УДК 72.03 DOI: 10.31675/1607-1859-2020-22-2-42-54
Н.Р. СИДОРЕНКО,
Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета
ЧЕРТЫ СОВЕТСКОГО МОДЕРНИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ ОБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 1960-1980-Х ГГ. В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
В настоящее время архитектура советского модернизма - одна из наиболее неисследованных областей отечественного и мирового зодчества, что может стать причиной невосполнимой утраты объектов, обладающих культурно-художественной ценностью. В СССР важной отраслью народного хозяйства являлось общественное питание, что повлекло массовое строительство сооружений соответствующего назначения.
Цель работы заключается в определении на основании многоаспектного анализа тенденций советского архитектурного модернизма, использованных при проектировании и реализации предприятий общественного питания в Ростове-на-Дону в период 1960-1980-х гг.
В ходе исследования автором изучена научная и публицистическая литература, а также архивные материалы по теме работы; проведены натурные исследования сохранившихся зданий столовых, кафе и ресторанов в Ростове-на-Дону, относящихся к периоду советского модернизма.
В результате исследования в архитектуре советских предприятий общественного питания, разработанных по типовым и индивидуальным проектам периода 1960-1980-х гг., выявлены особенности советского модернизма, а также осуществлена авторская реконструкция частично или полностью утраченных сооружений.
Полученные результаты подтверждают культурно-художественную ценность архитектурных объектов эпохи советского модернизма и необходимость их дальнейшего изучения и сохранения.
Ключевые слова: архитектура 1960-1980-х гг.; советский модернизм; индивидуальный проект; типовое строительство; Ростов-на-Дону; кафе; рестораны; комбинат общественного питания; «стекляшки».
Для цитирования: Сидоренко Н.Р. Черты советского модернизма в архитектуре объектов общественного питания 1960-1980-х гг. в Ростове-на-Дону // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2020. Т. 22. № 2. С. 42-54. DOI: 10.31675/1607-1859-2020-22-2-42-54
N.R. SIDORENKO,
The Academy of Architecture and Arts, Southern Federal University
SOVIET MODERNISM IN ARCHITECTURE OF PUBLIC CATERING FACILITIES IN ROSTOV-ON-DON IN THE 1960-1980s
Nowadays, the Soviet modernism is one of the most unexplored areas of the Russian and world architecture, which can cause the loss of objects of the cultural and artistic value. The public catering was an important branch of the national economy of the USSR. It led to the mass construction in the country. Purpose: The aim of this work is the multi-aspect analysis of the trends of Soviet modernism used in the design and implementation of public catering enterprises in Rostov-on-Don during the 1960s and 1980s. Design/methodology/approach: The scientific, journalistic literature and archival materials are used in the work. Full-scale studies are performed in relation to preserved buildings of canteens, cafes and restaurants in Rostov-on-Don,
© Сидоренко Н.Р., 2020
dating back to the period of Soviet modernism. Research findings: The soviet modernism is studied for the period of the 1960s and 1980s, and the author's reconstruction of partially or completely lost structures is suggested herein. Practical implications: The obtained results confirm the cultural and artistic value of the architectural objects of the Soviet modernism era and can be used for their preservation and further studies.
Keywords: architecture of 1960-1980s; Soviet modernism; individual project; typical construction; Rostov-on-Don; cafes; restaurants; public catering plant.
For citation: Sidorenko N.R. Cherty sovetskogo modernizma v arkhitekture ob""ektov obshchestvennogo pitaniya 1960-1980kh gg. v Rostove-na-Donu [Soviet modernism in architecture of public catering facilities in Rostov-on-Don in the 1960-1980s]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo uni-versiteta - Journal of Construction and Architecture. 2020. V. 22. No. 2. Pp. 42-54. DOI: 10.31675/1607-1859-2020-22-2-42-54
В истории мирового зодчества расцвет модернизма, представителями которого являлись такие общепризнанные мастера архитектуры, как Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ и др., пришелся на 1930-1940-е гг. Долгое время считалось, что в зодчестве Советского Союза этот стиль не нашел своего отражения. Но в 2011 г. редактором журнала «Citizen К» Фредериком Шобеном была опубликована книга-фотоальбом «СССР. Cosmic, communist, constructions photographed», в которой автор собрал изображения выдающихся зданий и сооружений, реализованных в 60-80-е гг. ХХ в. в бывших странах СССР. С тех пор в кругах мирового архитектурного сообщества возник интерес к советскому зодчеству, сформировавшемуся после утверждения в 1955 г. указа «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Обозначен этот период в истории отечественной архитектуры термином «советский модернизм».
В настоящее время исследовательские работы, посвященные изучению особенностей советского зодчества 1960-1980-х гг., немногочисленны [1-3], а советский модернизм на региональном уровне практически не освещен в научной литературе. В результате «произведения стиля, историческая и художественная ценность которых еще не признана, беспрестанно утрачиваются» [4, с. 101].
Среди различных по функциональному назначению общественных зданий, строительство которых осуществлялось в Советском Союзе, важное место занимали предприятия общественного питания, т. к. правительство регулярно отмечало, что «общественное питание - это крупная отрасль народного хозяйства», требующая расширения «до полного удовлетворения потребностей населения» [5, с. 3]. В 1960-1980-е гг. на территории южного региона СССР, как и по всей стране, велось активное строительство комбинатов общепита, кафе и ресторанов, в архитектуре которых нашли своё отражение черты модернизма. Это подтверждают, во-первых, новые привлеченные архивные источники, издания периодической печати, картографические и изобразительные материалы, содержащие информацию о предприятиях общественного питания, реализованных в период советского модернизма в Ростове-на-Дону, а во-вторых, -натурные исследования полностью или частично сохранившихся до наших дней объектов указанной категории.
Предприятия общественного питания в Советском Союзе в зависимости от функционального назначения и архитектурно-планировочного решения
можно разделить на несколько типов, среди которых для исследования наибольший интерес представляют комбинаты общественного питания, расположенные в отдельно стоящих двухэтажных зданиях; одноэтажные кафе; рестораны. Архитектура объектов, относящихся к этим группам, ярко отражает основные принципы советского модернизма.
Комбинаты общественного питания предназначались для обеспечения питанием учащихся или работников конкретных предприятий, поэтому располагались в непосредственной близости к учебным заведениям или производственным организациям. Интенсивное развитие различных видов производства в СССР требовало проводить строительство комбинатов и столовых в короткие сроки, чему способствовало использование проектировщиками Единой модульной системы и унификации [5, с. 32]. Наиболее распространенной конструктивной системой для зданий указанного типа стала каркасная (с сеткой колонн 6x3 или 6x6 м) или неполная каркасная (каркасно-стеновая), что обеспечило необходимую большую вместимость предприятий. Размещались комбинаты общепита в двухэтажных зданиях. Сетка колонн позволяла организовать просторные обеденные залы, которые хорошо освещались через большие оконные проемы, располагающиеся между колоннами наружного каркаса. Линия раздачи отделяла общественную зону от производственных помещений. Объемное решение являлось отражением строгой планировочной структуры. В его основе лежали геометричность, лаконизм, использование плоской кровли и отсутствие декора.
Ярким примером комбината общественного питания 1960-1980-х гг. является двухэтажный комбинат питания студентов и учащихся Советского района, расположенный недалеко от студенческих общежитий на ул. Зорге напротив физического факультета РГУ. Сооружен комбинат в 1975 г. коллективом строительно-монтажного управления «Вузстрой» [6]. Конструктивная система каркасно-стеновая (сетка колонн 6x6 м.). На первом этаже располагался просторный холл, слева от которого находился кафетерий с магазином «Кулинария», а справа - зал диетического питания на 100 мест. Две широкие Г-образ-ные лестницы вели в просторный обеденный зал, рассчитанный на 430 чел. (рис. 1). Объем здания представлял собой строгий параллелепипед, вход в который был выделен монолитной Г-образной конструкцией козырька. Ленточные окна основных залов на фасаде закрывала скульптурная солнцезащитная решетка из бетона. В настоящее время в здании по-прежнему на втором этаже располагается студенческая столовая, а на первом - пекарня и магазин «Кулинария». Солнцезащитные решетки утеряны, заложена часть оконных проемов. Фасад облицован панелями ярко-желтого и белого цветов (рис. 2).
В 1978 г. около сквера Мелиораторов был открыт комбинат общественного питания «Росинка», составляющий единый ансамбль с жилым домом проектного института «Южгипроводхоз» [7]. Это здание является еще одним примером воплощения принципов модернизма. Конструктивная система двухэтажного сооружения смешанная (шаг колонн 6x6 м). Просторный обеденный зал на 100 мест, ленточные окна которого открывались в парк, отделялся от производственных помещений линией раздачи (рис. 3). В обеденный зал второго этажа с витражным остеклением можно было попасть по наружной лестнице. Она же
вела и в открытое кафе на эксплуатируемой кровле комбината, что является одним из важнейших признаков модернизма.
Производственные
помещения
1 1 ! 1
• • • ■
Линия раздачи _ ;
Кафетерий | Щ]
; ; а
Линия раздачи Зал диет.
Холл питания
.6 м
.6 м
.6 м
,6 м
Рис. 1. Схемы планировочных решений комбината питания студентов и учащихся Советского района Ростова-на-Дону: а - 1-й этаж; б - 2-й этаж
Рис. 2. Здание комбината питания студентов и учащихся Советского района Ростова-на-Дону (фото Г. Зозули [6]): а - состояние в 1975 г.; б - в 2018 г.
Перед обеденным залом второго этажа располагалась терраса, массивно нависающая над основным входом в здание и поддерживаемая рядом колонн. На сегодняшний день одна часть здания находится в заброшенном состоянии, а другая сдается в аренду небольшим организациям. Наружная лестница частично разрушена, ее эксплуатация невозможна. На месте террасы второго этажа организована полноценная пристройка, превратившая открытую площадку перед входом в часть внутреннего пространства. Выход в сквер, состояние которого требует срочных мер по благоустройству, перекрыт кованым забором (рис. 4).
Важным событием для советского зодчества стал визит первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева в США в 1959 г. На главу СССР произвели впечатление американские столовые самообслуживания. Они и стали прототипом одноэтажных кафе, массовое строительство которых началось в Советском Союзе
в местах городских рекреационных зон (в парках, на площадях, на набережных, около зданий культурно-просветительского и торгового назначения), что связано с основной целью таких заведений - обеспечение быстрым питанием находящихся на отдыхе людей. Вместимость кафе обычно варьировалась в пределах 50-60 чел. (до 100-120 при возможности организовать открытую террасу), поэтому производственная часть не требовала больших площадей. Кроме того, функция, связанная с отдыхом горожан, предполагала хорошее естественное освещение обеденного зала.
Рис. 3. Фрагмент схемы планировочного решения комбината общественного питания «Росинка»
ййжт:
Рис. 4. Здание комбината общественного питания «Росинка» (фото М. Дзябенко [7]): а - состояние в 1978 г.; б - в 2019 г.
В результате в основу конструктивного решения была заложена каркасная система металлических колонн с шагом 6x6 м и унифицированной высотой этажа 3,6 или 4,2 м. Параметры основного зала при типовом решении составляли 12x6 м. От производственных помещений он был отделен линией раздачи, возле которой в некоторых случаях находился санузел. Помимо центрального входа, обычно
имеющего две двери, расположенные по разным сторонам от центральной колонны каркаса, для посетителей дополнительно был организован вход сбоку. В зависимости от климатических условий при входе располагался тамбур (рис. 5). Здание кафе представляло собой параллелепипед. Обеденный зал с трех сторон был окружен сплошным витражным остеклением, благодаря чему в обиходе типовые кафе 60-80-х гг. ХХ в. получили название «стекляшки». Стеклянный объем завершался мощным парапетом плоской кровли. К нему с помощью каркасной конструкции крепилось название заведения, часто имеющее ночную подсветку.
Рис. 5. Типовая схема планировочного решения кафе-«стекляшки»
В Ростове-на-Дону насчитывалось несколько десятков «стекляшек», среди которых наиболее популярными были: «Белая акация» в сквере Первомайского парка, 1962 г. (рис. 6); «Чудесница» на пересечении ул. Энгельса (в наст. вр. ул. Большая Садовая) и пр. Чехова; «Радуга» в Кировском сквере; «Жигули» на Береговой улице, 1969 г.; «Лакомка» в первом микрорайоне Северного жилого массива, 1975 г.; «Полёт» на площади перед зданием старого Аэропорта, 1970 г.; «Причал» при входе на городской пляж со стороны автодорожного моста, 1971 г.; «Северянка» на ул. Добровольского, 1978 г.; «Снежинка» на набережной Дона, 1978 г.; «Турист» на территории Ростовского кемпинга, 1976 г.; «Сирень» в Первомайском парке; «Зеленая горка» в парке Горького; «Дюймовочка» в парке Революции и т. д. Часть «стекляшек» в настоящее время перестроена в соответствии с новыми функциями (например, в здании бывшего кафе-кондитерской «Красная Шапочка» на углу пер. Газетного и ул. Большой Садовой теперь располагается магазин обуви), но большинство таких объектов до наших дней не сохранилось.
Среди кафе 1960-80-х гг. в Ростове-на-Дону встречаются примеры и нестандартных, индивидуальных решений. В 1975 г. посреди искусственного водохранилища в Северном жилом массиве, недалеко от общежитий завода «Ростсельмаш» открылось летнее кафе «Кувшинка», получившее своё название благодаря форме площадки, на которой расположено [8].
Рис. 6. Кафе-«стекляшка» «Белая акация» в сквере Первомайского парка
Функционально-планировочное решение сооружения максимально лаконично, что предполагает отсутствие сложных технологических процессов (скорее всего, заведение действовало как кафетерий с горячими напитками и готовыми кондитерскими изделиями в меню). Обеденные столики размещались на террасе, рассчитанной на 200 посадочных мест. В основном объеме, имеющем в плане форму правильного восьмиугольника со стороной 4,2 м, располагались вспомогательные помещения (рис. 7, а). В объемно-художественном решении «Кувшинки» ярко прослеживается свойственная советскому модернизму тенденция - ориентация на образ «космической» архитектуры. Устремленные вверх в сходящемся друг к другу движении трапециевидные колонны, достигающие в высоту около 9,5 м и расположенные перпендикулярно сторонам планировочного восьмиугольника (рис. 7, б), противопоставлены мощному горизонтальному выбросу расходящихся балок, между которыми натянуты тентовые конструкции, образующие навес для открытой обеденной зоны. Наличие у трех рядом стоящих колонн «вырезов», обеспечивающих проход вдоль основного объема, позволяет предположить, что в этом месте находились дверные и оконные проемы. Консольные балки у основания опираются на монолитный восьмиугольный пояс, а их свободный конец поддерживается вантовыми конструкциями, которые крепятся к металлической балке швеллерного профиля, расположенной у вершин колонн. «Кувшинка» представляла собой не просто очередное сооружение общепита, а настоящий скульптурный объект, выполненный в традициях брутализма. Сегодня от объема кафе остались только колонны, выкрашенные теперь в ярко-желтый цвет, восьмиугольное основание, монолитный пояс и швеллерная балка (рис. 8).
Рис. 7. Графические материалы кафе «Кувшинка»: а - план; б - фасад
Рис. 8. Кафе «Кувшинка» (фото Г. Зозули [8]): а - состояние в 1975 г.; б - в 2019 г.
Проведенные в ходе натурных исследований обмеры сохранившихся фрагментов объекта, а также найденный в процессе изучения периодической печати фотографический материал позволили произвести авторскую визуальную реконструкцию кафе «Кувшинка» (рис. 9).
Советский модернизм на юге России «представлен не только надоевшими и однообразными типовыми постройками, но и уникальными зданиями, образцами стиля, в архитектуре которых отражены лучшие тенденции мирового модернизма» [9, с. 45]. Именно к таким строениям можно отнести здания ресторанов, которые занимали особое место среди различных видов предприятий общественного питания 1960-80-х гг. в СССР. Ресторан представлял собой предназначенный для длительного пребывания людей своеобразный торгово-производственный комплекс, проектирование которого являлось непростой задачей для архитектора из-за сложной функциональной взаимосвязи многочисленных основных и подсобных помещений строения. Рестораны не располагались повсеместно. Это были значимые для города, локально размещенные объекты, композиционно-художественное решение которых требовало от зодчего
проявления творческих способностей. Здание каждого ресторана отличалось уникальностью, т. к. возводилось либо по индивидуальному проекту, либо по типовому, но со значительными трансформациями, позволяющими говорить об идентичности объекта.
Рис. 9. Авторская визуальная реконструкция кафе «Кувшинка»
В 1976 г. в Ростове-на-Дону на вершине кургана в районе Аксайского моста был открыт ресторан «Океан». Это яркий пример здания, реализованного по индивидуальному проекту, который был разработан сотрудниками СевероКавказского филиала института «Гипроторг» под руководством главного архитектора В.Н. Клейменова. Генеральным подрядчиком строительных работ выступил коллектив передвижной механизированной колонны рыбопромышленного объединения [10]. Располагающееся на рельефе здание ресторана представляло собой сочетание одноэтажного, имеющего форму параллелепипеда производственного блока, и двухэтажного цилиндрического объема основных помещений, в котором находились главный зал на 100 мест, банкетный зал на 20 мест и шашлычная на 76 мест [10]. Залы второго уровня и прилегающая к ним терраса, рассчитанная на 50 посадочных мест, нависали над уровнем первого этажа, опираясь на мощные круглые в сечении колонны, которые являлись основой конструктивной системы. Высокое монолитное ограждение террасы, мощный парапет накрывающей ее плоской кровли и витражное остекление «в пол» второго этажа создали свойственный для советского модернизма космический образ парящей над курганом летающей тарелки, ставшей визуальным акцентом на границе двух территориальных образований - г. Ростова-на-Дону и г. Аксая (рис. 10).
В противовес строгому лаконичному объемно-архитектурному решению здания «Океана», его интерьеры были тщательно детализированы специалистами областного отделения Художественного фонда РСФСР под руководством З.С. Левина [10]. Оформление внутренних пространств ресторана соответствовало основной морской тематике заведения: подсвеченные нежно-голубым цветом стены, покрытые художественной керамикой с изображением морских
обитателей; синий потолок, украшенный лакированными алюминиевыми элементами; освещение залов люстрами и светильниками с использованием цветного стекла. Просуществовав 40 лет, легендарный ростовский ресторан был снесен в 2016 г. В настоящее время на его месте находится заброшенный пустырь.
Рис. 10. Здание ресторана «Океан» (фото Г. Зозули [10]): а - состояние в 1976 г.; б - в 2016 г.
Примером ресторана, конструктивно-планировочная система которого разработана на основе типового проекта, является открытый, так же как и «Океан», в 1976 г. ресторан «Балканы». Располагалось здание на ул. Седова на крутом склоне, ведущем к набережной р. Дон. Автором объекта стал архитектор Ю.П. Мацкевич. Использование унифицированных сеток колонн 6x6 и 6x3 м позволило создать типовую внутреннюю структуру двухэтажного предприятия общепита: просторные обеденные залы на каждом уровне; возможность гибкой планировки производственной части; наличие террас на втором этаже (рис. 11). Выбранная конструктивная система определила лаконичное объемное решение ресторана в форме горизонтально-протяженного параллелепипеда. Визуальным акцентом выступил вертикально ориентированный блок, в котором располагалась главная трехмаршевая лестница. Вертикальную направленность этой части подчеркивал ряд узких, расположенных близко друг к другу пилонов. Среди основных принципов модернизма, которые нашли отражение в архитектуре здания, также можно отметить витражное остекление обеденного зала второго этажа, опирающуюся на ряд колонн и нависающую над входной зоной террасу, высокие парапеты террас и плоской кровли (рис. 12).
Рис. 11. Схемы планировочных решений ресторана «Балканы»: а - 1-й этаж; б - 2-й этаж
Рис. 12. Здание ресторана «Балканы» (из фотоальбома «Ростов-на-Дону». Изд-во «Прогресс», 1976 г.):
а - состояние в 1976 г.; б - в 2018 г.
«Нейтральность архитектурного языка [...] зданий "советского модернизма" зачастую восполняется средствами монументального искусства» [9, с. 45-46]. Так, особенностью в архитектурном решении ресторана «Балканы» стало использование на втором этаже с трех сторон декоративно-перфорированного фасада, а на первом - мозаичного панно из цветной плитки, которая также была применена в оформлении интерьеров здания.
Несмотря на то что территория ресторана располагалась на крутом откосе, «Балканы» разместились на ровной платформе (со стороны города возвели подпорную стенку). Перед зданием была организована двухуровневая смотровая площадка. Стелящийся по рельефу и органично вписывающийся в пейзаж объем ресторана хорошо просматривался со стороны левого берега Дона и очень быстро стал одной из визитных карточек города. Но в 1990-е гг. ресторан закрылся. «Балканы» сегодня - это полуразрушенное заброшенное здание на пустыре (рис. 12). В результате обмеров, проведенных во время натурных исследований сохранившихся частей здания, и изучения фотографических снимков ресторана в период 1970-х гг. осуществлена авторская визуальная реконструкция объекта (рис. 13).
Рис. 13. Авторская визуальная реконструкция здания ресторана «Балканы»
Таким образом, здания и сооружения предприятий общественного питания (комбинатов общественного питания, кафе и ресторанов), разработанные и реализованные в Ростове-на-Дону в период 1960-1980-х гг., являются трансляторами принципов советского модернизма, которые использовались архитекторами как в типовом, так и в индивидуальном проектировании. К тенденциям модернизма, которые наиболее часто встречаются в архитектуре предприятий общественного питания указанного периода в Ростове-на-Дону, относятся: использование плоской эксплуатируемой кровли, преувеличенно высокого парапета, витражного или ленточного остекления; применение каркасной конструктивной системы, основанной на сетке колонн с шагом 6x6 или 6x3 м; отсутствие декоративных деталей на фасадах и детализация интерьер-ных решений; создание визуального образа «космической» архитектуры путем использования консолей, нависания второго этажа с террасой над первым и противопоставления горизонтальных и вертикальных направлений объемов; применение на фасадах скульптурных солнцезащитных решеток; сочетание архитектуры и средств монументального искусства.
Советский модернизм - это, безусловно, значимое явление в истории мировой и отечественной архитектуры. Как показывает исследование, «уже в настоящее время многие сооружения советского модернизма, по временному показателю не относящиеся к объектам культурного наследия, либо безвозвратно потеряны, либо изменили свой облик до неузнаваемости» [11, с. 102]. Современному поколению архитекторов необходимо осознать культурно-художественную ценность таких зданий и приложить максимум усилий для их сохранения.
Библиографический список
1. Anderson R. Russia. Modem architectures in history. London : Reaction Books, 2002. 352 p.
2. Бондаренко И.А., ВолчокЮ.П. и др. Эстетика «оттепели». Новое в архитектуре, искусстве, культуре. Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. 494 с.
3. RitterK., Shapiro-ObermairE., WachterA. Soviet Modernism 1955-1991. Unknown History. Zürich : Park books, 2012. 358 p.
4. Иванова-Ильичева А.М., Стушняя И.А., Орехов Н.В. Мозаика в декоративном убранстве зданий эпохи советского модернизма (на примере города Ростова-на-Дону) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики): в 5 частях. Часть 5. Тамбов : Грамота, 2017. № 12 (86). С. 100-103.
5. Уренев В.П. Архитектура предприятий общественного питания. Киев : Будивельник, 1981. 128 с.
6. СоколовЮ. Новоселье в Западном // Вечерний Ростов. 1975. № 181. С. 2.
7. ДзябенкоМ. Ростов сегодня // Вечерний Ростов. 1978. № 195. С. 3.
8. Зозуля Г. Искусственное водохранилище в Северном жилом массиве // Вечерний Ростов. 1975. № 198. С. 2.
9. Иванова-Ильичева А.М., Орехов Н.В. Монументальное искусство в декоре зданий Ростова-на-Дону эпохи советского модернизма // Архитектура и искусство: от теории к практике : сборник тезисов Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону ; Таганрог : Южный федеральный университет, 2018. С. 45-50.
10. СоколовЮ. Ресторан над Доном // Вечерний Ростов. 1976. № 173. С. 2.
11. Сидоренко Н.Р. Утраченные объекты модернизма в Ростове-на-Дону. Здание музея интернациональной дружбы в парке им. г. Плевен // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2019. № 10. С. 101-110.
Referenses
1. Anderson R. Russia. Modern architectures in history. London: Reaction Books, 2002. 352 p.
2. Bondarenko I.A., Volchok Ju.P., et al. Estetika "ottepeli". Novoe v arkhitekture, iskusstve, kul'ture [Aesthetics of thaw. New in architecture, art, culture]. Moscow: ROSSPEN, 2013. 494 p. (rus)
3. Ritter K., Shapiro-ObermairE., WachterA. Soviet Modernism 1955-1991. Unknown History. Zürich: Park books, 2012. 358 p.
4. Ivanova-Il'icheva A.M., Stushnyaya I.A., Orekhov N.V. Mozaika v dekorativnom ubranstve zdanii epokhi sovetskogo modernizma (na primere goroda Rostova-na-Donu) [Mosaic in building decoration of Soviet modernism (in Rostov-on-Don)]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2017. No. 12(86). V. 5. Pp. 100-103. (rus)
5. Urenev V.P. Arkhitektura predpriyatii obshchestvennogo pitaniya [Architecture of public catering enterprises]. Kiev: Budivel'nik, 1981. 128 p. (rus)
6. Sokolov Yu. Novosel'e v Zapadnom [Housewarming in Zapadnyi]. Vechernii Rostov. 1975. No. 181. P. 2. (rus)
7. Dzyabenko M. Rostov segodnya [Rostov today]. Vechernii Rostov. 1978. No 195. P. 3. (rus)
8. Zozulya G. Iskusstvennoe vodokhranilishche v Severnom zhilom massive [Artificial reservoir in Northern residential area]. Vechernii Rostov. 1975. No. 198. P. 2. (rus)
9. Ivanova-Il'icheva A.M., Orekhov N. V. Monumental'noe iskusstvo v dekore zdanii Rostova-na-Donu epokhi sovetskogo modernizma [Monumental art in the decoration of Rostov-on-Don buildings of Soviet modernism]. In: Sbornik tezisov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Arhitektura i iskusstvo: ot teorii k praktike" (Proc. Int. Sci. Conf. 'Architectury and Art: From Theory to Practice'). Rostov-on-Don - Taganrog: Southern Federal University. 2018. Pp. 45-50. (rus)
10. Sokolov Yu. Restoran nad Donom [Restaurant over the Don]. Vechernii Rostov. 1976. No. 173. P. 2. (rus)
11. Sidorenko N.R. Utrachennye ob"ekty modernizma v Rostove-na-Donu. Zdanie muzeya inter-natsional'noi druzhby v parke im. g. Pleven [Lost modernism objects in Rostov-on-Don. The museum of international friendship in the Pleven park]. VestnikBGTUim. V.G. Shukhova. 2019. No. 10. Pp. 101-110. (rus)
Сведения об авторе
Сидоренко Надежда Романовна, магистр архитектуры, аспирант, Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета, 344082, г. Ростов-на-Дону, пр. Бу-дённовский, 39, [email protected]
Author Details
Nadezhda R. Sidorenko, MSc, Research Assistant, The Academy of Architecture and Arts, Southern Federal University, 39, Budennovskii Ave., 344082, Rostov-on-Don, Russia, [email protected]