Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ И БОГОЦЕНТРИЧНОСТЬ ПЕРСОНАЛИССТСКОГО ИНТУИТИВИЗМА Н.О. ЛОССКОГО'

ЧЕЛОВЕКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ И БОГОЦЕНТРИЧНОСТЬ ПЕРСОНАЛИССТСКОГО ИНТУИТИВИЗМА Н.О. ЛОССКОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ИНТУИТИВИЗМА / СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ / КОНСУБСТАНЦИОНАЛЬНОСТЬ / СВЕРХПРОСТРАНСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бабосов Е.М.

В статье рассматривается жизненный и творческий путь белорусско-русского философа Николая Онуфриевича Лосского. В своем творчестве Н.О. Лооский создал оригинальную философскую систему, исходным началом которой является принцип интуитивизма. Согласно данному принципу необходимо устранить «ложную предпосылку разобщенности между познающим субъектом и познаваемым объектом», а «все содержание знания складывается из самой мировой действительности». В провозглашаемом Н. Лосским органическом и целостном миропонимании единая мировая целостность не противопоставляется, а сопрягается с множеством единичностей. В статье также поднимаются актуальные вопросы различной интерпретации социально-философского бытия человека. Выводы статьи могут служить фундаментальной основой для дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN-ORIENTEDITY AND BEGOCENTRICITY OF PERSONALISTIC INTUITIVISM LOSSIAN

The article considers the life and creative path of the Belarusian-Russian philosopher Nikolai Onufrievich Lossky. In his work N.O. Loosky created an original philosophical system, the starting principle of which is the principle of intuition. According to this principle, it is necessary to eliminate the "false premise of disunity between the cognizing subject and the cognizable object", and "the whole content of knowledge consists of the world reality itself". In the organic and holistic world-view proclaimed by N. Lossky, the unified world integrity is not opposed, but is interfaced with a multitude of singularities. The article also raises topical issues of various interpretations of the socio-philosophical being of man. Conclusions of the article can serve as a fundamental basis for further research.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ И БОГОЦЕНТРИЧНОСТЬ ПЕРСОНАЛИССТСКОГО ИНТУИТИВИЗМА Н.О. ЛОССКОГО»

УДК 316

ЧЕЛОВЕКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ И БОГОЦЕНТРИЧНОСТЬ ПЕРСОНАЛИС-СТСКОГО ИНТУИТИВИЗМА Н.О. ЛОССКОГО

Е.М. Бабосов

Институт социологии НАН Беларуси

В статье рассматривается жизненный и творческий путь белорусско-русского философа Николая Онуфриевича Лосского. В своем творчестве Н.О. Лооский создал оригинальную философскую систему, исходным началом которой является принцип интуитивизма. Согласно данному принципу необходимо устранить «ложную предпосылку разобщенности между познающим субъектом и познаваемым объектом», а «все содержание знания складывается из самой мировой действительности». В провозглашаемом Н. Лосским органическом и целостном миропонимании единая мировая целостность не противопоставляется, а сопрягается с множеством единично-стей. В статье также поднимаются актуальные вопросы различной интерпретации социально-философского бытия человека. Выводы статьи могут служить фундаментальной основой для дальнейших исследований. Ключевые слова: принцип интуитивизма, субстанциональный деятель, консубстанциональность, сверхпространственная сущность, ценностные основания.

Жизнь и творчество уроженца Витебщины, белорусско-русского философа Николая Онуфриевича Лосского протекали в русле множеств противоречивых событий, оборачивающихся гонениями на него, конца XIX-первой половины XX вв. Судите сами: В 1887 году он был исключен из Витебской гимназии за приверженность к идеям атеизма и социализма, а спустя треть века в 1922 году был изгнан Советской властью из страны за идеализм и антисоциалистические и антисоветские высказывания (знаменитый «философский пароход»). От глубокой детской религиозности через увлечение атеизмом и социализмом на протяжении своего длительного творческого развития (умер в Париже в возрасте 94 лет). Н. Лосский вернулся, разумеется, на более высоком, глубоко прочувствованном и осмысленном уровне, к неукоснительному религиозному миропониманию и богословскому истолкованию человека и мира. Все творческие искания и свершения, осуществленные им, развертывают свое многообразие в едином духовном континууме, взаимосвязанными полюсами которого являются человекосоотнесенность и богоцентризм.

В своем творчестве Н.О. Лооский создал оригинальную философскую систему, исходным началом которой является принцип интуитивизма. Согласно данному принципу необходимо устранить «ложную предпосылку разобщенности между познающим субъектом и познаваемым объектом», а «все содержание знания складывается из самой мировой действительности» [1; 326,328]. В развиваемой философом теории интуиции Н. Лосский рассматривает отношения, складывающиеся между объектом внешнего мира, находящимся вне Я, и познанием данного мира в Я познающего субъекта. В итоге он приходит к выводу, согласно котором, по его словам, у «в процессе познания внешнего мира объект трансцендентен в отношении к познающему Я, но несмотря на это, он остается имманентным самому процессу знания, следовательно знание о внешнем мире есть процесс, одною своею стороною разыгрывающийся в мире не-Я (материал знания), а с другой стороною совершающийся в мире Я (внимание и сравнивание)» [1, с. 85]. Тем самым провозглашается дихатомическая сущность знания в его отношении к миру реального бытия. Такая дихатомичность воплощается в том, что в развитии знания, считает Н.Лосский, «одни процессы суть проявления самого моего Я, например, усилие внимания, хотение слушать пение любимого артиста и т.п., они переживаются непосредственно, как «мои»; другие процессы суть нечто независимое от моего Я, они переживаются как нечто «данное мне» извне, например, звук выстрела. Даже органические ощущения, стремления и чувственные удовольствия, локализованные в теле и передаваемые как нечто «данное мне», например, зубную боль, жажду, локализованную в нёбе и всем теле, я рассматривал уже как проявление не моего Я, а моего тела, то есть ближайшего к моему Я внешнего мира» [3; С. 96].

В своей работе «Мир как органическое целое» Н. Лосский с новых позиций ставит и решает традиционные проблемы метафизики - об органической целостности мира, о соотношении целого и частей, единичности и множественности. Он утверждает, что первоначально существует целое, а элементы способны существовать и возникать только в диффе-ренцурующейся системе целого. Существующая в мире множественность не порождает целого, а наоборот, порождается из единого целого. Следовательно, целое, считает он, перво-начальнее элементов, а «элементы во всяком случае производим и относительны, т.е. способны существовать только в отношении к системе, членами которой они служат» [1, с. 341]. Тем самым сформулирована новая версия эмерджентного эволюционизма, философской базой которой служит логическая невыводимость новых сущностей и их форм из прежних, целого из его частей. Поэтому оказывается невозможным описание высшего уровня организации в терминах низшего. Вследствие этого целое (например, линия) есть нечто неисчерпаемо более сложное в сопоставлении с множеством образующих ее точек и ни в коем случае не есть продукт суммирования точек. Целое способно быть основанием множества элементов, но не возникает из суммирования множества составляющих его элементов - частей. Эти части суть лишь стороны, элементы единого целого и свойства их существуют не сами по себе, а только в составе охватывающей все их целостной системы. Иными словами, утверждает Лосский «внешне познаваемый предмет и весь познаваемый мир есть целое...(или момент целого), в котором можно различать стороны, но не чистая множественность самостоятельных элементов» [1, с. 346].

В провозглашаемом Н. Лосским органическом и целостном миропонимании единая мировая целостность не противопоставляется, а сопрягается с множеством единичностей. Среди таких единичностей приоритетное внимание в своем философствовании он уделял уникальному человеческому «Я», которое предстает в его картине мира в качестве целенаправленно действующего сверхвремененного, субстанционального деятеля. Этот целенаправленно поступающий деятель производит не только психические, но и материальные процессы, которые выступают результатом его сотрудничества с целым рядом других таких же деятелей. Если человеческое «Я» оказывается сверхвременной и сверхпространственной сущностью, то его активные действия, направленные на реальный внешний мир, являются пространственно-временным субстратом. Однако во взаимосвязи этих двух сущностей наличествует определенная иерархия: идеальное бытие оказывается выше пространственно-временных событий. В толковании Лосского, «субстанциональный деятель - всегда реальная или, во всяком случае, потенциальная личность. Деятель становится реальной личностью, когда он достаточно развит, чтобы понимать абсолютные ценности, в особенности моральные, и видеть свой долг в достижении их в своем поведении.

В активных процессах взаимодействия различных личностей, по утверждению Н. Лосского, проявляются взаимосвязанные элементы тождественности и различения. Они совершают свою деятельность в соответствии с одинаковыми, тождественными друг другу идеальными формами времени и пространства, и в качестве носителей этих форм они тождественны, но как носители творческих сил, проявляющихся по-разному, субстанциональные деятели образуют своеобразную абстрактную консубстанциональность, которая становится условием осуществления абсолютных ценностей, высшая из которых - абсолютная полнота жизни. Она может быть достигнута посредством взаимного дополнения индивидами друг друга, понимания целей друг друга в процессах любви, интуиции, воздержания от взаимной враждебности, ограничивающей и обедняющей жизнь. Такое взаимодействие, утверждает Н. Лосский, означает конкретную консубстанциональность. Она базируется на постулате согласно которому «непосредственное свидетельство опыта находящего внутри кругосознания субъекта не только его внутреннюю душевную жизнь, но и внешний мир, сознаваемый в подлиннике, должны быть приняты за истину»[3; С. 99].

Во всем многообразии проявлений конкретной субстанциональности в процессах взаимодействия индивидов Лосский выделяет в качестве приоритетного осмысление сущности человеческой свободы. В его понимании свобода есть отсутствие зависимости ка-

кой-либо деятельности или самого деятеля от какого-либо условия. Это понятие свободы -«отрицательное» [1, с. 485].

Такое понимание свободы, с его точки зрения, является относительным, ибо свободный от одних условий, или отношений человек может оказаться несвободным в других отношениях. Отрицательная свобода - это свобода человека от разнообразных «от»: от своего характера, от своего прошлого, от своего тела, от Бога.

Наряду с такой свободой в человеческом сообществе существует и другой вид свободы - положительное понимание свободы, свидетельствующее о том, что положительного способен совершить человек и утвердить тем самым положительный характер своих действий. Такие положительные действия, считает он, должны исходить из ценностных оснований [1, с. 560]. В подобных ситуациях формальная свобода человека перерастает в содержательную положительную свободу, базирующуюся на высших, абсолютных ценностях Добра, Истины, Красоты, Любви. В таком случае, утверждает философ, «добровольно отрекаясь от использования безграничной формальной свободы, т.е. бесповоротно избирая путь добра, деятель обретает благодатное всемогущество положительной материальной свободы в Боге и Царстве Божием [1, с. 597].

В таком именно богоориентированном и богоцентрированном истолковании свободы, убежден Лосский, открываются горизонты понимания конечной цели жизни всякой личности - достижения абсолютной полноты бытия. Это возможно осуществить, считает он, только в том случае, если мы преодолеем онтологическую пропасть между Богом и миром. Живая и жизнеспособная полнота бытия «достигается приобщением к божественной благости посредством собственного личного творчества, свободного от всякого налета эгоизма и посвященного созданию абсолютных ценностей - моральной добродетели, красоты и истины [2, с. 341].

Система социального мира, состоящая из целого ряда творчески независимых личностей, объединенных вместе абстрактной консубстанциональностью, утверждает Лосский, не может рассматриваться как система, которая содержит в себе основу собственного существования. Следовательно, существует принцип, не принадлежащий системе мира и не являющийся ни в каком смысле системой многочисленных элементов. Находясь вне мира, он-то и составляет его основу. А это означает, что «основой системы мира может быть только принцип, который находится над миром, по ту сторону мира, и возвышается над всеми системами. Этот принцип несоизмерим с миром, а потому, говоря о нем, его следует характеризовать только отрицательными предикатами («негативная теология») или предикатами, обозначаемыми словом «вне». Это не разум, но вне разума, это не личное, но вне личности и т.д. ...Философия открывает его посредством умозрения мира, т.е. посредством интеллектуальной интуиции, направленной на мир, и ведущей мистической интуиции, которая уже направлена по ту сторону мира, к сверхкосмическому, металогическому принципу» [2, с. 328]. Его применение приведет к постижению Бога как божественной трансцендентальности, не выражаемой никакими словами или понятиями. Здесь следует подчеркнуть, что в. своих трудах по религиозной проблематике Н. Лосский больше занимался не теологией, а разработкой системной метафизики, необходимой для христианского истолкования мира.

Таково выкристаллизованное долголетним творчеством Н.О. Лосского его философское кредо - человекоориентированность и богоцентричность человеческого бытия.

Список литературы

1. Лосский Н.О. Избранное. - М., 1991.

2. Лосский Н.О. История русской философии. - М. 1991

3. Лосский Н.О. Воспоминания. Жизнь и философский путь. Минск. 2012.

Сведения об авторе

Бабосов Е.М. - доктор философских наук, профессор, академик НАН Беларуси, главный научный сотрудник, Институт социологии НАН Беларуси.

UDK 316

HUMAN-ORIENTEDITY AND BEGOCENTRICITY OF PERSONALISTIC INTUITIVISM LOSSIAN

E.M. Babosov Institute of sociology of NAS of Belarus

The article considers the life and creative path of the Belarusian-Russian philosopher Nikolai Onufrievich Lossky. In his work N.O. Loosky created an original philosophical system, the starting principle of which is the principle of intuition. According to this principle, it is necessary to eliminate the "false premise of disunity between the cognizing subject and the cognizable object", and "the whole content of knowledge consists of the world reality itself". In the organic and holistic world-view proclaimed by N. Lossky, the unified world integrity is not opposed, but is interfaced with a multitude of singularities. The article also raises topical issues of various interpretations of the socio-philosophical being of man. Conclusions of the article can serve as a fundamental basis for further research. Keywords: the principle of intuition, the substantial actor, consubstantiality, supra-spatial essence, value bases.

References

1. Losskij N.O. Izbrannoe. - M., 1991.

2. Losskij N.O. Istorija russkoj filosofii. -M. 1991

3. Losskij N.O. Vospominanija. Zhizn' i filosofskij put'. Minsk. 2012.

Author's information

Babosov E.M. - doctor of philosophical Sciences, Professor, academician of NAS of Belarus, chief researcher, Institute of sociology of NAS of Belarus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.