Мастер - класс
J
Кряж Ирина Михайловна
учитель истории МОУ СОШ № 5 Г. Раменское Московская область
ЧЕМУ НАС МОЖЕТ НАУЧИТЬ ВЛАДИМИР МОНОМАХ?
(Урок и его анализ)
Л
Г
Аннотация. Главное пространство, в котором протекает деятельность учителя в школе - это урок во всех его проявлениях. Пространство урока - это сцена, на которой можно пережить минуты триумфа и горечь поражений; оно всегда заполнено деятельностью учителя и учеников. По материалам, которые содержат сценарии уроков, хорошо видно как меняются формы работы учителей, как реализуется, пусть не быстро, требование ФГОС - сделать ученика главной фигурой учебного процесса.
Ключевые слова: Владимир Мономах политик и писатель, «Поучение» - письмо потомкам, групповая работа, самоанализ урока
Тема: «Анализ письма -
«Поучение» потомкам Владимира Мономаха»
(6 класс)
Цель урока: обобщить знания учащихся о личности Владимира Мономаха и его роли в истории Руси
Задачи:
1. Подготовить материалы для работы учащихся с историческим источникам - произведением Владимира Мономаха, которое называется «Поучение».
2. Организовать работу учащихся с устаревшими понятиями (словами), встречающимися в тексте «Поучений».
3. Организовать групповую работу учащихся.
4. Организовать обсуждение итогов групповой работы учащихся.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя
Сегодняшний урок посвящен князю Владимиру Мономаху. В исторической литературе отражены основные этапы жизни Мономаха. В возрасте 13 лет в 1066 году Владимир получил от отца в удел Ростовское княжество, в 1070-м Смоленское. В 1072 году Владимир стал князем Владимиро-Волынской земли. В 1076 году в союзе с поляками воевал против чешского короля, вассала германского императора Генриха IV. В 1078 году отец отправил его в Чернигов.
Если анализировать факты его жизни, то встает образ необычайно привлекательного благородного чело-
века, дальновидного политика и смелого талантливого военачальника.
Нашему государству уже более 1000 лет. За это время на Руси были разные правители. Немало было и таких, которые свои личные интересы ставили выше интересов государства и народа. Но о В. Мономахе с полной уверенностью можно сказать, что он, прежде всего, думал о своей стране, о своем народе.
Кроме того, Владимир Мономах прекрасно владел словом, обладал высоким литературным талантом. Спустя почти тысячу лет невозможно без волнения читать написанные им сочинения: завещание детям, его мемуары, письмо двоюродному брату Олегу. Сегодня мы вспомним исторические события, связанные с именем В. Мономаха и познакомимся с его произведением, которое называется «Поучение».
II. Организация групповой работы учащихся
Учитель:
1. «Поучения» были написаны в 12 веке. С этого времени в русском языке произошло много изменений, поэтому в тексте вам встретятся устаревшие слова. Давайте проверим, правильно ли мы понимаем значение этих слов.
1.1. Как вы понимаете значение слова «поучение»? Подберите однокоренные слова.
Ученик пишет на доске: поучение - учить - ученый (выделяет корень).
1.2. Затем разбираются следующие слова (Используются Толковы словари или Интернет)
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
43
Мастер - класс
№ Слово Значение слова
Сидя на санях -готовясь в мир иной сани в Древней Руси были принадлежностью похорон
Уповать твердо надеяться
Смерд крестьянин
Тленный телесный, смертный
Посадник воевода, начальник
Агнец ягненок
Рядить править, управлять
Тиун в Древнерусском государстве - название княжеского или боярского управляющего, управителя.
Крестоцелование клятва. Соглашения и договорённости, скреплённые этой клятвой, заключались, главным образом, князьями Рюриковичами между собой, иногда между ними - или русскими «свободными» городами - и представителями других христианских государств, но также знатью и горожанами в своей среде.
Учитель:
2. Для работы с «Поучениями» каждая группа получает отдельное задание по тексту. Задача учащихся: сформулировать смысл данного отрывка «Поучений» и ответить на основной вопрос в форме тезисов.
Работа оценивается по пятибалльной системе.
3. Задания группам
№ груп- пы Текст задания Вопрос, на который надо получить ответ в ходе анализа текста Результат работы группы
1. А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет. Я из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая до вечерни. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей. А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал - в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей. Что надлежало делать отроку моему, то сам делал - на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на баричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал, и за церковным порядком, и за службой сам наблюдал. Не осуждайте меня, дети мои, или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал. Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, пусть тому от Бога мира не видать душе своей на том свете! Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего. «Что нового узнали о князе Владимире Мо-номахе? 1 группа. Владимир Мономах прожил долгую жизнь. Большую её часть он проводил в походах и на охоте. Мы с гордостью можем сказать, что он жил достойно и стал примером для своих детей и потомков. С13 лет ездил на охоту и в походы; Совершил 83 великих похода; 19 раз заключал мир с половецкими князьями; Много раз был на охоте ранен, но Бог сохранял его невредимым; Всегда верил в Бога и прославлял Его милость.
44
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
Мастер - класс
№ груп- пы Текст задания Вопрос, на который надо получить ответ в ходе анализа текста Результат работы группы
2. Куда бы вы путь ни держали по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы люди не стали проклинать вас. Ни невинного, ни виновного не убивайте и не велите убивать: всякие дела человеческие годны. Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя Бога со святыми Его. Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога поведено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее, но если и хорошее дело - остерегаться самому, то Божья помощь лучше человеческого. И бедного смерда, и убогую вдовицу не давай в обиду, за церковным порядком и за службой сам наблюдай. Везде, куда вы пойдёте и где остановитесь, напойте и накормите просящего. Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Мы, люди, грешны, и если кто нам зло сотворит, то хотим его поглотить, кровь его пролить скорей. Если же вам придётся крест целовать, то, проверив сердце своё, целуйте только на том, что можете выполнить, а поцеловав, соблюдайте своё слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою. Гордости не имейте в сердце и в уме: грешны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеем, дано нам на малое время. Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью, ни во что ставьте всеобщий почёт. На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. Сторожей сами снаряжайте и ночью, со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте рано. Оружия не снимайте второпях, не оглядевшись; по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело. Каким должен быть идеальный правитель? 2 группа. По мнению Владимира Мономаха, идеальный правитель должен быть справедливым и милосердным, стать защитником земли русской. Не обижать бедных и убогих; Не надеяться на окружающих, сам должен делать всё, что надо; Хвалить Бога и прославлять милость Его; Не боясь ни войны, ни зверя, дело исполнять мужское; Не брать грех на душу, не лишать жизни христианина; Лжи остерегаться и пьянства.
3. Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, нелепицу молвил. Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы - сами по себе будем, а ты - сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить». «Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей».. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут,- праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие Его наследуют землю, клянущие же Его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его, просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков». Что писал Владимир Мономах о православной религии и христианских заповедях? 3 группа. Владимир Мономах был истинным христианином. По его мнению, именно христианская религия должна быть той основой, которая поможет объединить русских князей. О православной религии он писал: Страх имейте Божий в сердце своём; Уповайте на Бога, ибо верю в него; Уклонитесь от зла, сотворите добро, найдите мир и отгоните зло; Ни монашеством, ни голоданием, но добрым делом можно получить милость Божию; Не преступайте крестоцелование.
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
45
Мастер - класс
№ груп- пы Текст задания Вопрос, на который надо получить ответ в ходе анализа текста Результат работы группы
Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться. Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.
4. Дети мои или иной кто, слушая эту грамоту, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь. В дому своём не ленитесь, но за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. Сторожей сами снаряжайте и ночью, со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте рано. Оружия не снимайте второпях, не оглядевшись; по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьём; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, а покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, Но не давайте ей власти над собой. Если забудете это, то чаще перечитывайте мою грамоту, тогда и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как мой отец, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее... Какие советы Владимира Мономаха актуальны и сегодня? 4 группа. Когда читаешь «Поучение», складывается впечатление, что они написаны сегодня. Не ленитесь, но трудитесь; Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело; Гордости не имейте в сердце и в уме; Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев; Не пропустите человека, не приветив его; Чего не умеете, тому учитесь; Творите добро.
5. Есть в «Поучении» письмо Мономаха к князю Олегу Святославовичу. За своё пристрастие к ссорам и междоусобицам он был прозван на Руси Олегом Гориславовичем. Предыстория такова. В 1096 году сын Мономаха, Изяслав, напал на земли Олега Святославовича и был убит в бою. Олег решил захватить земли владения Изяслава, но ему помешал другой сын Мономаха - Мстислав. Он нанёс убийце своего брата страшное поражение, после чего тот вынужден был бежать за пределы Руси. Вместо того чтобы послать погоню за своим недругом, Мстислав, верный отцовским принципам, простил Олега и обратился к отцу с просьбой сделать то же. Мономах написал к Олегу письмо. Нужно учесть, что в тот период Мономах был самым могущественным из русских князей того времени. О каких качествах мы можем говорить, читая этот отрывок? 5 группа. Для Владимира Мо-номаха дела государственные всегда были на первом месте. Мономах прощает Олега Святославовича, виновного в смерти сына, отказывается от мести; Советует Олегу покаяться в содеянном грехе; Не хочет ссориться с Олегом, потому что добра хочет братии и Русской земле.
46
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
Мастер - класс
№ груп- пы Текст задания Вопрос, на который надо получить ответ в ходе анализа текста Результат работы группы
ПИСЬМО МОНОМАХА К ОЛЕГУ СВЯТОСЛАВИЧУ. О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою. Я тебе не враг, не мститель! Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня. Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!». Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле. А что ты хочешь добыть насильем, то мы, заботясь о тебе, давали тебе и в Стародубе отчину твою. Бог свидетель, что мы с братом твоим рядились, хотя он и будет достоин смерти, не губите никакой христианской души.
III. Итоги работы групп.
1.1. Представитель группы предъявляет классу результаты работы - формулирует смысл предложенного отрывка «Поучений» и зачитывает тезисы.
1.2. Учащиеся и учитель задают вопросы на понимание результатов работы.
1.3. Учитель комментирует качество проделанной работы каждой группы..
1.4. После выступления всех групп, учитель задает классу контрольные вопросы:
1) Какова основная идея «Поучения»?
1) С какой целью написано это произведение?
2) Дает ли основание «Поучение» говорить о том, что Владимиру Мономаху, суровому и закаленному в боях воину, свойственны глубокие чувства, что это натура поэтическая?
3) Какие советы Владимира Мономаха актуальны и сегодня?
IV Итог урока
1. Подсчет баллов, заработанных в группах, и выставление отметок
2. Мнение обучающихся об уроке.
3. Домашнее задание: составить поучение потомкам (какими качествами, на ваш взгляд, должна обладать личность ваших потомков?)
САМОАНАЛИЗ УРОКА Тема: «Анализ письма -
«Поучение» потомкам Владимира Мономаха»
Цель урока: обобщить знания учащихся о деятельности Владимира Мономаха и его роли в истории Руси
Задачи:
1. Подготовить материалы для работы учащихся с историческим источникам - произведением Владимира Мономаха, которое называется «Поучение».
2. Организовать работу учащихся с устаревшими понятиями (словами), встречающимися в тексте «Поучений».
3. Организовать групповую работу учащихся.
4. Организовать обсуждение итогов групповой работы учащихся.
Условия проведения урока
1. Данный урок был проведен в 6- классе. Урок проводила с использованием компьютерных технологий.
2. В классе 30 учащихся. Класс сильный. Почти все учащиеся имеют хорошо развитую устную речь. Коллектив класса дружный, сплоченный, основная масса учащихся проявляют большой интерес к предмету история. Активно работают на уроках, добросовестно готовят домашние задания, готовят сообщения, подбирают дополнительный материал, рисуют газеты, рисунки. Уровень успеваемости по предмету 100%, качества -100%.
3. Урок проходил согласно календарно-тематическому плану.
4. Были сформулированы задачи урока:
4.1. Подготовить материалы для работы учащихся с историческим источникам - произведением Владимира Мономаха, которое называется «Поучение».
4.2. Организовать работу учащихся с устаревшими понятиями (словами), встречающимися в тексте «Поучений».
4.3. Организовать групповую работу учащихся.
4.4. Организовать обсуждение итогов групповой работы учащихся.
5. Содержание учебного материала способствует решению триединой задачи урока: воспитание, обучение,развитие.
Эксперимент и инновации в школе 2013/5
47
Мастер - класс
6. Для самоанализа урока воспользуемся схемой анализа.
1) Объект анализа (что анализируем?) - урок истории по теме «Анализ письма - «Поучение» потомкам Владимира Мономаха».
2) Цель (с какой целью?) -реализация задач урока.
3) Критерии (как должно быть? или с чем сравниваем?) - результат решения поставленной задачи.
4) Процедура анализа (что делаем?) - отслеживаем, как в ходе урока учитель решает поставленную задачу, т.е. какие действия он выполняет для её решения.
5) Результат анализа - выполнение всех задач урока.
Анализ урока
Задача 1. Подготовить материалы для работы учащихся с историческим источником - произведением Владимира Мономаха, которое называется «Поучение».
Результат
1) Текст «Поучений» был разделен на пять логически завершенных отрывков.
2) К каждому отрывку был сформулирован основной вопрос. Данный вопрос можно рассматривать как цель анализа фрагмента текста.
3) Учащимся задана форма представления результатов анализа текста - тезисы.
Задача 2. Организовать работу учащихся с устаревшими понятиями (словами), встречающимися в тексте «Поучений». Результат
1) Учащимся были предложены три способа работы с неизвестными словами: а) найти однокоренные слова, значение которых понятны; б) воспользоваться толковыми словарями; в) воспользоваться Интернет-ресурсом.
2) Таблица, содержащая устаревшее слово и его значение.
Задача 3. Организовать групповую работу учащихся. Результат
1) Раздать учащимся отрывок «Поучений» и соответствующий отрывку основной вопрос.
2) Раздать группам таблицу для фиксирования качества работы участников.
Замечание. Учащихся класса имеют опыт групповой работы, поэтому им не нужно дополнительных инструкций. Они умеют оценивать работу участников группы и фиксировать результат в таблице.
Задача 4. Организовать обсуждение итогов групповой работы учащихся.
Результат
1) Обсуждение организовано: представитель группы предъявляет классу результаты работы - формулирует смысл предложенного отрывка «Поучений» и зачитывает тезисы.
2) Учащиеся и учитель задают вопросы на понимание результатов работы.
3) Учитель комментирует качество проделанной работы каждой группы
4) После выступления всех групп, учитель задает классу контрольные вопросы:
• Какова основная идея «Поучения»?
• С какой целью написано это произведение?
• Можно ли, опираясь на текст «Поучения» говорить о том, что Владимиру Мономаху, суровому и закаленному в боях воину, свойственны глубокие чувства, что это натура поэтическая?
• Какие советы Владимира Мономаха актуальны и сегодня?
Замечание.
Именно результаты четвертой задачи урока несут главную смысловую нагрузку урока и обеспечивают обратную связь « учитель - ученик», «ученик- ученик». Они позволяют учителю оценить
• качество групповой работы,
• уровень сформированности таких умений как «выделение главной мысли» текста, «составление тезисов», «аргументация мнения», «оценивание результатов деятельности своей и одноклассников»,«отвечать на простые и проблемные вопросы».
В рамках четвертой задачи решались: воспитательная задача - через традиции предков формировать понятия о чувстве долга, патриотизма, взаимопомощи, сострадания;
развивающая задача - умение критически мыслить, давать оценку событиям, выявлять причинно-следственные связи, решать проблемные задачи.
Учитель считает, что все задачи урока выполнены. Задачи урока носили управленческий характер, что позволило продуктивно организовать познавательную деятельность учащихся. Ученики хорошо справились с предложенными заданиями. В течение урока поддерживалась доброжелательная рабочая обстановка.
Литература:
1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы.-М.1966 - с.98.
2. Древнерусская литература. Книга для чтения.- М. Школа-пресс. 1933.
3. Изукин А. Н. Знаменитые россияне.-М. Просвещение. 1996.- с.49-50.
4. Ладинский А. Последний путь Владимира Мономаха.-М.1933.
5. Лихачев Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. Собр. соч. в 3 т,-т. 2 - с8.
6. Пономарева Е. А. Возможности педагогического анализа урока для профессионального роста учителя. // Методист. 2009. № 1.
7. Соловьев К. История России в рассказах для детей «Святая Русь». IX - XIX вв. М.: Современник, 1994. С.38-42.
48
Эксперимент и инновации в школе 2013/5