Научная статья на тему 'Человек в современном цивилизационном порядке'

Человек в современном цивилизационном порядке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
166
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек в современном цивилизационном порядке»

НАУЧНОЕ СООБЩЕНИЕ

© 2005 г. Г. С. Працко

ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ПОРЯДКЕ

В рамках социальных целостностей, локальных цивилизаций, вырабатывается доминирующая модель человека, модель личности, укорененная в бытии цивилизации. Цивилизационная модель человека выражается, в частности, в существовании особых архетипов и схем мышления и деятельности человека, смыслов бытия, специфических ценностей, присущих данному обществу. В современном цивилизационном порядке человек сталкивается с рядом проблем, вызванных усилением и нарастанием фор-мационных зависимостей и процессов, порождающих тенденции глобализации. Эти процессы сопровождаются рядом явлений, делающих вызов существованию локальных цивилизаций, возможности культурно-цивилизационной автономии личности и самой циви-лизационной модели человека. Человек вынужден противостоять всеобщим унифицирующим «ценностям» глобального общества - стандартизации, технократическому мышлению, информационной перегруженности и т.д. Все это подвергает сомнению перспективу самодетерминационного развития локальных цивилизаций, воспроизводства цивилизационной модели человека, способного действовать оптимально в реализации специфических условий общественной жизни.

Возрастающее значение техники в жизнедеятельности человека усложняет формирование духовной культуры человека. Специфика техники в том, что она позволяет передавать внешние формы предмета без передачи смысла. Развитие техники в отрыве от культуры приводит к сокрытию первоначальных смыслов культуры и разрыву живой целостности общества, замене ее механической внешней связью предметов и явлений.

Развитие средств телекоммуникации привели к тому, что человеку доступен огромный объем информации и знания. Эта информация и знание как правило вырваны из культурного контекста. В отсутствии необходимой цивилизационной идеологии человеку сложно ориентироваться в поликультурной информационной среде, что затрудняет формирование целостного цивилизационного самосознания, способного стать основанием в его целеполагающей деятельности на благо общества.

Сохранение цивилизации, цивилизационной модели человека - это прежде всего сохранение уникальной идентичности, цивилизационного самосознания. В этой связи в современном мире открытого информационного, культурного, экономического пространства особое значение приобретает цивилизационная идеология, направленная на сохранение преемственности культуры, ценностной системы, адекватной укоренившимся

социокодам и смыслам бытия, лежащим в основе цивилизационной целостности.

Идеология присутствует в любом порядке общества как совокупность идеалов, ценностей и взглядов, которые отражают отношение определенной общности людей к существующей социальной реальности, наличествующему соотношению власти и общества, общества и личности, ставит цели и задачи развития общества и определяет его перспективы. Она может разрабатываться специалистами, либо существует как стихийно сложившаяся совокупность идей и предпочтений, возникших без рефлексии и выражающих в большей степени сиюминутные и эмоционально переживаемые интересы людей.

Идеология может рассматриваться, с одной стороны, в негативном плане как возможность манипулировать и управлять сознанием людей, с другой - в позитивном как фактор обеспечения единства и целостности общества в целом. Негативные аспекты будут сняты в случае отражения идеологией фундаментальных, укорененных в сознании и отражающих социокультурные архетипы общественных идеалов, функционирующих в порядке общества.

После крушения противостояния идеологий коммунизма и капитализма в российском обществе произошел пересмотр оснований идеологии и принципов ее формирования. Прежде всего отсутствует четкая артикуляция идеологии. Как отмечает А. Зиновьев, отрицание прежней идеологии становится одной из эфемерных идей: «Идеология спрятана, растворена, рассеяна во всем том, что предназначено для менталитета людей - в литературных произведениях, фильмах, специальных книгах, научно -популярных и научно-фантастических сочинениях, газетных и журнальных статьях, рекламе и т.д. Она слита с внеидеологическими феноменами настолько, что вторые просто немыслимы без нее. Это делает ее неуязвимой для критики. Она везде и во всем, и потому кажется, будто ее вообще нет...» [1]. В таких условиях личности, имеющие явную, открытую позицию выглядят нелепо, поскольку их взгляды воспринимаются как нечто однозначное, одностороннее по сравнению с общими, функционирующими на нерефлексируемом уровне, установками и положениями.

Видимо, идеология современных обществ не может отражать интересы отдельной социальной группы, выделенной по материально-производственному принципу. Это связано с увеличением дифференциации общества, социальной мобильностью членов общества, когда человек может проходить в течение своей жизни через несколько страт.

Известна попытка создания идеологии среднего класса, который включал бы значительную часть общества и тем самым определял бы его большинство. Средний класс даже пытались выделить по уровню дохода. В этот класс могли включаться как рабочие, так и, например, учителя. Построение идеологии, выражающей интересы определенных классов, т.е. - по формационному принципу - имеет существенные недостатки.

Такая идеология часто разобщает членов общества, не открывает перспективы общего духовного единства.

Эту ограниченность преодолевает цивилизационная идеология, ориентирующаяся на выделение и оптимизацию факторов мобилизации деятельности прежде всего не отдельных классов, а этносов и единого циви-лизационного суперэтноса. Быстрые темпы социальных изменений в порядке общества приводят к потере связи с историческим прошлым. Поэтому конструктивная роль цивилизационной идеологии заключается в том, что она в значительной степени ориентирована на социальную память общества, исходит из наличия единой основы, прежде всего духовной, уже сформированной предшествующим развитием.

Задача разработки цивилизационной идеологии выводит нас на методологию цивилизационного подхода. Категориальную систему цивилиза-ционного подхода мы представляем в форме категориальных рядов, определяемых по различным параметрам деятельности человека: сущностным, материально-духовным, идеально-духовным и др. Каждый из этих категориальных рядов представляет собой позицию описания всей цивилизации с какой-либо одной стороны и может включать в себя многие категории других рядов. Такой подход дает возможность целостно, всесторонне описывать цивилизации и их взаимодействие, тенденции их развития, определять инструменты, с помощью которых можно наиболее оптимально сформулировать и разработать содержание цивилизационной идеологии.

Мы выделяем пять основных категориальных рядов исследования в цивилизационной теории: 1) ряд основ, 2) генезисный ряд, 3) ряд факторов развития, 4) материально-духовный, 5) идеально-духовный. В категориальный ряд основ включаются следующие категории: начала - основы - целостность - ядро цивилизации - характеристики - атрибуты. В гене-зисный ряд: рождение - возникновение - идентификация - становление -преемственность - мимесис - развитие - надлом - псевдоморфоза - циви-лизационный переход - распад. В ряд факторов развития: субъект цивилизации - движущие силы развития - факторы целостности - суперэтнос. В материально-духовный ряд: экономическая сфера жизни - политическая сфера - государственность - гештальт культуры (форма эмпирического выражения цивилизации) - географическая среда существования цивилизации (окультуренная географическая среда). В идеально-духовный ряд: культура - традиции - национальный характер - национальная душа - национальный дух - национальная идея - цивилизацион-ная идея.

Цивилизационная идеология должна отражать, прежде всего:

- ядро цивилизации;

- место и возможности субъекта в реализации общественных процессов, ориентированного на созидание социальной целостности;

- основные характеристики оптимальной модели человека, способного действовать в рамках данной цивилизационной целостности.

Идеология будет способствовать сохранению единства и целостности общества в случае, если она отражает основы и ядро цивилизации. Основы - фундаментальные, существенные компоненты цивилизации, которые определяют ее сущность и являются условием ее существования. Ядро цивилизации, «душу целостности» составляют смыслообразующие ценностные принципы, архетипы. Действенная цивилизационная идеология должна не только учитывать данные составляющие, но и артикулировать их в идеалы, пропагандируемые нормы жизни человека.

Категориальные ряды цивилизационной теории выступают в качестве основания для системного представления составляющих цивилизацион-ной идеологии. По вектору каждого из цивилизационных рядов возможно составление картины содержательного восприятия цивилизационного порядка, определение направления интерпретации истории и перспектив развития порядка общества, задач укрепления оптимальной цивилизаци-онной модели человека.

Литература

1. ЗиновьевА.А. Посткоммунистическая Россия. М., 1996. С. 311-313. Ростовский юридический институт МВД РФ 2 марта 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.