Научная статья на тему 'Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике. Сборник научных трудов, посвященный 75-летию профессора В. И. Шаховского. - Волгоград: Волгоградское научное Издательство, 2013. - 370 с'

Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике. Сборник научных трудов, посвященный 75-летию профессора В. И. Шаховского. - Волгоград: Волгоградское научное Издательство, 2013. - 370 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
315
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Linguistics
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Черничкина Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике. Сборник научных трудов, посвященный 75-летию профессора В. И. Шаховского. - Волгоград: Волгоградское научное Издательство, 2013. - 370 с»

РЕЦЕНЗИИ

ЧЕЛОВЕК В КОММУНИКАЦИИ: ОТ КАТЕГОРИЗАЦИИ ЭМОЦИЙ К ЭМОТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ. Сборник научных трудов, посвященный 75-летию профессора В.И. Шаховского. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2013. — 370 с.

Рецензируемый сборник посвящен юбилею доктора филологических наук, профессора кафедры языкознания Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Заслуженного деятеля науки РФ, почетного доктора ВГПУ, руководителя научно-исследовательской лаборатории «Язык и личность», основателя и главы школы лингвистики эмоций Виктора Ивановича Шаховского.

Сборник содержит статьи, объединенные общей тематикой, связанной с различными аспектами эмотиологии: от языкового выражения эмоционального содержания до эмотивной коммуникации и экологии речи. Авторы статей — ведущие российские лингвисты, ученые из Москвы, Волгограда, Астрахани, Сочи, Ростова-на Дону, Воронежа, Ульяновска, Ярославля, Твери, Томска, Новосибирска, Красноярска, Витебска, ученики и последователи юбиляра, которые разрабатывают вопросы эмотивной лингвистики в формате своих научных интересов, представляя разные научные направления, дисциплины. Такой подход убедительно доказывает универсальную значимость разработки проблемы эмоций в языке, речи, тексте, речевом поведении коммуникантов, которой профессор В.И. Шахов-ский посвятил большую часть своей жизни.

Спектр вопросов, представленных в рецензируемом сборнике, достаточно репрезентативен и отражает этапы на пути к созданию лингвистической теории эмоций. Это концептуализация и категоризация эмоций в языке, лингвокультурология эмоций, эмотивная компетенция языковой личности, эмоциональная составляющая межличностной, институциональной и межкультурной коммуникации, тек-столингвистика эмоций и новое направление в современной лингвистике — эмо-тивная лингвоэкология. Все эти направления и отражены в рецензируемом сборнике, который состоит из 5 основных разделов.

I раздел «Категоризация эмоций» включает работы, посвященные особенностям концептуализации эмоций в разных языках и культурах (проф. Т.А. Голикова, д.ф.н. М.А. Ковшова и Хванг Тхи Фыонг Ха, доц. В.В. Леонтьев); специфике языковой категоризации эмоциональной информации в сознании ребенка (проф. Т.А. Трипольская); вербализации эмоций в историческом аспекте (доц. Е.А. Сорокина, С.Е. Кострыкина); влиянию отрицательных категориальных эмоциональных ситуаций на семантическую трансформацию имен собственных (проф. И.В. Крюкова).

Научный интерес представляют работы, посвященные интралингвистическо-му анализу родственных категорий, отражающих и/или провоцирующих определенное эмоциональное состояние: вежливость и приличие (проф. В.И. Жельвис), восторг и восхищение (проф. И.В. Труфанова). Рассматривая семиотическую концептуализацию соматических объектов в их аномальном функционировании, проф. Г.Е. Крейдлин делает акцент на взаимосвязи телесных дисфункций и эмоционального состояния, которое эксплицируется как вербально, так и невербально. Проф. И.А. Стернин исследует эмоциональную составляющую лексического значения, рассматривает различные варианты соотношения оценки и сопровождаемой ее эмоции на основе семного анализа семантики слов. При этом неэмоциональность и безоценочность слова рассматриваются ученым как отражение определенных эмоций и оценок, оказывающих интенционально прагматическое воздействие на речевого партнера в процессе общения, что согласуется с научными тезисами теории В.И. Шаховского.

Методологическое обоснование витальной значимости вербализованных эмоций в жизни человека предлагается в статье проф. В.А. Пищальниковой. Тезис автора о том, что «внутренняя форма языка — это общие способы мыслительной деятельности, которые обнаруживаются в совокупности психических процессов, осуществляемых индивидами», основывается на корреляции чувственного и рационального в человеческой природе и деятельности, тем самым подчеркивается тесная взаимосвязь языка, мышления и эмоций. Формированию эмоционально-эмотивной компетенции коммуникативной личности через методологическую базу лингвистики эмоций в авторском курсе В.И. Шаховского «Язык и эмоции» посвящена статья доц. Н.Г. Колосовой (Солодовниковой).

II раздел книги «Эмотивная языковая личность» посвящен эмоциональному аспекту языковой личности, который проявляется в ее сознании и коммуникативном поведении. В данном разделе представлены статьи, описывающие различные способы самоидентификации личности: в процессе виртуального общения через использование афористических или квази-афористических высказываний при обозначении статуса пользователя (проф. В.И. Карасик); в процессе межкультурной семейной коммуникации, для которой столь важным фактором является учет линг-вокультурных маркеров коммуникативно-эмоционального пространства во избежание коммуникативных помех или неудач (проф. О.А. Леонтович). Эмоциональная самоидентификация личности может происходить на фоне эмоциональной рефлексии и актуализации инакости как особой характеристики процесса общения,

Черничкина Е.К. Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике...

что рассматривается в работе Е.Ю. Кисляковой, а также в процессе порождения компрессированных экспрессивных номинаций новых реалий нашего времени (доц. Н.И. Коробкина).

Эмоциональная составляющая является неотъемлемой частью профессиональной компетенции специалиста. В статье проф. Н.К. Пригариной рассматривается риторическая модель судебной защитительной речи адвоката, которая обли-гаторно эмоциональна. Эмоциональный фон коммуникации может меняться под определенным воздействием извне. Анализируя алкоголь как один из таких факторов эмоционального воздействия на вербальное и невербальное поведение человека в ирландской и шотландской этнокультурах, проф. А.В. Олянич оценивает его с позиций лингвосемиотики и концептологии, рассматривая данный продукт (виски) как «культуроформирующий/культурогенный знак в лингвосемиотических системах (...), эмоционализирующий общение их представителей». При этом автор уточняет базовые термины — «лингвосемиотика эмоций», «этнокультура эмоций».

Эмоции, как справедливо считают проф. Шаховский В.И. и его последователи, являются дискурсивно-образующим фактором, значимость которого для любого вида общения трудно переоценить. Рецензируемый сборник фокусирует внимание читателей на специфике языковой вербализации и невербальной экспликации эмоций в зависимости от вида дискурса в процессе институциональной, межличностной и художественной коммуникации.

В III разделе «Эмоции в институциональной коммуникации» анализу подвергается эмоциональная составляющая публичной коммуникации (проф. Е.Ю. Ильи-нова), медийного дискурса (доц. А.А. Дьякова), медицинского дискурса (проф. В.В. Жура, проф. С.И. Маджаева, доц. Н.Ю. Антонова), педагогического общения (проф. Е.К. Черничкина), религиозного дискурса (проф. А.А. Романов, доц. И.Ю. Рыкунова), коммерческой рекламы (доц. Л.П. Амири, доц. Е.С. Кара-Мурза), интернет-коммуникации школьников (доц. С.Г. Белоножкин).

Учитывая многоканальность и поликодовость современной коммуникации, важным становится вопрос девербализации эмоций (проф. Н.И. Клушина), имплицитно присутствующих девербализованных формах эмоциональной коммуникации, стимулирующих разнообразные варианты их интерпретации. Заслуживает внимания парадоксальный на первый взгляд тезис автора: «Чем интеллектуально и эмоционально развитее личность адресата, тем меньше (тривиальных) слов требуется ему для понимания».

Несмотря на разные подходы к рассмотрению многоаспектной проблемы, все соавторы данного сборника единодушны в одном: именно воздействие на эмоциональную сферу способствует полноте понимания, запоминанию информации, установлению контакта с аудиторией, улучшению эмоционального фона общения. Средствами формирования эмотивной оценки, стимулирования адекватного эмоционального отклика выступают языковая игра, использование разнообразных эстетических средств, музыкальных практик, применение стратегий эмоционального «поглаживания», коммуникативного такта, способствующих повышению эффективности коммуникации в любой сфере нашей жизни.

IV раздел «Эмоции в художественной коммуникации» развивает идею В.И. Шаховского о взаимосвязи рационального и эмоционального при обработке информации, полученной в процессе чтения художественной прозы (доц. Д.Ю. Гу-линов, доц. Н.Н. Остринская), поэтического текста (проф. Н.С. Болотнова, проф. В.А. Маслова), прослушивания музыкального произведения (проф. П.С. Волкова). Внимание авторов привлекают эмоциогенные индивидуально-авторские концепты (проф. Н.А. Красавский), способы невербальной трансляции эмоций при описании романтических отношений (проф. Т.Г. Ренц), а также исследование лексических маркеров эмотивности текста с учетом гендерных особенностей авторов (проф. Н.А. Сребрянская). Согласно выводам авторов данного раздела, художественная коммуникация характеризуется повышенной эмоциональностью и интенциональ-ной направленностью на возбуждение запланированных эмоциональных переживаний у адресата благодаря широкой палитре художественных средств воздействия на сознание и подсознание рецепиентов.

V раздел сборника «Эмотивная лингвоэкология» включает работы, посвященные новому лингвистическому направлению, плодотворно развиваемому в настоящее время, в исследованиях В.И. Шаховского и его единомышленников. В качестве существенной характеристики неэкологичной межличностной коммуникации в сборнике рассматривается деструктивное общение (проф. Я.А. Волкова). При этом, как отмечают авторы других публикаций (проф. С.В. Ионова, проф. А.П. Сковородников), соблюдение этико-эстетических норм языка, избегание использования обсценной лексики не гарантирует безусловной конструктивности и успешности общения.

В книге утверждается, что экологичное общение непосредственно влияет не только на эмоциональное, но и на психофизиологическое состояние человека (проф. Панченко Н.Н.), с вязи с этим значимость эмоционального баланса для достижения экологичного общения диктует необходимость исследования эмотивов-стимулов и эмотивов-реакций в коммуникативных эмоциональных ситуациях (доц. А.А. Штеба). Лингвистическая экологичность понимается как система используемых коммуникантами языковых средств (проф. А.В. Пузырев), в книге предлагается методология исследования комплекса проблем эмотивной лингвистики. Обобщая выводы авторов этого раздела, можно заключить, что описание лингвистических средств создания эмоционального комфорта общения в разных дискурсивных условиях, обоснование экологического статуса речевых тактик участников коммуникации, разработка методики анализа эмоциональных ситуаций с позиций их экологичности, разработка теоретических основ эмотивной лингво-экологии составляют важнейшие направления исследований в области эмотивной лингвистики на современном этапе.

Рецензируемый сборник, материал которого объединен единым объектом рассмотрения и представляющий многоаспектную разработку единой темы, по праву можно назвать коллективной монографией. Выход в свет этой книги является не только знаком признательности и уважения профессору В.И. Шаховскому, но и отражает тот спектр проблем, которые, будучи инициированными юбиляром, получают новый импульс научного развития в трудах его коллег, друзей, учеников.

Черничкина Е.К. Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике...

Данный коллективный научный труд, безусловно, является настоящим событием для лингвистов, работающих в разных парадигмах современного языкознания, он способен дать стимул для углубленного изучения теоретически значимой и практически востребованной области лингвистического знания аспирантами. Книга будет полезна всем, кто интересуется вопросами эмоциональной коммуникации и эмоционального воздействия.

Е.К. Черничкина, д. ф. н., проф. ВГСПУ, ученица В.И. Шаховского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.