УДК 94(4)375/1492 UDC
DOI: 10.17223/18572685/58/3
ЧЕРНАЯ И ЧЕРВОННАЯ РУСЬ В ПЕРИОД МОНГОЛЬСКИХ ПОХОДОВ
Т.С. Жумаганбетов1, А.Н. Сундетова2
1 Актюбинский региональный государственный университет
Республика Казахстан, 030000, г. Актобе, пр. А. Молдагуловой, 34 E-mail: [email protected] 2 Западно-Казахстанский медицинский университет Республика Казахстан, 030000, г. Актобе, ул. Маресьева, 78 e-mail: [email protected]
Авторское резюме
В данной статье авторы поставили себе задачу ответить на вопрос о возможности противостояния русинов и других этносов того времени монгольскому натиску XIII в. Монголы не смогли захватить ряд городов Черной и Червонной Руси. Даниил Галицкий и его брат Василько Романович организовали эффективное сопротивление монголам. Более того, они в 1241 г. изгнали монгольскую администрацию из Бо-лоховской земли. Вопреки мнению ряда историков, Галицко-Волынское княжество не покорилось. Его правители не возили монголам ежегодно собиравшиеся налоги. Во взаимоотношениях с ними Даниил Романович и его сыновья были союзниками в вопросах сохранения границ в регионе от притязаний Литвы и Польши. Такое состояние дел стало возможным всвязи с включением Черной и Червонной Руси в антимонгольскую католическую каолицию. Покровительство Папы Римского Инно-кения IV позволило русинам противостоять монголам и сохранять свою независимость на протяжении XIII—XV вв. Владимиро-Суздальские княжества покорились и впустили на свои земли монгольских администраторов - баскаков и даруга. Внутри семьи Ярослава II Всеволодовича по вопросу о борьбе с монголами и духовному компромиссу появился раскол. Против Александра Невского, который был сторонником покорения иноземцам, встали его брат Андрей Ярославович, дядя Ярослав Ярославович, сын Андрей Александрович и др. Даниил Романович и его сыновья приняли королевский титул и распространяли католичество как на своих землях, так и в княжестве Литовском. Сторонники католической партии владимирских князей пошли на политический и брачный союз с королем Даниилом Романовичем.
При этом «русском короле» начались переговоры по созданию в регионе униатской греко-католической церкви, которые завершились после его смерти Брестским и Флорентийским договорами.
Ключевые слова: монгольское нашествие, Черная и Червонная Русь, идеология, Даниил Галицкий, греко-католическая организация.
BLACK AND CHERVONA (RED) RUS DURING THE MONGOL CAMPAIGNS
T.S. Zhumaganbetov1, A.N. Sundetova2
1 Aktobe Regional State University 34 A. Moldagulova Avenue, Aktobe, 030000, Kazakhstan E-mail: [email protected] 2 West Kazakhstan Medical University 78 Maresyev Street, Aktobe, 030000, Kazakhstan E-mail: [email protected]
Abstract
In this article, the authors have set themselves the task of answering the question of a possible opposition of Rusins and other ethinc groups to the Mongol onslaught in the 18th century. The Mongols could not capture a number of cities of Black and Red Rus. Daniel of Galicia and his brother Vasilko Romanovich could organize an effective resistance to the Mongols. Moreover, in 1241, they managed to oust the Mongol administration from the Bolokhov land. Opposing to some historians, the authors argue that the Galicia-Volhynia Principality did not submit to the Mongols, and its rulers never took the annually collected taxes to the Mongols. In their relations with the Mongols, Daniel Romanovich and his sons agreed on the border issues and their protection from the claims of Lithuania and Poland, which was possible due to the inclusion of Black and Red Rus in the anti-Mongolian Catholic coalition. Pope Innocent IV's patronage allowed Rusins to resist the Mongols and maintain independence throughout the 13th - 15th centuries. The Vladimir-Suzdal Principality surrendered to the Mongols and admitted the Mongol administrators - baskaki and darugachi - to their land. The family of Yaroslav II Vsevolodovich split on the question of fight against the Mongols and spiritual compromise. Alexander Nevsky, who belived it would be better to surrender, was opposed by his brother Andrei Yaroslavovich, uncle Yaroslav Yaroslavovich, his son Andrei Alexandrovich and others. Daniel
Romanovich and his sons took the Royal title to spread Catholicism both in their lands and in the Principality of Lithuania. Vladimir princes who supported the Catholic party concluded a political and matrimonial alliance with King Daniel Romanovich. This "Russian king" started negotiations on the the Uniate Greek Catholic Church in the region, which ended with the Brest and Florentine Treaties after his death,.
Keywords: Mongol invasion, Black and Chervona (Red) Rus, ideology, Daniel of Galicia, Greek Catholic organisation.
Важный вопрос средневековой истории: была ли возможность противостоять в XIII в. монголам? Сделать все возможное, чтобы не покориться завоевателям? На этот вопрос отвечает история русинов.
XIII в. привнес в жизнь евразийского континента огромные изменения. Этнос, вышедший на мировую арену из степей Монголии, халхи, предпринял эффективные усилия для создания самой общирной империи на нашей планете.
Первоначально Темуджин, будущий Чингиз-каган, ставил перед собой и своим народом задачу обезопасить внешние границы своего общества и только что созданного государства Йеке монгол улус. Реформы в обществе и армии оказались результативными, что позволило создать боеспособную армию в 100 тыс. воинов. К 1215 г. монголы выполнили первоначальные внешнеполитические задачи. Их злейшие враги - многочисленные племена татар и чжурчжэньская империя Цзинь - стали вассалами монголов. Война с Хорезмом, Бул-гарией, ханами кумано-кыпчаков стали причинами развертывания боевых действий на западе. Попытки великих князей Юрия Всеволодовича и Ярослава II Всеволодовича в 1237-1240 гг. организовать военный отпор монголам завершились сокрушительными поражениями и смертью старшего брата [1, 4-7, 13].
Вероятно, до 1240 г. владимирские князья надеялись на общехристианское сопротивление и помощь других, пусть даже и католических стран. Но к середине 1240 г. стало понятно, что монгольские экспедиционные корпусы будут вторгаться вслед за кыпчаками хана Котяна в Венгерское королевство, а значит, пострадают и их католические союзники. В войне против антимонгольской католической каолиции на стороне монголов выступил сын Ярослава II новгородский князь Александр, полководец «Республики Святой Софии» [10].
Натиск монголов на Польшу и Венгрию с Новгородских земель в 1240 и 1241 гг. был поддержан Александром Ярославичем. Он отбил атаку шведов, освободил в 1240 г. город Псков от ливонцев, после совершил поход под город Ригу. Апогеем последнего похода стала
битва на Чудском озере [2: 62-63; 12: 190-191]. Таким образом, попытки Ганзейского союза сохранить контроль над такими центрами торговли, как Псков и Новгород, расширить католические общины в этих городах получили военный отпор.
Приготовления монголов к походу в Восточную и Южную Европу вызвали оживление политической жизни на Руси, в частности на Среднем и Верхнем Днепре. Несмотря на обреченность Киева, в течение 1239-1240 гг. там три раза сменилась власть, и престол занимали в основном князья из Черной и Червонной Руси [14: 254-255]. Есть гипотеза, что поход Даниила Романовича 1239 г. на Киев вызвало его желание устранить конкурента на престол Галича.
Поражение половцев-кыпчаков хана Котяна Сутоевича и взятие монголами в декабре 1240 г. Киева и земель всего княжества делали неизбежным вторжение монголов в ближайшие королевства. Весной 1241 г. хан Бату прошел через Волынь, захватив и разорив города Черной1 и Червонной2 Руси: Новогрудок, Городен, Волко-выск, Волынь, Галич, Владимир на р. Буг и др. Русинское ополчение и дружины князей смогли отстоять столицу княжества Холм, а также города Кременец и Данилов [3: 21, 112; 14: 255] - событие для того времени совершенно неординарное. Русины отчаянно обороняли свои города от главных сил монгольского корпуса, но силы были не равны. От полного уничтожения городских центров русинов спасло то, что монголы очень спешили, поэтому, выполнив основную военную задачу, они не оставили в этих местах свои гарнизоны. Русины смогли сохранить основные силы народного ополчения. Очень многие вошли в младшие дружины трех князей: Даниила Романовича, его брата Василько и сына Даниила Романа Даниловича. 12 марта 1241 г. хан Бату с основными силами разбил силы защитников Карпат и между Ужгородом и Мукачево вторгся в Венгрию.
Даниил Галицкий не только не подчинился монголам, но и в том же 1241 г. отправился в карательный поход против Болоховской земли, которая покорилась монголам и обязалась поставлять для них пшеницу и просо. Князь уничтожил удобный плацдарм монголов для контроля ими данного региона. Он разрушил такие города болохов-цев, как Кудин, Божский, Деревич и др.
В начале апреля 1241 г. польско-немецкая армия была разгромлена другим монгольским корпусом в битве при Легнице. Монгольский корпус получил приказ переместиться в Венгрию для соединения с основными силами экспедиционного войска. Северный корпус монголов продвигался вдоль границ Богемии. Отдельные отряды прошли через земли русинов, но без военных конфликтов. В то же время главнокомандующий объединенными силами монголов хан
Бату развернул свои войска на территорию Венгрии. 11 апреля
1241 г. объединенное хорватско-венгерское войско короля Белы IV потерпело поражение на берегах р. Сайо. В течение лета-осени того года монголы захватили всю территорию Венгрии и Сербии, в начале
1242 г. - город Загреб и достигли берега Адриатического моря [13: 13-14; 15: 60], которое отделяет Балканский полуостров от Аппенинского. Попытки монголов вторгнуться на земли Священной Римской империи оказались неудачными. Один из крупных разведывательных отрядов дошел до окрестностей Вены. На подступах монголы столкнулись с объединенным чешско-австрийским отрядом, в стычке потерпели поражение и были вынуждены отступить за Дунай. Три монгольских отряда попытались закрепиться на землях нынешней Восточной Германии, но были разбиты и изгнаны. Монголы потерпели поражение от войск баварского герцога и немецкого короля Конрада IV и в тот же период осадили, но не смогли захватить хорватский город Клис. Неудачи монгольской экспедиционной группы раздражали руководителей похода, которые считали главным виновником несчастий хана Бату [11: 75-76].
Смерть кагана Угэдэя в декабре 1241 г., согласно политической традиции монголов, вызвала временное завершение военных кампаний в Европе и на Южном Кавказе. Руководители похода были обязаны участвовать в общемонгольском курултае по избранию нового верховного правителя - кагана. Экспедиционное войско вернулось в степи через северные земли Сербии и Дунайскую Болгарию [2: 65].
Военный разгром Польши, Чехии, Венгрии, Сербии окончательно подавил волю к сопротивлению у большинства владимирских князей. Они смирились с положением побежденных и начали выстраивать новые отношения с победителями.
Как известно, в военном отношении Владимиро-Суздальские княжества были окончательно покорены к 1240 г. К тому времени все открытые военные действия против монгольского войска прекратились из-за полного отсутствия перспектив военного противостояния. В этой связи необходимо отметить, что не все центры - города и области подверглись нашествию и оккупации. Сохранили свои силы такие территории, как «Республика Святой Софии» (до 1259 г.), Смоленское княжество (до 1274 г.). Однако эти сильные в экономическом и военном плане княжества не стали организовывать сопротивление монголам и не вошли в коалиции, которые продолжили борьбу. Наоборот, в последующие годы они так же выказали покорность и подписали разные по содержанию вассальные договора.
Перенос основных военных действий монголов в Восточную и Южную Европу позволил перевести дух владимиро-суздальским
князьям. Оставшийся формально великим князем всей Руси Ярослав II Владимиро-Суздальский в 1240-1243 гг. еще считал возможным освободиться от ига путем тесного союза с западными странами. Он начал переписку с папой римским и императором Священной Римской империи германской нации.
Его сын Андрей Ярославич и младший брат Ярослав Ярославич также ориентировались на Запад, на союз с Даниилом Романовичем Галицким и Новгородом в борьбе против внешнего врага [13: 29]. Они неоднократно в тот период выезжали на запад для совместной координации действий. Однако попытка опереться на католическую Европу отца и его среднего сына натолкнулась на предложение перейти в католичество. У Ярослава Всеволодовича, в отличие от сына Андрея, данная перспектива вызвала негативную реакцию. Поэтому великий князь был вынужден в 1243 г. покориться монголам и получить от них соответствующий документ (ярлык). Более того, от монголов он получил контроль над княжеством Киевским и стал великим князем Ярославом III Всеволодовичем Киевским. Очевидно, он в первое время считал эту меру временной и надеялся освободиться в ближайшей перспективе, консолидировав силы христиан Европы против монголов.
Вслед за ним в 1244 г. монголам «поклонились» Владимир Константинович Углицкий, Борис Василькович Ростовский, Глеб Василькович Белозерский, Василий Всеволодович, в 1245 г. на поклон отправились Борис Василькович Ростовский, Василий Всеволодович, Константин Ярославич и другие князья Рюриковичи [13: 31].
Андрей Ярославич и его дядя Ярослав Ярославич как истинные патриоты продолжили свою борьбу против власти монголов и князей-сепаратистов. Активная фаза противостояния заняла целое десятилетие - с 1248 по 1258 г. В 1252 г. князь Андрей Ярославич был разгромлен темником Неврюем и был вынужден бежать в Швецию.
Оппозиционных князей не смущала перспектива перехода в другую ветвь христианства. Ради освобождения своей родины они вошли в тесный союз с князьями Черной Руси. В частности, князь Андрей женился на дочери Даниила Романовича, а дочь Ярослава Ярославовича вышла замуж за внука Юрия-Георгия Львовича, короля Черной Руси и Галиции. Они дали согласие на переход в католичество своей семьи и народа, а также на возможную унию двух основных христианских церковных организаций.
Противоположную позицию занимал князь Александр Ярославич Невский. Он политическое покорение улусу Джучи считал явлением длительным и отрицательно относился к идее сопротивления монголам как в военном, так и политическом аспекте. Особенно негативно
он отнесся к идеологическому компромиссу, т. е. даже ради благой цели отказу от греческого православия. Он справедливо полагал, что православная церковь объединяла тогдашнее общество от полного раскола на мелкие этнические группы: норманнов, славян, финно-угоров, аланов, тюрко-хазар и т. д.
В последующее время и в течение всей своей жизни он получал всемерную поддержку от православного духовенства как союзник светской власти в ее отношениях с джучидскими ханами и с собственным народом [12: 185-193]. В этом он находил полное понимание и поддержку от руководителей Русской православной церкви, которой удалось установить конструктивные отношения с завоевателями, что позволило получить от ханов льготы для земельных владений церквей и монастырей. Эти земли стали точками экономического роста со второй половины XIII —XV в. Религиозная организация получила от монголов целый ряд сословных, социальных, экономических и политических льгот. По этим причинам Александр Ярославич Невский, несмотря на недовольство в низах, активно боролся с антимонгольскими настроениями на подконтрольной ему территории, т. е. на когда-то единой Владимиро-Суздальской земле. Он проводил последовательную политику для достижения стабильных мирных отношений с ханами улуса Джучи, открыто демонстрируя свою покорность завоевателям.
Александр Невский жестоко подавлял любые антимонгольские выступления, невзирая на сословную принадлежность мятежников, наказывая за поддержку таких выступлений не только народных героев, но и народные массы целых волостей и уездов, а также представителей правящего класса — бояр и самих князей. Он не пожалел даже собственного сына Андрея Александровича, дядю Ярослава Ярославича и младшего брата Андрея Ярославича, мешавших ему в осуществлении политики примирения с монголами.
Неудивительно, что пример Александра Невского быстро нашел отклик у правящей верхушки других владимирских князей, которые стали вскоре даже соревноваться между собой за выражение преданности «царю», т. е. монгольскому хану [13: 30].
Вследствие этих событий с 1243 г. Черная и Червонная Русь стали основным регионом борьбы славянских народов с монголами. Сопротивление возглавили князья и народные массы русинов Черной и Червонной Руси. Центром этого движения являлось Галицко-Волын-ское княжество, возглавляемое Даниилом Романовичем. В поисках союзников в борьбе против монголов он обратился к венгерским королям и папе римскому. В 1247 г., по возвращении в Киев от кагана Гуюка папского посла Дж. Плано Карпини, он и его брат Ва-
силько торжественно встретили папского легата. В течение восьми дней они совещались относительно предложений, сделанных еще при отъезде послом Ватикана Василько Романовичу. Они касались перехода данных князей и их народа под покровительство папы, а также экуминистических проблем, в частности, некоторых нюансов возможной унии двух церквей и восстановления единства «святой матери Церкви» [8: 67]. После совещания с епископами и другими уважаемыми людьми они единодушно ответили, что «желают иметь господина папу своим преимущественным господином и отцом, а святую Римскую церковь - владычицей и учительницей» [8: 81].
Ради осуществления этих планов уже в 1248 г. Иннокентий IV даровал Даниилу Романовичу титул «король Галиции и Ладомерии», а после перехода в католичество литовских земель в 1253 г. к прежнему титулу добавили титул «король Руси» [3: 127-128; 13: 29]. Антимонгольский католический союз укрепился династическими браками. В 1247 г. князь Лев Данилович женился на венгерской принцессе Констанции, а Роман Данилович в 1252 г. - на австрийской принцессе Гертруде Бабенберг.
К 1254 г. западные монархи и Ватикан договорились с монголами о совместном походе на Средний и Ближний Восток (т. н. желтый крестовый поход) [2: 76]. При этом угроза вторжения монголов на окраины католической Европы, в т. ч. на земли Галицко-Волынского княжества, сохранялась. Поэтому Даниил Романович продолжил укреплять католический союз договорами со Священной Римской империей, Тевтонским орденом и новыми соглашениями с Ватиканом. При этом остальные славянские княжества, оказавшиеся под властью улуса Джучи, т. е. Золотой Орды (суверенизация произошла в 1269 г.), постепенно начали культурно дистанцироваться от регионов самого западного княжества по линии от Подолья до Галиции.
Даниил Романович воспользовался слабостью поляков и венгров после монгольского разгрома и смог расширить свои владения за счет города Люблина и ряда приграничных территорий Венгрии.
В 1255 г. Даниил Романович посетил ставку хана Бату. Цели поездки мы не знаем. Последующие события показали, что речь шла не о вассальном договоре, а скорее о границах между улусом Джучи и Галицко-Волынским княжеством, тем более что Ватикан к тому времени стал союзником каганов Гуюка и Кубилая. Однако, по другим данным, Даниил посетил ставку хана Золотой Орды в 1245 г., став «мирником» татаро-монголов, что также говорило о чисто номинальной зависимости [16: 11-47].
Таким образом, поддержка Ватикана позволила русинскому обществу выйти из изоляции и духовного кризиса. Будучи уже королем, Да-
ниил Романович в союзе с рыцарями Тевтонского ордена вмешался в литовскую междоусобицу, выступив против православного (с 1247 г.) князя Миндовга, которому пришлось принять католичество (1251 г.) и титул «короля» (1253 г.). В 1255 г. Даниил Романович укрепил католический союз, заключив договор с сыном короля Миндовга Войшелком. Согласно договору, вся Черная Русь с городами Ново-грудок, Слоним, Волковылск и др. оказывались под патронатом двух королей - Даниила и Миндовга, но под управлением сына Даниила Романовича Шварна, который женился на дочери Миндовга. С того времени сыновья Даниила Романовича стали именоваться королями Черной Руси. В результате нескольких совместных походов к 1256 г. было подчинено литовское племя ятвягов и начался процесс перехода этого племени в католичество. Широкая католическая поддержка позволила Даниилу Романовичу противостоять монголам. В 1252 г. ему удалось отбить поход темника Куремсы [3: 131-134; 9]. Данный факт вызывает особый интерес. Событие происходило в середине XIII в., когда монголы находились на пике своей пассионарной энергии.
Даниил Романович изгнал золотоордынских сборщиков налогов из таких регионов, как Меджибожа, Болоховский округ, западная часть Киевской земли. Ему удалось вернуть занятый монголами город Возвягль (вероятно, это было частью переговорных планов Даниила Романовича с ханом Бату).
В 1258 г., воспользовавшись междоусобицей между союзниками, к границам Галицко-Волынского княжества подошел монгольский корпус во главе с темником Бурундаем. Его целью была стабилизация западных границ улуса Джучи. Темник Бурундай потребовал от своего формального союзника Даниила Романовича присоединиться к его дружине для совместного похода на Великое княжество Литовское. Василько Романович был послан братом в поход. Этим воспользовался сын Миндовга Войшелк, который захватил Романа Даниловича и вскоре казнил его. Католический союз в регионе распался.
В 1259 г. темник Бурундай пришел вновь и демонстрацией военной силы заставил срыть укрепления нескольких городов. Василько Данилович был вынужден сопровождать его в походе на Польшу и способствовал добровольной сдаче жителей города Сандомир монголам, после чего город был разграблен.
В 1262 г. началась война хана Берке с ильханом Хулагу за территорию Аррана. Военные действия были вначале удачными для джучидов, но война затянулась. Хан Берке решил привлечь воинские контингенты вассалов и союзников. По этой причине в 1263 г. Даниила Романовича Галицкого, его брата Василько и его сына Льва Даниловича, Александра Ярославича Невского и его брата Ярослава
Ярославича Тверского, Владимира Рязанского, Ивана Стародубского и других князей вызывали в столицу улуса Джучи Сарай-Бату на встречу с ханом Берке [13: 31].
Несмотря на утверждения отдельных историков, постоянная монгольская администрация на землях русинов так и не появилась. Причиной того стали многолетнее героическое сопротивление народа, поддержка венгерских и австрийских королей, которая обернулась для русинов унией и появлением греко-католической церкви.
Вероятно, еще одной причиной разъединения Галицко-Волын-ской Руси и остальных русских земель стали итоги Липицкой битвы 21 апреля 1216 г., в результате которой основной центр политики великих князей сместился на север. Так, И.Я. Фроянов отмечает: «Благодаря липицкой победе Новгород не только отстоял свою независимость, но удержал свое положение главного города в волости, отстояв при этом ее территориальную целостность» [17: 361]. В последующие годы основные усилия великих князей Юрия и Ярослава Всеволдовича, позже Александра Ярославича (вместе с монголами) были направлены на установление контроля над «Республикой Святой Софии».
В 1264 г. Даниил Романович скончался. К тому времени сил бороться с его сыновьями, а также с их покровителями - Литвой, Венгрией и другими соседними странами - у монголов не осталось. Междоусобица внутри улуса Джучи между беклярбеком Ногаем и ханом Тохтой и война с хулагуидским Ираном отвлекли силы улуса от западных границ. Пассионарная энергия русинов и стечение различных исторических обстоятельств позволили небольшому славянскому этносу проявить стоический характер и одному из немногих отстоять свою свободу и независимость от монголов.
Приложение
1. Черная Русь - название, применяющееся в историографии и литературе в отношении территории Верхнего Принеманья в период существования Городенского и Полоцкого княжеств (ХИ-ХШ вв.) и становления Великого княжества Литовского в ХШ-Х^ вв. Охватывала верхнее течение реки Неман с городами Гродно, Новогрудок (столица региона), Слоним, Волковыск, Несвижем, Здитов, Турийск и Мозыр.
2. Червонная Русь - регион, охватывавший в период Средневековья основные земли Галицко-Волынского княжества. Расположена на западе современной Украины и юго-востоке современной Польши. Основные города региона: Львов, Звенигород, Галич, Теребовль, Санок и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Сочинения. М.: Вост. лит., 1963. Т. 1. 763 с
2. Вернадский Г.В. История России: Монголия и Русь. Тверь; М.: Леан-Аграф, 1997. 480 с.
3. Галицко-Волынская летопись. СПб.: Алетейя, 2005. 424 с.
4. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.; Л.: АН СССР, 1939. 502 с.
5. Грумм-Гржимайло Г.Е. Джучиды. Золотая Орда // «Арабески» истории. М.: Ди-Дик, 1994. Кн. 1. 436 с.
6. ГруссеР. Империя степей / Пер. В. Мирзаянова. Париж: Пейот, 1938. URL: http://kitap.net.ru (дата обращения: 12.09.2019).
7. Д. Оссон К. От Чингисхана до Тамерлана. Алматы: Санат, 1996. 360 с.
8. Путешествия в Восточные страны Плано Карпини и Гильома Рубрука. М.: Географическая литература, 1957. 272 с.
9. Котляр Н.Ф. Даниил, князь Галицкий. СПб.: Алетейя; Киев: Птах, 2008. 320 с.
10. Кузьмина О. Республики Святой Софии. М.: Вече, 2008. 448 с.
11. Майоров А.В. Завершающий этап западного похода монголов: военная сила и тайная дипломатия // Золотоордынское обозрение. 2015. № 1. С. 75-76.
12. Малышев В.И. Житие Александра Невского // Труды отдела древнерусской литературы Института литературы АН СССР. М.; Л.: АН СССР, 1947. Т. 5. 310 с.
13. Похлебкин В.В. Татары и Русь. 360 лет отношений с татарскими государствами в XIII-XVI вв. 1238-1598 гг.: справочник. М.: Международные отношения, 2005. С. 188.
14. Русские летописи. XI-XVI вв. СПб.: Амфора, 2006. 438 с.
15. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды // Сборник. Кочевники: Золотая Орда. Павлодар: Эко, 2007. 248 с.
16. Суляк С. Сын самодержца всея Руси // Русин. 2005. № 2 (2). С. 11-47.
17. Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М.: Русский издательский центр, 2012. 1087 с.
REFERENCES
1. BartoLd, V.V. (1963) Turkestan к epokhu mongol'skogo nashestviya. Sochineniya [Turkestan in the Era of the Mongol Invasión. Compositions]. VoL. 1. Moscow: Vostochnaya Literatura.
2. Vernadsky, G.V. (1997) Istoriya Rossii: Mongoliya i Rus' [History of Russia: MongoLia and Rus]. Tver; Moscow: Lean-Agraf.
3. KotLyar, N.F. (ed.) (2005) Galitsko-Volynskaya letopis' [GaLicia-VoLhynia ChronicLe]. St. Petersburg: ALeteyya.
4. Grekov, B.D. & Yakubovsky, A.Yu. (1939) Zolotaya Orda i ee padenie [The GoLden Horde and its FaLL]. Moscow; Leningrad: USSR AS.
5. Grumm-GrzhimayLo, G.E. (1994) Dzhuchidy. ZoLotaya Orda [The Jochid Family. The GoLden Horde]. In: GumiLev, L.N. & Kurchi, A.I. (eds) "Arabeski" istorii [Arabesques of History]. Vol. 1. Moscow: Di-dik.
6. Gruess, R. (1938) Imperiya stepey [The Steppe Empire]. Translated from French by V. Mirzayanov. Paris: Pejot. [Online] Available from: http://kitap.net. ru (Accessed: 12th September 2019).
7. D'Ohsson, K. (1996) Ot Chingiskhana do Tamerlana [From Genghis Khan to Tamerlane]. Translated from FrenchAlmaty: Sanat.
8. Shastina, N.P. (ed.) (1957) Puteshestviya v Vostochnye strany Plano Karpini i Gil'oma Rubruka [The Journey to the East by Giovanni di Plano Carpini, and Guillaume de Rubruck]. Moscow: Geograficheskaya literatura.
9. Kotlyar, N.F. (2008) Daniil, knyaz'Galitskiy [Daniel, Prince of Galicia]. St. Peterburg: Aleteyya; Kyiv: Ptakh.
10. Kuzmina, O. (2008) Respubliki Svyatoy Sofii [Republic of Hagia Sophia]. Moscow: Veche.
11. Maiorov, A.V. (2015) The final stage of Mongol invasion of Europe: A military force and secret diplomacy. Zolotoordynskoe obozrenie - Golden Horde Review. 1. pp. 75-76. (In Russian).
12. Malyshev, V.I. (1947) Zhitie Aleksandra Nevskogo [The Life of Alexander Nevsky]. In: Adrianova-Perets, V.P. (ed.) Trudy otdela drevnerusskoy literatury In-stituta literatury AN SSSR [Proceedings of the Department of Old Rus Literature of the Institute of literature of the USSR Academy of Sciences]. Vol. 5. Moscow; Leningrad: USSR AS.
13. Pokhlebkin, V.V. (2005) Tatary i Rus'. 360 let otnosheniy s tatarskimi gosu-darstvami vXIII-XVI vv 1238-1598 gg. [The Tatars and Russia. 360 years of relations with the Tatar States in the 13th - 16th centuries. 1238-1598]. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya.
14. Bobrov, A.G. (ed.) (2006) Russkie letopisi. XI-XVI vv [Russian Chronicle. The 11th - 16th centuries]. St. Petersburg: Amfora.
15. Safargaliev, M.G. (2007) Raspad Zolotoy Ordy [The Collapse of The Golden Horde]. Pavlodar: Eko.
16. Sulyak, S. (2005) Syn samoderzhtsa vseya Rusi [Son to the Autocrat of All Russia]. Rusin. 2(2). pp. 11-47.
17. Froyanov, I.Ya. (2012) Drevnyaya Rus' IX-XIII vekov. Narodnye dvizheni-ya. Knyazheskaya i vechevaya vlast' [Old Rus of the 11th - 13th Centuries. Popular Movement. Princely and Veche Power]. Moscow: Russkiy izdatel'skiy tsentr.
Жумаганбетов Талгат Смагулович - доктор исторических наук, профессор АРГУ им. К. Жубанова, старший научный сотрудник Международного института кыпчако-ведения НАН РК (Казахстан).
Talgat S. Zhumaganbetov - National Academy of the Reandpublic of Kazakhstan (Kazakhstan).
E-mail: [email protected]
Сундетова Акмарал Нагашбаевна - магистр исторических наук, старший преподаватель Западно-Казахстанского медицинского университета (Казахстан). Akmaral N. Sundetova - West Kazakhstan medical University (Kazakhstan). E-mail: [email protected]