Научная статья на тему 'Чертеж Моржегорского Никольского монастыря 1694 г. из коллекции архива Санкт-Петербургского института истории РАН'

Чертеж Моржегорского Никольского монастыря 1694 г. из коллекции архива Санкт-Петербургского института истории РАН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия XVII века / русские географические чертежи / древнерусская картография / малые монастыри Русского Севера / архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов) / источниковедение / археография / архив Санкт-Петербургского института истории РАН / 17th century Russia / Russian Geographical Drawings / Old Russian cartography / small monasteries of the Russian North / Archbishop Athanasius of Kholmogory / source criticism / archaeography / Archive of the St. Petersburg Institute of History (Russian Academy of Sciences)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яковлев Василий Олегович

В настоящей статье впервые полностью (с оборотом) публикуется чертеж одного из несохранившихся малых монастырей Русского Севера — Моржегорской Никольской пустыни. В условиях весьма ограниченного количества источников по его истории настоящий картографический документ представляет безусловную ценность. Изображения на чертеже выполнены с помощью простых графических образов — линий, квадратов и прямоугольников — и отображают основные постройки монастырского комплекса: 2 храма, часовню, кельи, погреб, колодец, ворота, ограду, конюшню и коровник. Все эти объекты подписаны. Несмотря на чрезвычайную условность приемов в передаче изображений, рассматриваемый чертеж уникален наличием в своем поле текста, нехарактерного для подобного типа картографических документов — прошения монастырской братии правящему архиерею на строительство новой церкви, а также указания расстояний между основными постройками монастырского комплекса. Благодаря этому мы узнаем о малоизученном виде документа XVII в. — картографическом произведении с заключенным в нем обращением к вышестоящему должностному лицу. Тем самым документ показывает механизм коммуникации между монастырской братией и правящим архиереем по важным вопросам жизни обители. В свою очередь сведения о расстояниях между постройками помогли произвести расчеты площади монастыря и сделать реконструкцию его плана. Рассматриваемый чертеж является, возможно, единственным сохранившимся картографическим изображением малого монастыря Русского Севера XVII в. Использование приемов внешней и внутренней критики источника позволило максимально полно раскрыть информационный потенциал картографического документа — определить его атрибуцию, узнать характер конфигурации, застройки и архитектуры монастырского комплекса, установить статус обители, цель составления документа, имя адресата, имя человека, его доставившего и дату, когда это произошло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Morzhegorsky St. Nicholas Monastery Drawing (1694) from the Saint Petersburg Institute of History Archive’s Collection (of the Russian Academy of Science)

This article publishes for the first time in full a drawing of the Morzhegorsk Nikolskaya pustyn, one of the unpreserved small monasteries of the Russian North. Considering the very limited number of sources on its history, this cartographic document is of absolute value. The images made by simple graphic depictions such as lines and squares, and rectangles, show the main buildings of the monastery complex: 2 temples, a chapel and cells, a cellar, well, gates and fence, as well as a stable and a cowshed. All the objects are signed. Despite the extreme conventionality of the images, the drawing is unique due to the written text which is uncharacteristic for this type of cartographic documents. It contains a monks’ petition to the bishop for the construction of a new church, with an indication of the distances between the main buildings of the monastery complex. Thanks to this text, it became known about the little-studied types of 17th century documents — cartographic works with an appeal to a higher official included in it. Thus, the document shows a mechanism of communication between monks and the ruling bishop on important issues of the monastery life. The information about the distances between the buildings has permitted the author to calculate the area of the monastery, as well as to make the reconstruction of its plan. This drawing is, perhaps, the only surviving cartographic image of a small monastery of the Russian North of the 17th century. Using methods of external and internal source criticism the author has been able to fully reveal the information potential of a cartographic document — to determine its attribution and find out the nature of the configuration, development and architecture of the monastery complex, as well as to establish the status of the monastery, purpose of the document, and also the names of an addressee and deliveryman and the date the document was delivered.

Текст научной работы на тему «Чертеж Моржегорского Никольского монастыря 1694 г. из коллекции архива Санкт-Петербургского института истории РАН»

УДК 930.25(470.23-25+470.11)"ХУП в."

Б01: 10.24412/2224-5391-2021-34-180-196

В. О. Яковлев

чертеж моржегорского никольского монастыря 1694 года из коллекции архива санкт-петербургского института истории ран

Аннотация. В настоящей статье впервые полностью (с оборотом) публикуется чертеж одного из несохранившихся малых монастырей Русского Севера — Моржегорской Никольской пустыни. В условиях весьма ограниченного количества источников по его истории настоящий картографический документ представляет безусловную ценность. Изображения на чертеже выполнены с помощью простых графических образов — линий, квадратов и прямоугольников — и отображают основные постройки монастырского комплекса: 2 храма, часовню, кельи, погреб, колодец, ворота, ограду, конюшню и коровник. Все эти объекты подписаны. Несмотря на чрезвычайную условность приемов в передаче изображений, рассматриваемый чертеж уникален наличием в своем поле текста, нехарактерного для подобного типа картографических документов — прошения монастырской братии правящему архиерею на строительство новой церкви, а также указания расстояний между основными постройками монастырского комплекса. Благодаря этому мы узнаем о малоизученном виде документа XVII в. — картографическом произведении с заключенным в нем обращением к вышестоящему должностному лицу. Тем самым документ показывает механизм коммуникации между монастырской братией и правящим архиереем по важным вопросам жизни обители. В свою очередь сведения о расстояниях между постройками помогли произвести расчеты площади монастыря и сделать реконструкцию его плана. Рассматриваемый чертеж является, возможно, единственным сохранившимся картографическим изображением малого монастыря Русского Севера XVII в. Использование приемов внешней и внутренней критики источника позволило максимально полно раскрыть информационный потенциал картографического документа — определить его атрибуцию, узнать характер конфигурации, застройки и архитектуры монастырского комплекса, установить статус обители, цель составления документа, имя адресата, имя человека, его доставившего и дату, когда это произошло.

180

© В. О. Яковлев, 2021

Ключевые слова: Россия XVII века, русские географические чертежи, древнерусская картография, малые монастыри Русского Севера, архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов), источниковедение, археография, архив Санкт-Петербургского института истории РАН.

Цитирование. Яковлев В. О. Чертеж Моржегорского Никольского монастыря 1694 г. из коллекции архива Санкт-Петербургского института истории РАН // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 34. С. 180-196. DOI: 10.24411/2224-5391-2021-34-180-196

Сведения об авторе. Яковлев Василий Олегович — аспирант Санкт-Петербургского института истории РАН, аспирант Санкт-Петербургской духовной академии, младший научный сотрудник ГМП «Исаакиевский собор» (Россия, г. Санкт-Петербург). E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 17.02.2021 Принята к публикации 31.03.2021

В XVI-XVIII вв. на левом берегу Северной Двины в ее среднем течении рядом с устьем реки Моржевки располагался Моржегорский Никольский монастырь1. До нашего времени он не сохранился. Остается малочисленным корпус известных на сегодня источников по его истории — данная царская грамота 1595 г.2, жалованная патриаршая грамота 1697 г.3, несколько памятей, купчих, закладных XVI-XVII вв.4, опись монастыря 1663 г.5, сказка монастырской бра-

1 Территория современной деревни Монастырек в Виноградовском районе Архангельской области примерно в 230 км к югу от Архангельска.

2 Грамота царя Федора Иоанновича Двинским данным старостам Савве Тимофееву с товарищи и земскому судье Калесского стана Марку Леонтьеву с товарищи об освобождении Николаевского Моржегородского монастыря от сборов митрополичьих десятильников, 16 июня 1595 г. // Архив СПбИИ РАН. Ф. 5. Оп. 1. Д. 872. Сст. 1. Опубликовано: Акты, собранные в архивах и библиотеках Российской империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук. СПб., 1836. Т. 1. С. 448-450 (№ 364).

3 Грамота патриарха Адриана Холмогорскому и Важскому архиепископу Афанасию о приписке к архиерейскому дому Николаевской Моржегорской пустыни со всеми угодьями и деревнею Алексеевскою, 2 августа 1697 г. // РГАДА. Ф. 281. Оп. 10. Двина. Д. 4528/466. Опубликовано: Сборник грамот Коллегии экономии. Грамоты Двинского, Кольского, Кеврольского-Мезенского и Важского уездов. Л., 1929. Т. 2. (№ 125).

4 Архив СПбИИ РАН. Колл. 47. Оп. 2. Д. 158, Д. 181, Д. 193, Д. 194. РГАДА. Ф. 281. Оп. 10. Двина. Д. 4288/206, 4465/383.

5 Архив СПбИИ РАН. Ф. 5. Оп. 2. Д. 15. Л. 30-50 об. Опись находится в составе сборника из 10 переписных книг (1659-1688 гг.) монастырей и церквей, приписанных к Антониево-Сийскому монастырю.

тии 1676 г.6, Житие прп. Леонида Устьнедумского (1551—1654)7. В Двинской летописи Моржегорский монастырь не упоминается8. Специальные исследования, посвященные рассматриваемому монастырю, отсутствуют. В качестве образца общинного монастыря, за независимость которого от церковных властей боролась волость, Моржегорскую пустынь9 рассматривал А. И. Копанев10.

1-е упоминание Моржегорского монастыря встречается в данной грамоте царя Федора Иоанновича от 16 июня 1595 г. В ней обитель описывается как «новая пустынка Николы Великоретцкаго Чюдотворца»11. Освящение монастырского храма в честь Великорецкой иконы свт. Николая Чудотворца отражает широкое почитание этого образа в XVI в., о чем свидетельствует и факт освящения одного из приделов собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм св. Василия Блаженного) в честь именно этого образа12. В этой же грамо-

6 Акты Холмогорской и Устюжской епархий. СПб., 1894. Ч. 2. (№ CLXXXII).

7 В Житии прп. Леонида сказано, что в 1603 г. ему во сне явилась Пресвятая Богородица и наказала идти в Моржевскую Николаевскую пустынь, взять икону Одигитрии, перенести в «устюжские пределы» и построить в честь нее храм, что он, однако, не исполнил. См.: Верюжский И. П. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880. С. 669. Сведения о монастыре см. также в дореволюционных изданиях: Амвросий (Орнатский), ар-хим. История российской иерархии. М., 1813. Ч. 5. С. 98; М., 1815. Ч. 6. С. 580; Молчанов К. С. Описание Архангельской губернии, ее городов и достопримечательных мест со многими древними историческими известиями и замечаниями, к дополнению российской истории служащими. СПб., 1813. С. 138-139; Пушкарев И. И. Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях. СПб., 1845. Т. 1. Кн. 2. C. 32; Памятная книжка для Архангельской губернии на 1862 год. Архангельск, 1862. С. 66-67; Архангельский сборник. Архангельск, 1863. Ч. 1. Вып. 1. С. 464; Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 831; Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1885. Т. 7 (Прил. III, XI); Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1894. Вып. 1. С. 326; Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1897. Т. 3. С. 117; Верюжский В. М. Афанасий, архиепископ Холмогорский. Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования. СПб., 1908. С. 256-326.

8 См.: Титов Л. Л. Летопись Двинская. М., 1889.

9 Пустынь — на Руси тип небольшого монастыря. Подробнее см: Синицына Н. В. Типы монастырей и русский аскетический идеал (XV-XVI вв.) // Монашество и монастыри в России. XI-XX века. Исторические очерки. М., 2002. С. 118-120; Румянцева В. С. Монастыри и монашество в XVII веке // Монашество и монастыри в России. XI-XX века. Исторические очерки. М., 2002. С. 163-164.

10 Копанев А. И. Крестьяне Русского Севера в XVI веке. Л., 1978. С. 228.

11 Архив СПбИИ РАН. Ф. 5. Оп. 1. Д. 872. Сст. 1. Опубликовано: Акты, собранные в архивах и библиотеках... С. 448-450. (№ 364).

12 Брунов Н. И. Храм Василия Блаженного в Москве. Покровский собор. М., 1988. С. 113. Подробнее об истории Великорецкой иконы Николая Чудотворца см.: Повести о Великорецкой иконе святителя Николая // Труды Вятской ученой архивной комиссии. Вятка, 1905. Вып. 4. Отд. 2. С. 28-37;

те цитируется отрывок писцовой книги 1587 г., в которой приводится краткое описание обители: «Монастырек нов, а на монастыре церковь Николы Чюдот-ворца, теплая, древяна»13. Следовательно, небольшая Моржегорская пустынь была основана не позднее середины 1580-х гг.

К 1813 г. монастырь числился уже упраздненным14, а на его месте строилась каменная церковь, которая будет приписана к Моржегорскому приходу (церковь свт. Николая Чудотворца в деревне Пустынской, освящена в 1831 г.)15. Ликвидацию же монастыря исследователи XIX в. связывали с секуляризацион-ной реформой 1764 г.16

Моржегорскую пустынь можно отнести к малым, или мелким монастырям Русского Севера17. Об этом говорят скромные размеры имущества монастыря18, а также немногочисленность его насельников19. В 1676 г. число монастырской бра-Повесть о явлении чудотворного образа Великорецкого, иже во святых отца нашего Николы, архиепископа Мир Ликийских и вселенского чудотворца // Труды Вятской ученой архивной комиссии. Вятка, 1905. Вып. 4. Отд. 2. С. 38-102; Верещагин А. С. Повести о Великорецкой иконе святителя Николая: памятники вятской письменности ХУП-ХУШ века. Вятка, 1905; Крупина О. В. Каталог списков Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца // Великорецкая икона святителя Николая: история и современность: альбом / А. Балыбердин и др.; под общ. ред. митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа. Вятка, 2008. С. 162-201; Коршунков В. А. Великорецкое празднество: историко-этнографические аспекты // Филологические исследования на рубеже ХХ-ХХ1 веков: традиции, новации, итоги, перспективы: сб. ст. по итогам Всеросс. научн. конф. (19-21 окт. 2011 г., Сыктывкар) / отв. ред. Ю. А. Крашенинникова. Сыктывкар, 2012. С. 48-53; Шутова Н. И. К истории почитания св. Николая Чудотворца в Камско-Вятском регионе // Вестник Удмуртского университета. 2013. Вып. 1. С. 58-64.

13 Архив СПбИИ РАН. Ф. 5. Оп. 1. Д. 872. Сст. 1.

14 Амвросий (Орнатский), архим. История российской иерархии. Ч. 5. С. 98.

15 Молчанов К. С. Описание Архангельской губернии. С. 139; Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. С. 326.

16 Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. С. 326. Тем не менее, монастырь обозначен на карте Архангелогородской губернии, составленной по описям 1762-1769 гг., из «Генерального атласа, сочиненного из имеющихся при Адмиралтейской чертежной разных годов описей всякого рода лесам, 1782 года». См.: ОР РНБ. Ф. 885. Эрмитажное собрание. Д. 610. Л. 30.

17 Об отсутствии на сегодня строгой терминологии в вопросах классификации монастырей см.: Пономарев Д., свящ. Малые монастыри Русского Севера: к постановке проблемы // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2018. № 2 (10). С. 84-85.

18 Например, по состоянию на 1673 г. об имуществе обители сказано: «В том монастыре крестьян и вотчин нет, а братья кормятца своими трудами». См.: РГАДА. Ф. 281. Оп. 10. Двина. 4465/383. Опубликовано: Сборник грамот Коллегии экономии ... Т. 2. (№ 246). В 1676 г. все имущество монастыря описывалось как: «Пашенные земли на 5 четвертей севом да сенного покосу на 15 копен. <.> В Олексеевской деревне пашенной земли севом на 4 четверти с осминою да сенного покосу на 50 копен. А иных угодей никаких нет». См.: Акты Холмогорской и Устюжской епархий. № СЬХХХП. Стб. 443.

19 Там же.

тии составляло 6 человек (столько же было мирян-вкладчиков), а по состоянию на 1727 г. при нем числилось 10 человек (строитель20, крылошанин21, 8 служителей22) 23.

В условиях ограниченного количества источников по истории Моржегорско-го монастыря примечателен его чертеж 1694 г. из коллекции архива СПбИИ РАН, который, возможно, представляет собой единственный сохранившийся графический документ, связанный с этой обителью24. Чертеж дает представление о размерах пустыни, ее конфигурации, застройке, сообщает факты ее бытования.

Картографический документ выполнен без масштаба чернилами на листе бумаги размером 42x34 см с филигранью «Голова шута»25. Чертеж хранится в сложенном виде (в 4 сложения) в конверте позднего времени (вероятно, XIX в.). Сопроводительные документы отсутствуют. Общее состояние чертежа удовлетворительное. Надписи выполнены скорописью 2-мя почерками: на лицевой стороне — одним, на обороте — другим. Датировка документа установлена по надписи на обороте, где указаны дата доставки чертежа, его атрибуция, адресат и имя подателя.

Изображения на чертеже выполнены с помощью простых графических образов — линий, квадратов и прямоугольников. Проекционное изображение — ортогональное. Ориентация чертежа может быть установлена по местополо-

20 Строитель — одна из руководящих монастырских должностей. По мнению Н. П. Успенского, должность строителя занимала 2-е место в иерархии после игуменской (Успенский Н. П. О «больших строителях» Кирилло-Белозерского монастыря. М., 1896). Т. В. Сазонова считает, что функции игумена и строителя были практически идентичны, однако при наличии одновременно и игумена, и строителя первый занимался церковными вопросами, а второй хозяйственными (Сазонова Т. В. Кирилло-Новоезерский монастырь: Опыт изучения малых и средних монастырей России XVI-XVII вв. М.; СПб., 2011. С. 142). И. Н. Шамина отмечала, что строители были настоятелями, как правило, в небольших монастырях и пустынях, и их положение по рангу было ниже, чем игуменское (Шамина И. Н. Монастыри Вологодского уезда в XVI-XVII вв.: землевладение и организация хозяйства: автореф. дисс. ... к.и.н. М., 2003. С. 19). Дискуссионным остается вопрос, какой процент строителей имел / не имел сана пресвитера.

21 Крылошане — старцы, входившие в состав монастырской братии и обладавшие имуществом, которым могли свободно распоряжаться. См.: Сазонова Т. В. Кирилло-Новоезерский монастырь. С. 121.

22 Точное значение данного термина не установлено. Возможно, разновидность монастырских работников. См.: Сазонова Т. В. Кирилло-Новоезерский монастырь. С. 125.

23 Описание документов и дел, хранящихся в архиве. Прил. III. XI.

24 Архив СПбИИ РАН. Колл. 220. Оп. 1. Д. 149. Л. 1. Чертеж размещен в Веб-ГИС «Чертежи Русского государства XVI-XVII вв.», однако без оборота. См.: Геоинформационная система «Чертежи Русского государства XVI-XVII вв.» // Официальный сайт РГАДА. URL: http://rgada. info/geos2/zapros.php?nomer=738 (дата обращения: 01.02.2021). Краткое описание чертежа, но с неточностями в прочтении надписей, см.: Кусов В. С. Чертежи земли Русской: каталог-справочник. М., 1993. С. 207; Кусов В. С. Московское государство XVI — начала XVIII века: сводный каталог русских географических чертежей. М., 2007. С. 400.

25 Филигрань «Голова шута» с 7 бубенцами без литерного сопровождения. Просматривается слабо.

жению алтарей обеих церквей, очертания которых явно выделяются характерной для церквей Русского Севера пятигранной формой алтарного прируба26. В случае применения в Моржегорском монастыре традиционной, но не повсе-местной27, практики обращения русских церквей на восток или северо-восток, рассматриваемый чертеж имеет восточную ориентировку.

В верхнем правом углу составитель чертежа изобразил часовню в виде неправильного квадрата, увенчанного крестом. Ниже чертежник поместил изображения главных монастырских объектов в виде многоугольников, прямоугольников и квадратов, заключенных в неправильный четырехугольник, — Никольскую и Благовещенскую церкви, кельи, погреб, колодец, ворота. За ними автор обозначил внешнюю границу монастыря, конюшенный и коровий дворы. Четкость линий, которыми нанесены ограда и стены некоторых построек, свидетельствует, что составитель использовал линейку.

Бросается в глаза сегментация в изображениях храмов, жилых и хозяйственных построек. Учитывая, что монастырский комплекс был деревянным, подобный прием в изображении можно объяснить стремлением чертежника показать количество клетей. Если наше предположение верно, то монастырские храмы представляли собой срубы в несколько клетей: Никольский — в 3 клети с алтарным прирубом, Благовещенский — в 2, тоже с алтарным прирубом. Небольшие же прямоугольники на линиях стен отмечают, по всей видимости, двери и окна.

Никольская церковь упоминается в описи монастыря 1663 г.: «Церковь Николы Чюдотворца с трапезою теплая, а пот трапезою была печь, а ныне и печи нет, а церковь ветха»28. Описания Благовещенской церкви в описи нет, поскольку, возможно на тот момент она еще не была возведена. Упоминание о ней встречается в сказке 1676 г.: «Храм Благовещения пресветей Богородицы с трапезою теплою, а другая церковь Николаа Чюдотворца с трапезою холодною»29. Возможно, именно ветхость Никольского храма и стала причиной появления 2-й монастырской церкви.

Вероятно, автор чертежа отметил не все постройки монастырского комплекса, но наиболее важные. Сведения об иных, более ранних постройках находятся в упоминаемой описи 1663 г. В ней описываются маленькие кельи, хлебные амбары, житницы, амбар для снастей30.

Чертеж снабжен подписями к большинству объектов и указанием расстояния между ними. Так, основные постройки монастырского комплекса подписа-

26 См.: Мильчик М. И. Древнерусская иконография монастырей, храмов и городов ХУ1-ХУШ веков: статьи 1973-2017. СПб., 2017. С. 281-287, 317-330.

27 Раппопорт П. А. Ориентация древнерусских церквей // Его же. Архитектура средневековой Руси. Избранные статьи. К 100-летию со дня рождения. СПб., 2013. С. 168-174.

28 Архив СПбИИ РАН. Ф. 5. Оп. 2. Д. 15. Л. 31 об.

29 Акты Холмогорской и Устюжской епархий. № СЬХХХП. Стб. 443.

30 Архив СПбИИ РАН. Ф. 5. Оп. 2. Д. 15. Л. 40 об.

ны: «церковь Николаевская», «церковь Благовещенная», «часовня», «келарская», «келья» (две), «погреб», «двор конюшей», «двор коровей». Расстояние же между ними и другими сооружениями указаны так: «пригора31 до осыпи 3 сажени»; «от олтарной стены до ограды 2 сажени»; «от церкви до ограды мерой 2 сажени» (от Никольской); «промеж церкви 2 сажени»; «от церкви до ограды мерой 2 сажени» (от Благовещенской); «от ограды до паперти 4 сажени», «посреде монастыря в длину мерой от оградной стены до другой 27 сажень»; «от строительской кельи до бывшей Николаевской церкви 14 сажень»; «до кладезя 7 сажен» (от кельи); «от келарской до Благовещенской тож число»; «от ограды до конюша двора 15 сажен»; «проезжая улица мерой до пригору 4 сажени».

Между изображениями монастырских церквей помещено обращение монастырской братии к правящему архиерею: «Желают братиа быти ново зиждем церкви меж прежними бывшими церквами. Буди благоволит преосвященный архиепископ, аще неугодно, да будет воля его святая». Благодаря указанному тексту рассматриваемый чертеж раскрывается не просто как картографический документ, но и как прошение монастырской братии своему архиерею на строительство новой церкви. Из анализа его текстового содержания затруднительно понять причины, вызвавшие необходимость возведения нового храма в обители. Оно не предлагает и ответа на вопрос, почему церкви названы «прежними» и «бывшими». Ответы на эти вопросы содержатся в указной грамоте патр. Адриана архиепископу Холмогорскому и Важскому Афанасию от 2 августа 1697 г.: «В прошлых 199-м да в 201-м годех по злобе злых людей в той пустыне церковь, и святые иконы, и утвари, и колоколня, и ограда монастырская, братцкие кельи, и монастырские службы, и гуменной сарай с овины и с молочеными и к молодьбе приготовлеными хлебными запасы згорели без остатку; и ты, сыне, видя ту пустыню до конца от пожаров разоренну, <...> построил в той пустыне паки церковь, и колокольню, и строительские и братцкие кельи и внешние службы, и гуменой сарай, и овины, и в церковь иконы, и книги, и ризы и всякие утвари <.> и церковное служение в той пустыни устроил всегдашнее, и монахами ту пустыню наполнил»32.

Следовательно, в 1690/91 и 1692/93 гг. в Моржегорской пустыни случились разорительные пожары, уничтожившие весь монастырский комплекс, после чего он был восстановлен к 1697 г. и была возрождена его полноценная литургическая и хозяйственная жизнь. Таким образом, чертеж 1694 г. фиксирует состояние монастыря в промежутке между этими событиями. Вероятно, на чертеже мы видим либо полностью сгоревшую и еще не отстроенную заново обитель,

31 Пригор — небольшой холм, покатость. См.: Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1994. Вып. 19. С. 135.

32 РГАДА. Ф. 281. Оп. 10. Двина. Д. 4528/466. Опубликовано: Сборник грамот Коллегии экономии. Т. 2. № 125.

либо уже частично отстроенную, но без церквей, поскольку определения «прежний» или «бывший» применяется в документе только по отношению к храмам. Сам же чертеж сочетает в себе черты ситуационного и проектного картографического документа. Открытыми остаются вопросы, почему в грамоте 1697 г. упоминается лишь 1 церковь, хотя на чертеже отмечены 2 храма, и почему на чертеже не отмечена колокольня, указанная в грамоте. «Колоколенка» упоминается и в переписной книге 1663 г., но поскольку с этого времени до момента составления патриаршей грамоты прошло более 40 лет, нет уверенности, что речь идет об одном и том же объекте: «Да возле церкви Николы Чюдотворца поставлена колоколенка на одном столбе, а на ней три колоколчика невелички»33.

На обороте чертежа почерком, отличным от почерка лицевой стороны, указаны дата, адресат документа и имя подателя: «202-го марта в 12 день сей чертеж домового Моржегорского монастыря привез и преосвященному Афанасию архиепископу Холмогорскому и Важескому подал домовой ево сын боярской Иван Кончаков»34.

Ценность описываемого чертежа, несмотря на его условность и схематич-ность35, обусловлена наличием текста с прошением братии к архиерею и указанием расстояний в саженях между постройками. Это позволяет провести расчет размеров изображенного монастырского комплекса и реконструкцию его плана (ил. 1)36. По нашим подсчетам, площадь участка внутреннего монастырского

33 Архив СПбИИ РАН. Ф. 5. Оп. 2. Д. 15. Л. 37 об.-38.

34 Подробнее об архиепископе Холмогорском и Важском Афанасии (Любимове) см.: Постников С. Афанасий, первый архиеп. Холмогорский и Важеский // Странник. 1866. № 9. Отд. 1. С. 95-126; Верюжский В. М. Афанасий, архиепископ Холмогорский.; Панич Т. В. Литературное творчество Афанасия Холмогорского. «Естественнонаучные» сочинения. Новосибирск, 1996; Булатов В. Н. Муж слова и разума. Афанасий — первый архиепископ Холмогорский и Важский. Архангельск, 2002. С именем архиеп. Афанасия связан еще, по крайней мере, один чертеж (составлен по его указу) — «Чертеж усольям на реке Юре 1686 г.», см.: НИОР РГБ. Ф. 256. № Ь. Л. 36. Об обстоятельствах составления см.: Верюжский В. М. Афанасий, архиепископ Холмогорский. С. 483-486. Описание чертежа см: Кусов В. С. Московское государство ХУ1 — начала ХУШ века. С. 396-397. В описании имущества архиеп. Афанасия, сделанном после его смерти, среди прочих личных предметов упоминаются чертежи, карты, атлас, глобусы, что может говорить о немалой осведомленности архиерея в картографическом отношении и о понимании важности использования картографических материалов (Верюжский В. М. Афанасий, архиепископ Холмогорский. С. 475-476).

35 См.: Кусов В. С. Московское государство ХУ1 — начала ХУШ века ... Ср., напр., чертеж Воскресенского монастыря на Тверской ул. (РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 484. Ч. 4. № 50), или чертеж но-вопостроенной церкви в Курске (РГАДА. Ф. 210. Оп. 12. Ч. 1. Стб. 358. Л. 70).

36 Размеры на плане-реконструкции выведены из расчета казенной сажени (2,16 м), как официальной и, вероятно, наиболее распространенной в строительном деле ХУ11 в. См.: Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская метрология: учебн. пос. 2-е изд. М., 1975. С. 83-86; Шостьин Н. А. Очерки истории русской метрологии. Х1-ХХ века. М., 1975. С. 55-56; Бондаренко И. А. К вопросу об использовании мер длины в древнерусском зодчестве // Архитектурное наследство. 1988. № 36. С. 62. Благодарю М. И. Мильчика за консультацию по вопросу методики реконструкции плана

1 — сгоревшая при пожарах 1691 и 1693 гг. Благовещенская церковь

2 — сгоревшая при пожарах 1691 и 1693 гг. Никольская церковь

3 — часовня

4 — жилой корпус (келарская, 2 кельи)

5 — ворота

6 — конюшня

7 — коровник

8 — колодец

9 — погреб

10 — внутренний двор*

11 — внешний двор

12 — внутренняя ограда

13 — внешняя граница

условное пятно застройки предполагаемого к возведению храма

* площадь участка внутреннего двора около 3 000 м2

Ил. 1. Реконструкция плана Моржегорского Никольского монастыря по чертежу 1694 г. из коллекции СПбИИ РАН (А. М. Мамошин, В. О. Яковлев). Расстояния между постройками приводятся в метрической системе. Поскольку на чертеже на момент его составления в качестве несуществующих указаны только монастырские церкви, то на плане-реконструкции остальные постройки приводятся как возведенные.

двора, включающего 2 церкви и 3 кельи, составляла около 3 000 м2. Сам же комплекс обители имел вытянутую прямоугольную форму, находился на возвышенности и состоял из каре с церковными и жилыми зданиями и внешнего двора с хозяйственными постройками. Указание же на чертеже расстояния до осыпи говорит о том, что монастырь был, вероятно, окружен небольшим валом, т. е. осыпью37. В целом подобная конфигурация весьма распространена в архитектуре монастырей Русского Севера38.

монастыря.

37 Шперк В. Ф. Фортификационный словарь. М., 1946. С. 67.

38 Ср., напр., конфигурацию комплекса Веркольского монастыря: Мильчик М. И. Древнерусская иконография. С. 245-257.

Неясным остается характер линий, связывающих внутренний двор с конюшней и коровником. Вероятно, они могут обозначать внешнюю ограду, однако указаний на это на чертеже нет. Поэтому на плане-реконструкции они отмечены как внешняя граница монастыря.

Итак, чертеж Моржегорского монастыря имеет четкую атрибуцию, отражает состав основного архитектурного ансамбля, его детали, расстояния между основными объектами обители, статус монастыря (домовый)39, цель составления документа, имя адресата, имя человека, его доставившего, и дату доставки. Неизвестным остается имя составителя — чертеж не подписан, хотя указание авторства чертежей было обычной практикой.

Как отмечалось выше, надписи на лицевой стороне чертежа сделаны одной рукой. Это может говорить о том, что и графические изображения, и текстовое содержание, включая обращение монастырской братии к архиерею, создавались в одно время в качестве единого документа. При этом мы исключаем вероятность использования ранее созданного чертежа в качестве «фона» для прошения на строительство нового храма.

Отсутствие сопроводительных документов в архивном деле, а также логичность и завершенность информационной составляющей чертежа позволяют нам предположить, что он создавался и использовался как отдельный документ.

Рассматриваемый чертеж является, возможно, единственным сохранившимся картографическим изображением малого монастыря Русского Севера ХУ11 в.40 Однако, на наш взгляд, главное значение чертежа Моржегорской пустыни заключается в том, что он показывает механизм коммуникации между монастырской братией и правящим архиереем для решения важных задач жизни обители, которые привели к конкретным результатам — возрождению монастыря. Он свидетельствует и о наличии малоизученного вида документа ХУ11 в. — картографического произведения с заключенным в нем обращением к вышестоящему должностному лицу. Это подтверждает значимость русских географических чертежей ХУ11 в. в качестве источника по истории Русской Церкви, а также перспективность их изучения как самостоятельного вида документов.

39 Согласно С. Б. Веселовскому, домовые монастыри — отчасти самостоятельные в хозяйственной деятельности обители, находившиеся во владениях и в ведомстве правящих архиереев. См.: Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. М.; Л., 1947. Т. 1. С. 439-444. По сведениям В. М. Верюжского, в то время домовых монастырей в Холмогорской епархии было 4. См.: Верюжский В. М. Афанасий, архиепископ Холмогорский. С. 326. Статус Моржегорского монастыря в качестве домового был известен и ранее, но прежде его присвоение относили к 1697 г. и связывали с вышеупомянутой патриаршей грамотой. См.: Молчанов К. С. Описание Архангельской губернии. С. 138-139.

40 Согласно В. М. Верюжскому, всего монастырей на момент основания Холмогорской епархии в 1682 г. было более 40. См.: Верюжский В. М. Афанасий, архиепископ Холмогорский. С. 256.

Аннотации к публикуемому документу

1. Чертеж Моржегорского Никольского монастыря, 1694 г. Архив СПбИИ РАН. Колл. 220. Оп. 1. Д. 149. Л. 1. Оригинал. Размер 42x34 см.

2. Чертеж Моржегорского Никольского монастыря, 1694 г. Архив СПбИИ РАН. Колл. 220. Оп. 1. Д. 149. Л. 1. Оборот. Фрагмент.

Источники

1. Акты Холмогорской и Устюжской епархий. СПб., 1894. Ч. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Акты, собранные в архивах и библиотеках Российской империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук. СПб., 1836. Т. 1. С. 448-450.

3. Архив Санкт-Петербургского института истории РАН (Архив СПбИИ РАН). Колл. 220. Оп. 1. Д. 149; Колл. 47. Оп. 2. Д. 158, Д. 181, Д. 193, Д. 194; Ф. 5. Оп. 1. Д. 872; Ф. 5. Оп. 2.

Д. 15.

4. Научно-исследовательский отдел рукописей РГБ (НИОР РГБ). Ф. 256. № Ь.

5. Отдел рукописей РНБ (ОР РНБ). Ф. 885. Эрмитажное собрание. Д. 610.

6. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 210. Оп. 12. Ч. 1. Стб. 358, II; Ф. 27. Оп. 1. Д. 484. Ч. 4. № 50; Ф. 281. Оп. 10. Двина. Д. 4288/206, Д. 4465/383; Ф. 281. Оп. 10. Двина. Д. 4528/446.

7. Сборник грамот Коллегии экономии. Грамоты Двинского, Кольского, Кеврольско-го-Мезенского и Важского уездов. Л., 1929. Т. 2.

8. Титов Л. Л. Летопись Двинская. М., 1889.

Литература

1. Амвросий (Орнатский), архим. История российской иерархии. М., 1813. Ч. 5.; М., 1815. Ч. 6.

2. Архангельский сборник. Архангельск, 1863. Ч. 1. Вып. 1.

3. Бондаренко И. А. К вопросу об использовании мер длины в древнерусском зодчестве // Архитектурное наследство. 1988. № 36. С. 57-63.

4. Брунов Н. И. Храм Василия Блаженного в Москве. Покровский собор. М., 1988.

5. Булатов В. Н. Муж слова и разума. Афанасий — первый архиепископ Холмогорский и Важский. Архангельск, 2002.

6. Верещагин А. С. Повести о Великорецкой иконе святителя Николая: памятники вятской письменности ХУП-ХУШ века. Вятка, 1905.

7. Верюжский В. М. Афанасий, архиепископ Холмогорский. Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования. СПб., 1908.

8. Верюжский И. П. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880.

9. Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. М.; Л., 1947. Т. 1.

10. Геоинформационная система «Чертежи Русского государства XVI-XVII вв.» // Официальный сайт РГАДА. URL: http://rgada.info/geos2/zapros.php?nomer=738 (дата обращения: 01.02.2021).

11. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1897. Т. 3.

12. Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская метрология: учебн. пособие. 2-е изд. М., 1975.

13. Копанев А. И. Крестьяне Русского Севера в XVI веке. Л., 1978.

14. Коршунков В. А. Великорецкое празднество: историко-этнографические аспекты // Филологические исследования на рубеже XX-XXI веков: традиции, новации, итоги, перспективы: сборник статей по итогам Всероссийской научной конференции (19-21 окт. 2011 г., Сыктывкар) / отв. ред. Ю. А. Крашенинникова. Сыктывкар, 2012. С. 48-53.

15. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1894. Вып. 1.

16. Крупина О. В. Каталог списков Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца // Великорецкая икона святителя Николая: история и современность: альбом / А. Балыбердин и др.; под общ. ред. митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа. Вятка, 2008. C. 162-201.

17. Кусов В. С. Московское государство XVI — начала XVIII века: сводный каталог русских географических чертежей. М., 2007.

18. Кусов В. С. Чертежи земли Русской: каталог-справочник. М., 1993.

19. Мильчик М. И. Древнерусская иконография монастырей, храмов и городов XVI-XVIII веков: статьи 1973-2017. СПб., 2017.

20. Молчанов К. С. Описание Архангельской губернии, ее городов и достопримечательных мест со многими древними историческими известиями и замечаниями, к дополнению российской истории служащими. СПб., 1813.

21. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1885. Т. 7.

22. Памятная книжка для Архангельской губернии на 1862 год. Архангельск, 1862.

23. Панич Т. В. Литературное творчество Афанасия Холмогорского. «Естественнонаучные» сочинения. Новосибирск, 1996.

24. Повести о Великорецкой иконе святителя Николая // Труды Вятской ученой архивной комиссии. Вятка, 1905. Вып. 4. Отд. 2. С. 28-37.

25. Повесть о явлении чудотворного образа Великорецкого, иже во святых отца нашего Николы, архиепископа Мир Ликийских и вселенского чудотворца // Труды Вятской ученой архивной комиссии. Вятка, 1905. Вып. 4. Отд. 2. С. 38-102.

26. Пономарев Д., свящ. Малые монастыри Русского Севера: к постановке проблемы // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2018. № 2 (10). С. 80-91.

27. Постников С. Афанасий, первый архиеп. Холмогорский и Важеский // Странник. 1866. № 9. Отд. 1. С. 95-126.

28. Пушкарев И. И. Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях. СПб., 1845. Т. 1. Кн. 2.

29. Раппопорт П. А. Ориентация древнерусских церквей // Его же. Архитектура средневековой Руси. Избранные статьи. К 100-летию со дня рождения. СПб., 2013. С. 168175.

30. Румянцева В. С. Монастыри и монашество в XVII веке // Монашество и монастыри в России. XI-XX века. Исторические очерки. М., 2002. С. 163-186.

31. Сазонова Т. В. Кирилло-Новоезерский монастырь: Опыт изучения малых и средних монастырей России XVI-XVII вв. М.; СПб., 2011.

32. Синицына Н. В. Типы монастырей и русский аскетический идеал (XV-XVI вв.) // Монашество и монастыри в России. XI-XX века. Исторические очерки. М., 2002. С. 116-150.

33. Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1994. Вып. 19.

34. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877.

35. Успенский Н. П. О «больших строителях» Кирилло-Белозерского монастыря. М., 1896.

36. Шамина И. Н. Монастыри Вологодского уезда в XVI-XVII вв.: землевладение и организация хозяйства: автореф. дисс. ... к. и. н. М., 2003.

37. Шостьин Н. А. Очерки истории русской метрологии. XI-XX века. М., 1975.

38. Шперк В. Ф. Фортификационный словарь. М., 1946.

39. Шутова Н. И. К истории почитания св. Николая Чудотворца в Камско-Вятском регионе // Вестник Удмуртского университета. 2013. Вып. 1. С. 58-64.

Vasilii O. Iakovlev

the morzhegorsky st. Nicholas monastery drawing (1694) from the saint Petersburg institute of history archive's collection (of the Russian academy of science)

Abstract. This article publishes for the first time in full a drawing of the Morzhegorsk Nikol-skaya pustyn, one of the unpreserved small monasteries of the Russian North. Considering the very limited number of sources on its history, this cartographic document is of absolute value. The images made by simple graphic depictions such as lines and squares, and rectangles, show the main buildings of the monastery complex: 2 temples, a chapel and cells, a cellar, well, gates and fence, as well as a stable and a cowshed. All the objects are signed. Despite the

extreme conventionality of the images, the drawing is unique due to the written text which is uncharacteristic for this type of cartographic documents. It contains a monks' petition to the bishop for the construction of a new church, with an indication of the distances between the main buildings of the monastery complex. Thanks to this text, it became known about the little-studied types of 17th century documents — cartographic works with an appeal to a higher official included in it. Thus, the document shows a mechanism of communication between monks and the ruling bishop on important issues of the monastery life. The information about the distances between the buildings has permitted the author to calculate the area of the monastery, as well as to make the reconstruction of its plan. This drawing is, perhaps, the only surviving cartographic image of a small monastery of the Russian North of the 17th century. Using methods of external and internal source criticism the author has been able to fully reveal the information potential of a cartographic document — to determine its attribution and find out the nature of the configuration, development and architecture of the monastery complex, as well as to establish the status of the monastery, purpose of the document, and also the names of an addressee and deliveryman and the date the document was delivered.

Keywords: 17th century Russia, Russian Geographical Drawings, Old Russian cartography, small monasteries of the Russian North, Archbishop Athanasius of Kholmogory, source criticism, ar-chaeography, Archive of the St. Petersburg Institute of History (Russian Academy of Sciences).

Citation. Iakovlev V. O. Chertezh Morzhegorskogo Nikol'skogo monastyria 1694 g. iz kollekt-sii arkhiva Sankt-Peterburgskogo instituta istorii RAN [The Morzhegorsky St. Nicholas Monastery Drawing (1694) from the Saint Petersburg Institute of History Archive's Collection (of the Russian Academy of Science)]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2021, no. 34, pp. 180-196. DOI: 10.24412/22245391-2021-34-180-196

About the author. Iakovlev Vasilii Olegovich — PhD student in the Saint Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences, PhD student in the Saint Petersburg Theological Academy, Junior researcher of the State Memorial Museum "St. Isaac's Cathedral" (Russia, Saint Petersburg). E-mail: [email protected]

Submitted on 17 February, 2021 Accepted on 31 March, 2021

References

1. Akty Kholmogorskoi i Ustiuzhskoi eparkhii [Acts of Kholmogory and Ustyug Dioceses]. Saint Petersburg, 1894, part 2.

2. Akty, sobrannye v arkhivakh i bibliotekakh Rossiiskoi imperii Arkheograficheskoiu ekspeditsie-iu Imperatorskoi akademii nauk [Acts Collected in the Archives and Libraries of the Russian Empire by the Archaeographic Expedition of the Imperial Academy of Sciences]. Saint Petersburg, 1836, vol. 1.

3. Amvrosii (Ornatskii), arkhim. Istoriia rossiiskoi ierarkhii [History of the Russian Hierarchy]. Moscow, 1813, part 5; Moscow, 1815, part 6.

4. Arkhangelskii sbornik [Arkhangelsk Collection]. Arkhangelsk, 1863, part 1, ed. 1.

5. Bondarenko I. A. K voprosu ob ispol'zovanii mer dliny v drevnerusskom zodchestve [On the Question of the Use of a Linear Measure in Ancient Russian Architecture]. Arkhitekturnoe nasledstvo — Architectural Heritage, 1988, no. 36, pp. 57-63.

6. Brunov N. I. Khram Vasiliia Blazhennogo v Moskve. Pokrovskii sobor [St. Basil's Cathedral in Moscow. Pokrovsky Cathedral]. Moscow, 1988.

7. Bulatov V. N. Muzh slova i razuma. Afanasii — pervyi arkhiepiskop Kholmogorskii i Vazhs-kii [A Man of Word and Reason. Athanasius, the First Archbishop of Kholmogory and Vaga]. Arkhangelsk, 2002.

8. Geoinformatsionnaia sistema «Chertezhi Russkogo gosudarstva XVI-XVII vv.» [Geographic Information System "Drawings of the Russian State of the XVI-XVII centuries"]. Available at: www.rgada.info/geos2/zapros.php?nomer=738 (accessed: 01.02.2021).

9. Kamentseva E. I., Ustiugov N. V. Russkaia metrologiia [Russian Metrology]. Textbook. 2-nd ed. Moscow, 1975.

10. Kopanev A. I. Krest'iane Russkogo Severa vXVI veke [Peasants of the Russian North in the 16th Century]. Leningrad, 1978.

11. Korshunkov V. A. Velikoretskoe prazdnestvo: istoriko-etnograficheskie aspekty [The Ve-likoretsk Festival: Historical and Ethnographic Aspects]. Filologicheskie issledovaniia na ru-bezhe XX-XXI vekov: traditsii, novatsii, itogi, perspektivy: sbornik statei po itogam Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii (19-21 okt. 2011 g., Syktyvkar) [Philological Researches at the Turn of the 20th-21st Centuries: Traditions, Innovations, Results, Prospects: A Collection of articles on the results of the All-Russian Scientific Conference (October 19-21, 2011, Syktyvkar)]. Ed. Yu. A. Krasheninnikova. Syktyvkar, 2012, pp. 48-53.

12. Kratkoe istoricheskoe opisanie prikhodov i tserkvei Arkhangel'skoi eparkhi [A Brief Historical Description of the Parishes and Churches of the Arkhangelsk Diocese]. Arkhangelsk, 1894, issue 1.

13. Krupina O. V. Katalog spiskov Velikoretskogo obraza sviatitelia Nikolaia Chudotvortsa [Catalog of Lists of the Velikoretsk Icon of St. Nicholas the Wonderworker]. Velikoretskaia ikona Sviatitelia Nikolaia: istoriia i sovremennost': al'bom [The Velikoretsk Icon of St. Nicholas: History and Modernity. An album]. Vyatka, 2008, pp. 162-201.

14. Kusov V. S. Chertezhi zemli Russkoi: catalog-spravochnik [Drawings of the Russian Land. A Reference Catalog]. Moscow, 1993.

15. Kusov V. S. Moskovskoe gosudarstvo XVI — nachala XVIII veka: svodnyi katalog russkikh geograficheskikh chertezhei [Muscovy of the 16th — Early 18th Centuries: A Consolidated Catalog of Russian Geographical Drawings]. Moscow, 2007.

16. Mil'chik M. I. Drevnerusskaia ikonografiia monastyrei, khramov i gorodov XVI-XVIII vekov: Stat'i 1973-2017 [Old Russian Iconography of Monasteries, Churches and Towns of the 16th-18th Centuries: Articles of 1973-2017]. Saint Petersburg, 2017.

17. Molchanov K. S. Opisanie Arkhangel'skoi gubernii, ee gorodov i dostoprimechatel'nykh mest so mnogimi drevnimi istoricheskimi izvestiiami i zamechaniiami k dopolneniiu rossiiskoi istorii sluzhashchimi [Description of the Arkhangelsk Governorate, Its Cities and Places of Interest

with Many Ancient Historical News and Notes on the Addition of Russian History]. Saint Petersburg, 1813.

18. Opisanie dokumentov i del, khraniashchikhsia v arkhive Sviateishego Pravitel'stvuiushchego Sinoda [Description of Documents and Files Stored in the Archive of Most Holy Governing Synod]. Saint Petersburg, 1885, vol. 7.

19. Pamiatnaia knizhka dlia Arkhangelskoi gubernii na 1862 god [Commemorative Book for the Arkhangelsk Governorate for 1862]. Arkhangelsk, 1862.

20. Panich T. V. Literaturnoe tvorchestvo Afanasiia Kholmogorskogo. «Estestvennonauchnye» sochineniia [Literary Work of Athanasius of Kholmogory. "Natural Science" Works]. Novosibirsk, 1996.

21. Ponomarev D., sviashch. Malye monastyri Russkogo Severa: k postanovke problemy [Small Monasteries of the Russian North: To the Problem Statement]. Paleorosiia. Drevniaia Rus': vo vremeni, v lichnostiakh, v ideiakh — Paleorosia. Ancient Russia: In Time, in Personalities, in Ideas, 2018, no. 2 (10), pp. 80-91.

22. Postnikov S. Afanasii, pervyi arkhiep. Kholmogorskii i Vazheskii [Athanasius, the First Archbishop Kholmogorsky and Vazhesky]. Strannik — Pilgrim, 1866, no. 9, section 1, pp. 95-126.

23. Povest' o iavlenii chudotvornogo obraza Velikoretskogo, izhe vo sviatykh ottsa nashego Nikoly, arkhiepiskopa Mir Likiiskikh i vselenskogo chudotvortsa [The Story of the Appearance of the Miraculous Velikoretsk Icon of St. Nicholas the Wonderworker]. Trudy Viatskoi uchenoi arkhivnoi komissii — Proceedings of the Vyatka Scientific Archive Commission. Vyatka, 1905, ed. 4, section 2, pp. 38-102.

24. Povesti o Velikoretskoi ikone sviatitelia Nikolaia [The Stories of the Velikoretsk Icon of St. Nicholas]. Trudy Viatskoi uchenoi arkhivnoi komissii — Proceedings of the Vyatka Scientific Archive Commission. Vyatka, 1905, ed. 4, section 2, pp. 28-37.

25. Pushkarev I. I. Opisanie Rossiiskoi imperii v istoricheskom, geograficheskom i statistiches-kom otnosheniiakh [Description of the Russian Empire in Historical, Geographical and Statistical Terms]. Saint Petersburg, 1845, vol. 1, book 2.

26. Rappoport P. A. Orientatsiia drevnerusskikh tserkvei [Orientation of Old Russian Churches]. Idem. Arkhitektura srednevekovoi Rusi. Izbrannye stat'i. K 100-letiiu so dnia rozh-deniia [The Architecture of Medieval Russia. Selected Articles. To the 100th Anniversary of the Birth]. Saint Petersburg, 2013, pp. 168-175.

27. Rumiantseva V. S. Monastyri i monashestvo v XVII veke [Monasteries and Monasticism in the 17th Century]. Monashestvo i monastyri v Rossii. XI-XX veka. Istoricheskie ocherki [Monasticism and Monasteries in Russia. 11th-20th Centuries. Historical essays]. Moscow, 2002, pp. 163-186.

28. Sazonova T. V. Kirillo-Novoezerskii monastyr': Opyt izucheniia malykh i srednikh monastyrei Rossii XVI-XVII vv [St. Cyrils Novoyezersky Monastery: An Experience of Studying Small and Medium-sized Monasteries in Russia in the 16th-17th Centuries]. Moscow; Saint Petersburg, 2011.

29. Sbornik Gramot Kollegii ekonomii. Gramoty Dvinskogo, Kol'skogo, Kevrol'skogo-Mezen-skogo i Vazhskogo uezdov [Collection of Letters of the Chamber of Economy. Diplomas of the Dvinsky, Kola, Kevrol-Mezensky and Vazhsky Districts]. Leningrad, 1929, vol. 2.

30. Shamina I. N. Monastyri Vologodskogo uezda v XVI-XVII vv.: zemlevladenie i organizat-siia khoziaistva [Monasteries of the Vologda District in the 16th-17th Centuries: Land Tenure and Organization of the Economy]. PhD-thesis. Moscow, 2003.

31. Shost'in N. A. Ocherki istorii russkoi metrologii. XI-XX veka [Essays on the History of Russian Metrology. 11th-20th centuries]. Moscow, 1975.

32. Shperk V. F. Fortifikatsionnyi slovar' [Fortification Dictionary]. Moscow, 1946.

33. Shutova N. I. K istorii pochitaniia sv. Nikolaia Chudotvortsa v Kamsko-Viatskom regione [To the History of the Veneration of St. Nicholas the Wonderworker in the Kama-Vyatka Region]. Vestnik Udmurtskogo universiteta — Bulletin of Udmurt State University, 2013, no. 1, pp. 58-64.

34. Sinitsyna N. V. Tipy monastyrei i russkii asketicheskii ideal (XV-XVI vv.) [Types of Monasteries and the Russian Ascetic Ideal (15th-16th cc.)]. Monashestvo i monastyri v Rossii. XI-XX veka. Istoricheskie ocherki [Monasticism and Monasteries in Russia. 11th-20th centuries. Historical Essays]. Moscow, 2002, pp. 116-150.

35. Slovar'russkogo iazykaXI-XVII vv. [Russian Dictionary of 11th-17th Centuries]. Moscow, 1994, vol. 19.

36. Stroev P. M. Spiski ierarkhov i nastoiatelei monastyrei Rossiiskoi Tserkvi [Lists of Hierarchs and Superiors of the Monasteries of the Russian Church]. Saint Petersburg, 1877.

37. Titov L. L. Letopis'Dvinskaia [The Dvina Chronicle]. Moscow, 1889.

38. Uspenskii N. P. O «bol'shikh stroiteliakh» Kirillo-Belozerskogo monastyria [About the "Big Builders" of the St. Cyril's Belozersky Monastery]. Moscow, 1896.

39. Vereshchagin A. S. Povesti o Velikoretskoi ikone sviatitelia Nikolaia: pamiatniki viatskoi pismennostiXVII-XVIIIveka [The Stories of the Velikoretsk Icon of St. Nicholas: Monuments of Vyatka Writing of the 17th-18th Centuries]. Vyatka, 1905.

40. Veriuzhskii I. P. Istoricheskie skazaniia o zhizni sviatykh, podvizavshikhsia v Vologodskoi eparkhii [Historical Legends About the Life of the Saints Who Labored in the Vologda Diocese]. Vologda, 1880.

41. Veriuzhskii V. M. Afanasii, arkhiepiskop Kholmogorskii. Ego zhizn i trudy v sviazi s istoriei Kholmogorskoi eparkhii za pervye 20 let ee sushchestvovaniia [Athanasius, Archbishop Khol-mogorsky. His Life and Works in Connection with the History of the Kholmogory Diocese in the First 20 Years of Its Existence]. Saint Petersburg, 1908.

42. Veselovskii S. B. Feodal'noe zemlevladenie v Severo-Vostochnoi Rusi [Feudal Land Tenure in North-Eastern Russia]. Moscow; Leningrad, 1947, vol. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43. Zverinskii V. V. Material dlia istoriko-topograficheskogo issledovaniia o pravoslavnykh monastyriakh v Rossiiskoi imperii [Material for a Historical and Topographic Study of Orthodox Monasteries in the Russian Empire]. Saint Petersburg, 1897, vol. 3.

ш

] I ^

Чертеж Моржегорского Никольского монастыря, 1694 г. Архив СПбИИ РАН. Колл. 220. Оп. 1. Д. 149. Л. 1. Оригинал. Размер 42x34 см

Чертеж Моржегорского Никольского монастыря, 1694 г. Архив СПбИИ РАН. Колл. 220. Оп. 1. Д. 149. Л. 1. Оборот. Фрагмент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.