Крюкова О. С.
д.ф.н., зав. кафедрой словесных искусств Факультета искусств МГУ
ЧЕЛОВЕК В ЦИФРОВОМ МИРЕ: ПРОБЛЕМА ДЕГУМАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Ключевые слова: дегуманизация, личность, образование, компьютерные технологии.
Keywords: dehumanization, personality, education, computer technologies.
«Новый человек, живущий в условиях новой технологии, есть прежде всего - новая идея о человеке...»
Н.Н. Берберова
Цифровая реальность оценивается как новая стадия технологического развития человечества: «По своему преобразовательному эффекту совокупное воздействие компьютерных технологий, Интернета и электронной торговли вполне сравнимо с изменениями, которые в свое время вызвала промышленная революция» [4, с. 379], - и она же побуждает рассматривать человека в новом качестве. Новые способы связи, быстрота нахождения ранее малодоступной информации, новые формы товарно-денежных отношений, внедрение информационных технологий в образовательный процесс - все это предъявляет к человеку новые требования, в том числе, например, в отношении умения работать с большими информационными потоками в режиме многозадачности, в то время как человек как таковой в физиологическом отношении меняется медленно, а нередко даже утрачивает социально приемлемые личностные качества, что отмечают многие исследователи [2; 3; 4]. «Глобальность процессов всеобщей компьютеризации привела к обострению многих социальных и нравственных проблем, которые в полной мере касаются и института образования, породила новые негативные коллизии. Компьютеризация воздействует на экономическую и психологическую переориентацию человека в окружающем мире, формирует совершенно новую этическую ситуацию в обществе, изменяет поведение людей, причем не только в лучшую сторону» [4, с. 385].
Цифровая среда, создавая новые возможности для более комфортной жизнедеятельности человека, по-новому решает проблему коммуникации: «Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере» [4, с. 382]. Интернет-телефония, электронная почта, мессенджеры и социальные сети предоставляют человеку широкий выбор способов связи, но общение как таковое заметно сужается. Скольжение по социальным сетям создает иллюзию псевдоинтеллектуальной деятельности, однако за внешне привлекательными цифровыми образами могут скрываться одиночество, семейные драмы, профессиональная нереализованность и масса других не слишком приятных вещей, которые существенно расходятся с постановочными фотографиями. «Современные IT-технологии и чрезмерное пользование Интернетом ускоряют процесс деструктивной десоциализации, трансформируют и дегуманизируют личность, которая зачастую не может восстановить уже освоенные ценности, нормы и роли в полном объеме», - констатирует Ю.А. Клейберг [1, с. 152]. Незрелая личность испытывает проблемы с самоидентификацией, отсюда и повальное увлечение молодежи селфи, порой в рискованных для жизни ситуациях. Стараясь сделать эффектный снимок, многие забывают об элементарной безопасности, утрачивая чувство самосохранения: результат - серьезные травмы, падения с высоты и т.п. Способом выделиться из толпы для молодых людей становятся фотографии в странных позах, в не предназначенных для фотографирования местах, постановочные видео, нередко криминального характера.
Формирование социальной идентичности предполагает ответ на вопрос: «Кто я?» Попыткой ответа на этот вопрос становятся фотографии в социальных сетях, демонстрирующие успех, статусное потребление и попытки выделиться из толпы. Молодой человек окружает себя сотнями виртуальных друзей, которым демонстрирует фотографии из кафе, ресторанов, ночных клубов и других престижных для «золотой молодежи» мест. Проблемы с самоидентификацией приводят молодых людей в различные группы и сообщества в социальных сетях: от безобидных групп по интересам (например, коллекционеров или любителей музыки) до деструктивных (например, в так называемые «группы смерти») или экстремистских. В двух последних случаях речь идет о настоящей киберугрозе, следствием которой становится дегуманизация личности. Под дегуманизацией в психологии принято сегодня понимать «процесс, затрудняющий идентификацию личности, обезличивающий и обесценивающий ее образ» [1, с. 152]. К характерным чертам дегуманизации относят «пренебрежение к личности как таковой или отдельным общностям людей (нациям, расам, группам по половому и религиозному признаку); обесценивание человеческой жизни; лояльное, порой позитивное отношение к насилию; категоричность мышления в том, что касается отрицания высших проявлений человечности, толерантности и гуманности» [1, с. 152]. Следствием дегуманизации личности становится девиантное поведение в
реальной жизни, травля в социальных сетях (так называемый троллинг), психологическая зависимость от количества лайков и неспособность поддерживать традиционные формы общения. Отражением процесса дегуманизации личности являются использующие обсценную лексику никнеймы многих пользователей социальных сетей и соответствующие аватары. Безопасность детей в Интернете становится настолько уязвимой, что в российских школах даже проводятся специальные уроки по безопасному поведению в Интернете.
Процесс дегуманизации личности происходит не без влияния дегуманизации образования в современной российской школе, что отмечают современные теоретики педагогики: «В современном обществе и образовании в значительной мере проявляются черты их дегуманизации. Наблюдаются утрата духовных и нравственных ценностей, отказ от мировоззрения, основанного на справедливости, отсутствие внимания и уважения к человеку, обесценивание жизни человека. В образовании на первый план вышли требования к уровню профессионально-технических знаний при забвении его гуманистических основ» [2, с. 97]. Дегуманизация образования связана прежде всего с отказом школы от функции воспитания, которая делегируется семье. Воспитательный вакуум заполняется бесконтрольным времяпрепровождением в Интернете, однако запрет на использование социальных сетей учащимися не имеет смысла, поскольку социальные сети в настоящее время являются одним из каналов социализации. Самые современные педагогические технологии при отсутствии воспитательного блока в образовании неэффективны.
С другой стороны, цифровизация в образовании позволяет эффективно решить сложнейшие учебные задачи: «Принципиально новое качество приобрело образование с появлением и распространением компьютерных сетей, что позволило радикально изменить сам способ получения информации. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов и т.д.). В одном из самых популярных ресурсов Интернета доступны для ознакомления и работы с ними порядка двух миллиардов мультимедийных документов» [4, с. 382]. Использование компьютера в образовании делает необязательными некоторые рутинные функции педагога, побуждая учащихся к самостоятельному поиску информации, приемлемых компьютерных решений и т. п. Новые способы связи позволяют изучать иностранные языки при поддержке компьютерной среды, общаться с носителями языка, пользоваться электронными многоязычными словарями.
В то же время цифровизация образования создает новые вызовы этического характера. «Диалог с компьютером» вместо живого общения, «синдром информационной усталости», уход личностного компонента из образования оказывают негативное воздействие на еще не сформировавшуюся личность. В когнитивном плане тотальная цифровизация образования приводит к формированию «нелинейного, ассоциативного, мозаичного мышления» [4, с. 386], ослаблению творческого потенциала в человеке. Успешность образовательной политики, по-видимому, будет определяться соотношением цифровой и традиционной педагогики как в средней, так и в высшей школе, а также гуманизацией, т.е. ориентацией на человека как высшую ценность бытия [2, с. 97] и гуманитаризацией образовательного процесса.
В качестве эпиграфа к данной статье не случайно вынесено высказывание деятеля Серебряного века русской культуры. Для этой исторической эпохи было характерно внимание к проблемам человека и его места в мире. Цифровизация изменила лишь внешние условия жизни, но изменилась ли сущность человека? Он стал более информированным, более мобильным, начал быстрее принимать решения. В постинформационном обществе у человека, как ни парадоксально, больше комфорта, но меньше уюта, больше социальных связей, чаще виртуальных, но меньше привязанностей, больше открытости, но меньше возможностей для уединения. Изменились даже привычные жанры частного характера: место личного дневника, предназначенного для себя, для самоанализа, занял ЖЖ, виртуальный дневник, обращенный не к одному человеку, а к неопределенному множеству подписчиков, т.е. появился феномен обращенности личных переживаний во внешний мир. Да, человек меняется, и эти перемены выглядят неожиданными и странными с традиционной точки зрения. Найти и осмыслить свое место в меняющемся мире, сохранить свою индивидуальность - задача для человека непростая, но ее решение поможет противостоять дегуманизации личности.
Список литературы
1. Клейберг Ю.А. Десоциализация и дегуманизация личности в ситуации социальной турбулентности: психолого-девиантологи-ческий дискурс // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. - № 1 (35). - С. 150-158.
2. Левицкая И.А. Проблема дегуманизации образования в современной культуре // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013. - Т. 19, № 4. - С. 97-99.
3. Поломошнов А.Ф. Проблема дегуманизации российского образования // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2017. - № 2-2 (24). - С. 65-73.
4. Цвик И.В. Компьютерные технологии в современном образовательном процессе: этический аспект // Вестник РУДН. Серия: Философия. - М., 2017. - Т. 21, № 3. - С. 379-388.