Научная статья на тему 'Челюсти'

Челюсти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Челюсти»

Россияне все больше думают о красоте и здоровье зубов. За прошедший год

цены на стоматологические услуги в столице подскочили чуть ли не вдвое.

Перед вами - рассказ о ведущих стоматологических сетях Москвы и Санкт-Петербурга.

Ирина ВОРОБЬЕВА

Челюсти

Зуб на зуб не приходится

Компания «РБК» опросила 10 тыс. москвичей на тему: «Сколько вы готовы потратить на лечение одного зуба». Почти 22% сообщили, что могут расстаться с суммой, превышающей 5000 рублей. Почти 5,5% согласились заплатить не более 10 тыс., 1,6% — не больше 15 тыс., еще столько же — не больше 20 тыс. руб. До 50 тыс. руб. за лечение одного зуба готовы выложить 1% опрошенных, 4,5% не пожалеют ради лечения любой суммы. При этом только 4% опрошенных вообще не посещают стоматолога, а 8% не собираются платить за лечение в принципе. Большинство (52%) оценили стоимость своего одного зуба в 2 тыс. рублей.

Деньги в общем-то немаленькие, учитывая, что зубов у нас 32. «Я не могу оценить этот рынок, но могу сказать, что он далек от

насыщения, — говорит руководитель и владелец одной из стоматологических сетей Москвы. — Я могу поднять цены вдвое, и никто из клиентов не уйдет, но я этого, конечно, делать не буду, поскольку они и так высоки».

Василий Павлов, специалист консалтинговой компании Dental Management Group: «Если сравнивать средние цены на стоматологические услуги в Москве на конец 2GG7 года и на начало 2006-го, то установка пломбы в конце прошлого года стоила около $95, а на начало 2GG6 года—$52.Стоимость установки стандартной металлокерамики без специальных сплавов достигла $243. В конце 2GG6 года ее цена равнялась $172».

Столь колоссальный рост цен, по словам нашего собеседника, с одной стороны, вызван перенасыщением рынка подешевевшими за два года более чем на 2G% нефте-

долларами, с другой — ростом операционных затрат бизнеса. «60—70% участников этого рынка, — продолжает Василий Павлов, — помещения арендуют. Аренда и зарплата персонала — основные статьи затрат этого бизнеса. Опытному врачу с наработанной клиентской базой приходится достаточно много платить. Поэтому, несмотря на внушительный рост цен, в среднем доходность этого бизнеса продолжает оставаться на уровне 1 5% годовых». Что тоже неплохо, тем более что речь идет о барышах, получаемых при относительно «белом» ведении бизнеса. По словам наших собеседников, о денежном объеме рынка стоматологических услуг можно судить по его мощности, то есть по количеству стоматологических кресел, хотя заметим, что такая статистика, обладает определенной долей погрешности.

Одна из семи клиник сети «ДентаВита» -детская «ДентаВита Чипполино»

«Конкуренция на этом рынке крайне велика, — говорит директор стоматологической клиники «Ланцет» Дмитрий Ланцет, — поскольку вход на него свободен. Для открытия стоматологического кабинета нужно получить лицензию, арендовать помещение, закупить оборудование и нанять персонал. Поэтому десятки стоматологических кабинетов ежегодно открываются лишь в одной Москве, и десятки же закрываются». Этот факт влияет на отсутствие достоверной статистики по этому рынку.

Мы же решили рассказать о тех, кому в стоматологии удается работать на московском рынке не один год.

На начало 2005 года компания йМв насчитывала на рынке Москвы 917 частных стоматологических предприятий (средний размер клиники — около трех кресел). При этом в течение 2004 года открылись 22 новые клиники, а 54 прекратили свое существование. По расчетам специалистов йМв, количество пациентов, получивших за год стоматологическую помощь в негосударственном секторе столицы, составляет не менее 1,9 млн. человек, а число посещений — 6,12 млн. раз (в среднем один больной около трех раз навещает стоматолога). А один прием также в среднем длится не более часа.

«Примерно столько, — говорит Василий Павлов, — у врача уходит на лечение неос-ложненного кариеса с постановкой светопо-лимерной пломбы. Если учесть, что установка пломбы в среднем в столице стоит $95, то примерный объем негосударственного сектора стоматологических услуг Москвы при средней загрузке клиник в 50% составляет не менее $581,5 млн. По итогам же всероссийской переписи населения 2002 года в Москве уже на тот момент постоянно проживало более 10,3 млн. человек. Казалось бы, возможности для роста этого бизнеса

Большинству москвичей не жалко на лечение одного зуба 2 тыс. рублей

велики, но это не совсем так. С одной стороны, спрос ограничивается врожденным неуважением населения к собственному здоровью и сужением платежеспособного спроса в результате опережающих темпов роста цен на услуги стоматологов — с другой».

«Если считать сетевыми клиники с пятью и более филиалами, то их доля составит около 16,2% ($94,2 млн. — «ВЕСТИ») от общей мощности негосударственного сектора рынка стоматологических услуг города», — говорят в компании йМв. При этом большинство наших собеседников — руководители этих клиник и аналитики рынка — соглашаются с тем, что о выручке этих компаний с наибольшей вероятностью можно судить по количеству стоматологических кресел. При этом «мы можем допустить», говорит Василий Павлов, «что средняя величина загрузки одинакова для всех сетевых клиник и примерно равна среднестатистической по рынку», то есть составляет не менее 50%.

Набор услуг в стоматологических сетях примерно одинаков. Дмитрий Ланцет: «Я не могу выделить услугу, приносящую наибольший доход. Деньги в стоматологии зарабатывают на всем. Объем работ большой, потребность в качественных услугах в таком огромном городе, как Москва, велика, особенно, с учетом того, что сюда за медицинскими услугами приезжают из других мест — из-за Урала, из Казахстана, с Дальнего Востока. Хороший доход приносят услуги с маленькой себестоимостью — гигиена (снятие зубного камня, зубного налета), установка пломб.

Ведущие негосударственные стоматологические сети Москвы и Санкт-Петербурга

Название

Число установок

ВЫРУЧКА ЗА ГОД (рубли)

* Данные компании

DMG. ** Собственные данные компаний

Аванстом Стелла

более десяткса йолее десятка

место

Работа стоматолога оплачивается сдельно, как правило, он получает от чека не больше 10-15%, так что стоматологические услуги во всем мире - не медицина, а бизнес

К примеру, самый «навороченный» материал для пломбы стоит не дороже $10, а ее установка — около $100, что несоизмеримо даже с учетом оплаты работы врача. Большой доход приносит протезирование. И тем, кто умеет это делать, хорошую прибыль обеспечивает имплантология—у нее самая дорогая затратная часть. Здесь и материал дорогой, и специалисты самые высокооплачиваемые».

Как выбрать

стоматологическую

клинику?

И все же при построении нашего рейтинга мы решили отталкиваться не только от числа кресел в кабинетах, но и от ряда других — «качественных» — показателей. Как найти хорошего врача и клинику?

Дмитрий Ланцет: «В поисках качественной услуги необходимо не полениться и сходить в три-пять клиник. Как правило, первая консультация либо бесплатная, либо не дороже 300—400 рублей. Надо поговорить с пациентами, спросить у врача, что нужно делать. В нормальном месте вам предложат два-три варианта решения проблемы в зависимости от ситуации. Понятно, что до конца достоверную информацию никто не сможет собрать. Ни в одной клинике вам не сообщат, какой у них, к примеру, процент отторжений им-плантов. Но приблизиться к достоверной информации можно с помощью книги записей администратора. Вы сможете ее увидеть, стоя рядом с ним. В хорошей клинике книга записей заполнена до отказа. Это значит, что люди сюда ходят, им здесь нравится».

Еще один немаловажный показатель работы — отсутствие текучки кадров. Сергей Кардановский, директор стоматологической сети «ДентаВита»: «В стома-

тологии нет переманивания, перекупки хороших специалистов, как в других отраслях. Хороший доктор договорится со своим руководством».

Дмитрий Ланцет: «Текучка в медицине — это ненормально. Несмотря на то, что медицинские вузы выпускают сотни стоматологов, качественно работающих врачей на рынке мало. Хорошего доктора (квалифицированного, выносливого и неленивого), если он соберется уходить почему-либо в другое место, постараются удержать, предложив ему более выгодные условия сотрудничества».

Той же точки зрения придерживается и Василий Павлов: «Секрет успеха в стоматологии зависит от эффективности взаимодействия всех участников «триады»: клиника — стоматолог — пациент. Ни для кого не секрет, что пациент доверяет свои зубы не абстрактной клинике, некоему бездушному брэнду, а вполне определенному доктору. И в данном случае задача руководства клиники состоит не в поиске «звезд» с хорошей клиентской базой, а в разумной организации процесса обслуживания и трехстороннего взаимодействия с пациентом и доктором».

Дмитрий Ланцет: «Понятно, что ошибки есть у всех, но в хорошей клинике промахи заметят благодаря системе контроля качества, отлаженной работе администраторов. Мои врачи, например, знают, что я их работы просмотрю».

Кстати, контроль качества и отслеживание дутых чеков, как правило, одно из условий работы со страховыми компаниями. Так что сотрудничество со страховщиками — положительный показатель работы клиники. Стоит, правда, добавить, что жалоб на сервис как таковой не удается избежать ни одной достаточно большой сети. И тем не менее, на общение с вами администратора обратить внимание все же стоит. В приличной клинике вам назовут примерную окончательную цену за медицинскую услугу.

Сергей Кардановский: «Квалифицированный администратор предложит несколько вариантов той же чистки зубов, назовет стоимость каждого из них. Он не буркнет: «Откуда я знаю, что вам нужно, идите к врачу».

Стоит насторожиться при заниженных относительно среднего уровня ценах. «Это значит, что клиника экономит на врачах», — говорит Сергей Кардановский. «И на материалах», — добавляет Дмитрий Ланцет.

Или же, добавим, надо выяснить, почему у этой компании цены в среднем по рынку ниже, чем у конкурентов. Например, в бывшей хозрасчетной поликлинике «Стоматология №1» расценки за известное высокое качество несколько меньше, чем в среднем по рынку.

Алла Мишина, директор «Стоматологии №1»: «Наша поликлиника открылась в 1953 году. В советское время это была платная хозрасчетная поликлиника — лучшая в Москве, тот авторитет на нас и сейчас отчасти работает. Кроме этого, у нас очень сильный коллектив — врачи еще с советского времени. Новых сотрудников ищем через знакомых, и нам пока удается подбирать квалифицированные новые кадры. Качество работы контролируют заведующие отделениями, два заместителя главного врача по лечебной части. У нас достаточно квалифицированный средний персонал, доброжелательные работники регистратуры, кассиры, что тоже очень важно в стоматологии.

Что касается покупки дорогостоящих материалов (пломбировочных материалов, слепочных масс, словом, всего, что дорого), то мы, пользуясь своими знаниями рынка, приобретаем их по более низким по сравнению со среднерыночными ценам, нам делают скидки как постоянному клиенту. Нас по-прежнему воспринимают как поликлинику, а поликлиника ассоциируется с невысокой стоимостью. Мы предоставляем льготы пенсионерам, многодетным семьям, участникам Великой отечественной войны (размер льготы рассматривается индивидуально), скидки на Новый год и Рождество, у нас существует система дисконтных карт».

Наконец, воспользуйтесь услугами «сарафанного радио». По неоднократным признаниям наших собеседников, лучшая реклама — это качественно сделанная работа. «Главный фактор успеха в этом бизнесе — качество, а лучшая реклама — довольный клиент, — говорит Алла Мишина. — По статистике, если человек недоволен оказанной ему услугой, то он расскажет о ней одиннадцати своим знакомым, довольный —- только двум».

Что за мастер

Первое место на рынке по количеству кресел и знанию брэнда занимает стоматологическая сеть «Мастердент» (30 клиник,

180 стоматологических установок, более 1000 врачей). Компанию в 1995 году основал Николай Морозов — председатель совета директоров Astoria Group и основной акционер ульяновской пивоваренной компании «Витязь». «Мас-тердент» позиционируется как сеть эконом-класса, в основном ее клиники расположены в спальных районах.

Помимо Москвы «Мастердент» работает в Чехове и Орске, и заявляет об открытии в ближайшее время подразделения в Саратове и столичном районе «Крылатское». Кроме этого компания рассматривает предложения по покупке недвижимости для открытия новых клиник.

Однако конкретные планы развития ее руководство раскрывать отказывается. Также Николай Морозов молчит о секретах кадровой политики компании (каким образом руководству «Мастердента» удалось отобрать более тысячи высококвалифицированных врачей) и о системе контроля качества в сети.

Между тем, по словам других участников рынка, «Мастердент» невыгодно отличает экономия на врачах. Так или иначе, но лечение кариеса в клинике «Мастердента» (с постановкой пломбы световой полимеризации) обойдется в 2855 руб. Аналогичная процедура в пяти клиниках «Мастердент-элит» стоит почти вдвое дороже.

в принципе должно говорить о достаточно прозрачной финансовой отчетности и о высоком контроле качества. Тем не менее, руководство компании воздерживается от предоставления финансовых показателей фирмы.

«работа со страховыми компаниями, — говорит Дмитрий Ланцет, — это гарантированный поток клиентов. Значительное число услуг в страховку не входит (имплантация, протезирование), поэтому клиенты пользуются ими за собственные деньги, если, конечно, качество устраивает. Сотрудничество со страховыми компаниями сродни обслуживанию корпоративного клиента. За счет того, что к тебе автоматически прикрепляют 1000 человек, ты можешь предоставить им скидку на услуги, выходящие за рамки страховки».

Принадлежит же компания стоматологу по образованию Константину Симкину. Первую клинику он открыл в 1995 году вместе с другом. За полтора года работы бизнесмены обзавелись пятью заведениями. Подбирая помещения для клиник, партнеры учитывали возможность их выкупа в собственность, теперь это позволяет не зависеть от арендодателей. «Для решения текущих вопросов в каждой клинике есть свой главный врач и менеджер, — говорит владелец сети «Денто-Эль» Константин Симкин

Залогом успеха сети «ДентаВита» ее директор Сергей Кардановский

считает кадровый состав

Как мне пояснили в «Мастердент-элит» на Ленинском проспекте, эти клиники отличаются близостью к центру города, кадрами, то есть врачами, не один год работающими в «Мастерденте», и наличием такой услуги как имплантология. Две клиники «Мастердент-элит» работают ежедневно и круглосуточно, остальные с 9 утра до 9 вечера также ежедневно. С учетом этих параметров, а также того, что минимальная стоимость лечения кариеса в «Мастердент» — 2855 руб., и средней по рынку посещаемости клиник (50% от возможной мощности) выручка компании за прошлый год составит ориентировочно более 1,1 млрд. рублей (около $45,8 млн.).

На гарантированном потоке

За «Мастердентом» следует компания «Денто-Эль» (52 кресла) — партнер пяти страховых фирм по системе ДМС, что

в интервью газете йМв. — Главврач занимается лечебной частью, а менеджер — административной. Мы проводим совещания с ними еженедельно, где решаем уже «сетевые» вопросы: обсуждаем стратегические задачи компании, вопросы взаимодействия клиник между собой и т.д.

У нас единая для всех клиник рекламная политика. Реклама используется с одной только целью — привлечь первичного пациента, за которым потянутся его родственники, друзья и знакомые».

Для разрешения конфликтных ситуаций, по словам владельца компании, в «Денто-Эль» работает специальная комиссия, состоящая из главного врача клиники, представителя лаборатории и врача по данной специальности. «Они изучают претензию и делают вывод о том, насколько она обоснованна. Но в любом случае мы стараемся по возможности пойти навстречу пациенту.

На моей памяти не было случая, чтобы мы не урегулировали какой-либо спорный вопрос. Мы стараемся регулировать запись, чтобы не создавать очереди у одного врача. Иначе врач начинает «зашиваться», и здесь могут возникнуть проблемы с качеством лечения».

Однако после предпринятых попыток разыскать отзывы о сетевых компаниях в Интернете «Денто-Эль» оказалась лидером по отрицательным комментариям, правда, жалобы были на сервис.

Что до цен в «Денто-Эль», то лечение кариеса без осложнений, то есть установка пломбы из материала светового отверждения, стоит здесь от 2,5 тыс. руб. Необходимо отметить, что «прайс» на сайте компании полного представления об окончательной стоимости услуги не дает. К стоимости пломбы (800 руб.) вам нужно прибавить анестезию (350 руб.), вскрытие полости зуба (400 руб.) и т.д..

При том что загруженность клиники, работающей со страховыми компаниями, больше, чем в среднем, как минимум на 15%, то, по нашим расчетам, годовая выручка компании составляет не менее 370 млн. рублей (около $15,4 млн.).

Зубная мудрость

В затылок «Мастерденту» и «Денто-Эль» дышат «ДентаВита» и крупнейшая питерская сеть «Меди». Пожалуй, это наиболее открытые из ведущих специализированных компаний.

В «ДентаВита» 40 стоматологических кресел, 97 докторов, сеть состоит из семи клиник, из них одна детская — «ДентаВита Чипполи-но». Годовая суммарная выручка всех подразделений сети, по данным самой компании, составляет около 230 млн. руб. в год.

Минимальная стоимость пломбы из материала светового отверждения в сети обходится в 2500—2800 руб. Установка имплан-та со всеми по минимуму необходимыми манипуляциями и коронкой доходит до 75900 руб., что значительно выше, чем в той же «Стоматологии N1» или «Стелле» (в последней имплант обещали поставить примерно за 40 тыс. руб.). Дороговизну своих услуг сотрудники «ДентаВиты» связывают с ценой высококачественных материалов и квалификацией врачей. Добавим, что и место установки импланта располагается по соседству с Тверской, а не на окраине.

12 лет назад компанию «ДентаВита» организовали два стоматолога-сокурсника, а ныне директора сети — 37-летние Сергей Кардановский и Станислав Орлов, выпускники третьего меда (ныне Медико-стоматологический госуниверситет). Оба они — держатели контрольного пакета акций компании. До собственной клиники коллеги пять лет работали стоматологами в московской поликлинике N5 (так называемой поликлинике

о о га с т в е н н

старых большевиков). В 1996 году они открыли первую стоматологическую больницу с тремя креслами в Козихинском переулке. «Мы вложили собственные накопления, — поясняет Сергей Кардановский. — Тогда аренда, ремонт не требовали таких денег, как сейчас, а установки мы взяли в лизинг».

Главным залогом успеха своей сети Сергей Кардановский считает кадровый состав: «Наши врачи — наша гордость. У нас хорошо оплачивается труд докторов, поэтому нам удается привлекать высоквалифи-цированные кадры. По объявлениям в интернете к нам приходят не самые лучшие специалисты, наибольшего успеха в кадровом подборе удается добиться, когда хороший врач рекомендует своего коллегу, это определенная порука одного за другого».

Еще один фактор успеха, по словам Кар-дановского, в человеческом отношении врача к пациенту. «Наши врачи видят в пациенте, прежде всего, больного, а не кошелек, — говорит наш собеседник. — Стоматолог, к сожалению, — очень специфическая профессия. Каждый считает себя коммерсантом. Когда к нему в кресло садится пациент, он включает калькулятор. Чтобы переломить это отношение, мы стараемся воспитывать наших врачей, давая установку, что прежде всего нужно помочь, а потом уже думать, насколько это коммерчески выгодно, и, как показывает практика, такой подход успешно окупается».

Но насколько оказалась действенной воспитательная работа отслеживает специальный отдел из пяти сотрудников. Им удается выполнять эту масштабную задачу за счет компьютеризации клиники. «Они отслеживают, что называется, приписки, когда пациенту назначают необоснованное лечение, — поясняет Сергей Карданов-ский (дело в том, что работа стоматолога во всем мире оплачивается сдельно. Сто-

матолог получает определенный процент от чека, как правило, не больше 10—15% — «ВЕСТИ»). — Но подобные проблемы возникают уже не с проверенными сотрудниками, а с новыми работниками. С такими врачами мы прощаемся». Большинство клиник «Ден-таВита» находятся в пределах садового кольца города. Эта сеть — партнер всех ведущих российских страховых компаний: по ДМС к сети прикреплены около 130 тыс. пациентов. Выйти на этот рынок, а точнее, попасть в число клиник, рекомендованных для посе-

Оптимальный способ поиска хорошего стоматолога - «сарафанное радио»

щения по страховкам компании «Ренессанс», сети удалось, по словам нашего собеседника, за счет личных связей. Сергей Карда-новский: «В результате сотрудничества со страховыми компаниями и соответственно стабильного дохода мы многое можем себе позволить: заменить оборудование, провести ремонт. Наши врачи полностью загружены и, соответственно, довольны своей работой, им не нужно еще устраиваться в два-три места. Чтобы удержать хорошего врача, мы можем предложить 20—25% от выработки. Но кому-то нужны не деньги, а полноценные выходные, и в определенных случаях мы и в этом вопросе идем навстречу. Главное в нашем бизнесе — это человеческие отношения со всеми, как с врачами, так и с пациентами.

Кроме этого кадры можно не только удерживать, но и воспитывать. Мы не ставим своей целью открыть «ДентаВита» в каждом московском доме. Новая клиника открывается, когда загрузка по всей сети достигает 70%, так что постоянное обновление состава нам не требуется. Последняя из открытых—самая большая наша клиника на Таганке (девять кресел), появившаяся в конце 2006 года».

Что касается услуг, то «ДентаВита» — единственная из крупных сетевых компаний организовала четыре года назад детскую клинику «Чипполино», где мы принимаем только

Сетевая клиника: достоинства и недостатки

«Крупные сетевые компании сталкиваются не только с врачебным кадровым голодом, но и с дефицитом квалифицированных менеджеров. Это приводит к попыткам руководства совмещать прием пациентов с функциями главного врача и административного директора, а это не может не сказываться на качестве. Руководители просто не в состоянии за всем уследить», — говорит Василий Павлов. С другой стороны, у крупной структуры больше возможностей для покупки новой техники и найма квалифицированных врачей. Тем более что на каждый вид деятельности в области стоматологии выдается лицензия—на хирургию, терапию, им-планталогию, ортодонтию, детскую стоматологию и так далее. В одном кабинете, к примеру, нельзя заниматься терапией и хирургией, а уж тем более имплантологией. При этом стоимость услуги в отдельном врачебном кабинете может оказаться отнюдь не меньше, чем в сетевой клинике.

Василий Павлов: «Сетевой формат позволяет снизить долю непроизводственных издержек в себестоимости за счет централизации управленческих и маркетинговых расходов, а также расходов на вспомогательные функции и подразделения, такие как, например, техническое обслуживание, зуботехническая лаборатория, корпоративное обучение, логистика складских запасов и т.д. Во-вторых, этот масштаб позволяет получать большую прибыль за счет значительного объема реализации. Заметно большая, по сравнению с несетевыми клиниками, величина финансовых потоков позволяет «сетевикам» использовать для продвижения брэнда более масштабные и дорогие каналы. Финансовая нагрузка на единицу производственных мощностей в небольших клиниках при использовании тех же каналов сделает бизнес нерентабельным.

И, в-третьих, большая клиентская база и присутствие клиник во множестве точек на магистралях и в людных местах в разных частях города гарантирует брэнду узнаваемость и известность».

маленьких пациентов. В этом году планируем открыть вторую детскую клинику». Заметим, что в соответствии с законодательством, совместный прием и взрослых и детей запрещается. Детское отделение должно иметь отдельный вход и санузел.

Сергей Кардановский: «ДентаВита Чип-полино» — успешный проект и в финансовом, и в медицинском планах. В поликлинике работают не только детские врачи, но и развлекающие детей администраторы-психологи. Есть игровая комната, живой уголок. Словом, даже напуганные стоматологами дети не хотят уходить из «ДентаВита Чипполи-но». Мои ребята и дети наших врачей лечатся только там».

В остальном набор услуг в «ДентаВита» такой же, как и у остальных игроков этого сектора. «Почти все новинки (материалы, технологии) мы внедряем первыми. Благодаря широкой рекламе по радио их быстро подхватывают остальные», — утверждает Сергей Кардановский.

Однако, как признается он сам, о его клинике есть и плохие отзывы, которые посетители либо вывешивают на сайте компании, либо вписывают в «Книги жалоб и предложений». «радует, что практически все эти отзывы касаются сервиса (нагрубили, приняли не во время). У нас не было проблем по медицинским показателям. А жалоб не может не быть при обслуживании в течение недели примерно трех тысяч человек», — считает директор.

В группе «Меди» (в ее состав входят также клиники, предоставляющие услуги косметологии и офтальмологии, а также одна семейная клиника), есть и две клиники — эконом-класса, работающие под отдельным названием «Неодент».

В «Неоденте» кариес вылечат за сумму от 884 руб. Примерная годовая выручка сети «Меди» — от 210,8 млн. руб. до 237,2 млн. руб. ($8,7—9,8 млн.) Располагаются клиники этой компании преимущественно в центре города.

Основатель структуры — 47-летний Та-маз Мчедлидзе — выпускник Ленинградского медицинского института, профессор кафедры медицинского менеджмента Санкт-Петербургского Института Стоматологии. Он сторонник активного PR, охотно дает интервью, сам пишет статьи для СМИ и участвует в телевизионных передачах на медицинские темы.

Стоматологи всех клиник, объединяйтесь!

И завершают наш список сети «Стелла» и «Аванстом», так же, как и «Мастердент», нацеленные на массовое обслуживание клиентов. «Они не являются прямыми конкурентами друг для друга, так как работают в разных ценовых нишах и имеют несколько отличающуюся продуктовую политику», — говорит Василий Павлов.

«Стелла» — сеть клиник, расположенных в спальных районах столицы, со скромным

Пока основатель питерской сети «Меди» выпускник Ленинградского медицинского института Тамаз Мчедлидзе открыл в Москве лишь одну клинику

Масс-«Меди»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Крупнейшая питерская сеть «Меди» по подходу к бизнесу весьма схожа с «ДентаВита». «У них есть собственный институт стоматологии, работает отдел по контролю за качеством, они активно сотрудничают со страховыми компаниями, мы в целом многое у них позаимствовали», — говорит Сергей Кардановский.

На московском рынке «Меди» представлена одной клиникой в сегменте «супер-элит». В Питере же первая клиника сети открылась 17 лет назад, сейчас «Меди» объединяет 11 клиник разного уровня. Две из них класса «элит» (лечение кариеса — от 3127 тыс. рублей), девять—«бизнес-класса» (от 2 тыс. руб.). Всего в сети по сторонним оценкам от 33 до 40 стоматологических кресла.

дизайном, непритязательным сайтом. «Тем не менее, — говорит один из наших собеседников, — это одна из тех сетей, куда бы я пошел лечить зубы: я знаю нескольких работающих там врачей — это хорошие специалисты».

Появилась стоматологическая ассоциация «Стелла» в начале 90-х, объединив под своим брэндом 15 частных клиник. Сейчас в «Стелле», по примерным оценкам, 45 кресел. Беседовавший с нами Роман Иванов, главный врач одной из клиник, этой цифры не опровергает.

До середины 90-х «Стелла» была единственным сильным сетевым брэндом московского рынка. Сейчас здесь единая система скидок, собственная зуботехническая лаборатория, обслуживающая сторонние заказы,

при этом общий прайс-лист отсутствует, хотя цены в разных клиниках отличаются не более чем на 100 руб. Установка пломбы из материала светового отверждения в «Стелле» стоит около 1500 рублей.

«У нас есть многолетний опыт, своя скромная ниша на рынке — в ней и работаем по средним ценам. Мы не делаем суперевро-ремонтов с дорогими материалами. Мы не коммерцией занимаемся, а лечим людей, хотя, конечно, расходная часть у нас есть», — сообщил нам Роман Иванов.

Годовая выручка компании составляет, по нашим оценкам, как минимум 123, 2 млн. рублей (около $5 млн.).

«Аванстом» также объединяяет несколько частных клиник и тоже насчитывает 45 стоматологических кресел. Топ-менеджеры в «Аванстоме», как и в «Стелле», интервью избегают. По крайней мере, директор информационного центра сети Кирилл Лукьянчиков на наши вопросы отвечать не стал.

Появилась сеть «Аванстом» восемь лет назад. Позиционируется она как поставщик передовых в стоматологии технологий («аван» — с французского «передовой»). Компания публикует на своем сайте статьи о новинках отрасли, сотрудничает с немецкой сетью Klinik am Kurfuerstendamm, предлагая скидки на лечение у ее специалистов, в том числе в Москве.

Установка пломбы в зависимости от материала, разрушения и местоположения зуба официально обходится здесь в сумму от 800 до 2 тыс. руб. плюс анестезия (297 руб.). Администратор, затруднившись с ответами на некоторые мои вопросы, связалась с врачом, а та подробно выспросила, какой именно зуб меня беспокоит, чтобы с наибольшей достоверностью назвать цену. В результате «примерная цена» с учетом специальной вкладки, исключающей удаление нерва, доползла до 2800 руб. Выходит, что в среднем стоимость пломбы на «зуб без осложнений» оказалась около 2000 рублей.

График работы точек сети не унифицирован. Часть клиник открыты с 9 утра до 9 вечера, при этом выходной — воскресение; некоторые работают и в выходные, но с 9 утра до 7 вечера. Две клиники — круглосуточные.

По нашим примерным расчетам, годовая выручка сети составляет около 164,2 млн. руб. (приблизительно $6,8 млн.) Добавим, что помимо 15 клиник с полным сервисом, в «Аванстоме» действуют три отдельных стоматологических кабинета.

«Работа этих сетей на протяжении многих лет означает, что люди ходят туда достаточно постоянно (поскольку основная доля посещений в стоматологии — это не первичные визиты) и платят за оказанные услуги деньги, позволяющие этим сетям существовать и развиваться», — говорит Дмитрий Ланцет. Ц

о

0 га с

H

в (D

1 I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.