Научная статья на тему '«Через тернии к звездам». Урок-беседа по сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок» и Е. Клюева «Плющ, который карабкался…»'

«Через тернии к звездам». Урок-беседа по сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок» и Е. Клюева «Плющ, который карабкался…» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
866
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / СКАЗКА-БЫЛЬ / НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ / ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ / АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ / AUTHОR'S ATTITUDE / A FAIRY-TALE / REAL STORY / MORAL SENSE / PHILOSOPHICAL SENSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Овчинникова Марина Николаевна

на уроке обсуждается проблема счастья, высокой жизненной цели. Рассматривается мастерство писателей и их позиции по проблеме поиска смысла жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Овчинникова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Through the thorns to the stars: Lesson conversation on the story of Andrei Platonov, were Unknown flower and E. Klyuev The Ivy, which was clambering, and clambering, and clambering…

Talk-lesson on fairy-tale-real story by A. Platonov Unknown flower and the tale by Ye. Klyuev The ivy, which was clambering, and clambering, and clambering…

Текст научной работы на тему ««Через тернии к звездам». Урок-беседа по сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок» и Е. Клюева «Плющ, который карабкался…»»

ИДЕТ УРОК

М.Н. Овчинникова «ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ»

Урок-беседа по сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок» и сказке Е. Клюева «Плющ, который карабкался, и карабкался, и карабкался»

К юбилею А.П. Платонова Вместо предисловия

Уроки по сказке-были А. Платонова достаточно освещены в методической литературе. Одни разработки тяготеют к жанровому анализу сказки, другие - к нравственным открытиям. Мы предлагаем конспект урока, который поможет расширить читательский кругозор пятиклассников, введёт их в круг современной литературы, покажет, как смыкаются глубинные нравственные смыслы произведений писателей XX и XXI века.

Урок-беседа по сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок» и сказке Е. Клюева «Плющ, которыгй карабкался, и карабкался, и карабкался».

ТЕМА: «Через тернии к звёздам».

Цели урока:

1. Вырабатывать умение ориентироваться в тексте художественного произведения, обучать навыкам сопоставительного анализа художественных произведений.

2. Показать пятиклассникам способы выражения авторского отношения к литературному герою.

3. Закрепить представление об олицетворении, образах-символах в литературной сказке.

4. Воспитывать читательский вкус.

Домашнее задание к уроку: прочитать рассказы Е. Клюева и А. Платонова.

Для облегчения работы педагогов позволим себе привести текст сказки Е. Клюева полностью. плющ, который карабкался, и карабкался, и карабкался

«Карабкаться» - странное такое слово, но его всегда употребляют, когда говорят про плющи... По мнению людей, плющи только и делают, что карабкаются! Причем карабкаются, и карабкаются, и карабкаются - выше, и выше, и выше.

Вообще-то, про плющи можно ещё сказать, что они «ползут» или «вьются», но эти слова какие-то. насекомые. Так про насекомых говорят: гусеница ползет, муха вьётся. Вот и непонятно, как плющ мог бы оказаться в такой компании - словно он гусеница опять же. Или муха.

Так что мы с вами забудем слова «ползти» и «виться» - выберем уж тогда слово «карабкаться», потому что карабкаются не только насекомые, но ещё, например, и альпинисты - когда в горы поднимаются. А альпинисты -они всё-таки гораздо лучше, чем насекомые!

Вот наш Плющ, значит, и карабкался. карабкаться же ему было ох как высоко! Он ведь родился на самой земле, у забора: сначала даже никто и не понял, что это плющ и что он вообще когда-нибудь начнет карабкаться. Но карабкаться он начал сразу же - как родился, так и стал карабкаться.

- Ты куда? - спросили его соседние растения: у них пока ещё не было имен, как и у Плюща. У растений ведь как. Пока растение не станет большим, совершенно непо-

нятно, что это за растение и как его зовут. Они все на одно лицо: маленькие такие, зелёненькие. - потому и гадать бесполезно, что из каждого появится. Может, цветок или овощ, а может - сорняк противный! Только уже потом становится ясно, что перед нами. ну, цинерария, например. но это я так, к слову. В этой-то сказке перед нами никакая не цинерария, а даже совсем наоборот - Плющ.

Плющ, услышав вопрос: «Ты куда?» - задумался. и в самом деле: куда это он? Все вокруг него как стояли на земле, так и стоят, а он сразу же за какую-то щепочку на заборе зацепился да и поднялся на полсантиметра. Но отвечать было надо - и Плющ сказал:

- Я. я - туда, наверх.

- И чего ты там, наверху, забыл? - опять спросили его соседние растения.

От этого вопроса Маленький Плющ почувствовал себя и вовсе уж в тупике. Однако он всё-таки сосредоточился и ответил:

- Я там ничего не забыл, потому что я там ещё и не был. Но мне туда очень хочется.

- А здесь тебе чем плохо?

Плющ вздохнул и решил поскорее всё-таки вскарабкаться наверх, а то вопросов становилось что-то слишком много.

- Мне здесь хорошо, - объяснил он, - только здесь я уже довольно долго нахожусь. - И начал карабкаться по забору.

Он карабкался так прилежно, что всего через несколько дней оказался на самой вершине забора, и, когда посмотрел вниз, - у него даже голова закружилась.

- Ох. - сказал тогда Плющ сам себе, - высоко-то как! Не свалиться бы отсюда.

- Не бойся, - успокоило его Небольшое Деревце, -тут не страшно. Тут здорово!.. А ты куда?

Небольшое Деревце так спросило, потому что Плющ уже начал карабкаться дальше - по стене дома.

- Мне надо выше, - объяснил Плющ, сам изумляясь своим словам, и принялся тянуться вверх.

- Тут же здорово. - услышал он снизу, но ничего не ответил, потому что находился уже возле самой крыши дома, а потом - даже не заметив как - принялся карабкаться по трубе. Когда он добрался до вершины трубы, Одно Высокое Дерево с удивлением поприветствовало его и воскликнуло:

- Высоко же ты залез! Сюда немногие добираются. А тебе сюда зачем?

- Мне не сюда, - смущённо ответил Плющ. - Мне выше.

- Выше? - рассмеялось Одно Высокое Дерево. - Про это забудь. Выше уже ничего нет - посмотри-ка, что над тобой!

Плющ с тревогой посмотрел вверх и ужаснулся: наверху действительно ничего не было - одно только небо, безбрежное синее небо.

- Здесь кончаются все дороги, - вздохнуло Одно Высокое Дерево. - Я и само подумываю, не остановиться ли расти. Тут, наверху, по-настоящему прекрасно: чистый воздух и никого поблизости! Я думаю, что мы с тобой достигли предела.

46

Филологический класс, 26/2011

- Разве есть какой-нибудь предел? - огорчился Плющ и ещё раз посмотрел в небо, безбрежное синее небо.

- Конечно! - снова рассмеялось Одно Высокое Дерево. - Предел есть всему.

Плющ вздохнул. А потом всё-таки решил ещё хоть немножко потянуться вверх, в пустоту.

- И не старайся, - махнуло веткой Одно Высокое Дерево. - Там, наверху, ты не найдёшь никакой опоры.

Плющ не спал всю ночь. Он думал о том, что вот и кончилось его путешествие: он достиг самой крайней точки и теперь должен остановиться, привыкнуть к жизни на трубе и радоваться, что добрался до таких высот. Но когда утром он опять увидел небо, безбрежное синее небо, непонятная дерзкая сила бросила его вверх - туда, где не было никакой опоры.

- Ты упадёшь! - крикнуло ему вслед Одно Высокое Дерево, которое как раз проснулось и следило за опасными движениями Плюща.

- И пусть! - сказал Плющ, уже готовый падать, но в эту самую минуту с неба, безбрежного синего неба, кто-то внезапно протянул ему большую ласковую руку - и, даже не думая о том, чья это рука, Плющ с благодарностью стал карабкаться по ней - выше, и выше, и выше...

ход урока.

Жить - значит действовать.

А. Франс

1. Этап выявления читательского восприятия. Формирование читательских установок.

Слово учителя

На прошлом уроке мы познакомились с замечательным произведением А. Платонова, человека мудрого и гуманного. «Неизвестный цветок» - последний рассказ А. Платонова. Он писал его уже тяжелобольным, прикованным к постели. А подарил он его шестилетней дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий А. Платонова. Эта сказка - своеобразное завещание писателя-борца тем, кто будет жить после него.

• Ребята, какие заветы писателя, обращенные к людям грядущего, вы нашли в этой сказке?

- Нужно быть добрым; если человеку одиноко, он страдает, то ему нужно помочь, окружить любовью, заботой. Нужно уметь сочувствовать, сострадать, как девочка Даша;

- человек должен трудиться, чтобы чего-то добиться, нужно много трудиться;

- нужно учиться всматриваться и вслушиваться в окружающую нас жизнь, быть любознательным, как Даша;

- нужно помогать тем, кто слабее, кому нужна помощь, как ребята из лагеря.

Слово учителя

Сегодня, ребята, мы познакомимся с ещё одной очень интересной сказкой. Только написана она в наши дни, вашим современником, писателем Евгением Клюевым. Его сказки очень похожи на сказки Г.Х. Андерсена тем, что герои их не только люди, но и обычные предметы, окружающие нас в быту: отрывной календарь, пластинка, помада, подтяжки, кастрюля и др.

Я выбрала для знакомства с писателем сказку под названием «Плющ, который карабкался, и карабкался, и карабкался».

• Как вы думаете, почему?

- Герой этой сказки тоже цветок;

- произведения схожи по жанру: сказка-быль и сказка.

• Спасибо. Вы сейчас мне очень помогли, назвав основания для сравнения двух сказок. Сопоставительная работа, показывающая, что общего и в чём особенности каждой сказки, станет целью нашей работы на уроке.

2. Этап анализа текстов.

• Начнём с простого вопроса: кто является главными героями сказок, что их объединяет?

- Главныге герои сказок - цветыг: неизвестныгй цветок и Плющ;

- они живыге, умеют разговаривать, принимать решения;

- им нелегко живётся.

• А на этом давайте остановимся поподробнее. Какие трудности преодолевают цветы?

- «Неизвестныгй цветок рос один на пустыгре... На пустыгре трава не росла, а лежали одни старыге серые камни, а меж ними была сухая мёртвая глина... В камне и глине семена умирали. Нечем ему быгло питаться в камне и глине. Он поднимал листья против ветра, и ветер стихал... Цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям на свои листья... Днём цветок сторожил ветер, а ночью росу».

• С какой целью преодолевает трудности наш герой?

- Неизвестный цветок «трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Для цветка важнее всего жить. Он сопротивляется трудностям, преодолевает их, чтобыг выыжить, а для этого ему быг-ли необходимы и питьё - «дождевая влага», и радость - «тёплые лучи солнца»;

- преодоление трудностей делает его сильныгм.

Слово учителя

Ребята, вы совершенно верно определили жизненную цель неизвестного цветка. В те годы, когда жил А. Платонов, было очень важно сказать об этом. Талант самого писателя не признавали, не печатали его произведения, а он продолжал бороться, писал до последних дней своей жизни. Так в сказке смыкаются мужество литературного персонажа и автора произведения.

• А как живёт Плющ?

- Он тоже трудится. Вот как об этом говорит автор: «Карабкаться» - странное такое слово, но его всегда употребляют, когда говорят про плющи. По мнению людей, плющи только и делают, что карабкаются! Причем карабкаются, и карабкаются, и карабкаются - выгше, и выгше, и выгше...

Вообще-то, про плющи можно ещё сказать, что они «ползут» или «вьются», но эти слова какие-то... насекомыге. Так про насекомыгх говорят: гусеница ползет, муха вьётся. Вот и непонятно, как плющ мог бы оказаться в такой компании -словно он гусеница опять же. Или муха.

Так что мы с вами забудем слова «ползти» и «виться» - выгберем уж тогда слово «карабкаться», потому что карабкаются не только насеко-

М.Н. Овчинникова

47

мые, но ещё, например, и альпинисты - когда в горы поднимаются. А альпинисты - они всё-таки гораздо лучше, чем насекомые!»;

- Е. Клюев сравнивает Плющ с альпинистами, так как работа альпинистов очень трудная, но в то же время увлекательная.

• Ребята, давайте обратимся к толковому словарю. Что означает слово «карабкаться»?

- Перемещаться (обычно вверх) с усилием, с трудом.

- Чтобы показать, что карабкаться нелегко, автор сказки много раз повторяет это слово;

- Плющ «ведь родился на самой земле, у забора».

Он мог бы жить и у забора (он всегда там растёт). Ему, в отличие от неизвестного цветка ничто не мешало вырасти. «Плющ, услышав вопрос: “Ты куда?" - задумался... и в самом деле: куда это он? Все вокруг него как стояли на земле, так и стоят, а он сразу же за какую-то щепочку на заборе зацепился да и поднялся на полсантиметра. Но отвечать было надо - и Плющ сказал:

- Я... я — туда, наверх»;

- Его манит «безбрежное синее небо». Автор 4 раза повторяет этот эпитет, чтобы подчеркнуть непреодолимое желание Плюща карабкаться «выше, и выше, и выше». Сначала он забрался «на самую вершину забора», затем «добрался до вершины трубы» на дом. Не поверив Высокому Дереву, что это предел, Плющ бросился «вверх, туда, где не было никакой опоры». Плющ не хочет довольствоваться жизнью у забора, как его «собратья».

Слово учителя

И опять вы правы, ребята. Плющ хочет не просто жить, а забирается «выше, и выше, и выше». Он сразу поставил перед собой «высокую» жизненную цель, которую не все поняли и одобрили.

Так и человек всё время должен стремиться к достойной, высокой жизненной цели и достигать её. Способность человека ставить цели и достигать их -отличительный признак Человека в человеке.

• В сказках А. Платонова и Е. Клюева появляются символы неба и звёзд. Найдите эти описания.

- «В середине лета цветок распустил венчик кверху... Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь» («Неизвестный цветок»).

- «Плющ не спал всю ночь. Он думал о том, что вот и кончилось его путешествие: он достиг самой крайней точки и теперь должен остановиться, привыкнуть к жизни на трубе и радоваться, что добрался до таких высот. Но когда утром он опять увидел небо, безбрежное синее небо, непонятная дерзкая сила бросила его вверх - туда, где

не было никакой опоры» («Сказки на всякий случай»).

• Как вы думаете, как звёздное небо воздействует на человека?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Звёзды всегда манили человека. Мы мечтаем, глядя в звёздное небо, представляем себе возможную жизнь в других Галактиках;

- звёздное небо очень красиво;

- бывает, что звёздное небо настраивает нас на поэтический лад.

Слово учителя

Древнегреческому учёному Сенеке принадлежит известный афоризм: «Per aspera ad astra», что означает «Через тернии к звёздам». Именно так живут наши герои.

3. Этап рефлексии.

• Можно ли назвать наших героев победителями? Почему?

- Конечно, можно. Неизвестный цветок не сдаётся в тяжёлых обстоятельствах. Плющ не поддаётся на уговоры соседей-цветов смириться и жить у забора, как все;

- каждый из героев одержал победу над собой.

• И последний вопрос. Что сближает позиции авторов сказок?

- В обеих сказках добро побеждает: дети помогли цветку выжить, Плющ не упал, потому что «с неба, безбрежного синего неба, кто-то внезапно протянул... большую ласковую руку - и, даже не думая о том, чья это рука, Плющ с благодарностью стал карабкаться по ней - выше, и выше, и выше...»;

- в обеих сказках авторы на стороне героев.

Заключительное слово учителя

Мы познакомились со сказками, написанными в разное время, опытным мастером и молодым писателем. И тот и другой вышолнили «сказочную» задачу: желание сделать человека лучше, чище, заставить его задуматься над важным, достойным человека. С произведениями А. Платонова, которому в этом году исполняется 60 лет со дня смерти, мы ещё встретимся в 6, 7, 11 классах. А «Сказки на всякий случай» Е. Клюева я предлагаю вам почитать сейчас, и уверена: вы получите удовольствие от встречи с остроумным, мудрым и добрым писателем.

Домашнее задание:

Нарисуйте иллюстрации к сказке Е. Клюева, которая вам понравится. Постарайтесь передать характер литературного героя.

Литература:

Вокруг тебя мир. Книга для ученика 5 класса. -М.: Наука, 1996.

Клюев Е. Сказки на всякий случай. - М.: Слово, 2003.

Платонов А. Неизвестный цветок // Платонов А. Потомки Солнца. Рассказы и повести. - М.: Правда, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.