Научная статья на тему 'Черты благотворительности по некоторым древнерусским памятникам литературы и миниатюры'

Черты благотворительности по некоторым древнерусским памятникам литературы и миниатюры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
115
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Черты благотворительности по некоторым древнерусским памятникам литературы и миниатюры»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

М. Соколовский

Черты благотворительности по некоторым древнерусским памятникам литературы и миниатюры

Опубликовано:

Христианское чтение. 1902. № 10. С. 564-580.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

стараются о тонъ, чтобы все-таки этою весною въ Вюрцбургѣ состоялось simulacrum собранія ученыхъ, — конечно, при поставленныхъ теперь условіяхъ и съ наложенными теперь на нѣмецкихъ ученыхъ кандалами на рукахъ и на ногахъ. Майнны и вюрцбургцы, конечно, согласятся на это, и такимъ образомъ очень вѣроятно, что тамъ, съ помощью питомцевъ іезуитовъ, состоится комедія собранія, хотя бы и съ малымъ персоналомъ» (отъ 7 авг.).

Такъ дѣйствительно и случилось. Мюнхенскіе члены назначеннаго въ предшествующемъ году комитета, Деллингеръ и Ганебергъ, заявили, что на такомъ ученомъ собраніи они не могутъ участвовать, чтб майнцы немедленно объявили «прямо упорнымъ противодѣйствіемъ св. престолу». Они вмѣстѣ съ вюрцбуржцами, поэтому, тѣмъ ревностнѣе стали стараться о томъ, чтобы во что бы то ни стало устроить, одновременно съ имѣвшимъ состояться въ Вюрцбургѣ „общимъ собраніемъ католическихъ союзовъ, нѣкое simulacrum собранія ученыхъ и немедленно составили адресъ папѣ, въ которомъ, какъ предвидѣлъ Деллингеръ, не только благодарили Пія IX за его попеченіе о преуспѣяніи богословія, но обѣщали и впредь съ сыновнею почтительностью слѣдовать всѣмъ его указаніямъ и велѣніямъ, за что въ отвѣтъ получили щедрое благословеніе отъ св. отца.

Все это показало, что великая идея Деллингера о періодическихъ собраніяхъ ученыхъ богослововъ для обсужденія важнѣйшихъ вопросовъ богословской науки потерпѣла полное крушеніе или извращена была въ жалкое подобіе ей. Но что было дѣлать противъ непреодолимой силы? Съ тяжелымъ духомъ великій ученый богословъ вновь погрузился въ свои кабинетныя, далекія отъ мірской борьбы учено-литературныя занятія, ожидая наступленія болѣе благопріятнаго времени, чтобы вновь вступиться за права попираемой іезуитами науки.

ЧЕРТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

ПО НѢКОТОРЫМЪ ДРЕВНЕ-РУССКИМЪ ПАМЯТНИКАМЪ ЛИТЕРАТУРЫ И МИНІАТЮРЫ *).

этюдъ.

Что отвѣчавши передъ Богомъ, стѣны облагая, человѣка не одежи-пш, кона украшавши, а нищаго же вдовы и сироты не надѣлипш?

Изъ одного списка Измарагда.

ТГИТЕРАТУРА и искусство всегда составляли, какъ со-ставляютъ и нынѣ, отраженіе текущей жизни. Любая повѣсть даже посредственнаго писателя, независимо отъ 1 ея литературныхъ или художественныхъ достоинствъ, ] нося въ себѣ специфическія особенности извѣстнаго времени, даетъ нѣкоторую возможность къ распознанію хотя бы незначительнаго уголка картины общественнаго быта соотвѣтствующей эпохи.

Любопытныя данныя представляютъ въ этомъ отношеніи нѣкоторые древне-русскіе памятники литературы и миніатюры,

*) Настоящій этюдъ представляетъ необходимое дополненіе къ моимъ статьямъ; «Черты благотворительности по даннымъ народнаго творчества» («Вѣсти. благотв.», 1901,1); «Благотворительность въ древней Руси» («Трудов. помощь», 1901, VI); «Кт вопросу о древнерусской благотворительности» («Христ. Чт.» 1902, 71): «Петръ ВелвкіЙ, какъ благотворитель» («Вѣсти, благ.», 1901, ѴД—ѴШ); «Благотворительность при преемникахъ Петра Великаго» («Вѣсти, благотв.», 1901, X) и «Екатерина Великая, какъ благотворительница» («Вѣсти, благотв.» 1902, I и II).

взаимное сопоставленіе коихъ даетъ, между прочимъ, возможность обрисовать для того времени положеніе вопроса о призрѣніи, вопроса, столь тѣсно связаннаго съ церковной жизнью тогдашней Руси.]

Необходимость подачи милостыни древняя Русь объясняла тѣмъ, что подающій таковую какому-нибудь нищему даетъ ее самому Богу. Отсюда - богоугодность благотворительности и воззрѣніе на совершеніе милостынею христіанскаго подвига. Въ сборникѣ словъ и поученій XVII вѣка имѣется «Слово о о милостыни, яко даяй милостыню убогимъ самому Христу даетъ и сторицею пріимегь» *). Этотъ мотивъ передается и во многихъ другихъ памятникахъ и миніатюрныхъ рисункахъ. Въ Синодикѣ Императорской публичной библіотеки 8) помѣщенъ рисунокъ, изображающій нищаго, которому другой человѣкъ подаетъ милостыню, а ее, ивъ-за облаковъ, принимаетъ Іисусъ Христосъ; при рисункѣ надпись: «милостивый даятель, подавая нищему, Христу подаетъ». На гравюрѣ «Подаяніе милостыни» изображенъ подающій милостыню человѣкъ; протягивающаяся изъ-за облаковъ рука надѣваетъ на голову пищелюбца вѣнокъ 3).

Чудодѣйственная сила милостыни сказывается на состояніи здоровья нищелюбца, облегчая его болѣзнь. Въ одномъ сборникѣ XVII вѣка помѣщено «Слово о спасшемся отъ болѣзни милостыни ради и паки раскаявся умре». Начинается слово разсказомъ о томъ, что «человѣкъ нѣкто бѣ въ Константинѣ граде разболевся и смерти убоявся нищимъ даѳть 30 литръ злата» 4).

Милосзѣіня способствуетъ освобожденію изъ плѣна. Въ синодикѣ отъ 1645 —1652 г. г. имѣется замѣтка «о избавленіи изъ плѣна нѣкоего человѣка, вслѣдствіе совершенной по немъ литургіи и милостыни его родственниками, считавшими его умершимъ» 5).

J) Прозоровскій. Опись древнихъ рукописей, хранящихся въ музеѣ Императорскаго русскаго археологическаго общества. ХИ, 12, л. 30—31* *) Рукопись Импѳр. Дуб. Библ. F, I, 266, л. 2 об. и Пѣтуховъ, Очерки изъ литературной исторіи Синодика, Пам. дрѳвн. письм. СѴШ.

8) Ровинскі». Русскія народный картинки, .Ч& 770,

*) Прозоровскій. XII, 16, л. 36—37.

5) Бычковъ. Катологс» собранія рукописей Булаева. Отчетъ Импер. ІІубл. Библ. за 1894 г. XXXVIII, 11, л. 66 об.

Среда добродѣтелей нерѣдко указываются «убогимъ вспоможеніе», «сиротѣ милованіе», «трудолюбіе», «больныхъ посѣщеніе», «странолюбіе», «нищѳлюбіе», «милостыня»; эта добродѣтели составляютъ ступени «лѣстницы, ведущей въ рай и въ адъ», изображенной на одной гравюрѣ 6). Въ другой же гравюрѣ 7)—«спасеніе человѣка, подающаго милостыню стоящему предъ нимъ собранія нищихъ» имѣется, между прочимъ, подпись о томъ, что всякій, поступающій подобно нарисованному на гравюрѣ человѣку, т. ѳ. раздающій милостыню, будетъ «сыномъ царства небеснаго, наслѣдникомъ вѣчной радости и гражданиномъ вышняго Іерусалима».

Недодающіе милостыню осуждаются въ общѳственомъ мнѣніи. Въ синодикахъ попадается нерѣдко повѣствованіе объ Іоаннѣ Милостивомъ, патріархѣ Александрійскомъ; онъ шелъ однажды вмѣстѣ съ епископомъ Троиломъ, не отличавшимся вообще щедростью при посѣщеніи бѣдныхъ; Іоаннъ попросилъ Троила раздать бѣднымъ по златвику; скрѣпя сердце, раздаетъ Троилъ всего 30 литръ золота; Іоаннъ приглашаетъ Троила къ себѣ, но онъ сказывается больнымъ; Іоаннъ догадывается, что тотъ жалѣетъ выданныхъ имъ нищимъ денегъ и возвращаетъ ему 30 литръ; Троилъ засыпаетъ и во время сна онъ видитъ домъ, на которомъ прибита доска съ надписью о принадлежности его Троилу; но вотъ приходитъ Іоаннъ, снимаетъ эту доску и замѣняетъ ее новой, съ надписью о продажѣ дома Іоанну за 30 литръ 8). Разсказъ интересенъ во многихъ отношеніяхъ. Здѣсь мы видимъ епископовъ, идущихъ для посѣщенія бѣдныхъ и, слѣдовательно, личнымъ присутствіемъ удостовѣряющихся въ степени и характерѣ ихъ нужды. Здѣсь та же цифра — тридцать, за каковое число срѳбрѳнниковъ предалъ Іисуса Христа Іуда. Здѣсь, наконецъ, существуетъ доказательство того, что къ сожалѣнію, не всѣ пастыри первобытной церкви отличались тѣмъ нищѳлюбіемъ, которое впослѣдствіи етало составлять типичную черту и необходимѣйшій придатокъ монастырской жизни. Что касается собственно вопроса о наказаніи за отсутствіе нищедюбія, то характерный откликъ этого можно найти въ произведеніяхъ народнаго творчества.

*) Ровинскіи. Рус. нар. кар„ JÄ 759.

7) ІЪ., Л* 765,

*) Пѣтуховъ. Дит. ооч.

Въ разсказѣ «Богъ и вдова» сообщается, что «Господь и Мокола и Ягорій» заночевали у одной бѣдной вдовы; не имѣя чѣмъ бы можно было попотчивать гостей, вдова идетъ за мукою по сосѣдямъ, но всюду встрѣчаетъ отказъ; настаетъ ночь, приходитъ утро; «выходзидь баба съ свое хаты, поено-трнць—деревни немаі а становилось озярд!» 9). Невольно припоминается при атомъ библейскій разсказъ о превращеніи Содома и Гоморы въ море. Умѣстно упомянуть здѣсь, что люди, нѳподающіѳ ручной милостыни, образно называются въ надписи къ одной гравюрѣ 10) — «замкни калита» п). Въ надписи къ гравюрѣ «Изгнаніе трехъ бѣсовъ вѣкіимъ святымъ», между прочимъ, говорится, что имя третьему бѣсу— замкни калига; этотъ бѣсъ «научаетъ человѣка грѣшнаго сребролюбію».

Подавать милостыню рекомендуется съ любовію и кротостью. Такъ, митрополитъ Даніилъ увѣщеваетъ своихъ духовныхъ чадъ слѣдующей нѣсколько пространной, но краснорѣчивой рѣчью: 13) «въ подаяніи нищимъ и убогимъ, съ благословеніемъ тихо, и кротко, и съ веселымъ сердцемъ, и въ сладости словесъ... отвѣщай нищему, и убогому, и сокрушенному въ болѣзняхъ тихо, кротко, смиренно, слово сладко.... подаждь убо злато, и сребро, и мѣдницу, и иная, елико возможно ти есть,—точію тихостью, и въ веселіи сердца, а не свирѣпствомъ и кричаніѳмъ составляй позорища на нищаго; но милость сотворитъ по возможному; даждь уломокъ хлѣба, даждь слово благо, даждь умиленіе сердца твоего, воззри нань сладко умилительными очима, поскорби о немъ въ умѣ своемъ, милостыня бо всихъ добродѣтелей болыпи и вышни суть». Конечно, проповѣдуемое митрополитомъ Даніиломъ кроткое обращеніе съ нищимъ, требованіе имъ того, чтобы оказаніе помощи нищему являлось въ тѣсномъ смыслѣ благотворительностью, непосредственно связывается со взглядомъ на подачу милостыни въ лицѣ нищихъ самому Іисусу Христу. По этому поводу приведу кстати любопытный, нерѣдко по-падаѳмый въ синодикахъ мотивъ. Одинъ человѣкъ, жившій въ* Константинополѣ, былъ очень милостивъ; обыкновенно нищіе

э) Романовъ. Бѣлорусскій сборникъ, в. IV.

10) Калита—мѣшокъ, кошелекъ.

11) Ровинскгй. Ру с. нар. кар. т. Ш.

1S) Жмакинъ. Русское общество' XVI вѣка. Древняя и Новая Рос_ сіа; 1880 г.; февраль и мартъ.

толпою слѣдовали за нимъ; онъ какъ будто отстранялъ ихъ отъ себя рукою, а на саномъ дѣлѣ подавалъ имъ милостыню, на вопросъ о тонъ, что заставляетъ его быть щедрымъ нищелюбцѳмъ, онъ отвѣчалъ, что видѣлъ однажды, какъ нищій встрѣтилъ одного человѣка, подавшаго ему милостыню, а въ это время надъ головою нищаго показался образъ Христа, простершаго руку ко хлѣбу JS).

Самый способъ подачи ручной милостыни нашелъ также себѣ мѣсто въ миніатюрныхъ изображеніяхъ. Въ одномъ лѣтописномъ спискѣ и) про Андрея Боголюбскаго говорится, что онъ очень любилъ «нищихъ и прокаженныхъ», нерѣдко «кротко, и тихо, и милостиво» разговаривалъ съ ними. Въ иллюстрирующей текстъ миніатюрѣ представленъ столъ, на которомъ лежитъ калачъ и стоятъ чаши; князь сидитъ за столомъ; толпа нищихъ окружаетъ столъ и протягиваетъ руки къ яствамъ; слуги несутъ князю, одинъ—хлѣбъ, а другой— двѣ чаши; трое нищихъ приближаются къ самому князю; одного онъ держитъ за руку правой рукой, а другому, въ его протянутую руку, кладетъ милостыню. На другой миніатюрѣ того же лѣтописнаго списка 16) изображенъ дворецъ Андрея Боголюбскаго; въ верхней части миніатюры видѣнъ самъ князь, сходящій по лѣстницѣ и поддерживаемый своими слугами; въ нижней части миніатюры изображенъ столъ, за которымъ сидятъ нищіе, угощаемые княжеской прислугой; въ сторонѣ, князь обнимаетъ обѣими руками нищаго. Текстъ, относящійся къ миніатюрѣ, сообщаетъ, что Андрей Боголюб* скій «убогихъ и нищихъ, и странныхъ, и клосныхъ, и болѣзненныхъ и всяческихъ недужныхъ» насыщалъ и одѣвалъ собственными руками. Наконецъ, третья миніатюра16), увѣковѣчивающая добродѣтельные подвиги Андрея Боголюбскаго, представляетъ кяя8я, сидящаго у воротъ дома и окруженнаго слугами; передъ нимъ стоитъ толпа нищихъ, а рядомъ находятся большія ведра съ питьемъ и чаши съ деньгами. Въ соотвѣтствующемъ текстѣ читаемъ: «по улицамъ, и на распутьяхъ, и по затворамъ, и по инымъ многимъ мѣстамъ, lS

lS) Пѣтуховъ цит. соч.

**) Русскій яѣтописѳцъ. Рукопись Имп. Публ. Библ. F. IV, 238, л.

л. 183—184.

15) ІЬ. стр. 309; под® 1176 г.

Ів) ІЬ. стр. 309 об.

на повозахъ, брапшо и питіе посылаше, алчущихъ кормяшѳ, жаждущихъ пояшѳ, ' нагихъ одѣваше, бѣдныхъ избавляете отъ бѣдъ, поминая слово Христово, глаголюща, аще сотворите сему братіи моей мѳныпѳй, мнѣ сотворите... и Соломона, глаголюща, милостынями и вѣрами очищаются грѣхи и даяй нищему взаимъ даетъ Богу, и святаго пророка Даніила, глаголюща, грѣхи твоя милостынями очисти». На миніатюрѣ, относящейся къ тексту подъ 1204 годомъ 17), изображенъ слуга, передающій монахамъ ящикъ съ деньгами,— «злата много на раздаяніе нищимъ» къ празднику Богоявленія Господня. Въ другомъ спискѣ лѣтописи, такъ называемомъ Остермановскомъ 18 19 20), хранящемся въ рукописномъ отдѣленіи Академіи Наукъ и въ изобиліи снабженномъ миніатюрами, подъ 6786 годомъ, отмѣчается, что скончавшійся великій кня8ь Глѣбъ Васильевичъ « брашно свое и питіе нещадно требующимъ» подавалъ, также какъ «и многу милостыню убогимъ, и нищимъ, и страннымъ, сиротамъ и вдовицамъ творилъ» и). Миніатюра изображаетъ князя, раздающаго милостыню нищимъ; одинъ изъ нихъ идетъ на костылѣ. Въ той же лѣтописи и про великаго князя Дмитрія Іоанновича Дон-скаго отмѣчается, какъ о творящемъ ао) «милостыню по монастырямъ и церквамъ, страннымъ и нищимъ». Послѣ Куликовской битвы, великій князь «раздаде милостыню многу по церквамъ и по монастырямъ и убогимъ и нищимъ» 81); на миніатюрѣ изображена раздача милостыни — нищимъ поручно, а монахамъ — мѣшками. На одной изъ миніатюръ въ житіи Евфросиніи представленъ князь Михаилъ черниговскій съ бояриномъ Ѳеодоромъ; бояринъ держитъ передъ княземъ ларецѣ съ деньгами, которыя раздаетъ нищимъ самъ князь; среди нищихъ помѣщено два хромыхъ88). На миніатюрѣ одного синодика XYII вѣка, работы, вѣроятно, гравера Василія Андреева, изображена толпа нищихъ; стоящій въ дверяхъ человѣкъ раздаетъ нищимъ хлѣбъ; подъ миніатюрой подпись виршами:

1Т) ІЬ. стр, 603.

18) Рукопись библіотеки Академіи Наукъ. 31, 7, 80, ч. I.

19) Л. 203.

20) ІЬ. и. II., п. 88.

«) ІЬ. л. 238‘

**) Георгіевскій. Житіе преподобной Евфросиніи Суздальской. Но списку XVII вѣка. Труды Владин, учѳн. архив. комаЬ. I.

«Добро во умершимъ даватн милостыня,

Да тамо они обрящугь Бога милостива,

Здѣ подаяй хлѣбъ въ рудѣ убогому,

Ояамо сподобится милосердію многому»23).

Почти такая же подпись имѣется и къ другой миніатюрѣ, нѣсколько иного художественнаго сюжета. На миніатюрѣ нарисована церковь, по сосѣдству съ коей помѣщено нѣсколько двухэтажныхъ домовъ; въ воротахъ самаго большаго дома стоитъ слуга съ корзиной, наполненной хлѣбомъ; къ гравюрѣ имѣется текстъ:

«Добро по умершимъ давати милостыня,

Да тамо они обращутъ Бога милостива,

Здѣ подай хлѣбъ въ рудѣ убогому,

Онамо сподобится милосердію премногому»24).

Въ этомъ же синодикѣ, на другой миніатюрѣ, нарисована церковь, гдѣ отпѣвается одна женщина, которую оплакиваютъ ея родственники; сынъ въ это время раздаетъ милостыню нѣсколькимъ нищимъ; внизу миніатюры изображенъ адъ, гдѣ мучается въ пламени душа умершей, но ангелъ выводитъ ее ивъ ада; къ миніатюрѣ имѣется текстъ: «человѣкъ нѣкій, имѣя у себя матерь, живущу въ блудѣ; слу-чися ей умереть и отыти въ муку; онъ же о матери своей молился и милостыню творилъ; сего ради избавлена бысть отъ муки25)* Въ лицевомъ синодикѣ бывшаго Кинешмскаго Вознесенскаго монастыря, время написанія коего относится, вѣроятно, къ первымъ годамъ XVIII вѣка, помѣщено 36 рисунковъ; каждый изъ нихъ занимаетъ всю лицевую сторону рукописи; объясняющій же содержаніе картины текстъ помѣщенъ на соотвѣтствующихъ оборотныхъ мѣстахъ. Нѣкоторые рисунки, по своему содержанію, касаются вопросовъ благотворительности; такъ, между прочимъ, на одномъ листѣ

*8) Розановъ. Описаніе синодиковъ, присланныхъ г. С. Кондратьевымъ. Иавѣст. Тамб. учѳн. арх. ком. I.

а*) Остроуховъ. Московское Лазарево кладбище. Грав. 23. Буквально такая же подпись имѣется въ гравюрѣ, описанной И. Голышевымъ (статья—„Лубочныя народныя картинки“, въ труд, Вяадим. стаг. вомит. 1870 г. вып. ѴШ. м) ІЬ. грав. 24.

нарисованъ человѣкъ со скипетромъ въ рукѣ, — очевидно, княвь; съ одной стороны князя стоитъ другой человѣкъ, въ короткой одеждѣ; это, вѣроятно, слуга князя, который съ нимъ разговариваетъ; двое нищихъ просятъ милостыню; къ рисунку имѣется текстъ, говорящій о «горѣ тѣмъ», кто не старается благотворительною дѣятельностью спасти свою душу 2в).

Не пропущенъ миніатюрною живописью и выкупъ плѣнныхъ, какъ особый видъ благотворительности. Какъ изложено въ лѣтописи 87), князь Александръ Ярославичъ Невскій, слѣдуя во всемъ примѣру своего отца, посылалъ деньги въ орду, къ Батыю, для выкупа плѣнныхъ отъ «безбожныхъ» татаръ и избавленія ихъ отъ «лютой работы и отъ многихъ бѣдъ и напастей»; на миніатюрѣ изображенъ князь, сидящій на престолѣ возлѣ стола, гдѣ видны кучи денегъ: татары собираютъ эти деньги и ссыпаютъ ихъ въ ящики. Вопросъ о выкупѣ плѣнныхъ мною разобранъ въ особой археологической замѣткѣ *8) но здѣсь я полагаю неизлишнимъ дополнить ее новыми данными. Выкупъ плѣнныхъ былъ извѣстенъ глубокой древности; такъ, Геродотъ 29) сообщаетъ, что, одержавши побѣду при Евбѳѣ, «всѣхъ взятыхъ въ плѣнъ халкидянъ вмѣстѣ съ плѣнниками безтійскими аѳиняне заковали и содержали подъ стражей; впослѣдствіи они отпустили ихъ на свободу, взявши выкупъ по двѣ мины за человѣка». Христіанство придало выкупу плѣнныхъ лишь особое религіозное значеніе, что для древней Руси должно быть объяснено веденіемъ войнъ съ народами нехристіанскими. Положеніе же плѣнныхъ русскихъ было очень тяжелое: изъ описанія, напримѣръ, Михалона Литвина про плѣнныхъ въ Крыму мы узнаемъ, что плѣнные выводились на площадь для продажи, гдѣ ихъ продавали, скованными за шею, десятками съ аукціона * 80). Въ одномъ изъ списковъ Исторіи взятія Казани81) упоминается, что татары заставляли плѣнныхъ русскихъ при-

26) Лицевой синодикъ Кинешмскаго монастыря. Костромская старина, в. II. 18Э2 г. Изд. Костром. у чей. арх. ком. л. 24.

2Т) Рук, Имп. Публ. Биб.т. F. IV. 233, л. 900.

28) Статья о выкупѣ плѣнныхъ въ древней Руси будетъ напечатана въ „Военномъ Альманахѣ“, изд. Бермана, на 1903 г.

**) Геродотъ: V; 77 (по русск. перѳб. Мищенко).

80) Бобровскій. Военное право въ Россіи при Петрѣ Великомъ.

*і) Рукопись библіотеки Академіи Наукъ. 34, в, 64-

нимагь магометанскую вѣру; русскіе прибѣгали къ помощи молитвы: «не даждь намъ, Господи», молились они, «отлучиться вѣры христіанскія и попрати святое крещеніе»; русскіе остаются вѣрными своему ученію, но платятся за это очень жестоко, такъ какъ татары «овѣхъ огнемъ сожгоша, иныхъ живыхъ въ котлѳхъ свариша, иныхъ же на копіе на-саждаху, овѣхъ по суставамъ разсѣкоша и разрѣзавша тѣлеса ихъ и овѣхъ кожи со главы до пояса содраша»; миніатюра къ этому тексту весьма любопытна: вотъ котелъ, на желѣзныхъ столбахъ; татаринъ усердно подкладываетъ въ огонь топливо; вотъ несчастный плѣнникъ сидитъ на колѣ и его зорко сторожить воинъ съ копьемъ; вотъ пылающій костеръ съ тѣлами трехъ плѣнниковъ, татаринъ длинною кочергою поправляетъ огонь; вотъ татаринъ сдираетъ вожу до пояса съ лежащаго плѣнника; вотъ, наконецъ, татаринъ съ топоромъ въ рукѣ, только что отрубившій у плѣнника голову, двѣ руки полокоть и двѣ ступни... При такихъ обычаяхъ обращенія съ плѣнными станетъ понятнымъ, почему выкупъ плѣнныхъ считался въ древней Руси актомъ милосердія, актомъ благотворительности...

Возвращаясъ къ прерванному изложенію вопроса объ изображеніи способа подачи милостыни въ миніатюрахъ, нужно упомянуть объ иллюстраціи божѳдомской благотворительности, т. е. безвозмездномъ погребеніи неимущихъ. Въ Остерманов-скомъ спискѣ лѣтописи излагается 52), что Дмитрій Донской послѣ битвы съ татарами былъ весьма озабоченъ погребеніемъ павшихъ русскихъ воиновъ; конечно, въ этомъ случаѣ ѳго цѣлью было единственно желаніе совершить актъ благотворенія, и онъ давалъ «отъ ормидесять человѣкъ мертвыхъ по рублю тѣмъ, еже хороняху мертвыя»; на миніатюрѣ видна фигура квяая у стола съ деньгами; священникъ отпѣваетъ мертвыхъ; тутъ же стоятъ съ лопатами гробокапатели.

Раздача милостыни, спасая душу, облегчаетъ участь умершаго. Вотъ почему и въ синодикахъ, вмѣстѣ съ записями о вкладахъ для поминовенія душъ умершихъ, весьма нерѣдки иллюстраціи, избирающія своимъ сюжетомъ «состояніе человѣка послѣ смерти въ зависимости отъ ѳго земной жизни, преимущественно отъ молитвъ и милостынь, совершаемыхъ живыми въ память умершаго 88)».

») Рук, Имя. Публ. Библ. F. IV. 283, п. 841. *э) Лиц. свн. Киеешы. моя.

Между такими илюстраціями встрѣчается, напримѣръ, изображенная въ синодикѣ Кинѳшмскаго монастыря 34). Миніатюра раздѣляется на двѣ части. Въ нижней части изображенъ на конѣ инокъ, въ бѣломъ клобукѣ; онъ оборотился лицемъ къ стоящей позади него группѣ изъ трехъ лицъ; ниже нарисованъ лежащій въ гробу человѣкъ, со скрещенными на груди руками. Въ верхней части миніатюры представлено зданіе, вѣроятно, церковь; у входа стоитъ вновь, съ мѣшкомъ въ рукѣ, раздающій деньги окружающей ѳго толпѣ нищихъ. Пояснительный къ миніатюрѣ текстъ гласитъ: «якоже Лука митрополитъ путемъ идый и видѣ человѣка нѣкоего стояща во гробѣ нага, черна, аки головню, и глаголюще той человѣкъ сице: помяни владыко, яко завѣщалъ завѣтъ дати по себѣ церквамъ святымъ и нищимъ, и не дата, и аще услышана будетъ молитва твоя и мене въ гробѣ семъ не обрящеши; митрополитъ повелѣ поминати и за душу его милостыню довольно творити». Слѣдующая миніатюра дополняетъ предыдущую и, какъ нельзя лучше, объясняетъ происхожденіе названія милостыни подушьемъ, заду шьемъ. На рисункѣ S5) представленъ тотъ же инокъ въ бѣломъ клобукѣ, предшествуемый послушникомъ съ посохомъ; позади его видна толпа людей, протягивающихъ къ нему руки; онъ же указываетъ имъ на пустой гробъ, изображенный въ углу картины. Приложенный къ миніатюрѣ текстъ гласитъ: «и егда пріидѳ на мѣсто и не обрѣте того человѣка, южѳ во гробѣ видѣ, и разумѣ, яко прости его Богъ; того ради, братіе, нужда намъ предлежитъ всѣмъ православнымъ Христіаномъ о отошедшихъ душахъ молитвы и памяти творити и въ церковь Божію приносити и нищимъ милостыни творити, велія бо намъ того ради милость бываетъ».

Особенно подробно и часто изображается въ миніатюрахъ неисполненіе завѣщанія умершаго лица о раздачѣ оставшагося послѣ вѳго имущества и о наказаніи Богомъ сребролюбивыхъ наслѣдниковъ.

Въ синодикѣ, описанномъ Розановымъ, миніатюра подобнаго именно содержанія представляетъ внутренность богатаго дома; посреди комнаты находится гробъ, покрытый пурпурной одеждой: у гроба стоятъ люди, пришедшіе поклониться праху

м) ІЪѴ мвя. 17. **) ІЪ., мня, 18.

усопшаго; въ текстѣ къ миніатюрѣ написано: «горе тѣиъ человѣкамъ, здѣ роскошно живущимъ и о себѣ и о душахъ своихъ нарадящимъ, грабящимъ, насилующимъ, а при своемъ животѣ церквамъ Божіимъ, ни служителямъ церковнымъ не подающимъ, ни странна помилованія, ни нага одѣяша, ни боль-наго посѣтили, а отходя свѣта сего и они приказываютъ управдяти по себѣ таковымъ же человѣкамъ грабителемъ, немилостивцемъ, неподатливымъ» ati). На слѣдующемъ листѣ миніатюры 87) сидитъ ьъ раздумьѣ человѣкъ за столомъ, гдѣ лежатъ мѣшки съ деньгами; на полу — сундуки съ богатствомъ; въ текстѣ къ миніатюрѣ пояснено: «и онъ, худоумный человѣкъ S8), обрадовался злому тому и неправедному собранію, сице во умѣ дерзка — да, онъ, другъ мой, самъ не раздадѳ имѣнія при своемъ животѣ, а я не даю того ради — не вѣмъ, откуду что взято, отъ правды ли или отъ неправды». Перевертывая страницу, мы видимъ новую миніатюру 39); душеприказчикъ уже открылъ мѣшокъ съ деньгами. На слѣдующихъ миніатюрахъ послѣдовательно изображены: пиръ, на коемъ участвуетъ сребролюбивый приказчикъ, начавшій вести «роскошную жизнь» 40); смертъ душеприказчика, поручившаго женѣ и дѣтямъ раздать имѣніе нищимъ для спасенія его души 41); пиръ жены и дѣтей, продолжавшихъ вести роскошную жизнь; наконецъ, смерть жены и положеніе дѣтей-сиротъ послѣ ея смерти; послѣдняя миніатюра 42) изображаетъ въ верхней своей части — просящихъ милостыню людей, а въ нижней — постройку каменнаго вданія, неподалеку отъ коего человѣкъ рубитъ дрова; въ текстѣ въ миніатюрѣ написано; «ово убо милостыни просяще, ово же работающе тяжкую работу, дрова сѣкуще и каменіе носяще».

Варіантомъ только что приведенныхъ миніатюръ являются миніатюры другого синодика, описаннаго Остроуховымъ. Начинаются онѣ съ того, какъ сребролюбецъ считаетъ въ кладовой деньги, оставшіяся послѣ смерти богача; подпись—та * *

т) Изъ. Тамб. учѳн. архив. вом. в. XXXIY, л. 27. *7) ІЬ., л. 28.

а8) Т. е. друга умершаго богача,

*э) Л. 29.

") Л. 30.

«) Л. 81.

«) Л. 34.

же, что и въ предыдущемъ синодикѣ * 4S). На слѣдующей ми-ніатюрѣ 44) сребролюбецъ съ женой и дѣтьми изображенъ въ богатой обстановкѣ; въ текстѣ, между прочимъ, написано: «и припадѳ къ нему ангелъ сатанинъ, еже есть корень сребролюбія, поучая его на сіе богомерское дѣло, глаголетъ ему-о добрый чѳловѣчѳ, то тебѣ Богъ далъ за твоя добрая дѣла, владѣй, піЙ и яждь и чада воспитай въ наслѣдіе себѣ, и они послѣ твоего живота равдадягь сіе имѣніе». Дальнѣйшая миніатюра представляетъ пиръ у богача 45); текстъ же гласитъ; «и онъ худоумный человѣкъ пріимъ въ сердцѣ своемъ бѣсовскую прелесть, порадовася оному имѣнію друга своего и начать владѣти со други свои, начатъ въ безвременномъ ядѣ-ніи и питіи пребывати и веселитися по вся дни Ьъ гуслми и свирѣлми, и въ такомъ роскошествѣ безвременномъ поживе многіе лѣта». Но настаетъ смерть, богачъ умираетъ; это служитъ содержаніемъ слѣдующей миніатюры 46), въ текстѣ къ коей излагается: «и тако отходя сего свѣта сей роскошникъ послѣ своего живота имѣніе свое и друга своего приказа раздати пространно женѣ своей и дѣтемъ и попѳщися о души его со тщаніемъ». На слѣдующей миніатюрѣ 47) видно, какъ мать-вдова бесѣдуетъ съ дѣтьми; «чада моя возлюбленная, почто се умысли неразумно отецъ вашъ, а мой мужъ, послѣ себя повелѣ имѣнія своя раздати церквамъ и нищимъ, а мѳне и васъ оставляетъ сиротами; во истину бевъ ума глаголъ сей мужа моего; чада моя милая, умыслила есть тако; да съ тѣмъ богатствомъ пойду за иного богата же мужа, онъ мѳне въ любви имѣть будетъ, а васъ вскормитъ». Вдова приводитъ въ исполненіе свой замыселъ, вторично выходитъ замужъ и ведетъ съ новымъ мужемъ живнь, еще болѣе расточительную, чѣмъ съ первымъ; подъ миніатюрой изображена преисподняя; текстъ поясняетъ содержаніе миніатюры 48): «оставшаяся вдова съ дѣтми своими умышлѳніемъ своимъ пойдѳ за иного мужа съ великимъ богатствомъ и начата жити прохладно велми, и тако богатство свое все изнуриша во мно-

**) Остроуховъ. Моск. Лазар. владб. в. 26* “) Л. 27.

4S) Л. 28.

«) Л. 29.

") Л. 30.

Л. 31.

гомъ піянствѣ в роскошествѣ, а о первомъ мужѣ своемъ поминовенія не творящѳ никогда же, въ забвеніи положишь, а тако нерадиво живуще вей изокроша безвременно, и во адѣ мучими суть». Наконецъ, на послѣдней миніатюрѣ изображенъ городъ; дѣти умершей женщины просятъ милостыню или кладутъ каменную плиту 49 50 * * *) — «дѣти же жены тая начата жити въ нищетѣ, скитающеся по улицамъ; о во убо милостыни просяще, ово же работающе тяжкую работу, дрова сѣкуще и каменіе досящѳ, и тако все житіе свое бѣднѣ прѳпровождающѳ ».

Другой варіавтъ передаетъ синодикъ Спасо-Мирожскаго монастыря60). «Повѣсть о богатыхъ и немилостивыхъ умершихъ» начинается съ миніатюры, изображающей лежащаго въ зипунѣ богача и стоящаго возлѣ него друга, въ охабнѣ61); текстъ къ миніатюрѣ составляетъ какъ бы введеніе ко всей «Повѣсти»: «отходя убо сего свѣта, и они приказывая по себѣ управляти таковымъ же 8лымъ человѣкомъ и немилостивымъ; а при животѣ своемъ о душахъ своихъ не радѣютъ; мы же, сіѳ вѣдяще, будемъ милостивы при животѣ своемъ и не сотворимъ вла никому». На слѣдующей миніатюрѣ63)—знакомый уже по предыдущимъ варіантамъ «другъ»; предъ нимъ стоитъ столъ съ сундукомъ, на коемъ надписано «богатство»; текстъ — тоже знакомаго содержанія, о сомнѣніи друга въ томъ, какъ именно слѣдуетъ ему раздать богатство. На слѣдующихъ миніатюрахъ послѣдовательно представлены: другъ, разсуждающій съ женою 58); ѳго смерть 54); состояніе его души по смерти66); на послѣдней изъ упомянутыхъ миніатюръ изображены два ангела, несущіе въ рукахъ душу умершаго; текстъ же передаетъ: «при разлученіи же души отъ тѣла злаго того и немилостиваго человѣка попущеніемъ Божіимъ происходятъ по нее дѳмони съ жезлами и являющи на хартіяхъ злыя дѣла ея и взимаютъ ю сурово и заносятъ въ ад-

*9) Л. 32. Совершенно подобный see синодикъ, суда по подписямъ къ рисункамъ, упомянутъ у Лихачева (Каталогъ летучихъ изданій и ихъ перепечатокъ. 1895; XVII; 22; XXII—XXX).

50) Шляпкинъ. Синодикъ Псковскаго Спасо-Мирожскаго монастыря. 1699 г. Памят. дрѳвн. письм. 1880; IV.

«) Л. 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5Я) Л. 12.

ä3) Д. 13. м) Л. 14.

ю) Л. 16.

ское мѣсто и тамо связана бываетъ до общаго суда Божія, когда пріидетъ судити живымъ и мертвымъ, тогда воздастъ конуждо но дѣломъ».Наконецъ, изображена жена друга, сидящая на скамьѣ; передъ ней стоятъ два сына; мать держитъ къ дѣтямъ рѣчь: «пойду за богатаго мужа, и онъ меня возлюбитъ и васъ вскормитъ», но «въ томъ размышленіи души ихъ во адѣ мучимы суть, а дѣти ихъ во убожествѣ и по работамъ бываютъ» Ь6).

Наконецъ, приведу еще четвертый варіантъ того же самаго сюжета изъ синодика Кинешмскаго монастыря 57). Сперва изображенъ человѣкъ на постели съ двумя мѣшками въ рукахъ; въ ногахъ у него помѣшенъ сундукъ съ деньгами въ завязанныхъ мѣшкахъ; въ изголовьѣ стоитъ дьяволъ; у постели находятся родственники58). Въ дальнѣйшей миніатюрѣ нарисованъ человѣкъ, лежащій на постели; къ нему протягиваютъ руки нищіе 69). Затѣмъ имѣется миніатюра, гдѣ изображенъ человѣкъ, дѣлающій знаки стоящей возлѣ него женщинѣ60): какъ слѣдуетъ изъ текста, человѣкъ увѣщеваетъ свою жену давать милостыню «нищимъ и убогимъ на утѣшеніе». Слѣдующая миніатюра 61) изображаетъ жену внутри дома, у раскрытаго сундука, наполненнаго мѣшками; за женой помѣщены въ два ряда нищіе, протягивающіе за подаяніемъ руки; текстъ передаетъ уже извѣстную изъ предыдущаго изложенія рѣчь вдовы-матери къ ея дѣтямъ. Женщина вторично выходитъ замужъ; на миніатюрѣ68) представленъ ея второй мужъ, сидящій въ креслѣ подлѣ закрытаго сундука. Наконецъ, послѣдняя миніатюра63) переноситъ въ домашнюю обстановку того же сребролюбца; самъ онъ держитъ мѣшокъ съ деньгами, его жена поднимаетъ руки надъ открытымъ сундукомъ съ мѣшками, а маленькій Нальчикъ, очевидно, ихъ сынъ, одну руку опустилъ въ сундукъ съ мѣшками, а въ другой—держитъ мѣшокъ.

Приведенные четыре варіанта одного и того же содер-

5S) Д. 16.

57} Коетр. стар., II.

58) Л. 16, мин. 9.

ю) Л. 16, мин, 10.

60) Л. 17, мин. П.

6г) Л. 18, мин. 12.

**) Л. 19, мин. 13.

83) Д. 20, мин. 20,

жанія доказываютъ, какъ сильно распространенъ былъ взглядъ на душеспасительность милостыни и какъ усердно помѣщались миніатюры именно 'этого нравственно-назидательнаго характера въ различныхъ синодикахъ. Здѣсь цозволю себѣ указать также на слова извѣстнѣйшаго знатока церковной археологіи, профессора Н. В. Покровскаго, любезно сообщившаго мнѣ, что воззрѣніе на то, что человѣкъ, подающій милостыню нищему, подаетъ ее Богу, нашло себѣ отголосокъ и въ иконосюжетахъ: на одной иконѣ, напримѣръ, среди различныхъ нищихъ изображенъ образъ Іисуса Христа.

Въ синодикахъ же встрѣчаются также иллюстраціи къ тремъ видамъ древнерусской благотворительности: къ тюремной милостынѣ, къ подаянію бѣднымъ поручной милостыни и къ погребенію неимущихъ.

Касающаяся перваго вида благотворительности миніатюра состоитъ изъ четырехъ отдѣленій 64): въ одномъ—представлены трое заключенныхъ въ темницѣ, за рѣшеткою; они принимаютъ подаяніе отъ стоящаго съ наружной стороны рѣшетки человѣка; въ другомъ отдѣленіи—смотрятъ на первую сцену два узника; на нихъ надѣты колодки, одному — на руки, другому—на ноги; въ третьемъ—человѣкъ въ ратномъ одѣяніи подаетъ милостыню человѣку въ цѣпяхъ; въ послѣднемъ, паконецъ, представлена фигура Іисуса Христа, обратившагося лицеыъ къ подающему милостыню нищему.

Миніатюра втораго содержанія в5) изображаетъ святаго, съ лимбомъ, въ архіерейской мантіи и бѣломъ клобукѣ, раздающаго обѣими руками милостыню -окружающей его толпѣ нищихъ, причемъ въ облакахъ помѣщенъ благословляющій Іисусъ Христосъ.

Наконецъ, миніатюра третьяго содержанія 66) изображаетъ въ одномъ отдѣленіи— четырехъ человѣкъ, несущихъ на одрѣ тѣло умершаго, и слѣдующаго за ними Іисуса Христа, въ другомъ—двухъ человѣкъ, поднимающихъ съ вемли мертвое тѣло, а въ третьемъ—человѣка, несущаго тѣло умершаго на своихъ плечахъ. Такимъ образомъ послѣдняя миніатюра иллюстрируетъ такъ называемую «божедомскую» благотворительность.

в4) Л. 40, мин. 34. *5) Л. 41. мин. 35. 6Й) Л. 42, мин. 36.

Нелъйл не привести также ивъ памятниковъ древней письменности то значеніе труда въ дѣлѣ борьбы съ нищетой, которое впослѣдствіи такъ образно выразилъ Франклинъ своимъ афоризмомъ — «голодъ стучится иногда въ дверь трудолюбиваго крестьянина, но не осмѣливается къ нему войти». Бъ описаніи двадцати воздушныхъ мытарствъ, пройденныхъ св. Ѳеодорой, помѣщено «мытарство пятое, лѣности», въ коемъ говорится, что «истявуются всѣ дни и часы въ праздности проведенные, и удерживаются тунеядцы, чужіе труды снѣдающіе, сами же дѣлать нехотящіе» в7). Въ Ивмарагдѣ нерѣдки выражепія 67 68 * 70): «кто убо лѣнивъ на дѣло, тотъ и о души своей не подвизается»; «жены утвердите лакты своя на дѣла и рудѣ на врѳтено»; «никто бо безъ труда спа-стися можетъ»; «ащѳ бы Богъ пеклся лѣнивыми, то повелѣлъ бы былью жито растить, а лѣсу овощь всякій»; «лѣнивый всякъ облечется въ скудная и раздранная портяща». Въ Измарагдѣ же лѣнивые и «многоспящіе» приравниваются къ лихоимцамъ и пьяницамъ. Здѣсь у мѣста замѣтить, что всѣ эти выраженія не явились слѣдствіемъ самостоятельнаго творчества, а широко черпались изъ твореній отцовъ церкви; но вѣдь это не мѣняетъ сущности дѣла и, конечно, не лишаетъ древперусскіе памятники того назидательнаго значенія, какое они имѣютъ по отношенію къ вопросамъ призрѣнія. Въ частности же, цитированные выше мѣста Изнарагда могутъ быть взяты лучшими эпиграфами для разбора вопроса о трудовой помощи.

Встрѣчается въ памятникахъ и усовѣщѳваніе о необходимости заботы о собственныхъ рабахъ: «безъ печали челядь свою сотвори, неже Бога безумно дарити неправдою собраннымъ воскомъ» еэ); выражается, значитъ, желаніе, чтобы классическое восклицаніе «безумецъ, развѣ рабъ человѣкъ!» то) отошло въ область преданія. Наконѳпъ, въ одномъ сборникѣ XVI вѣка71) помѣщено посланіе Іосифа Санина къ Дмитровскому князю, объ установленіи указной цѣны на хлѣбъ 72).

67) Ровинскгй. Рус. нар. кар. Д° 728.

68) Архангельскій. Творенія отцовъ церкви въ древнерусской пись-

менности.

70) Oh demen s! Ita aervns homo eat? Ювеналъ, V, 221.

n) Рукоп. Имп. Пубо. Вибл. Q. XXII, 64.

7г) Посланіе упоминается въ „Изслѣдованіи о сочиненіяхъ Іосифа

Даже при всейбѣглостн обаора, опираясь лишь аа единичные, случайно приведенные мною, памятники, предыдущее наложеніе все же даетъ достаточное основаніе къ заключенію о томъ, какую важную роль играло духовенство въ дѣлѣ развитія благотворительности. Съ другой стороны, эти памятники, въ сопоставленіи съ другими историческими документами, несомнѣнно доказываютъ, что благотворительность въ древней Руси была развита въ довольно сильной степени. Правда, были попытки, даже со стороны весьма солидныхъ изслѣдователей* 78), къ тому, чтобы поколебать это мнѣніе, но мнѣ кажется, что онѣ не имѣли успѣха, какъ слишкомъ одностороннія и лишенныя безпристрастія. По отношенію къ благотворительности, древняя Русь, разсматривавшая вопросъ о нищѳлюбіи, какъ вопросъ исключительно религіозный, можетъ быть названа святою н въ этомъ смыслѣ весьма удачное заглавіе далъ Прыжовъ своей книжкѣ, вышедшей еще въ началѣ шестидесятыхъ годахъ,— «Нищіе на святой Руси». Но слѣдуетъ сейчасъ же сказать, что широкая благотворительность не спасла Русь охъ крупной нищеты. Существованіе ея не осталось безъ слѣда и въ памятникахъ литературы, упоминающихъ, напримѣръ, о рабахъ, что они «нази, боси, голодни», а «иныя отъ прикладъ ризъ твоихъ мучимы въ водуся вмещуша»74).

М. Соколовскій.

Санина, преподобнаго игумена Волоцнаго“, Хрущова и напечатано въ Дополненіяхъ къ Актамъ историческимъ, I, As 217 и въ Древней: россійской Вивпіоѳикѣ, XXV, стр. 230.

78) Напримѣръ, Жмакиаъ, въ указанномъ выше сочиненіи, говоритъ, что вообще древнерусскія власти одною рукою и широкою горстью грабили народъ, а другою — одѣляли изъ щепоти; но подобное многое не что ЕлоѲі какъ возведеніе въ общее правило частныхъ случаевъ.

™) Жмакинъ. Цит. соч.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.