Научная статья на тему 'Чем завлечь туриста в глубинку России?'

Чем завлечь туриста в глубинку России? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
248
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / RURAL TOURISM / РОССИЕВЕДЕНИЕ / STUDIES OF RUSSIA / ИМИДЖЕВОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ / IMAGE PROMOTION / ГЕОГРАФИЯ / GEOGRAPHY / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Голубчиков Юрий Николаевич

Вопреки широко распространенным представлениям об уничтоженной природе России, почти половина ее пространств не отягощена антропогенной и техногенной нагрузкой. России при-надлежит 15% всех практически не затронутых деятельностью человека территорий земной суши. Географически страна близка ко всем мощнейшим и наиболее густонаселенным государ-ствам Западной Европы, Азии и Америки. А в них постоянно растет спрос на путешествия и от-дых в малолюдной и чистой среде, все большую популярность получают ландшафтный туризм, натуропатия, холистическое целительство. Глобальная роль России в том и состоит, что она является, может позиционироваться и восприниматься как своего рода биосферно-терапевти-ческий резерват земного шара. В статье обосновано геополитическое, идеологическое, эконо-мическое, имиджевое значение сельского туризма и дачного отдыха для России. Именно «глубин-ка» России сегодня должна быть активно использована в целях конструирования устойчивого туристического образа страны.Конструировать положительный образ России следует с коррекции учебных планов географиче-ских, гуманитарных и туристических специальностей вузов. Ни один значимый зарубежный уни-верситет не представим без гуманитарно-географического осмысления ресурсов своей страны. У нас ничего подобного нет, а если и намечается, то лишь в историко-архивном ключе. Между тем возрождение россиеведения позволяет не только расширить философско-предметное поле рекреационной географии, но и повысить общую конкурентоспособность страны в сфере тури-стических услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Голубчиков Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO ATTRACT A TOURIST INTO THE DEPTHS OF RUSSIA?

Contrary to popular ideas about the destruction of environment of Russia, almost half of its spaces are not burdened by anthropogenic or technogenic impact. Russia owns 15% of almost untouched by human activity Earth’s land. Geographically the country is close to all the most powerful and the most populous states in Western Europe, Asia and America. And demand for travel and vacation in underpopulated and clean environment there constantly growing, landscape tourism, nature and holistic therapy are getting the larger popularity. The global role of Russia lies in the fact that it can be positioned and percepted as a kind of biosphere-therapeutic reserve. The geopolitical, ideological, economic, image significance of rural and farmstead tourism are justified in the article. The construction of a positive image of the territory should be from correction of curriculums geographical, humanitarian and tourist specialties in higher educational establishments. None significant foreign university can be represented without human-geographical understanding of resources of its country. We have nothing like this, and if it planned, so only in the historical and archival manner. Meanwhile, the revival of studies of Russia allows not only expanding the philosophical and substantive field of recreational geography, but also improving the overall competitiveness of the country in the fields of tourism services.

Текст научной работы на тему «Чем завлечь туриста в глубинку России?»

УДК 914/919+379.84

DOI: 10.12737/12877

Голубчиков Юрий Николаевич

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (г. Москва, Российская Федерация); канд. геогр. наук, вед. науч. сотр.; e-mail: golubchikov@list.ru

ЧЕМ ЗАВЛЕЧЬ ТУРИСТА В ГЛУБИНКУ РОССИИ?

Вопреки широко распространенным представлениям об уничтоженной природе России, почти половина ее пространств не отягощена антропогенной и техногенной нагрузкой. России принадлежит 15% всех практически не затронутых деятельностью человека территорий земной суши. Географически страна близка ко всем мощнейшим и наиболее густонаселенным государствам Западной Европы, Азии и Америки. А в них постоянно растет спрос на путешествия и отдых в малолюдной и чистой среде, все большую популярность получают ландшафтный туризм, натуропатия, холистическое целительство. Глобальная роль России в том и состоит, что она является, может позиционироваться и восприниматься как своего рода биосферно-терапевтический резерват земного шара. В статье обосновано геополитическое, идеологическое, экономическое, имиджевое значение сельского туризма и дачного отдыха для России. Именно «глубинка» России сегодня должна быть активно использована в целях конструирования устойчивого туристического образа страны.

Конструировать положительный образ России следует с коррекции учебных планов географических, гуманитарных и туристических специальностей вузов. Ни один значимый зарубежный университет не представим без гуманитарно-географического осмысления ресурсов своей страны. У нас ничего подобного нет, а если и намечается, то лишь в историко-архивном ключе. Между тем возрождение россиеведения позволяет не только расширить философско-предметное поле рекреационной географии, но и повысить общую конкурентоспособность страны в сфере туристических услуг.

Ключевые слова: сельский туризм, россиеведение, имиджевое продвижение, география, идеология.

Геополитическое значение пространства. Сегодня в мире вновь возвышается геополитическое мышление, связывающее возможности государств с расширением и перераспределением пространства. Роль географического ресурса в жизни государств взрывообразно растет вместе с демографическим взрывом. В этом контексте во все усиливающейся степени привлекает внимание практически всего мира огромность и незаселенность России. В зарубежных СМИ преобладает поток негативной информации о России, мировой общественности рисуется образ криминальной и агрессивной страны организованной преступности и признаками ядерного террора. Заявляется об «экзистенциальной» природе российской государственности, с завидным постоянством приводятся «факты» низкого уровня развития человеческого потенциала россиян, указывается на нерадивость и бесхозяйственность в использовании природных ресурсов российских пространств. Ставится даже вопрос об ограничении прав государств, якобы «не

способных распорядиться» выпавшими на их долю природными богатствами.

В то же время в России расхожими стали представления, что в наш век информационных технологий ценность пространства и природных ресурсов неуклонно снижается. У населения России пытаются умышленно формировать представление о больших пространствах как источнике всяких бед; каковым, например, является пропагандистская сентенция «Живут же маленькие Нидерланды!».

Пространство, по мнению Ю. К. Ефремова [5], является природным ресурсом высочайшей дороговизны, вместилищем всех других ресурсов и богатств. С позиции национального богатства завтрашнего дня сохранившаяся природная среда и красота территории станут главной ценностью любой страны, значимой не меньше богатства ее недр.

Биосферное значение территории. Вопреки широко распространенным представлениям об уничтоженной природе России, почти половина ее пространств

не отягощена антропогенной и техногенной нагрузкой. В Европе таких площадей Н. Н. Клюев [9] насчитывает всего 2,8%. Если в Великобритании площадь полностью нарушенных земель составляет 98,7%, то в восточносибирской тайге таковых всего 4,4% [10]. России принадлежит 15% всех практически не затронутых деятельностью человека территорий земной суши, 20% мировых запасов пресных вод, 26% не затронутых промышленной эксплуатацией лесных площадей мира, 46% мировой площади внетропических лесов. Под государственными заповедниками, национальными и природными парками, заказниками, памятниками природы в России занято 12% от общей площади страны - столько же, сколько и под пашней [9]. Глобальная роль России в том и состоит, что она является своего рода биосферно-терапевтическим резерватом планеты. В этом кроется громадный, еще никем в полной мере не оцененный рекреационный потенциал России. А.Л.Чижевский [14] показал, что в кислороде наиболее благотворны отрицательные ионы, важным источником которых служат хвойные леса и капли воды при механическом их дроблении. Это самое бесценное лекарство для человека и поправлять здоровье многим людям следовало бы как раз в малолюдной или даже безлюдной экологически чистой среде, каковой является бескрайняя Российская Сибирь. Существенно обогащает воздух отрицательными ионами кислорода самая протяженная береговая линия России с очень сильными прибоями и приливами на изрезанных побережьях.

После кислорода самым важным веществом для человека является вода. Наиболее целебны талые снеговые и ледниковые воды. При этом ни одна страна в мире также не сопоставима с Россией по объемам и продолжительности целебного воздействия талых вод [1]. По водообеспе-ченности населения полным речным стоком Россия в 5 раз превосходит средние мировые показатели [9].

Сельский туризм. На третьем месте (после воздуха и воды) из поглощаемого человека находится пища. Реальность сегодня такова, что обращаться за здоровыми

и качественными продуктами все больше приходится не в магазин, а, минуя перекупщиков,- к надежным производителям непосредственно в сельской местности. Потребитель сам едет за экологически чистой продукцией и ищет ее у владельцев приусадебных участков «из глубинки». С этих поездок и начинается сельский туризм.

Если экологический туризм на особо охраняемых природных территориях позволяет уносить с собой из природы только фотографии, то сельский туризм может сопровождаться заготовками приезжими грибов, ягод, орехов, лечебных растений, а где-то - охотой и рыбалкой в экологически чистой среде даже в условиях примитивных средств размещения. «Дары леса могли бы стать брендом России, как это было 100 лет назад, когда российские рыжики поставляли в Европу. Грибов и ягод в нашей лесной стране продается непростительно мало. По некоторым оценкам только клюквы в лесах России вырастает 500 тыс. тонн, черники и брусники-более 800 тыс. тонн, грибов -до 5 млн. тонн, а добывается менее 0,5%» [12, с. 153].

Особенно благоприятно воспринимает человеческий организм воздействие приполярности и континентальности, уникальным сочетанием которых обладает Россия, что в 1908 г. А. Журавский [6] расценивал это как национальное достояние России. Полярность создает продолжительное и непрерывное, богатое ультрафиолетом летнее освещение, кон-тинентальность же обеспечивает высокие температуры вегетационного периода. Если продолжительность солнечного освещения измерять не сутками, а теми часами, когда идет фотосинтез, то по сумме световых часов высокие широты намного превзойдут умеренные. В мае - июле полярные области получают приблизительно вдвое больше солнечного света, чем за то же время экваториальные страны. Географического и климатического пределов «осеверения» сельского хозяйства, считал Н. И. Вавилов [3], не существует. Одно из преимуществ северного земледелия в том и состоит, что применительно к суровым, но устойчивым климатическим условиям можно выработать надежную агрорецеп-

туру. Есть все возможности превращения безлюдных пространств России в «мясной цех планеты» на основе травосеяния и уникальной отрасли оленеводства.

Село России играет в мире особую роль. Географически страна близка ко всем мощнейшим и наиболее густонаселенным государствам Западной Европы, Азии и Америки. А в них постоянно растет спрос на путешествия и отдых в малолюдной и чистой среде. Все большую популярность получают ландшафтный туризм, натуропа-тия, холистическое целительство.

Депопуляция сельских территорий в России приобрела угрожающие размеры. Так, современное сельское население регионов Нечерноземья составляет немногим более 1/3 от количества 1959 г. В отдельных регионах (Кировская, Псковская области) население за указанный период сократилось в 4-5 раз [1]. С дальнейшим развитием сельской рекреации можно ожидать возвращения в обезлюдевшие деревни хотя бы части населения. Все более осознается, что село и деревня - самые надежные стражи страны и ее природы, хранительницы национальной целостности. Сохранение села и загородного пейзажа все в большей степени рассматривается как дело сохранения нации [16].

В мире накоплен успешный опыт возвращения к жизни благодаря туризму даже заброшенных индустриальных городов, уже на иной, альтернативной индустриализации индустрии отдыха [17, 18].

Незаметно и плавно перетекает сельский туризм в дачно-коттеджный отдых и наоборот. Совмещение рекреационной и продовольственной функций дачно-кот-теджного отдыха - еще одна национальная особенность России. У россиян вторых владений, как ни у кого в мире - 17-20 млн. домов [13]. Эти цифры очень условны, подчеркивает А. И. Трейвиш, но они на порядок выше, чем в любых других странах. Судя по опросам, около 80% дачников выращивают что-то съедобное. «Его смысл не только в возмещении нехватки и дороговизны покупных продуктов, это также хобби, предмет гордости, реальная или мнимая экологичность и безопасность домашних заготовок» [13].

В последнее десятилетие продовольственная функция дачи неуклонно слабеет. Зато крепнет другая - рекреационная. Появились так называемые «поместья», в которых хозяевам удалось к основному участку земли прирезать несколько десятков гектар, отгородившись от соседей не столько забором, сколько буферной зоной [12]. Прогнозируется, что дачи в дальнейшем буду использоваться круглогодично, в то время как выращивание овощей все больше будет превращаться в хобби, нежели необходимость [2]. Можно ожидать, что дачи будут в определенном числе превращаться в важные форпосты сельского туризма.

Геополитическое значение сельского туризма и дачного отдыха для России заключено в хотя бы какой-то степени восстановлении брошенных деревень и повышения качества сельской жизни. Одновременно оживают выведенные из постоянного использования сельскохозяйственные, рыбные и охотничьи угодья, возникают рабочие места, модернизируется инфраструктура. Немаловажное значение имеет возрождение поголовья рабочих лошадей, поначалу для рекреационных целей, а в перспективе - как замена части сектора двигателей внутреннего сгорания. Сельско-лесные территории России могут стать прекрасной основой для развития промыслового туризма (заготовка плодо-во-овощной продукции, сбор грибов, ягод и т. п.).

Имиджевое продвижение. В деятельности каждого производства огромное значение придается рекламе продукции. Важнейшей характеристикой любого земельного участка, территории и страны становится красота, значимая не менее богатства недр. А у самой огромной страны мира ни одно ведомство не озабочено ни рекламированием России, ни украшением ее пространств, ни их имиджевым продвижением. На цели рекламирования России в мировом туристическом пространстве выделяется 2,5 млн. евро в год. Для сравнения: средний бюджет на рекламу туризма в европейских странах составляет 31 млн. евро [4]. На этот заказ развитые страны ежегодно выделяют средства, вхо-

дящие в число приоритетных расходных статьей государственного бюджета. Целая индустрия природно-культурного наследия зиждется именно на имиджевом продвижении [7, 8, 11].

С усилением интереса к отечественной истории связано возрастание внимания общественности к географической карте, к литературе по отечествоведению, краеведению, истории географических открытий, географии культур и религий, антропогеографии, народоведению, пей-зажеведению. Возможно, конструировать положительный образ России следует не столько с создания рекламных буклетов, сколько с коррекции учебных планов географических, гуманитарных и туристических специальностей вузов. Достойное место должны в них занять такие холистические дисциплины, как антропогеогра-фия, россиеведение, география человека, гуманитарная география, краеведение, от-ечествоведение, понимаемые не как смесь физической и экономической географий с историей, а как интердисциплинарные технологии конструирования портрета государства и его отдельных регионов. Вероятно, на этом пути возможным когда-нибудь станет создание принципиально новых программ, где все предметы будут пронизаны общими, интеграционными идеями и задачами.

Ни один значимый зарубежный университет не представим без гуманитарно-географического осмысления свой страны. Многие университеты занимаются и Россией. Так, специальность «Россиеведение» есть во многих западноевропейских, японских и даже польских университетах. В Сеуле с 1972 г. работает институт российских исследований университета международных исследований Ханкук. Он имеет грант на период с 2009 по 2019 год «Реконструкция гуманитарного пространства Россий-

ской Федерации; корейский взгляд». Это по существу корейское россиеведение, которое отличается от критически настроенного западного, а также китайского и японского.

У нас ничего подобного на том уровне нет, а если и намечается, то лишь в исто-рико-архивном ключе. «Мы до сих пор не имеем комплексного страноведческого описания России, отвечающего современному состоянию изученности страны и современным требованиям науки и практики» [7, с. 49]. Между тем возрождение россиеведения позволяет не только расширить философско-предметное поле географии туризма, но и повысить общую конкурентоспособность страны. А нам есть, чем восхищаться: положением на перекрестке цивилизаций, русской культурой, Православием, Империей, великим русским языком. Соединяя в себе Восток и Запад, Север и Юг Россия как бы объединяет в себе все человечество и соприкасается со всеми главными мировыми цивилизациями.

Как ни у одной из стран мира, география может служить России ее идеологией, философией и национальной идеей. Именно эти атрибуты обеспечивают преемственность руководства, а значит, служат делу сохранения государства вернее любых самых высокооплачиваемых органов безопасности. Идеология обеспечивает философию, а философия России - в ее пространствах.

«Сегодня нам как никогда нужна национальная география! География, которая способствует реализации национальных интересов»,-отметил Президент Русского географического общества С. В. Шойгу [15]. Такие задачи требуют единения туристско-географического знания, синхронизации его с историей и литературой, разработки краеведческих, страноведческих и земле-ведческих подходов.

Список источников:

1. АлексеевВ.Р. Талая вода - криогенный ресурс планеты // География и природные ресурсы. 2012. № 1, С. 14-24.

2. Браде И. Между дачей и фешенебельной резиденцией. Взгляд с Запада // Известия РАН. Серия географическая. 2014. № 4. С. 33-38.

3. Вавилов Н. И. Избранные труды в 5 тт. Т. 5. Проблемы происхождения, географии, генетики, селекции растений, растениеводства и агрономии. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1965. 786 с.

4. Власова Т. И. Экономика современного туризма: состояние и проблемы // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. Трудь^М Междунар. Науч. - практич. конф. СПб.: «Д.А.Р.К.», 2012. С. 24-31.

5. Ефремов Ю. К. Об охране пространства // Известия Русского географического общества. 1997. Вып. 3. С. 44-46.

6. Журавский А.В. Приполярная Россия в связи с разрешением общегосударственного аграрного кризиса (экономические потенциалы Севера). Архангельск: Губернская типография, 1908. 18 с.

7. Исаченко А. Г. Страноведение и геоэкология: желаемое и действительное // Известия Русского географического общества. 2014. Вып. 4. С. 45-57.

8. Калуцков В. Н. Ландшафт в культурной географии. М.: Новый хронограф, 2008. 320 с.

9. Клюев Н. Н. Россия на экологической карте мира // География. 2001. № 47. С. 3-6.

10. Котляков В. М., Лосев К.С., АнаничеваМ.Д.Сравнение нарушенности экосистем России и других стран Европы // Известия РАН. Серия географическая. 1998. № 2. С. 18-29.

11. МазуровЮ.Л. Экотуризм в России: глобальный контекст и национальные особенности // Региональные исследования. 2004. № 1(3). С. 44-47.

12. Нефедова Т. Г., Савчук И. Г. Второе загородное жилье в России и Украине: эволюция дач и тренды их современных изменений // Известия РАН. Серия географическая. 2014. № 4. С. 39-49.

13. Трейвиш А. И. «Дачеведение» как наука о втором доме на Западе и в России // Известия РАН. Серия географическая. 2014. № 4. С. 22-32.

14. Чижевский А. Л. Атмосферное электричество и жизнь // Земля во Вселенной. М.: Мысль, 1964. С. 422-442.

15. Шойгу С. К. Речь Президента РГО С. К. Шойгу на Арктическом форуме 21 сент. 2010 г. URL: http:// www.rgo.ru/2010/09/shojgu-razvitie-nacionalnoj-geografii-dolzhno-sluzhit-interesam-rf/ (Дата обращения: 07.06.2015).

16. Kumar K. The Making of English National Identity. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 384 p.

17. McCarthy J. Quick fix or sustainable solution? Cultural clustering for urban regeneration in the UK // Urban transformations: regeneration and renewal through leisure and tourism, In (eds. Haitchison C., Richards G., Tallen A.). Eastbourne: Leisure Studies Association, 2007. Р. 1-19.

18. Prasca M., Retrea R. The role of tourism in urban revitalization of Nucet and Vascau towns // Central European Regional Policy and Human Geography. 2013. Year III. № 1. P. 69-79.

Iuriy Golubchikov

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia); PhD in Geography

HOW TO ATTRACT A TOURIST INTO THE DEPTHS OF RUSSIA?

Contrary to popular ideas about the destruction of environment of Russia, almost half of its spaces are not burdened by anthropogenic or technogenic impact. Russia owns 15% of almost untouched by human activity Earth's land. Geographically the country is close to all the most powerful and the most populous states in Western Europe, Asia and America. And demand for travel and vacation in underpopulated and clean environment there constantly growing, landscape tourism, nature and holistic therapy are getting the larger popularity. The global role of Russia lies in the fact that it can be positioned and percepted as a kind of biosphere-therapeutic reserve. The geopolitical, ideological, economic, image significance of rural and farmstead tourism are justified in the article.

The construction of a positive image of the territory should be from correction of curriculums geographical, humanitarian and tourist specialties in higher educational establishments. None significant foreign university can be represented without human-geographical understanding of resources of its country. We have nothing like this, and if it planned, so only in the historical and archival manner. Meanwhile, the revival of studies of Russia allows not only expanding the philosophical and substantive field of recreational geography, but also improving the overall competitiveness of the country in the fields of tourism services.

Keywords: rural tourism, studies of Russia, image promotion, geography, ideology

References:

1. Alekseev V. R. Talaja voda - kriogennyj resurs planety [Meltwater - cryogenic resources of the planet] // Geografija i prirodnye resursy [Geography and natural resources]. 2012. № 1, P. 14-24.

2. Brade I. Mezhdu dachej i feshenebel'noj rezidenciej. Vzgljad s Zapada [Between the holiday house and the fashionable residence. View from the West] // Izvestija RAN. Serija geograficheskaja [Bulletin of the Russian Academy of Sciences. Geography]. 2014. № 4. P. 33-38.

3. Vavilov N. I. Izbrannye trudy v 5 tt. T.5. Problemy proishozhdenija, geografii, genetiki, selekcii rastenij, rastenievod-stva i agronomii [Selected works in 5 volumes. Vol. 5. Issues of origin, geography, genetics, plant breeding, crop production and agronomy]. Moscow-Leningrad.: Izd-vo AS USSR, 1965. 786 p.

4. Vlasova T. I. Ekonomika sovremennogo turizma: sostojanie i problemy [The economy of modern tourism: condition and problems] // Turizm i rekreacija: fundamental'nye i prikladnye issledovanija [Tourism and recreation: fundamental and applied research]. TrudyVII Mezhdunar. nauch. - praktich. konf. St. Petersburg: «D.A.R.K.», 2012. P. 24-31.

5. EfremovJu.K. Ob ohrane prostranstva [About space protection] // Izvestija Russkogo geograficheskogo obshhestva [Bulletin of the Russian Geographical Society]. 1997. Iss. 3. P. 44-46.

6. ZhuravskijA. V. Pripoljarnaja Rossija v svjazi s razresheniem obshhegosudarstvennogo agrarnogo krizisa (ekonomi-cheskiy potencial Severa) [Circumpolar Russia and solution of national agrarian crisis (the economic potentials of the North)]. Arhangel'sk: Gubernskaja tipografija, 1908. 18 p.

7. Isachenko A. G. Stranovedenie i geoekologija: zhelaemoe i dejstvitel'noe [Geography and geoecology: the desired and actual] // Izvestija Russkogo geograficheskogo obshhestva [Bulletin of the Russian Geographical Society]. 2014. Iss. 4. P. 45-57.

8. Kaluckov V. N. Landshaft v kul'turnoj geografii [The landscape in the cultural geography]. Moscow: Novyj hrono-graf, 2008. 320 p.

9. Kljuev N. N. Rossija na ekologicheskoj karte mira [Russia on the environmental map of the world] // Geography. 2001. № 47. P. 3-6.

10. Kotljakov V.M., Losev K.S., Ananicheva M.D. Sravnenie narushennosti ekosistem Rossii i drugih stran Evropy [Comparison of ecosystem disturbances in Russia and other European countries] // Izvestija RAN. Serija geogra-ficheskaja [Bulletin of the Russian Academy of Sciences. Geography]. 1998. № 2. P. 18-29.

11. Mazurov Ju.L. Ekoturizm v Rossii: global'nyj kontekst i nacional'nye osobennosti [Ecotourism in Russia: global context and national characteristics] // Regional'nye issledovanija [Regional studies]. 2004. № 1(3). P. 44-47.

12. Nefedova T. G., Savchuk I. G. Vtoroe zagorodnoe zhil'e v Rossii i Ukraine: evoljucija dach i trendy ih sovremennyh izmenenij [The second suburban housing in Russia and Ukraine: the evolution and trends of modern changes] // Izvestija RAN. Serija geograficheskaja [Bulletin of the Russian Academy of Sciences. Geography]. 2014. №4. P. 39-49.

13. Trejvish A. I. «Dachevedenie» kak nauka o vtorom dome na Zapade i v Rossii [The «dachas studies» as the science about the second house in the West and in Russia] // Izvestija RAN. Serija geograficheskaja [Bulletin of the Russian Academy of Sciences. Geography]. 2014. № 4. P. 22-32.

14. ChizhevskijA. L. Atmosfernoe elektrichestvo i zhizn' [Atmospheric electricity and life] // Zemlja vo Vselennoj [The Earth in the Universe]. Moscow: Mysl', 1964. P. 422-442.

15. ShojguS.K. Rech' Prezidenta RGO S. K.Shojgu na Arkticheskom forume 21 sent. 2010 g. [Speech of President of the Russian Geographical Society, S. Shoigu at the Arctic Forum September 21, 2010] URL: http://www.rgo. ru/2010/09/shojgu-razvitie-nacionalnoj-geografii-dolzhno-sluzhit-interesam-rf/ (Accessed on June 07, 2015).

16. Kumar K. The Making of English National Identity. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 384 p.

17. McCarthy J. Quick fix or sustainable solution? Cultural clustering for urban regeneration in the UK // Urban transformations: regeneration and renewal through leisure and tourism, In (eds. Haitchison C., Richards G., Tallen A.). Eastbourne: Leisure Studies Association, 2007. P. 1-19.

18. PrascaM., RetreaR. The role of tourism in urban revitalization of Nucet and Vascau towns // Central European Regional Policy and Human Geography. 2013. Year III. № 1. P. 69-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.