УДК 629.78
DOI: 10.30981/2587-7992-2020-107-2-54-64
Vladimir A. DIKAREV,
Doctor of Technical Sciences, Professor, Chief Researcher, Gagarin Research and Test Cosmonaut Training Center,
Star City, Russia, V.Dikarev@actc.ru
Владимир Анатольевич ДИКАРЕВ,
доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник, ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина», Звездный городок, Россия, V.Dikarev@actc.ru
Anna Yu. KIKINA,
Test-cosmonaut, Gagarin Research and Test Cosmonaut Training Center, Star City, Russia, A.Kikina@actc.ru
Boris I. KRYUCHKOV,
Doctor of Technical Sciences, Senior Researcher, Chief Researcher, Gagarin Research and Test Cosmonaut Training
Center, Star City, Russia, B.Kryuchkov@gctc.ru
Irina N. BELOZEROVA,
Candidate of Biological Sciences, . Docent, Moscow Aviation Institute, Moscow, Russia, > m beIozerovaiQs6@inbox.ru _
Анна Юрьевна КИКИНА,
космонавт-испытатель, ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина», Звездный городок, Россия,
A.Kikina@actc.ru
Борис Иванович КРЮЧКОВ,
доктор технических наук, старший научный сотрудник, главный научный сотрудник, ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина», Звездный городок, Россия,
B.Kryuchkov@actc.ru
Ирина Николаевна БЕЛОЗЕРОВА,
кандидат биологических наук, доцент кафедры 614 «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности», Московский авиационн институт, Москва, Россия, belozerovaiQ56@inbox.ru
ABSTRACT I The article reviews retrospectives and prospects of design and technological solutions for man-machine interfaces of manned spacecraft in order to determine possible trends in their development for information support of crews of lunar expeditions in manual modes of spacecraft operation in conditions of limited opportunities for operational interaction with a ground-based flight control center. Prospects and trends of this kind are especially important to be known and taken into account at the stage of the preliminary design of the considered human-machine interfaces.
Keywords: human-machine interface; lunar expedition; manned spacecraft; information support; manual mode of operation; design and technological solution
АННОТАЦИЯ I Рассматриваются ретроспективы и перспективы конструкторско-техно-логических решений человеко-машинных интерфейсов пилотируемых космических аппаратов. Анализ проводится с целью опре деления возможных тенденций их развития для информационной поддержки экипажей лунных экспедиций в ручных режимах эксплуатации и в условиях ограниченных возможностей взаимодействия с наземным , центром управления полетом. Перспективы и тенденции такого рода особенно важно -знать и учитывать на стадии предварительного проектирования человеко-машинных интерфейсов.
Ключевые слова: человеко-машинный интерфейс, лунная экспедиция, пилотируемый космический аппарат, информационная поддержка, ручной режим эксплуатации, конструкторско-технологическое решение
TTfilTi ¡1 ■] H111 IINARY DESIG
HUMAN-MACH INE INTERFA
w
Щ
ТИ ПЕРСПЕКТИВ
введение
Основами государственной политики в области космической деятельности начиная с 2030 года [1] предусмотрены регулярные пилотируемые полеты на Луну. Ключевые особенности деятельности экипажей пилотируемых лунных экспедиций [2] связаны с перелетами по трассе «Земля - Луна - Земля», взлетно-посадочными операциями, спецификой выполнения научных и прикладных задач на поверхности Луны, высокой автономностью деятельности космонавтов и соображениями безопасности. Безопасность пилотируемых лунных экспедиций [3], в том числе в случае отказа автоматических контуров их функционирования, в значительной степени определяется надежностью операторской деятельности экипажей [4].
В ходе длительных космических полетов под воздействием невесомости и других неблагоприятных факторов происходит изменение характеристик операторской деятельности космонавтов по выполнению различных работ, предусматриваемых программой полета.
С учетом этого актуальными являются исследования вопросов создания и совершенствования средств и человеко-машинных интерфейсов (ЧМИ) информационной поддержки экипажей лунных экспедиций в ручных режимах эксплуатации космических аппаратов (КА) и в условиях ограниченных возможностей оперативного взаимодействия с наземным центром управления полетом и длительного влияния невесомости и других неблагоприятных факторов на операторскую деятельность (ОД) космонавтов.
Человеко-машинные интерфейсы пилотируемых космических аппаратов, создаваемые на базе ЖК-экранов, возможно, позволят реализовать в ближайшем будущем Эй-технологии с элементами виртуальной и дополненной реальности.
Цель: рассмотреть опыт и перспективные подходы к созданию новых конструкторско-тех-нологических решений ЧМИ пилотируемых космических аппаратов (ПКА) в интересах эффективной работы экипажей лунных экспедиций в ручных режимах эксплуатации КА.
Материалы. Эволюция конструкторско-техно-логических решений ЧМИ определялась необходимостью расширения возможностей экипажей и усложнением ПКА, развитием вычислительной техники и ее интеграцией со средствами отображения информации (СОИ) и органами управления (ОУ).
Конструкторско-технологические решения ЧМИ первых ПКА были отчасти схожи с интерфейсами оборудования и систем авиационной техники (рис. 1). Состав СОИ и ОУ был минимально необходимым и определялся выполняемыми задачами. Ручные режимы эксплуатации КА применялись в основном при отказах автоматических контуров, которые имели несколько уровней функционального и приборного резервирования.
Ориентация конструкторов первых ПКА на ЧМИ авиационной техники имела место как в СССР (ПКА «Восток», «Союз»), так и в США (ПКА «Меркурий», «Джемини»). В проектах «Буран» и «Спейс шаттл» опыт авиационно-конструктор-ских решений при создании ЧМИ также имел место, что было естественным, поскольку оба комплекса относились к классу авиационно-космических систем.
В ЧМИ ПКА нового поколения в качестве СОИ и ОУ используются жидкокристаллические экраны (ЖК-экраны) и электронные мобильные планшеты [5], что позволяет:
— существенно снизить количество натурных (физических) СОИ и ОУ;
— оперативно производить гибкую конфигурацию и / или реконфигурацию отображаемой информации и сенсоров управления без конструктивных вмешательств.
Прототипом ЧМИ на базе ЖК-экранов являются пользовательские интерфейсы компьютерной техники. Они универсальны и могут масштабироваться применительно к пилотируемым транспортным кораблям (ПТК), пилотируемым орбитальным станциям, взлетно-посадочным комплексам, планетоходам и т. п.
Такого рода ЧМИ становятся основой для их более широкого внедрения и апробации в моделирующих комплексах, используемых в экс-
Рис. 1. Конструкторско-технологические решения ЧМИ ПКА
Рис. 2. Экспериментальные исследования с применением ЧМИ на новых технологиях
а) по управлению виртуальным ровером
б) на тренажере РУС на ЦФ-18
периментальных исследованиях операторских качеств космонавтов по управлению сложными человеко-машинными комплексами.
Потенциально ЧМИ ПКА, создаваемые на базе ЖК-экранов, позволяют реализовать в ближайшем будущем зD-технологии с элементами виртуальной и дополненной реальности [6]. Параллельная ветвь развития перспективных ЧМИ — это и технология аватара (телеприсутствие человека в космосе), позволяющая человеку-оператору работать дистанционно от условий враждебной для него среды [7]. Эти нюансы необходимо учитывать как на стадии предварительного проектирования состава средств и ЧМИ информационной поддержки экипажей лунных экспедиций в ручных режимах эксплуатации КА, так и в моделирующих комплексах, используемых для оценки операторской деятельности космонавтов длительных космических полетов.
Частными примерами учета тенденций эволюции ЧМИ ПКА в моделирующих и натурных комплексах, используемых для оценки операторской деятельности космонавтов, являются (рис. 2):
— экспериментальные исследования по управлению виртуальным транспортным средством (ровером) на базе 2D-технологии визуализации СОИ с использованием ЖК-экрана;
— экспериментальные исследования на тренажере РУС на центрифуге ЦФ-18 на базе зD-техно-логии визуализации информации виртуальных моделей с использованием зD-очков.
На стадии предварительного проектирования ЧМИ информационной поддержки экипажей лунных экспедиций в ручных режимах эксплуатации ПКА, в интересах реализации перспективных пилотируемых миссий в окололунном пространстве и на Луну, необходимо изучение тактико-технических, конструкторско-технологических заделов и прогнозирование возможности выполнения космонавтами различных видов операторской деятельности в условиях длительных полетов и специфических особенностей работы по новым программам. Результатами такого предварительного проектирования должны стать обоснованные требования (предварительный облик) к средствам и ЧМИ информационной поддержки экипажей лунных экспедиций (рис. 3).
Рис. 3. Метод предварительного проектирования средств и ЧМИ информационной поддержки экипажей
Предварительные конструкторско-технологи-ческие решения, условия, функции (операции) и ручные режимы эксплуатации ПКА и т.п.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Анализ операторской деятельности экипажей в ручных режимах эксплуатации ПКА
т
т
Определение состава операций, требующих информационной поддержки экипажей в ручных режимах эксплуатации ПКА
Обоснование состава и способов представления информации, используемой в средствах и интерфейсах информационной поддержки экипажей в ручных режимах эксплуатации ПКА
С
Определение перечня основных параметров средств и интерфейсов информационной поддержки экипажей в ручных режимах эксплуатации ПКА
С
Определение состава средств и интерфейсов информационной поддержки экипажей в ручных режимах эксплуатации ПКА
Определение основных требований к средствам и интерфейсам информационной поддержки экипажей в ручных режимах эксплуатации ПКА
I
Предварительный проект (облик) средств и интерфейсов информационной поддержки экипажей в ручных режимах эксплуатации ПКА
>
>
>
Состав операций ручных режимов эксплуатации ПКА, особенности, условия и характеристики их выполнения
Состав операций, требующих информационной поддержки, выявленный на основе анализа операторской деятельности экипажей в ручных режимах эксплуатации ПКА, с учетом задач и целей пилотируемых космических полетов
Перечень основных параметров, содержащий показатели оперативности использования (доступность, быстродействие и т.п.); показатели полноты обеспечиваемой поддержки (охватываемый объем ' поддерживаемых операций, объем информации по выполнению операций и т.п.); показатели эргоно-мичности (удобство, рациональность конструктивно-технологических характеристик и т.п.)
Состав и способы представления информации для информационной поддержки экипажей, обоснованный с точки зрения достаточности информации, обеспечивающей полноту выполнения операций; удобства доступа к информации и ее восприятия космонавтом; минимизации количества, массово-габаритных характеристик носителей и средств отображения информации и т.п.
>
Состав средств и интерфейсов информационной поддержки экипажей, включающий средства отображения информации персонального и общего пользования; бортовую документацию и другие вспомогательные средства информационного обеспечения космонавтов и т.п.
Требования к средствам и интерфейсам информационной поддержки экипажей, включающие требования назначения; конструктивные требования; требования стойкости к внешним воздействиям; требования эргономики и технической эстетики; требования к эксплуатации, хранению, удобству технического обслуживания и ремонта и т.п.
Рис. 4. Модель специальных экспериментальных исследований
ПРЕДПОЛЕТНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
СОСТАВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ С КЛЮЧЕВЫМИ ЗАДАЧАМИ ПОЛЕТА
Тестирование моделирующих комплексов перед экспериментами J -► -► V k Ручной управляемый спуск с орбиты
Снятие фоновых данных медицинского контроля для допуска испытателей к эксперименту Типовые операции ВКД
Формирование исходных данных для каждого из моделирующих комплексов -► Управление сближением и причаливанием ПКК
Планирование экспериментов за 10-20 суток до старта экипажа перед экспериментами -► Ручное управление лунным ровером
ПОСЛЕПОЛЕТНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПЕРЕД ЭКСПЕРИМЕНТОМ
Допуск членов экипажа к эксперименту в качестве испытателей
Наладка и настройка аппаратуры моделирую щего комплекса
УЧЕТ ВЛИЯНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ФАКТОРА в стадии острой реадаптации космонавтов после полета на МКС
Общее физическое состояние и функциональный статус
Физическая работоспособность и двигательная активность
Сохранность функций ведения пространственной ориентировки
Психический статус и мотивационный настрой
Длительность миссии на МКС и сутки после полета
(Сутки эксперимента)
2
3
4
5
Данные по изменению характеристик операторской деятельности космонавтов под воздействием невесомости и других неблагоприятных факторов длительных космических полетов могут быть получены путем организации и проведения специальных экспериментальных исследований. Это исследования по оценке возможности выполнения сложной операторской деятельности с участием российских экипажей Международной космической стации (МКС) до и после завершения длительных полетов на моделирующих комплексах научно-исследовательского испытательного Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина [8, 9] (рис. 4).
Обобщенно метод специальных экспериментальных исследований представлен на рис. 5.
На стадии предварительного проектирования человеко-машинных интерфейсов для экипажей лунных экспедиций необходимо изучить тактико-технические, конструкторско-технологические заделы и прогнозировать возможности выполнения космонавтами различных видов операторской деятельности в условиях длительных полетов и специфических особенностей работы по новым программам.
Рис. 5. Метод специальных экспериментальных исследований по оценке операторской деятельности космонавтов
Предварительные условия, функции (операции), облик средств и интерфейсов ручных режимов эксплуатации ПКА и т.п.
Рис. 6. Итерационный метод предварительного проектирования ЧМИ информационной поддержки экипажей лунных экспедиций в ручных режимах эксплуатации КА
Предварительные конструкторско-технологи-ческие решения, условия, функции (операции) и ручные режимы эксплуатации ПКА и т.п.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Анализ априорной операторской деятельности экипажей в ручных режимах эксплуатации ПКА
Определение состава опреаций, требующих информационной поддержки экипажей в ручных режимах эксплуатации ПКА
Обоснование состава и способов представления информации, используемой в средствах и интерфейсах информационной поддержки экипажей в ручных режимах эксплуатации ПКА
Определение перечня основных параметров средств и интерфейсов информационной поддержки экипажей в ручных режимах эксплуатации ПКА
i
И
Определение состава средств и интерфейсов информационной поддержки экипажей в ручных режимах эксплуатации ПКА
Определение основных требований к средствам и интерфейсам информационной поддержки экипажей в ручных режимах эксплуатации ПКА
Предварительный проект (облик) средств и интерфейсов информационной поддержки экипажей в ручных режимах эксплуатации ПКА
обсуждение результатов
Облик ЧМИ в моделирующих комплексах этих экспериментальных исследований определяется с учетом тенденций развития ПКА и новых конструкторско-технологических решений в области развития информационных технологий.
В обеспечении операторской деятельности космонавтов прослеживаются перекрестные взаимосвязи:
— между операторской деятельностью космонавтов и обликом средств и ЧМИ информационной поддержки экипажей лунных экспедиций в ручных режимах эксплуатации КА с учетом тенденций развития конструкторско-технологи-ческих решений;
— между обликом средств и ЧМИ информационной поддержки экипажей лунных экспедиций в ручных режимах эксплуатации КА и конфигурацией моделирующих и натурных комплексов, используемых для оценки операторской деятельности космонавтов длительных космических полетов.
Для разрешения проблемы перекрестных взаимосвязей предлагается итерационный метод на основе вышерассмотренных методов предварительного проектирования и специальных экспериментальных исследований (рис. 6).
Необходимо достичь допустимого рассогласования между априорной (определенной до экспериментальных исследований) и апостериорной (апробированной в ходе исследований) операторской деятельностью космонавтов с точки зрения ее результативности, безопасности, надежности и экономичности.
Рассогласования между априорной и апостериорной операторской деятельностью космонавтов могут быть уменьшены за счет:
— коррекции операций ручных режимов эксплуатации КА без конструкторско-технологиче-ских изменений в них;
— внесения конструкторско-технологических изменений в КА и, следовательно, в ручные режимы эксплуатации КА, включая средства и ЧМИ информационной поддержки экипажей лунных экспедиций.
заключение
Понимание опыта и перспектив конструктор-ско-технологических решений ЧМИ ПКА способствует выявлению и уточнению тенденций их развития, в том числе и для информационной поддержки экипажей лунных экспедиций в ручных режимах эксплуатации КА, которые, безусловно, важно знать и учитывать на стадии предварительного проектирования рассматриваемых ЧМИ.
Проблема перекрестных взаимосвязей относительно операторской деятельности космонавтов является составной частью исходных данных, необходимых для формирования требований к средствам и ЧМИ с их предпроектной апробацией в рамках проводимых специальных экспериментальных исследований. Предлагаемый итерационный метод предварительного проектирования средств и ЧМИ информационной поддержки экипажей лунных экспедиций в ручных режимах эксплуатации ПКА в условиях ограниченных возможностей оперативного взаимодействия с наземным центром управления полетом позволяет разрешить эту проблему.
Для разрешения проблемы перекрестных взаимосвязей в обеспечении операторской деятельности космонавтов предлагается итерационный метод на основе метода предварительного проектирования и метода специальных экспериментальных исследований.
Литература
1. Основные положения Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ от 19.04.2013
N Пр-906) [Электронный ресурс] // legalacts.ru «Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации». URL: https://legalacts. ru/doc/osnovnye-polozhenija-osnov-gosudarstvennoi-politiki-rossiiskoi-federatsii/ (Дата обращения: 11.05.2021).
2. Крючков Б.И., Усов В.М., Ярополов В.И., Сосюрка Ю.Б., Троицкий С.С., Долгов П.П. Об особенностях профессиональной деятельности космонавтов при осуществлении лунных миссий // Пилотируемые полеты в космос. 2016. № 2(19). С. 35 - 57.
3. Ярополов В.И. Анализ особенностей лунной экспедиции и разработка предложений по обеспечению безопасности экипажа при выполнении миссий к Луне // Пилотируемые полеты в космос. 2013.
№ 1(6). С. 44 - 65.
4. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: Институт психологии РАН, 1998. 288 с.
5. Галкин Д.В., Сербин В.А. Эволюция пользовательских интерфейсов: от терминала к дополненной реальности // Гуманитарная информатика. 2013. Вып. 7. С. 35 - 49.
6. Сергеев С.Ф. Проектирование интерфейсов. СПб.: ВВМ, 2020. 132 с.
7. Клюшников В.Ю., Родькина С.А.
Робот-аватар - средство телеприсутствия человека в космосе // Воздушно-космическая сфера. 2020. № 1(102). С. 60 - 69.
8. Крикалёв С.К., Крючков Б.И., Харламов М.М., Новицкий О.В., Тарелкин Е.И., Курицын А.А. Экспериментальные исследования
по оценке выполнения космонавтами сложной операторской деятельности после длительного космического полета на МКС в интересах осуществления полетов в дальний космос // Пилотируемые полеты в космос. 2013. № 4(9). С. 24 - 35.
9. Долгов П.П., Иродов Е.Ю., Кирша-нов В.Н., Коренной В.С., Крючков Б.И., Онуфриенко Ю.И. Подход к проведению послеполетного эксперимента по управлению планетоходом // Пилотируемые полеты в космос. 2020. № 2(35). С. 47 - 60.
References
1. Osnovnye polozheniya Osnov gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v oblasti kosmicheskoy deyatel'nosti na period do 2030 goda i dal'neyshuyu perspektivu (utv. Prezidentom RF ot 19.04.2013 N Pr-906). Available
at: https://legalacts.ru/doc/osnovnye-polozhenija-osnov-gosudarstvennoi-politiki-rossiiskoi-federatsii/ (Retrieval date: 11.05.2021).
2. Kryuchkov B.I., Usov V.M., Yaropolov V.I., Sosyurka Yu.B., Troitskiy S.S., Dolgov P.P. Ob osobennostyakh professional'noy deyatel'nosti kosmonavtov pri osushchestvlenii lunnykh missiy. Pilotiruemye polety v kosmos, 2016,
no. 2(19), pp. 35 - 57.
3. Yaropolov V.I. Analiz osobennostey lunnoy ekspeditsii i razrabotka predlozheniy po obespecheniyu bezopasnosti ekipazha pri vypolnenii missiy k Lune. Pilotiruemye polety v kosmos, 2013, no.1(6), pp. 44 - 65.
4. Bodrov V.A., Orlov V.Ya. Psikhologiya i nadezhnost': chelovek v sistemakh upravleniya tekhnikoy. Moscow, Institut psikhologii RAN, 1998. 288 p.
5. Galkin D.V., Serbin V.A. Evolyutsiya pol'zovatel'skikh interfeysov: ot terminala k dopolnennoy real'nosti. Gumanitarnaya informatika, 2013, iss. 7, pp. 35 - 49.
6. Sergeev S.F. Proektirovanie interfeysov. Saint Petersburg, VVM, 2020. 132 p.
7. Klyushnikov V.Yu., Rod'kina S.A. Robot-avatar - sredstvo teleprisutstviya cheloveka v kosmose. Vozdushno-kosmicheskaya sfera, 2020, no. 1(102), pp. 60 - 69.
8. Krikalev S.K., Kryuchkov B.I., Kharlamov M.M., Novitskiy O.V., Tarelkin E.I., Kuritsyn A.A. Eksperimental'nye issledovaniya po otsenke vypolneniya kosmonavtami slozhnoy operatorskoy deyatel'nosti posle dlitel'nogo kosmicheskogo poleta na MKS v interesakh osushchestvleniya poletov v dal'niy kosmos. Pilotiruemye polety v kosmos, 2013, no. 4(9), pp. 24 - 35.
9. Dolgov P.P., Irodov E.Yu., Kirshanov V.N., Korennoy V.S., Kryuchkov B.I., Onufrienko Yu.I. Podkhod k provedeniyu poslepoletnogo eksperimenta po upravleniyu planetokhodom. Pilotiruemye polety v kosmos, 2020, no. 2(35), pp. 47 - 60.
© Дикарев В.А, Кикина А.Ю., Крючков Б.И., Белозерова И.Н., 2021
История статьи:
Поступила в редакцию: 24.04.2021 Принята к публикации: 17.05.2021
Модератор: Гесс Л.А. Конфликт интересов: отсутствует
Для цитирования:
Дикарев В.А, Кикина А.Ю., Крючков Б.И., Белозерова И.Н. Человеко-машинные интерфейсы пилотируемых космических аппаратов: опыт и перспективы // Воздушно-космическая сфера. 2021. № 2. С. 54 - 64.
ASCARDtA
1СОЛАР
^^^ЯЯРТМВПОВВ
м&вьХ£ ВЛИЯНИЕ НА
это открытая площадка для научных дискуссий. В издании представленье ноёейшие разработ^ авиационной
и ракетно-космиче^^й
'техники.. ' ШН
/' /ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКАЯ СФЕРА/
— от ФОРМУЛЫ
К МЕЖПЛАНЕТНЫМ МИРАМ • V. ' V
/ V
, ^Журнал «ВКС^
^ это прямая^ечь ✓ • ^ космонавтов, первых^лиц аэроко^мических аг^Тст8, ученых С2&ровым игренем ^жпй^очевым аспекта^ ЙГ безопасности /
I и ЯШВтккосмического прф^транфва
чИИВгя/
Статьи журнала доступны , в фазах данных: httpi$://elibrary.ru https://cyberleninka.ru http://www.ivis.ru
' V-
РАСПОРЯЖЕНИЕМ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 12 ФЕВРАЛЯ 2019 Г. № 21 -Р ЖУРНАЯ ВКДОЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ РЕЦЕНЗИРУЕМЫХ НАУЧНЫХ ИЗДАНИЙ ВАК. В КОТОРЫХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОПУБЛИКОВАНЫ ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТ^ НАУК. НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА НАУК
Адрес: 125190. Россия, Москва, Ленинградский проспект, дом 80, корпус 16 E-mail: /nfo@oaokb1.ru; vko@vko.ru Тел.: +7 (499) 654 07 51 + 7 (499) 654 00 40
www.vesvks.ru
Подписной индекс:
Каталог «Урал-пресс» - 82530
Журнал «ВКС» можно купить в Мемориальном музее космонавтики по адресу: Москва. Проспект Мира. 111