Научная статья на тему 'Чем живет сегодня Таджикистан'

Чем живет сегодня Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Анна

«НГ-религии», М., 14 мая 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чем живет сегодня Таджикистан»

да, по мнению экспертов, для государства со слабой экономикой, небольшой численностью населения и маленькой армией такому курсу следовать будет крайне сложно.

2. Второй вариант предполагает вхождение Республики Киргизстан в сферу влияния Казахстана. В этом случае киргизские соседи дадут Казахстану возможность выбирать стратегию развития обеих стран.

3. Третий путь - так называемая евроазиатская интеграция. Это более активное участие в интеграционных процессах на базе ЕврАзЭС, пояснил научный сотрудник ИНЭС-ЦА А. Аязбеков.

4. Четвертый вариант - сотрудничество с Китаем - грозит неприятностями не только Киргизии, но и Казахстану.

5. Последний из сценариев - «евроатлантический выбор» -предполагает сотрудничество с европейскими странами и США. Но и он, по словам авторов книги, таит в себе много угроз, что, по их мнению, доказывает опыт Киргизстана при вступлении в ВТО.

Какой именно путь выберет Киргизская Республика, эксперты судить не берутся, зато уверены, что первоочередным вопросом в развитии Киргизстана является все-таки экономика: «Я считаю, что на развитии экономики базируется развитие страны в целом. От этого мы никуда не уйдем, поэтому я считаю, что когда население заметит значимые шаги в стабилизации экономической ситуации, тогда и политическая ситуация стабилизируется», - прокомментировала ситуацию Л. Баум, эксперт Международного института стратегических исследований при Президенте Киргизской Республики. При разработке матрицы авторы проекта учитывали девять основных факторов. «Мы выделили такие факторы, как управление, территория, природные ресурсы, население, экономика, культура, армия и политическая среда», - пояснил заместитель генерального директора ИНЭС-ЦА Ж. Басен. В будущем институт планирует разработать такие же стратегические матрицы для всех государств ЦА.

«Республика», Алма-Ата, 8 июня 2007 г.

Анна Матвеева,

публицист

ЧЕМ ЖИВЕТ СЕГОДНЯ ТАДЖИКИСТАН

Увидеть своими глазами нравы и обычаи народа - всегда интересно. Особенно странное сочетание нового и старого. Встречи с

властями и населением таджикской части Ферганской долины проходили с соблюдением ритуала, но вполне откровенно. Главных проблем у населения оказалось две: мужчин нет, и рождаемость высокая. Противоречия в этом сельчане не усматривают - трудовые мигранты, возвращаясь в недолгий зимний отпуск, делают свое дело и едут обратно в Россию, оставляя молодых Пенелоп работать на хлопковых полях за гузпаю (хворост, которым топят дома), обслуживать семью мужа, распоряжающуюся доходом мигранта, и растить нового отпрыска. Оставшимся мужчинам среднего возраста также можно посочувствовать: круг их общения сужается, так как общаться с женщинами вне семьи они не могут, а их услуги по выполнению традиционных мужских функций типа починки забора - нарасхват. После январского землетрясения 2007 г. на селе некому чинить разрушенное жилье, даже если райцентр поможет стройматериалами и техникой.

Вливание денег трудовых мигрантов из России меняет облик таджикского села. Разбитую дорогу райцентра Джаббор Расулов-ского района бороздит белый лимузин, купленный в Эстонии за 6 тыс. долл. Он освоил дороги от Балтийского моря до Согдийской (бывшей Ленинабадской) области и обслуживает свадьбы по 50 долл. в час. Наличие спутниковых каналов, показывающих откровенный секс, сильно изменило представление простых дехкан о границах возможного и составляет предмет оживленных разговоров ходящих за водой женщин. Раньше денег хватало лишь на приобретение престижных вещей и проведение семейных ритуалов. Теперь люди стали обустраивать дома и в складчину ремонтировать разваливающуюся инфраструктуру.

Иностранным организациям удается мобилизовать деньги населения на ремонт дорог, школ и больниц, в придачу к фондам, выделяемым донорами. Много делается международными организациями типа Программы развития ООН, Фонда Ага-Хана и рядом американских НПО по поддержанию жизнедеятельности социальных служб, образования, здравоохранения и развития экономики на местах.

Миграция идет в основном из обеспеченных районов, где есть у кого занять деньги, чтобы купить билет в Россию. В Джир-гитальском районе Раштской долины наличность имеют далеко не все. Сделки осуществляются бартером: летом приезжают закупщики из соседней Киргизии, привозящие товары первой необходимости, и меняют их в счет будущего урожая. Осенью жители распла-

чиваются грушами, яблоками и картошкой. Местным джамоатам (муниципальным органам) в новых условиях приходится туго. Не имеющие фондов из центра, кроме как на зарплаты бюджетникам и самостоятельной налоговой базы, они должны отвечать в своем районе за все. Один раис сказал мне, что, когда его назначили на должность главы джамоата в 1995 г., он был счастлив и решил, что всего добился в жизни. Но должность мало что принесла, кроме груза ответственности и бесконечной нервотрепки. Его администрация даже не имеет своего помещения и размещается в здании, принадлежащем общепиту. Строительство дороги на Душанбе, развернутое китайской компанией, вдохнуло надежды на развитие местного бизнеса, в том числе и ресторанного, и общепит попросил освободить помещение.

Энергетическая ситуация зимой была худшей в истории независимого Таджикистана, когда температура ночью опускалась до минус пятнадцати. Слабенькая подача газа осуществляется только в крупных городах. В сельских районах электричество официально подавалось два-три часа в день. В реальности в некоторых районах света не было вообще месяц. Люди побогаче устанавливают генераторы, вырабатывающие достаточно энергии для вечернего освещения, но на отопление их не хватает. Теоретически существуют газовые обогреватели, но баллоны к ним дороги: на отопление трехкомнатной квартиры уйдет 20 долл. за три-четыре дня. Это мало кто может себе позволить. В частных домах есть печки, которые топят хворостом, а в квартире в многоэтажке можно поставить сильно коптящую буржуйку. Тогда хозяйке приходится выбирать между сохранностью ремонта и замерзающими детьми. В лучшем положении находятся жители определенного дома в центре Худжанда, на котором висит портрет президента. Портрет уже два года заслоняет дневной свет в квартирах трех этажей (жители дали подписку, что не возражают жить с ним три месяца). Тем не менее обитатели довольны - электричество есть всегда, так как портрет освещается.

Почти вся энергия поступает из Узбекистана. Таджикистан не может платить по рыночным ценам, поэтому узбеки отключают электричество за долги, а теперь еще и Вахш перекрыт в связи со строительством Сангтудинской ГЭС под руководством РАО «ЕЭС». По версии Ташкента, Вахш меняет русло и не позволяет вырабатывать достаточное количество электроэнергии. В Таджикистане видят политическую подоплеку. Отношения между сосе-

дями напряжены со времен гражданской войны, а шпионские скандалы осени 2006 г. добавили масла в огонь. Перспектива, что Таджикистан с помощью российских инвестиций построит каскады электростанций и добьется энергетической независимости, нервирует Ташкент.

Не имея возможности достойно ответить Ташкенту, жители отдуваются на местных узбеках, которых - до четверти населения. Известную узбекскую певицу Юлдуз Усманову транслируют, в основном, когда она поет по-таджикски. Вопрос об узбеках в обществе не поднимается, хотя они вытеснены из власти (оставшимся пришлось изменить имена, чтобы они больше походили на таджикские) среднего и высшего звена силовых структур и связанного с государством бизнеса. До минимума сокращено вещание и пресса на узбекском. Редактор узбекской газеты на встрече со своими чи-тателями-узбеками должен говорить на государственном языке. Переименовываются кишлаки и районы, тюркские названия меняются на таджикские. В этой ситуации узбекское меньшинство включается в информационное пространство Узбекистана, так как его радио и телевидение охватывает приграничные районы, где живут соотечественники. При усиливающихся процессах самоидентификации, протекающих в Таджикистане, узбекская карта может сыграть дестабилизирующую роль.

В народном сознании советская система все еще жива: слова «рубль» (вместо сомони) и «товарищ» продолжают активно использоваться. Несмотря на земельную реформу, упразднившую колхозы, в их отсутствие мало кто верит. Колхозная система, впитавшая в себя элементы традиционной социальной организации таджикского общества, являлась не только хозяйствующим субъектом, но и основой жизни на селе. И сейчас бывший председатель колхоза остается авторитетом, мнение и связи которого определяют положение вещей. Его дети перекочевывают в новую элиту, становясь лидерами инициативных групп или НПО, учреждаемых донорами, деятельность которых прилично оплачивается.

Исламизм все больше распространяется из оазисов, традиционно отличавшихся большей религиозностью и уровнем развития культуры и образования. Одним из таких является джамоат Чорку Исфаринского района, откуда в советское время вышло много представителей партийной, культурной и религиозной элиты. Сейчас Чорку больше знают как родину бывших узников Гуантанамо Бей и арену деятельности радикальной группы Байат, взявшей на

себя убийство лидера баптистской общины Сергея Бессараба в 2004 г. Процесс этот сложный: распространение исламского образования за рубежом привело к появлению новых идей и людей, старающихся дать ответы на запросы современности. Появился «исламский плюрализм», когда возможны альтернативные объяснения мироустройства и того, кто во всем виноват. Вместо советской религиозной монотонности развернулись дебаты о том, что запрещено и разрешено исламом. Например, фотография. Вернувшиеся из-за границы знатоки стали уверять, что если Пророк запрещал изображать человека, то этот запрет распространяется и на фотографирование. В народе, только начавшем приобретать цифровые камеры, нововведение вызвало раздражение. Недовольные указывали, что для того, чтобы выехать за границу, религиозные деятели новой волны фотографировались на загранпаспорт и сами нарушали запрет.

Призыв в армию осуществляется методом отлова, хотя порядка стало больше, чем в послевоенный период. Армейские отряды посереди ночи проводят зачистку квартала и забирают молодых людей призывного возраста. Их держат на призывных пунктах до тех пор, пока не придут родители с документами, доказывающими, что им нет 18 лет, или не выкупят их. Иначе мальчики пополняют ряды защитников Отечества, где их ждет голод и дедовщина.

С девочками - свои проблемы. Все больше девочек перестает посещать школу после 5-6-го классов и почти половина не дотягивает до старшей школы. По мнению родителей, в школе неуютно и холодно, качество образования упало, а на возможность удачного замужества уровень знаний не влияет. Распространяется официально запрещенное многоженство, но бороться с ним трудно, когда многие представители власти сами негласно имеют по нескольку жен. Мулла может благословить такой брак, который по исламскому законодательству будет иметь юридическую силу.

В Таджикистан начал активно проникать соседний Китай. После открытия КПП через Кульму стали поступать дешевые - как некоторые говорят, одноразовые - китайские товары. Везут их по страшной дороге, проходящей на высоте 5 км над уровнем моря, что не останавливает напора «колхозного капитализма». Китайские компании строят дороги и электростанции, на которые не позарились российские и иранские инвесторы, однако стараются не пользоваться местными услугами. Они живут в привезенных палатках, а не в нетопленых таджикских домах и не доверяют местным рабо-

тать на китайской технике. Население встречает соседей с настороженностью, хотя всем понятно, что привлечь инвесторов в Таджикистан непросто и пренебрегать тем, что идет в руки, не стоит.

Такое же понимание власти стараются проявлять в отношении Киргизии. Положение на границе Баткенского (Киргизия) и Исфаринского (Таджикистан) районов достаточно остро. Местные разборки из-за земли и воды перерастали в столкновения с убитыми и ранеными еще в советское время. Возросшая конкуренция за землю и установление границы возвели местные распри в ранг государственной политики. Во времена Акаева областным властям с обеих сторон как-то удавалось решать вопросы на основе личных контактов, здравого смысла и жизненного опыта. Новые, часто случайные люди, пришедшие к власти после смены власти и сделавшие карьеру на борьбе за справедливость, не склонны к компромиссам и плохо умеют управлять.

Президент Э. Рахмонов добился консолидации власти, но в его назначениях выходцев из родной Дангары на руководящие должности - последняя перетасовка колоды произошла в конце 2006 г. после президентских выборов - ощущается потеря чувства реальности. Победившие в гражданской войне остальные кулябцы потеряли ключевые посты в силовых структурах, что не вызывает у них восторга. Узбеки, гармцы и памирцы практически не представлены во власти. Светской или духовной оппозиции реально не существует.

Снизилось и значение традиционной авлодной (родовой) системы в политике. Большинство таджиков знает, к какому авлоду они принадлежат и какие обязательства взаимопомощи он накладывает на своих членов. Существует иерархия, в которой ведущие авлоды из мест старой городской культуры - Самарканд, Бухара, Худжанд, Конибодам - считаются знатными. Выходцы из них имеют лучшие стартовые позиции в жизни, так как высокий авлод может больше дать своему новому поколению. Такие авлоды составляли основу правящей элиты в разные времена. Советская система не разрушила родовую систему, но, наоборот, полагалась на ее человеческий капитал. Большинство членов партноменклатуры вышли из высоких авлодов, а все первые лица в советское время принадлежали к знатным северным родам. Гражданская война нанесла существенный удар по системе, когда к власти пришли люди с юга и часто - из простых авлодов. Господствовавшее в советское время правление «аристократии» было нарушено. Президент вы-

шел из обычного рода, и многие его назначения происходят по принципу личной преданности или совместного опыта в прошлом.

Насколько прочен новый порядок или старая авлодная иерархия еще вернет себе место в политике, покажет время.

«НГ-религии», М., 14 мая 2007 г.

Ш.Кадыров, кандидат политических наук ТУРКМЕНИЯ: ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ?

Ночью 21 декабря 2006 г., во сне, от приступа острой сердечной недостаточности скончался руководитель Туркменистана, бессменный и, по сути, единоличный правитель страны Туркменбаши Сапармурат Ниязов. Его внезапная смерть породила немало вопросов как в связи с тем, что за люди пришли к власти в Туркмении, и куда теперь пойдет эта страна, являющаяся одним из ключевых игроков на мировом рынке энергоносителей.

Несмотря на то, что Ниязов был, очевидно, болен, работал за десятерых и, как квазимонарх, был не ограничен в любых прихотях, многие продолжают считать, что его убили. Уж больно странная смерть, странно «удобная»: ночью, в предпраздничные дни, и никакого тебе политического завещания.

17 ноября 2006 г. германские врачи, проводившие последний осмотр Ниязова, заявили о его «превосходном состоянии». Их посмертное медицинское заключение не столь уже и противоречило предшествовавшему: «Мог бы жить еще несколько лет, умер от кислородной недостаточности». Немедленно после смерти диктатора его ближайшее окружение пошло на прямое нарушение Конституции (в случае смерти президента власть временно, до очередных президентских выборов, переходит к заместителю председателя Народного совета - высшего органа власти в стране). А раз «заговорщики» (если заговор или сговор имели место) у гроба еще не погребенного властителя осмелились нарушить Конституцию (читай - волю покойного), чтобы открыть себе дорогу к власти, значит, полагают некоторые, могли и убить. Надо заметить, что слухи об убийстве не очень-то и беспокоят новых правителей Туркменистана. С одной стороны, потому, что никаких доказательств убийства нет; с другой - версия об убийстве косвенно показывает, что захватившие власть - люди очень решительные: они

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.