Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕК В КОНТЕКСТЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ'

ЧЕЛОВЕК В КОНТЕКСТЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
30
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИД / СОЦИАЛЬНОЕ И БИОЛОГИЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ / HUMAN NATURE / PERSONALITY / INDIVIDUAL / SOCIAL AND BIOLOGICAL IN MAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Семенчева А.С.

В данной статье рассматривается противопоставление социальной и биологической обусловленности личности, объясняется смысл этой альтернативы в различных аспектах, объясняется, в чём заключается отличие личности от индивида с точки зрения антропологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAN IN THE CONTEXT OF ANTHROPOLOGICAL AND SOCIOLOGICAL APPROACHES

In this article, the opposition of the social and biological conditioning of the individual is examined, the meaning of this alternative is explained in various aspect,explains what is the difference between a person and an individual from the point of view of the anthropological approach.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕК В КОНТЕКСТЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ»

УДК: 1:316:572(045)

Семенчева А.С. студент 2 курса лечебный факультет Саратовский государственный медицинский университет научный руководитель: Кузнецова М.Н., к.филос.н.

доцент, преподаватель кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Россия, г. Саратов ЧЕЛОВЕК В КОНТЕКСТЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ

Аннотация: в данной статье рассматривается противопоставление социальной и биологической обусловленности личности, объясняется смысл этой альтернативы в различных аспектах, объясняется, в чём заключается отличие личности от индивида с точки зрения антропологического подхода.

Ключевые слова: природа человека, личность, индивид, социальное и биологическое в человеке.

Semencheva A.S.

Student

2 year, Faculty of Medicine Saratov State Medical University Russia, Saratov city Scientific adviser: Kuznetsova M.N.

Candidate of Philosophy, Associate Professor lecturer of the Department of Philosophy, Humanities and Psychology MAN IN THE CONTEXT OF ANTHROPOLOGICAL AND SOCIOLOGICAL APPROACHES.

Abstract: In this article, the opposition of the social and biological conditioning of the individual is examined, the meaning of this alternative is explained in various aspect,explains what is the difference between a person and an individual from the point of view of the anthropological approach.

Key words: human nature, personality, individual, social and biological in

man.

В философии были выработаны различные стратегии рассмотрения и анализа природы человека:

- натуралистическая (человек -1 часть природы, либо ее венец, а заодно разновидность животного);

- рационалистическая (человек - носитель разумности Мироздания или Разуму Всевышнего);

- философско-религиозная (человек сотворен Господом по образу и подобию своему);

- социологизаторская (человек - не столько природный, сколько

социальный продукт);

- марксистская (человек - совокупность общественных отношений, разумный преобразователь природы, развитый соответственно уровню развития своих производительных сил и производственных отношений);

- экзистенциально-персоналистская (человек -нечто уникальное,

особое начало в мире, наивысшее проявление свободы выбора);

- психоаналитическая (человек единство сознательного и подсознательного, причем подсознательное буйствует и с большим трудом укрощается разумом и системой общественных ограничений);

- синтетическая (сочетание всех или нескольких стратегий).

В философии социальное и биологическое в человеке осмысливаются в том числе и с позиции анализа понятия личности. Личность - системное качество, которое индивид приобретает в процессе предметной деятельности и общении, данное качество характеризует человека со стороны включённости в общественные отношения.

Человек как «элемент» в системе общества обретает роль носителя совокупности социальных системных качеств, порождающихся в ходе жизнедеятельности человека в обществе. Социальные системные качества, обретаемые человеком как «элементом» общества отличны от природных качеств человека.

Под индивидом мы подразумеваем отдельного, единичного человека. Индивидуальность - это характеристика уникальности, неповторимости. Личностью является общественно развитым человеком, обладающим самосознанием, волей, определенным мировоззрением.

Отстаивание человеком своих мотивов и ценностей осуществляется как происходящая в процессе деятельности самореализация индивидуальности, которая приводит к дальнейшему развитию данной культуры или порождению в ходе преобразования действительности форм и продуктов иной культуры.

В процессе эволюции социальных систем социотипические качества личности выражают тенденцию данных систем к сохранению и могут в широком смысле быть охарактеризованы как адаптивные, а проявления индивидуальности личности преимущественно отражают тенденцию системы к изменению и, будучи преадаптивными по своему эволюционному смыслу, обеспечивают потенциальные возможности иных вариантов дальнейшей эволюции данной социальной системы.

Индивидуальность личности, какой бы самобытной, неповторимой и непредсказуемой она ни была, порождается присущим системе образом жизни.

В истории философии человек рассматривается в различных аспектах. В первую очередь, можно выделить определение человека как личности, как сознания и самосознания человека, кроме того, многие философы полагали,

что личность - это выражение человеческой души, индивидуальности, наконец, в личности воплощаются субъективность, микрокосм, совокупность социальных ролей. Также личность рассматривалась как субъект деятельности, некая «единица» в системе общественных отношений и т. д. Иными словами, речь идет о нивелировании именно биологического начала в человеке.

Историко-философские концепции человека в самом общем виде можно разделить на две группы объективистские и субъективистские. Объективистские - такие, где человек и окружающий его мир, смысл всякого бытия познается из самого объекта, мира, а человек понимается как существо, находящееся во всецелой или определяющей зависимости от объективных сфер, в том числе и биологических, принципов и норм космоса, мировой разумности. Субъективистские - такие, где бытие человека и мира познается из самого человека, из субъективного «Я». Через него человек понимается как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер и установлений. Субъективисты ищут основания общечеловеческого бытия в глубинных сферах внутренней индивидуальной жизни человека в спонтанно-разумной деятельности, в духовно-нравственных силах, волевых импульсах и стремлениях.

В целом, философские подходы к проблеме личности очень многообразны. Тем не менее, возможно выделить четыре основных трактовки человека, которые условно называются антропологической, социологической, экзистенциально-психологической и религиозно-персоналистической. Важно заметить, что эти подходы нельзя считать строгой классификацией, поскольку во многих философских системах наблюдается синтез нескольких подходов.

В рамках антропологического подхода понятие «личность» сводится к индивиду как биологическому существу. Под индивидом принято понимать отдельного представителя Homo sapiens.

В истории философии данный подход связан с деятельностью Л. Фейербаха, который в работе «Основы философии будущего» (1843 г.) утверждал, что человек в первую очередь является частью природы, биологическим существом, сохраняющим неизменность своих свойств. Из этого также следует, что нельзя считать самосознание человека сущностью его личности. Фейербах также не придавал значения связи личности с социальной средой, абсолютизировал в человеческой личности родовую сущность, «немую всеобщность» 18.

В социологическом подходе основное внимание уделяется социальной обусловленности личности. Личность же характеризуется как продукт и объект общественных отношений. Для данного подхода характерно противопоставление социальной и психологической характеристик

18 Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений./Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д, 2007. [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Philos/kohan fil/

человеческого «Я». В рамках марксистской социологии и философии человеческая личность рассматривается в контексте ее поведения в обществе, исполнения ею ряда социальных ролей.

Весьма близка к этому подходу и социологическая школа Э. Дюркгейма. Основой для разработки теории личности является принцип социальной детерминации человеческой психики. Например, Дюркгейм в труде «Самоубийство» (1897 г.) стремился доказать, что поведение отдельно взятой личности всегда зависит от коллектива.

В рамках экзистенциально-психологического подхода уникальность и неповторимость психического мира каждого человека, его сознание и самосознание абсолютизируются. А понятие «личность» отождествляется с понятием «индивидуальность».

Личность выступает в качестве здесь как совершенно самостоятельной духовной целостности, которую следует рассматривать вне общественного статуса и социальных функций.

Очень ярко идею уникальности человеческого «Я» отразили в своих трудах экзистенциалисты (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю). Они употребляли понятие «самость» как тождественное понятию «личность». Кроме того, они полагали, что свобода - это важнейшая характеристика человеческой личности. Экзистенциалисты считали, что категорически нельзя говорить об «овеществлении», объективации человека в мире, поскольку, если человеческая личность стремится подражать обществу, следует стереотипам, утрачивается её индивидуальность.

В рамках религиозно-персоналистического подхода личность понимается как центральный онтологический элемент мира, основного бытия («субстанциального деятеля»).

Одним из самых ярких представителей данного подхода являлся Н.А. Бердяев. Бердяев в своих размышлениях опирается на наиболее значительные труды знаменитых философов античности, эпохи Средневековья и последующих исторических эпох. Он последовательно анализирует философские системы и теории Канта, Декарта, Аристотеля, Ницше, Аврелия, и многих других мыслителей.

Таким образом, подходов к осмыслению соотношения биологического и социального в человеке достаточно много.

Можно сделать вывод о том, что нужно использовать синтетический подход. А именно, принять во внимание тот факт, телесная организация, физиологические функции выдают человека как биологическое существо.

И все же, в то же самое время, человеческое существование в подлинном смысле возможно только в качестве существования социального, организуемого и осуществляемого совместно с иными людьми.

То есть, природа человека изначально является двойственной, поскольку человек не только является высшим млекопитающим, но и существует в условиях особого культурного пространства, в системе

общественных связей, он тесно включен в межличностные отношения.

Достаточно сложно сказать - какое из этих начал является доминирующим. Скорее всего, этот вопрос всегда будет относиться к числу вечных вопросов философии.

Использованные источники:

1. Абаев, Ю. К. Философские основы мышления врача / Ю. К. Абаев // Медицинские новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.mednovosti.by/j ournal .aspx? article=4275.

2. Психосоматический подход в современной медицине - Акимова Н.М., Кузнецова М.Н., Левченко А.С. - Бюллетень медицинских интернет -конференций. 2016. T.6. №5. С.975-976

3. Спиркин А.Г. Философия. - М., 2007. [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bogoslov Buks/Philos/Spirk/

4. Философия: Учебное пособие для высших у1чебных заведений./Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д, 2007. [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kohan_fil/

УДК: 61:303.052:101.8(045)

Семенчева А.С. студент 2 курса лечебный факультет Саратовский государственный медицинский университет научный руководитель: Кузнецова М.Н., к.филос.н.

доцент, преподаватель кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Россия, г. Саратов ДИАЛЕКТИКА И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В МЕДИЦИНЕ Аннотация: в данной статье рассматриваются диалектические методы, которые играют чрезвычайно важную роль при изучении организма человека в его функциональном состоянии.

Ключевые слова: медицина, диалектика, психосоматическая система, биосоциальная система.

Semencheva A.S.

Student

2 year, Faculty of Medicine Saratov State Medical University Russia, Saratov city Scientific adviser: Kuznetsova M.N. Candidate of Philosophy, Associate Professor lecturer of the Department of Philosophy, Humanities and Psychology DIALECTICS AND SYSTEMIC APPROACH IN MEDICINE Abstract: This article deals with dialectical methods that play an extremely important role in the study of the human body in its functional state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.