Научная статья на тему 'Человеко-аппаратурная интеллектуальная единица» как элемент информационного общества: кибернетический взгляд'

Человеко-аппаратурная интеллектуальная единица» как элемент информационного общества: кибернетический взгляд Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
особь / индивид / «человеко-аппаратурная интеллектуальная единица» / информационное общество / самоуправляющаяся иерархическая система Человечества / person / individual / «human-apparatus intellectual unit» / information society / modeling / Humankind‘s selfcontrolling hierarchical system
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеко-аппаратурная интеллектуальная единица» как элемент информационного общества: кибернетический взгляд»

Гринченко С.Н.

д.т.н., профессор, гл.н.с. Института проблем информатики Федерального исследовательского центра

«Информатика и управление» РАН

Sgrinchenko@ipiran.ru

«ЧЕЛОВЕКО-АППАРАТУРНАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА» КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

Ключевые слова: особь, индивид, «человеко-аппаратурная интеллектуальная единица», информационное общество, самоуправляющаяся иерархическая система Человечества.

Keywords: person, individual, «human-apparatus intellectual unit», information society, modeling, Humankind's self-controlling hierarchical system.

Постановка задачи

Исторически сложилось так, что термин «человек» интерпретируют в двух основных смыслах: человек как особь (объект биологии и психологии, многоклеточный организм), и человек как производственно-социальная личность - элементарная единица сообществ подобных себе и взаимодействующих между собой личностей, активно формирующая вокруг себя «вторую» природу. Важно указать, что человек как личность не существует вне общества1 и вне результатов (антропогенных) своего труда2.'

В ходе исторического развития информационного общества3 человек существенно усложнялся, расширяя возможности психики/памяти4, интеллекта5, коммуникации6, манипуляции7, образовательного потенциала8 и т.п. Сегодня мы уже не мыслим своей деятельности - не только профессиональной, но и в быту - без окружающих нас компьютеров, смартфонов и т.п., обладающих различной степенью «интеллекта».

Возникает вопрос: насколько человек становится зависим от своего «интеллектуального» окружения, и как появление такого «партнёра» влияет на физиологию, психику и безопасность существования человека как такового в окружающем его Мире? Попробуем ответить на него, взглянув на человека и включающую его систему Человечества с кибернетической позиции.

Используемый инструментарий

Ранее, в рамках развития «поисково-оптимизационного» системного подхода к моделированию Человечества9 в

1 «Человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные» [Аристотель. Политика // Сочинения в 4-х томах. - М.: Мысль, 1983. - Т. 4. - С. 378].

2 «Труд создал самого человека» [Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. 1876. - https:// www.politpros.com/library/28/259/].

3 Под информационным обществом принято понимать общественную систему «современного типа», базирующуюся на лавинообразном распространении «информационных технологий (прежде всего компьютерных и телекоммуникационных)» [Мелик-Гайгазян И.В. Информационное общество // Большая российская энциклопедия. - М., 2008. - Т. 11. - С. 490].

4 «Память, способность живых организмов и технических устройств к сохранению и многократному воспроизведению информации» [Величковский Б.М. Память // Большая российская энциклопедия. - М., 2014. - Т. 25. - С. 185-187].

5 «Интеллект (от intellectus - лат. перевод др.-греч. понятия voùç - ум, понимание), общая познавательная способность, которая проявляется в том, как человек воспринимает, понимает, объясняет и прогнозирует происходящее, какие решения он принимает и насколько эффективно он действует (прежде всего в новых, сложных или необычных ситуациях)» [Холодная М.А. Интеллект // Большая российская энциклопедия. - М., 2008. - Т. 11. - С. 429].

6 «Коммуникация (лат. communicatio, от communico - делать общим, делать сообща, связывать, общаться), взаимодействие людей и животных, предполагающее обмен информацией с помощью специализированных сигналов-посредников. В человеческом обществе К. - общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, поступками» [Кашкин В.Б. Коммуникация // Большая российская энциклопедия. - М., 2009. - Т. 14. - С. 658].

7 Манипуляция - «сложное действие или приём, которые вы совершаете руками над чем-либо с какой-либо целью» [Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка Дмитриева. - М., 2003].

8 Образовательный потенциал личности - это «совокупность возможностей, предоставляемых образованием для оптимального развития жизненных и творческих сил, способностей индивида, его самореализации в общественной системе в соответствии с его личностными ориентациями» [Шитов С.Б. Инновационное образование в формирующемся обществе знаний // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. - № 4. - С. 35-41].

9 Гринченко С.Н. Системная память живого (как основа его метаэволюции и периодической структуры). - М.: ИПИРАН; Мир, 2004. - 512 с.; Grinchenko S.N. Meta-evolution of Nature System - The Framework of History // Social Evolution & History. 2006. -Vol. 5, N 1. - P. 42-88; Гринченко С.Н. Метаэволюция (систем неживой, живой и социально-технологической природы). - М.: ИПИРАН, 2007. - 456 с.; Гринченко С.Н. Homo eruditus (человек образованный) как элемент системы Человечества // Открытое образование. 2009. - № 2. - С. 48-55; Гринченко С.Н. Об эволюции психики как иерархической системы (кибернетическое пред-

ходе его метаэволюции1, было введено следующее понятие: «Информатико-управленческая технология развития Человечества как системы - приёмы, способы, методы, режимы, порядок, средства и т.п. реализации формирования/встраивания базисных элементов, или "человеко-аппаратурных интеллектуальных единиц", и их совокупностей, в систему Человечества, а также функционирования/усложнения их в ходе социально-технологической метаэволюции Человечества», которое представляет собой триаду:

1) «Технология интеллектуализации базисных элементов (интеллектуальных единиц) Человечества - приёмы, способы, методы, режимы, порядок, средства и т.п. формирования базисных элементов, или "человеко-аппаратурных интеллектуальных единиц" (в пространстве протяжённости ~ 4,2 м - радиуса круга вокруг него), системы Человечества в ходе социально-технологической метаэволюции»;

2) «Инфраструктурно-коммуникационная технология Yn -протяжённости - приёмы, способы, методы, режимы, порядок, средства и т.п. социального взаимодействия "человеко-аппаратурных интеллектуальных единиц" в пространстве протяжённости Yn (километров, мегаметров и др.), увеличивающейся в ходе социально-технологической метаэволюции Человечества» (под коммуникацией здесь понимается передача информации не только между людьми, осуществляемая при помощи различных средств (речь, символьные системы, системы связи), но и внутри «человеко-аппаратурных интеллектуальных единиц»);

3) «Рабочая технология Xn -точности - приёмы, способы, методы, режимы, порядок, средства и т.п., которые используют "человеко-аппаратурные интеллектуальные единицы" для формирования и преобразования различных материальных объектов, а также манипулирования ими, с точностью до Xn (миллиметров, микрометров, нанометров и др.)»; точность рабочей технологии увеличивается в ходе социально-технологической метаэволюции Человечества.

Центральное место в этих дефинициях занимает «человеко-аппаратурная интеллектуальная единица» (ЧАИЕ), которую и следует рассматривать как неделимый элемент «человеко-аппаратурной системы Человечества».

Аппаратурная составляющая ЧАИЕ в общем случае содержит комбинацию «хардвера» (hardware), «софтвера» (software) и «брэйнвера» (brainware), иначе говоря: аппаратной основы + памяти (баз данных) + алгоритмов преобразования информации; аналогичным образом для её «человеческой» составляющей (по крайней мере, для человека, находящегося в сознании) целесообразно выделить подобную же комбинацию, а именно: работоспособный мозг + продуктивную личностную память + приемлемый уровень логико-мыслительной деятельности.

Имея в виду, что информационные технологии (ИТ) - это «способ рациональной организации повторяющихся информационных процессов (в частности, связанных с преобразованием, хранением и передачей определённых видов информации)»2, обрисуем кратко ход усложнения всех вышеуказанных технологий в доцивилизационном и цивилиза-ционном развитии Человечества.

Основные этапы развития информационного общества (метаэволюции системы Человечества) (см. рис. 1-2):

0) пред-люди Hominoidea, начиная с ~28,23 млн лет назад, формируют ИТ сигнальных поз/звуков/движений (начальную форму общения, используемую ещё стадными животными), с кульминацией скорости этого процесса ~9,26 млн лет назад (возникновение Hominidae);

1) древние люди Homo erectus и Homo neanderthalensis, начиная с ~1,86 млн лет назад, формируют, в рамках родовых сообществ в ареалах с характерным (ориентировочным, реперным, etc.) размером (радиусом круга той же площади) ~1 км, ИТ мимики/жестов (дополнительно к ИТ сигнальных поз/звуков/движений), с кульминацией скорости этого процесса ~612 тыс. лет назад (возникновение Homo heidelbergensis);

2) Homo sapiens', начиная с ~123 тыс. лет назад, формируют, в рамках племенных сообществ в ареалах с характерным размером ~15 км, ИТ речи/языка (дополнительно к ИТ сигнальных поз/звуков/движений и ИТ мимики/жестов), с кульминацией скорости этого процесса ~40 тыс. лет назад (верхнепалеолитическая революция);

3) Homo sapiens'', начиная с ~8,1 тыс. лет назад, формируют, в рамках союзов племён в ареалах с характерным размером ~222 км, ИТ письменности (дополнительно к ИТ сигнальных поз/звуков/движений, ИТ мимики/жестов и ИТ речи/языка), с кульминацией скорости этого процесса около 670 года до н.э. (городская революция «осевого» времени); на этом этапе впервые появляется возможность фиксации информации на носителе, внешнем по отношению к индивиду;

4) Homo sapiens''', начиная с ~1446 г., формируют, в рамках сообществ в ареалах с характерным размером ~3370 км, ИТ тиражирования текстов (дополнительно к ИТ сигнальных поз/звуков/движений, ИТ мимики/жестов, ИТ речи/языка и ИТ письменности), с кульминацией скорости этого процесса около 1806 года н.э. (промышленная революция);

5) Homo sapiens'''', начиная с ~1946 г., формируют, в рамках Планетарного сообщества в ареале с характерным размером ~51 тыс. км, ИТ компьютеров (локальных, дополнительно к ИТ сигнальных поз/звуков/движений, ИТ мимики/жестов, ИТ речи/языка, ИТ письменности и ИТ тиражирования текстов), с кульминацией скорости этого процесса около 1970 года (микропроцессорная революция); на этом этапе впервые появляется возможность обработки информации независимо от индивида - возникает «человеко-аппаратурная интеллектуальная единица» (простейшая);

ставление) // Историческая психология и социология истории. 2012. - Т. 6, № 2. - С. 60-77; Гринченко С.Н. Моделирование: индуктивное и дедуктивное // Проблемы исторического познания. 2015. - № 1. - С. 95-101.

1 Метаэволюция - процесс последовательного наращивания числа уровней/ярусов иерархической системы в ходе её формирования как таковой.

2 Колин К.К. Теоретические проблемы информатики. - М.: КОС-ИНФ, 2009. - 222 с.

6) Homo sapiens''''', в составе соответствующих ЧАИЕ, начиная с ~1979 г., формируют, в рамках сообщества Околоземного Космоса в ареале с характерным размером ~773 тыс. км, ИТ телекоммуникаций/сетей (дополнительно к ИТ сигнальных поз/звуков/движений, ИТ мимики/жестов, ИТ речи/языка, ИТ письменности, ИТ тиражирования текстов и ИТ локальных компьютеров), с кульминацией скорости этого процесса около 2003 года (сетевая революция распространения мобильной телефонии, Интернета, социальных сетей и т.п.); на этом этапе ЧАИЕ, очевидно, усложняется за счёт обеих своих составляющих;

7) Homo sapiens'''''', в составе соответствующих ЧАИЕ, начиная с ~1981 г., формируют, в рамках сообщества Промежуточного Космоса в ареале с характерным размером —11,7 млн км, перспективную нано-ИТ (возможно, нано-аппаратно поддерживаемую селективную телепатию1 - дополнительно к ИТ сигнальных поз/звуков/движений, ИТ мимики/жестов, ИТ речи/языка, ИТ письменности, ИТ тиражирования текстов, ИТ локальных компьютеров и ИТ телекоммуникаций/сетей), с кульминацией скорости этого процесса около 2341 года (расчётная дата); и т.д.2.

Вышеуказанные временные и пространственные оценки отражают тот факт, что критические моменты в мета-эволюции Человечества подчиняются простейшей математической закономерности: каждый из них в ee =15,15426... короче предыдущего3. То есть все они расчётные и носят ориентировочный, реперный и т. д. характер.

Ведущая роль информационных технологий в функционировании системы Человечества на всём протяжении ей истории позволяет утверждать, что общество индивидов/личностей стало информационным не только в наши дни, с появлением компьютеров, а было информационным всегда, с момента зарождения человека как такового. Расширение же его до общества «человеко-аппаратурных интеллектуальных единиц» началось около 1946 года.

ИТ сигнальных поз/звуков/ движений: старт -29080-2739П

—ИТ-

мимики/ жестов: старт -19201810

ИТ речи/ языка:

ИТ письменности: старт -6,3-5,9

ИТ телекомм уникаций: старт

нано-ИТ: старт -1981 г. (кульминация -2341 г.)

ИТ телекоммуникаций: кульминация -2003-2004 гг.

ИТ книгопеч атания: старт -14311461

ИТ компьюте ров: старт -1946 г

ИТ компьютеров: кульминация -1970 г.

ИТ книгопечатания: кульминация -1796-1816 гг. н.э.

ИТ письменности: кульминация -0,82-0,52 тыс. лет до н.э.

ИТ речи/языка: кульминация -41-36 тыс. лет до н.э.

ИТ мимики/жестов: кульминация -645-575 тыс. лет до н.э.

ИТ сигнальных поз/звуков/движений: кульминация -9790-8740 тыс. лет до н.э.

4*

28,23 млн.л. назад

1,86 млн.л. назад

123 тыс.л. назад

8,1 тыс. л. назад

1446 г.

1946 г.

1979 г.

1981 г.

1981 г.

1981 г.

Рисунок 1.

Этапы развития ИТ в ходе метаэволюции Человечества

старт 125-117

1 Гринченко С.Н. Послесловие // Материалы доклада на Совместном научном семинаре Института проблем информатики РАН и Института научной информации по общественным наукам РАН «Методологические проблемы наук об информации», Москва, 13 декабря 2012 г. - С. 5-8. - http://legacy.inion.ru/files/File/MPNI_9_13_12_12_posl.pdf

2

Гринченко С.Н. Метаэволюция (систем неживой, живой и социально-технологической природы). - М.: ИПИРАН, 2007. -456 с.; Гринченко С.Н., Щапова Ю.Л. Модели периодизации истории Человечества // Вестник Российской академии наук. - М., 2010. - Т. 80, № 12. - С. 1076-1084; Grinchenko S.N., Shchapova Yu.L. Human History Periodization Models // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2010. - Т. 80, № 6. - С. 498-506; Гринченко С.Н., Щапова Ю.Л. Информационные технологии в истории Человечества. - М.: Новые технологии, 2013. - 32 с. (Приложение к журналу «Информационные технологии». 2013. - № 8; Гринченко С.Н. Эволюция темпов жизни людей и развитие человечества // Человек. 2014. - № 5. - С. 28-36; Щапова Ю.Л., Гринченко С.Н. Введение в теорию археологической эпохи: числовое моделирование и логарифмические шкалы пространственно-временных координат. - М.: Исторический факультет Моск. Ун-та, Федеральный исслед. центр «Информатика и управление» РАН, 2017. - 236 с.; Гринченко С.Н., Щапова Ю.Л. Информационное общество и информационная сложность человека от древности до цивилизации: модельное представление // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 1. Ч. 2. - М.: ИНИОН,

2018. - С. 603-608; Щапова Ю.Л., Гринченко С.Н., Кокорина Ю.Г. Информатико-кибернетическое и математическое моделирование археологической эпохи: логико-понятийный аппарат. - М.: Федеральный исслед. центр «Информатика и управление» РАН,

2019. - 136 с.

Подобная природная закономерность была ранее выявлена А.В. Жирмунским и В.И. Кузьминым при изучении критических уровней в развитии биологических систем [Жирмунский А.В., Кузьмин В.И. Критические уровни в процессах развития биологических систем. - М.: Наука, 1982. - 179 с.].

Тем самым информационное общество de facto приобретает новый статус, выделяя в своей антропогенной интеллектуальной - аппаратурно-программно-алгоритмической - глобальной составляющей относительно автономные локальные образования, включающие человека, т.е. формируя свою новую внутреннюю структуру. Это, в частности, инициирует множество проблем, связанных с необходимостью обеспечения информационной безопасности таких «человеко-аппаратурных интеллектуальных единиц», что крайне актуально в современных условиях беспрепятственного обмена информацией посредством ИТ телекоммуникаций.

Выводы

1. Переломным моментом в развитии человека и информационного общества стало начало создания, около 1946 года, аппаратно-программного интеллектуального локального окружения индивида. С этого момента элементарной единицей усложняющегося информационного общества является уже не собственно индивид как таковой, а «че-ловеко-аппаратурная интеллектуальная единица», т.е. индивид во взаимосвязи с его компьютерно-сетевым интеллектуальным локальным окружением.

2. Осознание этой, исторически абсолютно новой, реальности инициирует пересмотр многих существующих представлений о перспективах развития Человечества, делая акцент на его трактовке как самоуправляющейся кибернетической системы.

Рисунок 2.

Условная схема усложнения человека в ходе метаэволюции системы Человечества (затушёваны этапы формирования «человеко-аппаратурных интеллектуальных единиц» - на базе новых ИТ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.