Научная статья на тему 'Чернота письма'

Чернота письма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
325
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / INDIA / ПИСЬМО / WRITING / УСТНАЯ ТРАДИЦИЯ / ORAL TRADITION / КАЯСТХА / KAYASTHA / КАСТЫ / ИНДУИЗМ / HINDUISM / САНСКРИТ / SANSKRIT / CASTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маламуд Шарль

В статье рассматриваются разные аспекты отношения к письму в традиционной индийской культуре, которая была по преимуществу устной. Основываясь на анализе обширного круга источников из разных областей индуистской традиции, автор раскрывает причины, в силу которых в этой традиции письмо считалась чем-то подозрительным, опасным (связь письма и смерти) и не вызывающим доверия («иллюзорность» письменных знаков в сравнении с реальностью звуков). Исследуется отношение к профессиям (кастам), связанным с письмом (каястха) с точки зрения социальной иерархии, и мифологическое оправдание их низкого статуса. Заключительная часть статьи посвящена проблемам соотношения устной и письменной традиции в Индии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Blackness of Writing

The article discusses various aspects related to writing in the traditional Indian culture, which was predominantly oral. Based on the analysis of the extensive range of sources from different areas of the Hindu tradition, the author reveals the reasons why in this tradition the writing was considered as something suspicious, dangerous (connections of writing and death) and not very reliable (“illusory character” of written characters in comparison with the “reality of sounds”). The relation to the profession (caste) associated with writing (kayastha) is studied in terms of social hierarchy, and through the idea of the mythological justification of their low status. The final part of the paper is devoted to the problems pertaining to the relation of oral and written traditions in India.

Текст научной работы на тему «Чернота письма»

ЧЕРНОТА ПИСЬМА*

В статье рассматриваются разные аспекты отношения к письму в традиционной индийской культуре, которая была по преимуществу устной. Основываясь на анализе обширного круга источников из разных областей индуистской традиции, автор раскрывает причины, в силу которых в этой традиции письмо считалась чем-то подозрительным, опасным (связь письма и смерти) и не вызывающим доверия («иллюзорность» письменных знаков в сравнении с реальностью звуков). Исследуется отношение к профессиям (кастам), связанным с письмом (каястха) с точки зрения социальной иерархии, и мифологическое оправдание их низкого статуса. Заключительная часть статьи посвящена проблемам соотношения устной и письменной традиции в Индии.

Ключевые слова: Индия, письмо, устная традиция, каястха, касты, индуизм, санскрит.

Философ Шанкара (VII или VIII вв. н. э.), чтобы проиллюстрировать тезис, согласно которому ошибочное познание может служить источником или поводом для истинного, приводит следующий пример: «Замечено, что познание истинных слогов (satya-aksara), таких как а, рождается из познания лжеслогов (anrta-aksara) письменных строк (rekha)» («Шанкарабхашья к Брахма-сутре», II 1.14)1. Термин акшара (слог) означает как звук языка, так и письменный знак, ему соответствующий. В чем состоит ложность графемы, Шанкара не говорит, несомненно, считая это само собой разумеющимся. Согласно комментарию «Ратна-

* Перевод главы из сборника статей Шарля Маламуда: Malamoud C. Le jumeau solaire. Paris: Seuil, 2002. P. 127-149, примечания: P. 166-169 (с разрешения автора).

прабха», речь может идти просто об ошибочных знаках, которые, тем не менее, позволяют читателю определить звук, который хотел передать писец. Это толкование недостаточно, поскольку оно не учитывает оппозицию анрита-сатья - обманчивое, ложное и даже нереальное в противоположность подлинному и истинному. Именно письмо (а не просто ошибочное написание) и находится в области анриты, ибо графемы создают видимость того, что они фонемы или соотносятся с фонемами. Таково толкование этой фразы в комментарии «Бхамати» в переводе Тибо2. В том же духе и замечание Макса Мюллера. Он добавляет, что буквы «нереальны» по сравнению со слышимыми звуками, которые классифицированы в пратишакьях, трактатах по фонетике3. И в самом деле, согласно идее, преобладающей в Индии, звук, когда он произносится и воспринимается, обнаруживает свои артикуляторные характеристики, позволяющие локализовать его в системе всех звуков языка, но к графическим знакам это не относится. Рамануджа (XI в.) своей критикой фразы Шанкары косвенно подтверждает справедливость этого утверждения в комментарии «Шрибхашья» к «Брахма-сутре» 1.1.14: он оспаривает ирреальный характер письма. Именно потому, что письменный знак реален, он и позволяет распознать реальный звук5. Аналогичное изменение точки зрения отмечается и у логиков. Аннамбхатта, резюмируя в XVI в. доктрины старой логики (прачина-ньяя) в рассуждении, посвященном теории ошибок6, учит, что «инструментальной причиной в познании смысла фразы является звук». Фуше, перевочик «Таркасамграхи», сочинения Аннамбхаты, в своем комментарии подчеркивает, что авторы новой логики (навья-ньяя) противопоставляют подобному утверждению «факт, что мы прекрасно понимаем написанную фразу, хотя не издан не единый звук <.. .> Эти дрязги [продолжает Фуше] имеют вполне определенный исторический интерес: мнение сторонника старой ньяи вдохновлено древним предубеждением против письма, тогда как мнение современных логиков отражает замену чисто устной передачи письменной передачей»7.

Поместив письмо в сферу ложного, Шанкара лишь подтвердил общую тенденцию индийской, а точнее брахманистской цивилизации, которую можно выразить так: все, что касается письма, находится под подозрением, сомнительно и даже презираемо. Хотя письмо «нереально», оно не становится от этого менее тяжким и

опасным. Я попытаюсь более точно выразить, в каких пределах и в каких именно модальностях проявляется это недоверие. Но прежде необходимо напомнить, что обесценивание письма примечательно по контрасту прежде всего с другой чертой: в «классической» Индии письмо и книги были отнюдь не редким и не странным явлением, не говоря уже о чрезвычайно богатой и разнообразной эпиграфике, которая развивается во всех регионах индийского субконтинента начиная с III в. до н. э. и является одним из важнейших источников наших знаний об истории Индии8. С I в. нашей эры на письменность обильно ссылаются литературные тексты и тексты технического характера.

Любовное письмо - важный ингредиент театра, и авторы пьес с удовольствием представляли женщин пишущими или читающими такие письма. Так, Калидаса, автор, несомненно, самого знаменитого на Западе текста санскритской литературы - «Шакунта-лы» (V в.?), изображает героиню читающей вслух записку, которую она собственными ноготками нацарапала на лепестке лотоса (акт 3, прозаический текст перед строфой 69)9. Тот же Калидаса в пьесе «Викраморваши» знакомит нас с персонажем с говорящим именем Читралекха (чудесное письмо), который находится рядом с нимфой Урваши, когда она пишет любовное послание на березовом листе (bhurjapattra), термин этот можно также понять как синоним слова bhürjatvac, «кожа», то есть речь идет о «коре березы»10. Калидасе же, в его поэме «Кумарасамбхава» (1.7), принадлежит упоминание гор, «где кора березы, на которой с помощью раствора, полученного из минералов (dhaturasa), запечатлены слоги (aksara), кора, которая в результате этого несет на себе отметины, похожие на те, что заметны на коже взрослых слонов, служит прелестницам Видьядхарам для любовных писем (anangalekhäkriya)». Эти богини гор сами не наносят знаков алфавита, они умеют пользоваться графемами, созданными природой, и собирать их в свой письменный текст. Тема ногтя, царапающего знаки на нежной поверхности растения, появляется и у значительно более позднего представителя ученой поэзии, великого мастера риторики Шрихарши (XII в.):

«На внутренней стороне лепестка, используя ноготь как перо, Бхайми пишет свое любовное послание, буквы которого мгновенно окрашиваются цветом чернил» («Найшадхачарита», VI 63).

Боги пишут, но «письмо богов слишком трудно читать на земле» (Ир1г па ёат supatha ЬктШ). Так, Индра, возжелавший смертную женщину, дабы она услышала его, вынужден послать вестника, несущего его слово (Там же, VII 77).

Но литературные тексты не ограничиваются ситуациями, взятыми из мифов или легенд. Они содержат свидетельства и об обычной практике чтения и письма в повседневной жизни. Чтобы показать, насколько такая практика известна и распространена, искушенный поэт использует устойчивое выражение «это написано и прочтено» (ЫШШра^Ш - Там же, XIX 39)11. В романе «Кадам-бари» искушенный Бана (первая половина VII в.) описывает царицу Виласаавати, окруженную пожилыми женщинами-аскетами, развлекающими ее чтением историй (itihasa) из книг, которые они держат в руках (88)12. Писатель, даже если он прежде всего поэт, нуждается в снаряжении для своих набросков и переписываний начисто. Раджашекхара (IX в.) в своем «Исследовании ученой поэзии» («Кавьямиманса») описывает это в деталях:

«... коробка с дощечкой и мелом, шкатулка, листья тади [растение Сотурка Шгета] или кора березы, кисточки, чернильницы, пальмовые листья, железное шило, отполированные стены: вот что должно быть у поэта всегда под рукой. "Таково снаряжение (рапката) поэтической науки", - говорят учителя. Но истинным снаряжением (ртаНЬка^а рапката) является вдохновение» (книга X)13.

Обучение чтению и письму составляет часть образования царских дочерей и куртизанок, как это видно на примере романа Дан-дина (VII в.) «Дашакумарачарита»: те, кто предназначен править, должны усвоить письменности и языки всех стран без исключения (книга 1, конец первой главы)14. В этом же тексте (книга 2, глава 2)15 лингвистическая программа будущей куртизанки менее амбициозна, однако ко всем практическим познаниям в области эротики и изящных искусств, которые призваны сделать из нее приятную и образованную женщину, она должна добавить знание письма (Ирупапа). Разумеется, обучение основополагающим истинам является устным, хотя, согласно прямому ученику философа Абхинавагупты, все его ученики, начиная с Кшемараджи, усердно записывали за ним каждое его слово (Мадхураджа, «Дхьянашло-ка», стих 2)16.

«Океан речи»

Эти литературные свидетельства, которые можно было бы с легкостью умножить, не выходя за пределы санскритской литературы индуизма, являются относительно поздними. К ним надо было бы добавить данные среднеиндийских языков, имевших хождение среди буддистов и джайнов. Но перед тем, как приступить к более древним, более строгим и сухим и вместе с тем более проблематичным древним текстам, обратим внимание, как Калидаса описывает идеальное образование царских отпрысков «солнечной династии»: царевич Рагху, «окруженный сыновьями министров своего отца, юношами-одногодками, постигает буквы в подобающей манере и таким образом, словно через устье реки, проникает в океан речи (vanayam samudram) («Рагхувамша», III 18)17. Знание - это прежде всего звучащее слово, вач (vac), письмо же дает доступ к знанию лишь в том случае, если оно приводит к познанию звуков.

Вот, что мы читаем о юном царевиче:

«Едва выучился он письму, буквам, выведенным на доске, как он уже мог пользоваться всеми плодами искусства правосудия (dandamti) [плодами, которые он обрел], посещая мужей, состарившихся в познании, обретенном с помощью слуха (sruta)» (Там же, XVIII 46).

Данданити, буквально «поведение палки», является существенной частью раджанити - искусства управления: это осуществление царского правосудия в его репрессивном аспекте, палка выражает власть, которой обладает царь. Раджанити является объектом наставлений во множестве специализированных трактатов и темой специальных рассуждений в нормативных текстах по дхарме - религиозному, социальному и моральному закону, на котором покоится миропорядок. Но более общо, и вместе с тем более глубоко и в относительной независимости от дхармы, раджанити представлена в знаменитом сочинении «Артхашастра», приписываемом Кау-тилье. В этом размышлении о государстве и действиях царя письмо, письменный документ играет первостепенную роль. Письмо упоминается в двух местах «Артхашастры». В главе 7 второй книги, где говорится о надзоре над ведением учетных книг (nibandhapustaka), сказано, что надзиратель (adhyaksa) должен следить за тем, как заполняются учетные книги. И в манере, характерной для «Артхаша-

стры», эти хозяйственные распоряжения представлены в уголовном модусе - перечисляются ошибки, которые могут совершить чиновники, и соответствующие им наказания: «Написавший (avalikhatah) отчет беспорядочный, или в ошибочном порядке, или неудобочитаемо (avijnatam), или с повторами (ритги^т), подлежит штрафу в размере 12 пана...» (II 7.2 Штраф проглотившего документ (? Ьhaкsayatah) увеличивается восьмикратно. (II 7.35)18. В 9-й главе той же книги, наряду со счетчиками (samkhyayaka), контролерами монет (rйpadarsaka), кассирами (? nlvlgrahaka)19, главными надзирателями (uttaradhyaksa) упоминаются и писари (lekhaka -II 9.28). Писарь - это специалист по записи и сохранению административных документов20. Отличаясь от счетчика и сборщика налогов, он тем не менее тесно с ними связан, как, например, в одном из отрывков из «Махабхараты», в котором упоминается акт письма21: «все счетчики и писари (ganaka-lekhaka), следящие за твоими доходами и расходами, уведомляют ли они тебя каждое утро о том, какова твоя прибыль и что ты потратил?» (II 5.72)22.

В 10-й главе той же второй книги «Артхашастры», озаглавленной «Об указах» (в русском переводе «О составлении указов»), писарь, ¡еккака, представлен в совершенно ином аспекте: это секретарь царя, составляющий его указы и послания. Глава содержит классификацию - в чрезвычайно общих терминах - текстов, указов, писем, которые царь может дать распоряжение составить или с которыми он должен ознакомиться23. Отметим, что в этом трактате по науке управления государством есть глава, посвященная образованию царевича, в которой упоминается обучение чтению и письму. Однако, став царем, он слушает, что ему читают, и диктует: писец является непременным посредником между царем и письменным текстом, хотя от писца требуется нечто большее, чем просто умение писать24:

«Царский писец должен быть наделен качествами министра, хорошо знать обычаи, быть способным быстро составить нужный документ, обладать красивым почерком и уметь огласить написанное. Выслушав внимательно указания царя, пусть запишет их в текст, точный по смыслу и уважительно указывающий на страну, сферу царствования, семью и имя персоны (которой адресовано послание).», и так далее. Затем перечисляются достоинства хорошо составленного документа: «Последовательное изложение

предмета, связь (между частями), полнота изложения, изящество, возвышенность (стиля), ясность - в этом состоит совершенство письменного текста...» («Артхашастра», II 10.2-6).

Затем раскрывается содержание каждого из этих достоинств (7-12). Так, чтобы достичь «полноты изложения», нужно, чтобы «во фразе, словах и в слогах не было ни пропусков, ни излишеств. Следует излагать то, что хотят сказать, пользуясь выразительными словами, выдвижением оснований, цитатами и примерами». Этим достоинством противопоставляются недостатки (57-62): «отсутствие привлекательности, бессвязность, избыточность, неправильное использование слов, путаница».

«Отсутствие привлекательности (akanti) вызвано использованием темного листа, скверным почерком, когда буквы разной величины и слабо прочерчены <.> Бессвязность - это несоответствие того, что идет после, тому, что было до. Неправильное использование слов - ошибки в роде, числе, времени и падеже.».

Мы видим, что квалификация писаря включает в себя знание грамматики, принципов логики и риторики. Она не автономна ни в чем, кроме того, что вызывает эстетические размышления о привлекательности или непривлекательности. Фактически наука письма здесь не более, чем аспект искусства составлять текст, наподобие того, как в 7-й главе она подчинена науке учета. Подчинение письма лингвистической норме и правильной речи объясняет факт, что в описание профессии писца были введены сведения о числе фонем языка (их там насчитывается 63), о четырех видах слов (имена, глаголы, предлоги и союзы), об определении фразы и составляющих ее элементах (II 10.13-21).

Присутствие этой терминологии в данном отрывке послужило Хартмуту Шарфе аргументом, позволяющим датировать «Артха-шастру»: в дошедшей до нас форме она, конечно же, датируется периодом после грамматиста Катьяяны, который, как считается, жил в III в. до н. э.; другие признаки привели его к уточнению: «Артхашастра» была создана в I в. н. э.25 Эта датировка, основанная на солидных доводах, противоречит индийской традиции, которая представляет брахмана Каутилью (alias Чанакья) историческим персонажем, советником и вдохновителем Чандрагупты Ма-урьи, который правил в Магадхе в конце IV в. до н. э. и был дедом императора Ашоки. Легенда о политической роли и исторической

ситуации автора «Артхашастры» изображена в драме Вишакха-датты «Мудраракшаса». Ее можно датировать V, VIII или IX в. -один из примеров хронологической неопределенности даже по отношению к сравнительно позднему периоду. В первом акте этой политической пьесы брахман, государственный сановник, презрительно называет каястху (kаyastНa), члена касты писарей, «ничтожеством» (kаyastНa Ш ¡agНvl тШта)26. Далее Чанакья, придумав коварный план о захвате своих врагов в ловушку, садится писать письмо, которое должно их скомпрометировать. Он велит принести письменные принадлежности, но потом, спохватившись, говорит: «Почерк ученого брахмана, даже если он очень старается, определенно неудобочитаем.». И он решает прибегнуть к услугам ничтожного писаря. Хотя речь идет о некоей стратегеме, тем не менее, слова, произносимые им, говорят о многом: в качестве ручной работы письмо не является сильной стороной брахманов -для этого есть специалисты; брахманы признают свое неумение без всякого стеснения и даже с какой-то гордостью. Что составляет их исключительную компетенцию - это самое ценное знание откровенных и священных текстов Шрути, текстов Веды как «слышимого», которую они знают, поскольку, многократно слыша и повторяя, выучили наизусть. И лучшим брахманом является тот, кто, как Чанакья в этой пьесе, может кичиться тем, что он шро-трия - «ученый», знаток собрания звуков, составляющих подлинное знание.

Разумеется, не следует путать лекхаку и каястху. Термин лек-хака - общий: он обозначает человека, чья функция состоит в том, чтобы «писать» (ИкН), и он встречается, каким бы ни было его кон -кретное значение, в эпосе, текстах по дхарме, созданных до начала н. э., а также и в «Артхашастре». Напротив, термин каястха -это обозначение касты. Он появляется сначала в «Дцжнявалкья-смрити» (этот текст датируется IV или V в. н. э.): «Царь должен защищать своих подданных от мошенников, необузданных людей, фокусников, воров и особенно от каястхов» (I 336). Но, как видно из комментария Митикшары, который трактует kаyastНa как ¡еккака ganakаsca «специалистов по письму и счету», два этих термина имеют тенденцию к превращению в синонимы, в этом случае отрицательные коннотации каястхи21 переносятся на лекхаку. Вырисовываются две концепции отношений между писарем28 и

царем: тип отношения, сложившегося с древности, в соответствии с которым писарь является для царя своего рода мыслящим инструментом - этим статусом он обязан тому, что к владению техникой письма добавляет познания, позволяющие ему лучше формулировать мысли царя; другой тип отношений, более поздний, воплощен в каястхах, наследственных писарях, постепенно образовавших касту и монополизировавших управленческие функции. Данную им власть они используют для собственного обогащения. В общественном мнении они предстают как люди, всегда готовые предъявить написанный текст - текст-угрозу. Принадлежа искусству иллюзиониста, этот текст тем не менее самым жестким и конкретным образом информирует о реальности. Характерный пример письменного документа - документа обязательного, неизбежного и одновременно невыносимого - это долговое обязательство («Яджнявалкья-смрити», II 84-94). Против жестокости, алчности каястхов и их склонности к обману и требуется защита царя и его справедливый суд.

Тема разоблачения каястхов (и лекхаков, которые с ними практически слились) стала общим местом в санскритской литературе, и во многом из-за брахманов. Именно в ущерб им каястхи стали столь могущественными29. Все материальные стороны создания письменного текста, линии, которые прочерчивает или процарапывает кончик пера, чернота чернил, последовательность графических знаков, выявляющая и фиксирующая поток тяжело нагруженных слов, - все это характеристики, воздействующие и на содержание текста, и на личность его редактора. В тексте, озаглавленном «Субхашита-суддха-нидхи» и приписываемом Саяне (его составление датировано XIV в., хотя отдельные его элементы встречаются у более ранних авторов), kayasthaninda, «порицание каястхи», следует за кратким перечислением достоинств и умений, ожидаемых от sasanalekhaka - «редактора распоряжений [царя]».

Каястха описывается в 11 строфах30, в которых он не всегда обозначен этим именем:

«Примеры невозможного: писцы (lekhakajati), которые не были бы зловредными, холодный огонь, тело, лишенное болезней, врач, делающий добро, добродетельная женщина (строфа 10)».

«Хорошо отточенные перья (ЫШтг) учетчиков, изрыгивая десятки кромсающих (vilekhana) стрел, связывая в гирлянды вы-

текающие друг за другом слова, будто упражняются в клевете» (строфа 4).

«Если каястха, находясь в чреве своей матери, не проглатывает ее внутренности, принимая их за мясо, то только потому, что у него еще нет зубов» (строфа 2).

«Колючка в теле и каястха - каков способ их действия? И то и другое, будучи введенными в организм, причинят зло всем его элементам» (строфа 3).

В этой последней строфе содержится этимологическая игра со словом кауа^На «находящийся в теле». Эта этимология, которая встречается в мифологических текстах, не помешала появлению другой этимологии, представляющей слово kаyastНa как образованное от слов кака, «ворона», а также Яма, имя бога смерти, и stНapati «властитель»:

«Кто, взяв у ворона его алчность, у Ямы его жестокость, у царя его постоянное насилие и соединив первые слоги [этих слов], создал каястху?» (строфа 1).

Писец Ямы

В Индии нет мифа о происхождении письма и письмо не фигурирует в мифах о происхождении. Зато пураны, «древности», обширные энциклопедические компиляции, образующие массив священных текстов постведического индуизма, содержат множество рассуждений о происхождении каястхи и его статусе. Они сгруппированы в рубрике «каястха» в «Шабдакальпадруме»31. Идеологическая задача, стоящая перед брахманами - составителями или вдохновителями пуран, заключалась в том, чтобы сочетать чрезвычайно низкий статус касты каястхов в иерархии, основанной на религиозной чистоте, и огромную дистанцию, отделяющую их от брахманов, с их специализацией, которая может быть приемлемой лишь в том случае, если осуществляется под контролем брахманов, так сказать, в их тени. Согласно мифу, каястха, так же как и шудра, произошел из ног Брахмы, бога-создателя, но он младше шудры и поэтому ниже его по статусу. Запреты, которыми регулируется его поведение, более строго отделяют его от знания Веды и от ритуалов, которые предполагают ее рецитацию. Зато каястха является «господином чернил» (maslsa) и ему при-

надлежит все, что он может записать пером и чернилами, кроме, разумеется, Веды. Если члены других классов имеют в обществе статус, который им сообщает их отношение к Веде, то каястха, лишенный этих ориентиров, может жить, лишь целиком отдавая себя в распоряжении брахмана, пытаясь раствориться, потеряться в нем как бхакт (преданный), растворяющийся в своем божестве. В этом ключе объясняется и само слово каястха: ka-a-aya-stha -тот, кто находится (stha) постоянно (a) поблизости (aya) ка (ka), то есть Ка (кто), одно из имен Праджапати и Брахмы, с которым отождествляют брахмана-человека. Двусмысленная и снисходительная легитимизация каястхи со стороны брахмана, который позволяет ему прилепиться к себе, но при этом не теряет бдительности. Бог Хара (Шива), рассказывая своей супруге Парвати о происхождении каястхи и о природе его познаний, не забывает напомнить ей о том, что он вор (satha) и ловкач (catura).

Хотя мифа о происхождении письма и не существует, есть бог-писарь, или по крайней мере божественный персонаж, выполняющий функцию писаря и летописца в мире богов, а точнее - в мире бога смерти Ямы. Чтобы судить мертвых, Яма пользуется досье, подготовленными его секретарем Читрагуптой. Уже в «Махабха-рате» (книга XIII 130), но особенно в пуранах32 и в литературных текстах, таких как «Катхасаритсагара» (LXXII 318-407), мы видим, чем занимается этот секретарь суда на службе у бога смерти. В системе образов, иллюстрирующих теорию кармы, ему отведена определяющая роль33: действия, совершенные людьми, автоматически влекут за собой соответствующие последствия; тем не менее, необходимо, чтобы Яма в соответствии с записями, которые ведет Читрагупта, эксплицитно удостоверял этот автоматизм. Имя Читрагупта, согласно «Шабдакальпадруме», означает «тот, кто охраняет разнообразие [благих и неблагих деяний людей]». Такова в мире божественных сил функция письма: она касается людей и служит письменному сохранению фактов, объясняющих приговор, который этим людям выносится. И хотя баланс может быть положительным и существуют благоприятные перерождения или благоприятные формы жизни в мире ином, эти приговоры чаще всего воспринимаются как осуждение.

Сцены суда над мертвыми, когда Читрагупта демонстрирует свои записи и свои инструменты писаря, а Яма произносит свои

вердикты и расписывает мучения, ожидающие людей, являются темой уличных спектаклей. Их разыгрывают в связи с демонстрацией «полотна Ямы» (yamapata)34. Бана (VII в.), чрезвычайно ученый и утонченный писатель, в «Харшачарите» (глава 5)35 описывает, как это происходит:

«Едва он ступил на торговую улицу, как увидел человека, демонстрирующего полотно Ямы (yamapatika), окруженного толпой снедаемых любопытством ребятишек. Он описывал им бедствия, происходящие в ином мире, указывая тростинкой, которую он держал в правой руке, на полотно с изображением (citravati pate) царя мертвых (pretanatha), восседающего на устрашающего вида быке. Это полотно, натянутое на раму из прямых палок, он держал в левой руке. Путешественник слышал, как человек распевал следующий стих: "Матери и отцы тысячами, сыновья и супруги сотнями исчезают в каждую мировую эпоху. Чьи они, чей ты?"».

Если романист упоминает тростинку, которой пользуется рассказчик, то лишь потому, что этот инструмент напоминает одновременно и перо писаря и посох Ямы. Черный бык, седловое животное Ямы, тоже ассоциируется со зловещей чернотой письменных знаков. Тот же путешественник, продолжая свой путь, видит город, охваченный беспокойством и печалью. Там отмечают kotihoma - ритуал, предназначенный отвратить неблагоприятное воздействие звезд. Небо пересечено блестящими штрихами, прочерченными (ullikhyamana), как строчки письма (lekha), дымом ко-тихомы, выходящим из под наконечников рогов (koti) быка Ямы; и это небо будто схвачено нитями подвижного узла (pasa) Того, кто осуществляет конец (krtanta, одно из имен Ямы).

Неотделимая от жестокости послания чернота письма передается телу посланника, сожженного солнцем и спотыкающегося под тяжестью вести, которую он несет. Тюрбан цвета индиго, куда он вложил это послание, подобен обрывку темной тучи, готовой исторгнуть молнию плохой вести36. В этой же главе Бана описывает умирающего, одолеваемого мрачными симптомами, которые испуганные врачи толкуют как буквы (aksara) приглашения, посланного Ямой (antakahvana)31.

Чернота чернил, твердость (жесткость) штриха. Для Шрихар-ши, автора «Найшадхарачариты», это способ дать почувствовать страдания, которые причиняет ранящее слово:

«Слово, которое ты произнес, сделано из плохих слогов, эта обесчещивающая меня ложь исторгается из твоего рта с постоянством чернил, будто она причастна форме письма (lipirupabhag iva); войдя в мое ухо, она причиняет ему чрезвычайные страдания (utkata), словно туда попало полчище мерзких червей (kïta)» (IX 63).

Этот последний образ также закрепится за письмом. В Индии популярна шутливая классификация процедур записи: 1) запись жестами (mudra); 2) запись, свойственная искусству скульптора (silpin); 3) запись пером или кисточкой (lekhani); 4) запись с помощью муки или порошка (gundika); 5) наконец, запись, которую оставляют в дереве или на бумаге насекомые (ghuna). Это действие, которое не разрушает существующий текст, но создает с помощью дырок новый текст.

Яма и его писарь Читрагупта связаны друг с другом использованием чернил. И вот еще пример из «Найшадхарачариты» (XIV 6). Как и четыре других бога, Яма, влюбленный в царевну Дама-янти, предстает перед ней в облике ее возлюбленного Налы. Наступает момент, когда каждый из богов должен явить свою подлинную божественную форму. Именно тогда Яма делает видимой (drggocara) свою черноту: до этого момента он находился в теле Налы (то есть был kaya-stha), а точнее, в теле, совершенно подобном телу Налы; он был чудесным образом скрыт (одно из возможных прочтений слова citra-gupta). Теперь же Яма явился таким, каков он в реальности как божество: он отличается от своего неизменного спутника Читрагупты, чьи имена и титулы становятся его собственными описательными эпитетами. И мы наблюдаем, как появляется настоящий Читрагупта и проливает чернила на лист бумаги, чтобы записать деяния смертных. Тем временем Яма симметричным движением совершает обратное: он кладет лист на слой чернил, чтобы дать понять, как объясняет нам комментатор Нараяна, что он именно Яма, т. е. Кала (kala), иными словами, одновременно и Время и Черный.

Менее запутанной, но тоже наводящей на мысль о связи между силой смерти и актом письма является строфа II 23 «Кумара-самбхавы».

«Сам Яма пишет на земле своим посохом, отныне притуплен-ным и поблекшим, - из этого посоха, который был непогреши-

мым, Яма сделал бесполезную вещь, его острие перестало быть раскаленным»38.

В индуистской Индии письмо - это прежде всего техника записывания, замечательно разработанная и действенная. Её совершенство состоит в том, чтобы служить устному слову, которому она подчинена. Знание характеристик фонем и их контекстуальных вариантов предшествовало созданию письменных алфавитов и непосредственно определяло его39. Начинающим изучать санскрит бросается в глаза тот факт, что порядок «букв» является исчерпывающим, методическим и обоснованным перечислением звуков языка. Это касается и других великих языков древней Индии, какова бы ни была графическая форма, придаваемая их алфавитами каждой букве. Эта распространенная техника письма есть не что иное, как способ самой точной записи устного слова - записи, ко -торая вызывала у тех, кто не сделал ее своей профессией, сложные чувства, часто отмеченные, как мы видели, страхом и недоверием. Знание письма и письменных текстов не смешивалось с знанием в собственном смысле слова. В индуистской Индии можно было быть очень ученым человеком, оставаясь безграмотным. Эта ситуация сохраняется до нашего времени. Существуют области знания, считающиеся наиболее значимыми, которые запрещено предавать письму, или, по крайней мере, запрещено посвящать в них при посредничестве письменного текста. Таков случай высшего знания - знания Веды, которое можно получить лишь через живое слово учителя. Так, согласно наставлению «Гопатха-брахманы», «все Веды изучаются устно» (I 31). Что же касается запретов, то Кумарила в комментарии «Тантраварттика» к «Джаймини-сутре» (I 3.7) говорит: «Нельзя считать, что можно обрести знание дхармы на основании Веды, познанной недолжным образом, или же через письменный текст, или когда ее изучает шудра»40. С другой стороны, не считая, что знание, доверенное письму, сохраняется лучше, чем знание, доверенное памяти, в традиционной Индии, как свидетельствуют многочисленные пословицы и как отмечает с удивлением аль-Бируни41, предупреждают против опасности ошибок, которые можно совершить при записывании текста. А также предупреждают против лени и небрежности тех, кто полагается на эти книги, равно как и против незаконного и шаткого характера книжного знания42. И письмо - страшное явление. Опасности, с

которыми оно ассоциируется, не сводятся только к его недостаткам, они проистекают из связи, которая устанавливается между действием записывания и письмом, с одной стороны, и царской властью, с другой стороны, имеющей в качестве модели царство неумолимого Ямы, и, в более широком смысле, властью подчиненных царю заимодавца и писаря. Из самых разнообразных посланий, которые может нести в себе письменный текст, индийская литература охотнее сохраняет, считая наиболее типичными, те, что содержат предупреждения должникам о необходимости выплаты долга и приговоры, разящие того, кому они адресованы. Письмо, а точнее, письменная строка становится метафорой непреодолимых пределов, назначенных судьбою, временем или смертью: никто не сможет пересечь строку (lekha), написанную или оставленную судьбой (niyatilikhita). Что пугает в письме больше всего - это не то, что оно является мертвой буквой, а то, что оно омертвляет: как если бы строка была по своей природе dead line - буквально «мертвой линией»43.

Символ графический, символ вокальный (звуковой)

Показатель поистине отрицательный: нелюбовь к письму и чрезвычайно незначительное место каллиграфии в индийском домусульманском искусстве выражается и в полном отсутствии размышлений о символике и эстетической форме письма. Разумеется, красивым почерком восхищались, и сохранилось множество надписей на камне или медных дощечках, которые являются настоящими шедеврами искусства. Однако в индийской традиции письменную строку не считали орнаментальным элементом и не играли свободно размером букв или нарушениями линейности, чтобы создать нечто, аналогичное «арабескам». Лекхаке надлежало хорошо знать разные алфавиты, однако похоже, что в рамках одного алфавита не было стилистических вариаций. Не было и размышлений об эвокативной силе каждой буквы в качестве объекта, воспринимаемого глазом, и способности или склонности признать присутствие или появление графических знаков в природе. Подумаем, по контрасту, об этих строках из «Чистилища» (XXIII 32 sq.), где Данте учит нас читать имя «человек» (hommo) по человеческому лицу: «chi nel viso de li uomini legge "omo" / ben

avira quivi conosciuta l'emme». В переводе М. Лозинского: «Кто ищет "omo" на лице людском / Здесь букву М прочел бы без усилий»45. Каждая орбита - это о; линия, соединяющая брови, проходя через основание носа, на истощенном лице четко образует М; h опускается, поскольку «это не буква», а знак придыхания, - говорит комментатор де Пьетро, сын поэта46.

Разумеется, наша формулировка слишком императивна, утверждать что-то в общих словах - это всегда рискованно. В размышлениях об эстетике письма в Индии следовало бы принять во внимание стихи, которые С. Линхард на страницах своего яркого исследования сравнил с каллиграммами47. Действительно, в поэзии на санскрите (и среднеиндийских языках) есть формы, которые принадлежат carmen figuratum и которые называются citrakavya. Наряду с чисто фоническими ограничениями (использовать небольшое число фонем или запретить пользоваться определенным классом фонем, часто употребляемых в обычном языке), существуют правила, которые предполагают, что стихи должны также рассматриваться в их письменной форме: последовательности графических силлабических знаков производят аналогичные фонические последовательности, воспроизводятся ли они нормальным способом строка за строкой, слева направо, снизу вверх, или следуя курсу, который сочетает в определенной последовательности чтение по горизонтали и по вертикали. Разновидностью citrakavya является citrabandhu, или каллиграммы в собственном смысле слова: графические знаки располагаются таким образом, чтобы передать очертание объекта, образ которого создается в тексте.

Достигаемые таким способом визуальные эффекты проистекают из организации или формы строк письма, а не из рисунка индивидуальных букв, как в стихе Данте, процитированном выше.

Зато когда попадаешь в зону индийской религии, которую называют тантризм, встречаешься с культом и размышлениями, которые включают медитацию в отношении фонем, похоже, неотделимую от медитации в отношении передающих их графем48. Существует практика, когда, написав буквы алфавита, их мысленно размещают на теле бога. Таков ритуал lipinyasa, которому наставляет «Агни-пурана» (глава 293). Эта же пурана знакомит нас с Липидеви (Lipidevi, богиней букв), или «богиней письма», одной из ипостасей богини Речи Вагиша (Vagisa), или Вагишвари

(У^Тзуап). О ней в «Шарадатилаке» сказано, что ее тело сделано из письма (^Шт: 4.1) или из букв (varnatanu: 2.10), что «она состоит из букв» (varnatmika) и что «на ее голове, руках, стопах, талии и груди распределены пятьдесят письменных знаков алфавита» (VI 4)49. Однако не следует приписывать письму то, что в действительности принадлежит речи. Одним из атрибутов богини Липиде-ви является книга (pustaka), которую она держит в руках, но буквы, составляющие ее тело, - это алфавит, то есть список знаков, но-тирующих фоническую систему, и вполне вероятно, что эти знаки сгруппированы в разных частях ее тела по артикуляционным характеристикам фонем, которым они соответствуют, как сказано о bhutalipi в «Саундарьялахари» 34. Зато здесь нет никакого упоминания о ценности, приписываемой каждой индивидуальной букве в ее графическом изображении, служащем объектом медитации50.

Однако один элемент графической системы вполне способен стать иконой не только в тантризме, но и в индуизме в целом: это мистическое возглашение om (аum). На письме оно передается буквами о или аu, а также знаком назализации т, но может также фигурировать как своего рода эмблема, изображение которой одинаково для всех индийских письменностей. Эта эмблема начиная с «Гопатха-брахманы» составляет предмет специальной экзегезы, цель которой - придать смысл и функцию кривым и точке, которые ее составляют. Эта экзегеза «прививается» к той, что имела своей материей звуки, на которые разлагается слог ом, или аум, и также рассуждает о грамматическом статусе этого восклицания51.

Вместе с тем восприятие графемы ом не резервировано исключительно за религиозными текстами. Оно дает повод автору «Найшадхачариты» поупражняться в поэтической педантичности. Вот композиция в духе Арчимбольдо52, призванная восхвалить и аллегоризировать части тела богини Речи: ее горло - местопребывание музыки; три складки на ее талии - три Веды; две ее руки -поэтические размеры, основанные на числе слогов и основанные на числе мор; соединения между руками и предплечьями - цезура между двумя полустишиями; ее пояс - наука грамматики (сформированная ее «сыновьями», которыми являются «афоризмы», сутры); ее губы - два оппонента, которые противостоят друг другу в споре; две ее ягодицы - первая миманса и вторая миманса (т. е. веданта. - Примеч. пер.); тридцать два зуба - 16 логических то-

пик, перечисленных дважды; линия черного пушка, тянущаяся от пупка к лобку, - «Атхарваведа»; пальцы рук - золотые перья; прическа - род чернил; блеск ее улыбки - эссенция мела. Чтобы завершить картину, «создатель наградил ее бровями в виде двух дуг, образующих pranava [графическую эмблему слога ом] и отметил ее лоб знаком bindu [точкой, передающей назализацию], ее серьги он сделал из двух кружков, маркирующих конец слова [речь идет о висарге, глухом придыхательном звуке h, который заменяет букву s в конечной позиции]» («Найшадхачарита», X 73-87).

Бинду, являющееся одновременно каплей, становится точкой, в которой концентрируется вся ясность луны (indu): бог Индра пользуется ее сиянием, чтобы прочитать (pathitum) на лбу Налы знаки, подобные письму (lipim iva), которые сообщают ему, предназначена ли Дамаянти быть его супругой (Там же, XV 65). Кроме того, поэт придает особое значение вертикальным и горизонтальным черточкам, которые в рукописях ведийских текстов подчеркивают снизу и сверху или окружают знаки, нотирующие ударные гласные: в намеченных им соответствиях небесных тел и графических знаков эти «ударения» являются лучами, испускаемыми диском Луны (Там же, XIX 7).

Наконец, одна цифра. На теле Дамаянти «не является ли эта глубоко прорезанная линия (rekha) внутри ее ушей новым (nava) способом передать цифру девять (navanka)? Не должна ли она показать, что 18 познаний, разделенные на две части, содержатся в двух ее ушах?» (Там же, VI 63).

То, что поэт приглашает нас прочитать по знакам неба или по знакам на женском теле - это указатели пути, которые направляют наш взгляд к местонахождению настоящего знания - к органу, ко -торый принимает вибрации звучащего слова.

Заметки о появлении письма в Индии

Самые древние индийские тексты, известные нам в письменной форме и являющиеся неоспоримыми свидетельствами об использовании письменности в Индии, - это эдикты Ашоки. Я опускаю до сих пор нерасшифрованные таблички и печати Мохенджо-Даро, поскольку они относятся к протоистории, которую вряд ли можно связать с началом непрерывной традиции индийской ци-

вилизации. Надписи Ашоки на столбах и на камнях, рассеянные по всему субконтиненту, датируются серединой III в. до н. э. Их дешифровка началась в 1875 г. с работ Дж. Принсепа. С этого времени историки не перестают обсуждать следующие вопросы:

Каково происхождение двух систем письма, засвидетельствованных надписями Ашоки, - кхарошти и брахми? Являются ли они автохтонным изобретением или созданы в соответствии с какой-то внешней моделью?

Каково соотношение между этими системами письма?

Прежде чем принять известную нам форму, прошли ли они период адаптации, постепенного усовершенствования, или же появились именно в этой форме? Следует ли понимать совершенство письма брахми, тот факт, что оно точно и систематически передает звуки языка, как результат долгого созревания? Или же это скорее аргумент в пользу того, что речь идет о системе, изобретенной в одночасье какой-то умной головой?

Какие выводы следует извлечь из того, что мы понимаем как намек на письмо и на письменность в известных нам текстах, датируемых эпохой до Ашоки?

Та необъятная литература, которая возникла в Индии в течение предыдущего тысячелетия, была ли она создана и передаваема без помощи письма? Возможно ли вообразить, что она была всецело устной? Или же следует, отдавая себе отчет в неопределенности хронологии в древней Индии, различать между периодами чисто устной традиции и более поздними периодами, отмеченными использованием письма?

Знать, что письменность существует и даже знать, как она функционирует - означает ли это, что ею непременно должны пользоваться?

Несмотря на приращение фактических знаний и углубление теоретических изысканий, вопросы, которые мы ставим сегодня, во многом совпадают с вопросами начала века. Самые оживленные дискуссии вызывают Веды. Принято считать, что ведийские гимны принадлежат устной традиции. Но как быть с обширными прозаическими трактатами брахман? Как относиться к сутрам, образующим арматуру веданг - дополняющих Веды наук53?

В том, что касается наиболее острого вопроса о сутрах, вспомним Макса Мюллера, который датировал начало письменности

в Индии «периодом сутр». В противовес ему Рену замечал, что именно жанр сутр менее всего нуждается в письме, поскольку краткость и сжатость этих текстов делает их легко запоминаемыми54. Это несомненно так. Но может быть, надо проводить различие между тем, на что нацелено создание текста, и характеристиками, которые облегчают его передачу. Совершенно очевидно, что сутры задуманы так, чтобы их можно было доверить памяти. Но последовательность этих «нитей» (буквальное значение слова sutra), особенно тех, из которых соткана грамматика, предполагает со стороны их авторов предвидение деталей во всей их совокупности, своего рода рассуждающую память. Такую интеллектуальную силу трудно представить без того, чтобы допустить вмешательство письма55. Как только такой текст создавался, он, несмотря на свою длину и крайнюю сложность содержания, заучивался наизусть, на слух, а не через чтение. Нам не следует спрашивать себя: возможно ли запомнить такой текст? Это именно так, мы просто констатируем. Свидетельствам древних и современных, местных и иностранных авторов о чудесных способностях индийских эрудитов удерживать в памяти огромное количество текстов, о богатстве мнемотехник, разработанных, начиная по меньшей мере с периода сутр56, несть числа.

Говоря о Ведах, спор о письме является составной частью более общего спора об отношении зрения и слуха. Для индийской традиции, начиная с «Айтарея брахманы» (VII 8), ведийское откровение является шрути: собранием фонем, которые можно и должно слышать. Тем не менее, риши - люди, наделенные сверхчувственными способностями, которые непосредственно постигали разные части и разные версии этой массы звуковых цепочек, носят имя, которое, согласно этимологии «Нирукта» (II 11), восходит к глагольному корню drs - «видеть». Риши - это визионер. Неприемлемая для лингвиста, эта интерпретация, тем не менее, соответствует функции, которую приписывают этим персонажам тексты: риши «увидели» Веду57. Однако ничто в самой Веде (ни в брахманах, ни a fortiori в гимнах) не позволяет думать, что то, что риши «видели», - это письменный текст. Скорее - и именно поэтому их считают визионерами - они видели те реалии или ту реальность, которую фрагментарно передают ведийские слова. Я хочу закончить цитатой из «Найшадхачариты», довольно позднего тек-

ста традиции кавья, отмеченного скорее научностью и виртуозностью, чем подлинным вдохновением. Рассказывая о стране, где царит совершенство, еще не испорченное нашим железным веком, поэт показывает подданных, поглощенных совершением ритуальных обязанностей, предписанных Ведой, и особенно рецитацией самих ведийских текстов, различных частей или ветвей, составляющих ведийский корпус:

«Солнечные лучи - орнамент окрестностей. Они принимают формы, изображающие тысячи ветвей четырех Вед. Именно их эхо (pratidhvani), эхо, состоящее из слов Веды, поднимается по пути (adhvani) неба из уст рецитирующих» (XIX 10).

Перевод с французского В.Г. Лысенко

1

2

3

4

5

6

7

8 9

10 11 12 13

Примечания

Sankarabrahmasütrabhäsya, ed. 1904. P. 379. Thibaut 1904a. P. 325. Müller 1899. P. 92.

Rämänuja. Brahmasûtrasrïbhasya, ed. 1899. P. 322. Thibaut 1904b. P. 76 sq. Annambhatta. Tarkasamgraha, ed. 1969. P. 169. Foucher 1949. P. 158.

См. Renou, Filliozat et al. 1947. P. 156-172.

См. перевод Bansat-Boudon 1996. P. 138. Об этом отрывке см. также Lévi 1890; P. 95, Gonda 1975. P. 158.

Bansat-Boudon 1996. P. 249 sq.; Falk 1993. P. 310; Janert 1995. P. 65 sq. См. примечанда: Handiqui 1956. P. 624. Цитировано в Kane 1974. P. 349.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Räjasekhara. Kâvyamïmamsâ, ed. 1934. P. 50; Stchoupak, Renou 1946. P. 148 sq. Библиография работ о терминах, обозначающих «книги» и объекты, служащие для письма: Hinuber 1989. P. 9; Falk 1993. P. 308 sq.; Janert 1995. P. 38-75; о каждодневной жизни поэтов и поэтических сообществ, kavigosthi, см. Lienhard 1984. P. 16 sq.

Малоодаренный ученик злоупотребляет мелом, когда ему надлежит изучать грамматику, если верить этому забавному описанию воркующего голубка: «Несомненно этот голубь изучал когда -то трактат Панини. На его шее орнамент, оставшийся от многочисленных меловых дорожек, прочерченных в попытке изобразить массу слов.

15

16

17

18

19

20 21

23

24

25

Забыв все, он трясет головой и произносит грамматический термин гху (ghusamjna), который случайно приходит ему в голову на рассвете в результате древнего отпечатка (praksamskarena), рожденного чтением этого текста, записанного на деревянных табличках» («Най-шадхачарита», XIX 6).

Dandin. Dasakumaracarita, ed. 1966. P. 21. См. Porcher 1995. P. 76. Dandin. Dasakumaracarita, ed. 1966. P. 62; Porcher 1995. P. 118. Цит. по: Pandey 1963. P. 20, 738. Renou 1928. P. 26.

Kautilya. Arthasastra, ed. 1960. P. 43 sq.; Kangle 1963. P. 92 sq.; Scharfe

1968. P. 221.

См. Meyer 1926. P. 99.

См. Ghoshal 1966. P. 50.

Знаменитое начало Махабхараты, когда мы видим бога Ганешу, пишущего под диктовку Вьясы текст Эпоса, является поздней добавкой , если верить критическому изданию, а также работе Falk 1993. P. 268 sq. Ставшая чрезвычайно популярной среди индийцев, эта сцена не может быть аргументом для тех, кто думает, что письмо использовалось в ту эпоху и в тех кругах, в которых были созданы основы Махабхараты. Но следует ли отнести к поздним частям стих XIII 23.72, в котором те, кто продает Веды, осуждаются на адские мучения, наряду с теми, кто подвергает их порче или записи, vedanam lekhakah? (см.: Renou 1960. P. 40). О lekhaka, секретарях, которые вместе с ganaka, счетчиками, помогают судьям дать оценку стоимости театральных представлений, см. Bansat-Boudon 1992. P. 150, 390.

Mahabharata, ed. 1929-1933; Kher 1973. P. 275; ganaka и lekhaka также упоминаются вместе в Mahabharata XV 14.8. О композиции этой главы см. Scharfe 1968. P. 68-75. Об интеллектуальных и моральных качествах, которые требуются от писца, см. Losch 1959. P. 54. См. Scharfe 1968. P. 73, 334 passim.

26 Visakhadatta. Mudraraksasa, ed. 1965. P. 43.

27

28

29

30

31

О каястхе см. Kane 1974. P. 76; Botto 1968. P. 167 sq.; Thapar 1978. P. 137-140.

В оригинале неологизм ecriveur: Hagege 1985. P. 90. См. Sharma 1966. P. 149 sq.; Derrett 1968. P. 175. Sayana. Subhasitasudhanidhi, ed. 1968. P. 127 sq. Sabdakalpadruma, ed. 1967. II. P. 93-98, особенно 127 sq. Sabdakalpadruma, ed. 1967, см. под рубриками «kayastha» и «Citra-gupta», р. 449. См. также: Kane 1953. Vol. IV. P. 160.

22

33

34

35

36

37

38

См.: Levy [1904] 1937. P. 36 sq.

Р. де Селва посвятил свое исследование современным бенгальским patuä, «показывающим разрисованные полотна» (Selva 1996. P. 171197). Эти бродячие сказители, которых считают религиозными нищими, продолжают традицию yamapatika. Образы, которые они «показывают», и тексты, которые они рецитируют, разворачивая свои полотна, не ограничиваются лишь судом мертвых. И здесь, правда, другим способом, мы снова обнаруживаем письмо и чувства страха и недоверия, которые оно возбуждает. Р. де Селва прекрасно объясняет, каким образом, учитывая, что полотно воспринимается практически как написанное (lekha), а его создание - как акт письма, «эти манипуляторы слова <...> обретают лишь статус "писателей" (равноценный статусу ремесленника), гораздо более низкий, чем статус, на который они могли бы претендовать, будь они держателями действенного слова» (Selva 1996. P. 197). Выше мы видели, что во второй картине первого акта «Мудраракшасы» (прозаическая часть после строфы 18) происходит диалог между «показывающим образ Ямы» и учеником-слугой Чанакьи. Сразу становится очевидной связь (родство!) между этим бедным попрошайкой, специалистом по Яме, и царским советником, которому он хочет представиться: они, как сказано, являются «братьями по дхарме». Само собой разумеется, бродячему сказителю хорошо известно все, что касается царя мертвых как «царя дхармы», а также то, что знаток теории и практики политики находится на службе земного царя, который также хочет быть «царем дхармы» (dharmaräja). Последующие события показывают, что yamapatika в действительности является тайным агентом Чанакьи, пришедшим чтобы отчитаться перед своим хозяином. Yamapatika фигурирует в «Нитивакьямрта» (Nitiväkyämrta XIV 8) Сомадевы Сури, в списках разных типов шпионов, которые различаются между собой по виду деятельности и «прикрытию» (см. Botto 1962). Он также появляется в прозаическом рассказе, завершающем пьесу Вишакхадат-ты, а также в «Мудраракшасанатакакатхе» (Mudräräksasanätakakathä) Махадэвы, о чем см. Piano 1968, особенно P. 17, 82. Bäna. Harsacarita, ed. 1964. P. 264. Ibid. P. 259. Ibid. P. 270.

Уже в ведийские времена, когда Яма осуществлял свою власть над мертвыми, не прибегая ни к письму, ни к услугам писца, у него, наряду с другими эмблемами, был и стебель тростника. Тростинка является царским символом, посохом, но также может стать и смертоносной стрелой. Эту интерпретацию см. в Krick 1982. P. 347, note

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

930, который цитирует Atharva-Samhita XII 2.54, и ссылается на Nirrti к Kausika-Sütra XVIII 1-18, чтобы показать связь тростинки с этой разрушающей и дезорганизующей силой.

См. Scharfe 1977. P. 79; Fussman 1988. P. 511 sq.; Falk 1993. P. 134. Kumarila. Tantravarttika ad Jaiminimïmämsädarsаna, ed. 1970. P. 13. См. Sachau 1910. P. 125. См. Malamoud 1987. P. 151-161; 1989. P. 304 sq. Даже в сказке со счастливым концом, в которой письмо играет совершенно положительную роль, как в истории Матанги из 2-й главы «Дашакумарачариты» (Dasakumaracarita, ed. 1966. P. 25; Porcher 1995. P. 80), эта связь между письменным текстом, который появляется как веление судьбы, и областью смерти четко подчеркнута. Матанга (Matanga), который обрел множество заслуг, поскольку спас жизнь брахмана, получает от Шивы, поклонником которого он стал, приказ найти некую расселину в лесу, возле камня, отмеченного отпечатком стопы Парвати. У входа в эту расселину он должен обнаружить медную дощечку (tämra) с инструкцией (säsana), на которой ему суждено увидеть веление самой судьбы. Следуя этим распоряжениям, Матанга проскальзывает в расщелину и попадает в некий мир, где он осуществляет жертвоприношение своим собственным телом в качестве жертвенной субстанции; взамен он получает сияющее тело, которое позволит ему после смерти стать властителем Паталы, одного из адов.

См. Sivaramamurti 1974. P. 62 sq.

В оригинале перевод Жаклин Риссет. См. Risset (ed.) 1990. P. 214, note p. 330.

См. примечание Pézard (ed.) 1965. P. 1281. Особенно Lienhard 1984. P. 154-158. Goudriaan, Gupta 1981. P. 130-136. См. Malmann 1963. P. 190 sq.

О Липидеви и - в более общем плане - о взаимодействии устной и письменной традиций в тантризме см. Padoux 1996. P. 138 sq. В этом насыщенном тексте А. Паду подводит итог обширному исследованию тантризма последних лет, в которое он внес свой значительный вклад. Маламуд 2003 (рус. пер. В.Г. Лысенко).

Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593, Милан) - итальянский художник, знаменитый своими живописными портретами, умело скомпонованными из фруктов, овощей и разных предметов. - Примеч. пер. Работы индологов обо всех этих вопросах перечислены, резюмированы, сгруппированы и прокомментированы по темам в критической библиографии, разумеется, не всеохватывающей, но все же очень об-

ширной: Falk 1993. См. также Renou 1950. P. 34-39; 1960. P. 40 sq.; 1963. P. 199, n. 175; Scharfe 1977. P. 19, 133; Janert 1995. Renou, Filliozat et al. 1947. P. 222 sq.; Renou 1963. P. 199, n. 175. См. Scharfe 1977. P. 113. Falk 1993. P. 321-327.

О способности видеть, свойственной риши, см. Lévi [1898] 1966. P. 143-151; Gonda 1963; 1975. P. 65-78.

54

55

56

57

Источники на санскрите

Annambhatta. Tarkasamgraha / Ed. Satkaarisarmaa Vangiiya. Varanasi (The

Chowkhamba Sanskrit Series. The Kasi Sanskrit Series, 187), 1969. Bäna. Harsacarita / Ed. J. Pathaka. Varanasi: The Chowkhambha Vidyabha-

wan (The Vidyabhavan Sanskrit Granthamala, 36), 1964. Dandin. Dasakumaracarita / Ed. M.R. Kale, 4th ed. Delhi: Motilal Banarsidass,

1966 [см. Porcher 1995].

Jaimini. Srïmajjaiminipranïtam mïmamsadarsanam, with Bhasya of Sabara and Tantravarttika of Kumarila / Ed. K.V Abhyamkar, P.G. Josl. Poona (Änandäsramasamskritagranthävalih, 97), 1973-1981, 7 vol. Kälidäsa. Kumarasambhava / Ed. M.R. Kale, 6th ed. Delhi: Motilal Banarsidass, 1981.

Kälidäsa. Raghuvamsa / Ed. G.R. Nandargikar, 4th ed. Delhi: Motilal Banarsidass, 1971 [см. Renou 1928]. Kälidäsa. Sakuntala / Ed. M. Mo nier-Williams. Oxford: Clarendon Press, 1876; репринт: Varanasi (Chowkhambha Sanskrit Series. Studies, XII), 1961 [см. Bansat-Boudon 1996]. Kälidäsa. VikramorvasI / Ed. M.R. Kale, 11th éd., Delhi, Motilal Banarsidass,

1967 [см. Bansat-Boudon 1996].

Kautilya. Arthasastra / Ed. R.P. Kangle. Part I: A Critical Edition with a Glossary. Bombay: University of Bombay, 1960 [см. также Kangle 1963, 1965].

Mahabharata, with the commentary of NIlakantha. Poona: Chitrashala Press, 1929-1933, 6 vol.

Räjasekhara. Kavyamlmamsa / Ed. C.D. Dalal, R.A. Sastry, 3rd ed. Baroda

(Gaekwad's Oriental Series), 1934 [см. Stchoupak, Renou 1946]. Rämänuja. Brahmasûtrasrïbhasya. Bombay: the Pandit, 1899. Sabdakalpadruma / By Raja Radha Kanta Deva. Calcutta, 1887, 5 vol.; репринт: Varanasi, 1967 (Chowkhamba Sanskrit Series, 93). Sankarabrahmasûtrasankarabhasya with commentaries Ratnaprabha, Änanda-girlya. Bombay: Nirnaya-SagarPress, 1904.

Sayana. Subhasitasudhanidhi / Ed. K. Krishnamoorthy. Dharwar: Karnatak University, 1968.

Sriharsa. Naisadhiyacaritam / Ed. Narayana Rama Acarya, 9th ed. Bombay:

Nirnaya Sagar Press, 1952. Visakhadatta. Mudraraksasa / Ed. M.R. Kale, 5th ed. Delhi: Motilal Banarsi-dass, 1965.

Yajnavalkyasmrti / Ed. Narayana Rama Acarya. Bombay: Nirnaya Sagar Press, 1965.

Yaska. Nirukta: см. Sarup 1922.

Исследования

Bansat-Boudon L. 1992: Poétique du théâtre indien. Lecture du Natyasâstra. Paris: EFEO (Publications de l'Ecole Française d'Extrême-Orient, vol. 169).

Bansat-Boudon L. 1996: Le théâtre de Kalidasa / Traduit du sanskrit et du prâkrit, présenté et annoté par L. Bansat-Boudon. Paris: Gallimard (Connaissance de l'Orient).

Botto O. 1962: Il Nïtivakyamrta di Somadeva Sûri. Turin: G. Giappichelli.

Botto O. 1968: Intorno ad alcuni temi di Râjanlti del Visnudharmottarapu-rana // Mélanges d'indianisme à la mémoire de Louis Renou. Paris: E. De Boccard (Publications de l'Institut de Civilisation Indienne, sér. in 8°, fasc. 28).

Derrett J.D.M. 1968: Religion, Law and the State in India. Londres, Faber and Faber.

Falk H. 1993: Schrift im alten Indien. Ein Forschungsbericht mit Anmerkungen. Tübingen: Gunter Narr Verlag (Scriptoralia, 56).

Foucher A. 1949: Le Compendium des topiques, Tarkasamgraha d'Annamb-hatta / Avec des extraits de trois commentaires indiens (texte et traduction) et un commentaire par A. Foucher. Paris: Adrien Maisonneuve.

Fussmann G. 1988: Les premiers systèmes d'écriture en Inde // Annuaire du Collège de France 1988-89. P. 507-514.

Ghoshal U.N. 1966: A History of Indian Public Life. Vol. 2: The Pre-Maurya and the Mauya Periods. London: Oxford University Press.

Gonda J. 1963: Die Religionen Indiens. II: Der Jüngere Hinduismus. Stuttgart: Kohlhammer.

Gonda J. 1975: Vedic Literature (Samhitas and Brahmanas). Wiesbaden: Otto Harrassowitz.

Goudriaan T., Gupta S. 1981: A History of Indian Literature. Vol. II, fasc. 2: Hindu Tantric and Sakta Literature. Wiesbaden: Otto Harrassowitz.

Hagège C. 1985: L'Homme de paroles. Contribution linguistique aux sciences humaines. Paris: Fayard.

Handiqui K.K. 1956: Naisadhacarita of Sriharsa, for the first time translated into English with Critical Notes and Extracts from Unpublished Commentaries. Poona: Deccan College Post-graduate and Research Institute (Deccan College Monograph series, vol. 14).

Hinuber O. von. 1989: Der Beginn der Schrift und frühe Schriftlichkeit in Indien. Stuttgart: Akademie der Wissenschaften und der Literatur (Abhandlungen der geistes- und sozialwissenschaftlichen Klasse, Nr. 11).

Janert K.L. 1995: Bibliographie mit den Berichten über die mündliche und schriftliche Textweitergabe sowie die Schreibmaterialen in Indien. Bonn: VGH Wissenschaftsverlag (Sarasvati Series, Bd. 13).

Kane P. V. 1930-1962: History of Dharmasastra (Ancient and Mediaeval Religious and Civil Law in India). Poona: Bhandarkar Oriental Research Institute (Government Oriental Series), 5 vol.; 2nd revised ed., 1968-1975.

Kangle R.P. 1963: The Kautilya Arthasastra. Part II: An English Translation with Critical and Explanatory Notes. Bombay (University of Bombay Studies - Sanskrit, Prakrit and Pali, Nr. 2).

Kangle R.P. 1965: The Kautilya Arthasastra. Part III: An English Translation with Critical and Explanatory Notes. Bombay (University of Bombay Studies - Sanskrit, Prakrit and Pali, Nr. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kher N.N. 1973: Agrarian and Fiscal Economy by the Mauryan and PostMauryan Age (circa 324 B. C. - 320 A. D.). Delhi: Motilal Banarsidass.

Krick H. 1982: Das Ritual der Feuergründung (Agnyadheya). Wien: Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften (Veröffentlichungen der Kommission für Sprachen und Kulturen Südasiens, Ht. L6).

Lévi S. 1898: La doctrine du sacrifice dans les Brahmanas / 2e éd. avec une préface de L. Renou. Paris: PUF (Bibliothèque de l'Ecole des Hautes Etudes; Section des sciences religieuses, LXXIII), 1966.

Lévi S. 1890: Le Théâtre indien / Réimp. avec preface de L. Renou. Paris: College de France, distr. H. Champion (Bibliothèque de l'Ecole des Hautes Etudes, IVe section, fasc. 83), 1963.

Lévi S. 1904: La transmigration des âmes dans les croyances hindoues // Conférences du Musée Guimet 1903-1904, 2° partie. Paris: E. Leroux, 1904. P. 85-118; переизд.: Mémorial Sylvain Lévi. Paris: Paul Hartmann, 1937. P. 24-38.

Lienhard S. 1984: A History of Indian Literature. Vol. III, fasc. 1: A History of Classical Poetry - Sanskrit-Pali-Prakrit. Wiesbaden: Otto Harrassowitz.

Losch H. 1959: Rajadharma. Einsetzung und Aufgabenkreis des Königs im Lichte der Puranas. Bonn: Selbstverlag des Orientalischen Seminars der Universität Bonn (Bonner Orientalistische Studien, N. S., Bd. 8).

Malamoud C. 1987: Parole à voir et entendre // Cahiers de littérature orale. 21. P. 151-161. Cм. Маламуд Ш. Слово для зрения и слово для

слуха // Историко-философский ежегодник 2001. М.: Наука, 2003. С. 156-158.

Malamoud C. 1989: Cuire le monde. Paris: La Découverte. См. Маламуд Ш. Испечь мир: ритуал и мысль в древней Индии / Пер. с фр. и вступ. ст. В .Г. Лысенко. М.: Вост. лит., 2005.

Malmann M.T. de. 1963: Les Enseignements iconographiques de l'Agni Purana. Paris: PUF (Annales du musée Guimet. Bibliothèque d'études, t. LXVII).

Meyer J.J. 1926: Das altindische Buch vom Welt und Staatsleben, das Artha-sastra des Kauülya, aus dem Sanskrit übersetzt. Leipzig: Otto Harrassowitz; репринт: Graz: Akademische Druck- und Verlagsanstalt, 1977.

Müller M.F. 1899: The Six Systems of Indian Philosophy. London: Longmans; репринт: Varanasi (The Chowkhamba Sanskrit Series. The Œowkhamba Sanskrit Studies, XVI), 1971.

Padoux A. 1996: L'orale et l'écrit, mantra et mantrasastra // Traditiones orales dans le mond indien / Études réunis par С. Œampion: Paris: EHESS (Pu-rushartha, 18). P. 133-145.

Pandey K.C. 1963: Abhinavagupta: An Historical and Philosophical Study / 2nd ed. Varanasi (The Œowkhamba Sanskrit Series. The Œowkhambha Sanskrit Studies, vol. I).

Pézard A. (éd.) 1965: Dante. Oeuvres complètes. Paris: Gallimard (Bibliothèque de la Pléiade).

Piano S. 1968: La Mudraraksasanatakatha di Mahadeva. Turin: G. Giappi-chelli, Universita di Torino, Facoltà di Lettere e Filosofia (Orientalistica, vol. I).

Porcher M.C. 1995: Dandin. Histoire des dix princes / Traduit du sanscrit, présenté et annoté par M.-С. Porcher. Paris: Gallimard Connaissance de l'Orient).

Renou L. 1928: Kalidasa. Le Raghuvamsa (La lignée des fils du soleil), poème en XIX chants / Traduit du sanscrit par L. Renou. Paris: Librairie orientaliste Paul Geuthner (Les joyaux de l'Orient, t. VI).

Renou L. 1950: Sanskrit et ^ltare. L'apport de l'Inde à la civilisation humaine. Paris: Payot.

Renou L. 1960: Etudes védiques et paninéennes. T. VI. Paris: E. De Boccard (Publications de l'Institut de civilisation indienne, sér. in 8°).

Renou L. 1963: Sur le genre du sütra dans la littérature sanskrite // Journal Asiatique. T. ŒLI, fasc. 2. P. 165-216.

Renou L. 1978: L'Inde fondamentale / Etudes d'indianisme réunies et présentées par СЬ Malamoud. Paris: Hermann.

Renou L., Filliozat J. et al. 1947: L'Inde classique. Manuel des études indiennes. Vol. 1. Paris: Payot.

Risset J. (éd.) 1990: Dante. La Divine Comédie, texte original / Traduction et notes par J. Risset. Paris: Flammarion.

Sachau E. 1910: Al Biruni's India. London: Routledge and Kegan Paul.

Sarup L. 1922: The Nighantu and the Nirukta: The Oldest Indian Treatise on Etymology, Philology and Semantics. Oxford; репринт: Delhi: Motilal Banarsidass, 1967.

Scharfe H. 1968: Untersuchungen zur Staatslehre des Kautalya. Wiesbaden: Otto Harrassowitz.

Scharfe H. 1977: A History of Indian Literature. Vol. V, fasc. 2: Grammatical Literature. Wiesbaden: Otto Harrassowitz.

SelvaR. de. 1996: Quand «donner à voir» est «écrire». Les récitatifs des patua montreurs d'images du Bengale (Inde) // Traditions orales dans le monde indien / Études réunies par C. Champion. Paris: Ed. de l'EHESS (Puru-sartha, 18). P. 171-197.

Sharma R.S. 1966: Light on Early Indian Society and Economy. Bombay: Manaktalas.

Sivaramamurti C. 1974: L'art en Inde. Répertoires mythologiques, historiques et littéraires par N. Balbir. Paris: Lucien Mazenod; репринт: (L'art des grandes civilisations), 1978.

Stchoupak N., Renou L. 1946: La Kâvyamïmamsâ de Rajasekhara / Traduite du sanskrit par N. Stchoupak et L. Renou. Paris: Imprimerie nationale (Cahiers de la Société asiatique, VIII).

Thapar R. 1978: Ancient Indian Social History: Some Interpretations. New Delhi: Orient Longman.

Thibaut G. 1904a: The Vedanta-sûtras with the commentary by Sankara / Translated by G. Thibaut. Oxford: Clarendon Press (Sacred Books of the East, vol. XXXIV, XXXVIII); репринт: Delhi: Motilal Banarsidass, 1962.

Thibaut G. 1904b: The Vedanta-sûtras with the commentary by Ramanuja / Translated by G. Thibaut. Oxford: Clarendon Press (Sacred Books of the East, vol. XLVIII); репринт: Delhi: Motilal Banarsidass, 1962.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.