) в кругу посвященных ему исследований. Она далека от идеологических вопросов, Кондратьева интересует в творчестве А.К. Толстого то, что было близко ему как писателю, прежде всего фантастика и разная «чертовщина». В отличие от исследователей творчества Толстого он выделяет в нем не главные произведения и их варианты, то, что было наименее известно читателю. Кондратьев положил конец легенде о «незаконном» происхождении Алексея Константиновича.

Профессор РГГУ Ю.Б. Орлицкий (Москва) в своем выступлении рассмотрел античные переводы А.А. Кондратьева, многие из которых остаются малоизвестными. Проанализировав переводы в контексте поэзии Кондратьева, докладчик остановился на их образной системе, а также на особенностях метрики и строфики. Профессор В.А. Смирнов (Иваново) посвятил свой доклад семантике образа Великой Богини в художественной системе

А.К. Толстого и А.А. Кондратьева. В нем были рассмотрены «Крымские очерки» А.К. Толстого, сопоставлены их основные мотивы с поэтической системой А.А. Кондратьева, а также выявлены основные черты сходства, обусловленные «гением места», влиянием А.С. Пушкина. Кандидат филологических наук Г.А. Аманова (Узбекистан) коснулась такой темы, как восточная орнаментальность в творчестве А. Кондратьева. Она проявляется в стилизации произведения под восточный текст, в соединении приемов, свойственных античности, с приемами традиционной восточной лирики. Ярче всего это проявляется в основополагающем образе кондратьевского художественного мира — в образе женского божества. Доминирующей чертой в облике других его женских персонажей становится их чувственный характер, который проявляется не прямо, а иносказательно. Но, в отличие от восточного поэта или списателя, Кондратьев боготворит женщину, что было свойственно символистскому сознанию, но чуждо восточному мировоззрению. Некоторую сказочность повествованию придают такие приемы, как апелляция героя к высшим силам, античным героям, богам. Профессор М.М. Калиниченко (Ровно) остановился на особенностях ми-фологизма романа Кондратьева «На берегах Ярыни», рассмотрев его как роман о демонах места — о языческих демонах и богах. В нем нет богов, отвечающих за основы мироздания и коренные представления о противоборстве добра и зла. А. Кондратьев, подобно философам и художникам русского религиозно-философского Ренессанса, был обеспокоен духовно непросветленной силой язычества, вызвавшей в начале ХХ столетия новое варварство, сметавшее культуру, порождавшее свирепые тоталитарные, националистические режимы.

Послеобеденное заседание открыл стендовый доклад докторанта Е.Г. Тарана (Москва), посвященный стихотворному циклу Кондратьева «Прогулка по Европе в жаркое лето». Опубликованный в 1904 г. в журнале «Шут», он с тех пор не только не переиздавался, но и не был известен даже кондратьевоведам. Десять стихотворений цикла рисуют маршрут путешествия Кондратьева по Европе (Вена, Будапешт, Рим, Неаполь и т.д.). Размышляя о причинах их непомещения (кроме «Венеции») в сборнике стихотворений («Стихи А.К.»), автор высказывает предположение: стихи из «путевого альбома» содержат в себе мотивы обращения к вечности, к раздумьям о смысле бытия, о времени и о себе, а живые, непосредственные впечатления Кондратьева от городов и их жителей носили более развлекательный характер и предназначались читателям «Шута». Книгу же Кондратьев стремился сделать более монументальной.

Доцент Е.М. Васильев (Ровно) проанализировал творческую историю и поэтику «драматического эпизода из эпохи Троянской войны» «Елена». Единственное известное произведение Кондратьева для сцены является последним звеном своеобразной кондратьевской «Еленианы», куда входят рассказ «Пирифой», три стихотворения из сборника «Черная Венера» («Парис Ахиллесу», «К берегам Илиона» и «После состязания») и стихотворение

«Елена Спартанская». Последнее составляет с «Еленой» драматической «близнечные тексты» (близость наблюдается на разных уровнях: сюжетном, персонажном, стилевом). В докладе также выдвинуто предположение, основанное на признании Кондратьева в письме А.И. Тинякову («До сих пор не мог собраться исправиться и переписать 2 драматических своих произведений»), о существовании второй драмы, написанной на сюжет из славяно-русской мифологии.

Доцент Л.А. Бисовецкая (Ровно) рассмотрела языковые средства создания исторического колорита в «Елене». А. Кондратьев использует в ней разнообразные архаизирующие средства: лексические, лексико-фонетические, лексико-словообразовательные, лексико-морфологические, синтаксические. Например, к средствам исторической стилизации относятся онимы: антропонимы (Кассандра, Менелай, Приам), топонимы (Троя — Илион — Пергам, Авлида), теонимы (Афродита, Зевс, мойры); гомеровские эпитеты (совоокая Паллада, пенорожденная Афродита). Устаревшая лексика выполняет несколько функций: историзмы (варваризмы) используются для обозначения реалий эпохи Троянской войны (гинекей, мегарон, таламос, фаланга); архаизмы являются одним из средств стилизации речи минувшей эпохи (длань, дщерь, уста). Выступление доц. Д.А. Аладько (Ровно) было посвящено значению концепта «ночь» в романе «На берегах Ярыни». Ночь рассматривается как основное время деятельности потусторонних сил, непременное условие их существования. Она опасна для простого человека, лишь ведьмы проводят свои колдовские обряды. В целом дихотомия день — ночь в романе соответствует славянской наивной картине мира и фольклорной традиции. Доцент Т.В. Кучма (Ровно) рассмотрела ассоциативные портреты главных героев этого же произведения Кондратьева. Многомерность ассоциативного портрета предполагает выделение особенностей внешности, которые дают информацию о его физических, психических и социальных качествах. На одном из первых мест оказываются профессиональная характеристика представителя мира людей, нежити или нечисти, его социальный статус, основные нравственные и коммуникативные качества (Аниска — молоденькая разбитная бабенка, знахарка, молодая ведунья, колдунья, ведьма, не вполне чистая на руку; Водяной — хозяин реки, повелитель дна, донный хозяин, властелин). Особо выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенческие привычки, манеры.

В докладе проф. В.Н. Назарца (Ровно) об адресованной лирике А. Кондратьева было установлено, что она представлена большим количеством жанрово-тематических разновидностей (высоким посланием с одической и инвективной установкой, дружеским, семейным, любовным посланием, ситуативным, условным и ассоциативным посвящением), а значительная часть его адресованных текстов относится к ролевой лирике. Преподаватель И.А. Пивоварова (Ростов-на-Дону) обратилась в своем выступлении к особенностям жанра мифологического романа в творчестве А.А. Кондратьева. Обращение писателя к большой повествовательной форме (Кондратьев —

автор двух романов: «Сатиресса. Мифологический роман» и «На берегах Ярыни. Демонологический роман») было симптоматично для «неомифо-логизма» с его новой жанровой разновидностью «романа-мифа». Опираясь на мифо-фольклорный материал, Кондратьев заимствует определенные структурно-содержательные аспекты, свойственные жанру мифа, сказки и несказочной прозы, определяющие своеобразие поэтики кондратьевских романов в ее основных аспектах: тип героя, система персонажей, сюжетно-композиционная организация. Юные исследователи О.Д. Аладько (Острог) и Е.В. Релина (Ровно) подготовили сообщения «Языковая метафора в цикле сонетов А.А. Кондратьева "Славянские боги"» и «Народные праздники и верования в романе А.А. Кондратьева "На берегах Ярыни"».

В рамках конференции прошла презентация двух недавно изданных в Ровно книг. Третий выпуск сборника «Александр Кондратьев: исследования, материалы, публикации» представил ее составитель и ответственный редактор Е.М. Васильев. В него вошли не только научные статьи и материалы ученых Украины и России, посвященные творчеству Кондратьева, проблемам теории литературы, поэтики и мифопоэтики, но и ценные републикации: это кондратьевский рассказ «Шепот Пана» (1912), его же драматический этюд «Елена» (1917), а также статья Льва Гомолицкого «Провинциальные мысли» (1936). О.И. Качмарский (Ровно) познакомил присутствующих со своей книгой «По нехоженым тропам русской литературы», один из разделов которой включает статьи разных лет о творчестве Кондратьева. Тепло были встречены и выступления причастных к изданию книг: второго секретаря Ровенского областного комитета Коммунистической партии Украины Н.Б. Шумелянко и Генерального консула Российской Федерации во Львове О.Ю. Астахова.

По материалам конференции предполагается издать четвертый выпуск сборника «Александр Кондратьев: исследования, материалы, публикации». Ученые же разных стран высказали искреннее желание встретиться на новых, теперь уже Пятых Кондратьевских чтениях в Ровно в октябре 2014 г.

Е. М. Васильев

Сведения об авторе: Васильев Евгений Михайлович, канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой теории и истории мировой литературы Ровенского института славяноведения Киевского славистического университета. E-mail: emvas@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.