Научная статья на тему 'Человек - всеживотное?'

Человек - всеживотное? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
178
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК-ВСЕЖИВОТНОЕ / ЖИВОТНЫЕ КОРНИ ЧЕЛОВЕКА / НАСЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ / НАСЛЕДОВАНИЕ СЛОЖНОГО МОЗГА / НАСЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / НАСЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тетиор А.Н.

Человек, по С.Н. Булгакову «… есть всеживотное и в себе содержит как бы всю программу творения». Вероятно, «всеживотное» означает унаследование человеком особенностей строения и функционирования тела, систем и органов животных, особенностей мышления, поведения, эмоциональной сферы и форм взаимоотношений, общественных формаций многих его предков. Его предки оставили следы и в сложном многослойном мозге человека, обеспечив контроль деятельности высшей коры со стороны древних отделов. Развитие человечества обусловлено стремлением к удовлетворению потребностей и достижению соответствующих эмоций; поэтому историю и бытие человека определяет главным образом древний животный мозг, и унаследованный от высших млекопитающих лимбический мозг. «Животные» корни разносторонне влияют на бытие человека; наряду с яркой эмоциональной сферой, унаследованной от высших млекопитающих, физической красотой части людей, мощным мозгом и развитием культуры, они обусловили упрощенное мышление; внушаемость; незащищенное тело и множество болезней; отсутствие предела удовлетворения ряда потребностей, ведущее к исчерпанию ресурсов и к экологическому кризису; закрепление агрессии, терроризма, рабства; жесткую иерархию и сложные взаимоотношения в обществе. Даже множество общественных формаций, политического устройства, религиозных представлений, видимо, унаследовано от животного мира. Множество чрезвычайно негативных последствий деятельности«всеживотного» в человеке нуждается в глубоких исследованиях для обеспечения выживания человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS THERE A PERSON A UNIVERSAL ANIMAL?

A person (by S. Bulgakov) "…is universal animal and in yourself contains both the entire program of creation". Probably "universal animal" means inheritance of man characteristics of structure and functioning of body systems and organs of animals, peculiarities of thinking, behavior, emotional sphere and forms of relationships, social (institutional) formations of many ancestors. Person’s ancestors left traces and in complex multilayered human brain, ensuring control of higher cortex by ancient divisions. Development of humanity depends from the desire to meet the needs and achieve the appropriate emotion; therefore, the history and genesis of a person determines mainly ancient animal brain, and limbic brain inherited from the higher mammals. «Animals» roots versatile affect human being. They have resulted to the bright emotional sphere inherited from higher mammals, to the physical beauty of people, to powerful brain and culture. But they have resulted also in simplified thinking; suggestibility; unprotected body and many diseases; absence of a limit to meet the range of needs, leading to depletion of resources and environmental crisis; consolidating aggression, terrorism, slavery; a rigid hierarchy and complex relationships in society. Even many social formations, political and religious views, apparently inherited from animal world. Many extremely negative effects of "universal animal" in person needs deep study to ensure survival of humanity.

Текст научной работы на тему «Человек - всеживотное?»

PHILOSOPHICAL SCIENCES

ЧЕЛОВЕК - ВСЕЖИВОТНОЕ?

Тетиор А.Н.

докт. техн. наук, профессор, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, Москва

IS THERE A PERSON A UNIVERSAL ANIMAL?

Tetior A.

Dr. Sc., Professor, K.А. Timirjasev Agricultural Academy, Moscow

АННОТАЦИЯ

Человек, по С.Н. Булгакову «... есть всеживотное и в себе содержит как бы всю программу творения». Вероятно, «всеживотное» означает унаследование человеком особенностей строения и функционирования тела, систем и органов животных, особенностей мышления, поведения, эмоциональной сферы и форм взаимоотношений, общественных формаций многих его предков. Его предки оставили следы и в сложном многослойном мозге человека, обеспечив контроль деятельности высшей коры со стороны древних отделов. Развитие человечества обусловлено стремлением к удовлетворению потребностей и достижению соответствующих эмоций; поэтому историю и бытие человека определяет главным образом древний животный мозг, и унаследованный от высших млекопитающих лимбический мозг. «Животные» корни разносторонне влияют на бытие человека; наряду с яркой эмоциональной сферой, унаследованной от высших млекопитающих, физической красотой части людей, мощным мозгом и развитием культуры, они обусловили упрощенное мышление; внушаемость; незащищенное тело и множество болезней; отсутствие предела удовлетворения ряда потребностей, ведущее к исчерпанию ресурсов и к экологическому кризису; закрепление агрессии, терроризма, рабства; жесткую иерархию и сложные взаимоотношения в обществе. Даже множество общественных формаций, политического устройства, религиозных представлений, видимо, унаследовано от животного мира. Множество чрезвычайно негативных последствий деятельности «всеживотного» в человеке нуждается в глубоких исследованиях для обеспечения выживания человечества.

ABSTRACT

A person (by S. Bulgakov) ".is universal animal and in yourself contains both the entire program of creation". Probably "universal animal" means inheritance of man characteristics of structure and functioning of body systems and organs of animals, peculiarities of thinking, behavior, emotional sphere and forms of relationships, social (institutional) formations of many ancestors. Person's ancestors left traces and in complex multilayered human brain, ensuring control of higher cortex by ancient divisions. Development of humanity depends from the desire to meet the needs and achieve the appropriate emotion; therefore, the history and genesis of a person determines mainly ancient animal brain, and limbic brain inherited from the higher mammals. «Animals» roots versatile affect human being. They have resulted to the bright emotional sphere inherited from higher mammals, to the physical beauty of people, to powerful brain and culture. But they have resulted also in simplified thinking; suggestibility; unprotected body and many diseases; absence of a limit to meet the range of needs, leading to depletion of resources and environmental crisis; consolidating aggression, terrorism, slavery; a rigid hierarchy and complex relationships in society. Even many social formations, political and religious views, apparently inherited from animal world. Many extremely negative effects of "universal animal" in person needs deep study to ensure survival of humanity.

Ключевые слова: человек-всеживотное; животные корни человека; наследование особенностей мышления; наследование сложного мозга; наследование взаимоотношений; наследование эмоциональной сферы

Keywords: person - universal animal; animals human roots; inheritance features thinking; inheriting a complex brain; inheritance relationship; inheritance of emotional sphere

«Человек - со всеми его высокими способностями - тем не менее, носит в своем физическом строении неизгладимую печать своего низкого происхождения» (Ч. Дарвин [4])

Человек, по С.Н. Булгакову - «... есть всежи-вотное и в себе содержит как бы всю программу творения. В нем можно найти и орлиность, и льви-ность, и другие душевные качества, образующие основу животного мира» [1]. Вероятно, (с учетом

мнения С.Н. Булгакова), «всеживотное» означает унаследование человеком особенностей строения и функционирования тела, систем и органов животных, мышления, поведения, эмоциональной сферы и форм взаимоотношений, общественных формаций многих его предков. Его предки передали человеку по наследству отделы в сложном многослойном мозге, обеспечив контроль деятельности высшей коры со стороны древних отделов [11].

Развитие человечества обусловлено стремлением к удовлетворению потребностей и достижению соответствующих эмоций; поэтому историю и бытие человека пока определяет главным образом древний животный мозг, и унаследованный от высших млекопитающих лимбический мозг. «Животные» корни разносторонне (множественно) влияют на бытие человека; наряду с яркой эмоциональной сферой, унаследованной от высших млекопитающих, физической красотой части людей, мощным мозгом и развитием культуры, они обусловили упрощенное мышление; внушаемость; незащищенное тело и множество болезней; отсутствие предела удовлетворения ряда потребностей, ведущее к быстрому исчерпанию ресурсов и к экологическому кризису; закрепление агрессии, терроризма, рабства; жесткую иерархию и сложные взаимоотношения в обществе. Даже множество общественных (институциональных) формаций, политического устройства, религиозных представлений, видимо, унаследовано от животного мира [11]. Сложные и зачастую неразрешимые проблемы бытия, и, возможно, эволюции человека, создает «всеживотное». Оно прочно «удерживает» многие особенности мышления и поведения человека в рамках мышления и действий животных предков. Строение и функционирование человека подобно строению и функционированию других животных (тела и органов, удовлетворения потребностей, мозга и упрощенного мышления, эмоциональной сферы, иерархии, взаимоотношений, и пр.).

В основе всей деятельности лежит мышление, работа мозга. Отметим, что изложенное ниже разделение функций отделов «триединого» мозга поддерживают далеко не все ученые. Тем не менее, оно позволяет достаточно наглядно объяснить особенности мышления человека. Человек в процессе эволюции получил весьма консервативный и чрезвычайно сложно устроенный орган управления - мозг с наслоениями сохранившихся древних и более новых структур, в котором последующие слои, отвечающие за все более сложные органы и действия, взаимосвязаны и, видимо, контролируются всеми предыдущими отделами. Мозг содержит в себе, как археологический срез, всю историю эволюции человека, но при этом все древнейшие, древние, старые и более новые слои, работают и взаимодействуют. И.П. Павлов полагал, что кора больших полушарий в процессе исторического развития организма все более и более подчиняла себе деятельность всех нижележащих центров мозга, и у высших млекопитающих и человека стала главным «распорядителем и распределителем всей деятельности организма». Но в процессе восприятия импульсов от органов чувств и выдаче решений взаимозависимо участвуют почти одновременно более древние структуры [1, 3, 7]. В структуре мозга представлены современные и более древние отделы. Деление мозга во многом условно, как любое деление. Так, исследователями выделяются новая кора (неокортекс), старая кора (архикортекс), мезокор-текс, древняя кора (палеокортекс) и несколько дру-

гих участков (очень важный - ретикулярная формация, расположенная над высшей корой и связывающая ее с древними отделами) [3, 7].

Неокортекс возник в течение достаточно короткого времени («взрывоподобный рост»). Таким образом, одновременно в современном человеке «присутствуют», уживаются и влияют на его поведение и рептилии (К. Саган считал, что понятие «хладнокровный убийца» для человека удивительно точно соответствует определению рептилии - крокодила), и млекопитающие, и человек [9]. «Ритуально - агрессивный» Р-комплекс отвечает за ритуальное и агрессивное территориальное поведение, установление социальной иерархии, послушание и бесстрашие. Он оказывает фундаментальное влияние на поведение, отвечает за безопасность вида и управляет базовым поведением: он контролирует инстинкт размножения, защиту своей территории, агрессию, желание всем обладать и все контролировать, следование шаблонам, имитация, обман, борьбу за власть, стремление к иерархическим структурам, ритуальное поведение, контроль меньшинства. Ему присущи хладнокровное поведение, отсутствие сопереживания, безразличие к последствиям действий относительно других людей. Он полезен для немедленных реакций: сначала - реакция, затем осмысление. В этом смысле это - «автопилот», которым человек сознательно управлять не может. Его главная задача - защита тела человека, он настроен на оборону, всегда на страже и высматривает опасность.

Лимбическая «эмоциональная» система ответственна за генерирование сильных и ярких эмоций, за окраску мыслей чувствами. Новая кора мозга -неокортекс - отвечает за ряд важнейших функций -память, сознательное восприятие, мышление, речь, в ней расположены соматосенсорные системы, получающие импульсы от сенсоров тела человека. В ее функции входят абстрактное разумное мышление, планирование действий и управление ими, сложные задачи восприятия, пространственное восприятие, обмен информацией между мозгом и телом. Но ее определяющее влияние на более древние системы, стремление к управлению ими далеко не абсолютно. Напротив, все импульсы проходят через многие древние структуры, в которых, как известно, происходит их оценка, эмоциональная и другая более древняя окраска (например, агрессивно-оборонительная, иерархическая, ритуальная и пр.). Разные по своей роли и по своему значению органы тела и лица далеко не равноценно представлены в новой коре (отдельные органы имеют явно завышенное представление, обусловленное, видимо, исторически). Мышление человека обусловлено сложным строением его мозга, включающим в себя новые и более древние слои. Условное триединство мозга подчеркивается наличием в многослойном мозгу древней части - мозга рептилий; мозга высших млекопитающих (лимбической системы); самой крупной части - неокортекса. Не-окортекс не руководит в полной мере низшими от-

делами мозга; такую ситуацию обеспечивает ретикулярная формация - древний контролер. Преобладание решений отделов мозга, влияющих на поведение человека, не постоянно: у разных людей могут интенсивнее проявляться функции более древних отделов и подавляться решения неокорте-

кса, при ограниченном контроле с его стороны. Согласно делению, описанному в [9], наиболее древняя часть мозга - это мозг рептилий, затем - мозг высших млекопитающих (лимбическая система), и самая крупная новая кора мозга - неокортекс (рис. 1).

Рис. 1. Сложный многослойный мозг со связями между его частями

К. Саган приводит слова Сократа, который уподобляет душу человека колеснице, влекомой двумя лошадьми - белой и черной, которые тянут в противоположные стороны. Он считает, что колесница - это нейро-шасси МакЛина (так он назвал комбинацию спинного, заднего и среднего мозга), а две лошади - рептильный комплекс и лимбическая система, которыми управляет возница - неокор-текс, с трудом справляющийся с кренящейся колесницей [9].

Новая кора - это органическая часть триединого мозга; древние структуры не исчезли и продолжают контролировать деятельность. Мозг человека, несмотря на наличие древних и более новых отделов, является единым целым, объединенным с

помощью сети нейронов. Мозг несет в себе всю историю антропогенеза. «Человек не произошел от низших видов, но сам в себе их несет: человек есть всеживотное и в себе содержит как бы всю программу творения» (С.Н. Булгаков). Если многослойный мозг человека (рис. 2) сохранил в себе древние структуры ряда предков, то логично было бы предположить, что, являясь фильтрами на пути прохождения импульсов, эти структуры могут конфликтовать между собой и выдавать полностью противоречащие друг другу решения [11]. Отделы мозга, принадлежащие несовместимым между собою животным (в природе - хищникам и жертвам), конфликтуют между собой.

Рис. 2. Многослойный мозг человека и его предков. Оценка красоты мозгом человека - «всеживотного»

Не отсюда ли разнообразные фобии, расстройства, синдромы? Новая кора стремится управлять более древними структурами, но ее контролирует ретикулярная формация. Части триединого мозга названы в соответствии с их определяющими функциями: неокортекс - это когнитивный (познавательный) мозг; лимбическая система - эмоциональный мозг; «рептильный» комплекс - «ритуальный» или «агрессивный» мозг. Для оценки влияния сложной структуры мозга на поведение человека наибольший интерес представляет степень влияния более древних структур на восприятие и поведение. Эти структуры занимают сравнительно небольшой объем мозга, но существенно влияют на его работу. Древние животные оценивали объект и отдавали предпочтение тому или иному качеству с точки зрения удовлетворения их биологических потребностей (несколько условно, бабочка оценивала бабочку или цветок; самка - газель оценивала силу и

привлекательность самца как полового партнера, богатство флоры и степень безопасности ландшафта; хищник оценивал привлекательность газели как объекта охоты, и пр.). Это многообразие оценок привлекательности, или, напротив, непривлекательности объектов, в ходе эволюции к «всеживот-ному» накапливалось в многослойном мозге человека (см. рис. 2).

Закрытые более новыми слоями древние участки мозга сохраняются, так как, очевидно, они не могли быть исключены в процессе эволюции: они контролировали важнейшие функции, обеспечивающие жизнь и выживание - двигательные, физиологические, равновесие, координацию движений, и др. Поэтому информация в кору больших полушарий поступает по нескольким каналам, и не одновременно (табл. 1).

Таблица 1

Функции, контролируемые частями триединого мозга

Рептильный комплекс Лимбика Неокортекс Зетикулярная формация

Управление базовым поведением, агрессивное поведение, установление иерархии, борьба за власть, желание все контролировать и всем обладать, послушание и бесстрашие, защита тела, отсутствие сопереживания Генерирование сильных и ярких эмоций -веселье, страх, ярость, агрессивность, любовь, альтруизм; обоняние, вкус, эмоциональная окраска событий Абстрактное мышление, разумное мышление, планирование действий и управление ими, сложные задачи восприятия, пространственное восприятие, обмен информацией между мозгом и телом, влияние на более древние системы, стремление к управлению ими контроль деятельности высшей коры со стороны древних отделов, оценка значимости информации, иногда -выдача противоречивых решений, ведущих к расщеплению сознания

Параллельная оценка позитивности или негативности событий отделами мозга различного временного уровня (участки мозга хищников и жертв)

Параллельное управление половым поведением

Если более древние структуры нервной системы не исчезают (не полностью исчезают) по мере ее совершенствования, то можно считать, что в ходе эволюции происходило наслоение новых структур, и в мозгу человека сохранилось множество нервных систем предков (рис. 3).

Что, кроме известных «переключений» [1, 3, 7], происходит с сигналами в древних структурах? Можно полагать, что в них поступающая информация интерпретируется вначале с использованием

критериев самых древних предков, затем, - менее древних, и так вплоть до человека. В этих отделах создаются целиком «животные» картины внешнего мира, существенно отличающиеся от конечного экрана внешнего зрительного поля в париетальной коре. Возможно, эти картины становятся видимыми, когда снимается руководящее действие коры больших полушарий, - в экстремальных обстоятельствах, если идет речь о жизни человека, либо в сновидениях.

Рис. 3. Взаимовлияние отделов мозга

Все органы чувств были связаны с древними отделами мозга, например, с миндалиной. В то же время сейчас все они соединены и с участками новой коры, которая, в свою очередь, связана с древними структурами. Восприятие сенсорных модальностей (зрительных, звуковых, вкусовых, запа-ховых) зависит от того, в какой отдел мозга поступают однотипные сигналы - нервные импульсы. Рецепторы сенсорных систем частично изменялись, не наслаиваясь друг на друга (глаз, ухо), тогда как в мозгу сохранялись древние отделы. Зрительные сигналы идут по нервным волокнам зрительного тракта с переключениями в более древних структурах, - например, в верхних буграх четверохолмия среднего мозга, в таламусе, и т.д. Сигналы идут к первичной (стриарной) зрительной коре, к вторичной зоне, проецируются к подушке тала-муса, к лобной коре. Сигналы от всех сенсорных систем идут в такие древние отделы мозга, как миндалина; в мозжечке проецируются афферентные (центростремительные) пути от зрительных, слуховых и др. рецепторов. В древних отделах мозга формируются целиком «животные» образы, которые иногда, в экстремальных случаях, подавляют «человеческие» образы. В этих случаях поведение человека и его эмоциональное реагирование становится целиком животным, и чем более древние структуры мозга превалируют в формировании образов, тем более «древним» и «животным» становится реагирование. В [2] отмечается, что первичный образ в древнейших структурах мозга создается без участия коры больших полушарий. При этом простейшие и полезные поведенческие системы формируются как последовательные экраны. «Дефинитивный (вполне развитой) вызванный потенциал в коре взрослого животного является сложным, физиологически гетерогенным образованием, состоящим из нескольких восходящих возбуждений, имеющих различный генез и разный филогенетический возраст» [3].

Мощное влияние древних структур подчеркивается, например, наличием ретикулярной формации, две афферентные (центростремительные) системы которой проходят во все слои коры больших полушарий. Древнейшие и древние, ответственные за эмоции, структуры производят эмоциональную оценку информации с точки зрения ее полезности, нейтральности или негативности для организма. Возможно, что описанные выше особенности работы отделов мозга приводят к интересным закономерностям деятельности сложного, многослойного мозга человека: 1. Отдельные древние части мозга не совсем одновременно получают те же сигналы сенсорных систем, что и новая кора. Импульсы в кору больших полушарий поступают по нескольким каналам и в разное время. 2. Осознаваемые и неосознаваемые ощущения возникают одновременно не менее чем в двух структурах мозга, куда поступают сигналы от рецепторов. 3. Более древние структуры мозга фильтруют (анализируют) информацию и сообщают новой коре ее окраску, интегрирующую в себе субъективные, соматические и вегетативные компоненты. 4. Роль этой окраски,

включения эмоций в мышление, очень велика. Окраска мыслей чувствами может играть и позитивную, и негативную роль. 5. Степень нейтральности информации и необходимость ее окраски оценивает, видимо, лимбическая система, а степень новизны - гиппокамп. 6. Возможны, очевидно, и противоречивые сообщения, поступающие одновременно от древних и новых структур мозга после поступления в них информации от рецепторов. Это может вызвать одновременное наличие двух решений мозга, не способного принять одно решение. Тогда человек может ощущать отсутствие четкого решения, вплоть до расщепления сознания. 7. «Животные» структуры участвуют в оценке значимости информации. Сигналы поступают одновременно через ретикулярную формацию, таламус, гиппо-камп, миндалину и гипоталамус к лобной коре.

Филогенез мозга определяет его чрезвычайно сложную работу: 1. Возможно, кортикогенез связан с ростом, дифференциацией структур старой и древней коры (это подтверждается, например, связью всех слоев новой коры с ретикулярной формацией). Структурная разница мозга человека и высших животных не велика [1, 6]. Новая кора не может считаться структурой, принципиально отличающей человека от остальных животных. 2. В разные отделы мозга поступают одни и те же импульсы от органов чувств, при этом импульсы идут и в древние отделы мозга, которые до появления новой коры успешно создавали необходимые для животного ощущения. 3. Учитывая наличие параллельных, древних и новых, структур мозга, ответственных за одни и те же участки деятельности, не происходит ли отмирание старых структур? Или же все древние структуры настолько прочно и надежно закреплены, что это затрудняет переход к «социальному» человеку? 4. Не полностью выяснена функция «маленького» мозга - мозжечка, (называемого «копией» - «БшаПгерИса» больших полушарий [7]) и похожего по строению на большие полушария мозга (два полушария, соединенные «червем», извилины, снаружи - серое вещество, внутри - белое, почти то же множество каналов поступления информации, и пр.)? Не отражаются ли в этом маленьком параллельном мозгу картины мира? 5. Необычайно интересна роль ретикулярной формации (сетевидного образования центральной части продолговатого и среднего мозга), представляющего собой густую сеть нервных волокон с клеточными телами. Ее тесная связь с новой корой больших полушарий специфической и неспецифической афферентными системами, имеющими разные окончания в разных слоях коры, полностью подтверждает образование больших полушарий новой коры из более древних отделов мозга в результате их разрастания. Поэтому новая кора может только условно считаться принципиально новым образованием. 6. Вряд ли кора больших полушарий «подчиняет» себе деятельность старых и древних отделов мозга; все они работают в тесном взаимодействии, одновременно оценивая информацию. 7. Как взаимодействуют ре-цепторные и эффекторные центры, расположенные

в самых разных структурах мозга, - например, в продолговатом мозгу, варолиевом мосту, в мозжечке, в гиппокампе, в миндалине, в гипоталамусе? 8. В течение длительного времени размер мозга не растет, хотя кора больших полушарий является функционально наиболее сложным отделом «серого вещества», а ее самые новые слои, ответственные за наиболее сложные и, по-видимому, самые «человеческие» функции, расположены в тонком верхнем слое коры. Размеры ограничены черепной коробкой, которая не может расти вследствие невозможности рождения ребенка с более значительным объемом черепа [9]. В то же время пространство внутри черепной коробки занято многими древними и старыми структурами, функции которых зачастую параллельны и дублируются в той или иной степени новой корой. 9. Как мышление, так и мозг, в определенной степени несовершенны. Насколько реально вмешательство в столь важный и в то же время не растущий и не эволюционирующий в благоприятном направлении орган? Может быть, человеку нужно положиться на эволюцию и дождаться отмирания древнейших структур?

Животные корни человека влияют в первую очередь на его мышление и стремление к немедленному удовлетворению витальных потребностей, обеспечивающих выживание. Стремление к быстрому удовлетворению потребностей и к достижению положительных эмоций - детерминант жизни и эволюции животных и человека [8, 11]; это стремление человек унаследовал от животных, у которых оно органично определяет их жизнь и эволюцию. Человек стремится к удовлетворению своих растущих потребностей, которые выросли и стали намного шире и глубже, чем потребности животных, но по-прежнему воспринимаются им как насущные потребности. Связь между стремлением к достижению положительных эмоций, и удовлетворением потребностей, подчеркивает существенную роль «целиком животных» структур мозга, ответственных за эмоции. В основе поведения животных и человека - стремление к удовлетворению первичных естественных биологических потребностей - в территории (собственной нише), в пище, воде, в естественных отправлениях, в продолжении рода, в семье, в обществе, в сексуальном общении, в благоприятных физических полях. Очевидно, что именно эти древние, первичные потребности являются определяющими в мышлении и деятельности человека.

Мышление человека обусловлено сложным строением его мозга, включающим в себя новые и более древние слои (условно мозг делят на три отдела - высшая кора, лимбика, Р-комплекс [9]). Считается, что неокортекс в целом сильно влияет на ритуальное и эмоциональное поведение; при этом, учитывая наличие ретикулярной формации, накрывающей новую кору и связанной с древнейшими отделами мозга («древнего контролера»), вряд ли можно считать, что человек способен полностью управлять импульсами, идущими от Р - комплекса и лимбической системы. Разумеется, новая кора -это органическая часть триединого мозга, но все

древние структуры не исчезли и продолжают контролировать деятельность. Эти части мозга были связаны с органами чувств и управляли органами тела до возникновения неокортекса, поэтому, естественно, они были учтены новой корой как более поздним образованием. Поэтому высказанная многими исследователями [1, 3 и др.] мысль о том, что информация от органов чувств поступает не напрямую в неокортекс, а через более древние и глубоко расположенные структуры, вполне правомерна. Эти структуры «пропускают» через себя информацию от органов чувств и ответную информацию, являясь неким фильтром, и, видимо, в ряде ситуаций конфликтуя друг с другом, выдавая противоречивые решения.

Возникновение новой коры не было внезапным, отменившим все предыдущие структуры, которые достаточно успешно руководили животными предками. В [7] отмечается, что изменения мозга в процессе эволюции носят в большей степени количественный характер: увеличиваются относительные размеры мозга и его долей, что связано с усложнением функций, развитием психики и обучением. Вместе с тем в нервной системе человека не выявлены морфологически принципиально качественные признаки, которые отличали бы его мозг от мозга крысы или обезьяны. Поэтому общая схема строения нервной системы у человека и многих животных отличается гораздо меньше, чем сами эти организмы [7]. Поэтому, например, шимпанзе способен к обучению азбуке глухонемых и к оперированию понятиями. Новая кора стала надстройкой над предыдущими «животными» структурами, включившей в себя всю нервную систему. Если учесть гораздо более древнюю и надежную связь лимбической системы и других древних отделов мозга с органами чувств (детекторами) и органами тела (эффекторами), то можно предположить, что после образования новой коры все сигналы проходят по тем же каналам через эти структуры. При этом древние системы являются своего рода фильтрами, добавляющими к мыслям чувства, к сознанию - эмоции. Все осознанное в мозгу, все мысли «окрашиваются», сопровождаются ощущениями, эмоциями. В функции новой коры входят когнитивные операции - мышление, воображение, запоминание, желание, причем все эти процессы делятся на неосознаваемые и осознаваемые (в категорию бессознательных включают досознательные - биологические потребности, безусловные рефлексы, подсознательные процессы -стереотипы, и сверхсознание, интуицию.

В системе мышления человека эволюционно закреплено упрощенное восприятие внешнего мира, с упрощенным анализом типа «прогресс - регресс», «хорошо - плохо», «да - нет» (иногда с промежуточной нейтральной оценкой); как правило, число определяющих параметров в анализе не превышает 5±2. Упрощенное восприятие было обусловлено эволюцией и необходимо для выживания. Нами отмечено, что обладающие таким мышлением известные исследователи создали 3 общих закона диалектики, содержащих по 2 определяющих

сматриваются как первоочередные. Это обстоятельство ведет к стремлению быстрого удовлетворения всех, в том числе новых и новейших, потребностей [10, 11].

Человек перенял все бинарное множество форм взаимоотношений в природе. Формации в природе и взаимоотношения в них во многом зависят от уровня эволюционного развития. Бинарная множественность взаимодействий в природе протекает во многих формах - от антибиоза до симбиоза. Без факторов множественности и ее двойственности (бинарности) существование и эволюция мира невозможны. Это относится и к взаимодействиям в природе. Множество организмов живой природы находится во множестве взаимоотношений, в «глобальной сети жизни», что является одним из определяющих факторов естественной эволюции и дивергенции видов.

Все многообразие этих взаимоотношений условно сводится в биологии к неантагонистическим отношениям (совместной жизни особей разных систематических групп, когда один или оба партнера получают определенные преимущества в пище или среде обитания), и антагонистическим (одна или несколько взаимодействующих популяций испытывают вредное влияние на свою жизнедеятельность). В литературе подчеркивается, что «невзаимодействующих популяций и видов в природе нет» [8]. Видимо, так и обстоит дело в действительности, потому что все живое, как известно, находится в «глобальной сети жизни». Таково же множество взаимоотношений в человеческом сообществе, разумеется, с учетом особенностей человека: так, формы симбиоза и антибиоза могут проявляться не только для отдельных личностей, но и для групп людей, для сообществ, стран.

В действительности человек унаследовал множество самых разных параметров - от устройства тела до религиозных представлений - от других живых существ (табл. 2).

Таблица 2

Сопоставление наследуемых параметров животных и человека

параметра; предложили 3 смысла и 3 ценности жизни; описали историю как процесс смены 3 эпох и 3 способов производства; ход истории, по их мнению, определяют 3 фактора и 3 движущие силы истории; философские оценочные понятия красоты, добра и истины дуальны, и т.д. [10]. Упрощенное мышление привело к созданию тривиальных и потому полностью понятных законов природы. В итоге в философии и истории созданы упрощенные постулаты, относящиеся и к идеологии марксизма и коммунизма, далекие от действительной бинарной множественности мира [11].

Биологическая и социальная мотивация на основе доминирующих потребностей - это основа поведения, как животных, так и человека [8]. Не является ли стремление к выделению из массы себе подобных самцов путем достижения более высокого результата древним влечением к превосходству над соперником? Если природа стремления к демонстрации превосходства такова, то это подчеркивает ее прочное закрепление в мышлении человека и определяющую роль более древних структур мозга. В связи с этим представляется чрезвычайно важным выявление механизма стремления к росту числа и сложности удовлетворяемых потребностей у человека. Закрепление в древних структурах мозга новых и новейших потребностей, представление их псевдо - первоочередными потребностями, постоянно и мощно стимулирует человека к росту потребностей.

В мозгу животных - предков человека был создан центр удовлетворения первоочередных потребностей, определяющих выживание (витальных). У подавляющего большинства животных этот центр практически не меняется, так как потребности сохраняются в течение сотен тысяч лет. У человека постоянно расширяется круг потребностей. Нами предполагается, что новые потребности закрепляются в том же центре мозга и потому рас-

Параметры Другие животные Человек

Предки Доказано наличие общих предков

Размножение, генетический код Для всего живого используется единый механизм размножения, в основе которого -образование двойной спирали нуклеиновых кислот, входящих в состав генов

Построение тела Костный скелет, двусторонняя симметрия, длинные конечности, прямохождение у высших приматов Костный скелет, двусторонняя симметрия, длинные конечности, прямохожде-ние

Дыхание Дыхание (усвоение клетками кислорода) осуществляется с использованием одних и тех же ферментов для всех организмов

Легочное - у многих животных Легочное дыхание

Пищеварение Пищеварение для живых организмов - от одноклеточных до человека - протекает с применением одинаковых ферментов

Системы организма Наличие одинаковых систем организмов у человека и высших приматов (опорно-двигательная, мышечная, пищеварения, кровообращения, дыхания, выделительная, половая, эндокринная, нервная, органы чувств)

Репликация Генетическая и внесоматические системы; половое, бесполое, переменное размножение Генетическая и внесоматические системы; половое и искусственное размножение

58 Sciences of Europe # 31, (2018)

Пол особей Мужской, женский, меняющийся, гермафродитизм Мужской, женский; небольшой процент других вариантов; искусственное вмешательство с изменением пола

Способность к речевому общению Способность некоторых приматов к общению с помощью азбуки для глухонемых. Способность ряда животных к подражательной речи Общение при помощи голоса, жестов, или специальной азбуки для глухонемых (жесты)

Системы общения, обмена информацией Мимика, жесты, позы, звуки, пение, цвет, движения в танце, звуковые последовательности, запах, и пр. Мимика, звуки, одежда, цвет лица, жесты, позы, слова, речь, музыка, пение, письма, печатные издания, и пр., электронные средства

Системы передвижения Шаг, бег, полет, парение, плавание, ползание, в грунте - рытье ходов, сокращение кожно-мускульного мешка тела, и пр. Во многом то же, в том числе с помощью технических средств, с большими скоростями

Системы защиты от врагов Множество систем - от защитной окраски до яда, от толстой кожи до брони, от нор до гнезд, и пр. Наследуемых систем практически нет, кроме бега и пещер; все системы - искусственные, но исключительно, недопустимо мощные

Системы нападения Множество систем - от клыков, рогов, зубов, когтей, яда, до быстрого бега, полета, плавания, и пр. Наследуемых систем практически нет, кроме бега; есть много искусственных, недопустимых систем

Высшая нерв- Первая сигнальная система. Зачатки второй сигнальной системы - способность к общению при помощи звуков, других сигналов (?) Первая и вторая сигнальные системы, способность к передаче сигналов речью и к абстрактному и конкретному мышлению

ная деятельность Представление о собственной личности, осознание себя, например, у шимпанзе Представление о собственной личности, осознание себя, рефлексия

Формирование общих понятий, абстрагирование свойств предметов, распознавание изображений, например, у шимпанзе Формирование общих понятий, абстрагирование свойств предметов, распознавание изображений

Способность к творчеству и искусству Способность к отдельным видам примитивного творчества Высокая способность и необходимость творчества. Выделение лиц, занимающихся профессионально искусством и творчеством

Органы чувств Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, вестибулярный аппарат и пр. Те же органы с подобным строением, иногда менее чувствительные

Чувства Проявление достаточно сложной гаммы чувств Сложная гамма чувств - от ненависти до любви, и пр.

Семья Все возможные формы семьи - моногамная, полигамная, полиандрия, группа, и пр. Множество форм семьи

Эмоциональная сфера Позитивные (1/3) и негативные (2/3) эмоции Человеку передана эмоциональная сфера: негативных эмоций ~ в 2 раза больше позитивных

Строение мозга Сложная структура многослойного мозга с включением древнейших, древних отделов и новой коры, переданная человеку Многослойный мозг с включением древнейших, древних и новых слоев, с прохождением информации через все слои и ее контролем ретикулярной формацией

Здоровье, болезни Здоровый организм - редкость, имеется множество болезней Здоровый организм - редкость, имеется множество болезней (унаследовано человеком)

Особенности мышления Упрощенное восприятие внешнего мира, с анализом типа «хорошо - плохо», «да -нет»; число определяющих параметров в анализе не превышает 5±2 Упрощенное мышление: восприятие внешнего мира с упрощенным анализом типа «хорошо - плохо», «да - нет»; число определяющих параметров не превышает 5±2

Характеры, индивидуальность Наличие нескольких характеров, физических типов, индивидуальностей, но в упрощенной форме Наличие нескольких характеров, физических типов, индивидуальностей

Неравенство Эволюционно закрепленное неравенство в живой природе Унаследованное неравенство в человеческом сообществе

Поддержка го-меостаза Жестокий метод, основан на всеобщем поедании в живой природе Во многом подобный метод в человеческом сообществе

Технологии Как правило, природные негэнтропийные технологии Как правило, антиприродные энтропийные технологии

Материалы Как правило, органические материалы, постоянно включаемые в круговорот веществ В большинстве случаев материалы из ископаемых ресурсов, однократно используемые

Энергия Возобновляемая энергия солнца, ветра, воды, органич. материалов Как правило, невозобновляемая энергия ископаемых ресурсов

Иерархия, взаимоотношения с животными своего вида Поддержка иерархии, борьба в отдельные периоды, обычно без нанесения вреда (или с нанесением вреда одной особи). Альтруизм, дружба, любовь, взаимопомощь Широкий спектр - от дружбы, альтруизма и любви до эгоизма, тотальной ненависти и массового уничтожения себе подобных. Постоянные войны, конфликты

Орудия добычи пищи Использование подсобных орудий (палочек, травинок, камней и пр.) Высокая способность к созданию мощных орудий для добычи пищи

Социальная организация, общественные формации Множество формаций, связанных с особенностями бытия животных - от сообществ с разделением функций, обменом информацией и пищей, до одиночных животных Множество формаций, унаследованных от животного мира - от демократий с республиканской формой правления, до монархий с властью одного монарха

Религиозные представления Фетишизация доминантных животных, ряда явлений природы; плач - прамо-литва; проторелигия Множество культов, верований, религий

Социально- экономические доктрины Их проявление - множество форм взаимодействия в живой природе - от симбиоза до антибиоза На основе унаследованных природных взаимодействий - создание множества доктрин - от либерализма и социализма до фашизма

Взаимодействие Надежно закрепленные агрессивность, терроризм, рабство Агрессивность, терроризм, рабство, унаследованные человеком

Взаимодействие с другими видами Множество форм - от симбиоза до антибиоза: мутуализм, комменсализм, синойкия, паразитизм, и пр. Множество форм от симбиоза до антибиоза. Подчинение, использование, уничтожение в связи с потребностями

Взаимодействие с ландшафтом Как правило, невмешательство в ландшафт, поддержание равновесия, гомео-стаза Крупные техногенные преобразования ландшафта или создание культурных ландшафтов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возведение жилищ Способность животных к возведению временных или постоянных жилищ из природных материалов Высокая способность к возведению жилищ, приведшая к неконтролируемому росту городов

Отходы Постоянное включение органических отходов в природный цикл, круговорот веществ Поступление отходов в природу, загрязнение среды городов, стран, мира, ближнего Космоса

Использование орудий Способность некоторых животных к использованию простых орудий Способность к созданию орудий, подобных органам животных

Производство пищи Способность ряда животных к выращиванию пищи (грибницы в муравейниках и пр.) Высокая способность к производству разнообразной пищи

Обучение потомства Обучение потомства жизненно необходимому набору Создание условий для обучения, передача знаний

Значительное число особенностей мышления и поддерживается природой Земли. Таким образом, деятельности, унаследованных от животных-пред- многое в поведении высших животных и человека ков, стало опасным для бытия и развития человече- подобно. Нет принципиального отличия и в биоло-

ства, и степень их опасности для сохранения при- гических потребностях (табл. 3); но есть суще-

роды и человека, постоянно растут. Эти особенно- ственное отличие в неограниченном росте новых и

сти, описанные ниже, вступили в противоречие с новейших потребностей человека и несоответствии

законами бытия и развития природы планеты; тех- этой тенденции ограниченному природно-ресурс-

ническая и социальная эволюция человечества не ному потенциалу Земли.

Таблица 3

Потребности человека и других животных

Вид Биологические Трудовые Экономические Этнические Социальные

Чело-век Потребности в пространстве, в здоровой среде, в продолжении рода и пр. Потребности в труде, образовании, игре Потребности в пище, одежде, жилье, транспорте, информации и пр. Потребности в осознании этнической самостоятельности, в наличии родной природы Потребности в общении с лицами своего круга, в гарантии свобод и пр.

Живот-ные То же, но потребности находятся в соответствии с ресурсами региона Потребности в игре, иногда -в труде, в научении детенышей Потребности в пище, убежище, информации, находящиеся в соответствии с потенциалом территории Потребности в осознании самостоятельности вида, в наличии пейзажа родной природы и пр. Потребности в общении в соответствии с иерархией, в свободе и пр.

Необходимо обратить внимание на отсутствие принципиальных различий в строении мозга человека и многих высших млекопитающих, и в их поведении. Как отмечается, например, в [3], «.. .сознание является весьма древним «изобретением» природы. Очевидно, основной предпосылкой возникновения сознания являлась необходимость восприятия себя живым существом в качестве целостного элемента, отделимого от среды обитания... Очевидно, сознание - основной компонент фактора отбора адекватных решений - включается у млекопитающих животных с первым вздохом новорожденного». Обучаемость и рассудочная деятельность животных могут достигать уровня, сопоставимого с уровнем человеческой деятельности при обучении детей. Ввиду прочного закрепления биологических потребностей в древних структурах мозга, наиболее подобно для человека и высших животных удовлетворение этих потребностей - пищевых, сексуальных (в продолжении рода), агрессивно - оборонительных, в экологической нише и ее параметрах, и др.

В течение истории человек стремился к удовлетворению потребностей, сопровождающемуся положительными эмоциями; из них на первом месте - радость. Эволюция эмоций шла от простейших форм реагирования, связанных с адаптацией к окружающей среде, к развитию эмоциональной сферы человека за счет таких эмоций, как чувства (высшая форма эмоций), страсти (сильное, стойкое чувство, с сильным влечением к объекту страсти), настроения и т.п. Эмоция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - процесс переживания, отражающий субъективную оценку значимости для человека предметов и явлений. Эмоции позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире. Уровень личного доверия к эмоциям высок. Среди первичных (витальных) эмоций практически всеми исследователями предлагается неравное число позитивных и негативных [3]: так, П. Экман выделяет шесть первичных эмоций (гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость), из них только две -позитивные (третья часть). Дж. Грей рассматривает три первичные эмоции - ярость - ужас, тревогу и радость, то есть треть - позитивна. У Р. Вудвортса десять первичных эмоций - любовь, счастье, веселье, удивление, страх, страдание, гнев, решимость,

отвращение, презрение, то есть три с небольшим эмоции можно считать позитивными. Число эмоций растет, их уже более 150, но всегда соотношение положительных и отрицательных эмоций ~1:2. Групповое семантическое пространство эмоций включает в себя гораздо больше негативных (ужас, тоска, страх, отчаяние, горе, печаль, тревога, растерянность, гнев, отвращение) и значительно меньше позитивных эмоций (радость, восторг, уверенность, спокойствие) [6, 11]. Почему так произошло? Нужно ли с этим бороться? Нужны ли человеку негативные эмоции?

С одной стороны, человечество постоянно борется с ними, противопоставляя им позитивные замены, смех и юмор, советы непрерывно улыбаться, предлагая множество естественных и искусственных воздействий, которые могли бы привести к положительному эмоциональному состоянию. Например, в учении известных деятелей культуры Рерихов определяющая роль отводится эмоции радости - «особой мудрости и непобедимой силе». Если бы «весь мир возрадовался хотя бы на одну минуту, то все Иерихонские силы тьмы пали бы немедленно». «Радуйся! Радуйся! Радуйся!» (из поэмы Н.К. Рериха). Но радость - лишь одна из многих эмоций, а другая, например, печаль, - не менее важная для человека и, возможно, более глубокая эмоция.

С другой стороны, часть человечества, пресытившаяся положительными эмоциями, стремится к их замене, уходу от привычных положительных эмоций к экстремальным, зачастую негативным. Часть людей в соответствии с особенностями строения их мозга (доминирования лимбики и потому повышенной склонности к эмоциональному поведению) испытывает особую тягу к страстям, азарту. Азарт ценится этими людьми как спутник деятельности - спорта, науки, искусства, драки, войны, сражений, работы, труда, игры в карты, в казино. Сюда входят бои без правил, восхождение на горы, погружение в глубины океана, полеты в космос, полеты на реактивных самолетах, гонки на мотоциклах и автомобилях, на парусниках, на катерах, судах, опасные путешествия через океаны на лодке, на плоту, и т.д. Человек постоянно придумывает новые потребности, в процессе удовлетворения которых требуется преодоление опасности и пережи-

вание соответствующих негативных эмоций: соревнования по разрубанию ладонью струи жидкого металла, хождение по стеклу и углям, по гвоздям, и пр.; человек пробует сажать на себя скорпионов; засовывать голову в пасть тигра; прыгать с парашютом с небольшой высоты, и пр. И все это ради достижения ярких негативных эмоций. Возможно, что к этой деятельности относится пиратство, первые географические путешествия, захватнические войны, и пр. Искусственной заменой этой формы удовлетворения потребностей являются фильмы ужасов.

Ряд специалистов упрощенно полагает, что «эмоции играют роль «пеленгов» поведения: стремясь к приятному, организм овладевает полезным, а, избегая неприятного, предотвращает встречу с вредным, опасным, разрушительным» (П. Анохин). Это объяснение эмоций односторонне, реальная действительность не вписывается в эту идеальную схему: организм может с удовольствием овладевать и вредным для себя (курение, наркотики, пьянство, и пр.), а приятные эмоции могут достигаться искусственным путем, вредным, и даже смертельным для организма.

Лимбическая система человека, общая со всеми млекопитающими, и появившаяся около 150 млн. лет назад, генерирует яркие и сильные эмоции. Преобладание негативных эмоций свидетельствует об их «животных» истоках. Оно интересно с точки зрения представления об эмоциональной сфере животных: животные (по крайней мере, высшие) живут в постоянном тревожном состоянии, их жизнь заполнена негативными эмоциями, вызванными постоянным поиском пищи и надежного укрытия, защитой от нападения (или, напротив, поиском жертвы), заботой о потомстве, борьбой за территорию и место в иерархии, и пр. Хотя и у животных бывают периоды преобладания позитивных эмоций, - например, время отдыха, игр. Именно такое соотношение эмоций унаследовано получившим лимбическую систему человеком. Поэтому, очевидно, и у первобытных племен преобладали негативные эмоции, которые постепенно требовали уравновешивания позитивными. Отсюда появились и стали расти новые потребности и вызванные их удовлетворением позитивные эмоции, призванные уравновесить негативные эмоции.

В то же время эмоции имеют и биохимическую природу: выделены отдельные комплексы гормонов, пептидов, медиаторов, связанных с эмоциями. Так, например, дефицит норадреналина проявляется депрессией тоски, а недостаток серотонина -депрессией тревоги [3]. Но, с другой стороны, депрессии тоски и тревоги вызываются и негативными внешними воздействиями на человека, что вызывает изменения в биохимических процессах: это - прямые и обратные связи в механизмах управления. В реальном организме человека сложные эмоциональные состояния тесно связаны с множеством воздействий внешнего и внутреннего мира, и негативные эмоции так же необходимы организму, как и позитивные. Например, американскими пси-

хологами было выявлено, что поощряемое принудительное насаждение позитивного мышления, принудительный оптимизм, проявляющийся в неизменной улыбке и притворной приветливости, провоцируют глубокую внутреннюю депрессию.

Видимо, множество отрицательных эмоций является древней, животной особенностью эмоциональной сферы животных - предков, тогда как небольшое число положительных эмоций - это более новая часть эмоциональной сферы. Несомненно, что отрицательные эмоции - древние, идущие от предков человека. Вот, например, описание трагического крика птиц ночью на озере: «Концерт начался тихим попискиванием песочников и жалобными криками ржанок и зуйков... Мало-помалу к ним присоединились другие птицы. Шум усиливался с минуты на минуту, и через некоторое время озеро превратилось в форменный бедлам. Сумасшедший гвалт нарастал до тех пор, пока не вступили фламинго. С этого момента озера не стало -был один только сплошной рев, темное пустое пространство, вскипающее волнами оглушительного шума. . Голоса птиц звучали на такой печальный, минорный лад, что у меня мурашки бегали по коже. Нечто подобное я испытывал, слушая некоторые пассажи Сибелиуса или пробирающий до мозга костей каденции из «Гибели богов» [5]. Мир страстей закреплен, очевидно, в самых древних, «животных» отделах мозга человека, а новая кора может только в определенных пределах контролировать деятельность Р-комплекса и лимбической системы [10]. Именно поэтому страсти так слабо управляемы, человек так сильно подвержен страстям, и не способен подчинять их себе. Страсти - это эмоции, унаследованные человеком от мира животных, поэтому они не только прочно закреплены в поведении, но и недостаточно поддаются контролю со стороны новой, «человеческой» коры. Можно предположить, что древние и старые структуры сложного мозга, несмотря на их небольшой объем, существенно влияют на восприятие действительности, ее анализ и мышление в целом. Новые структуры мозга выросли из старых, что еще более объединяет их. Поэтому «новые» структуры могут быть названы так только несколько условно, на самом деле это выросшие «прогрессивные» области древнего мозга, при этом производные первичной коры (гиппокамп, перегородка, миндалина) не теряют своего значения. В любом случае новые и старые, древние и древнейшие, структуры мозга тесно взаимосвязаны и взаимодействуют.

Как уже отмечалось, в ходе эволюции происходило наслоение новых структур, и в мозгу человека в разной степени сохранилось множество нервных систем его предков. Считается [3], что подтверждением этого служит, например, взаимодействие в передаче информации двух классов информационных молекул - медиаторов (появившихся намного позже и передающих информацию на близкое расстояние от нейрона к нейрону) и пептидов, действующих на большие расстояния по химическому адресу. Эволюционно более поздняя си-

наптическая система тесно взаимодействует с древней пептидергической системой. Эмоции - более древние психические процессы, чем сознание и мышление, они интегрируют в себе соматические, вегетативные и субъективные компоненты. Казалось бы, за эмоции должны быть ответственны только структуры лимбической системы, но это не совсем так. Например, миндалина получает сигналы от всех сенсорных систем и ответственна за эмоциональное и социальное поведение, но интенсивность и знак эмоций зависят и от передних отделов новой коры и гиппокампа [3]. «Нейронные сети, представляющие эмоции, распределены по многим структурам мозга» [3]. В восприятии, создающем константный экран внешнего зрительного поля, участвует множество структур. Если древние отделы мозга сохранились, то не продолжают ли они создавать упрощенные, целиком «животные» картины внешнего мира? Можно определенно утверждать, что это справедливо в отношении эмоционального восприятия мира.

Если древние части мозга по-прежнему создают параллельные зрительные, звуковые и другие образы внешнего мира, причем более древние картины служат только для сопоставления с новыми, то, возможно, в экстремальных, критических условиях они могут проявляться более определенно. Например, у впадающего в ярость человека существенно меняется зрительный образ врага, -поле зрения сужается, в нем виден только ненавистный враг, который должен быть повергнут. В сильном горе представляется «небо с овчинку», то есть зрительное поле сужается. Не включаются ли в этих экстремальных случаях «животные» зрительные образы с помощью эмоций? Сигналы поступают одновременно через ретикулярную формацию, та-ламус, гиппокамп, миндалину и гипоталамус к лобной коре. Таким образом, древние структуры стоят на пути сигналов от рецепторов и определяют их значимость.

Особенности строения и работы мозга человека поддерживают склонность к упрощенному мышлению, к дополнению мышления чувствами. Но если бы эмоции полностью контролировались корой больших полушарий, это существенно обеднило бы восприятие и жизнь человека. Эмоции, унаследованные от животных предков, украшают жизнь, в т. ч. и высшие формы творчества («Ай да Пушкин, ай да сукин сын!»). Можно сказать, что все эмоции нужны, но - во всесторонне обоснованном объеме (даже смех, юмор). Это -бинарная множественность, необходимая для развития и для жизни. Всеживотное в человеке не только играет негативную роль (упрощенное мышление, агрессивность и пр.), но и вносит яркие краски в его жизнь, еще раз подтверждая закон бинарной множественности всех предметов и явлений [11].

Заключение. Учитывая приведенные исследования, можно полагать, что человек может считаться всеживотным как наследник особенностей строения и функционирования тела, систем и органов животных, особенностей мышления, поведения, эмоциональной сферы и форм взаимоотношений, общественных формаций многих его предков. Его предки сохранили отделы в сложном многослойном мозге человека, обеспечив контроль деятельности высшей коры со стороны древних отделов. Наследование многих особенностей животных негативно влияет на бытие человека; оно обусловило упрощенное мышление; отсутствие предела удовлетворения ряда потребностей, ведущее к исчерпанию ресурсов и к экологическому кризису; закрепление унаследованных агрессии, терроризма, рабства; жесткую иерархию и сложные взаимоотношения в обществе. Животное в человеке ведет к упрощенному мышлению и к непредвидению последствий научно-технических прорывов, ставящих под угрозу само существование жизни на Земле. «Всеживотный» человек постоянно воюет, уничтожает природу планеты; хрупкое состояние мира с трудом поддерживается в условиях наличия оружия, способного многократно уничтожить жизнь, и в обстоятельствах унаследованной агрессивности всеживотного человека. Всеживотное в человеке нуждается в глубоких исследованиях, с целью обеспечения выживания человечества и природы планеты.

Литература

1. Ата-Мурадова Ф.А. Развивающийся мозг: системный анализ. - М.: Медицина, 1980. - 296с.

2. Булгаков С. Н. pro et contra. т. 1. — СПб.: Изд-во Рус. христ. гуманит. ин-та, 2003. - 1000 с.

3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Учебная литература, 1997. - 432 с.

4. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. - Санкт-Петербург: Наука, 1991. - 539 с.

5. Клинджел Д. Остров в океане. - М.: Гео-графгиз, 1962. - 344с.

6. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. - М.: «Республика», 1998. - 493 с

7. Оленев С.Н. Конструкция мозга. - Л.: Медицина, 1987. - 208 с.

8. Реймерс Н.Ф. Природопользование. - М.: «Мысль», 1990. - 637 с.

9. Саган К. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума. - М.: Знание, 1986. - 312 с.

10. Тетиор А.Н. Этологические истоки упрощенного мышления и сознания человека. - М.: Ж-л «Сознание и физическая реальность», №1, 2003, стр. 2-14.

11. Тетиор А.Н. Философия множественного мира. Сетевое издание. - М: Академия Естествознания, 2016. - 789 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.