Научная статья на тему 'ЧЕРЕЗ МАСТЕРСТВО ОСОЗНАННОСТИ К СПОРТИВНОМУ МАСТЕРСТВУ'

ЧЕРЕЗ МАСТЕРСТВО ОСОЗНАННОСТИ К СПОРТИВНОМУ МАСТЕРСТВУ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
154
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
УНИКАЛЬНОСТЬ САМОСОЗНАНИЯ / САМОГАРМОНИЗАЦИЯ / ДУХОВНЫЕ ПРАКТИКИ / ФОРМИРОВАНИЕ САМООСОЗНАННОСТИ / UNIQUE IDENTITY / SELF-HARMONIZATION / SPIRITUAL PRACTICES / THE FORMATION OF SELF-AWARENESS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Москатова А.К.

Обсуждается феноменология состояния осознанности, её психическая обусловленность, особенности индивидуального проявления, воздействие на реализацию жизненных потенций и достижение мастерства в спортивной специализации. Рассматриваются условия и технологии самосовершенствования, роль качеств самоосознанности для прогресса спорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THROUGH THE SKILL OF AWARENESS TO SPORTSMANSHIP

The phenomenology of the state of awareness, its mental conditioning, the features of individual manifestation, the impact on the realization of life potentials and the achievement of skill in sports specialization is discussed. The conditions and technologies of self-improvement, role of quality self-awareness for the progress of sports

Текст научной работы на тему «ЧЕРЕЗ МАСТЕРСТВО ОСОЗНАННОСТИ К СПОРТИВНОМУ МАСТЕРСТВУ»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

ЧЕРЕЗ МАСТЕРСТВО ОСОЗНАННОСТИ К СПОРТИВНОМУ МАСТЕРСТВУ

Москатова А.К.

Доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор, заслуженный профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма,

Россия, Москва

THROUGH THE SKILL OF AWARENESS TO SPORTSMANSHIP

Moskatova A.

Doctor Pedagogical sciences, candidate Biological sci., Professor, Honoured professor, Russian State University Physical Education, Sport, Youth & Tourism. Moscow, Russia

АННОТАЦИЯ

Обсуждается феноменология состояния осознанности, её психическая обусловленность, особенности индивидуального проявления, воздействие на реализацию жизненных потенций и достижение мастерства в спортивной специализации. Рассматриваются условия и технологии самосовершенствования, роль качеств самоосознанности для прогресса спорта

ABSTRACT

The phenomenology of the state of awareness, its mental conditioning, the features of individual manifestation, the impact on the realization of life potentials and the achievement of skill in sports specialization is discussed. The conditions and technologies of self-improvement, role of quality self-awareness for the progress of sports

Ключевые слова: уникальность самосознания, самогармонизация, духовные практики, формирование самоосознанности.

Keywords: unique identity, self- harmonization, spiritual practices, the formation of self-awareness.

Введение. Обсуждаемая проблема обусловлена тем, что в содержании преподаваемых медико-биологических и психолого-педагогических дисциплинах в вузах, готовящих специалистов по физической культуре и спорту, не рассматривается суть природы человеческого сознания, не изучается безусловная роль самосознания индивидуума в управлении своей жизнедеятельностью и реализации врождённых психофизических способностей в избираемой спортивной сфере, включая намечаемое восхождение по ступеням мастерства. Более того, само понятие «мастерство» спортсмена, как правило, ограничено сравнительной оценкой уровня развития его физических качеств, сложности освоенных им определённых технических навыков и стратегий, определяющих успешность соревновательной деятельности и прирост достижений.

Студенты-спортсмены - будущие тренеры, наставники и воспитатели, изучающие теорию и практику своей спортивной специализации, безусловно ожидающие раскрыть секреты повышения собственного мастерства или получить профессиональные знания для воспитания когорты чемпионов и новых мастеров, фактически знакомятся с общепризнанными представлениями о морфологической конституции человека как такового, физиологических функциях его организма, наблюдаемых возрастных изменениях, возможных адап-

тивных перестройках телесных структур и функций, сопутствующих физическому развитию и регулярной тренировке.

При этом, вся информация, десятилетиями (!) наполняющая учебники, является результатом неких туманных исследований неизвестных популяций, носит сугубо вероятностный, средне-статистический характер, относится к человечеству вообще, вне времени, пространства, истории, науки, культуры и потребностей естественно развивающегося общества. Следовательно, нормативные, количественные характеристики деятельности организма, фигурирующие в учебниках, не могут служить объективным основанием для сравнительной оценки истинного физического и, тем более, психического статуса конкретного спортсмена. Более того, на таком сомнительном основании и весьма ограниченном знании человеческой природы, нельзя ожидать позитивного решения реальных практических проблем индивидуализированного или массового психофизического оздоровления общества или прогресса многообразных видов спорта. Новаторские проекты потребуют принципиальное дополнение содержания профессиональных знаний изучением и пониманием законов и природы, определяющих обширные творческие потенции индивидуального сознания, особенности психики, уникальность врождённой одарённости каждого человеческого существа.

Сегодня в компетенциях будущих профессионалов, призванных развивать сферу физической культуры и спорта, не акцентируется внимание на принципиальных различиях практически всех параметров персонифицированного психофизического статуса каждой человеческой особи. Никакие дисциплины не раскрывают обучающимся влияние на их индивидуальное сознание информации о многомерной родословной персонального генома -планируемой генетической программы земной, телесной жизнедеятельности. Не раскрывается роль в этом процессе изменчивого индивидуального генотипа и фенотипа, чьи влияния проявляются в динамике функциональных, физических характеристик, в самосознании, интеллектуальном отражении смысла жизни. Обучающиеся остаются вне ведения о выражениях феномена осознанности, касающейся понимания и признания собственной уникальности в многолюдном мире и возможностей продуктивного использования умственных потенций в самосовершенствовании, в признании широких перспектив и темпов развития индивидуализации, в понимании ценности собственных душевных и духовных качеств.

Вместе с тем, инновационные тенденции спортивного прогресса, подверженного естественным законам эволюции индивидуального и общественного сознания, способствуют зарождению в самосознании спортсменов новых потребностей - выявить наличие и убедиться в деятельной силе творческих потенций сокровенной человеческой природы для их целенаправленного, всестороннего совершенствования.

В современной молодёжной среде растёт генерация своеобразных новаторов, увлечённых спортивным экстримом, намеренно подвергающих себя испытаниям неожиданными, непредсказуемыми требованиями к психофизическим качествам человека. Необходимость изыскания совершенно новых пространственно-временных координаций, рождённых в сложных композициях техники воздушного, водного, горного спорта, которые испытывают человеческие возможности во взаимодействиях со стихийными силами природной среды, вовлекают энтузиастов экстрима в мужественные состязания с собственным разумом. При этом, неизбежная мобилизации ранее не проявленных, даже не подозреваемых резервов человеческой психики, мышления, способности к волевой концентрации физических сил, - позволяет раскрыть и убедительно продемонстрировать уникальные способности безмерного человеческого духа и мощной энергии самосознания.

Совершенно очевидно, что вершины достижений в разнообразных видах спорта непреодолимы без развития специфических ментальных качеств личности, без её любви к познанию, без намеренного, осознанного приведения своего разума к состояниям высокой психоэмоциональной и физической готовности - изыскать решение и выйти победителем в непредсказуемых ситуациях соревновательной борьбы, превозмочь возможные провалы и нарастить успехи. Известные атлеты,

мировые чемпионы, спортивные звёзды, обладающие неожиданными, весьма специфическими, творческими особенностями в умственной деятельности, ярко выраженным стратегическим мышлением, благодаря которому, они смогли проявить уникальные способы самоовладения в критических, жизненных и соревновательных ситуациях, достичь их успешного преодоления, не без оснований являются субъектами вдохновенных научных исследований по всему спортивному миру. В частности, в исследованиях, которые в течение ряда лет проводились широко известным американским учёным, профессором психологии Стэнфордского Университета, членом Американской Академии Искусств и Наук, Двик Кэрролл ( dr. Carol S. Dweck ), представлены неопровержимые доказательства того, что не столько конкретные спортивные результаты, обусловленные концентрацией физической мощности организма спортсмена-лидера -голы, очки, секунды, - сколько непосредственные и непрестанные умственные, интеллектуальные усилия личности, сознательно устремлённой к обретению мудрости самопознания, к самоисследованию, самообучению, самораскрытию, саморазвитию, самопризнанию - составляют, в совокупности, главную награду подлинного чемпиона -лучшего из лучших в спортивных состязаниях [ 9, С. 82].

Значение осознанности для

самореализации в спорте

Очевидно, помимо изучения традиционных теорий, технологий и методик спортивной подготовки в отдельных видах спорта, составляющих содержание учебников, студентам необходимо обрести понимание исключительного значения многогранной, самоосознанной умственной деятельности, которая создаёт основу реальных проявлений и подлинного признания собственных возможностей в достижении всестороннего самосовершенствования качеств разумного, высокоорганизованного, высокоценного человеческого существа.

Каждому здравомыслящему спортивному профессионалу важно чётко осознать, в чём заключается его личное, спортивное мастерство, в каких качествах, в каком направлении оно может и должно приумножаться и совершенствоваться, не путая его смысл с коллекционированием собственных достижений и медалей. Подлинная ценность мастерства, по существу, должна выражаться той неотразимой силой яркого примера реализации человеческих возможностей, человеческого таланта, которая убеждает и побуждает других спортсменов к поиску своих путей и своих вершин саморазвития.

Поскольку достижение высшего мастерства в современном мировом спорте прочно обусловлено преимущественно совокупными усилиями и указаниями целого «мозгового штаба» - тренеров, консультантов, психологов, спортивных врачей, психика спортсмена, его самосознание и оперативное мышление, поневоле утрачивают качества самосто-

ятельности и надёжности критической оценки собственных действий, уверенности в своих возможностях и весомости своих чувств, мнений и решений.

В результате, личность, особенно малоопытного спортсмена или студента, приходит к самоутверждению, как особи, чьи достижения опосредованы исключительно компетентными рекомендациями со стороны тренера, без которых собственное мышление, собственная психика и воля - обесцениваются, подавляются, а возможности творческого интеллекта теряют силу. Избегая полемики с авторитетом, спортсмен принуждается, затем и привыкает к различным формам внешнего программирования сознания, ждёт воздействий внешнего побуждения, не исключающего завуалированные рекомендации к использованию эргоген-ных стимуляторов. При этом, самоосознанность личности теряет власть, уступает вере в обещанное повышение физической работоспособности и результатов, что закономерно исключает мобилизацию сознательной воли и, тем более, подавляет умозрительную оценку спортсменом последствий подобных рекомендаций. Нивелируется главный жизнеутверждающий психический принцип осознанности - «слушай себя!»

Таким образом, проблема изучения феноменологии самоосознанности и достижения спортсменами и тренерами полноты её понимания и действенности для полноценного здоровья спортсменов и восхождения к высотам спортивного мастерства, требует полноценного освещения в программе образовательной подготовки профессионалов в сфере физической культуры и спорта.

Как проблема, связанная с психической реальностью, с развитием личности и проявлением ожидаемых и неожиданных возможностей её менталитета, осознанность человека требует рассмотрения в различных ракурсах, на основе которых каждый индивидуум - спортсмен, тренер, преподаватель -сможет провести самоисследование и самооценку феномена осознанности, учитывая перспективы и запросы, касающиеся собственной жизненной, социальной и профессиональной деятельности. Поэтому, целесообразно обратить внимание на результаты различных теоретических подходов и сравнить концептуальные выводы исследователей, имеющих отношение к различным научным платформам.

Всестороннее изучение осознанности предпринято доктором философии и профессором психологии Гарвардского Университета Элен Лангер (Ellen J. Langer), научная деятельность которой отмечена многочисленными наградами, тремя премиями, как выдающегося учёного и премией Всемирного конгресса психологов. Интригующей проблеме расшифровки феномена осознанности (Mindfullness) - была посвящена её многолетняя теоретическая и практическая работа в области нейронаук и психологии, которую она осуществляла в исследовательском Университете Йеля (Нью Хей-вен, шт. Коннектикут), в Университете Нью-Йорка

и Университете Гарварда (Кэмбридж, шт. Массачусетс). Следует отметить, что образовательная и научная деятельность этого знаменитого университета освящена неотразимым древним девизом -«Veritas» - «истина», который фигурирует на его фронтоне, подразумевая, что именно таким единственным, победоносным оружием разума должны владеть профессора, элита исследователей и выпускники Гарварда [2 ].

Естественно соотнести феномен осознанности и самоосознанности с уровнем развития и качествами человеческой психики, с характерными и преимущественными особенностями ментальной деятельности индивидуума.

Так ещё в начале нашей эры, в период культурного расцвета римской империи, знаменитый римский философ и император - Марк Аврелий, /121180 г.г./, отмечал, размышляя наедине с собой: «Наша жизнь - это то, во что её превращают наши мысли». Подразумевалось, что мыслимая, осознаваемая человеком жизнь, как вечно движущийся поток событий, объединяет и направляет действие духовных сил к постоянным превращениям телесной материи, что должно побуждать личность непрестанно «смотреть в себя, смотреть вовнутрь, не довольствоваться поверхностным взглядом», то есть - не утрачивать самоосознанность. Собственная жизнь Аврелия действительно служила примером глубоко осознанного стоицизма, присущего личности, которая демонстрировала завидное умение владеть собой, призывала своих сограждан стойко переносить все превратности судьбы, не терять самообладания.

Среди принципиально важных признаков осознанного состояния сознания личности, выявленных в исследованиях профессора Лангер, отметим: //открытость к восприятию новой информации; // понимание наличия множества точек зрения, отличных от собственного мнения, что обусловлено неизбежными нюансами в ментальном отражении событий другими наблюдателями; // признание наличия неисчерпаемого набора возможных перспектив любой идеации, что приводит осознанность личности к избавлению от привязанности к стереотипам; // ориентация мышления на восприятие динамичности окружающей среды, влияющей на сознание, что предупреждает зацикленность на конкретном, желаемом результате, которая снижает проницательность мышления, его результативность, расширяет область неосознанности, оставляет самосознание личности в состоянии неудовлетворённости, неуверенности в способностях собственной психики [ 2, C.C. 84, 88].

Согласно наблюдениям Лангер, зарождение состояния осознанности соотносится с обширной сферой подсознательных, интуитивных процессов. Благодаря интуиции, подсознательного опыта жизни в повторяющихся телесных воплощениях уникальной души каждого индивидуума, мир познаётся, как некое Единое Целое, пребывающее в постоянных изменениях, что побуждает самосозна-

ние личности освобождаться от ментальных стереотипов мышления и учитывать вероятность неожиданных открытий. Таким образом, высвечивается перспектива проникновения в суть вещей, расширяется пространство поиска значимых оснований подлинного мастерства самоосознанности. Именно её интуитивная составляющая служит условием состояния вдохновения, предпосылкой для креативной, новаторской деятельности личности [2, С. 133-134]

Теоретическое оснащение и практическое обоснование принципиально важного для жизни феномена осознанности, позволяет профессору Лангер обратить внимание на существенный дефект образовательного процесса в университетах. Как правило, обучение, ориентировано на сообщение студентам популярных теорий, гипотез, моделей, которые являются косвенно условными, вероятностными, субъективными высказываниями исследователей или педагогов о фактически неопределённой природе ряда состояний, наблюдаемых в психической и физической деятельности человека. При этом информация воспринимается учащимися как безусловно неоспоримая данность, не требующая от них никаких размышлений, тем более сомнений несведущего разума. Студент обязан её запомнить, даже не осознавая смысла (!), воспроизвести на экзаменах, что не исключает её последующего стереотипирования в профессиональной практике.

Подобное необусловленное обучение ведёт к деградации творческих способностей, которые не могут стимулироваться массой вероятностных высказываний, возведённых в статус абсолютных, незыблемых научных фактов, утверждаемых, как полностью достоверное знание, не подлежащее никаким сомнениям или оспариванию учащимися [ 2, С. 144-146 ].

Вместе с тем, среди студентов всегда находятся одарённые, любознательные, психологически экзальтированные личности, чьё мышление устремлено за пределы навязываемых, «клонируемых» контекстов учебных дисциплин и нацелено на раскрытие природы изучаемых вещей и явлений.

Такие личности, чья психика склонна к креативности, проявляют также способность к формированию своей, осознанной точки зрения, к преодолению чуждых предрассудков. Их мышление открыто для нового знания, сосредоточено на процессе познания. При этом, сама личность испытывает радость удивления, когда обыгрывает следствия новых теорий, выявляет неопределённости и усматривает необходимость поиска творческих решений. Именно такие студенты обладают истинными признаками владения мастерством осознанности и склонностями к творческой деятельности в любой сфере жизни [ 2, С. 137-145].

Инженерия самоосознанности

Целеустремлённые искатели, намеренные избавиться от ограничений невежества, присущего малоподвижному разуму и неосознанности, желающие взрастить полноценную самоосознанность,

обрести поддержку сверхфизических сил своей сознательной природы, возвышающих избираемый вид общественно полезной деятельности, в том числе - искусство профессионального спорта до уровня признанного мастерства, могут обратиться, в частности, к духовным практикам, позволяющими целенаправленно развивать силы сознания и мышления . На протяжении длительной истории эволюции земного сообщества йогические науки древней Индии накапливали жизненную мудрость и совершенствовали технологии преображения человеческого сознания, направляя его к облагораживанию и оздоровлению индивидуальной и общественной жизни, придавая ей радость всеохватной осознанности и гармоничной самореализации [ 6].

Не секрет, что преподаватели медико-биологических и спортивных дисциплины в вузах физической культуры, одержимы исключительно изучением проблем развития телесной тренированности и качеств физической силы, быстроты и выносливости, что и внушается студентам со всех учебных кафедр. В то же время, не являются предметами исследования, изучения, обсуждения, направленного практического развития такие психические феномены, как сила воздействия энергии мысли на совершенство сложной координации двигательного аппарата в различных спортивных специализациях, проявления быстроты принятия ментальных решений в неожиданных соревновательных ситуациях, игровых взаимодействиях, а также эффективность длительных умственных концентраций не только в шахматах, но и во многих единоборствах.

Поскольку технологии развития мышления и самосознания спортсменов не изучаются учебными дисциплинами, целесообразно обратиться к мудрому опыту, который поможет просвещению современного поколения студентов, спортсменов, тренеров и спортивных педагогов, стимулируя их познавательную активность, развитие полноценной осознанности, просветляя их разум, устраняя тяготы необразованности, побуждая к самосовершенствованию.

Одним из таких источников может служить содержание лекций и практических технологий оригинального курса - так называемой «Внутренней инженерии», который разработан почитаемым, вдохновенным индусским специалистом Йоги -Садхгуру. Содержание программы курса является всесторонне научно обоснованным, духовные практики - лично апробированы Гуру и получили широкое распространение, благодаря образовательной деятельности международного фонда и исследовательского центра -

Института внутренних наук Isha (шт. Тэн-неси - США). Цель благородной просветительской деятельности этой уникальной организации - всемерно помогать всем желающим в реализации наивысшего внутреннего потенциала самоосознанности [5; 6].

Следует осветить и предложить для изучения основополагающие позиции йогических наук, даю-

щие старт для индивидуального выбора направлений и технологий совершенствования самоосознанности.

*) Осознание самого себя должно иметь основу в понимании феномена человека, как исключительно сложной формы жизни, являющейся по существу интеллектом, который управляется безукоризненным, независимым Высшим Интеллектом;

*) Искусство Йоги призвано поддерживать жизнеспособность организма, телесных функций, но также осуществлять его последовательную реорганизацию, направляя к сверхфизическим измерениям;

*) Человеческий разум наделён стремлением к бесконечному расширению, к преодолению ограничений, что находит выражение в основополагающем желании человека к самопревосхождению каких бы то ни было психофизических достижений [6, С. 93, 107 ].

*) Устремление человеческого существа к наивысшим возможностям - эволюционно обосновано и предоставлено ему, как значимой энергетической частице безграничного Единого Живого Организма Вселенной, с которым каждый индивидуум, каждое мгновение своей Жизни осуществляет глубокий, персонифицированный взаимообмен энергии и информации, побуждающий к непрекращающемуся развитию уникального самосознания.

*) Формирование феномена осознанности и понимание его смысла предусматривает необходимость последовательного восхождения человеческого интеллекта от доминирования эгоизма и невежества к Истине, от укоренённых, примитивных принципов умственной деятельности, отвечающей привычным позициям массового сознания, к осознанию безграничных возможностей своей высшей, сверхфизической, духовной природы, своей истинной, осознаваемой живоносности, приданной человеку от Истока Сознания в процессе Творения;

*) Осознанность понимается как суть Жизни, как интеллект самого бытия, как самое Высокое измерение Разума, соединяющее человека с самой Основой Творения, как то, чем является природа человека;

*) Осознанность означает признание многомерной, многоуровневой реальности бытия, которая раскрывается в индивидуальном опыте жизнедеятельности через самогармонизацию - намеренное преобразование физического тела, разума, эмоций и энергий духовной души в средства и инструменты самопознания и восхищения осознанием - быть человеком, способным совершать путешествия внутрь себя, а также вести непрерывный диалог с мирозданием ! [ 6, С. 218-219 ].

Если названные позиции принимаются сознанием личности и включаются ею в духовный поиск, можно полагать, что она претендует на овладение

мастерством осознанности.

Осознанность себя в единстве со Вселенной

Реалии современного мира, насыщенного острыми ментальными и физическими конкуренциями в жизни и спорте, требуют повышенной сознательной боеготовности каждого жизнелюбивого человека к их безусловному преодолению. В целях продуктивного воспитания силы разума и психологической тренировки качеств осознанной конкурентоспособности у современной генерации студентов и спортсменов, целесообразно обратиться к опыту и знаниям признанного канадского исследователя и тренера по саморазвитию - Джона Кехо (John Kehoe), который позиционирует перспективного, разумного современника, как «квантового воина» - готового овладеть всеобъемлющим Космическим Сознанием - подлинным двигателем эволюции мироздания и человечества [ 1 ].

В представленных концепциях, определяющих условия преобразования индивидуального и коллективного сознания человеческого сообщества до уровня созидательного Космического Сознания, подчинённого законам безукоризненного вселенского порядка, Кехо обращает внимание на нижеследующие когнитивные аспекты и условия развития человеком осознанности.

*) Разум - уникальная Сила, которую необходимо познать, осознать, уметь применять для достижения самоосознанности, как сущности осмысленной, насыщенной жизни, преобразование которой достигается благодаря способности человека выбирать объекты мышления, воспринимать и обрабатывать информацию, обучаться и сознательно, целенаправленно управлять ансамблем ментальной, эмоциональной и телесной энергий [1, C. 9,15].

*) Творчество сознания и материализация силы мысли, мыслеобразов, -дополняется и корректируется энергией подсознания, которое отслеживает и отражает на своих экранах сигналы о динамике событий в энергетической паутине окружающего мира, фиксируя их узоры в виртуальном, эфирном пространстве человеческой памяти, формируя функциональные резервы памяти, индивидуального опыта деятельности сознательной души в повторяющихся телесных воплощениях [1, C. 23, 28].

*) Согласно Высшего Космического Замысла в сознании и генетической программе каждого человека предусмотрена реальность проявления практически непредсказуемых возможностей, уникальных способностей, успешного функционирования в изменяющихся пространственно-временных условиях жизни, что свидетельствует о наделении человека высшим предназначением и могуществом, которое предполагает осознанную реализацию потенций своей космической природы;

*) Формирование осознанности себя, своей жизни в единстве со Вселенной, строится на платформе непрерывного отображения невообразимого объёма информации, которая воспринимается тонкими планами индивидуального сознания. Восприятие разнообразных по значимости стимулов внеш-

ней и внутренней среды запрограммировано эпигенетически (надгенетически), персонифицировано по доступному объёму воспринимаемой информации, форме откликов, значению для жизнедеятельности особи [1, С. 23].

*) Все события жизнедеятельности человека представляют результат взаимодействия персонального сознания с циклической динамикой мирового квантового энергетического поля, в результате чего мысли, чувства, размышления, желания, надежды, страхи, призывы, визуализация - превосходят энергетическую силу опосредующих психических процессов и подчиняются вибрациям Вселенской энергетической сети - исключительно разумной и открытой системы с обратной связью, активно реагирующей на энергетические поля и комбинации человеческого сознания;

*) Феномен Сознания является универсальным, всеохватывающим энергетическим состоянием Единства Жизни Вселенной на всех её уровнях и во всех формах дифференциации материи, предопределяя бесконечные возможности их сопряжённого, закономерного развития.

*) Исключительная важность феномена человеческой осознанности в том, что Человечество, в совокупности, представляет со-творцов Высшего, Глобального Разума, признаваемого Законодателем Жизни Мироздания.

Заключение: что нужно осознать спортсмену

Обращаясь к многочисленным мнениям и определениям феноменов самосознания и осознанности человеком себя, как личности, как живой, эволюционирующей формы земной и космической природы, как движущей силы прогресса и оздоровления социума, отметим в заключении доступное для ясного понимания любым непредвзятым индивидуумом определение изучаемого феномена осознанности.

«Осознанность - это свойство человеческого сознания, для которого характерно принятие непрерывного потока переживаемого опыта, а также повышенное внимание к нему. Проявление осознанности укрепляет связь с настоящим моментом и позволяет яснее понять, как мысли и эмоции влияют на здоровье и качество жизни.» [7, C.171 ].

Феноменология осознанности -

(«mindfulness» в англоязычной психологической терминологии) - получила разностороннее рассмотрение в психологии развития личности и в практике психотерапии на основе сравнительной оценки отличительных индивидуальных черт социального поведения и когнитивных способностей, оценки качественных особенностей самосознания личности, характерного стиля и эффективности целенаправленной деятельности, а также возможностей психологического совершенствования этого феномена, как основы здоровой, психопродуктивной общественной жизни [3; 4].

Среди учебной литературы, рекомендуемой программами подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта по разделам общей и

спортивной психологии, следует отметить безусловно полноценный учебник Уэйнберга Р.С. и Д. Гоулда - « Основы спортивной психологии и физической культуры» [ 8]. Однако, его содержание не касается самых каверзных проблем психологии, связанных с основополагающими, интригующими феноменами человеческого сознания, реализации психической деятельности, включающей такие проявления, как самоосознанность, самоидентификация личности.

Многоаспектная тренировочная и соревновательная деятельность спортсмена подробно анализируется и красочно демонстрируется с учётом психологических, возрастных и биологических особенностей особей, внутренней и внешней мотивированности личности, вариаций взаимодействий с соперниками, с товарищами по спортивной среде, психологической настроенности на результат, степени самоорганизованности в жизнеустройстве и поддержании стрессоустойчивости.

Вместе с тем, деятельность спортсмена рассматривается исключительно на основе принципов редукционизма. Представлены устоявшиеся, как бы неопровержимые, современные концепции теории и практики спортивной подготовки как таковой, фактически зависимой от компетенций и неоднозначного практического опыта целой команды тренеров, спортивных психологов и врачей. Не учтены никакие реальные изменения времени, пространства, условий материально-технического обеспечения сферы спорта и главное - сознания человеческого общества и его научной осведомлённости.

Тренирующийся спортсмен рассматривается, как преимущественно, неизменно управляемый извне, абсолютно «послушный телесный объект», нацеленный на развитие психофизических качеств, создающих приоритеты и результаты в избранной спортивной деятельности, отвечающей побуждающему олимпийскому девизу - «Выше, Быстрее, Сильнее!».

Теория и практика изучаемой и пропагандируемой спортивной деятельности предпочитает оставаться независимой от подлинной целостности человеческой природы - единства Сознательной Души, Телесности и Духовных планов индивидуализации Сознания.

Таким образом, спортсмену, обучающемуся в физкультурном вузе, не объясняется необходимость познания смысла и значения уникальности его собственной, многогранной, многообещающей природы. Психология не поднимает его мышление, его менталитет до уровня подлинной самоидентификации - признания себя, как неповторимой, самосознающей сущности - «я есть то что я есть», чья жизнь протекает среди массы других носителей индивидуального сознания, интеллекта, душевных, физических и духовных потенций.

Именно на этом высшем, сверхфизическом уровне самоосознанности, для каждого спортсмена, по существу, открываются уникальные, творческие перспективы - прокладывать неизвестные ранее, недосягаемые пути восхождения к вершинам спортивного мастерства. Его самоосознанность

должна стать побудительной энергией для совершенствования текущей жизни, для систематической тренировки и расширения своего сознания и собственной познавательной активности, для определения предпочтительного направления гармоничной, радостной самореализации.

Литература

1. Кехо Джон Квантовый воин: сознание будущего (The Future of the Mind)- / пер. с англ./ -Минск, «Попурри», 2014, Часть 1- Сила Разума, С. 9, С. 15; Часть 2 - Сознание, С. 23, С. 28 (Зачем необходимо осознавать себя во взаимосвязи со Вселенной).

2. Лангер Элен Осознанность (Mindfullness) -/пер. с англ./ - М., Эксмо, 2019, Гл. 5 - Природа Осознанности, С.С. 80, 84, 88; Гл 7 - Творческая неопределённость, С. 132, Творчество и условные навыки С.137-145

3. Осознанность и её виды - World Fashion Channel

4. Осознанность - что это такое и как её обрести - 1naparu>aboutcoaching/osoznannost.html //

4brain.ru>blog/осознанность-2// b17.ru article/mind-fulness_v_kpt.

5. Программа «Внутренняя инженерия» -Практическая мудрость для управления телом, разумом, эмоциями и основной жизненной энергией - isha.sadhguru.org/Russia/

6. Садхгуру Внутренняя Инженерия. Путь к Радости - /пер. с англ./ - М., Эксмо, «бомбора», 2019, Часть 1 - С. 93, С. 107 - «...А теперь - Йога»; Часть 2 - Разум, С. 218-219 - Осознанность - это Жизнь

7. Свит Корин Медитация для занятых людей. Восстановление внутренней гармонии где бы вы ни были - /пер. с англ./ - М., 2019, «Альпина Паблишер», С. 171 - Осознанность (по Дэвид Блэк - «Руководство по исследованию осознанности»).

8. Уэйнберг Р.С., Д. Гоулд Основы спортивной психологии и физической культуры - Киев, Олимпийская литература, 1998; Lib.knigi-x.ru>kiev_olimpiyskaya-literatura-1998

9. Dweck Carol S., Ph. Dr. Mindset. Changing the way you think to fulfill your potential. - The Random House Publishing Group, New York, 2017, Chapter 4, p. 82, Sports: The Mindset of a Champion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.