Научная статья на тему '«Через край» В. А. Соллогуба: непрочитанная страница русской романистики'

«Через край» В. А. Соллогуба: непрочитанная страница русской романистики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
300
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО В.А. СОЛЛОГУБА / РОМАН "ЧЕРЕЗ КРАЙ" / СВЕТСКАЯ ПОВЕСТЬ / НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА / THE LATER PERIOD OF V.A. SOLLOGUB'S CREATIVE ACTIVITY / NOVEL "BEYOND THE MEASURE" / "HIGH SOCIETY" STORY / NATURAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кадочникова Наталья Анатольевна

Статья посвящена судьбе последнего произведения В.А. Соллогуба роману «Через край» в критике и отечественном литературоведении, а также определению его места в творчестве писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Beyond the Measure» by V.A. Sollogub as an unread page of Russian art of novel-writing

The article is devoted to the last work of V. A. Sollogub, its novel Beyond the Measure, its fate in critical articles and national theory and history of literature , as well as to definition of its place in the writer's creative record.

Текст научной работы на тему ««Через край» В. А. Соллогуба: непрочитанная страница русской романистики»

УДК 821.161.1

ББК Ш5(2 Рос=Рус)6-4 К-13

Кадочникова Наталья Анатольевна соискатель г. Екатеринбург Kadochnikova Natalia Anatolyevna Applicant for a Degree Ekaterinburg

«Через край» В.А. Соллогуба: непрочитанная страница русской романистики «Beyond the Measure» by V.A. Sollogub as an Unread Page of the Russian Art of Novel-Writing

Статья посвящена судьбе последнего произведения В.А. Соллогуба - роману «Через край» - в критике и отечественном литературоведении, а также определению его места в творчестве писателя.

The article is devoted to the last work of V. A. Sollogub, “Beyond the Measure” novel, its fate in critical articles and national theory and history of literature, as well as to its place in the writer’s creative record.

Ключевые слова: позднее творчество В.А. Соллогуба, роман «Через край», светская повесть, натуральная школа.

Key words: the later period of V.A. Sollogub’s creative activity, “Beyond the Measure” novel, “high-society” story, natural school.

Сегодня мало кто знает, что творчество Владимира Александровича Соллогуба (1813-1882) не ограничивается произведениями, созданными в первой половине 40-х годов. После 1845 года он продолжал писать светские повести, а в самом конце жизни работал над единственным романом («из светской жизни») - «Через край», который был закончен в 1881 (за год до смерти) и опубликован в 1885 году в нескольких номерах журнала «Новь» [1]. Незамеченный современниками писателя роман до сих пор в силу каких-то необъяснимых обстоятельств остается неизученным. Анализируя художественное наследие Соллогуба, исследователи либо приводят самые общие сведения о романе (год и место издания, автобиографический характер, посвящение второму супружеству), либо не говорят о произведении вовсе.

Каковы же причины забвения последнего сочинения писателя, была ли допущена «несправедливость»? Очевидно, чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, необходимо проанализировать оценки современной Соллогубу критики, работы отечественных литературоведов, так или иначе посвященные наследию писателя.

Начало творчества В.А. Соллогуба пришлось на один из самых благодатных периодов в истории русской литературы. Н.А. Добролюбов называл это время «счастливым, светлым»: «Живая еще тогда утрата Пушкина возбуждала в публике, даже еще более чем при его жизни, горячее участие к чтению и изучению его произведений; а между тем в то же время новые надежды возбуждала другая яркая звезда русской поэзии, - так мгновенно блеснувшая и закатившаяся, - Лермонтов. В то время как он писал своего «Героя», - Гоголь, в полной силе своего таланта и славы, готовил уже «Мертвые души», и в то же время критика гоголевского периода, окрепши в своих силах, смело пошла вперед и сделалась выразительницею мнений лучшей части русской публики» [8, 162].

В такую блестящую эпоху не так-то легко быть замеченным художнику посредственному, не обладающему талантом. Соллогуб был замечен. «Теперь, после Гоголя, он первый писатель в современной русской литературе», - писал В.Г. Белинский [2, 536]. Вслед за Белинским современники ставили имя писателя в ряд таких звезд первой величины, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов [см., напр. : 8, 162-163]. Однако уже в середине 50-х годов в творчестве В. А. Соллогуба со всей очевидностью обозначился резкий перелом. Отсутствие четкой общественно-политической позиции писателя в эпоху острых идейных размежеваний, отмеченное еще В.Г. Белинским в связи с «Тарантасом», вызвало целый ряд негативных откликов современников [см. об этом: 12]. Общественное мнение о Соллогубе как светском дилетанте, «безграмотном бариче» укрепилось прочно и надолго. И уже более никого не интересовало творчество некогда популярного прозаика.

В дооктябрьскую эпоху имя Соллогуба упоминалось крайне редко. В атмосфере общего забвения и равнодушия выделяется статья С.А. Венгерова в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Подробно, насколько это позволяет жанр биографической статьи, исследователь останавливается на самом плодотворном периоде его творчества. Однако последнему произведению писателя в статье Венгерова посвящена всего одна более чем лаконичная фраза: «После его [Соллогуба - Н.К.] смерти был напечатан роман "Через край" ("Новь", 1885)» [5, 757-758].

Советское литературоведение впервые обращается к художественному наследию В.А. Соллогуба в 30-е годы. Так, в «Путеводителе по русской литературе XIX века» (1930) И.Н. Розанова обозначается общая направленность творчества Соллогуба, связанная с изменением художественного метода писателя и совпадающая с магистральным движением русской литературы, как его традиционно понимают: «Вначале принадлежал к романтической школе (повесть «История двух калош»), позднее перешел к реалистическому изучению дворянского быта» [15, 129-130]. Однако подобное суждение, по-видимому, является схематичным и недостаточно точным: вряд ли возможно столь однозначно оценить как характер творческой эволюции писателя, так и природу художественного метода конкретных его произведений. Заметим, что Розанов пишет о В. А. Соллогубе в главе «Натуральная школа и писатели 40-х годов». Другими словами, для исследователя творчество Соллогуба неразрывно связано с гоголевскими традициями, а, следовательно, художественную ценность представляют только те произведения прозаика, которые были созданы в русле этой традиции. Сочинения, где объектом изображения становится высший свет, в том числе и роман «Через край», оказываются вне поля зрения исследователя.

Через год П.К. Губер в обстоятельной вступительной статье, предпосланной «Воспоминаниям» Соллогуба, предпримет попытку охарактеризовать все творчество писателя. «Мимоходом» исследователь упомянет и роман «Через край»: «рукопись [романа - Н.К.] остается в письменном столе [Соллогуба -

Н.К.] и будет издана только после его смерти», что, по мнению Губера, объясняется низкой оценкой писателя собственного литературного дарования [7, 114115].

Действительно, В. А. Соллогуб в конце жизни открыто в печати называл себя «писателем неудавшимся», что давало повод к подобным умозаключениям. Но означает ли данное признание, что Соллогуб на самом деле негативно оценивал собственное творчество, в том числе свое последнее произведение -роман «Через край», и будто бы в силу этого не желал видеть его опубликованным?

Известно, что замысел монументального эпического произведения возник у Соллогуба еще в самом начале творчества. Однако в 1840-е годы «синтетического» произведения, охватывающего всю российскую действительность в художественном целом, писатель не создал. Его наиболее «полным» сочинением оказался «Тарантас», где светская тема прозвучала достаточно приглушенно [см. : 13, 83-88].

В 40-е годы Соллогуб не мог реализовать задуманное в силу сложности замысла, неразработанности «материала», видимо, еще не вполне ясны были принципы совмещения сфер жизни, находящихся на противоположных полюсах. Хотя в ряде повестей периода натуральной школы писателю это уже вполне удавалось (например, в «Истории двух калош», «Аптекарше»). Светские повести конца 1830-1840-х годов и стали своеобразной творческой лабораторией, в которой писатель исследовал «светскую» тему, варьировал типичные ситуации и изучал свой главный тип героя - «доброго, но безвольного малого», характер которого проявляется не только в отношениях со своим кругом, но и в столкновении с персонажами, находящимися на низших ступенях социальной лестницы.

Некоторые исследователи полагают, что роман «Через край» не был завершен, а потому и не публиковался при жизни писателя. Так, М. А. Белкина во вступительной статье к сборнику водевилей Соллогуба, характеризуя творчество писателя в целом, упоминает и о «поздних» сочинениях: «... он [Соллогуб -

Н.К.] пишет еще свои "Воспоминания" и большой роман "Через край", но ни то, ни другое ему уже не удается закончить. И роман, и воспоминания были напечатаны лишь после его смерти» [курсив наш - Н.К.] [3, 18-19]. Однако столь решительное заявление никак не прокомментировано. Проблема завершенности/незавершенности романа не стояла перед автором статьи. Очевидно, данный вопрос требует специального изучения. В работе, посвященной драматургии Соллогуба, он и не мог быть решен.

Но если даже допустить, что произведение не было закончено писателем, то тогда возникает вопрос: могло ли оно именно по этой причине быть неиз-

данным при жизни Соллогуба? Как известно, в 1860-1870-х годах писатель выступал на литературной арене с незавершенными отрывками из мемуаров, а также печатал главу незаконченной повести «Посредник» (1874) [3, 18; 17, 17]. Следовательно, незавершенность произведения не препятствовала публикации отдельных его фрагментов.

Итак, почему же Соллогуб не спешит публиковать роман «Через край» в 1881 году? Мы можем только догадываться, но нам кажется небезосновательным поиск причин в обстановке, окружавшей Соллогуба. Затравленный новой прессой, стареющий писатель, в памяти которого еще живы воспоминания об успешном и многообещающем начале своей литературной деятельности, очевидно, не хотел выставлять свой единственный роман, свое последнее (вероятно, он это осознавал), а потому особенно дорогое детище на предвзятый суд современников.

В историко-литературных обзорах 1950-1970-х годов имя Соллогуба, в числе других несправедливо забытых талантливых прозаиков, фигурирует все чаще. В Историях русской литературы - изданиях Академии наук и Института русской литературы - Соллогубу, как и другим беллетристам 40-х годов, уделяется немного места, но творчество писателя неизменно рассматривается учеными в рамках натуральной школы. Однако если произведения В.А. Соллогуба первой половины 1840-х годов привлекают внимание литературоведов, то сочинения, созданные после 1845 года (в том числе, и роман «Через край»), не упоминаются вовсе. Даже в таком фундаментальном труде Института мировой литературы, как «История русского романа», о последнем произведении Соллогуба не сообщается ни слова [9].

Автором первой монографической работы, посвященной творчеству писателя, является В.А. Грехнев. В диссертационном исследовании «Творчество В.А. Соллогуба в русской прозе конца 30-х - первой половины 40-х годов» ученый делает ряд важных открытий. Но внимание В. А. Грехнева также привлекает проза писателя конца 30 - первой половины 40-х годов. Выбор в качестве предмета исследования самого плодотворного периода литературной дея-

тельности Соллогуба обусловлен задачей, которую ставит перед собой В.А. Грехнев: показать творческую эволюцию писателя, связанную с нарастанием критических начал, постепенным расширением сфер изображения, что соответствует закономерностям литературного развития той поры в целом. По мнению В. А. Грехнева, направление творческой эволюции В. А. Соллогуба «почти зеркально» определяет смену жанров: от подключения к романтической жанровой традиции (повесть о художнике, светская повесть), от реалистического переосмысления этой традиции к жанру сатирической повести о провинциальных нравах (цикл «Теменевская ярмарка»), уже освещенному реалистическим опытом гоголевского творчества и попытке жанрового синтеза («Тарантас») [6, 24]. Таким образом, произведения, изображающие представителей великосветского общества, написанные Соллогубом после 1845 года, «выбивались» из предложенного исследователем направления его творческого развития, так как означали возвращение писателя на исходные позиции. Понятно, что при такой установке роман «из светской жизни» «Через край» даже не был упомянут в работе ученого.

Иного мнения придерживается В.Э. Вацуро, который одним из первых обратился к повестям Соллогуба, созданным после 1845 года, вписав их в контекст творчества писателя. Исследователь обратил внимание на повторяемость, варьирование сюжетных ходов и мотивов в прозе Соллогуба. По мнению Вацуро, это свидетельствует вовсе не об отсутствии творческого развития писателя, как полагали прижизненная критика и отечественное литературоведение. Напротив, возвращаясь к сюжетам ранних повестей, Соллогуб «рассказывает их заново», но уже «сложнее, подробнее, психологически драматичнее». Поэтому, несмотря на тот факт, что после 1845 года Соллогуб вновь обращается к популярной в 30-е годы внутрижанровой разновидности светской повести, в его творчестве не происходит остановки. Сопоставительный анализ повестей «Бал» (1846), «Метель» (1849) и произведений, написанных до 1845 года - «Два студента» (1837), «Аптекарша» (1841), «Неоконченные повести» (1843), приводит исследователя к выводу: «... с течением времени внешняя, событийная сторона рассказа начинает у

него отступать на задний план: ее заменяет внутренний сюжет, который мы с некоторыми оговорками могли бы назвать психологическим» [4, 264]. Таким образом, творческая эволюция Соллогуба, по мнению В.Э. Вацуро, связана, прежде всего, с углублением психологизма. Этот верный вывод позволяет по-новому взглянуть на «позднее» творчество писателя. Однако в статье исследователя, к сожалению, роману «Через край» не нашлось места.

Особое место в изучении художественного наследия писателя занимает диссертационное исследование А.С. Немзера «Литературная позиция В.А. Соллогуба (1830-1840-е годы)». В отличие от В.А. Грехнева, В.Э. Вацуро, А.С. Не-мзер находит, что «мировоззрение и поэтика Соллогуба были на редкость стабильны. Его писательские принципы сложились в конце 30-х годов и воспринимались в 60-е годы как анахронизм в лучшем случае и как ретроградство в худшем». Исследователь, анализируя раннее, ученическое творчество Соллогуба, обращается и к произведениям, написанным после 1845 года, в том числе, упоминает роман «Через край». Важной для нас представляется следующая мысль исследователя: «... в последние годы он [Соллогуб - Н.К.] работает над романом "Через край", резко отличающимся от его старой прозы» [курсив наш - Н.К.] [13, 253]. Однако ученый не поясняет свою мысль, что, впрочем, и не входило в его задачи. Позднее в «Памятных датах. От Гаврилы Державина до Юрия Давыдова» А.С. Немзер вновь упомянет о романе, но «со знаком минус»: Соллогуб «сочинит крайне неудачный роман (... на мемуарной основе), который появится в печати только после смерти автора» [11, 186].

Во вступительных статьях к сборникам повестей и рассказов Соллогуба, которые активно переиздавались в 1960—1980-е годы, авторы ограничивались самыми беглыми замечаниями о последнем произведении писателя. Так, Е.И. Кийко лишь констатирует: «Последние годы своей жизни Соллогуб большей частью лечился за границей. Кроме воспоминаний, он написал в это время роман "Через край", посвященный истории своей вторичной женитьбы и изданный посмертно» [10, 14]. В примечаниях к сборнику произведений В. А. Соллогуба 1978 года, подготовленного к печати Ал. Осповатом, во вступительных

статьях Н.И. Якушина к сборнику i988 года и И.С. Чистовой к «Воспоминаниям» Соллогуба о романе писателя не будет сказано ни слова [i4, i7, ^].

Итак, до сих пор в литературоведении не исследовано в полной мере творческое наследие В. А. Соллогуба после i845 года и совсем не изучено последнее произведение - роман «Через край». Разделив участь своего автора, «Через край» оказался «выпавшим» из литературного процесса. Напечатанный в i885 году в журнале «Новь» роман до сих пор не опубликован отдельным изданием, представляя, таким образом, библиографическую редкость. В литературоведческих работах не сделано ни одной попытки изучить это произведение, что, впрочем, не мешает исследователям делать порой достаточно категоричные заявления. А между тем очевидно: без осмысления романа оценить творчество Соллогуба, а значит, и представить картину литературного процесса 80-х годов, когда происходила перестройка жанровой системы русской прозы, невозможно.

Библиографический список

1. Соллогуб, В. А. Через край. Посмертный роман графа В.А. Соллогуба / В. А. Соллогуб [Текст] // Новь. - i885. - Т. 2. № 7-8. - Т. 3. № 9-i2.

2. Белинский, В. Г. Русская литература в i842 году [Текст] / В. Г. Белинский // Белинский, В. Г. Полн. собр. соч. : в i3 т. - М. : Изд-во АН СССР, i955. - Т. б. - С. 5i2-547.

3. Белкина, М. А. Водевиль Соллогуба [Текст] / М. А. Белкина // Соллогуб В. А. Водевили. - М. : Худож. лит., i937. - С. 3-4б.

4. Вацуро, В. Э. Беллетристика Владимира Соллогуба [Текст] / В. Э. Вацуро // Материалы к биографии. - М. : Новое лит. обозр., 2005. - С. 25i-270.

5. Венгеров, С. В.А. Соллогуб [Текст] / С. Венгеров // Энциклопедический словарь: т. 30. - СПб: Брокгауз-Ефрон, i900. - С. 757-758.

6. Грехнев, В. А. Творчество В.А. Соллогуба в русской прозе конца 30-х - первой половины 40-х годов : дис. ... канд. филол. наук [Текст] / В. А. Грехнев : Горьк. гос. ун-т. -Горький, і966. - 316 с.

7. Губер, П. К. Граф В.А. Соллогуб и его мемуары [Текст] / П. К. Губер // Соллогуб, В. А. Воспоминания. - М. ; Л. : Academia, 1931. - С. 9-123.

8. Добролюбов, Н. А. Сочинения графа В.А. Соллогуба [Текст] / Н. А. Добролюбов // Добролюбов, Н. А. Полн. собр. соч. : в б т. - М. : ГИХЛ, i934. - Т.1. - С. 162-180.

9. История русского романа [Текст] / гл. ред. А. С. Бушмин : в 2 т. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1962. - Т. 2. - 644 с.

10. Кийко, Е. И. В.А. Соллогуб [Текст] / Е. И. Кийко // Соллогуб, В. А. Повести и рассказы. - М. ; Л. : ГИХЛ, 1962. - С. 3-14.

11. Немзер, А. С. Быть так! Спасибо и за то [Текст] / А. С. Немзер // Немзер, А. С. Памятные даты. От Гаврилы Державина до Юрия Давыдова. - М. : Время, 2002. - С.175-187.

12. Немзер, А. С. Владимир Соллогуб и его главная книга [Текст] / А. С. Немзер // В. А. Соллогуб. Тарантас. Путевые впечатления. Сочинение графа В.А. Соллогуба (Факсимильное издание). СПб, 1845. - М. : Книга, 1982. - С. 1-21.

13. Немзер, А. С. Литературная позиция В.А. Соллогуба (1830-1840 годы): дис. ... канд. филол. наук [Текст] / А. С. Немзер : Гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М., 1983. - 324 с.

14. Осповат, Ал. Примечания [Текст] / Ал. Осповат // Соллогуб, В. А. Три повести. - М. : Сов. Россия, 1978. - С. 270-286.

15. Розанов, И. Н. Путеводитель по русской литературе XIX века [Текст] / И. Н. Розанов. - 3-е изд. - М. ; Л. : Работник просвещения, 1930. - С. 129-130.

16. Чистова, И. С. Беллетристика и мемуары Владимира Соллогуба [Текст] / И. С. Чистова // Соллогуб, В. А. Повести. Воспоминания. - Л. : Худож. лит., 1988. - С. 3-20.

17. Якушин, Н. И. «Писатель с замечательным дарованием» [Текст] / Н. И. Якушин // Соллогуб, В. А. Повести и рассказы. - М. : Сов. Россия, 1988. - С. 3-20.

Bibliography

1. Belinsky, V. G. The Russian Literature in 1842 [Text] / V. G. Belinsky // Belinsky, V. G. Comp. Works : в 13 V. □ Мoscow : Izd. AN SSSR, 1955. □ V. 6. □ P. 512-547.

2. Belkina, М. А. Vaudeville of Sollogub [Text] / М. А. Belkina // Sollogub V. A. The Vaudeville. □ Мoscow : Khudozhestvennaya Literatura, 1937. □ P. 3-46.

3. Chistova, I. S. The Fiction and Memoirs by Vladimir Sollogub [Text] / I. S. Chistova // Sollogub, V. А. The Tales. The Memoirs. - Leningrad : Khudozhestvennaya literatura 1988. - P. 3-20.

4. Dobrolyubov, N. А. Works of Count V. A. Sollogub [Text] / N. А. Dobrolyubov // Dobrolyubov, N. А. Comp. Works : in 6 V. □ Мoscow : GIKhl (Gosudarstvennoye Izdatelstvo khudoz-hestvennoy literatury), 1934. □ V.1. □ P. 162-180.

5. Grekhnyov, V. A. Works of V. A. Sollogub in Russian Prose of Late 30-s and Early 40-s: Dis. ... Candidate of Philology [Text] / V. A. Grekhnyov: Gorky National University. □ Gorky, 1966. □ 316 p.

6. Guber, P. К. Count V. A. Sollogub and His Memoirs [Text] / P. К. Guber // Sollogub, V. A. The Memoirs. □ Мoscow ; Leningrad : Academia, 1931. □ P. 9-123.

7. Kiyko, Е. I. V. A. Sollogub [Text] / Е. I. Kiyko // Sollogub, V. A. Stories and Short Novels. □ Мoscow ; Leningrad : GIKhl, 1962. □ P. 3-14.

8. Nemzer, А. S. Let it be! Thank you, Anyway [Text] / А. S. Nemzer // Nemzer, А. S. Memorable Dates. From Gavriil Derzhavin to Yury Davydov. □ Мoscow : Vremya, 2002. □ P.175-187.

9. Nemzer, А. S. Vladimir Sollogub and His Main Book [Text] / А. S. Nemzer // V. A. Sol-logub. The Tarantass. Travel Impressions. The Work of Count V.A. Sollogub (the Facsimile Edition). St. Petersburg, 1845. □ Мoscow : Kniga, 1982. □ P. 1-21.

10. Nemzer, А. S. The Literature Position of V.A. Sollogub (1830-1840): Dis. ... Candidate of Philology [Text] / А. S. Nemzer : Gos. U-nt im. M. V. Lomonosova. □ Мoscow, 1983. □ 324 p.

11. Ospovat, Al. The Notices [Text] / Al. Ospovat // Sollogub, V. A. The Three Tales. □ Мoscow : Sov. Russia, 1978. □ P. 270-286.

12. Rozanov, I. N. The Guidebook on Russian Literature of XIX Century [Text] / I. N. Rozanov. □ 3d edition. □ Мoscow ; Leningrad : Rabotnik Prosveshcheniya, 1930. □ P. 129-130.

13. Sollogub, V. A. Beyond the Measure. Posthumous Novel of a Count V.A. Sollogub [Text] / V.A. Sollogub // Virgin Soil. □ 1885. □ V. 2. № 7-8. □ V. 3. - P. 9-12.

14. The History of Russian Novel [Text] / Head Red. А. S. Bushmin : in 2 V. □ Мoscow ; Leningrad : Izd. AN SSSR, 1962. □ V. 2. □ 644 p.

15. Vazuro, V. E. Fiction of Vladimir Sollogub [Text] / V. E. Vazuro // Materials for the Biography. □ Мoscow : Novoye Lit. Obozreniye, 2005. □ P. 251-270.

16. Vengerov, S. V. A. Sollogub [Text] / S. Vengerov // Encyclopaedia: v. 30. □ St. Petersburg : Brokgauz-Efron, 1900. □ P. 757-758.

17. Yakushin, N. I. «The Writer with Admirable Gift» [Text] / N. I. Yakushin // Sollogub, V. А. Stories and Short Novels. □ Мoscow : Sov. Russia, 1988. □ P. 3-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.