Научная статья на тему 'ЧЕЛЯБИНСКАЯ ПРЕССА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ МЕДИАСРЕДЫ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ'

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ПРЕССА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ МЕДИАСРЕДЫ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА / ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ОНЛАЙН-ВЕРСИИ ГАЗЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / DIGITALIZATION / REGIONAL PRESS / CHELYABINSK REGION / ONLINE VERSIONS OF NEWSPAPERS / SOCIAL MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Черненко Юлия Александровна, Светлова Анна Андреевна

Статья посвящена исследованию регионального рынка периодической печати Челябинской области в условиях реализации программы по цифровизации экономики РФ и основана на материалах серии интервью с представителями редакций официальных периодических изданий области, а также на результатах анализа годовой финансовой отчетности редакций и контента сайтов газет. Исследование позволяет сделать вывод об уровне и тенденциях развития периодических изданий Челябинской области в современных условиях и определить вероятность существования проблемы в адаптации бизнес-моделей изданий к реалиям рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHELYABINSK PRESS UNDER DIGITALIZATION OF THE MEDIA ENVIRONMENT: TRENDS AND CHALLENGES

This article is dedicated to the research of the periodical press market of the Chelyabinsk region under the national digitalization program signed by President Vladimir Putin in May, 2017. The authors briefly analyze the directive and its impact on the regional media environment, as well as give Russian scholars’ varying points of view on digitalization. The empirical part of the study includes a statistical analysis of Chelyabinsk newspapers’ accounts on social networks (52 media brands in the list), an analysis of financial reports of the selected newspapers, as well as the results of a series of research interview with 48 journalists from Chelyabinsk newspapers of various locations. The results of the research demonstrate a lack of resources enabling the media outlets to follow the program prescriptions, technological retardation and human resource weakness. 10% of the respondents claim that their newspapers do not intend to develop the online version of their newspaper, while 40% claim they do have plans to develop the online version, but the print is still their main priority (a print-first strategy).

Текст научной работы на тему «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ПРЕССА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ МЕДИАСРЕДЫ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ»

Челябинская пресса в условиях цифровизации медиасреды: тенденции и проблемы

Юлия Черненко Анна Светлова

Статья посвящена исследованию регионального рынка периодической печати Челябинской области в условиях реализации программы по цифровизации экономики РФ и основана на материалах серии интервью с представителями редакций официальных периодических изданий области, а также на результатах анализа годовой финансовой отчетности редакций и контента сайтов газет. Исследование позволяет сделать вывод об уровне и тенденциях развития периодических изданий Челябинской области в современных условиях и определить вероятность существования проблемы в адаптации бизнес-моделей изданий к реалиям рынка.

Ключевые слова: цифровизация, региональная пресса, Челябинская область, онлайн-версии газет, социальные медиа.

© Черненко Юлия Александровна

кандидат филологических наук, преподаватель

факультета коммуникаций, медиа и дизайна

Национального Исследовательского Университета

«Высшая школа экономики»

(г. Москва, Россия), julia.chernen@gmail.com

© Светлова Анна Андреевна

выпускница факультета

Высшей школы экономики и управления

Южно-Уральского государственного университета

(г. Челябинск, Россия), svetloovaanna@gmail.com

Введение

Настоящая статья посвящена исследованию регионального рынка периодической печати Челябинской области в условиях реализации программы по цифровизации экономики Российской Федерации.

Статья основана на материалах серии интервью с 48 представителями редакций официальных периодических изданий области, которые были проведены в январе и феврале 2018 г. Помимо этого, было проведено кабинетное исследование, которое включало в себя анализ годовой финансовой отчетности редакций, а также анализ контента сайтов газет Челябинского региона. Собранные материалы позволили нам проанализировать текущее состояние рынка периодической печати Челябинской области, а также рассмотреть перспективы его развития.

Стоит предварительно отметить, что тенденция к цифровизации в последние годы была закреплена в результате принятия 28 июля 2017 г. программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которая актуализирует, в числе прочих вопросов, и проблемы областных СМИ. Сама программа стала ответом на указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 го-

ды»1. В числе общих целей, на которые направлена программа, указываются повышение благосостояния и качества жизни граждан РФ, повышение степени информированности и цифровой грамотности населения, а также развитие удобной для использования и получения информации цифровой медиасреды.

Стоит отметить, что, согласно некоторым исследованиям, именно на региональном уровне бумажная пресса в последние годы еще сохраняла свое влияние (Свитич, Смирнова, Ширяева, Шкондин, 2015). В данной статье мы не ставим своей задачей актуализировать эти данные о влиянии на общество, но хотим сосредоточиться на перспективах печатных СМИ в исследуемом нами регионе и посмотреть, как текущие тенденции соотносятся с прогнозами относительно цифрови-зации медиа.

Анализ прогнозов развития сферы массовых коммуникаций и медиаиндустрии в мире представлен в статье А.Г. Качкаевой и И.В. Кирии (2012: 7). Интересно в связи с темой данной статьи отметить, что в мировом контексте именно профессиональные ассоциации газетной индустрии первыми обратили внимание на необходимость цифровизации отрасли и адаптации своего продукта к стремительному технологическому развитию сектора массовых коммуникаций. Хотя в российских реалиях такое положение вещей, как будет описано ниже, тоже наблюдается, зачастую именно региональная пресса сталкивается с проблемами на пути цифровизации, поэтому авторами исследования была поставлена в том числе задача конкретизации этих проблем. В числе прогнозов для медиаотрасли А.Г. Качкаева и И.В. Кирия (2012: 9) выделяют сегментацию контента с учетом интересов пользователей, рост доли User Generated Content, усиление роли агрегирования и агрега-торов контента, увеличение вклада со-

циальных медиа в продвижение контента и другие.

Трудности современного рынка периодической печати в связи с цифровизаци-ей описаны в статье Е.Л. Вартановой (2016). Е.Л. Вартанова акцентирует внимание на том, что цифровизация печатных СМИ является необходимостью в условиях падения интереса, особенно со стороны молодой аудитории, к «традиционной» форме печатных СМИ, кризиса рекламной бизнес-модели бумажной прессы и изменившихся запросов читателей. В числе возможных перспектив рынка Е.Л. Вартанова (2016: 9) указывает на «определенное слияние газеты с информационным агентством», когда СМИ начинает отвечать на запросы региональных читателей.

Как было указано выше, указ Президента РФ № 203 от 9 мая 2017 г. касается информационного общества как новой стадии общественного развития в XXI в. К числу характерных признаков информационного общества относят такие тенденции, как многократное повышение ценности информации как ресурса, рост обслуживающего сектора (и одновременно с этим снижение индустриального производства), а также разрыв в благосостоянии, к которому привело развитие новых производственных мощностей (Sharikov, 2016: 112). Справедливо будет отметить, что возрастание роли информационного пространства делает его все более политически значимым: информационное пространство становится пространством как международных договоров, так и международных конфликтов. В этой ситуации России важно расширить рамки государственного участия в сегменте Интернета, раскрыть его экономический и социальный потенциал, а также обеспечить информационную безопасность государства и его граждан (Зиновьева, 2016: 19). Однако пока относительно мало изучено, как подобная инициатива сверху воспринимается ря-

довыми исполнителями, особенно на региональном уровне. Таким образом, данное исследование может внести вклад в осмысление этого обширного исследовательского вопроса.

Об исследовании: сбор данных и методы анализа

На первом этапе сбора эмпирического материала мы провели сравнение челябинских печатных СМИ, предварительно разбив их на три группы: издания ИД «Губерния» (40 изданий), областные газеты (3 издания), районные и городские газеты (9 изданий). В итоге был сформирован список, включающий 52 издания.

Как отмечается в отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, современный рынок периодической печати почти немыслим без электронной составляющей: сайта, мобильных приложений, представительства в социальных медиа, спецпроектов. Опыт лидеров отрасли, не боящихся искать соотношение между электронными и бумажными проектами печатных СМИ, это подтверждает2. Основываясь на данном предположении, на следующих этапах исследования мы провели поиск онлайн-версии изданий. Далее сравнили массив статей печатных версий изданий, используя случайную выборку материала, и мультимедийного контента этих же изданий, представленных на платформах в Интернете, за 2017 г. и январь-февраль 2018 г.

Мы считаем, что на сегодняшний день одной из преобладающих тенденций является переход к мобильному медиа-потреблению. Как известно, многие игроки медиарынка стали придерживаться стратегии mobile first3. Таким образом, нами изучены мобильные версии сайтов периодических изданий. Мы вынесли предположение о необходимости адаптации сайтов под мобильные версии. Именно

поэтому особое внимание уделяется вопросу отслеживания аудитории сайтов изданий при помощи наиболее популярных инструментов: Google Analytics и «Яндекс.Метрика» и пр., используемых редакциями.

Далее мы искали и анализировали представительство редакций в социальных сетях, учитывая тот факт, что многие российские СМИ представлены хотя бы в одном из социальных медиа: 10 из 10 -«ВКонтакте», Facebook, Twitter; 5 из 10 -в «Одноклассниках»; 3 из 10 - в Instagram4. Мы применяли комплексный инструментарий для анализа аккаунтов в социальном медиа: анализ опубликованной информации, периодичность обновлений, сравнение с первоисточниками,активность пользователей и анализ обратной связи. Социальные медиа могут конкурировать со СМИ в сфере аудитории, так как большое влияние на выбор потребителя оказывает возможность добавлять свой контент (UGC), оставлять сообщения и комментарии в лентах сообществ, что формирует некую неформальную группу людей.

Принимая во внимание сведения, что региональные издания могут страдать от недостатка финансовых и интеллектуальных ресурсов для адаптации к «цифре» своих бизнес-моделей, мы проанализировали финансовую отчетность изданий для анализа финансового положения и использования целевых средств. Таким образом мы получили сведения о финансовой устойчивости/неустойчивости изданий.

Для целей данного исследования важно определить, стремятся ли отобранные группы к адаптации своих изданий под цифровые форматы под влиянием цифровой эпохи и, как следствие, изменению единого информационного пространства страны либо же поддерживают приверженность стратегиям print first.

Результаты исследования

Если рассматривать общую тенденцию российского рынка, то еще в 2000 гг. издания пришли к тому, что Интернет - особенная среда, для которой необходимо иное, нежели в печатных версиях, содержание (Шестеркина, 2014: 26). Результаты проведенного анализа показывают, что рынок Челябинской области развивался по схожему сценарию: первые сайты газет области стали функционировать с 2000 гг.

Электронную версию имеют все издания ИД «Губерния », 67% областных изданий и 44% - районных и городских. Однако стоит отметить: результаты анализа показывают, что 44% сайтов всех изданий представляют собой лишь электронную версию газеты. Материалы таких ресурсов - копия статей печатного издания. У 29% изданий фактически существует только печатная версия издания (сайт либо отсутствует вовсе, либо не обновляется много лет). Работают над содержанием и печатной, и интернет-версии газеты лишь 27% представленных изданий.

Результаты интервью говорят о том, что развитие интернет-версии издания - одно из главных направлений, но приоритет - работа исключительно над печатной версией. Так ответили 40% опрошенных представителей редакций, отмечая, что основной доход идет непосредственно с продажи самой газеты, а сайт требует дополнительных средств для его содержания. Также в районных газетах пока нет «продвинутых, современных» специалистов, готовых заниматься сайтом и его раскруткой. Отмечается, что нет и дополнительных средств, чтобы оплачивать работу модератора сайта. На вопрос о том, планируют ли они развивать интернет-версии издания, отвечают отрицательно 10% представителей исследуемых газет. Свое решение они объясняют тем, что издание узкоориентированное, а создание сайта - больше «навязывание» руководст-

ва. В то же время 30% опрошенных занимаются развитием как печатной, так и интернет-версией газеты: редакции работают над тем, чтобы наполнение газеты и сайта отличались. Лишь короткие и самые интересные новости с сайта попадают в газету. Наполнение сайта не пересекается с содержанием газеты (либо лишь на 20-30%). Используется разный формат подачи новостей и тем, разные информационные поводы. Приоритетом является и сохранение, трансформация печатной версии, и развитие сайта.

Интернет-издания, создающие новые, отличные от печатной версии сюжеты, адаптировали сайт под интернет-портал. Как показывает статистика, это крупные издания, входящие в топ-20 цитируемых СМИ Челябинской области:

• «Кыштымский рабочий» (9-е место);

•«Южноуральская панорама» (12-е

место);

• «Миасский рабочий» (16-е место);

• «Вечерний Челябинск» (19-е место).

Такие информационно-развлекательные порталы обычно активно вовлекают читателя и содержат:

• гид по городу(расписание транспорта, информацию об организациях);

• афишу с предстоящими мероприятиями;

• спецпроекты;

• фото- и видеосюжеты.

Таким образом, подобные интернет-версии изданий области начинают не только выполнять функции информационного источника, но и выступать в качестве развлекательных порталов.Такие порталы реализуют и социально-психологические функции: имеет место межличностное общение, социальная адаптация, ведь на таких сайтах активно ведется вовлечение аудитории в анализ и обсуждение материалов. Это, в свою очередь, позволяет редакции корректировать редакционную политику, опера-

Таблица. Представительство в социальных медиа и мессенджерах (в %)

Издания ВКонтакте Одноклассники РасеЬоок Twitter ||^адгат

ИД «Губерния» 96,7 93,3 50 30 20

Областные 66,7 — 66,7 - -

Районные и городские 100 33,3 11 - -

тивно получая обратную связь от аудитории.

Таким образом, можно выделить три вида деятельности периодических изданий Челябинской области:

•активно используют всевозможные каналы дистрибуции контента, новые цифровые технологии, создают социальные медиа;

• полностью копируют печатную версию издания;

• используют только печатную версию.

Что касается социальных медиа, то первые подобные сообщества редакций Челябинской области стали появляться лишь после 2011 г. За семь лет работы с социальными медиа нельзя говорить об эффективности их использования (см. табл.). Почти все издания создают акка-унты в социальных медиа, однако в большинстве случаев - это просто ссылки на новости с сайта либо заброшенные сообщества. Пользователи не делятся новостями, не оставляют комментарии, а если и оставляют, то не получают ответ. Всего 9,5% изданий работают над контентом в социальных медиа, хотя сайт и социальные медиа дают возможность действовать оперативно. Представитель издания, активно занимающегося развитием сообществ в социальных медиа, объясняет свою позицию в интервью тем, что приоритет нужно отдавать и печатному изданию, и интернет-порталу, и социальным сетям - аудитория совсем разная.

Больше всего представительств изданий в «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Видно, что многие редакции создавали

аккаунты почти во всех социальных медиа, однако должного внимания им не уделяют. Также анализ сайтов показал, что адаптированную версию имеют всего 43% изданий ИД «Губерния»; 68% областных изданий; 22% - районных и городских. Подобного рода информация имеет весомое значение для редакций - так, проанализировав открытую статистику сайта, можно утверждать, что развитие социальных сетей и адаптированная версия для смартфонов привлекают новый сегмент аудитории.Переходы на сайт издания из поисковых систем - 33,5%, переходы из социальных медиа - 30,4%. Чаще всего пользователи попадают на сайт с помощью ПК, однако велика доля тех, кто пользуется исключительно смартфонами (35%). Стоит отметить, что в некоторых случаях социальные медиа (и смартфоны) на первом месте в процентном соотношении перехода на сайт. Чаще всего это аудитория категории 24-35 - по данным ВЦИОМ, категория пользователей, где каждый третий готов полностью перейти на онлайн-контент6.

В результате исследования стало очевидно, что немногие из анализируемых изданий стремятся развивать digital-нa-правление и адаптировать издания под цифровые форматы, и объясняется это несколькими причинами. Во-первых, развитие сети Интернет и доступность ее для обычного пользователя в условиях региона. Несмотря на то что в крупных городах области, таких как Челябинск и Магнитогорск, порядка 90% жителей имеют возможность выхода в Интернет, по области около 76%

домохозяйств имеют доступ в Сеть. В связи с этим в некоторых селах районов по-прежнему жители не имеют полноценного доступа в Интернет. Так, по объективным причинам одна из районных газет не может активно функционировать в Сети, так как в населенном пункте, где находится редакция, только начинают организовывать точки доступа к Интернету по технологии Wi-Fi.

Во-вторых, для развития цифрового направления изданий требуются значительные финансовые и трудовые затраты. В текущих условиях найти средства на развитие направления становится практически невыполнимой задачей. Несмотря на то что почти все издания ИД «Губерния » получают часть бюджетных ассигнований (субсидию на возмещение затрат), финансовое положение изданий можно охарактеризовать как крайне нестабильное. Проведенный анализ финансовой отчетности редакций, отчета о целевом использовании денежных средств доказывает, что полученные средства идут на расходы, связанные с оплатой труда (включая начисления), свободных средств в распоряжении редакций не остается.

В-третьих, кадровый вопрос. Для многих периодических изданий поиск специалиста в этой сфере представляет большую сложность. Всему приходится учиться самостоятельно. Если издания из рейтинга «Медиалогии» содержат в своем штате сотрудников интернет-отдела, которые отвечают за контент интернет-версии, ее обновление на сайте и в социальных сетях, то районные газеты не могут себе этого позволить (к тому же зачастую в редакциях работают журналисты возрастной категории 50+).

В-четвертых, немаловажную роль играет навязывание руководством идеи развития интернет-сайтов. Мы столкнулись с тем, что работники порой не видят смысла в развитии интернет-версии издания,

и сама идея руководства только усугубляет отношение представителей отрасли. «Получили распоряжение сделать сайт, но основной доход идет непосредственно с продажи самой газеты. А сайт требует только содержания. Содержание сайта -полная копия газеты. Нет специального корреспондента», - объясняют сотрудники редакций.

Заключение

Основываясь на материалах интервью и собственном анализе источников, мы выделили следующие возможные направления развития периодических изданий:

• развитие интернет-версии издания -одно из главных направлений, но приоритет отдается печатному изданию (40%);

• развитие печатной и интернет-версии (30%);

•развитие интернет-версии издания не планируется (10%);

• выводить целиком печатные СМИ в Интернет - нецелесообразно, так как рекламный рынок имеет специфическую структуру, в связи с этим содержание сайта вряд ли окупится (10%);

• больший акцент на сайт (10%).

Интересно в данной сситуации заметить, что в целом такое соотношение соответствует идеям теории о диффузии инноваций, предшественником который был Габриэль Тард (см. об этом: Фирсова, 2012), а основным концептуалистом - Эвер-етт Роджерс (см.: Лисафьев, Секерин, 2012). Таким образом, анализируя распределение мнений представителей периодических изданий, мы видим корреляцию с основными положениями теории диффузии инноваций - около 10% приходится на «новаторов/первопроходцев» и «первых последователей», основная же часть профессионалов приходится на раннее большинство («развитие печатной и интернет-версии») и позднее большинство («приоритет - печатное издание»).

10% профессионалов, сомневающихся в целесообразности развития онлайн-из-даний, могут оказаться как в позднем большинстве, так и в числе первых последователей, так как их подозрительность может свидетел ьствовать о том, что они внимательно следят за ситуацией. На основании распределения ответов можно сделать следующее предположение: несмотря на текущее состояние медиасреды, есть все основания полагать, что инновация будет быстро распространена в случае успеха первопроходцев.

В целом же проведенное исследование позволяет сделать вывод об уровне раз-

вития печатных периодических изданий Челябинской области. С одной стороны, часть изданий старается развивать свои ресурсы в Сети, с другой - отсутствие необходимой материальной базы и трудовых ресурсов усложняет процесс адаптации изданий, и об этом важно не забывать при оценке перспектив развития ситуации. Кроме того, важно отметить, что в некоторых случаях у печатных периодических изданий нет необходимости в переходе в цифровую медиасреду, так как их целевая аудитория и условия ее существования еще не располагают к потреблению контента через Интернет.

Примечания

1 Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 20.05.2018).

2 Российская периодическая печать. Состояние, тенденции, перспективы развития. Отраслевой доклад. М.: ФАПМК, 2016. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. С. 33-38. Режим доступа: http://www.fapmc.ru/ rospechat/activities/reports/2017/pechat2.html

3 Медиапотребление в России. Ключевые тенденции. М.: ИЦ компании «Делойт» в СНГ, 2017. Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/ Documents/technology-media-telecommunications/russian/media_consumption_ in_russia_2017_ru.pdf

4 Российская периодическая печать. С. 110.

5 Челябинская область. Рейтинг СМИ за III квартал 2017 // Медиалогия. 2017. Дек., 29. Режим доступа: http://www.mlg.ru/ratings/media/regional/5708/ (дата обращения: 09.01.2018).

6 Эпоха цифровых медиа: бумага против экрана // ВЦИОМ. 2018. Янв., 10. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=8876 (дата обращения: 05.01.2018).

Библиография

Вартанова Е.Л. Гибридизация прессы: объединяя традиции и инновации // Медиа-

Альманах. 2016. № 5. С. 8-10.

Зиновьева Е.С. Возможности России в глобальном информационном обществе //

Вестн. МГИМО ун-та. 2016. № 3 (48). С. 17-29.

Качкаева А.Г., Кирия И.В. Долгосрочные тенденции развития сектора массовых коммуникаций // Форсайт. 2012. Т. 6. № 4. С. 6-18.

Лисафьев С.В., Секерин В.Д. Основные этапы развития теории диффузии инноваций // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2012. № 8. С. 74-77.

СвитичЛ.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Методологические предпосылки системного исследования городских газет // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. Т. 4. № 1. С. 5-19. DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(1).5-19.

Фирсова Н.Ю. Предвестник исследований диффузии инноваций Габриэль Тард: «Общество - это подражание» // Социология власти. 2012. № 6-7. С. 298-313.

ШестеркинаЛ.П., Региональные СМИ в условиях конвергенции (на примере Челябинской области): учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Южно-Уральск. гос. ун-та, 2014.

Sharikov P. (2016) Information Society: A Liberal Phenomenon. Communications. Media. Design 1 (1): 112-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.