Научная статья на тему 'Черносотенное движение в Западной Сибири в начале ХХ В. : социальные корни и локальные особенности возникновения'

Черносотенное движение в Западной Сибири в начале ХХ В. : социальные корни и локальные особенности возникновения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
321
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ЧЕРНОСОТЕНСТВО / КРАЙНЕ ПРАВЫЕ / ПРАВЫЙ МОНАРХИЗМ / МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / "СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА" / "РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОЮЗ ИМЕНИ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА" / WESTERN SIBERIA / IDEOLOGY OF THE BLACK HUNDREDS / EXTREME RIGHT-WING / RIGHT MONARCHISM / MODERNIZATION PROCESSES / TRADITIONAL CULTURE / "UNION OF THE RUSSIAN PEOPLE" / "THE RUSSIAN NATIONAL UNION OF MIKHAIL ARKHANGEL"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Язынин А.Е., Любимов А.А.

В статье предпринимается попытка изучить социальные корни и локальные особенности происхождения черносотенно-монархических организаций в Западной Сибири, создать социальный портрет местного черносотенца. В Сибири в начале ХХ в. действовали черносотенные союзы, отличающиеся по численности и размаху деятельности. Недоверие и подозрительность в отношении происходивших в то время перемен выплескивались в протестные действия, принимавшие форму антисоциального, девиантного, а порой и преступного поведения. Поэтому мотивы их массового присоединения к погромному движению 1905 г. становятся очевидными: ставку на насилие стоит рассматривать как естественную реакцию в большинстве своём людей с невысоким уровнем образования и личной культуры на смену привычных, устоявшихся веками порядков, уничтожаемых надвигающимся процессом модернизации в России. Провоцирующим фактором, приводившим к резким, агрессивным по своему характеру протестным действиям со стороны черносотенцев являлась радикализация противостоящей им стороны. Ее представители стремились добиться «всего и сразу». Для многих людей, ставших в ряды «чёрной сотни», революция была вполне конкретным поражением их мировоззрения, неосознанным ощущением падения нравственных ориентиров и традиционных устоев культуры. В то же время среди черносотенцев оказалось немало людей, присоединившихся для того, чтобы реализовать своё честолюбие или же укрепить материальное положение, заодно продемонстрировать свою лояльность существующей политической системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Черносотенное движение в Западной Сибири в начале ХХ В. : социальные корни и локальные особенности возникновения»

DOI: 10.26105/SSPU.2019.56.5.028 YAK 94(571.1).083(091) ББК 63.3(253.3)53-55

A.E. ЯЗЫНИН, A.A. ЛЮБИМОВ

ЧЕРНОСОТЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В НАЧААЕ XX в.: СОЦИААЬНЫЕ КОРНИ И АОКААЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

A.E. YAZYNIN, A.A. LYUBIMOV

THE BLACK HUNDREDS MOVEMENT IN WESTERN SIBERIA AT THE BEGINNING OF THE 20th CENTURY: SOCIAL ROOTS AND LOCAL FEATURES OF APPEARANCE

В статье предпринимается попытка изучить социальные корни и локальные особенности происхождения черносотенно-монархических организаций в Западной Сибири, создать социальный портрет местного черносотенца. В Сибири в начале ХХ в. действовали черносотенные союзы, отличающиеся по численности и размаху деятельности. Недоверие и подозрительность в отношении происходивших в то время перемен выплескивались в протестные действия, принимавшие форму антисоциального, девиантного, а порой и преступного поведения. Поэтому мотивы их массового присоединения к погромному движению 1905 г. становятся очевидными: ставку на насилие стоит рассматривать как естественную реакцию в большинстве своём людей с невысоким уровнем образования и личной культуры на смену привычных, устоявшихся веками порядков, уничтожаемых надвигающимся процессом модернизации в России. Провоцирующим фактором, приводившим к резким, агрессивным по своему характеру протестным действиям со стороны черносотенцев являлась радикализация противостоящей им стороны. Ее представители стремились добиться «всего и сразу». Для многих людей, ставших в ряды «чёрной сотни», революция была вполне конкретным поражением их мировоззрения, неосознанным ощущением падения нравственных ориентиров и традиционных устоев культуры. В то же время среди черносотенцев оказалось немало людей, присоединившихся для того, чтобы реализовать своё честолюбие или же укрепить материальное положение, заодно продемонстрировать свою лояльность существующей политической системе.

The article attempts to study the social roots and local features of the origin of the Black Hundreds and monarchic organizations in Western Siberia and to create a social portrait of the local Black Hundreds man. Distrust and suspicion of the changes taking place at that time splashed into protest actions, which took the form of antisocial, deviant, and sometimes criminal behavior. Therefore, the motives for their mass affiliation to the pogrom movement in 1905 become obvious: the bet on violence should be viewed as a natural reaction for most people with a low level of education and personal culture to replace the usual, well-established order of centuries destroyed by the impending modernization process in Russia. The provocative factor that led to sharp, aggressive in nature protest actions by the Black Hundreds was the radicalization of the opposing side. Its representatives looked forward to achieving "all at once." For many people who joined the ranks of the "Black Hundreds" the revolution was a very concrete defeat of their worldview, an unconscious feeling of the fall of moral guidelines and traditional cultural foundations. At the same time, there were quite a few people among the Black Hundreds who joined in order to realize their ambition or strengthen their financial position and at the same time to demonstrate their loyalty to the existing political system.

Ключевые слова: Западная Сибирь,черносотенство, крайне правые, правый монархизм, модернизационные процессы, традиционная культура, «Союз русского народа», «Русский народный союз имени Михаила Архангела».

Key words: Western Siberia, ideology of the Black Hundreds, extreme right-wing, right monarchism, modernization processes, traditional culture, "Union of the Russian people", "The Russian national union of Mikhail Arkhangel".

Черносотенное движение в начале ХХ в., в последние годы существования Российской империи,выступало под лозунгами защиты православия и самодержавия,принципиально отстаивая эти идеи. Под «чёрной сотней», или черносотенцами, как правило, понимаются представители консервативных, правомонархических, зачастую антисемитски настроенных кругов, активно выступавших против российской революции 1905-1907 гг. Само название этого движения и его участников родилось в среде его антагонистов -либералов и революционеров (сами себя они первоначально называли «патриотами», «истинно-русскими людьми», «союзниками»), но достаточно быстро адаптировали это прозвище. В.А. Грингмут - один из идеологов правого монархизма - в «Руководстве монархиста-черносотенца» напомнил, что ранее в России «чёрной сотней» называли тягловое посадское население городов [9, с. 20].

Интерес к истории крайне правого монархизма в современной России подогревается тем, что на рубеже уже 80-90-х гг. ХХ в. на политическую арену вышел ряд политических организаций, объявивших себя идейными преемниками «чёрной сотни» начала века. Вновь возникли политические формирования, напрямую позиционировавшие себя как наследники и продолжатели дела «Союза русского народа»,стали издаваться газеты и журналы с теми же названиями и лозунгами, что пропагандировали дореволюционные черносотенцы. Да и те ошибки - отсутствие сплочённости, разделённость на множество мелких организаций, соперничество за право называться наиболее идейно «чистыми», - которые успели совершить монархисты, также вольно или невольноих «преемники», были практически повторены.

Среди современных исследований российского черносотенства наибольший интерес вызывают работы С.А. Степанова, в частности, его монография «Чёрная сотня в России (1905-1914 гг.)» [9]. В этой работе автор тщательно исследует идеологию черносотенного движения, её истоки, подробно изучает политическую практику «союзников», дает наиболее точные сведения по численности и структуре черносотенных организаций.

Поистине фундаментальной научной работой, в которой были систематизированы и представлены накопленные исторические сведения о «чёрной сотне», стала вышедшая в 2008 г. одноименная историческая энциклопедия [11].

Среди публикаций о деятельности черносотенцев в окраинных территориях российского государства, появившихся в 1980-1990-х гг., весьма существенное место стали занимать публикации историков сибирского региона. Так, В.М. Слободян заострил внимание на способах борьбы революционных сил в Сибири с представителями черносотенных организаций во время погромов осенью 1905 г. [8]. Особенности издательской деятельности сибирской черносотенной прессы рассматривали Е.Л. Бузмаков [1], Ю.П. Родионов [6, 7], В.В. Воробьёв [2].

В работах А.П. Толочкоприводится завершённая характеристика сибирского черносотенного движения. Исследовательизучилзначительное количество местных отделов крайне правых, проанализировав их социальный состав, динамику численности,структуру руководства [10]. Наконец, в монографии А.А. Штырбула, посвящённой политической культуре Сибири, выявляются причины позднегостановления правомонархических организацийв регионе[12].

Таким образом, анализ научно-исследовательской литературы по изучаемой проблеме показывает, что она содержит обширный фактический материал, раскрывающий особенности становления и функционирования черносотенно-монархического движения как в масштабах Российской империи, так и в Сибири. В то же время не до конца исследованным остаётся вопрос о социальной базе черносотенцев и особенностях её формирования на части империи, а именно в Западной Сибири.

Целью настоящей статьи является стремление выявить социальные корни и локальные особенности возникновения и оформления черносотенного движения в Западной Сибири, определить его основные движущие силы.

В Российской империилюбые политические движения или организации, даже самые консервативные, не могли действовать на легальной основе вплоть до 1905 г., что существенно тормозило консолидацию и оформление и либерального, и консервативного движений, хотя и не препятствовало развитию и деятельности революционных партий, более или менее успешно функционировавших в нелегальных условиях.

Во многом благодаря этому степень консолидации правомонархиче-ских (черносотенных) союзов была невысока. Вобрав в свой состав ряд правых организаций, Союз русского народа (СРН) вынужден был предоставить им значительную часть определенной самостоятельности. Эти организации, став отделами СРН, сохраняли прежние названия и уставы. Многие черносотенные организации считали себя только присоединившимися к СРН и не расценивали распоряжения его Главного совета как руководство к действию. Союз русского народа оставался довольно аморфной организационной структурой с десятками полунезависимых отделов [9, с. 177].

Численность всех черносотенных организаций историкам всегда было трудно определить. И не только потому, что исходя из своей стратегии, монархисты не хотели раскрывать политическим противникам истинное число своих сторонников (так же поступали и другие политические партии). Дело ещё и в том, что крайне правые были склонны чрезмерно преувеличивать своё влияние в обществе. Поэтому наиболее достоверными будут являться данные Департамента полиции, согласно которым в 1907-1908 гг. в 78 губерниях насчитывалось 358 758 членов СРН и 47 794 члена других монархических организаций [цит. по: 9, с. 180]. Наиболее радикально черносотенцы проявляли себя в регионах с «гибридной» социальной структурой (Украина, Белоруссия), особенно в районах так называемой черты еврейской оседлости, где было сконцентрировано более половины (57,6%) всех их членов [9, с. 185].

Возникновение черносотенного движения в начале ХХ в. в Западной Сибири в основном имеет те же причины, что и на остальной территории Российской империи. Они, на наш взгляд, имели как внутреннюю, так и внешнюю обусловленность. Во-первых, на рубеже Х1Х-ХХ вв. Россия соприкоснулась с«западным миром», уже использовавшим ресурсосберегающие технологии и теперь активно осваивающим новые источники сырья. В оформляющемся мировом разделении труда России предназначалась роль поставщика этого сырья. Фактически Россия была уже не в состоянии проводить самостоятельную внешнюю политику, находясь в полной финансово-экономической зависимости от Запада.

Не в меньшей степени ситуация с зависимостью производства от иностранных собственников продолжалась и в Сибири. Это было характерно, например, и для ведущей отрасли западносибирского производства - маслоделия, продукция которого находилась под полным контролем иностранцев, и для вывоза прочих товаров сельскохозяйственного производства - мяса, бекона, птицы,яиц.

Мировой капитал тормозил развитие российской экономики, а отечественные предприниматели не могли соперничать с более мощными европейскими и, особенно, американскими заводчиками. Так, экспорт леса из Сибири, в том числе из района Тюмени, был сосредоточен полностью в руках иностранцев, обладавших серьезными финансами и деловыми контактами [3, с. 187]. Та же ситуация наблюдалась и в машиностроении: лишь в г. Томске с 1900 г. вступили в эксплуатацию литейный и механический заводы, единственные во всем сибирском регионе. Кроме небольшого завода датчанина С. Рандрупа, основанного в 1904 г. в Омске, изготовлявшего в основном плуги и бороны, других предприятий сельскохозяйственного машиностроения в

регионе фактически не было [3, с. 189]. Иностранный капитал начал проникать в Западную Сибирь с 1896 г., когда датская фирма «Полизен» в г. Кургане основала контору по организации экспорта сибирского сливочного масла [3, с. 194]. Затем свое предприятие открыла ещё одна датская экспортная фирма «Эсман». Вскоре в Западной Сибири началась «масляная горячка». К экспорту сливочного масла подключились десятки иностранных фирм. Среди них можно выделить опять же датские «Сибирскую компанию» (имевшую 38 отделений в Сибири), «Лунд и Петерсон» (реорганизованную впоследствии в «Русско-Азиатскую компанию»), а также английскую компанию «Юнион». Названные структуры концентрировали у себя значительную часть экспорта сибирского сливочного масла [3, с. 196]. Засилье иностранцев - промышленников и предпринимателей - вызывало недовольство значительной части сибирского общества, в том числе и его консервативных кругов.

Русско-японская война существенно обескровила ресурсы страны. Причинами поражения России, кроме чисто военных, были коррумпированность чиновников всех уровней, серьезный дефицит финансов, а также недружественная позиция западных стран в противостоянии России и Японии. Наконец, в начале ХХ века в России наметился раскол в обществе: для основной массы населения ценности и институты западной цивилизации были абсолютно чуждыми, хотя среди интеллектуальной элиты наблюдалась сильнейшая тяга к ним. Так, в противостоянии с подавляющим большинством общества, сформировался русский либерализм, который мог ускорить развитие России в сторону западного образа жизни. К указанным проблемам стоит присовокупить также специфический характер господствующей религии, нацеленный на ограничение и даже полное прекращение контактов православия со всеми остальными христианскими конфессиями, и особую значимость самодержавия, сохранявшего многие традиционалистские черты,а также полиэтнический характер Российской империи [5, с. 6]. На этой почве открывались широкие возможности для черносотенцев, в том числе для их сибирских единомышленников, претендовавших на роль истинных защитников русского православия.

В Сибири религиозный фактор являлся питательной средой для распространения крайне правых идей и взглядов. Кроме официальной православной церкви, большое значение имело присутствие в крае поселений старообрядцев, внесших определенный вклад в его освоение. Многие из них, проживая в центральной России, были малоземельными и даже безземельными. Указанная причина, а также религиозные притеснения по отношению к староверам привели к тому, что значительная их масса переселялась на сибирские территории. Их материальный и духовный быт, оставаясь традиционно русским, сохранял консерватизм, особенно в сфере следования канонам «дораскольнического» вероисповедования и соответствующей культовой обрядности [13, с. 31].

Сибирский крестьянин был значительно самостоятельнее сельского жителя европейской России, в плане своей независимости от помещиков, либо чиновничества. Однако общая отсталость края, насильственно внедряемая самодержавием, «замораживала» патриархальный характер социокультурного образа жизни и быта населения и его традиции, имевшие общинную направленность. Поэтому верноподданническая, державная идеология в районах Западной Сибири находила отклик у сравнительно большой части сибиряков.

В Сибири в начале ХХ в. действовали черносотенные союзы, отличающиеся по численности и размаху деятельности. По данным Е.Л. Бузмакова, в период с 1906 по 1914 гг. были основаны 84 черносотенные организации, в том числе и отделы самых крупных из них - «Союза русского народа», «Русского народного союза имени Михаила Архангела». В частности, в Тобольской губернии существовало шесть черносотенных организаций, в Акмолин-

ской области - четыре [цит. по: 9, с. 185-186]. Однако большая их часть была невелика по численности. К примеру, в имевшемся в Тобольске единственном на всю губернию отделе «Союза русского народа» состояло всего лишь 25 членов, в Новониколаевском отделе СРН - около 40 человек. В таком же состоянии пребывал отдел СРН в Барнауле. Томский губернатор в связи с этим констатировал, что количество членов монархической организации в Барнауле «незначительно и никакой внешней деятельности она не проявляет» [цит. по: 10, с. 27-28]. По-видимому, малочисленность крайне правых структур на территории Западной Сибири была обусловлена политической инертностью большинства местного населения, в том числе консервативно настроенной его части.

В целом численность членов правомонархических организаций в Западной Сибири составляла около 11 тысяч человек, что свидетельствует о превосходстве по количеству участников всех прочих политических структур в сравнительно малонаселённой Западной Сибири, а также идеологической и ментальной близости ценностных установок праворадикальных организаций. Больше всего черносотенных организаций насчитывалось в г. Томске и некоторых других населённых пунктах Томской губернии - до 40, причем, только в самом Томске было 6 таких организаций [4, с. 33].

Таким образом, среди западносибирских черносотенцев в основном преобладали русские по национальности, православного вероисповедания, среднего возраста, относящиеся к наименее мобильным, скорее патриархальным слоям местного населения, сформировавшимся в условиях доин-дустриального общества. По уровню материального благосостояния они отличались средним и низшим достатком, относительно невысоким уровнем образования. Стремясь сохранить свой традиционный, социокультурный образ жизни, представители этой общественной группы в рамках профессиональной деятельности занимались в основном ремеслом или мелкой торговлей.

В то же время их недоверие и подозрительность в отношении происходивших в изучаемое время перемен выплескивались в протестные действия, принимавшие форму антисоциального, девиантного, а порой и преступного поведения. Поэтому мотивы их массового присоединения к погромному движению 1905 г. становятся очевидными: ставку на насилие стоит рассматривать как естественную реакцию в большинстве своём людей с невысоким уровнем образования и личной культуры на смену привычных, устоявшихся веками порядков, уничтожаемых надвигающимся процессом модернизации в России. К тому же хотя бы отчасти провоцирующим фактором, приводившим к резким, агрессивным по своему характеру протестным действиям со стороны черносотенцев, являлась радикализация противостоящей им стороны. Ее представители стремились добиться «всего и сразу». Для многих людей, ставших в ряды «чёрной сотни», революция была вполне конкретным поражением их мировоззрения, неосознанным ощущением падения нравственных ориентиров и традиционных устоев культуры.

Это понималось многими представителями «черной сотни» прежде всего как угроза православию, являвшемуся их духовным ориентиром. В то же время среди черносотенцев оказалось немало людей, присоединившихся, для того чтобы реализовать своё честолюбие или же укрепить материальное положение, заодно продемонстрировать свою лояльность существующей политической системе.

Литература

1. Бузмаков Е.Л. Периодическая печать монархических организаций как источник для изучения истории черносотенных организаций в Западной Сибири // Историческая наука на рубеже веков: материалы Всерос. научн. конф. Томск, 1999. 839 с.

2. Воробьёв В.В. Периодическая печать Омска (1907-1914 гг.) // Страницы исторического прошлого Омска (XIX - начало XX вв.). Краеведч. сб. Омск, 1994. С. 102-108.

3. История Сибири: в 5 т. Т. 3: Сибирь в эпоху капитализма. Л., 1968. 530 с.

4. Кирьянов Ю.И. Численность и состав крайне правых партий в России (19051917 гг.); тенденции и причины изменений // Отечественная история. 1999. № 5. С. 33.

5. Раскин Д.И. Идеологи русского правого радикализма в конце XIX - начале XX в. // Национальная правая прежде и теперь. Историко-социологические очерки. Ч. 1: Россия и русское зарубежье. СПб., 1992. 250 с.

6. Родионов Ю.П. Либеральная и монархическая пресса Сибири в 19071914 гг. (условия и особенности функционирования) // История общественных движений и политических партий России: материалы республиканской науч. конф. в г. Томске 20-27 ноября 1992 г. Томск, 1993. С. 45-48.

7. Родионов Ю.П. Характеристика периодических изданий Сибири местной администрацией 1907-1914 гг. // Науч. конф. памяти Н.М. Ядринцева (2930 октября 1992 г.). Омск, 1992. С. 72-74.

8. Слободян В.М. Деятельность сибирских организаций РСДРП по вооружению рабочего класса в период первой Российской революции (19051907 гг.) // Вопросы историографии в общественно-политической истории Сибири. Омск, 1990. С. 22-48.

9. Степанов С.А. Чёрная сотня. Что они сделали для величия России. М.: Яуза-Пресс, 2013. 672 с.

10. Толочко А.П. Черносотенцы в Сибири (1905 - февраль 1917 гг.). Омск: ОмГУ, 1999. 123 с.

11. Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917 / сост. А.Д. Степанов, А.А. Иванов; отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2008. 640 с.

12. Штырбул А.А. Политическая культура Сибири: опыт провинциальной многопартийности (конец XIX - первая четверть XX века): в 2 ч. Ч. 1: (конец

XIX века - февраль 1917 г.). Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. 244 с.

13. Язынин А.Е. Генезис черносотенно-монархического движения Западной Сибири и его противоборство с политическими противниками (19051914 гг.). Ишим, 2010. 120 с.

References

1. Buzmakov E.L. Periodical press of monarchical organizations as a source for studying the history of black-and-white organizations in Western Siberia, Historical science at the turn of the century: materials vseros. scientific. conf. Tomsk, 1999. 839 p.

2. Vorobyov VV Periodical press of Omsk (1907-1914), Pages of the historical past of Omsk (XIX - beginning of XX centuries). Local history collection. Omsk, 1994. pp. 102-108.

3. History of Siberia. In 5 vol. 3. Siberia in the era of capitalism. L., 1968. 530 p.

4. Kiryanov Y.I. Number and composition of the extreme right-wing parties in Russia (1905-1917); trends and causes of change, Domestic history. 1999. N 5. P. 33.

5. Raskin D.I. Ideologists of Russian right-wing radicalism in the late XIX - early

XX century, National right before and now. Historical and sociological essays. Part 1. Russia and Russian abroad. SPb., 1992. 250 p.

6. Rodionov Yu.P. The Liberal and monarchist press of Siberia in 1907-1914 (conditions of operation), History of social movements and political parties of Russia. Materials of the Republican scientific conference in Tomsk on November 20-27, 1992. Tomsk, 1993, pp. 45-48.

7. Rodionov Yu.P. Characteristics of periodicals Siberia local administration 19071914, Scientific conference in memory of N.M. Yadrintseva (29-30 October 1992). Omsk, 1992, pp. 72-74.

8. Slobodian VM. Activity of Siberian organizations of the RSDLP armament of the working class in the period of the first Russian revolution (1905-1907), Questions of historiography in the social and political history of Siberia. Omsk, 1990, pp. 22-48.

9. Stepanov S.A. Black hundred. What they did for the greatness of Russia. Moscow: Yauza-Press, 2013. 672 p.

10. Tolochko A.P. Chernosotentsy in Siberia (1905 - February 1917). Omsk: Omsk State University, 1999. 123 p.

11. Black hundred. Historical encyclopedia 1900-1917 / comp. A.D. Stepanov, A.A. Ivanov; ed. O.A. Platonov. Moscow: Institute of Russian civilization, 2008. 640 p.

12. Shtyrbul A.A. The political culture of Siberia: the experience of a multi - provincial (late XIX - first quarter of the XX century): in 2. Part 1: (end of XIX century - February 1917). Omsk: Publishing house Omgpu, 2003. 244 p.

13. Yazynin A.E. Genesis of the black hundred-monarchist movement in Western Siberia and its confrontation with political opponents (1905-1914). Ishim, 2010. 120 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.