Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕК В XXI ВЕКЕ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ'

ЧЕЛОВЕК В XXI ВЕКЕ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА / ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манахова Ирина Викторовна

В статье рассматриваются эволюция взглядов на человека и основные положения поведенческой экономики. Особое внимание уделяется формированию российской научной школы в области поведенческой экономической теории. На основе методологии поведенческой экономики исследуются новые детерминанты экономического поведения человека в сложном современном мире, обосновываются причины принятия нерациональных решений. Делается вывод о необходимости включения когнитивно - психологических детерминант в экономические модели для повышения их прогнозных функций и приближения к реальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAN IN THE XXI CENTURY:A NEW VIEW OF BEHAVIORAL ECONOMICS

The article discusses the evolution of views on a person and the main provisions of behavioral economics. Particular attention is paid to the formation of the Russian scientific school in the field of behavioral economic theory. On the basis of the methodology of behavioral economics, new determinants of human economic behavior in the complex modern world are investigated, the reasons for making irrational decisions are substantiated. It is concluded that it is necessary to include cognitive-psychological determinants in economic models in order to improve their predictive functions and bring them closer to real life.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕК В XXI ВЕКЕ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ»

ЧЕЛОВЕК В XXI ВЕКЕ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ

MAN IN THE XXI CENTURY: A NEW VIEW OF BEHAVIORAL ECONOMICS

DOI: 10.38197/2072-2060-2022-235-3-249-258

МАНАХОВА Ирина Викторовна

Профессор кафедры политической экономии экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, д.э.н., профессор

Irina V. MANAKHOVA

Professor of Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University, Doctor of Economics, Professor

ORCID:0000-0003-3103-4943

Аннотация В статье рассматриваются эволюция взглядов на человека и основные положения

поведенческой экономики. Особое внимание уделяется формированию российской научной школы в области поведенческой экономической теории. На основе методологии поведенческой экономики исследуются новые детерминанты экономического поведения человека в сложном современном мире, обосновываются причины принятия нерациональных решений. Делается вывод о необходимости включения когнитивно -психологических детерминант в экономические модели для повышения их прогнозных функций и приближения к реальной жизни.

Abstract The article discusses the evolution of views on a person and the main provisions of

behavioral economics. Particular attention is paid to the formation of the Russian scientific school in the field of behavioral economic theory. On the basis of the methodology of behavioral economics, new determinants of human economic behavior in the complex modern world are investigated, the reasons for making irrational decisions are substantiated. It is concluded that it is necessary to include cognitive -psychological determinants in economic models in order to improve their predictive functions and bring them closer to real life.

Ключевые слова Человек, поведенческая экономика, иррациональность, экономическое поведение, человеческий капитал.

Keywords Man, behavioral economics, irrationality, economic behavior, human capital.

Введение

Меняются времена, эпохи, технологии. Меняются и сами люди, их ценностные установки и мотивы поведения. Сменяются научные парадигмы их объясняющие.

XXI век - век динамизма, турбулентности, неопределенности и риска. Мир меняется с огромной скоростью. Усложнение экономической жизни и человеческого бытия под влиянием интернета, виртуальной реальности, технологических трансформаций и социальных инноваций, масштабных финансовых и экономических кризисов усиливает интерес к исследованию роли человека в экономике и его экономического поведения в новых условиях [1].

Изменяющаяся реальность требует изменения методологии познания с явным усилением междисциплинарности и прикладным использованием эмпирических исследований для корректировки моделей экономического поведения рыночных агентов, приближению их к реальной действительности. В этом смысле поведенческая экономика, изучающая взаимосвязь человеческой психики и экономического поведения, отвечает новым вызовам. Это относительно новое направление в экономической науке, основанное на применении методов психологии (наблюдение и эксперимент) к исследованию экономического поведения человека, которая ставит амбициозные задачи повысить прогностическую функцию теории и построить модели с более высокой объясняющей способностью.

Поведенческая экономическая теория изучает человека в многообразии его проявлений, исходя из двойственной природы. С одной стороны, человек - существо биологическое, наделенное от природы сознанием, мышлением, способностью к деятельности, познанию окружающего мира и подверженное инстинктам, рефлексам, интуиции, которые оказывают существенное влияние на модели экономического поведения и алгоритм принятия решений. С другой, человек -социальное, общественное существо, он живет не в изолированном мире, находится в постоянном взаимодействии с другими людьми, накапливает жизненный опыт, формирует привычки и следует социальным нормам и правилам.

В эпицентр поведенческой экономики ставится более одушевленный Человек с его личностными характеристика и индивидуальными особенностями, и это не суперкомпьютер, умеющий считать со скоростью 10 - 9, и не одинокий Робизон, живущий на необитаемом острове. Сэтих позиций рассмотрим основные идеи поведенческой экономической теории, представляющие ее методологическую платформу.

Методология исследования поведенческой экономики

В рамках поведенческой экономики методологический подход изначально связан с критикой рациональности в поведении человека. Способность принимать правильные, обдуманные, взвешенные решения в свою пользу, еще по мнению Дж. Кейнса, нарушается из - за иррационального начала, присущего человеку от природы.

Иррациональное начало (лат. Spiritas Animalis - духовная энергия и жизненная сила) - руководство неэкономическими мотивами, нерациональное поведение, упорство в заблуждениях, спонтанная решимость действовать, неупорядоченность, нелогичность. Нерациональность как явление временное, неравновесное

состояние субъекта, отражающее аномалии в поведении индивида и отклонение от рациональности, имеет систематические закономерности, которые можно измерить [2].

Иррациональность экономического поведения во многом обусловлена когнитивным (познавательные способности), эмоциональным (аффективные состояния), генетическим (наследственность) потенциалом человека. В обоснование своих идей поведенческие экономисты используют открытия в области физиологии И. Павлова (учение о врожденных и условных рефлексах) и психоанализа З. Фрейда (важность подсознательного и инстинктов). Предлагается учитывать «множество рациональностей» как вариаций проявления иррационального поведения: ограниченную рациональность Г. Саймона [3], предсказуемую и позитивную иррациональность Д. Ариэли [4]. Концепция двухсистемного подхода Д. Канемана [5], основанная на физиологических процессах в коре головного мозга человека (первая система принятия решений - интуитивная, вторая - рассудительная), объясняет причины нерационального поведения экономических агентов.

Следующий важный аспект поведенческой теории связан с процессом принятия решений в условиях неопределенности и риска [6]. Неопределенность -перманентная, доминирующая основа жизнедеятельности человека. Осуществляя выбор в условиях многоальтернативности, человек экономит мыслительную энергию, прибегает к эвристикам (упрощению сложных задач оценки вероятности до более простых операций суждения) и подвержен когнитивным искажениям (ошибка репрезентативности, эвристика доступности, фрейминг- эффект, иллюзия валидности, чрезмерный оптимизм и др.), что находит отражение в теории перспектив А. Тверски и Д. Канемана [7]. К подобного рода аномалиям относятся ментальный учет Р. Талера [8], проблемы самоконтроля К. Санштейна [9], гиперболическое дисконтирование Д. Лайбсона [10]. Ученые делают, вывод, что регулярные сбои в рациональном поведении, систематические ошибки экономических агентов при оценке вероятностей приводят к неверным решениям и рыночной неэффективности.

Социальный аспект поведенческой экономики вытекает из нерациональности экономических агентов и ошибок в принятии решений, которые могут приводить к серьезным потерям индивидуального и общественного благосостояния. Исходя из этих положений, обосновывается широкий спектр моделей государственной опеки от«ассиметричного патернализма» К. Камерера и его соавторов [11], «легкого патернализма» Дж. Ловенштейна, Э. Хэйсли [12] до политики «либертарианского патернализма» Р. Талера и К. Санштейна [13]. Идея Р. Талера разворачивается в теории «наджа», или управляемого выбора [14], и закрепляется в экономической политике, в форме «подталкивания» экономических агентов к более рациональному выбору в их долгосрочных интересах.

Еще одно ответвление связано с когнитивной и социальной психологией, в рамках которой формируется поведенческая теория личности, изучающая экономическое поведение социального субъекта. В поле зрения исследований попадает важнейший из видов деятельности человека - экономическая, в результате которой формируется экономическое мышление, экономические отношения, экономическое поведение. Расширяя инструментарий познания, отталкиваясь от модели рационального экономического агента, это направление развивается на основе теории социального научения Б. Скиннера и Дж. Уотсона [15], взаимного детерминизма (системы

взаимодействующих влияний внешний и внутренних факторов) А. Бандуры [16], поведенческого потенциала Дж. Роттера [17]. Общая идея авторов состоит в том, что социальная среда оказывает главное воздействие на формирование личности, определяя ее интересы и мотивы экономического поведения.

Взгляды российских ученых в области поведенческой экономики

Отдельного внимания заслуживают российские ученые в области поведенческой экономики. Можно выделить несколько блоков исследований: обоснование поведенческой экономики как альтернативы неоклассическому мейнстриму, развитие идей в области поведенческой макроэкономики, дискуссии по поводу вмешательства государства в экономику и жизнь людей с целью корректировки нерационального экономического поведения.

Определенный интерес представляют работы научной школы РЭУ (Г. Журавлева, Н. Манохина, В. Русановский, Д. Удалов, Л. Мамаева). Поведенческая экономика представляется как современная парадигма экономического развития, новая интеллектуальная платформа научного сообщества, где смещаются акценты с разработки формализованных моделей рационального поведения индивида в условиях выбора на процесс их экспериментальной и эмпирической проверки, обоснование степени согласованности и расхождения положений и закономерностей традиционной экономической теории с реальной хозяйственной деятельностью [18]. С применением положений поведенческой экономики учеными разрабатываются ряд направлений практического применения теории: поведенческий конфликт как форма противоречий экономических интересов, поведение регионов на рынке труда, оппортунистическое поведение коммерческих банков.

Активно работают в направлении исследования поведенческой макроэкономики ученые МГУ. О. Антипина, Н. Миклашевская, А. Никифоров в серии работ [19] показывают, как включение в макроэкономические модели таких поведенческих предпосылок, как «близорукость» потребителей, «животные инстинкты» инвесторов, «эффект заражения», гиперболическое дисконтирование, волны оптимизма и пессимизма, делает их более правдоподобными и реалистичными. Вместе стем подчеркивается, что частные модели нерационального поведения экономических агентов не затрагивают «твердого ядра» традиционной макроэкономики и могут быть интегрированы в экономическую теорию в рамках «нового синтеза как на более реалистичной ступени ее эволюции, переход к которой можно условно назвать перезагрузкой» [20]. И.Е. Рудакова в цикле статей определяет поведенческую экономику как новый раздел фундаментальной экономической науки, новый тип и стиль научного мышления. Предметом исследования является отражение роли человека в цифровой экономике, изменение требований к когнитивному потенциалу, взаимосвязи экономического поведения человека и его психологии, что позволяет строить более точные прогнозы [21]. Интересная дискуссия представлена в работе авторского коллектива под руководством А. Бузгалина. Научный батл разворачивается в рамках диалога современной политической экономии и поведенческой экономики, ученые рассматривают не только разные взгляды на человека в экономике, но и пытаются найти точки сопряжения и потенциал сближения данных экономических теорий [21].

Анализу поведенческих институтов и государственного патернализма посвящен ряд публикаций отечественных авторов ВШЭ. В работах В.С. Автономова прослеживается эволюция модели человека на разных этапах развития экономической науки,

включая поведенческие аспекты [23]. А.В. Беляниин анализирует научные достижения поведенческих экономистов, получивших нобелевские премии за исследования в этой области [24]. Совместно исследуются поведенческие институты рыночной экономики, где модель человека включает два важнейших компонента: рациональность и мораль, а также этические категории, влияющие на функционирование рыночной системы: доверие, справедливость, равенство, свободу [25]. Р.И. Капелюшников последовательно разбирает основные постулаты поведенческой экономики, разнообразные отклонения отконвенциальной модели рационального выбора (когнитивные ошибки и дефекты воли), «каталог иррациональностей» (ментальное бюджетирование, эффект присутствия, зависимость от контекста, оптическую иллюзию и др.) [26]. На основе анализа обосновывается критическая оценка нормативных установок поведенческой экономики. Выделяется некий тренд перехода от государства благосостояния к патерналисткому государству, активно опекающему нерациональных индивидов, что ставит вопрос о границах вмешательства в экономику и экономическую деятельность людей.

Таким образом, методологический инструментарий поведенческой экономики, заимствованный из психологической науки, позволяет расширить горизонты познания и включить дополнительные аргументы в модели экономического поведения человека.

Новые детерминанты экономического поведения человека

В традиционной экономике на протяжении более трех веков главенствовала модель Homo economicus (ECON), рационализирующего максимизатора, располагающего полной информацией, имеющего недюжинные способности по ее переработке, умею -щего безупречно количественно оценить всевозможные альтернативы, готового принять единственно правильное решение в собственных эгоистических интересах. В течение долгого времени конструкция идеального экономического человека помогала объяснить разнообразные процессы в экономике. Однако в сложном глобальном мире рациональное поведение, оптимальный выбор, по мнению ученых в области поведенческой экономики, только один из вариантов экономического поведения. Важно учитывать проявления иррациональности и нерыночную мотивацию, связанную с обстоятельствами морального, нравственного порядка, ожиданиями людей, их доверием, ощущениями и прочим, эффект от которых никак не соответствует отсутствию данных явлений в объясняющих экономических моделях.

Ростки этих отношений заметила поведенческая наука и пытается приблизить нас к человеку реальному, который не обладает качествами супермена, вычислительными сверхспособностями, железной логикой и силой воли. Он подвержен чувствам, эмоциям, настроению. Мейнстрим - экономисты хорошо умеют моделировать рациональное поведение и экономические мотивы, но современные реалии требуют включения новых детерминант в экономические конструкции человеческого поведения.

Критикуя устоявшуюся модель экономического человека, поведенческая экономика исходит из предпосылок иного рода, помогает разобраться, почему люди принимают нерациональные решения,что приводит к сбоям рыночной системы. Прежде всего, подвергается сомнению целевая функция максимизации полезности экономических агентов. Человек в эпоху цифровой трансформации испытывает колоссальные нагрузки, становится мультифункциональным

и решает бесчисленное количество экономических задач. Его потребности также расширяются количественно и видоизменяются качественно, трансформируются мотивы экономической деятельности, целевая функция усложняется и смещается к минимизации рисков. В ходе экспериментов и эмпирических наблюдений поведенческие экономисты доказывают, что в реальной жизни максимизация полезности недостижима вследствие ограниченных когнитивных способностей человека. Люди доверчивы и невнимательны, действуют импульсивно, лимитированы временем, не умеют взвесить собственные возможности, подвержены информационным перегрузкам и др., это приводит к нелогическим действиям и системным ошибкам.

Ограниченность человеческого знания и мыслительных возможностей в процессе выбора являются причинами интуитивного подхода, основанного на личном опыте, привычках, эмоциях. Многие полагаются на эвристики, используют правило «большого пальца» [6]. Привычки основаны на стереотипном поведении и позволяют экономить время и затраты энергии. Эмоции помогают человеку быстро оценить ситуацию с учетом ретроспективных воспоминаний и собственного опыта [27]. Важным фактором, перекрывающим стремление к выгоде, является затратность максимизации выгодного решения. Поведенческая наука, опираясь на психологические результаты в области принятия решений, пытается объяснить причины иррационального поведения излишней уверенностью, отсутствием самоконтроля, неверной оценкой риска, несимметричностью выигрышей и убытков, смысловыми рамками и т.д. [7].

Новейшие исследования в области нейронауки, когнитивной психологии, геноэкономики позволяют по-новому взглянуть на процесс принятия экономических решений под влиянием психологических особенностей индивида, различных форм человеческого капитала. Познавательные способности, или когнитивный капитал, каждого человека различны, они определяются индивидуально-психологическими особенностями восприятия, памяти, мышления, воображения. Часто в ситуации неопределенного выбора возникает когнитивный диссонанс, то есть избегание человеком состояния психологического дискомфорта при наличии конфликтующих альтернатив или ценностей. Чтобы снизить противоречия, люди упорядочивают систему убеждений. Этот самообман на подсознательном уровне ведет к предвзятости, что может вызвать серьезные негативные последствия в экономике. Эмоциональный потенциал включает эмоции, чувства, переживания. Аффективные состояния экономических агентов также влияют на процесс принятия решения. К. Камерер и соавторы описывает «горячие» (гнев, страх, возбуждение) и «холодные» (спокойствие, хладнокровие) эмоциональные состояния, первые становятся причиной нерациональных поступков, тогда как вторые - рационального поведения [28]. Генетический капитал определяет многие наследственные черты индивида, коэффициент умственного развития, умение сопереживать, силу воли, уровень внимания, склонность к риску и т.д. Новые исследования в области геноэкономики доказывают, что экономические решения и выбор во многом зависят от генетического капитала и социального окружения. Д. Цесарини и его коллеги предполагают, что эти параметры играют более важную роль в экономических результатах, чем ожидания и культурные нормы [29].

Известные ученые Дж. Акерлоф и Р. Шиллер, изучая влияние человеческой природы на экономику, связывают иррациональность с такими психологическими формами проявления, как доверие, справедливость, злоупотребления, нарративы, монетарные иллюзии [2]. По их мнению, влияние иррационального начала усиливает цикличность экономики, ускоряет разбалансировку рынка. В моменты принятия решений человеческое сознание становится особенно восприимчивым к нарративам, рассказам о жизненных успехах других. Нарративы все время меняются, внося элемент иррациональности в экономические решения. Информация в виде историй распространяется между людьми подобно вирусу. Контагиозность (заразительность) этих историй способна вызвать эпидемию оптимизма и эпидемию пессимизма: на подъеме - ощущение экономической перспективы, на спаде -чувство несправедливости и мнение о неверном устройстве экономической системы. Исследователи подчеркивают, что чувство справедливости - один из важных факторов функционирования рыночной экономики, когда это ощущение пропадает, меняется характер иррационального начала. Когда с нами поступают несправедливо, важную роль играют эмоции, сопереживание, чувство гнева. Оценка решения происходит на гормональном уровне, что ведет к эмоциональной реакции и не ограничивается только рассудком. Из этого следует, что в процессе взаимодействия честность и справедливость экономических агентов имеет важное значение для готовности к сотрудничеству, и опровергается предпосылка о сугубо эгоистической природе человека. «Изучая влияние таких явлений, как эпидемия безудержного энтузиазма, возбужденно -восторженная интонация, сменяющаяся волнами пессимизма, „стадное поведение", ученые приходят к важному выводу: стремясь получить выгоду в изменчивых экономических условиях, разные люди в разных странах ведут себя одинаково» [30].

Заключение

Таким образом, исследования, проделанные в области поведенческой экономики, определяют ряд важных аспектов экономического поведения человека, отличающихся от предпосылок, лежащих в основе традиционной неоклассической модели рынка. Экспериментальные разработки в этой области обогащают понимание поведения экономических агентов в ключевых областях, которые являются важным дополнением к неоклассической модели.

В процессе относительно недолгой эволюции поведенческая экономика ориентировалась на следующие методологические положения: во- первых, междисциплинарность как принцип научного исследования; во- вторых, ориентация на человека реального, развитие его человеческого капитала как предмета исследования; в третьих, обоснование иррациональности экономического поведения и не-рыночной мотивации экономической деятельности человека.

Включение когнитивно - психологических детерминант в модели поведения открывает новые возможности для расширения потенциального поля исследований и повышает прогностическую функцию экономической теории, столь важную для практики реальной жизнедеятельности.

Библиографический список

1. Социальный поворот. Пандемия заставляет экономику обратиться лицом к человеку. Интервью С.Д. Бодрунова «Российской газете» // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. № 6 (232). С 288-295.

2. Akerlof G, Shiller R. Animal Spirits: How human psychology drives the Economy, and why it matters for Global Capitalism. - Priceton University Press, 2009.

3. Simon H. Models of Man. - New York: Wiley, 1957; Simon H. Rationality as Process and as Product of Though: Richard T.Ely Lecture //American Economic Review. 1978. Vol. 68.2. pp. 1-16.

4. Ariely D. Predictably Irrational: The Hidden Forces That Shape Our Decisions. - New York: HarperCollins, 2008.

5. Kahnenam D. Thinking, Fast and Slow. - New York: Farrar, Strauss and Giroux, 2011.

6. Kahneman D., Slovic P., Tversky A. Judgment Under Uncertainty: Heuristics and Biases. - Cambridge: Cambridge University Press, 1982.

7. Kahnenam D, Tversky A. Prospect Theory: An Analysis of Decission under Risk // Econometrica. 1979. Vol. 47. № 2. pp. 361-374.

8. Thaler R. Mental Accounting and Consumer Choice //Marketing Science. 1985. Vol. 4. № 1. pp. 199-214.

9. Thaler R., Shefrin H. An Economic Theory of Self-Control //Journal of Political Economy. 1981. Vol. 89. № 2. pp. 392-406.

10. Laibson D. Golde Eggs and Hyperbolic Discounting // The Quarterly Journal of Economics. Vol. 112.1997. № 2. pр. 443-478. "

11. Camerer C., Issacharoff S., Loewewnstein G., O'Donoghue T, Rabin M. Regilation for Conservatives: Behavioral Economics and The Case for "Asymmetric Paternalism"// University of Pennsylvania Law Review. 2003. Vol. 151. № 1. pp. 1211-1254.

12. Sunstein C., Thaler R. Libertarian Paternalism //American Economic Review. 2003. Vol. 93.2. pp. 175-179.

13. Loewewnstein G., Haisley E. The Economist as Therapist: Methodological Ramifications of "Light Paternalism"/ The Handbook of Economic Methodologies. Vol. 1. Oxford: Oxford University Press, 2006.

14. Thaler R., Sunstein C. Nudge: Improving Decisions about Health, Wealth and Happiness. - New Haven and London: Yale University Press, 2008.

15. Skinner B. The Origins of Cognitive Thought //Amerinan Psychologist. 1989. Vol. 44.1. pp. 13-18.

16. Bandura A. Regulation of Cognitive Processes through Perceived Self-Efficacy// Developmental Psychology. 1989. Vol. 25.5. pp. 729-735.

17. Rotter J. The Development and Applications of Social Learning Theory: Selected papers. New York: Praeger, 1982.

18. Поведенческая экономика: новая парадигма экономического развития: монография. Под ред. Г.П. Журавлевой, Н.В. Манохиной, И.В. Смагиной. - М.; Тамбов, 2016.

19. Миклашевская Н.А., Антипина О.Н., Никифоров А.А. Поведенческая экономика до и после Великой Рецессии//Экономическая наука современной России. 2018. № 1 (80). С. 33-48.

20. Никифоров АА., Антипина О.Н. Поведенческая макроэкономика: на пути к новому синтезу?// Вопросы экономики. 2016. № 2. С 88-103.

21. Рудакова И.Е. Поведенческая экономика - новая мода или новая парадигма?//Философия хозяйств. 2018. № 6 (120). С 69-80.

22. Бузгалин, А.В., Манахова, И.В., Молчанов, И.Н., Павлов, М.Ю. Рассадина А.К. Человек как экономический актор: потенциал диалога поведенческой экономики и современной марксистской политэкономии // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2022, № 2. С. 26-44.

23. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории (очерк истории западной экономической мысли). М.: Наука, 1993.

24. Белянин А.В. Лицом к человеку: достижения и вызовы поведенческой экономики //Журнал Новой Экономической Ассоциации. 2017. № 2 (34). С. 166-175.

25. Автономов В.С, Белянин А.В. Поведенческие институты рыночной экономики: к постановке проблемы //Общественная наука и современность. 2011. № 2. С. 112-130.

26. Капелюшников Р.И. Поведенческая экономика и новый патернализм. - М: ВШЭ, 2013.

27. Дейнека О.С. Экономическая психология. СПб.: СПбГУ, 2000.

28. Camerer C., Loewewnstein G., Prelec D. Neuroeconomics: How Neuroscience Can Inform Economics //Journal of Economic Literature. Vol. 43.2005. pp. 9-64.

29. Cesarini D, Dawes Ch., Johannesson M., Lichtenstein P., Wallace B. Genetic Variation in Preferences for Giving and Risk Taking // The Quarterly Journal of Economics. Vol. 124.2009. № 2. pp. 809-842.

30. Манахова И.В. Трансформация потребления в информационной экономике: диссер. на соискание степени д-ра наук. М.: ЭФ МГУ, 2014.

References

1. Social'nyj povorot. Pandemiya zastavlyaet ekonomiku obratit'sya k licom k cheloveku. Interv'yu S.D. Bodrunova «Rossijskoj gazete» // Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2021. № 6 (232). S. 288-295.

2. Akerlof G, Shiller R. Animal Spirits: How human psychology drives the Economy, and why it matters for Global Capitalism. - Priceton University Press, 2009.

3. Simon H. Models of Man. - New York: Wiley, 1957; Simon H. Rationality as Process and as Product of Though: Richard T.Ely Lecture //American Economic Review. 1978. Vol. 68.2. pp. 1-16.

4. Ariely D. Predictably Irrational: The Hidden Forces That Shape Our Decisions. - New York: HarperCollins, 2008

5. Kahnenam D. Thinking, Fast and Slow. - New York: Farrar, Strauss and Giroux, 2011.

6. Kahneman D., Slovic P., Tversky A. Judgment Under Uncertainty: Heuristics and Biases. - Cambridge: Cambridge University Press, 1982.

7. Kahnenam D, Tversky A. Prospect Theory: An Analysis of Decission under Risk // Econometrica. 1979. Vol. 47. № 2. pp. 361-374.

8. Thaler R. Mental Accounting and Consumer Choice //Marketing Science. 1985. Vol. 4. № 1. pp. 199-214.

9. Thaler R., Shefrin H. An Economic Theory of Self-Control //Journal of Political Economy. 1981. Vol. 89. № 2. pp. 392-406.

10. Laibson D. Golde Eggs and Hyperbolic Discounting // The Quarterly Journal of Economics. Vol. 112.1997. № 2. pp 443-478.

11. Samerer C, Issacharoff S., Loewewnstein G, O'Donoghue T., Rabin M. Regilation for Conservatives: Behavioral Economics and The Case for "Asymmetric Paternalism"// University of Pennsylvania Law Review. 2003. Vol. 151. № 1. pp. 1211-1254.

12. Sunstein C., Thaler R. Libertarian Paternalism //American Economic Review. 2003. Vol. 93.2. pp. 175-179.

13. Loewewnstein G., Haisley E. The Economist as Therapist: Methodological Ramifications of "Light Paternalism"/ The Handbook of Economic Methodologies. Vol. 1. Oxford: Oxford University Press, 2006.

14. Thaler R., Sunstein C. Nudge: Improving Decisions about Health, Wealth and Happiness. - New Haven and London: Yale University Press, 2008.

15. Skinner B. The Origins of Cognitive Thought //Amer'^an Psychologist. 1989. Vol. 44.1. pp.13-18.

16. Bandura A. Regulation of Cognitive Processes through Perceived Self-Efficacy// Developmental Psychology. 1989. Vol. 25.5. pp. 729-735.

17. Rotter J. The Development and Applications of Social Learning Theory: Selected papers. New York: Praeger, 1982.

18. Povedencheskaya ekonomika: novaya paradigma ekonomicheskogo razvitiya: monografiya. Pod red. G.P. ZHuravlevoj, N.V. Manohinoj, I.V. Smaginoj. - M.; Tambov, 2016.

19. Miklashevskaya N.A., Antipina O.N., Nikiforov A.A. Povedencheskaya ekonomika do i posle Velikoj Recessii // Ekonomicheskaya nauka sovremennoj Rossii. 2018. № 1 (80). S. 33-48.

20. Nikiforov A.A., Antipina O.N. Povedencheskaya makroekonomika: na puti k novomu sintezu? //Voprosy ekonomiki. 2016. № 2. S. 88-103.

21. Rudakova I.E. Povedencheskaya ekonomika - novaya moda ili novaya paradigma?// Filosofiya hozyajstv. 2018. № 6 (120). S 69-80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Buzgalin, A.V., Manahova, I.V., Molchanov, I.N., Pavlov, M.YU. & Rassadina, A.K. CHelovekkak ekonomicheskij aktor: potencial dialoga povedencheskoj ekonomiki i sovremennoj marksistskoj politekonomii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika. 2022, № 2. S. 26-44.

23. Avtonomov V.S. CHelovek v zerkale ekonomicheskoj teorii (ocherk istorii zapadnoj ekonomicheskoj mysli). M.: Nauka, 1993.

24. Belyanin A.V. Licom k cheloveku: dostizheniya i vyzovy povedencheskoj ekonomiki //ZHurnal Novoj Ekonomicheskoj Associacii. 2017. № 2 (34). S. 166-175.

25. Avtonomov V.S., Belyanin A.V. Povedencheskie instituty rynochnoj ekonomiki: k postanovke problemy// Obshchestvennaya nauka i sovremennost'. 2011. № 2. S. 112-130.

26. Kapelyushnikov R.I. Povedencheskaya ekonomika i novyj paternalizm. - M: VSHE, 2013.

27. Dejneka O.S. Ekonomicheskaya psihologiya. SPb.: SPbGU, 2000.

28. Samerer C, Loewewnstein G., Prelec D. Neuroeconomics: How Neuroscience Can Inform Economics //Journal of Economic Literature. Vol. 43.2005. pp. 9-64.

29. Cesarini D, Dawes Ch., Johannesson M., Lichtenstein P., Wallace B. Genetic Variation in Preferences for Giving and Risk Taking // The Quarterly Journal of Economics. Vol. 124.2009. № 2. pр. 809-842.

30. Manahova I.V. Transformaciya potrebleniya v informacionnoj ekonomike: disser. na soiskanie stepeni d-ra nauk. M.: EF MGU, 2014.

Контактная информация / Contact information

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Адрес: Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, дом 1, строение 46.

Lomonosov Moscow State University, GSP - 1, 1-46 Leninskiye Gory, 119991, Moscow, Russia.

Манахова Ирина Викторовна / Irina V. Manakhova

E -mail: ManakhovaIV@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.