Научная статья на тему 'Черты трагедии в опере Цзинь Сяна "Равнина"'

Черты трагедии в опере Цзинь Сяна "Равнина" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
132
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРА "РАВНИНА" / ТРАГЕДИЙНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА / OPERA "PLAIN / " TRAGIC MOOD / ARTISTIC FEATURES / CHARACTERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мин Мин Лян, Пенфей Сунь

Китайское оперное произведение «Равнина», относящееся к жанру серьезной оперы, было создано драматургом Вань Фаном и композитором Цзинь Сяном. Будучи первой оперой, написанной после введения политики реформ и открытости и сочетающей в себе техники и приемы западного музыкального творчества с локальным сюжетом, она обладает чрезвычайно большим значением для истории оперного искусства Китая. В роли исторического фона данной оперы выступает жизнь так называемого старого общества Китая, «литературизация» и «аудиализация» подчеркивают драматизм этого произведения, его сюжет заставляет зрителя задуматься о человеческой натуре и в то же время отражает эстетические требования современной эпохи к трагедии. Образы, созданные драматургом «Равнины», отличаются яркостью и самобытностью: мстительный главный герой Цю Ху, умеющая любить и ненавидеть главная героиня Цзинь Цзы, слабый и нерешительный Цзяо Дасин, коварная и жестокая мать Цзяо Дасина, колоритные, запоминающиеся личности персонажей еще больше усиливают драматический эффект оперы. В данной статье автор исследует либретто, музыкальные особенности и эстетическое содержание оперы «Равнина». Цель работы выявление драматических черт в современной реалистической китайской опере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Tragedy in Opera of Jin Syan "Plain"

Chinese Opera “Plain,” referring to the genre of strict opera, was created by playwright Wang Fang and composer Jin Xiang in 1989. Being the first Opera written after the introduction of the policy of reforms and openness and combining the techniques and techniques of Western musical creativity with a local plot, it has an extremely great importance for the history of Chinese opera art. Especially for today’s Chinese postmodern style, opera creation plays a very important guiding significance. The opera plot is thrilling, the story is touching, and the opera lyrics are beautiful and have profound metaphorical meanings. The characters are portrayed, and their inner activities are very complicated and varied. New and old ideas collide with each other. The historical background of this Opera is life of the so-called old society of China, “literary” and “auditory” emphasize the drama of this work, the plot makes a viewer think about the human nature and at the same time it reflects the aesthetic requirements of the modern era to the tragedy, letting them understand the true meaning of the truth, kindness, and virtue. The images created by the playwright of “Plain” are different in brightness and originality: vengeful protagonist Qiu Hu, who can love and hate Jin Zi, a main character, weak and indecisive Jiao Daxing, treacherous and cruel mother Jiao Dasina, a bright, memorable personality of the characters further reinforce the dramatic effect of the Opera. In this article, the author explores the libretto, musical features and aesthetic content of the opera “Plain,” the aim of the study is to identify the dramatic features in the modern realistic Chinese opera.

Текст научной работы на тему «Черты трагедии в опере Цзинь Сяна "Равнина"»

10. Lyubimov N. Ustnye vospominaniya [Oral memories]. Vspominaya Yudinu. [Remembering Yudina]. Moscow, Classica-XXI Publ., 2008, pp. 57-58. (In Russ.).

11. Shcherbachev V. Stat'i, vospominaniya, pis'ma [Articles, memories, letters]. Leningrad, Sovetskiy kompozitor Publ., 1985. 360 p. (In Russ.).

12. Yudin A.N. Uroki S. Rikhtera-kontsertmeystera [Lessons of S. Richter-concertmaster]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2018, no. 45/1, pp. 93-101. (In Russ.).

13. Yudin A.N. Uroki kontsertmeysterskogo masterstva: iz opyta raboty pianistov-kontsertmeysterov s Zaroy Dolukha-novoy i Georgom Otsom [Lessons accompanist skills: experience of pianists-accompanists with Doluhanova Zahra and Georg Ots]. Vestnik kafedry YUNESKO. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie [Bulletin of UNESCO chair Music art and education], 2016, no. 3 (15), pp. 116-127. (In Russ.).

14. Yudina M. V iskusstve radostno byt' vmeste. Perepiska 1959-1961 goda [In the art is a joy to be together. Correspondence 1959-1961]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2009. 816 p. (In Russ.).

15. Yudina M. Vospominaniya o Boleslave Leopoldoviche Yavorskom [Memories of Boleslav Leopoldovich Yavorsky]. Mariya Veniaminovna Yudina: stat'i, vospominaniya, materialy [Maria Veniaminovna Yudina. Articles, memories, materials]. Moscow, Sovetskiy kompozitor Publ., 1978, pp. 235-246. (In Russ.).

16. Yudina M. Vysokiy stoykiy dukh. Perepiska 1918-1945 godov [High, persistent spirit. Correspondence of1918-1945]. Moscow, Russian political encyclopedia Publ., 2006. 656 p. (In Russ.).

17. Yudina M. Nemnogo o lyudyakh Leningrada [A little about the people of Leningrad]. Mariya Veniaminovna Yudina: stat'i, vospominaniya, materialy [Maria Veniaminovna Yudina. Articles, memories, materials]. Moscow, Sovetskiy kompozitor Publ., 1978, pp. 209-227. (In Russ.).

18. Yudina M. Nereal'nost' zla. Perepiska 1964-1966 godov [Unreality of evil. Correspondence 1964-1966]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2010. 677 p. (In Russ.).

19. Yudina M. Ob iskusstve akkompanementa [On the art of accompaniment]. Mariya Veniaminovna Yudina: stat'i, vospominaniya, materialy [Maria Veniaminovna Yudina. Articles, memories, materials]. Moscow, Sovetskiy kompozitor Publ., 1978, p. 305. (In Russ.).

20. Yudina M. Obrechennaya abstraktsii, simvolike i besplotnosti muzyki. Perepiska 1946-1955 godov [Doomed abstraction, symbolism and disembodied music. Correspondence 1946-1955]. Moscow, ROSSP EN Publ., 2008. 592 p. (In Russ.).

УДК 782.6

ЧЕРТЫ ТРАГЕДИИ В ОПЕРЕ ЦЗИНЬ СЯНА «РАВНИНА»1

Мин Мин Лян, доцент Института искусств, Университет Янцзы (г. Цзиньчжоу, КНР). E-mail: 534366380@qq.com

Пенфей Сунь, преподаватель Института искусств, Университет Янцзы (г. Цзиньчжоу, КНР). E-mail: 437800013@qq.com

Китайское оперное произведение «Равнина», относящееся к жанру серьезной оперы, было создано драматургом Вань Фаном и композитором Цзинь Сяном. Будучи первой оперой, написанной после введения политики реформ и открытости и сочетающей в себе техники и приемы западного музыкального творчества с локальным сюжетом, она обладает чрезвычайно большим значением для истории оперного искусства Китая. В роли исторического фона данной оперы выступает жизнь так называемого старого общества Китая, «литературизация» и «аудиализация» подчеркивают драматизм этого произведения, его сюжет заставляет зрителя задуматься о человеческой натуре и в то же время отражает эстетические требования современной эпохи к трагедии. Образы, созданные драматургом «Равнины», отличаются яркостью и самобытностью: мстительный главный герой Цю Ху, умеющая любить и ненавидеть

1 Работа была поддержана программой «Современное образование и исследования культуры Цзинчу» Университета Янцзы (2019YSH09).

главная героиня Цзинь Цзы, слабый и нерешительный Цзяо Дасин, коварная и жестокая мать Цзяо Дасина, - колоритные, запоминающиеся личности персонажей еще больше усиливают драматический эффект оперы. В данной статье автор исследует либретто, музыкальные особенности и эстетическое содержание оперы «Равнина». Цель работы - выявление драматических черт в современной реалистической китайской опере.

Ключевые слова: опера «Равнина», трагедийность, художественные особенности, действующие лица.

FEATURES OF TRAGEDY IN OPERA OF JIN SYAN "PLAIN"

Ming Ming Liang, Associate Professor of the College of Art, Yangtze University (Jinzhou, China). E-mail: 534366380@qq.com

Penfei Sun, Lecturer of the College of Art, Yangtze University (Jinzhou, China). Email: 437800013@ qq.com

Chinese Opera "Plain," referring to the genre of strict opera, was created by playwright Wang Fang and composer Jin Xiang in 1989. Being the first Opera written after the introduction of the policy of reforms and openness and combining the techniques and techniques of Western musical creativity with a local plot, it has an extremely great importance for the history of Chinese opera art. Especially for today's Chinese postmodern style, opera creation plays a very important guiding significance. The opera plot is thrilling, the story is touching, and the opera lyrics are beautiful and have profound metaphorical meanings. The characters are portrayed, and their inner activities are very complicated and varied. New and old ideas collide with each other. The historical background of this Opera is life of the so-called old society of China, "literary" and "auditory" emphasize the drama of this work, the plot makes a viewer think about the human nature and at the same time it reflects the aesthetic requirements of the modern era to the tragedy, letting them understand the true meaning of the truth, kindness, and virtue. The images created by the playwright of "Plain" are different in brightness and originality: vengeful protagonist Qiu Hu, who can love and hate Jin Zi, a main character, weak and indecisive Jiao Daxing, treacherous and cruel mother Jiao Dasina, a bright, memorable personality of the characters further reinforce the dramatic effect of the Opera. In this article, the author explores the libretto, musical features and aesthetic content of the opera "Plain," the aim of the study is to identify the dramatic features in the modern realistic Chinese opera.

Keywords: Opera "Plain," tragic mood, artistic features, characters.

DOI: 10.31773/2078-1768-2019-49-81-87

Опера «Равнина» является первым произведением в жанре серьезной оперы в Китае на локальный сюжет после проведения политики реформ и открытости, поэтому ее появление отмечено несомненным историческим своеобразием. В 1980-х годах Китай постепенно начинает оправляться от последствий «культурной революции», в это время получают развитие многие общественные начинания как в области экономики, так и в сфере культуры. Одним из ярчайших феноменов того периода считается так называемая «литература шрамов». «"Литература шрамов" -это продукт идеологического освободительного

движения, неизбежный результат пробуждения субъективного сознания людей, в особенности молодежи. В этом литературном движении молодые авторы посредством обращения к собственному опыту не только демонстрируют читателям физический и духовный ущерб, с которым им пришлось столкнуться, но и, главным образом, возвращаются к прошлому, переосмысляя его и раскрывая истоки исторической трагедии» [8, с. 71]. В то же время «оперное искусство в Китае также стало стремительно восстанавливаться и развиваться... оперная сцена вновь начала демонстрировать яркие признаки расцвета,

сформировав еще один великолепный творческий этап в развитии оперы после образования нового Китая» [3, с. 56]. «Равнина», в свою очередь, представляет собой классический образец оперы этого периода, отражая стойкое сопротивление простого народа закостенелому старому мышлению, а также его неустанное стремление к свободе и новой прогрессивной идеологии.

1. Драматические черты, воплощенные в либретто оперы «Равнина»

Либретто оперы «Равнина» является адаптацией одноименной театральной пьесы, написанной мэтром китайского драматического искусства Цао Юем в 1937 году. Это произведение как по содержанию, так и стилистически существенно отличается от других его пьес, таких как «Гроза» или «Восход». «Равнина» - единственное произведение Цао Юя, посвященное крестьянству [6, с. 166], эта тема сама по себе уже не похожа на привычное читателю описание порочной и расточительной жизни старого Шанхая или уродства капиталистического бюрократизма. В пьесе «Равнина» на относительно ограниченном фоне сельской жизни ярко выделяются простодушные и чистосердечные характеры крестьян, вынужденных столкнуться с необходимостью совершения мести, их терзания и беспомощность перед сложным выбором.

С точки зрения стилистики, можно сказать, что это произведение вырвалось из рамок традиционной драматической модели реалистического сюжета с «бинарной оппозицией». В нем характеры персонажей более сложные и изменчивые: отрицательный герой Цзяо Дасин нежно влюблен в главную героиню Цзинь Цзы, а с главным героем Цзю Ху находится в добрых дружеских отношениях, что заставляет Цзю Ху колебаться в отношении совершения своей мести, вызывает в нем сложный внутренний конфликт. Несмотря на изменчивость характеров действующих лиц и все перипетии сюжета, тема мести и угрызений совести красной нитью проходит через все события пьесы, благодаря чему драматический конфликт вспыхивает с еще большей силой, а сюжет постановки достигает завершенности и совершенства.

В сюжете «Равнины» глубоко воплощены трагические противоречия человеческих взаимоотношений. Великолепная оперная постановка продолжает поиск определения нравственности,

заложенный в пьесе Цао Юя. В ней символически выражаются такие чувства, как любовь и ненависть, а также сложный нравственный конфликт героев, который заключен здесь в трех типах переживаний.

Во-первых, это сочетание любви и ненависти. Любовь Цзю Ху к отцу, сестре и Цзинь Цзы чиста и искренна, и именно эта искренность сделала возможной безграничную ненависть, что родилась в его сердце. Эти два противоположных чувства, переплетающихся в душе Цзю Ху от побега и вплоть до совершения мести и гибели, закладывают трагическую основу данного произведения. В национальной опере «Равнина» авторы постоянно задаются вопросом, что же такое человеческая нравственность и мораль, расцвечивая трагедию эпохи сотнями оттенков чувств и эмоций. Кроме того, основные черты главных героев: умение любить и ненавидеть Цзинь Цзы, мстительность Цзю Ху, слабость Цзяо Дасина и т. д. - все это отражает реальные нравы современных людей и становится основой для конфликта в будущем. С точки зрения переломного момента главного противостояния в сюжете объектом мести Цзю Ху, в конечном счете, стал Цзяо Дасин, что привело к гибели второго. Это простое выражение ненависти с позиции нравственности ввергло Цзю Ху в порочный круг вражды и мести. Таким образом, противоречие между человеческими отношениями и моралью подчеркивает сложность и изменчивость человеческой натуры, в опере этот конфликт происходит из любви и ненависти главных героев.

Во-вторых, это переплетение мечты и реальности. Согласно сюжету «Равнины», если бы не злой умысел семейства Цзяо, то Цзю Ху, с юных лет влюбленный в Цзинь Цзы, мог бы жениться на ней и создать счастливую семью. Однако вторжение злых сил заставило все измениться: один за другим пострадали члены семьи Цзю Ху, отец, а потом младшая сестра, Цзинь Цзы принудили выйти замуж за Цзяо Дасина, - все это вмиг разрушило мечты Цзю Ху о счастливой жизни. Реальность постепенно ожесточила сердце молодого человека, и, ведомый ненавистью, он окончательно погрузился в мир мести и вражды. Таким образом, конфликт между мечтой и реальностью является одним из самых острых в сюжете оперы. Именно из-за этого противоречия человеческая природа может быть простой и доброй, но также

злой и темной. Мечта здесь символизирует подавленные феодальным строем надежды простых людей, а реальность - действие злых сил. Таким образом, противоречия порождают друг друга, заставляя зрителя задуматься как о вопросе нравственности, так и о социальных проблемах.

В-третьих, это выбор между добром и злом. Данное противоречие наиболее очевидно воплощено в персонаже Цзю Ху. Пока злые силы еще не разрушили его семейное счастье, он был честным, добрым и порядочным крестьянином. Потом же Цзяо Яньван (отец Цзяо Дасина) своим преступным поведением - убийствами и грабежом спровоцировал изменения в характере Цзю Ху, вызвав в нем ненависть и злобу. По-настоящему произведение начинается с момента побега Цзю Ху, затем традиционный принцип «долги отца погашает сын» вынуждает его окончательно потерять рассудок. В результате новая злобная личность Цзю Ху даже любовь использует как орудие мести. Так, от рассудительности до безумия он теряет свой путь и идет навстречу гибели.

В опере «Равнина» объект мести Цзю Ху изначально - это Цзяо Яньван, однако, узнав о его смерти, главный герой превращает в мишень доброго и нерешительного Цзяо Дасина. В начале произведения жестокий и бесчеловечный, Цзяо Яньван ярко контрастирует с честным и порядочным Цзю Ху, а сцена в преисподней отражает его злодейскую натуру. Тем не менее, когда Цзю Ху узнает о смерти своего заклятого врага и осуществляет свою месть, утонченный и слабый характер Цзяо Дасина начинает контрастировать уже с жестокостью и бессердечием Цзю Ху, таким образом, в опере вновь возникает противостояние добра и зла в человеческой натуре. Эмоциональные конфликты выражаются в репликах персонажей и выступают в роли поворотных моментов в сюжете оперы «Равнина». Такой подход не только отражает противоречивость человеческого выбора, но и дает намек на трагический финал истории.

Стоит отметить, что, когда герои оперы «Равнина» выбирают между добром и злом, стандарты этих категорий пребывают в текучем, подвижном состоянии, можно также сказать, что герои будто бы постоянно утрачивают человечность. Нравственный конфликт - обязательная предпосылка кульминации оперы, тогда как потеря человечности - неизбежный результат, порожденный трагедией. Цзю Ху из честного и доброго человека

превратился в злобного и мстительного, с самого начала он возненавидел Цзяо Яньвана, однако, получив сообщение о его смерти, он потерял объект возмездия и использовал Цзинь Цзы как инструмент мести уже всей семье Цзяо, так, его юношеская любовь вместе с рассудком сгорела в пламени ненависти. Убийство Цзяо Дасина стало символическим жестом, воплощающим месть Цзю Ху, неизбежным выбором в нравственном противоречии и неизбежным результатом человеческой трагедии. Цзю Ху потерял свою человечность из-за ненависти, ненависть привела к внутреннему конфликту и указала на трагический финал. Можно сказать, что потеря человечности стала важным пунктом в адаптации сюжета пьесы для оперного произведения Вань Фанем, в современных реалиях обладающего также и сатирическим значением. Таким образом, введение трагизма в личности героев привело к драматическому конфликту, всегда движущемуся в крайностях добра и зла. В дополнение к этому моральный мрак и жестокость социальной эпохи, описываемой в истории, а также сильные сдвиги в человеческой натуре в сложившихся условиях приписывают либретто оперы основные элементы, свойственные трагедии. Именно эти базовые составные элементы отличают ее от такого драматического жанра, как драма, и обогащают эмоциональное содержание оперы «Равнина», в драматической форме адресовав зрителю полемику и размышления о добре и зле человеческой натуры.

С точки зрения изображения образов людей, живущих в сельской местности, мы считаем, что это произведение является удачным воплощением заимствования приемов из характерного для французского и итальянского искусства конца XIX века стиля веризма. Показанное в «Равнине» время внутренних смут и внешней агрессии, переживаемое в Китае, перекликается с обстановкой во Франции и Италии конца XIX века - национальные конфликты и классовые противоречия создавали крайне нестабильное, напряженное положение в обществе этих стран. Новелла «Сельская честь», написанная в 1889 году Джованни Верга, является выдающимся образцом литературы веризма в Италии. В ней отражается острый социальный конфликт того времени, а также воспроизводится облик настоящей итальянской деревни, что вкупе и формирует обозначенный выше стиль. Данная новелла также была положе-

на в основу одноименной оперы Пьетро Маска-ньи, представляющей веризм в мировом оперном искусстве. Что же касается «Равнины», запутанные отношения между героями, клановая вражда сформировали веристическое драматическое обрамление пьесы, место действия также обладает ярко выраженным китайским колоритом, где образ мрачной и зловещей усадьбы в традиционном стиле не только выражает жестокость и коварство земельной аристократии Китая того времени, но и предвещает скорый крах этого сословия. Таким образом, мы считаем, что в своем произведении Цао Юй успешно реализовал творческое заимствование важнейших стилистических деталей у последователей пришедшего из Франции и Италии веризма. Конкретно это проявляется в следующем.

История, описываемая в «Равнине», тоже разворачивается в сельской местности, крестьяне сталкиваются с утратой человечности, порождаемой ненавистью, которая привела в итоге к трагическому финалу - «злодейскому убийству» и «смерти». Такое веристическое драматическое обрамление пьесы берет свое начало в последующем развитии романтической литературы в конце XIX века, поэтому мы имеем все основания полагать, что либретто «Равнины» по своему трагическому стилю может быть отнесено к романтической трагедии.

Пьеса «Равнина» стала не только вершиной творчества Цао Юя, но в то же время и воплощением его постепенно сформировавшегося представления о том, какова должна быть трагедия. Он считал, что «жизнь - это страдание, вселенная подобна бездонной дыре, которая затягивает человека, как бы он ни сопротивлялся, и никому не избежать ее холодного мрака» (цит. по [1, с. 250]). В «Равнине» главные герои жаждут свободы, при этом находясь под влиянием своего собственного ограниченного мышления, таким образом, источник конфликта и трагедии в пьесе напоминает ту самую «мрачную яму» или же «намертво затянутый узел», который невозможно распутать. В заключительной части пьесы штык Цю Ху все-таки пронзает Цзяо Дасина, что отражает также и другой взгляд драматурга на трагедию. 19 февраля 1942 года Цао Юй выступил в Чунцине с докладом «Душа трагедии». По мнению писателя, «душа трагедии должна быть способна решиться на дей-

ствие, трагедийные персонажи должны обладать страстью, подобной огню, могучим духом, характером настоящего героя, столкнувшись с проблемой, они не могут искать мирного решения, не могут пойти на компромисс или "придерживаться золотой середины"» (цит. по [5, с. 3]). Благодаря описанию именно этого бескомпромиссного отношения и воли к борьбе, в «Равнине» так хорошо передана трагедия безысходности низших слоев общества перед противником, которого им не сокрушить, а также духовная сила и бунтарский дух главных героев.

2. Драматические черты, воплощенные в музыкальной композиции оперы «Равнина»

Музыка к опере «Равнина» была написана композитором Цзинь Сяном, являющимся ярким представителем плеяды деятелей искусства эпохи, наступившей после «культурной революции». По понятным причинам, все они питали серьезный интерес к темам, связанным с борьбой за свободу и бессилием перед роком. Можно сказать, что подвергавшиеся в прошлом политическим репрессиям композиторы в силу исторических обстоятельств испытывали особые чувства по отношению к жанру трагедии.

В опере «Равнина» главный герой Цю Ху в аду яростно взывает к справедливости: «Я, Цю Ху - хороший крестьянин, я, Цю Ху - хороший человек, так почему же? Почему мы всю жизнь должны быть вашим рабочим скотом и даже здесь вы не хотите отпустить меня?!» [2, с. 360]. Известно, что отец композитора во время «культурной революции подвергся репрессии, из-за чего вся семья попала в крайне тяжелое положение, многие были арестованы или лишены возможности работать. В одном из интервью он сказал: "Культурная революция - это страшное бедствие! С ее последствиями столкнулся каждый человек, каждая семья"» [4, с. 123]. Возможно, после обретения долгожданной свободы этот опыт и стал главной причиной создания оперы «Равнина». В переживаниях самого композитора можно ощутить горечь и страдания, скопившиеся в сердце главного героя Цю Ху, а также его стремление к борьбе. Отличие лишь в том, что Цю Ху выбрал для борьбы с судьбой нож, а Цзинь Сян -кисть и нотную тетрадь, благодаря которым он смог выразить неописуемое словами состояние подавленности и печали.

В процессе создания оперы Цзинь Сян большое внимание уделил драматической атмосфере. Чтобы подчеркнуть трагедийность сюжета, композитор уже в прелюдии использует технику алеаторики: посредством записи в партитуре нот неопределенной высоты он пытается передать пронзительные крики душ, томящихся в преисподней, добиваясь таким образом мрачного, пугающего звукового эффекта. Оркестр свободно трактует ритмику, а участники хора сочетают манеру декламации и пения, создавая своеобразную напряженность, будоражащую зрителя. Хор делится на четыре группы, одновременно исполняющие причитание, смех, вопли и ропот. Эти группы голосов хаотично переплетаются между собой, закладывая своего рода лейтмотив страшной трагедии мести, предстающей перед нами. Особенно стоит отметить, что, кроме музыкальных эффектов, авторы оперы не используют никакой визуализации ада, полагаясь лишь на искусно продуманный звуковой ряд, передающий весь ужас данной локации. Этот прием «аудиолиза-ции» позволяет максимально затянуть зрителя в действие оперы, обращаясь к его ассоциативному мышлению, а диссонирующее взаимодействие участников хора создает еще более напряженную обстановку, тогда как звуки плача и стенаний заставляют зрителя воочию представить страшные картины преисподней.

Подобный прием используется и в четвертом акте оперы, где действие происходит в темной чаще леса: партия скрипки непрерывно исполняет аккорд, состоящий из двух диссонирующих интервалов - малой секунды и увеличенной кварты, при этом регистр мелодии очень высокий,

а тембр - резкий; в то же время низкий тембр виолончели подражает рычанию диких хищников, рыщущих вокруг в поисках добычи. Барабаны в свою очередь создают иллюзию приближающихся раскатов грома. В то время как главная героиня Цзинь Цзы блуждает в чаще леса и видит кошмар наяву, декорации на сцене не подвергаются каким-либо изменениям - композитор использует металлический звук треугольника, чтобы передать момент перехода из иллюзии в реальность; при этом, когда героине мерещатся нападающие на нее хищные звери, быстрым скачком вверх вступает скрипка, переходящая на непрерывное вибрато, которое выражает напряжение и трепет героини.

Опера «Равнина» рассказывает историю о борьбе и мести угнетенного крестьянского сословия в жестоких реалиях старого китайского общества. Используемый в сюжете оперы драматический оттенок, свойственный веризму, демонстрирует не только жестокое угнетение феодалами крестьянского сословия, но и сопротивление злому року сильных духом крестьян, столкнувшихся с безвыходным положением, а драматическая, полная отчаяния развязка выносит на свет блистательное великолепие истинной человеческой натуры. Как сказал однажды Лу Синь, «трагедия - это уничтожение всего, что человеку дорого, у него на глазах» (цит. по [7, с. 164]). В опере «Равнина» все драматические черты как музыки, так и сюжета позволяют зрителю не только насладиться эстетикой трагедии, но в то же время и задуматься над такими важными для общества концепциями, как любовь, нравственность и человеческая природа.

Литература

1. Ван Х. Истории китайских знаменитостей / под ред. Линь Т. - Пекин: Кит. жен. издат. дом, 2004. - 227 с.

2. Дзинь С. Партитура оперы «Равнина». - Шанхай: Шанх. музык. изд-во, 2005. - 412 с.

3. Лю Д. Учебное пособие по вокальной музыке. - Нанкин: Нанкин. пед. ун-т, 2006. - 172 с.

4. Цзинь С. Бесконечный поиск. - Пекин: Народ. музыка, 2014. - 705 с.

5. Цзэн Я. Разнообразие и распространение языка арии в опере Цзинь Сяна «Равнина» // Журн. Цзилиньской акад. художеств. - 2014. - № 05. - С. 2-7.

6. Цуй Ч. Полн. собр. биографий китайских и иностранных знаменитостей. - Харбин: Хэйлунцзян Мэйшу, 2012. - 366 с.

7. Чжан Ж. Введение в искусство. - Пекин: Народ. музыка, 2015. - 215 с.

8. Чжу Ц. Исследование молодежной культуры в новом Китае. - Чжэнчжоу: Народ. Хэнань, 2002. - 308 с.

References

1. Van Kh. Istorii kitayskikh znamenitostey [The history of Chinese celebrity]. Pekin, Kitayskiy zhenskiy izdatel'skiy dom Publ., 2004. 227 p. (In Chin.).

2. Dzin S. Partitura opery "Ravnina" [Full score of the Opera "Plain"]. Shankhay, Shankhayskoe muzykal'noe izdatel'stvo Publ., 2005. 412 p. (In Chin.).

3. Lyu D. Uchebnoye posobiye po vokal'noy muzyke [Textbook on vocal music]. Nankin, Nankinskiy pedagogicheskiy universitet Publ., 2006. 172 p. (In Chin.).

4. Tszin S. Beskonechnyypoisk [Endless search]. Pekin, Narodnaya muzyka Publ., 2014. 705 p. (In Chin.).

5. Tszen Ya. Raznoobrazie i rasprostranenie yazyka arii v opere Tszin Syana "Ravnina" [The diversity and spread of the Aria language in Jin Xiang's Opera the "Plain"]. Zhurnal Tszilin skoy akademii khudozhestv [Journal of Jilin Academy of arts], 2014, no. 05, pp. 2-7 (In Chin.).

6. Tsuy Ch. Polnoye sobranie biografiy kitayskikh i inostrannykh znamenitostey [Full collection of biographies of Chinese and foreign celebrities]. Kharbin, Kheyluntszyan Meyshu Publ., 2012. 366 p. (In Chin.).

7. Chzhan Zh. Vvedenie v iskusstvo [An introduction to the art]. Pekin, Narodnaya muzyka Publ., 2015. 215 p. (In Chin.).

8. Chzhu Ts. Issledovanie molodezhnoy kul'tury v novom Kitae [Youth Culture Study in New China]. Chzhenchzhou, Narodnyy Khenan Publ., 2002. 308 p. (In Chin.).

УДК 786.2

ЧЕРТЫ КИТАЙСКОГО СТИЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ А. Н. ЧЕРЕПНИНА «ПЯТЬ КОНЦЕРТНЫХ ЭТЮДОВ» (OR 52)1

Пенфей Сунь, преподаватель Института искусств, Университет Янцзы (г. Цзиньчжоу, КНР). E-mail: 437800013@qq.com

Мин Мин Лян, доцент Института искусств, Университет Янцзы (г. Цзиньчжоу, КНР). E-mail: 534366380@qq.com

Александр Николаевич Черепнин - известный российский и американский пианист, композитор и дирижер. В 30-е годы ХХ века, чтобы разнообразить свое музыкальное творчество, он не раз приезжал в Китай с концертами и в качестве преподавателя. В течение трех лет, что он провел в Китае, А. Н. Черепнин исполнял обязанности музыкального консультанта для Национального правительства, занимал должность почетного профессора в Шанхайской государственной консерватории, а также в качестве пианиста и композитора дал ряд концертов высочайшего уровня в Шанхае и Бэйпине. Чтобы воодушевить молодых китайских композиторов того времени на более активное применение китайского традиционного наследия в их творчестве, А. Н. Черепнин самостоятельно организовал конкурс под названием «В поисках фортепианного концерта в китайском стиле». «Это мероприятие не только произвело фурор в Шанхае и Бэйпине, но и оказало глубокое историческое влияние на "китаизацию" фортепианной музыки в стране» [3, с. 18]. После этого маэстро открыл в Токио музыкальное издательство, в котором большими тиражами издавались произведения молодых китайских композиторов. «Поскольку Черепнин постоянно выступал в разных уголках мира, знакомя слушателей с китайскими произведениями, в Европе и Америке он, в конце концов, приобрел имя "популяризатора китайской музыки"» [8, с. 55].

Объектом исследования данной статьи является фортепианное сочинение А. Н. Черепнина в китайском стиле «Пять концертных этюдов» (Ор. 52), тогда как целью исследования стало изучение истории создания, художественных особенностей, эстетических концепций, заложенных в данное произведение, а также выявление и всесторонний анализ использованных в нем элементов китайского стиля и его влияния на распространение национального колорита в фортепианных произведениях в Китае периода новой истории.

Ключевые слова: А. Н. Черепнин, китайский стиль, произведения для фортепиано, художественные особенности.

1 Работа была поддержана программой «Современное образование и исследования культуры Цзинчу» Университета Янцзы (2019YSH09).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.