ВОСПОМИНАНИЯ
ЧЕЛЯБИНСКИЕ СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ ИНЖЕНЕРА М.А.ХРАПКО
Свой современный облик и статус индустриального центра Челябинск начал приобретать в тридцатые годы, во время первых пятилеток Крупнейшим предприятием города стал тогда тракторный завод В строительстве, налаживании серийного производства тракторов и освоении новой техники на ЧТЗ принимал деятельное участие и автор предлагаемых биографических записок Михаил Александрович Храпко
Человек интересной и многотрудной судьбы, М А Храпко на склоне лет, по просьбе руководителя литературного объединения ЧТЗ Е Г Ховива, описал свою жизнь Из рукописи объемом около 600 машинописных листов для публикации взяты отрывки, связанные с Челябинском 30-х годов
Храпко родился в 1904 г в г Эривань (ныне - Ереван), в учительской семье Еще не достигнув возраста одного года, Михаил лишился отца, случайно убитого во время армяно-азербайджанской резни Мать Храпко, оставшись с малолетними детьми на руках в чужом городе, переезжает к родственникам в г Тифлис (ныне - Тбилиси), где устраивается на работу в женскую гимназию Благодаря заботе и самоотверженности матери все дети семьи Храпко (а у Михаила были еще старшие брат и сестра) смогли получить среднее, а в дальнейшем и высшее образование Детство и юность Михаила Александровича, описанные им с большой теплотой и подробностью, прошли в Тифлисе Весьма интересны приводимые Храпко детали жизни дореволюционного Закавказья, революционных событий, немецкой и английской оккупации меньшевистской независимой Грузии и процесса ее советизации
В 1925 г М А Храпко поступает в Ленинградский политехнический институт Успешно закончив его на год раньше срока, без защиты дипломного проекта (советское государство нуждалось в инженерах), Храпко весной 1930 г приезжает на строительство ЧТЗ Здесь он проработает вплоть до своего ареста в ноябре 1937 г, занимая последовательно должности инженера сборочной группы опытного завода, начальника сборочного отделения механосборочного цеха основного завода, начальника цеха наладки начальника цеха топливной аппаратуры На ЧТЗ М А Храпко проявил себя грамотным, знающим специалистом Так, под его руководстом была проведена сборка первого трактора С-60 (опытный завод, февраль 1932 г), сборкой первых серийных машин в мае 1933 г руководил также Михаил Александрович (на фото, запечатлевшем первый трактор, М А Храпко сидит рядом с трактористом М Макагоном)
Дело налаживания производства на заводе-гиганте было очень сложным технологические процессы не отлажены, взаимодействие цехов и отделений не отработано, поэтому ЧТЗ постоянно «лихорадило» М А Храпко, работая на своем участке, способствовал преодолению указанных трудностей Деловые и профессиональные качества Храпко не остались незамеченными, и он, в числе других работников завода, был направлен в длительную командировку в САСШдля заказа и приемки станков и оборудования Вернувшись в Челябинск, М А Храпко принимает участие в налаживании на ЧТЗ производства дизельной топливной аппаратуры (впервые в стране)
Завод освоил производство дизельных тракторов С-64 и наращивал объемы их выпуска М А Храпко уже ставил перед собой новые цели, но арест и последовавший за ним семнадцатилетний период заключения и ссылки не позволил их осуществить Попав под раскрутившийся к тому времени маховик репрессий, Михаил Александрович был вынужден сознаться в мифическом членстве в контрреволюционной организации и получил на-казаниеввиде 10 лет лишения свободы (приговор был вынесен в мае 1941 г) Ктому времени Храпко уже три года работал инженером в одном из подмосковных «специальных конструкторских бюро» НКВД СССР (тн «шарашка») и занимался авиационными двигателями В тесной связи с его «шарашкой» работали «шарашки», где трудились заключенные А Н Туполев, С Н Королев, В М Петляков Во время войны М А Храпко работал в Казани, а в 1945 г его «учреждение» было переведено в Ленинград Освободившись в ноябре 1947 г, Храпко через полгода снова был арестован, как и большинство уже отбывших свои сроки «врагов народа» Орган внесудебной расправы сталинских времен - Особое совещание - осудило его на вечную ссылку в районы Крайнего Севера Лишь через полтора года после смерти «отца народов» М А Храпко получил возможность уехать в Челябинск, где началось повторное рассмотрение его дела 1937 г о вредительстве Будучи полностью
реабилитированным, Храпко решает жить в Ленинграде, где он и проработал в различных научно-исследовательских организациях вплоть до выхода на пенсию в возрасте 72 лет( <) Но, как неоднократно признавался сам Михаил Александрович, годы жизни и работы в Челябинске остались для него самыми счастливыми и по-хорошему памятными: здесь он состоялся как специалист, здесь прошло его становление как человека.
С середины 60-х гг М А Храпко поддерживал связи с коллективом ЧТЗ, приезжал на юбилейные торжества в 1973-м и 1988 гг Рукопись «История моей жизни», написанная Храпко, передана на хранение в фонды ЦИКНЧ Е.Г.Ховивом в 1995 г Перед публикацией рукопись подверглась незначительной правке■ исправлены стилистические ошибки и очевидные опечатки.
«Поздно вечером 28 апреля 1930 г поезд прибыл в г.Челябинск. Было очень тепло и темно
Маленькое, двухэтажное здание Челябинского вокзала освещено очень плохо. Сдав в камеру хранения довольно тяжелый чемодан, в котором было все мое имущество, главным образом справочная и техническая литература, я вышел из вокзала на большую, безлюдную и темную площадь.
Меня поразило то, что все здание вокзала заполнено было спящими вповалку на полу Издавался храп и дыхание спящих людей, воздух был спертым, душным, несмотря на открытые окна Я осторожно, спотыкаясь и переступая через спящих, добрался до выходной двери вокзала и вышел на свежий воздух
Стою и думаю, что делать дальше Оставаться на всю ночь на вокзале я не хотел К счастью, через некоторое время к вокзалу подъехала пролетка Пассажир быстро вошел в здание вокзала, а я стал расспрашивать извозчика, как мне добраться до города, до ЧТС Он сказал, что ЧТС за городом и он туда не поедет, но в город меня может подвезти По дороге мы разговорились, я попросил высадить меня в центре города
Ехали мы, как мне показалось, довольно долго и остановились на углу какого-то большого дома - это был центр города В этом доме живут недавно приехавшие в Челябинск люди, но кто они такие, извозчик объяснить мне не мог и оставил меня одного Ни в одном из домов не было света, все окна в домах, как я узнал позднее, на ночь закрываются наружными ставнями Поэтому так темно было на улицах. Я разглядел, что нахожусь на перекрестке двух улиц На улицах никого не было
Не буду описывать всех скитаний по темным улицам Челябинска, как расспрашивал случайных прохожих, которые сперва шарахались от меня в сторону, а затем, успокоившись, посылали меня то в одном направлении, то в другом Наконец я добрался до общежития ЧТС на ул Цвиллинга, дом № 5 или 7 Это был большой двухэтажный дом, в котором раньше помещалась богадельня1 На втором этаже здания было одно большое помещение с койками на 34 человека Все койки были заняты, и только одна койка была свободна, т к ее хозяин не явился ночевать В этой комнате-общежитии жили и семьи, и одинокие мужчины - самая разношерстная публика. Семейные отгораживались от остальных простынями, занавесками Я был доволен, что устроен на ночь, лучше, чем на полу на вокзале Из расспросов живших в общежитии я понял, что мне надо направиться на первый строительный участок, где находится здание недостроенного мясохолодильника, на территории которого строится опытный завод ЧТС
Добрался я до строительства опытного завода около 10 часов утра. Принял меня начальник технического отдела т Розанов Я был зачислен в штат опытного завода ЧТС с 29 апреля 1930 г., приказ № 17, § 6. Я рассказал, что ночевал на чужой койке в общежитии-богадельне, и попросил устроить меня Не помню, кто именно дал мне направление в дом крестьянина в одноэтажном доме2.
Вечером я отправился в этот дом В этом доме была одна длинная комната с окнами на улицу В комнате стояли очень близко друг к другу 6-7 коек с чистым бельем. Все койки были свободны, кроме одной, ближней к входной двери, но хозяина койки не было на месте. Он пришел поздно, когда я уже лег спать. Мой сосед не был пьян, но он был болен и целую ночь ужасно кашлял, приступы кашля мучали его почти непрерывно и доводили до рвоты. Я не спал всю ту ночь Утром рано пришел на опытный завод и заявил, что в дом крестьянина я больше не пойду, и рассказал, как я провел там ночь
После долгих хлопот и переговоров мне сказали, что для меня освободили «постоянную» койку в общежитии-богадельне на улице Цвиллинга, где я провел первую ночь в Челябинске. Я поехал на вокзал, забрал из камеры хранения свои вещи и поселился в общежитии-бога-
дельне. Я был почти нормально устроен по условиям тех времен- имел крышу над головой (в комнате на 34 человека), технический справочник Хютте, но у меня еще не было примуса для того, чтобы считаться вполне устроенным молодым инженером-специалистом на ЧТС.
На следующий день - 1 Мая - состоялась общегородская манифестация. Колонны трудящихся со всех строек Челябинска: ЧТС, ЧГРЭС, завода ферросплава и других организаций - собрались вокруг маленькой трибуны на базарной площади (пл. Ленина) около драматического театра3.
С приветствием к трудящимся обратился секретарь окружного комитета ВКП(б) т.Финьковский.
Погода с утра была хорошей, но быстро начала портиться, и, когда выступал секретарь окружкома т. Финьковский, сильный ветер поднял такую пыль, что он быстро закрыл митинг, и все демонстранты разбрелись. Так было отмечено 1 мая 1930 г. в Челябинске.
Погода исправилась, и в этот же день была организована экскурсия на грузовой автомашине по всем участкам ЧТС, включая каменные карьеры. Так состоялось для меня первое знакомство с ЧТС. На Симбирской улице (ул. Труда) в двухэтажном доме, принадлежавшем раньше братьям Яушевым, разместилось вошедшее в BATO ВСНХ СССР управление ЧТС и проектный отдел ЧТС, возглавляемый инженером Кульвецом. Сейчас там размещена картинная галерея.
Представительства ЧТС были в Москве, Ленинграде и Свердловске. Челябинский исполком выделил ЧТС Красные Казармы4, двухэтажное здание бывшей богадельни, двухэтажное здание бывшего архиерейского дома5, недостроенный 4-этажный дом № 44 на углу улиц Коммуны и Рабочекрестьянской (пр.Кирова), несколько отдельных одноэтажных домов и недостроенное здание мясохолодильника, находящееся за городом, с одним небольшим рубленым домом и подсобными строениями. Часть работников ЧТС была поселена в дома местных жителей, с их согласия. Двухэтажная челябинская гостиница почти полностью была заселена работниками ЧТС.
На территории холодильника находился 1 -й строительный участок ЧТС - строительства опытного завода, эскизный проект которого был утвержден BATO (Всесоюзное автотракторное объединение) 6 января 1930 г. Строительство опытного завода началось в феврале 1930 г.: на территории холодильника были построены два барака. В одном бараке разместились хозяйственники и строители, в другом - группа инженеров и техников, приехавшая из ленинградского ГИПРОМЕЗа, и молодые специалисты - инженеры и техники, приехавшие после окончания вузов и техникумов прямо в Челябинск. В основном, одна молодежь: инженеры, окончившие на 1-2 года раньше вузы и успевшие где-нибудь поработать, считались у нас специалистами с опытом. Такими были Тарановский, Данилюк, Бибер и др.
К бараку, где находились инженеры и техники, с торца пристроено было помещение со стеллажами, в котором находился разобранный трактор «Катерпиллер-60». К маю 1930 г. был заложен фундамент механосборочного корпуса опытного завода. Опытный завод строился для избежания «детских болезней» при пуске основного завода, какие испытывали Сталинградский и Харьковский заводы.
Окончание строительства и пуск опытного завода намечен был на конец ноября 1930 г. На покупку импортного оборудования для опытного завода было ассигновано около миллиона рублей.
Заказы на импортное оборудование размещены были главным образом в Германии и Англии
Заказаны были универсальные станки, комплект которых обеспечивал возможность выполнять любые работы, что отвечало представлению опытного завода.
Основные назначения опытного завода:
подготовка кадров для основного завода;
проверка чертежей трактора в процессе выпуска тракторов на опытном заводе; выполнение в дальнейшем опытных работ по совершенствованию модернизации трактора и выпуску первых тракторов новых моделей.
Выпуск тракторов на опытном заводе имел большое значение для проверки обеспечения основного завода материалами и комплектующими изделиями. Опытный завод начинал требовать с заводов-поставщиков, а их было около 350, за 2 года до пуска основного завода материалы, агрегаты, комплектующие изделия, необходимые для выпуска тракторов. Он пробивал дорогу, контролировал готовность заводов-поставщиков обеспечить своевременно снабжение основного завода всем необходимым для его нормальной бесперебойной работы.
Совершенно непонятно, почему в общем постановлении ЦК ВКП (б) и правительства по строительству ЧТС было записано, что опытный завод должен выпустить: в 1931 г. - 100 тракторов, в 1932 г. - 169 тракторов, 269 тракторов до пуска основного завода в ноябре 1932 г, (как это было первоначально определено постановлением). К сожалению, эта запись, совершенно нереальная и ненужная, сбивала работу опытного на погоню за количеством, но нельзя было даже заикнуться о том, что она невыполнима и не нужна.
8 ноябре 1931 г инженер-экономист Симонов (за правильность фамилии не ручаюсь) заявил на собрании, когда было совершенно очевидным, что программа не будет выполнена, сто тракторов не будет выпущено. Его ругали, обвиняли а том, что он расхолаживает, а не мобилизует работников на выполнение задания Из партии его не исключили, но выговор он получил. Многие считали, что все детали запущены в производство в количестве, необходимом на сборку 100 тракторов, что они идут, хотя и медленно, но к концу года будут сделаны, и останется только собрать все 100 тракторов. Меня даже спрашивали: справится ли сборочный цех в 1931 г со сборкой 100 тракторов? Я дипломатично отвечал- до этого надо дожить, жизнь сама покажет. До пуска завода оставалось мало времени, а работы было много, работа была живая, интересная. Все работали увлеченно, особенно молодежь. Управляющим опытного завода был В.А.Якобсон, человек среднего возраста. Позднее директором опытного завода был назначен Манн, а Якобсон стал главным инженером.
Специалистов по автомобильному и тракторному производству у нас не было, но ведь и производства в Советском Союзе до этого в стране не было. Все конструкторские и проектные работы выполняли молодые специалисты, делали ошибки, учились, набирали опыт. На II участке временного жилищного городка строились бараки. На IV участке, где должен был строиться основной завод, была целина, на которой, как говорили, можно охотиться на зайцев; VII участка, строительства социалистического городка, не было, еще не было определено место его строительства Шли большие споры ЧТС с местными властями и Челябинским железнодорожным узлом, в связи с его реконструкцией, о месте, где строить соц-город ЧТЗ Я начал работать в сборочной группе на опытном заводе. В группе было несколько инженеров Вавера, Т Литвиненко... и несколько рабочих; слесарь ГГублин, тракторист С.Назаров, мастер А.Саркисов. Первая задача, которую я поставил себе, - изучить трактор «Катерпиллер-60», его узлы, агрегаты, детали. На опытном заводе работало несколько американцев. Они приехали в Советский Союз как специалисты по трактору «Ка-терпиллер», большую партию которых закупил Зернотрест для обучения наших трактористов работе на этих машинах и уходу за ними. Несколько человек из этих американцев: мистер Том, мистер Ховиус и др - поступили на ЧТС и работали на опытном заводе Они получали зарплату долларами и советскими деньгами Наиболее технически грамотным был мистер Том, у него был американский справочник БАЕ. Мы пользовались консультацией мистера Тома. Остальные американцы были рабочими, хорошо знавшими, особенно мистер Ховиус, сборку и разборку трактора «Катерпилер». У мистера Ховиуса был альбом на синьках сборки и разборки трактора «Катерпиллер» на английском языке. Кроме того, позднее появились фотографии сборки трактора на заводе «Катерпиллер» в городе Пиория Иллинойс, где он собирался не на конвейере, а на тележках с деревянными рамами, которые передвигались по узкой колее рельсового пути вручную. К сожалению, эти снимки появились после того, как была разработана планировка сборочного цеха опытного завода и его грузоподъемное оборудование.
В середине 1930 г. я был избран профоргом технического отдела опытного завода. На меня свалилась масса вопросов, главным образом бытовых: все недавно приехали в Челябинск, все устроены как-то временно.
Обеды нам привозили в термосах. Они были плохими. Обедали мы в хорошую погоду прямо на площадке около нашего барака или на своих рабочих местах Организовали мы свою кухню под навесом. В воскресные дни поочередно, с участием жен наших сотрудников, ездили на базар, закупали и привозили на телеге продукты на всю неделю. Наняли повариху, которая готовила нам очень вкусные и дешевые обеды, потому что все было на виду, никто не воровал, и получалось дешево, сытно и вкусно. К сожалению, скоро пришлось это прекратить, т.к. трудно было создать необходимые санитарные условия, расплодили мух, и пришлось отказаться от этой затеи. Скоро открыли столовую на опытном заводе. Появился зав. столовой, повара, судомойки, целый штат, обеды стали значительно дороже и хуже, но лучше тех, которые привозили нам в термосах. Ближе к осени все начали заботиться о теплых вещах на зиму. Кто-то узнал, что в магазин «Динамо» поступила партия теплых вещей: свитеры, джемперы и даже лыжи. Быстро составили списки, кому и что необходи-
мо, но денег у многих не было в данный момент. Я взял под отчет в бухгалтерии тысячу рублей. Ребята поехали, приобрели на всю сумму теплые вещи и сразу же раздали их в долг всем нуждающимся с обязательством расплатиться с первой получки.
В этот период, в конце 1930 г., в стране были десятки ударных первоочередных строек, требовались огромные дополнительные ассигнования, на все стройки денег не хватало. Челябтракторострой плохо финансировался, был временно законсервирован. Много рабочих было переброшено в Магнитогорск. На 1 января 1931 г. на строительстве ЧТС осталось немного больше 4 500 рабочих. За 1930 год на ЧТС прибыло 43 тысячи рабочих, а ушло 38 тысяч. За лето состав рабочих стройки сменился четыре раза. На собраниях говорили,что со стройки ушло 40 тысяч пар сапог. Я попал в трудное положение: люди не могли расплатиться за полученные теплые вещи, и я не мог вернуть 1000 руб., взятые мною под отчет. Как только стали нормально выдавать заработную плату, сразу деньги были собраны, и я полностью расплатился с бухгалтерией.
Четвертый квартал 1930 г. на ЧТС получил название «особого квартала», очень неприятного: трудно было жить, многие не могли, получив отпуск, куда-нибудь поехать. С большим трудом удалось добиться увеличения ассигнований на 1931 г. с 10 до 60 миллионов руб.
Чтобы закончить с моими жилищными делами, я, забегая вперед, скажу следующее: из общежития-богадельни меня переселили в архиерейский дом, а затем из архиерейского дома меня переселили в гостиничную часть 4-этажного дома, строящегося на углу пр. Ленина и ул. Свободы (тогда он назывался дом № 6). В доме была коридорная система с маленькими комнатами (около 6 кв. м) по обе стороны коридора, с общей кухней и уборной на каждом этаже.
Позднее, когда достроилась остальная часть дома, меня переселили в комнату в трехкомнатной квартире на 3-м этаже, в которой кухня была совмещенной с ванной. В этой квартире я прожил до 6 ноября 1937 года6.
Время летело быстро, событий было много, буду отмечать их по годам. Приближалось время пуска опытного завода в ноябре 1930 года. По проекту механосборочный корпус был выполнен с железобетонным каркасом, опорные колонны которого в продольном направлении связывали железобетонными балками, образуя 3 длинных пролета подлине корпуса. Корпус перекрывался деревянными фермами крыши (через два и три пролета). К сожалению, строительный проект не предусматривал никаких грузоподъемных средств, поэтому они были выполнены не лучшим образом: в сборочном цехе был один козловой и несколько поворотных кранов. Сборочный цех, примыкавший к механическому, занимал площадь 3 пролета (между колоннами) вдоль корпуса. В сборочном цехе были три участка (линии) сборки, расположенные поперек оси корпуса, направленные в сторону ворот цеха на среднем участке. Первый - участок сборки и испытаний двигателя на стендах фирмы «Маке Леве», изолированный от цеха перегородками. Второй (средний) - участок сборки коробки скоростей и общей сборки трактора; третий участок - сборка ходовой части (тележек и гусениц). По второму участку, по рельсам, перемещался примитивный козловой кран на 5 т. Посередине участка находился большой поворотный круг, который, по идее, связывал все участки сборки. На втором и на третьем участках были забетонированные в полу подставки, на высоте 0,5 метра, для площадок сборки тележек и коробки скоростей, соответственно, от которых шли (тоже забетонированные) спуски к поворотному кругу.
Поворотный круг и по конструкции, и по выполнению был совершенно неработоспособен, его даже без нагрузки невозможно было повернуть. (Он вращался на литых чугунных шарах, совсем необработанных). Жаль было монтажника Фунтикова, который затратил много труда, но круг не работал.
Козловой кран получился неудачным, т. к. он по высоте был ограничен горизонтальными железобетонными балками, связывающими колонны, под которыми он должен был проходить. Передвижение крана по рельсам осуществлялось вручную: с обеих сторон крана были рукоятки, как у ручных лебедок, которые рабочие должны были вращать синхронно, чтобы кран на ходу не перекашивало. Перемещать кран, особенно с грузом, было тяжело и небезопасно. Сейчас бы техника безопасности не разрешила на нем работать.
Подставки, забетонированные в пол, занимали много места. После пуска опытного завода, проведя необходимую подготовку, я под свою ответственность, силами сборщиков, выбросил поворотный круг, вырубил и тоже выбросил забетонированные площадки для сборки тележек и коробки скоростей и проложил узкую колею рельс для передвижения тележек с деревянными рамами для сборки коробок скоростей (как на заводе «Катерпил-лер», по фотографиям). Цех стал лучше, просторнее и удобнее. Начальство мои действия
одобрило, а бухгалтерия была недовольна поворотный круг стоил дорого и числился у них на балансе Позднее я составил акт на его списание
Несколько позднее, с разрешения строителей, были вырублены 2 железобетонные балки, под которыми проходил козловой кран, и сам он был несколько переделан, для улучшения его работы
Последние месяцы перед пуском опытного завода были очень напряженными Рабочие сутками не уходили из цехов
Для котельной еще не было достроено здание, а пар необходим для отопления и работы парового молота Пришлось приспособить паровоз, использовать его пар
Пуск опытного завода состоялся 7 ноября 1930 года, на 21 день раньше намеченного срока Пуск опытного завода через 9 месяцев с начала его строительства (в феврале), является безусловно большим достижением За этот период на опытном заводе была проделана огромная работа
• были выпущены чертежи трактора в дюймовом измерении для выпуска на опытном заводе двух первых тракторов, т к для них использовались комплектующие изделия с двух разобранных американских тракторов «Катерпиллер-60», которые имелись на опытном заводе, а они были изготовлены в дюймовой системе, принятой в США,
были выпущены чертежи трактора в миллиметровой системе для выпуска всех последующих тракторов на опытном заводе,
были выпущены чертежи необходимой первоочередной оснастки и режущего инструмента, а также технологического оборудования и грузоподъемных средств
Позднее были получены чертежи трактора, выпущенные нашим проектным бюро в США, которые отличались от чертежей, выпущенных опытным заводом, по тем изменениям в конструкции трактора, которые внесло проектное бюро в США (например, замена клепаной рамы трактора на штампованную и др ) Эту большую работу выполнили молодые инженеры и техники под руководством П М Данилюка и Герасимова
Утром 7 ноября 1930 г все рабочие были на своих рабочих местах Приемная комиссия, возглавляемая секретарем окружкома партии А И Финьковским и начальником строительства К П Ловиным, осмотрела все цехи завода Было еще немало недоделок, но завод готов был к пуску В 11 часов утра состоялся торжественный митинг Опытный завод вступил в строй действующих предприятий и получил задание к 15 февраля 1931 г выпустить два первых трактора Ноябрь 1930 г знаменателен для меня приняли кандидатом ВКП (б) с двухлетним кандидатским стажем (в то время кандидатский стаж для рабочих был 1 год, а для служащих - 2 года) Заготовки деталей для первых тракторов, выпускаемых на опытном заводе ЧТЗ, изготовили Златоустовскии завод (3 отливки картеров двигателя, 3 отливки коробки скоростей и 3 заготовки коленчатого вала свободной ковки), завод им Ко-лющенко (3 комплекта деталей стального литья) Детали на все последующие трактора, выпускаемые опытным заводом, начиная с третьего, изготавливал сам опытный завод Обработка деталей трактора в механическом цехе началась раньше официального пуска завода 7 ноября
Приспособлений, кондукторов, калибров и скоб не было, детали изготовлялись по разметке, измерения размеров деталей производились универсальными измерительными инструментами При сборке было много всякого рода пригонок В этот период рабочие сборочного цеха работали больше как слесари, а не сборщики В сборочном цехе работала, в основном, одна молодежь, частично проходившая различные ускоренные курсы обучения, частично впервые попавшая на завод без специальности, и несколько опытных работников, бригадиров и мастеров
Особенно хочу отметить старшего мастера Василия Аполлоновича Кузнецова, окончившего ремесленное училище, - светлая голова и золотые руки Он умел все делать ремонтировать часы, швейные машины, любые механизмы Он обучал ребят слесарному делу, несколько его учеников - Чернов, Гизе - сдали на 6-й разряд Он им дал на пробу каждому изготовить штангенциркуль Они прекрасно выполнили эту работу (кроме нанесения шкалы)
Второй мастер - А Л Саркисов, армянин по национальности, опытный бригадир, тракторист Он работал в проектной группе ЧТС в Ленинградском Гипромезе, рассчитывал на командировку в США, но его не послали Он объяснял это тем, что он был персидским (иранским) подданным Я и раньше встречал армян, которые родились и жили всю жизнь в России и СССР, оставаясь персидскими подданными
В процессе работы квалификация рабочих-сборщиков повышалась, научились собирать узлы трактора, совмещали специальности, становились сборщиками и трактористами
В сборочном цехе работало несколько рабочих-американцев. Я в институте изучал английский язык и теперь, общаясь с американцами, значительно лучше освоил язык: довольно свободно разговаривал с американцами. Кроме того, используя описание сборки трактора «Катерпиллер» на английском языке, принадлежавшее Мистеру Ховиусу, я с его помощью перевел его на русский язык. Это была первая технология сборки и разборки трактора «Катерпиллер» на русском языке. Позднее она была отпечатана автором (фамилию его не помню), который в предисловии выражает мне благодарность за предоставленный ему материал.
Время летело быстро. Механический цех плохо справлялся с изготовлением деталей для выпуска 2 тракторов к 15 февраля. Поэтому решено было сосредоточить все силы на выпуске одного трактора к 15 февраля 1931 г. В январе был собран двигатель для первого трактора и коробка скоростей. К 15 февраля был собран на опытном заводе 1-й трактор. Напоминаю, что он был собран по чертежам, выпущенным в дюймовом измерении, с комплектующими изделиями и гусеницами, взятыми с одного из двух разобранных американских тракторов, находящихся на опытном заводе.
15 февраля 1931 г. во второй половине дня все рабочие опытного завода, начальник ЧТС К.П.Ловин и другие собрались в сборочном цехе. Тракторист С.Назаров стал заводить двигатель. После нескольких попыток двигатель завелся, трактор выехал во двор и проехал несколько раз вокруг двора. Момент был торжественный. Все были рады, восторженно наблюдали за движением первенца. Начальство уехало, все быстро разошлись, поскольку был сильный мороз. А*трактор остановился, и завести двигатель мы не могли, поэтому, боясь заморозить, спустили воду из радиатора и хотели затащить наш трактор на буксире американским трактором «Кпетрак». Это оказалось нелегко сделать: гусеницы нашего первенца, забитые снегом, не вращались, а надо было его протащить через узкий тамбур ворот. Провозились мы до позднего вечера, все промерзли, пока нам удалось затащить наш первый трактор в цех. На другой день выяснили, почему заглох двигатель и остановился трактор. Оказалось, что гусеницы были так сильно натянуты, что двигатель тянул трактор на I и II скорости, а когда тракторист Назаров включил III скорость, он двинулся с места хорошо, но на первом же бугорке двигатель заглох и трактор остановился. Когда отрегулировали натяжку гусеницы, трактор хорошо работал на всех скоростях.
Через несколько дней 1-й трактор совершил поездку в город и на строительство основного завода, чтобы «себя показать» и показать строителям и жителям Челябинска, ради чего они трудятся, перенося лишения, преодолевают трудности, - каких красавцев-богатырей будет завод давать стране, выпуская каждые 6,2 минуты 1 трактор - до 40 ООО тракторов в год.
Добираться из города до опытного завода было нелегко: выйдя за город, можно было идти напрямик через болото или обходить болото по дороге, что было значительно дальше. Летом ходили через болото, прыгая с кочки на кочку среди камышей, а зимой - по протоптанным тропкам в глубоком снеге. Не один раз я, как и многие другие, промачивал ноги до колена и выше, когда нога соскальзывала с кочки. Очень часто мы задерживались на опытном заводе до ночи. В таких случаях нас отвозили на лошадях в город, На территории опытного завода был конный двор и дежурный кучер.
В первую зиму в Челябинске (в 1930 году) стояли морозы до -30' и больше, а у многих приезжих (и у меня) теплой одежды не было. Я ходил в ботинках, без теплых носков и в короткой, довольно легкой тужурке.
Однажды зимой, поздно вечером, четверых нас отвозили в город на санях. Я был одет хуже других, поэтому меня и еще одного усадили на сани, а двое сели на нас. Был ветер, пурга, холодно. По дороге наш возница, плохо видя дорогу, вывалил нас из саней. Я так замерз, что просто зуб на зуб не попадал, даже тихо выл. Когда добрался до дома, не раздеваясь, повалился на кровать, навалив на себя всю одежду, какая у меня была, долго не мог согреться.
Я стал утепляться, достал большие сапоги, теплых носков и портянок, из Ленинграда приятели прислали мне посылкой меховую тужурку. Верх тужурки, доходившей до колена, был собачий, длинношерстный, а внутри овчина. Она была такая теплая, что никакие морозы в ней не были страшны Я в этой тужурке и в еаленках ездил в испытательные пробеги на тракторах и не мерз.
1 августа 1930 г. - знаменательный день в Челябинске: в 7 часов вечера назначена была закладка фундаментов основных цехов тракторного завода. На митинг собралось очень много народа, можно сказать весь Челябинск. На трибуне митинга - начальник строительства Ловин, секретарь парткома Баранников, секретарь окружкома Финьковский и лучшие
ударники строительства. После короткого митинга приступили к закладке фундаментов, и первая вагонетка бетона была подана руководством строительства и города: Ловиным, Баранниковым и Финьковским, - им была предоставлена эта честь. Работа закипела, многие присутствовавшие на закладке фундаментов работали на субботнике до позднего вечера.
Быстро строились первые дома соцгородка Окончание строительства первого жилого дома назначено было на 5 октября 1930г. Жилищный вопрос был очень острым. Всесне-терпением ждали окончания строительства первого дома. К концу сентября первый дом был почти готов - заканчивалась внутренняя окраска стен в квартирах. В это время, в какой день - точно не помню, на втором участке загорелся сарай. Пожарные команды ЧТС помчались на пожар Пока тушили сарай, начался пожар в первом жилом доме. Дурные вести распространяются с поразительной быстротой. Я побежал из города на пожар. Верхние этажи дома были объяты пламенем. Пожарные команды из-за осенней грязи прибыли на пожар с опозданием, но их действия были малоэффективными: струя воды достигала только до 2-го этажа. Прибывшая железнодорожная пожарная команда действовала лучше, но ничего сделать не могла - весь дом был объят пламенем. Положение усложнял сильный ветер в направлении остальных строящихся домов Необходимо было защитить их от пожара. Во всех окнах и дверях этих домов стояли с ведрами воды. Я стоял в окне дома, ближайшего к горевшему На нас летели не только искры, но и горящие угли. Я был одет в осеннее пальто с наружными карманами. Горящий уголь попал в карман пальто и насквозь прожег его. Я долго не выбрасывал пальто, напоминавшее об общем несчастье.
От первого дома остались обгорелые стены, но другие дома стояли невредимыми. К 7 ноября 1930 г. был заселен один 4-этажный дом в соцгородке. Сгоревший дом, очевидно, подожгли, озлобленных людей было немало, но и противопожарная безопасность была не на высоте.
В марте 1931 г совершенно неожиданно был арестован главный инженер строительства В.В.Лельков, обвиненный в принадлежности к «промпартии», возглавляемой Рамзиным. В январе 1932 г. он был освобожден, и К.П.Ловин добился его возвращения на строительство тракторного завода главным инженером. После пуска ЧТЗ 1 июня 1933 г. В.В.Лельков был награжден орденом Ленина и продолжал работать главным механиком завода7.
На строительстве проводилась большая работа по ликвидации неграмотности. Одновременно шла подготовка молодых строителей для работы на строительных механизмах, без которых невозможно было выполнить огромный объем работы по монтажу металлоконструкций основных цехов завода. ЧТС в 1931 г. стал одной из строек, наиболее оснащенных механизмами. В апреле 1931 г. постановлением правительства для подготовки к пуску завода ЧТС был выделен в самостоятельное строительное управление, возглавляемое К.П.Ловиным. Для подготовки кадров, для заказа и монтажа оборудования директором завода был назначен Ильичев и его заместителем - Потапов. Назначение директором завода Ильичева, по идее, освобождало начальника строительства Ловина от многих работ, но и ставило его под контроль директора. Директор завода при формировании своего аппарата во многих важных вопросах зависел от начальника строительства. Все эти вопросы могли бы нормально решаться, но, к сожалению, этого не было. Возникали острые споры между руководством строительством и руководством завода и еще больше - между аппаратами. Поэтому приказ НКТБ от 29 ноября 1932 г. по объединению управлений ЧТС и ЧТЗ и назначению Ловина директором ЧТЗ положил конец двоевластию и был воспринят с удовлетворением. Техническим руководителем монтажных работ был назначен Г.С.Коган, бывший главный инженер Сталинградского тракторного завода.
В это же время, 29.XI.32 г., постановлением СТО были установлены новые сроки:
• окончание монтажа литейного и кузнечного цехов - 1.1.33 г.;
• окончание монтажа механосборочного цеха -15.XI 1.32 г.;
• срок регулярного выпуска тракторов - 15.У.ЗЗ г.;
• срок начала выпуска деталей - февраль 33 г.
Монтаж металлоконструкций механосборочного цеха начался в коне 1931 г. и был успешно закончен в середине декабря того же года, несмотря на трудности в работе, особенно в морозы до -30 'С в конце года. Вся огромная площадь будущего механосборочного цеха была покрыта снегом, землей и мусором, которые необходимо было убрать до таяния, до марта. Эту огромную работу выполнили с большой помощью челябинских предприятий и учреждений, что позволило произвести бетонирование пола в апреле 1932 г., и весь корпус механосборочного цеха был сдан под монтаж оборудования 25.Х.32 г. Это была замечательная победа: огромный корпус был построен за 17 месяцев
Весной 1931 года окружной комитет партии послал меня в Митрофановский совхоз проверить ремонт сельхозтехники и тракторов к посевной кампании Я знал, что совхоз в конце лета 1930 г получил 8 новых тракторов «Фордзон -Путиловец» Мастерская по ремонту помещалась в деревянном доме Площадь пола мастерской около 30 кв м В мастерской стояло несколько верстаков и 3 станка токарный, фрезерный и сверлильный Когда я спросил, как обстоит дело с ремонтом, мне ответили, что я рано приехал, все еще лежит под снегом Я пошел посмотреть Все 8 новых тракторов, полученные летом прошлого года, были разобраны и лежали около мастерской под снегом, под открытым небом Я до этого не бывал в сельских мастерских по ремонту и не представлял, что они в таком плачевном состоянии
О состоянии тракторов и отношении к ним в начале 30-х гг говорит такой пример Осенью 1930 г около опытного завода на дороге был оставлен каким-то «хорошим» хозяином целый колесный американский трактор Стоял несколько недель После пуска опытного завода я послал за трактором, и его притащили в сборочный цех Мы его разобрали, между делом отремонтировали и окрасили в желтый цвет Назвали его «Канарейкой» Только весной появился хозяин, разыскивающий брошенный трактор Он очень обрадовался, найдя его, да еще отремонтированным Как он расплатился за ремонт трактора, не знаю, но он был очень доволен и благодарил нас, считал, что ему очень повезло
На опытном заводе зимой ремонтировали гусеницы тракторов «Катерпиллер», находившихся в эксплуатации в совхозах и колхозах Втулки и пальцы гусениц обычно были изношены наполовину, до диаметра Хочу рассказать о смекалке ребят-рабочих и своей неопытности
Нужно было отремонтировать несколько пар гусениц трактора «Катерпиллер» с очень сильно изношенными втулками и пальцами Необходимо было выпрессовать из звеньев все изношенные пальцы и втулки, а затем с новыми втулками и пальцами собрать гусеницы Это очень большая работа, выполняемая ручным прессом Я дал им норму на выполнение этой работы Что же сделали ребята9 Стояли сильные морозы Они вытащили гусеницы во двор и хорошо заморозили их за ночь Затем кувалдой перебили все пальцы и втулки гусеницы, затащили их в цех и, приспособившись, выбили кувалдой втулки и пальцы из звеньев гусениц, не повредив звенья Они сократили работу по разборке гусениц на 80%, выполнив ее в 5 раз быстрее, чем по норме Затем собрали звенья с новыми втулками и пальцами, как обычно, ручным прессом Хорошо заработали ребята, сэкономили время и затратили меньше труда на выполнение работы Таких случаев, где рабочие проявляли и смекалку, и изобретательность, было немало
Весной 1931 г хозяйственный отдел опытного завода попросил отправить трактор с двумя тележками в Митрофановский совхоз за сеном Погода была хорошая, небольшой мороз, но снега лежало еще много Совхоз находился недалеко от завода, поэтому трактор с сеном мог в этот же день, засветло вернуться из поездки Еще до обеда меня вызвали к телефону Звонил тракторист «Михаил Алексеевич, меня убило, а трактор утоп»
Как выяснилось, когда тракторист подъехал к мосту через реку Миасс, ему сказали, что по мосту проезжают трактора и автомашины Он поехал, проехал первый пролет, а второй пролет моста провалился под трактором, тележки остались на первом пролете, и они удержали трактор он как бы повис под углом радиатором вниз Мост выдерживал и трактора, и машины, но крупных, тяжелых машин тогда не было, вот мост и не выдержал тяжелого трактора Мы с водителем М Макагоном поехали на тракторе «Аллис Чальмерз» (он был самый быстроходный) к месту аварии Со всей возможной осторожностью вытащили поодиночке сперва тележки, а затем и трактор, но все же мост еще больше разломали Мост восстановил совхоз с помощью опытного завода так, чтобы он выдерживал и тяжелые машины Трактор-утопленник, убедившись, что в двигатель вода не попала, завели, и он вернулся своим ходом Тракторист не пострадал, но со страха «его убило»
На опытном заводе постепенно собирали трактора, зимой ремонтировали трактора и автомашины За количеством тракторов не гнались Главное внимание уделяли сборке «эталонного» трактора, все детали которого были выполнены точно по чертежам, разработанным проектным бюро в Детройте под руководством Гусева Все детали для эталонного трактора обрабатывали лучшие рабочие, под особым наблюдением мастеров и контролеров Эти детали проходили через окончательный контроль
В сборочном цехе выделили специальное помещение, отгороженное от цеха, назначили лучших сборщиков для сборки эталонного трактора и контролера сборки Кроме того, я выписал набор точных измерительных приборов и инструментов, которыми я сам проверял размеры деталей по чертежам На сборке эталонного трактора присутствовали конструкторы Производился замер всех зазоров, посадок и биений В процессе сборки
крупных ошибок в чертежах не было обнаружено, но мелких неувязок было много (несколько сотен), по ним были внесены соответствующие изменения и уточнения в чертежи Это была хорошая проверка чертежей до начала выпуска тракторов на основном заводе Очень часто на сборку эталонного трактора приходил мистер Терри, с которым я познакомился ближе и разговаривал с ним по-английски
7 ноября 1932 г исполнилось два года опытному заводу, к этому дню была закончена сборка первого эталонного трактора Опытный завод начал выпускать третий десяток тракторов Все трактора были с гусеницами, детали которых были изготовлены и собраны на опытном заводе
За время работы в механическом цехе, под руководством М Алексеева и инженера-технолога А К Глазунова, и в сборочном цехе, начальником которого я был, образовался коллектив квалифицированных работников В сборочном цехе немало было рабочих, знавших хорошо трактор и овладевших сборкой узлов и всего трактора, среди них такие, как ГГублин, М Макагон, мастер Рудаков, С Семак и другие Мастер-распределитель Д Сам-кин, молодой парень, знал на память не только все номера деталей трактора, но и номера и размеры всех болтов и гаек, по сколько их идет и на какие сборочные узлы Выросли прекрасные кадры, такие, какие именно нужны опытному производству Часть рабочих и ИТР механического цеха уже были переведены на основной завод, который начал обрабатывать детали трактора и готовился к своему пуску Дошла очередь включиться в работу основного завода и сборочному цеху опытного завода
В начале мая 1933 г меня вызвал директор опытного завода А Я Поваляев У подъезда заводоуправления стояла машина директора основного завода К П Ловина Когда я зашел в кабинет Поваляева, он был один Совершенно неожиданно Поваляев сказал мне «Звонил Ловин и приказал немедленно направить тебя на основной завод и чтобы ты через час сообщил ему о том, что принял сборочное отделение механосборочного цеха основного завода, начальником которого ты назначаешься» Дальше Поваляев добавил «Пойди в цех, предупреди, что ты переведен на основной завод, а завтра сообщи, кого из рабочих сборочного цеха перевести на основной завод на помощь тебе Только не забывай, что и нам надо работать Машина тебя ждет»
Я зашел в сборочный цех, собрал бригадиров и мастеров, рассказал о переводе на основной завод Спросил их, знают ли все они, что им надо делать Получив утвердительный ответ, попрощался со всеми и предупредил, что завтра пришлю список тех, кто мне необходим из них для работы на основном заводе с их знаниями и умением собирать трактора Попрощался с Повапяевым и уехал на основной завод Шофер сказал мне, что доложит директору, что он привез меня
Временно исполняющим обязанности начальника сборочного отделения был инженер-механик Николай Николаевич Перовский, один из потомков Софьи Перовской Мы знали друг друга довольно хорошо жили в одном доме, даже ходили вместе на лыжах Вместе с Перовским обошли все участки сборочного отделения, конвейер сборки двигателей и главный конвейер сборки тракторов Коробка скоростей собиралась на тележках с деревянными рамами, передвигаемыми вручную по рельсам Конвейеры были пустыми, и даже сборка узлов трактора не начиналась До выпуска первого трактора 15 мая оставалось 8 дней и три недели - до пуска завода 1 июня, когда с конвейера в соответствии с постановлением правительства должны сойти 12 тракторов, заданные программой мая 1933 г
После обхода сборочного отделения я сказал Перовскому, что принял у него сборочное отделение, что он будет моим заместителем Затем позвонил директору завода К П Ловину, что я принял сборочное отделение основного завода Работа предстояла огромная за 3 недели выпустить 12 тракторов по программе и еще 1 трактор, 13-й, сверх программы, комсомольский, в соответствии с их соцобязательствами
Не было никакого письменного приказа, не было актов о сдаче мною сборочного цеха, ни акта о приемке мною сборочного отделения механосборочного цеха основного завода Был только приказ директора завода Ловина по телефону, и через 1 час 30 мин я доложил ему, что приказ его выполнен и я приступил к исполнению обязанностей начальника отделения сборки на основном заводе Смело могу сказать, что я был готов (достаточно подготовлен) к этой работе
На следующий день по моему списку с опытного завода прислали 7 рабочих-сборщиков, в числе которых были Г Гублин, М Макагон, М Суровцева, Д Саткин и др К сожалению, не все фамилии остались в памяти Когда рабочие опытного завода распределились бригадирами на все участки сборки, мы начали проверять на складе наличие готовых деталей
для сборки узлов и общей сборки трактора, а также обеспечение сборки комплектующими изделиями. Многие детали пришлось убрать со склада, т.к. они, по неопытности рабочих, были сданы в незаконченном виде, подлежали дальнейшей обработке. В результате проверки был составлен список деталей, недостающих для сборки всех 12 тракторов, и составлен четкий график подачи этих деталей в сроки, обеспечивающие сборку узлов и общую сборку тракторов.
В момент проверки нельзя было собрать ни одного узла из-за некомплектности деталей.
В первый же день начальник механосборочного цеха Э.Б.Цирлин собрал начальников всех отделений цеха, и я ознакомил руководящий состав с обеспечением сборки деталями на данный момент и графиком по дням подачи недостающих деталей для обеспечения сборки с целью выполнения плана завода по выпуску тракторов в мае 1933 г.
Такие совещания, оперативки, проводились ежедневно, и у меня всегда к этим совещаниям была ясная картина, что сделано за предыдущие сутки в механических отделениях и на сборке. Работа всех участков МСЦ и заготовительных цехов была подчинена интересам конечного звена производства - сборке тракторов.
Когда начета налаживаться сборка узлов двигателя, коробки скоростей ходовой части трактора, я переключил внимание на главный конвейер. Вместе с Перовским я пошел туда. Вдоль длинной траншеи главного конвейера с обеих сторон шли по два рельса, имитирующих звенья гусеницы, по которым катится трактор на нижних роликах тележек. Собираемый трактор присоединялся к конвейерной цепи, двигавшейся посередине траншеи. Главный конвейер прерывного действия: он включается только для перемещения собираемых тракторов на следующее рабочее место. Рельсы, по которым катится трактор, лежат на бетонном основании и крепятся болтами, забетонированными между рельсами с помощью накладок и гаек, прижимающих рельсы к основанию. Эти крепления располагались через каждые 50 см.
Стоя в траншее главного конвейера вместе с Перовским, я представил себе, как будет двигаться трактор по конвейеру. Вдруг меня охватил ужас. Я понял, что трактор по конвейеру не пойдет Спросил Перовского, как он проверял работу главного конвейера Он объяснил: поставил на конвейер две тележки трактора, подсоединил их к цепи конвейера, и тележки покатились по рельсам. Беда была в том, что когда на тележки будет посажена коробка скоростей с ведущими колесами - звездочками, движущими гусеницу, то зубья звездочек будут упираться в крепления рельс и трактор не сможет двигаться по конвейеру.
У Перовского слезы показались на глазах: он принял у монтажников конвейер. «Это мне будет стоить потери партбилета», - сказал в отчаянии Перовский. Я его старался успокоить: виноваты прежде всего конструкторы конвейера, а не только он один.
Я позвонил директору завода и сообщил о том, что главный конвейер надо переделать, и объяснил, в чем дело. Затем я сообщил о конвейере Э.И.Гуревичу, о необходимости изменить крепление рельс главного конвейера к основанию. Трое суток пришлось монтажникам работать: срубить старое крепление, установить новое, забетонировать «быстро схватывающимся» бетоном и всё время поливать его водой из леек. Главный конвейер был восстановлен, сборка тракторов прошла нормально, и никто из виновников допущенной ошибки не пострадал.
11 мая началась сборка первого двигателя. 12 мая собранный двигатель в 11 часов вечера был установлен на один из стендов «Макс Леве» испытательной станции. В течение 3 часов первый двигатель обкатывался на стенде с постепенным увеличением оборотов до 650 об/мин. После этого двигатель был поставлен под нагрузку, которая постепенно повышалась, и на расчетных оборотах развивал мощность 67 лошадиных сил. Первый двигатель был принят ОТК и поступил на сборку трактора - на главный конвейер.
Утром 14 мая первая собранная коробка скоростей была установлена мостовым краном на тележки трактора, началась сборка на главном конвейере, и в 10 часов вечера собранный трактор поступил в окрасочную камеру.
15 мая первый трактор, пройдя окраску и сушильную камеру, сошел с главного конвейера, был заправлен топливом и маслом. Сборщик-водитель М.Макагон завел двигатель, трактор выехал на разложенные гусеницы, натянул их на себя с помощью сборщика Г.Губ-лина и его помощника. Затем звенья-гусеницы были замкнуты, и, наконец, Г.Гублин забил кувалдой замыкающий палец в обе гусеницы и закрепил их шплинтами. Первый трактор был собран, я сел на трактор рядом с Макагоном, и трактор выехал на погрузочную площадку и через открытые ворота МСЦ выехал на заводской двор.
Этобыло15мая1933гвЭ часа 40 минут дня В этот день и накануне на сборке была масса народа, всем хотелось видеть рождение первого мощного гусеничного трактора ЧТЗ На завершающей сборке первого трактора присутствовал директор ЧТЗ К П Ловин, секретарь парткома В И Кайгородов и масса людей, создателей этого трактора и гостей Этот день был для всех необыкновенным праздником, все волновались и радовались, но работы было еще много собрать все 13 тракторов к 1 июня 1933 г, к дню официального пуска завода
Завод готовился к пуску Заканчивалась сборка последних машин майской программы В цехах обрабатывались детали для программы июня Здания заводоуправления и цехов были украшены огромными панно, плакатами и диаграммам и На площади между МСЦ, кузнечным и инструментальным цехами была построена большая трибуна На торжества съезжались гости со всей страны
Публикация А. И. Скорикова
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Явная ошибка указанные дома принадлежали частным владельцам, причем в первом из них перед революцией арендовала помещения учительская семинария
2 До революции - особняк купца Степанова (ул Труда, дом 82)
3 Ошибка -пл Революции носит это имя с марта 1920 г
4 Ныне здесь располагается Военный автомобильный институт
5 Находилось близ нынешнего Центрального рынка
6 День ареста М Храпко
7 В 1937 г В Лельков был вновь арестован по обвинению во вредительстве