Научная статья на тему 'Черты романтизма в пролетарской поэзии'

Черты романтизма в пролетарской поэзии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
516
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЛЕТАРСКАЯ ПОЭЗИЯ / РОМАНТИЗМ / ПЛАНЕТАРНОСТЬ / ПОЭЗИЯ РАБОЧИХ / ПРОЛЕТКУЛЬТОВЦЫ / КОЛЛЕКТИВИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Якименко Екатерина Романовна

В данной статье рассматривается пролетарская поэзия как явление романтизма на материале творчества И. Ерошина, И. Логинова, Е. Нечаева, а также пролетарского поэта Царицына И.Стукалова. Выявляются характерные черты романтизма в поэтике их лирики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Якименко Екатерина Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Черты романтизма в пролетарской поэзии»

УДК 821.161.1.09 «1917/1991»

Якименко Екатерина Романовна

аспирант. Волгоградский государственный социально-педагогический университет yakimenkoer@mail.ru Yakimenko Ekaterina Romanovna A postgraduate student of Volgograd state social-pedagogical University yakimenkoer@mail. ru

Черты романтизма в пролетарской поэзии The features of romanticism in the proletarian poetry

Аннотация. В данной статье рассматривается пролетарская поэзия как явление романтизма на материале творчества И.Ерошина, И.Логинова, Е.Нечаева, а также пролетарского поэта Царицына И.Стукалова. Выявляются характерные черты романтизма в поэтике их лирики.

Ключевые слова: пролетарская поэзия, романтизм, планетарностъ, поэзия рабочих, пролеткулътовцы, коллективизм.

Annotation. The proletarian poetry as a phenomenon of romanticism on the material of I.Eroshina, I.Loginova, E.Nechaeva, as well as the proletarian poet of Tsaritsyn I.Stukalova is examined in this article. The specific features of romanticism in the poetics of their lyrics are revealed.

Keywords: proletarian poetry, romantism, planetary, poetry of workers, proletcultovtsy, collectivism.

Пролетарская поэзия - одно из художественных явлений, относящихся к литературе романтизма. Об этом много писали еще в 1920-х годах П.С. Коган, В.Л. Львов-Рогачевский, Л.М. Фарбер. Однако в настоящее время необходимо осмысление творческого наследия пролетарской литературы как художественного феномена в русле современного литературоведения.

Основой тематики пролетарской романтической поэзии стало воспевание светлого будущего, отрицание старого мира, создание фантастического, сказочного мира грядущего, героями которых стали коллектив, железный мессия, титан-народ, человек-борец.

Романтизм представляет собой особую мировоззренческую парадигму, которая отражается в различных социокультурных явлениях. Внимание к романтической традиции соединяет в себе возможность нравственного становления личности и устремленность к возвышенному идеалу. Романтическая парадигма олицетворяет веру в человека как сильную и цельную личность, способную отстаивать свои идеалы, несмотря на жизненные противоречия. «В сознании общества романтические умонастроения

активизируются и выдвигаются на первый план в моменты намечающихся культурно-исторических сдвигов, в периоды ожиданий и надежд» [11, с.48]. Эстетические идеи представителей романтизма привлекали внимание пролетарских поэтов, возрождая в их сознании ценностное содержание человеческого бытия. Обращение к романтизму базируется на рефлексивном осмыслении мировоззренческой позиции и экзистенциальном состоянии личности. Здесь речь идет о романтике борьбы за свободу и счастье людей, о романтике подвигов и творческих открытий. Эстетика пролетарского романтизма представляет собой особый тип мышления, гуманистическая основа которого строится на философской концепции романтизма. Беспокойный характер романтического искусства как нельзя лучше отвечал духу времени - эпохе надежд на преобразования жизни, которые испытывали прежде всего пролетарии в первые пореволюционные годы.

В советском литературоведении «Пролетарский романтизм <... > в своем стремлении к изменению действительности исходил из реалистического мировоззрения пролетариата, из трезвого, научного отношения к действительности, из точного и четкого знания, базируясь на своем единственно правильном понимании хода развития общественных отношений, подчеркивая в действительности ее прогрессивные черты, приоткрывая завесу над будущим, звал к достижению этого неизбежного и долгожданного «завтра»» [8, с. ХЬУШ-ХЫХ].

Многие стихотворения пролетарских поэтов проникнуты уверенной в себе и своих силах радостью борьбы и верой в победу, как результатом организованной политической борьбы пролетариата, и восторженными поэтическими интонациями. «Романтический герой - воплощение романтического бунта против действительности; в нем, как правило, заключен протест и вызов, реализована поэтическая и романтическая мечта, не желающая смириться с бездуховною и бесчеловечною прозою жизни» [6, с.9]. Пролетарий - романтик воплощает в себе коллективный дух борьбы с действительностью, коллектив возникает как цельная индивидуальность, его отличает бескрайний оптимизм, радость жизнеутверждения. В стихотворении Ивана Логинова «Путь пролетария» качественно новый романтический герой, где особенности романтизма нашли самое полное и наглядное выражение. «Романтизм понял - в его революционном течении - характер человека как личное, индивидуальное проявление характера народа, нации, своеобразной индивидуальности народа» [2, с.292]. Собирательный герой стихотворения выступает как физическое и нравственное лицо национального духа. Мысль и воля коллектива Да святой упорный труд К жизни вольной и красивой Пролетария ведут. Путь тернистый, Путь ужасный К зорям чистым,

Ярко-красным [5, с.105].

Революция окрылила рабочих поэтов, подняла их творчество на более высокую ступень, наполнила его новым содержанием. Поэты остро ощутили необходимость создания новых песен, которые бы настраивали людей оптимистически, вели их вперед, открывали перед ними светлые дали будущего, укрепляли уверенность в торжестве идеалов коммунизма. Стремление пролетарских поэтов к еще большему восклицанию привело к так называемым стихам-возгласам с бесконечными эпитетами, которые ввели в свою речь писатели, оставаясь верными принципам романтизма. «Обилие и подчеркнутость эпитетов, как функция субъективности метода, является типической чертой русской романтической поэзии; при этом эпитет здесь преобладает не внешне рисующий и определяющий, а именно оценивающий, окрашивающий в тон, «лирический»» [2, с.58].

Стихотворения самого романтичного царицынского поэта Ивана Стукалова перенасыщены типичными для революционных романтиков мифологемами: «золотистый песок», «цветут цветы», «красные галки», «труда богатыри», «искры света», «освежил, озарил рассвет», «богатырские руки» и т.п. При этом поэт пытается использовать собственные эпитеты, образы и лексику: «солнца луч надзвездный», «напружинились горы - спины», «будет солнцем купать нас день».

Одним из самых распространенных в стихотворениях пролетарского поэта является эпитет «черный»: он часто встречается в текстах («черной сажи кусок», «черный грубиян», «черный, сажей оброс») либо подразумевается в названии стихотворений («Я сегодня в пыли», «Полуночная темь»). Выдвижение этого эпитета на первый план стало отличительной чертой царицынского поэта, который хотел придать своей речи большую эмоциональную тональность. Это стало его привычкой и предметным определением.

Одной из характерных черт романтизма в пролетарской поэзии явилась планетарность. Стремление пролетарских романтиков по-новому увидеть мир подчинило их творчество манящей вечности. «Охваченные энтузиазмом, преисполненные радости, рабочие поэты горели одним желанием - украсить, расцветить жизнь стихами-здравицами в честь народа-богатыря, свершившего социалистическую революцию. В стихах, похожих на гимны и оды, пролеткультовцы славили Октябрь и тех, кто, разрушив старый мир, начал возводить светлое здание коммуны» [1, с. 18]. Мир они построят при помощи машин и электричества; пар и огонь - их подмастерья; на фабриках и заводах они скуют своим чудесным молотом этот новый мир. «Почти все они -утописты, мечтатели, окрыленные оптимизмом, верой в свои силы, в человека, в жизнь. Все они - творцы сказок «багряных», «голубых», «весенних», далеких» [10, с.41].

Пожалуй, самое яркое в этом плане стихотворение Ивана Ерошина:

Куда ни киньте взор - дворцы, палаты, виллы,

Дома и фабрики, дымящийся завод.

Кем это создано? Кто это все воздвигнул? Не я ли, исполин, я, труженик-народ! <...>

Я все себе создам - театр и храм науки, Дворец искусств, дворец своих идей. Семьей великою, подав друг другу руки Мы встретим счастие грядущих новых дней [3, с. 176]. <...>

Пролетарские поэты опьянены революционным порывом и своей победой, радостями новой жизни, и никому не собираются больше это отдавать. Именно в этом пафос их творчества, он вдохновляет их и подсказывает образы и символы. Свобода - их главная ценность. Также как и у поэтов-романтиков, свобода личности является предпосылкой счастья человека. Свобода - высшее требование романтиков. «Для романтика прекрасное немыслимо без этих двух слагаемых - свободы и возможности полного раскрытия личности» [4, с.117]. В романтических произведениях символом безграничной и абсолютной свободы выступает море. Этот образ многозначен и символичен. Море изображается как живое существо, близкое автору, оно бесконечно и многообразно. У пролетарских поэтов чаще всего повторяется романтический образ пловца, который выведет их к берегам чудесной страны:

Но вдруг, как утра возрожденье, Пред ним заблещет в отдаленье Приветный пламень маяка. <...>

Пловец отваги новой полн: По волнам пенистым ныряя, В душе тот свет благословляя, К нему он направляет челн [7, с.75].

Этот максимализм привел к тому, что пролетарская поэзия в значительной своей части не пережила свое время. «Это была романтическая поэзия. Таковы были объективные предпосылки, ее породившие. Ее слабость была не в романтике, а в том, что романтизм этот не выражал объективного хода революции, что он не совпадал с большевистской романтикой, с «мечтой» в ленинском смысле этого слова» [9, с.427]. Стихи такого характера и содержания были порождены самой действительностью - боевой революционной приподнятостью тех лет.

Литература:

1. Воложенин А. Легенда и правда о пролетарской поэзии // Русская литература. № 3. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. С. 16-36.

2. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.: Художественная литература, 1965.

3. Ерошин И. Куда ни киньте взор - дворцы, палаты, виллы...// Пролетарские поэты. Л.: Сов. писатель, 1939. Т. 3 (1914-1917). С. 176.

4. История романтизма в русской литературе. Возникновение и утверждение романтизма в русской литературе (1790-1825) / ред. А.С. Курилов, К.В. Пигарев, С.В. Тураев и др. М.: Наука, 1979.

5. Логинов И. Путь пролетария // Пролетарские поэты. Л.: Сов. писатель, 1939. Т. 3 (1914-1917). С. 105.

6. Маймин Е.А. О русском романтизме. М.: Просвещение, 1975.

7. Нечаев Е.Е. Маяк // Русская поэзия конца XIX - начала XX века (дооктябрьский период). М.: Изд-во Московского ун-та, 1979. С. 75.

8. Пролетарские поэты / ред. А.Л. Дымшиц, Ан. Горелов. Т.1 (18931910). Л.: Сов. писатель, 1935.

9. Селивановский А.П. В литературных боях. Избранные статьи и исследования. М.: Сов. писатель,1963.

10. Сиповский В.В. Поэзия народа. Пролетарская и крестьянская лирика наших дней. Пг.: Сеятель Е.В. Высоцкого, 1923.

11. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999.

Literature:

1. Volozhenin A. The legend and the truth about the proletarian poetry // Russian literature. № 3. HP: Publishing house of the Academy of Sciences of the USSR, 1963. p. 16 to 36.

2. Gukovsky G.A. Pushkin and Russian romantics. M: Fiction, 1965.

3. Eroshin I. Wherever you look - palaces, houses, villas// the Proletarian poets. HP: Soviet writer, 1939. Vol. 3 (1914-1917). p. 176.

4. The history of romanticism in Russian literature. The emergence and assertion of romanticism in Russian literature (1790-1825) / Ed. A.S. Kurilov, K.V. Pigarev, S. Turaev and others. M: Nauka, 1979.

5. I. Loginov the Path of a proletarian // Proletarian poets. HP: Soviet writer, 1939. Vol. 3 (1914-1917). p. 105.

6. Majmin E.A. About Russian romanticism. M: Education, 1975.

7. Nechaev E.E. Mayak // Russian poetry of the late XIX - early XX century (pre-Octoberperiod). M: published by Moscow University, 1979. p. 75.

8. Proletarian poets / Ed. A.L.Dymshits, An.Gorelov. Vol.1 (1893-1910). HP: Soviet writer, 1935.

9. Selivanovsky A.R. in literary battles. Selected articles and research. M: Soviet writer, 1963.

10. Sipovsky V.V. Poetry of the people. The proletarian and peasant lyrics of our days. Ph.: The sower E.V. Vysotsky, 1923.

11. Khalizev V.E. The theory of literature. M: High school, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.