Научная статья на тему 'Человека театра не хочется сузить'

Человека театра не хочется сузить Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы театра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
«Человек театра» / Челябинск / НХТ / Евгений Гельфонд / Островский / Яков Рубин / Евгений Думнов / Вячеслав Шишков / «Сердце не камень» / «В селе Огрызове» / Theatre Person / Chelyabinsk / New Art Theatre / Evgeny Gelfond / Ostrovsky / Yakov Rubin / Evgeny Dumnov / Vyacheslav Shishkov / The Heart Is Not a Stone / In Ogryzovo Village

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михаил Асеев

«Человек театра» – название фестиваля-лаборатории, который в 2024 г. прошел в Челябинске в одиннадцатый раз. География фестиваля: Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Вологда, Саранск, Омск, Донецк, Пермь, Новосибирск, Самара и Костанай (Казахстан). Два спектакля фестиваля, представленных в рецензии, максимально воплощают его идею – важно не то, чем мы различаемся, а то, что нас объединяет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

You Do Not Want to Constrict a Theatre Person

Chelovek Teatra (A Theatre Person) is the name of the workshop festival that took place in Chelyabinsk in 2024 for the 11th time, with participants from Moscow, Saint Petersburg, Chelyabinsk, Vologda, Saransk, Omsk, Donetsk, Perm, Novosibirsk, Samara and Qostanai (Kazakhstan). Two theatrical productions staged at the festival and featured in the review convey the essence of the festival: the thing that really matters is what unites us rather than makes us different from one another.

Текст научной работы на тему «Человека театра не хочется сузить»

Михаил Асеев

Человека театра не хочется сузить

Название фестиваля-лаборатории «Человек театра» само по себе закладывает соединение человеческого и театрального начал. Челябинск уже в одиннадцатый раз становится для многих местом встреч с коллегами, знакомств с новыми театральными формами и разными национальными культурами, ведь в этом году география фестиваля представлена с большой широтой: Санкт-Петербург, Москва, Челябинск, Вологда, Саранск, Омск, Донецк, Пермь, Новосибирск, Самара и Костанай (Казахстан).

Справедливый вопрос - какой отечественный фестиваль не стремится показать панораму жизни театральной России во всем ее многообразии? «Человек театра» преследует ту же цель, но закладывает в свою основу редкие на сегодняшний день качества: отказываясь от соревнования по театральным спецэффектам и нездоровой атмосферы конкуренции, он языком искусства ведет речь о человеке и для человека. О нем же разговаривали и спектакли в программе фестиваля.

Спектакль «Сердце не камень», представленный хозяином фестиваля - Новым Художественным театром, поднимает разговор о человеке на большую высоту. Пьеса А.Н. Островского, при всей ее комедийно-сти, прочитана режиссером Евгением Гельфондом, в первую очередь, как драма о живой любви и ее спасительной силе. Вера Филипповна -образец чистоты и смирения - вот уже пятнадцать лет наблюдает за проходящей мимо жизнью, но вроде и не тоскует от затворничества, а принимает такую судьбу, не гонится за модными нарядами, вместо балов и приемов ходит по монастырям, помогает нуждающимся, всецело привязана к мужу-старику. Но как легко оказывается вскрыть, взломать броню из примерной праведности, которую Вера Филипповна, по большому счету, надела напоказ, любовью и искренним чувством. Ксения Бойко в этой роли следует по пути достоверности воплощения на сцене человеческой души во всех ее несостыковках и нравственных метаниях.

К. Бойко - Вера Филипповна. «Сердце не камень». НХТ. Фото В. Звонарева

Бойко создает образ девушки не от мира сего - она чужая даже в женском кругу. Две приятельницы, Аполлинария Панфиловна и Ольга Дмитриевна в исполнении Натальи Шолоховой и Татьяны Кельман, воплощают собой житейскую трезвость и прагматичность, человеческое здравомыслие. Им-то как раз и нужны платья и шляпки по последней моде, материальный достаток. Приходя в очередной раз в гости к Вере Филипповне, они с искренней и плохо скрываемой (а от того уморительно смешной) завистью слушают рассказы хозяйки о приходящих к ней на дом модистках и дорогих украшениях, которые ей будто бы и не важны вовсе. Словом, легко здесь найти повод для поучения зрителя -как бела душой одна и как черны другие. Но Островский тем хорош, что не возносит одних и не наставляет других.

Драматург и режиссер, несмотря на дистанцию в 150 лет, смотрят на жизнь под одним углом. Евгений Гельфонд мыслит говорящими мизансценами: Вера Филипповна часто спускается по лестнице, будто снисходит до других людей, стоит в отдалении от приятельниц, дистанцируясь от них и всей этой мирской, суетной жизни. Однако внутренний подтекст роли режиссер выстраивает в обратную сторону, и Ксения Бойко играет объемно: «Портниха и башмачник на дом приходят. Мех понадобится, так на другое утро я еще не проснулась, а уж в зале по всему полу меха разостланы, выбирай любой», - как же не уловить хва-

А. Майер - Потап Потапович Каркунов, К. Талан - Константин Лукич. «Сердце не камень». НХТ. Фото В. Звонарева

стовства в этих словах Веры Филипповны и иронического отношения актрисы к своей героине.

От того в финале еще приятнее осознавать - ничто человеческое Вере Филипповне не чуждо. Впервые в своей жизни она выбирает не разумом, а сердцем, опирается не на долг, а на чувство - любовь к Эрасту. Ксения Бойко точно выстраивает линию развития своей роли, мы верим ей от начала и до конца: встречая - в напускную позу морали, провожая - в искренность обретения любви.

В основе спектакля «Сердце не камень» лежит уверенная и взаимодополняющая игра ансамбля, где каждое действующее лицо наделено сложной, неоднозначной природой. Недаром спектакль открывает оркестрик: у всех артистов есть свой инструмент, а значит, у персонажей -свое звучание.

Здесь мы встретим героев, которых нельзя отнести только к положительным и только к отрицательным: мужа Веры Филипповны - Кар-кунова (Александр Майер), честно собирающегося отдать все состояние на помощь беднякам, Арлекино-афериста - племянника Константина (Константин Талан), мечтающего это состояние присвоить себе, его слугу Эраста (Дмитрий Николенко), который за нужную сумму готов подыграть в этой афере. Мужские образы в спектакле вырисовываются не одной карикатурной линией, а изгибами человеческой души. Иной

Е. Думнов - Павел Мохов. «Спектакль в селе Огрызове». Вологодский Камерный драматический театр. Фото В. Звонарева

раз и правда создается впечатление присутствия в портретной галерее: уж так иногда демонстративен в своей раскованности герой Талана, уж так порой серьезен и возвышен Каркунов Майера.

В трехъярусной сценографии Елены Гаевой, пахнущей свежим деревом и чистотой, найдется место для всех - и по заслугам. И внизу, где раскрываются створки адовой печи, и под самыми колосниками (хотя сценический мир спектакля явно прорывается за их пределы), куда в финале спектакля ключница Огуревна (Евгения Зензина) - мудрый, незамутненный голос народа - провожает умирающего Каркунова.

«Спектакль в селе Огрызове» вологодского Камерного драматического театра разговор о человеке ведет легко, бодро и весело. Перед нами разыгрывается сюжет о красноармейце Павле Мохове. Вернувшись с Гражданской войны в родное село, он решает организовать театральный кружок и поставить спектакль по оригинальной пьесе.

Автор рассказа Вячеслав Шишков, которого все знают, в первую очередь, по роману «Угрюм-река», здесь совершенно неузнаваем. Не-затертость материала, увлекательность самой истории о закулисных приключениях любительской труппы, всепобеждающий юмор, искрящийся чудной язык...

У артиста Евгения Думнова этот язык, слово это и действенное, и воплощенное. Один актер в течение часа с реактивной

скоростью жонглирует ролями и образами. Кроме него на сцене есть только две холщовые кулисы, деревянные козлы и охапка сена. Однако Е. Думнову удается создать на сцене и атмосферу подлинной жизни, и настоящий праздник театра. Сюжет о зрителе, который с нешуточной впечатлительностью реагирует на все происходящее, будто проживает историю сам, удивительным образом отражается в реальном пространстве, где играется «Спектакль в селе Огрызове». Такую непосредственность зрительских реакций и неподдельную радость в современном театре встречаешь совсем не часто. При этом Евгений Думнов за этой реакцией не гонится и не работает на ее обслуживание. Его погруженность и естественность присутствия рождает в воображении зрителя живую картину точнее, чем это может сделать любая современная декорация и видеопроекция. Думнов будто бы разгадал тайну толстовского «текучего вещества жизни» и облек его в самые разные формы. Каждая из сыгранных им в моноспектакле ролей существует на точно найденной подробности: будь то развязная походка, высокий тембр голоса или томный женский взгляд из-под веера-ладони. Создается впечатление, что этих людей ты уже встречал, что они тебе хорошо знакомы и близки.

Принято считать, что в любом уголке мира люди вздыхают и плачут от одних и тех же причин. А вот улыбается и смеется каждый народ по-своему и над разным. Национальной спецификой обладает английский или французский юмор - так же уникален и наш. Режиссер Яков Рубин и Евгений Думнов предложили зрителю на час почувствовать себя единым целым, разделить друг с другом перипетии общей истории. Да и кто, как не русский человек, напишет пьесу за одну ночь, в соавторстве с товарищем и бутылкой самогона?

«Сердце не камень» и «Спектакль в селе Огрызове» роднит любовь к русскому человеку и желание рассказать о широте и силе его характера, о гордости и смирении, грехах и покаянии... И этого человека не хочется «сузить» - им хочется любоваться. Ценно то, что спектакли не проводят границы между героями и зрителем: каждый может посмеяться над персонажем как над самим собой, поплакать вместе с ним о его горе как о своем собственном. Тем самым, театр доказывает простую истину: важнее не то, чем мы различаемся, а то, что нас объединяет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.