УДК 005.331
ЧЬЛОВЬК В НОС I ИНДУС I РИАЛ ЬНОМ ОЬШЬ<_1 ВЬ: ИН I ЬЛЛЬК I У АЛ И ЗАЦИЯ И УНИАВЛЬНИЬ ЬЁ РЛЗВИ I иьм
Е. В. Яковлева
Омски;/ гос\>дарстг,бенныи технический университет, 2. Омск, Россия
Ачночтиня - Невстгг»а*нооть обеспечения гффектияногг» управления чрллнрчргкпмя реп-решп и ио-выл сишыльни-.»кхшичич*Л1а1Л > сливнил и.« ишииь 1 ралпшшнныл ииллидив, иирелелила иен1ральную идею исследования. мключаюшюся в разработке концепции управления развитием интеллектуализации человеческих ресурсов в период поетппдустрналташш. Зто позволит исследовать, проектировать. а тпкже внедрять соответствующие управленческие системы н механизмы, развивать с их помощью инновационные компетенции работников, обусловленные уровнем их интеллектуального развития, нлце.ти-ваюшие на иишшвние ихншиьнне к иОниьлению и сознательному разрушению в ишересах щнмресси-руюшего общественного развития.
Обоснована научная проблема и раскрыта императивная сущность развпваюшего и трансформирующего управления интеллектуализацией человеческих ресурсов в постиндустриальный период общественного развития. Определены предпосылки и центральная идея управления в обозначенной предметном иилип и нес. I р. (пнн ни и.
К.иочссые слоев: человек, интеллектуализация, управление. иостпплустрпалнзапня, общество, экопо мика.
I Введение
Императив опережающею развшня шюккг«! црсврииилса в нмиерашв не просю существования. а выживания цнвилшацнн в условиях происходящей социально-экономической трансформации 111. Именно такую точку зреппя разделяют мл огне исследователи актуальных задач современного человечества с позлили около мики. социологии, философии, антропологии, экологии и других научных направлений.
Ис'ШКИ , 1/1НН04 I Г]1()Г). 1ГМ К1 К 1С>М. ЧТО :*К<М-:ОМИЧГГКуИ) 1М:Ж1Ку ПЖ^МГННЩИ ШМГИН^СфНИЛЬНОП) «»Гмцгпки
характеризует. прежде всего, сформированный сектор высокотехнологичных, наукоемких производств, началом развитая которого является нсхлючнтсльнс эффективная иктелтеклуально-кннэвашгонная деятельность хозяйствующих субъектов как неотъемлемая часть их ведения экономики. Как следствие, актуализируется стратегическая роль различного вида интеллектуальных ресурсов как ресурсов ссобого реда. где место основною активною элемента принадлежи! ишелле&туалышм ресурсам человека в виде различных познав» 1с.иьных способностей, опирающихся на ощущения, восприятие, память, представление. мышление. вооЗражение. позволяющих абстрактно мыслить, получать знания из информационных потоков н ионмснять нх для управления окружающей средой [2, 3, 5. 6]. В связи с этап, происходят изменения в требованиях к качеству человеческих ресурсов, к квалификации и специализации работников. Повьдгается важность инвестирования в развитие пер-гоиа.та и получения максимального эффекта пт этих япожений
Б общей сложности в научных трудах, лосвящснных различным проблемным аспектам интеллектуализации, сконцсктрнрсван значительный спьп. При этом, однако, остаются не охваченными исследованиями множественные аспекты развшзагощего управления процессом шхтеллектуалнэацин человеческих ресурсов, особенно учитывающие специфику воспроизводственной сбалансированности интеллектуальных ресурсов персонала инн'.жип ионной гфгры шк|1с«1«нных губкгмхж «ижшики Амулльнснтгк научной гройлгмяшки нгдопи и>ч-ная нсследованность управления раззитием интеллектуализации человеческих ресурсов в постандустриальный период общественного развития определили выбор темы, цел- и задач исследования
П. Пист-дншкл ЗАДАЧИ
Актуальна необходимость комплексного раскрытия значения императивной сущности интеллектуализации человеческих ресурсов ь условиях 1рансфирм1фуемою иод в.1иянием современную лапа хсхнологичсский эволюции постиндустриального общества, что обусловливает потребность в соответствующем управленческом вмешательстве, нацеленном на решение перспективных задач стратегического уровня в области интеллектуально-ресурсного компонента.
ТГ ТРОРИЯ
Предпосылки рачиития теории интеллектуалтатиш голиумя (экономики) я целом причем как сямогтоя-тельного научного направления, в том числе - направления управления интеллектуализацией человеческих ре-сурсов, были заложены в учениях: 1'. Э. Лукаса |7|. Ь. А. Лундваллп |8|. 11. М. 1'омсра | 1' Соллоу |10|, И.
Шумпегсро 11] К. Д. Эрроу 1121 п др.. ксследовавших особенности экономике и экономического роста, осно-киших па злашхях (инновациях). полученных б результате различных обучающих пронессоэ. В частности, мо дель обучения в процессе деятельности (в действии, работе, на практике, сооствешюм опыте) демонстрирует возможность существовагатя устойчивого экономического роста г постоянным темпом прироста па основе тех ннческого прогресса, который является следствием обучения работников [13]. Данная модель была разработана К. Д. Эрроу б 1962 г. н развита П. М. Ромерсм в 1986 г. Согласно К. Д. Эрроу («Экономический смысл по знания через практику», 1962 г. [12]), накопление знания в процессе обучения есть движущая сила экономического роста. Обучение же. по К. Д. Эрроу. означает обучение посредством деятельности, т.е. знание накапливается в форме навыков. П М. Ромер («Наука, экономический рост и общественная политика». 1996 г. [9]) показал более широкую область применения аргументов К. Д. Эрроу. расширив его обоснование до других форм обучения, способствующих генерированию идей. Шведский экономист Б. А. Лундвалл (концепция инновационных систем) [8] в этом отношении делает упор на формировании сетей контактов сотрудничества типа «обучаемый — ибраяпкичгльниг учтк*ж,|гниг — цчжчнидп но». ■ г ишприрпкинных иГфачони гглкнмх гфукчур
С друшй СГЩЧЖЫ, |М.-{КИ1НГ ГОКрс*МГНН(1Й :1К11НииИЧП кПИ 1ГОрИИ НН1ГЛЛПС|уЯ.1И.ХЙЦИИ ниириш'м на ,цч ТИ-
лечия мировой экономической мысли к области исследований интеллектуального капитала Понятие «интеллектуальный ¿ииштал» обиснивал и 1кшу;офЛ4сва.х Т. Стюард [14] (сшм :<Сшл ишедлема. как ишелимиу-дльш>.й шш.;и сгаьовиил налСчыее ценным акшвам Америки». 19911.). Широ.чи шьес.ны райшы Э. Брукин. [15], Л Прусаки [16] К" 3 Снгйби [17] Л Эднинсмжи [18] и дру| их :<ируГк-жных нки^юк ни I роГхпгмим ингг.1-лектуальногс капитала.
Более непосредственное отношение к формированию научной сферы ингеллектуализапии человеческих ресурсов имеют исследования в области человеческого капитала Основатели данного направления Г. Беккгр [19]. Т. Шульц [20]. Дж Мннсер [21] сравнивают в экономическом смыслс человека с вещественным капиталом, используемым в производстве, и определяют человеческий капитал как собирательное пенятне количества н качества человеческой способности к труду. Наибольший интерес в данных нсследовагатях связан с факторами, определяющими качество человеческого кагопала. обуславливающими возможности рост эффектиьности труда. К числу этих факторе в относят, прежде вссгс, ооразозанне. рассматривая его как форму инвестиций в чело-всчсскнй капитал. Среди учсных-созрсмсиников данную точка* зрения разделяют многие, например. Э. Долан н Д. Лнпдсей [22], С. Л. Брю н К. Р. Маккошгелл '23]. утверждая, что образование является основным способом ннвеспгровання о развитие человеческого капитала, т. к от повышения хвалнфшеации выигрывают как работо дателн, так и иаемгше работшпль получающие 5ольнп1е перспективы карьерного роста. расшире:ше возможно стен на рынке труда.
В последнее вреьхя интеллектуализация как относительно автономный, еложноорганнзованный а многогранный процесс привлекает вшшанне многих исследователей проблем экономики и управления при осмысле ннн экономических явлений, порождаемых современной соинально-эконохшческон трансформацией, влекущей возрастающую роль различных интеллектуальных ресурсов, а в особенности ресурсов человека как исключительного -¡-носителя» интеллекта. В общей сложности проведенный анализ и систематизация научных представлений об интеллектуализации экономики позволили сделать следующие быводы о состоянии и тенденциях в управлении развитием интеллектуализации человеческих ресурсов на теоретическом уровне [24].
1. Выявленные отдельные концептуальные направления исследований интеллектуализации, соответствующие исходной области своего происхождения и научной специализации представляют собой лишь некоторые фрагменты различной степени зрелости относящиеся к разнообразным секттрам ткономичеся-пй науки и имеющие в бп.тытей степени кгевечкое птноптение к управлению развитием ин-елттектуатчтзации человеческих
рГС У1НЧ!К
7 "\^црлн»гнчпгт1г н;и 1]»;1н. гниг нгглгдншний ингглппчуил и-мции щк-дпиклгни, с: цднлй сп^юны, к п(1лм-стк управления персоналом (развитие челозеческнх ресурсов, инновационное управление персоналом), а с дру-гой-прпсутствуп в сфере управления нематериальным ресурсным компонентом и интеллектуальными произ-велнымн от него (интеллектуальным кгннгалом. например), г. е р.иличными интеллектуальными объектами экономики, в том числе интеллектуальными ресурсами человека
3 Проблемой, в прюишпе не раскрытой б ранее проводимых исследованиях з России к за рубежом, является управление интеллектуализацией, как каким оы то ни было процессом (в любой интерпретации) с выявлением специфических особенностей егс природы и раскрытием содержания в качсстзс объекта упразлення.
4 Потенциал формирования управления развитием ннтсллсктуалнзаинн человеческих ресурсоз как нового научного направления заложен, прежде всего, в области управления персоналом (инновационное управление персоналом, развитие человеческих ресурсов), а также в области менеджмента 'инновационный менеджмент, упраолепзхе шпеллектуальными объектами). Креме того, теоретический базис образуют научные результаты направлений. активно развивающихся в последнее десятилетие, посэяшеппые оопцгм проблемам интеллекта лизацни (включая интеллектуализацию трудовой деятельности, переспала), в том числе её управленческим аспектам.
5 Существешюе ю.-сииш? :за формирование теорнн управления развитием шпеллеюуащгзсщш человеческих ресурсов оказывают современные тенденции теории инноваций инновационных предприятий (компаний), по-
С1улпруклцке обусловленность глубоких структурных изменений в экономической, социальной и политической сферах coiniVMa ншговацношю технологическим развитием, уделяя пристальное впимапие экоиоклпеско mv механизму осуществления шлюваций. практическим вопросам коммерциализации технологий, обоснованию технологической квазиреигы.
Наблюдаемое состояние теории управления развитием интедзектуалкзацж человеческих ресурсов и научный эпыт. накопленный в смежных теоретических областях, повлияли на формирование авторской позиции в предметной области исс лед звания.
IV. Результаты исследования
Провесе иисшндусхриалшашш общества зародился еще в 20-е u. XX в в глубоких недрах индусф^кижной эпохи. Периодом ею активною развития являю.ея 4D—<>0 li . XX в. Двадиатлеше. заключенных: между серединой 40-х н ссрсдиной 60-х гг.. определяется большинством экономистов кпк этап самого быстрого хозяйственного роста всех индустриальных держав. Среднемировой валовой продукт 1УЬ0 1VIS тт. повышался ежегодно на 2,9% - в три раза быстрее, чем на временном отрезке 1913—1950 гг.; темпы роста международного торгового оборота составляли 7,С% против 1.3°о в предшествующий период. За это непродолжительное время радикально изменилась структура общественного производства в передовых в промышленном отношении странах на фоне резкого снижения роли добывающих отраслей экономики, а также сельскохозяйственного производства и отно-
ГИ1ГЛКН1) Г1ИГ)И.1КНПЙ ДОЛИ 11]Н1ММ1Ш1ГНН(Х:ГИ К RHT К :-C1HVI<K-|V ЧПНГргИЧЬМИ (инс[к'рмлци'.)ьны Й) CrKlOJJ 4HHMJI ОДНО ИЧ доминирующих МГП к fipVKiyjir HHipiHÜJIhHhlX ХОЧЧИПК МтНГГ |КС<КИ1ЫГ СГфМНМ ИМГ.1И ШНОШГНИГ к
описываемой тенденции. пропорциональное урозню своего экономического и техно логического развития [25. 26.27]
Современные последователи постиндустриального этапа общественного развития связывают его становление и развитие с последствиями научно-технического прогресса и вызванного нм ростом производительности труда н уровня жизни. Другие считают, что причина - истощение дешевых природных н трудовых ресурсов Третьи объясняют изменения в общественном способе производства произошедшей информационной революцией В данных условиях пг-осог>еяному актуаттишрутгтгя ресурсы прежде ягего сконцентрированные я рамках интеллек-уальик-х вочхюжногтей работников обпгнояанно раггматриваемьте я качестве интеллеятуягьного
ГкКИСЙ ТГХНШЧНИЧСЧМЖ Ш1Дс"]1Н >1 <J1I (И >1 ЭКОНОМИКИ НЛ ОГН1ЖГ ИННГКИЦИОННЫ* ¡ПМГНИН
Современные хозяйствующие субъекты становятся неизбежно зависимы не столько от физических, сколько or интеллектуальных возможностей персонала. Примем до такой стспснн. что в мире hi-tech технологий внимание менеджеров ведущих компаний обращено не столько на позышенне производительности, сколько на использование креашвпостн и зпашш рабстшшов в команде шшовацпоппого проекта. Следовательно, важ нейшей задачей руководства промышленных компаний при использовании человеческих ресурсов становится выявление и целенаправленное развитие их скрытых возможностей - потенций, в первую очередь, интеллектуальных. Именно интеллектуальные способности сотрудников в современных социально-экономических условиях все r большей степени влияют на результаты их труда превращаясь в гягего рода стержневутп основу ■рудокпш iinirHi^HiiJiii ¡1и(к)1ник[)к Тлкой 1})уд;)Н()й итгнциил i:ooi лщгнный инmuirKlynjihHhiM испгни.ил.тм имеет первостепенное значение для инновационных изменений, формирующих хонкурентоспосоЗностъ современных экономических субъектов. Правомерно утверждать, что при практически одниакоЕой технической оснащенности более конкурентоспособным ссгодня оказывается тот про?тзводнгсль. который эффективное использует имеющиеся у пего человеческие ресурсы, прзпем чем круглее компания. тем более значимым стало внтся человеческий фактор:
- если в настоящее время основные различия между предприятиями связаны с разным органнзапнонно-гехннческнм уровнем производства и реализадки продукции. то с течением времени (по прослеживаемой тенденции) «техногенный» фактор рягттичий в гонтгуреитном полглекии должен смениться «хомогенныу>» пакто-1х>м, ппргдглягмым к игркую очг-ргдн с111>:-1>Гж(К-|^ми и жмможнппями (икггллгктумльными щх-иму шгп денно) персонала [2S. 29]:
- 42% знаний современной компании находится столько в головах сотрудников», н это самый ценный интеллектуальный ресурс ток называемые неявные знания, заключенные в опыте, кавыках компетенциях со-грудшшов [301- Причем сажной ресурсной особенностью нпгеллектуалышх ресурсов персонала является их в некотором смысле неисчерпаемость при определешшх условиях, что может и должно быть положено в сспоцу кенвенернзацнн новых идей с последующим их инновационным воплощением:
- эффективная работа с персоналом в современных социально-экономических условиях может иметь своим следствием 90% рост доходов акционеров [30].
В ретутктате проведенного теоретического ана-ича определены [?4] рсновкьтр вчаимосяягакные группы причин, детерминирующих исследование управления развитием интеллектуализации человеческих ресурсов, в условиях наблюдаемой глобальной технологической л экономической хчнамнки. к которым отнесены следующие (рис. 1).
Рис 1. Основные группы причин-детерминант исследования управления развитием интеллектуализации человеческих ресурсов в постиндустриальный период (в контексте современного этапа технологической эволюции)
Не рис. 1 отражены: во-первых, повышение ресурсной ценности информации, трансформацию которой в знание эоэмолшо произвести, исключительно только иа основе интеллектуальных способностей человека: do вторых, необходимость
формирования 'современных куеашвни-.воучсхкнА .ЙЯ-меледлерсв. коудипентыл в проблемах эффективного использования человеческих ресурсов в инновационной сфере: в-грстьих. необходимость раззшия профессионализма. инвенннонного (ох лат. mveniro - находить, придумывать) мышления, креативности, обучаемосга персонала- в-чегдергтых необходимость организации целенаправленных на инновационный результат ютеегти-цнй в человека как субьекта экономики.
Итаке, в контексте современной технологической эволюции и становления экономит постиндустриального типа актуализируются ресурсы, прежде всего, сконцентрированные в рамках интеллектуальных возможностей чпижг-ки €|(м>гнс>канж> ]ь*чма-фию*-мыг и игелгдикяттми, и пракшкими к клчтнг интиткlystiihHOH «k:hii-вы структурных изменений экономики на инновационной основе е условиях развивающегося шестого технологического уклада. Возрастающее значение человеческих ресурсов н требований к их качеству настоятельно диктуют необходимость разработки и использования современных подходов к управлению в данной сфере. Причем современные хозлйсдеуюшие суиьеыы оалкивакнем с проблемой проведения системных изменений в области управления интеллектуальными потенциями человек. ориентированными на инновационный результат. Таким образом, в контексте наблюдаемых эволюционных преобразований общественно-экономических систем различного уровня под влиянием развития шестого технологического уклада формируются приоритеты, предопределяющие инновадноннэ-ориентирсБанн>то направленность совершенствования управления человеческими ресурсами (рис. 2) [31. 32]. сфокусированного па формировании, развипш и эффективном непольэева нни интеллектуальных возможностей работников в сфере инноваций, развитии их инновационных комлетеи-ний и .-шнова jhchhэй ¿ииившхли на данной основе, трансформируема в кн .еллемуальный капитал как персонала. так и предприятия в целом (рис. 3) [31,32].
Причем в показанной па рис. 3 трансформации интеллектуального потенциала персонала (предпрзоттия) d интеллектуальный капитал персонала (предприятия) заключена (по мнению автора) суиткость и экономическое значение кенфллы-.ои лдеи илкивахшонно-ориен.ирэванною управление человеческими ресурсами в посуточной стспснн сконцентрированного на управлении интеллектуальными потенциями работников, направленного на формирование его инновационных компетенции в интересах инновационного развития экономики (социума) Представленные выттте аргументы обуглятигичают предпоск-лки исследочани? уттран-ения рязнитиех! интсллсктуалнзалии чслозечсскнх ресурсов, которые связаны, с одной стороны, с потребностями современных скопомпческнх субъектои о шшовацнопиэм раовптсш. а с другой - с управленческой спецификой в сфере раз
вития интеллектуализации человеческих ресурсов и отсутствием соответствующих специализированных под-хоров к управлению (табл. 1) [24].
Факторы
Формирование □естого технологического уклада
Управление
Инновационно-оркентнрованное усравлеппе персоналом
Результат
ш^т ч
Ишювацно1шо Повышение конку
К11М11Р1ГНТНЫН И ПГНИКПОСОПНОГГИ
актив:тып шшоооцношллх
|1]К*-Д11рИЯГИЙ
Рис. 2. Обусловленность и результативность инновационно-ориентированного управления человеческими ресурсами в условиях формирования шестого техно логического уклада
Интеллектуальный потенциал персонала
Интеллектуальный псте:щпал пред приятия
г-
ТРАНСФОРМАЦИИ.
Интеллектуальный капитал персонала
Интеллектуальный капитал
Рис. 3. Сущность и экономическое значение центральной идеи инновационно ориептироваппого
уириклгнни чрл[)кг*|'.|ими рггурсими
ТАШТЩД 1
СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЫ Ю-ЭКОПОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Группа предпосылок
ТТ(№Д111н:||1Лки
Эксномические потребности
Расшнояющнеея горизонты воз-
МОЖНППГЙ (и^)-спекI и кы)
1. Повышение качества управленческих решений, принимаемых по отношению к про-цту нн1гллгмунличг1ции челокгчгг.ких ¡к-сл^хок. оригнгитхжнннпму на инжжици«ж-НК1Й ргчулмти
2. Координация деятельности, связанной с интеллектуальным потенциалом человеческих ресурсов в инновационной сфере
3. Улучшение информационно-аналитического обеспечения процесса развития интеллектуализации человеческих ресурсе б.
4. Разработка стратегии и тактики в области управления развитием интеллектуализации человеческих ресурсов.
1. Мультипликация доходов предприятия от эффективного использования интеллектуального потенциала человеческих ресурсов г ппповациощюй сфере.
2. Повышение эффективности распределения и использования интеллектуального по тенпнала человеческих ресурсов, относящегося к активной части интеллектуальных
ИКТИНОК предприятии КЛИМКЫЦПО НИ урс»Кг-НК чффгК ТИНЖХ'ГИ ИГПО. 1К ХОКЛНИМ (ЧПИЛКНМХ М;11ГрИ'г1:1ЬНЫХ И ИН1ГЛДГКТуПЛКНЫК Лк I И КОК Н]ГДИ[!И!111111
3. Снижение степени неопределенности н риска при реализации инновационных проектов на предприятий
Уиршгнчм >.аи гпгцифихл
1. Специфика инструментов и методов управления развитием интеллекту а ли залип че-
ЛОКГЧГМ'.КИХ рспургпк
9. ТТТи}хиий иг 1гчгнк < пгцил. широк;-иных функций ущмн.игним
3. Особенности принпипов. целевых и ценностных ориентиров правления.
V. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Отечественная теория н методология управления человеческими ресурсами (персоналом), хотя н представлены разнообразными концепциями. в том числе сосредоточенными на современных аспектах управления, обусловленных инновационными изменениями в экономике, но не дают достаточно четкого представления о специфике управленческих проблем в сфере интеллектуализации человеческих ресурсов и путях к?: решения е рамках целенаправленного инновационного развития постнпдустрпаяыюй экономики, что является актуальной научной проблемок. Наиболее непосредственное теоретическое наследие интеллектуализации человечеекзк ресурсов, включая управленческий срез данной проблематики, сформировало в рамках следующих научных направлений, активно развивающихся в России [24].
1. Инновационное управление персоналом. Проблемы управления персоналом, связанные с необходимостью кадрового обеспечения инновационных проектов, а также обусловливающие необходимость формирования инновационного поведения персонала, достаточно комплексно отряжают научные труды С. Н. Апенько. В. Г Зинсва. М. Н. Кулапова, Ю. Г. Одегова. В. С. Полевинко. С. В. Щеклгаи.
2. Развивающее управление персоналом. В работах многих российских авторов, в частности. А И. Беляева. А Я Кигсшовя Ю Г Одеговя R А Гпивака чредгтавлена кончеттия развивающего >ттраяления персоналом сосредоточенная в основном на проблеме качественного развития персонала, в том числе - на развитии интеллектуальных (креативных, творческих) способностей индивидоб к трудовых коллективов.
Я Ишгллги гулли:«1цин 'руда ^нгличгниг доли июгллгк гулльнот фуди к оПшгм нГгкгмг фудпкой ,нг>-11*.1М4(М1И К СОК1*-Мс-ЬНК:Х ЭКОНОМИЧПКИХ услокихх. ООуе.ЮКНИ -МЮШ.ГГ формироклниг ]j;ir<» I ЧИ11Ж НОЖ1Ю THIBt
(knowledge workers), качественно отлнчаюшихся от традкшюнной рабочей силы, раскрыто в научных трудах Б. М. Генкина. IL А. Горелова. Б. 3. Мильнера. Г. Г. Руленко. Л. D. Санксвой и др.
4. Управление интеллектуальным лстенииалом персонала. Исследования в данной области, не являюшейся достаточно развитой в России проводились, в частности. А. Ф. Мартыновым, систематизировавшим механизмы управления инновационной акгавнсстью корпорации в рамка:! кадрового менеджмента на осясвс индивидуального кнгсллсктуального потенциала.
Существенное влияние на раззнтне теория управления интеллектуализацией чслоесчсских ресурсов оказывают тенденции современной теории инноваций, инновационных предприятий, компаний, представленные е трудах: за руосжом С. Мсткалфа. 1 Мснша, Р. 1' Нельсона, С. Дж. Уннтсра, К. Фрнмсна: в 1'осснн С. Ю. 1 лазьева. Н 11.1 олуЪсцкон, А. А. Дынкнна. Ь. Н. КУзыка, В. 11 Кутллняа. В. Ф. .Мннакова. А 11 Нрпгожнна. В. В. Трофимова. Ю. В. Яковца.
VI. Заключение и выводы
В общей сложности в научных трудах, пссвящешллх различным проблемным аспекгам шттеллект^алнтащш. ско1ще1гтрироваи значительный опыт. При отом, однако, остаются пе охваченными исследоЕсшнями мпоже ствеипые аспекты развивающего управле:и1я процессом шггеллектуализадни человеческих ресурсов, осооешю учитывающие спецноньу воспротводственной сбалансированности интеллектуальных ресурсов работников инновационной сферы современных предприятий промышленное "ni.
Такнм образом, управление развитием интеллектуализации человеческих ресурсов в постиндустриальный период общественного развития является актуальной научной проблемой, корреспондирующейся с проблемой инновационных преобразований экономики (социума) на современном этапе. Причем решение данной проблемы осложнено недостаточным теоретическим и методологическим базисом в данной предметной обласгн. позволяющим перевести её решение в практическую плоскость, как в России, так и за рубежом.
список литературы
1. Князев С. II.. Щрубенкс А. Г Интеллектуализация - стержневая основа разЕигия экономики и управления 1 Проблемы управления. 2С0? № 3. С. 16-25.
2. Гордиенко А А. Паука и инновационное предпринимательство в современном обществе: социокультурный подход. Новосибирск: 11зд-во HI У. 20U0. 22Ь с.
3. Яковлева Е. В. Интеллектуальная собственность: история, праве, экономика, упразленне: моногр. Омск: ОмГТУ. 2005. 200 с
1. Яковлева Б. В Иггте.хзектуальный потенциал оргашпашш в условиях инновационной экоисмгадг мо погр. Омск : Ом! IV, 2009. 160 с.
Ь. Яковлева Е. В , Потуданская В. Ф. Объекты нематериального карактера как базисные ресурсы в условиях инновационной экономики // Креативная экономика. 2009. .\9 3. С. 11-19.
6. Яковлева Е. В. Стратегические активы инновационной экономики Ч Вестннк Челябинского государственного университета. Сер. Экономика. 2010. Вып. 27, 14(195). С. Зб-ЗВ.
7. Lucas R. A. Studies in business-cycle theory MIT Press. 1981.
8. Lundvall B. A. National innovation systems: towards a theory of innovation and interactive learning. London: Pinter Publishers, 1992.
9. Nelson R. R_ Romer P Science, economic growth, and public policy. Challenge, 1996. P. 9—21.
10. Solow R M. The economic of resources and the resources of economics И The ainerican economic review (American economic association). 1974. Vol. 64 (2)
11. Shumpetei Y. Theorie der wirtschaftlichen entuicklung, 1911.
12. Arrow K. J. The Economic implications of learning by doing // Review of Economic Studies. 1962. Vol. 29: no 1P_ 155-173.
13. Шараев Ю. В. Теория экономического роста. М.: ГУ ВШЭ. 2006. 256 с
14. Стюарт Т. А. Интеллектуальный капитал: новый источник богатства организаций. М.: Поколение. 2007. 368 с.
15. Брукннг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху ■ новом тысячелетни -'пер. с англ. Н. Мшпакова: под науч. ред. JL Н. Ковалнк СПб.: Питер. 2001. 286 с
16. Лес сер Э., Прусак Л. Как превратить знания в стоимость: Решения от IBM Institute for Business Value: пер. с англ ML: Альпина Бизнес Букс, 2006 248 с.
17. Свейон К Э. Теория фирмы, основанная на знаниях. Руководство к формулированию стратегии : пер. с англ. Т В. Емшановой // Интеллектуальный капитал. Т. 2, № 4. URL: http://www.systettipedagogics.ru (дата обращения: 20.02.2014).
18. Эдвннсеон Л., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании. URL: htrp:ur-rrip.iiarod.m. (дата обращения: 20.02.2014).
19. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. М: ГУ ВШЭ, 2003. 672 с.
20. Schultz Т. Investment ш human capital: the role of education and of research. N.Y., 1971.
21. Mincer J. Human Capital responses то technological cliange in the labor market. Cambridge MA: National Bureau of Economic Research. 1989.
22. Долан Э.. Линде ей Д. Рынок: микроэкономическая модель. М.: Экономика: Дело. 1992. 496 с.
23. Брю С. Л.. Макконнелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: ИНФРА-М, 2003. Т. 1. 486 е.; Т. 2. 528 с.
24. Яковлева Е. В. Управление развитием ннтеллекгуалнзацнн персонала инновационных предприятий промышленности на основе инфраструктурного подхода: дне. докт. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2015. 340 с.
25. Иноземцев В. Л. За предела™ экономического общества. М.: Academia-HayKa. 1998. 614 с.
26. Иноземцев В. Л. К теории постэкономической общественной формации. М.: Таурус, Век. 1995. 336 с.
27. Иноземцев В. Л Расколотая цивилизация. М.: Academia-Наука. 1999. 740 с.
28. Клейнер Г. Б. Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 2004. 240 с.
29. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. М_: Дело, 2008. 568 с.
30. Кравченко К. А.. Мешалкнн В П. Управление крупной компанией: учеб. пособие по дисциплине «Менеджмент организации>■. Изд. 2-е. М.: Академический проект, 2010. 350 с.
31. Яковлева Е. В. Персонал как объект управления в условиях инновационной экономики П Креативная экономика. 2010. № 6. С. 7-13.
32. Яковлева Е. В. Формирование подхода к управлению персоналом современных промышленных предприятий в России ■■ Вестник ИНЖЭКОНА 2010. № 1 С. 116-122.