ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
К. К. Колин
доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН
ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
1. Возрастание роли человека в информационном обществе
События, которые в последние годы происходят в мировом сообществе, показывают, что в XXI веке в развитии цивилизации начали осуществляться глобальные процессы, которые по своим масштабам и значимости являются беспрецедентными в истории развития человеческого общества. В информационной сфере общества, в экономике, науке, культуре и образовании сегодня происходят поистине тектонические сдвиги, в результате которых на нашей планете, как ожидается, будет сформирована новая цивилизация -глобальное информационное общество. Главными отличительными чертами этого общества будут его глобальность и существенно более широкое использование научных знаний и наукоемких высокоэффективных технологий.
Таким образом, новая цивилизация будет не только информационной, но и основанной на знаниях. Становление этой цивилизации происходит в настоящее время ускоренными темпами в результате взаимодействия трех основных процессов: глобализации общества, его комплексной информатизации и новой технологической революции, приоритетными направлениями которой, вероятнее всего, будут нанотехнологии и биоинженерия. Судя по результатам некоторых научных прогнозов, именно глобализация, информатизация и новые технологии и позволят сформировать тот новый технологический уклад общества, который кардинальным образом изменит привычный образ жизни и деятельности практически всего населения нашей планеты. Таких перемен еще не знала человеческая история, и поэтому человек к ним психологически еще не готов.
Еще одна исключительно важная отличительная особенность информационной цивилизации состоит в том, что в ней существенным образом возрастает роль человека. Однако эта роль является неоднозначной. С одной стороны, именно человек будет главным ресурсом и движущим фактором развития общества, а с другой стороны, он также является одним из основных факторов риска на пути этого развития. Ниже оба эти аспекта рассматриваются несколько более подробно.
2. Человек как ресурс и фактор развития информационного общества
Возрастание роли человека в информационном обществе является объективно обусловленным. Оно объясняется тем, что основным объектом труда в этом обществе будет информация и ее высшая форма - знания. В то же время, уже в самом ближайшем будущем информация и знания будут все больше становиться не только объектом, но и результатом труда, его наиболее ценным продуктом. Гораздо более ценным и значимым, чем все другие продукты, производимые обществом. Поэтому в структуре занятости населения будут преобладать люди, связанные с получением, обработкой, хранением и распространением информации и знаний. Причем, это будут не только специалисты, профессионально занятые в науке или же в информационной сфере общества, но также и
специалисты других профессий: медицинские работники, инженеры, государственные и муниципальные служащие, преподаватели учебных заведений и т. п.
Стремительное развитие и распространение средств информатики, информационных и коммуникационных технологий, формирование глобальной системы знаний уже сегодня открывают перед человеком принципиально новые возможности не только в области повышения эффективности своего труда, но также и в области собственного интеллектуального и культурного развития. Активно формирующаяся новая информационная среда общества содействует повышению качества жизни миллионов людей и позволяет получать значительную экономию социального времени - наиболее ценного для человека ресурса. Развитие сетей мобильной и спутниковой связи, а также компьютерных телекоммуникационных систем не только может обеспечить возможность удаленного доступа практически каждого человека к информационным ресурсам мирового сообщества, но также и возможность его сотрудничества с другими людьми, в том числе, в составе различного рода сетевых распределенных сообществ, которых в последнее время становится все больше в науке, экономике, образовании, сфере культуры.
Важно отметить, что при этом наблюдается весьма характерный психологический феномен, проявляющийся в том, что у человека радикальным образом изменяются традиционные представления о пространстве и времени, этих двух наиболее фундаментальных феноменах реального мира. В информационном обществе пространство и время как бы сжимаются, ведь удаленные объекты становятся доступными почти мгновенно, и это дает не только психологический, но и важный социальный эффект, так как приводит к колоссальной экономии социального времени. Именно поэтому уже сегодня даже мало обеспеченные люди широко пользуются средствами мобильной связи, которая стала неотъемлемой частью культуры современного общества. Достаточно указать, что количество мобильных телефонов, используемых населением России, в 2007 году уже превысило общую численность населения страны.
Нужно также отметить, что информационные технологии являются мощным катализатором всего процесса развития общества. И в центре этого процесса находится человек, так как именно он является основным генератором знаний, составляющих фундамент этого развития и определяющих его направления и возможные последствия.
Конечно же, человек во все времена был важным фактором развития общества, но в информационном обществе этот фактор становится критическим. И это необходимо совершенно четко осознавать. Поэтому и основное внимание общества должно быть сконцентрировано не на развитии материальной сферы, как это происходит сегодня, а именно на гуманитарных проблемах, связанных с развитием и использованием человеческого потенциала и, прежде всего, потенциала личности.
Исключительно важную роль в решении этих проблем должна сыграть система образования, структура и содержание которой сегодня еще не отвечает новым вызовам XXI века и не учитывает специфических проблем и особенностей информационного общества. Почему это происходит? В настоящее время общественное сознание сильно отстает от тех радикальных перемен, которые происходят в современном обществе. В особенности это становится заметным в информационной и технологической сферах общества, где развитие научно-технического прогресса осуществляется наиболее интенсивно. Поэтому многие люди оказываются просто неготовыми к использованию тех новых возможностей, которые им представляет развитие науки и технологий. Некоторые о них даже и не знают.
Данный феномен имеет свое психологическое объяснение. Ведь никогда в истории человечества перемены не были столь стремительными и радикальными. Будущее сегодня приближается слишком быстро, не оставляя человеку времени для того, чтобы он смог психологически перестроиться для адекватного восприятия той новой реальности,
которая уже наступила. И это порождает одну из наиболее острых и актуальных проблем современности - проблему человека в изменяющемся мире. Эта проблема не является новой. О ней писали многие ученые, как в прошлом веке, так и в более отдаленные времена. Но сегодня эта проблема становится глобальной и представляет собой серьезную угрозу для дальнейшего безопасного развития цивилизации, будущее которой в сознании человека становится все более неясным и расплывчатым. И это порождает еще одну стратегически важную проблему современности - проблему формирования образа будущего и возможных сценариев развития цивилизации.
Хотелось бы отметить, что сегодня эта проблема далека от научной фантастики, а является сугубо прагматической. Ведь, не имея образа будущего, невозможно планировать развитие общества даже на ближайшие 10-15 лет, не говоря уже о более отдаленной перспективе. А без этого трудно сформировать научно обоснованные цели образования и обеспечить подготовку специалистов необходимой квалификации. Поэтому самое тесное взаимодействие фундаментальной науки и образования является сегодня не только велением времени, но и необходимым условием для выживания человечества, оказавшегося в самом начале XXI века перед лицом целого комплекса глобальных проблем.
Ключевой вопрос современности заключается сегодня в том, успеет ли человек изменить себя таким образом, чтобы решение этих проблем стало практически возможным еще до наступления катастрофических последствий глобального кризиса цивилизации. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Все зависит от того, какими личными качествами будет обладать человек в самом ближайшем будущем. В связи с этим уместно напомнить слова Ауреллио Печчеи, основателя и первого президента Римского клуба, написанные им еще в 1977 году. В своей известной монографии «Человеческие качества» [1] он писал: «Человеку сейчас, по сути дела, не остается ничего другого, как возможно быстрее приблизиться к следующей фазе своего развития - той, где он, сочетая свое могущество с достойной мудростью, научится поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие. Но произойти это может за счет невиданной еще цепи событий, которую я называю "человеческой революцией"» [1, с. 35]. Эти слова, написанные еще 30 лет тому назад, остаются исключительно актуальными сегодня, когда мир вплотную приблизился к той роковой черте, за которой у человечества уже нет будущего.
О необходимости кардинальных изменений в сознании общества пишут и некоторые современные ученые. Так, например, в 1997 году вышла в свет монография под характерным названием «Революция сознания: Трансатлантический диалог» [2]. Ее авторами являются западные ученые С. Гроф, П. Рассел и Э. Ласло, а послесловие к этой монографии написал известный скрипач-виртуоз Иегуди Менухин. В этой монографии на конкретных примерах достаточно убедительно показано, что коренная причина современного глобального кризиса цивилизации заключается в материалистической ориентации общественного сознания, которая в последние годы стала доминирующей и вызывает все большую озабоченность глубоких мыслителей. Эта ситуация характеризуется в данной монографии следующими словами: «Наша деловая этика, наша политика, даже наш индивидуальный образ жизни - все это лишь симптомы более глубокой проблемы. Вся наша цивилизация нежизнеспособна, и причина этого в нежизнеспособности нашей ценностной системы, самого нашего сознания, которое определяет наше отношение к миру» [2, с. 20]. Что же, с таким определением трудно не согласиться.
хотелось бы подчеркнуть, что, говоря о нежизнеспособности современной системы ценностей, авторы имеют в виду ценностные приоритеты западной культуры, ориентированные, главным образом, на удовлетворение материальных потребностей человека в ущерб его духовному развитию. Они отмечают, что стремление к материальному благополучию и личному обогащению стало сегодня главным приоритетом культуры стран Запада, которая, благодаря процессу глобализации, активно навязывается и все-24
му остальному миру. Однако, как показывает анализ [3], именно эта материалистически ориентированная культура и представляет сегодня наибольшую угрозу для дальнейшего устойчивого и безопасного развития человеческого общества.
3. Человек как фактор риска в информационном обществе
Проанализируем теперь причины, которые делают человека основным фактором риска в информационном обществе. Для этого перечислим и кратко охарактеризуем те новые проблемы, угрозы и опасности, которые ждут человека в информационном обществе и с которыми он начинает сталкиваться уже сегодня. Одна из них - это проблема информационного неравенства [4]. Ее суть состоит в том, что далеко не все члены информационного общества смогут практически использовать те новые возможности, которые оно может предоставить человеку. Причем, обусловлено это не только экономическими и инструментально-технологическими факторами, связанными с возможностью обеспечения доступа тех или иных пользователей к средствам информатики и информационным ресурсам общества, но, главным образом, гуманитарными факторами, которые зависят от качеств самого человека. К числу таких факторов относятся: информационная, в том числе, лингвистическая культура личности, информационная компетентность, образованность, а также мотивация человека, его стремление к познанию и самообучению, развитию своих интеллектуальных способностей. Ведь если у самого человека нет желания быть активным членом информационного общества, то никакая техника ему не поможет.
Вторая и весьма серьезная опасность для человека в информационном обществе связана с тем, что развитие глобальных сетей телевидения, компьютерных коммуникаций, радиосвязи и других информационных систем создает широкие возможности для воздействия на общественное сознание и манипуляции этим сознанием. По своей психической сущности люди очень внушаемы и поэтому легко поддаются целенаправленному психологическому воздействию. О его эффективности убедительно и наглядно свидетельствуют, например, результаты выборных компаний в различные органы власти, а также широкое использование весьма дорогостоящей рекламы в программах телевидения. Результаты исследований показывают, что наиболее сильное психологическое воздействие на человека оказывает именно телевидение. Причина здесь в том, что видеоинформация, помимо воздействия на сознание человека, напрямую проникает также и в его подсознание. Причем, сам человек этого не осознает и, следовательно, защититься от этого воздействия не может. На этом, в значительной степени, и строится современная методология манипуляции сознанием.
Еще одну, пока еще мало изученную опасность для человека в информационном обществе представляет психологический феномен, называемый виртуализацией общества. Его суть заключается в том, что реальные физические объекты, процессы и явления подменяются их виртуальными образами, которые очень похожи на отображения объективной реальности, но таковыми не являются. Именно эти свойства, а также высокая динамичность информационной сферы общества и позволяют создавать в нем виртуальную реальность, которая и воспринимается человеком, наряду с реальностью физической. Характерным примером здесь могут служить так называемые деривативы, т. е. ценные бумаги на фондовых рынках. Спекулятивные манипуляции с акциями промышленных корпораций, искусственное повышение или понижение курсов валют на финансовых рынках - все это широко используется сегодня в мировой экономике и, как показывает анализ, представляет собой угрозу для устойчивого развития общества [5].
Еще одну, принципиально новую опасность для человека в информационном обществе представляют собой так называемые киберболезни. К ним относится психологическая зависимость людей от телевидения, которое в современном обществе уже стало для
многих своеобразным наркотиком. Вызывает тревогу и маниакальное увлечение некоторых молодых людей компьютерными играми, в которых пропагандируется жестокость и насилие. Эти явления наиболее широко распространены сегодня в информационно развитых странах и являются одним из негативных результатов процесса информатизации общества. Можно предположить, что, по мере дальнейшего развития этого процесса, эти явления также будут прогрессировать.
Становление информационного общества открывает широкие возможности и для развития информационной преступности, которая может быть направлена против личности, общества и государства. Сюда относятся так называемые компьютерные преступления, направленные, главным образом, на несанкционированный доступ к базам данных автоматизированных информационных систем органов государственной власти, финансовых организаций и промышленных корпораций. В этих системах в процессе информатизации общества накапливается большое количество весьма конфиденциальной информации не только о деятельности соответствующих организаций, но также и данных персонального характера о гражданах страны, их адресах, телефонах, имуществе, доходах и т. п. Эта информация, конечно же, представляет значительный интерес для преступных группировок, многие из которых уже сегодня прибегают к услугам специалистов в области информационных технологий.
Сосредоточение информации в автоматизированных банках данных, обеспечивающих удаленный доступ пользователей, является одним из важных направлений процесса информатизации общества, так как именно концентрация информации в пространстве и времени существенным образом повышает эффективность ее использования. Однако вместе с этим возрастают и риски, связанные с возможностью несанкционированного доступа к этой информации, а также ее хищения и даже преднамеренного искажения. Новым явлением в области информационной преступности является информационный терроризм, в результате которого функционирование той или иной информационной системы может быть практически парализовано. Чаще всего это происходит в результате специально организованных массированных сетевых атак, которые в последние годы наблюдались неоднократно с использованием возможностей сети Интернет.
Таким образом, информационное общество, вероятнее всего, будет существенно более уязвимым по отношению к деструктивным информационным воздействиям, чем индустриальное общество. И к этой перспективе нужно заранее готовиться.
Совершенно особое место среди угроз информационного общества занимает информационная война, методы и средства которой уже достаточно хорошо разработаны как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Информационные войны уже сегодня являются весьма распространенным и эффективным способом противоборства в области политики, экономики и культуры. Можно прогнозировать, что в дальнейшем, по мере развития средств и институтов информационного общества, информационные войны получат еще более широкое распространение, как в локальном, так и в глобальном масштабе.
4. Новая гуманитарная революция и ее основные признаки
Сегодня есть все основания полагать, что совокупность тех гуманитарных процессов, которые происходят в современном обществе, следует квалифицировать как новую гуманитарную революцию [6]. Ожидается, что ее результатом станет не только формирование цивилизации принципиально нового типа - глобального информационного общества, но также и формирование нового типа личности - Человека Информационного (Homo Informaticus). Если же говорить о социальных аспектах этой гуманитарной революции, то здесь необходимо обратить внимание на следующие новые и принципиально важные явления глобального характера.
1. Существенное повышение информационной связанности мирового сообщества. Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что в ближайшие 10-15 лет наступят кардинальные перемены в обеспечении населения средствами связи, компьютерных телекоммуникаций и телевидения. Прогнозируется, что уже в 2010 году большая часть населения нашей планеты получит возможность регулярно пользоваться средствами телефонной связи, а в 2015 году - и средствами сети Интернет. Значение этих событий в истории человеческого общества трудно переоценить. Ведь еще совсем недавно, в 2000 году, около 3 млрд человек, т. е. половина населения Земли, не смогли сделать в течение года ни одного (!) телефонного звонка по причине отсутствия доступа к средствам телефонной связи.
Развитие мобильной связи, телекоммуникаций и, в особенности, глобальных систем телерадиовещания делает мировое сообщество в существенно большей степени информационно взаимосвязанным, чем это было ранее за всю историю развития человечества. Этот гуманитарный результат глобальной информатизации общества является стратегически важным для дальнейшего развития цивилизации потому, что он открывает существенно более широкие возможности мобилизации всех человеческих ресурсов планеты для скоординированных действий по решению многих актуальных глобальных проблем современности. Кроме того, из общей теории систем, синергетики и фундаментальной информатики мы знаем, что система, обладающая большей информацией, является более сложной и, следовательно, имеет также и более высокую степень устойчивости по отношению к внешним воздействиям.
Таким образом, данный результат информатизации общества следует рассматривать как позитивный, с точки зрения перспектив дальнейшего устойчивого развития цивилизации.
2. Глобализация сознания. Возможность оперативно получать информацию о событиях, происходящих в самых различных уголках нашей планеты, содействует глобализации сознания, как каждого отдельного человека, так и общества в целом. Наш образ мира становится все более глобальным, а сам этот мир представляется все более целостным. В информационном обществе уже никто не сможет чувствовать себя одиноким и оторванным от остального мира. Ведь даже находясь в открытом океане, наш известный мореплаватель-одиночка Конюхов, благодаря современным средствам спутниковой связи, имел возможность оперативно получать информацию о событиях, происходивших во многих странах мира. Эта возможность будет у всех членов информационного общества, и она оказывает весьма сильно воздействие на психику человека, так как существенным образом изменяет его привычные представления о пространстве и времени.
3. Развитие внешней системной памяти человечества. Профессор С. Н. Гринченко в своей монографии «Системная память живого» [7] указал на исключительно важный феномен в развитии человеческого общества на этапе его глобальной информатизации. Это феномен заключается в том, что, в связи с переходом к преимущественно электронным методам хранения информации, наступает новый этап формирования внешней системной памяти человечества. По своей значимости его можно сравнить лишь с этапами изобретения письменности и книгопечатания, которые, как известно, дали мощные импульсы для развития культуры, образования, а затем - и науки. Однако сегодня масштабы и последствия новых перемен могут оказаться существенно большими.
Необходимо отметить, что феномен формирования внешней электронной памяти в информационном обществе касается не только всего человечества в целом, но и каждого конкретного человека. Ведь уже сегодня персональный компьютер, смартфон и даже обычный мобильный телефон для многих людей стали настолько необходимыми, что могут рассматриваться в качестве своеобразной части их личности, потеря которой воспри-
нимается весьма болезненно. Ведь в памяти этих устройств, как правило, хранится достаточно много весьма ценной для данного человека информации. Причем, хранится она в том виде, в котором это ему удобно. Не зря же уже существуют программные средства, которые позволяют при замене компьютера или смартфона новой моделью сохранить все данные в прежнем виде, привычном для данного конкретного пользователя.
Появление же новых массовых средств информатики, обладающих собственной памятью объемом в несколько сотен гигабайт, означает переход к новому этапу информационного обеспечения интеллектуальной деятельности человека и существенного повышения ее эффективности. А ведь именно это и необходимо для перехода к обществу, основанному на знаниях.
4. Стабилизация численности населения планеты. В результате математического анализа процесса роста общей численности населения Земли [8], российский ученый С. П. Капица установил, что в XXI веке человечество переживает беспрецедентный этап в истории своего развития, который он назвал «великим демографическим переходом». Его суть состоит в том, что в последние годы темпы роста численности населения нашей планеты замедляются, и этот процесс имеет устойчивый характер. Прогнозируется, что в результате этого численность населения Земли установится на уровне 12-14 млрд человек и далее расти не будет. Причины этого явления еще остаются неясными, но, по мнению С. П. Капицы, вполне возможно, что одной из них является глобальная информатизация общества.
Таким образом, гуманитарная революция в XXI веке происходит также и в демографической области.
5. Стратегические задачи науки, образования и культуры на этапе формирования информационного общества
На современном этапе формирования информационного общества наиболее актуальными и стратегически важными задачами науки, образования и культуры представляются следующие.
1. Формирование новой системы духовных ценностей, которая была бы адекватной условиям существования человечества в XXI веке и способствовала бы интеграции усилий мирового сообщества в интересах решения наиболее острых глобальных проблем современности. В настоящее время опубликовано достаточно большое количество научных работ, в которых убедительно показано, что глубинные корни практически всех существующих сегодня глобальных проблем развития цивилизации находятся не в экономической, политической или же технической области, а в духовной сфере общества. И обусловлены они именно существующей сегодня системой духовных ценностей, где преобладает ориентация на удовлетворение материальных потребностей человека в ущерб его интеллектуальному и духовному развитию. Иначе говоря, на известный вопрос Эрика Фромма: «Иметь или быть?» современное общество решительно отвечает: «Иметь!», и этим все сказано.
До тех пор, пока эта ценностная ориентация не перестанет доминировать в обществе, ни о каких надеждах на преодоление современного кризиса цивилизации говорить просто не приходится. Однако для того, чтобы эта, доминирующая сегодня в экономически развитых странах, аксиологическая парадигма претерпела необходимые изменения, потребуются такие радикальные перемены в общественном сознании, которые некоторые современные ученые квалифицируют как «революцию сознания». Естественно, что при этом возникают вполне резонные вопросы: «А возможна ли такая революция вообще? Не является ли она очередной утопией?» К сожалению, прогнозные исследования показывают, что иного выбора у человечества просто нет. Оно должно будет либо изменить свою систему ценностей, либо просто исчезнуть с лица нашей планеты в результате самоуничтожения тем или иным способом.
2. Формирование новой научной парадигмы и нового научного мировоззрения являются сегодня наиболее важными стратегическими задачами науки. Решение этих задач необходимо не только для дальнейшего успешного развития самой науки, но также и для того, чтобы создать научную базу для новой системы ценностей будущей цивилизации, в которой материалистические аспекты уже не будут доминировать, а окажутся в гармоническом сочетании с аспектами идеального плана. Ведь именно гармония материального и идеального обеспечивает высокую степень живучести природы, ее бесконечное развитие.
3. Формирование новой информационной культуры личности и общества, адекватной условиям и требованиям информационного общества, является также одной из актуальных и глобальных проблем современности [9, 11]. Эта культура предполагает не только более высокую степень компетентности человека в использовании новых средств информатики, но, главным образом, развитие его многих личных качеств, таких как филологическая культура, пространственное образное мышление, способность к самообразованию и творчеству. Все эти качества окажутся наиболее востребованными в обществе знаний и помогут человеку эффективно использовать возможности этого общества для достижения как своих личных, так и общественных целей. Однако формирование новой информационной культуры личности и общества может быть достигнуто лишь объединенными усилиями культуры и образования.
4. Формирование информационной этики. Согласно точке зрения В. В. Налимова, этика является порождением культуры. Поэтому одним из важных и социально значимых результатов формирования новой информационной культуры личности и общества должно стать формирование этики, адекватной этой культуре. Информационная этика является необходимым компонентом информационного общества еще и потому, что только она сможет обеспечить необходимый уровень его информационной безопасности. Никакие технические, юридические, организационные и другие меры решить эту проблему в полной мере принципиально не смогут. И здесь вполне уместно напомнить слова Эммануила Канта: «Есть только две вещи, которым я не перестаю удивляться. Это звездное небо над головой и моральный закон во мне». Эти слова великого философа актуальны сегодня как никогда ранее. Моральный закон в душе каждого человека, только он может надежно гарантировать информационную безопасность человека и общества. Ведь отправляем же мы сегодня свои письма в обычных бумажных конвертах, справедливо полагая, что конфиденциальность нашей переписки гарантируется не прочностью бумаги, а этическими принципами почтовых работников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный выше анализ позволяет сделать следующие обобщающие выводы:
1. Отличительными чертами современного этапа развития цивилизации являются глобализация и все более широкая информатизация общества, а также новая технологическая революция, приоритетным направлением которой в последние годы становятся нанотехнологии. Ожидается, что результатом взаимодействия этих процессов станет формирование цивилизации нового типа - глобального информационного общества, основанного на знаниях. При этом происходящие в мире перемены оказываются столь быстрыми и радикальными, что общественное сознание уже не обеспечивает их адекватного отражения, а проблема человека в изменяющемся мире становится одной из центральных глобальных проблем современности.
2. Достижения фундаментальной науки, развитие средств информатики, информационных технологий и информационно-телекоммуникационных систем глобального масштаба создают беспрецедентные возможности для повышения качества жизни многих миллионов людей, получения ими качественного образования, развития интеллек-
туальных и творческих способностей человека. Однако сегодня эти возможности еще являются недоступными для многих людей и, кроме того, используются еще недостаточно эффективно, так как информационная культура личности и общества, а также содержание и методология образования не отвечают новым условиям существования человека в информационном обществе.
3. Наряду с выдающимися достижениями научно-технического прогресса, в современном мире активно развивается целый комплекс деструктивных процессов глобального характера, которые представляют собой реальные угрозы для дальнейшего устойчивого и безопасного развития цивилизации. Причины этих процессов находятся в духовной сфере общества и обусловлены, по оценке В. Г. Кинелева, неудовлетворительным состоянием общественной морали, философии и стратегии образования, индустриально-технической практики [10].
4. Важная особенность процесса информатизации общества заключается в глобализации индивидуального и общественного сознания. Современные правительства в условиях информационной глобализации уже не в состоянии изолировать свое население от воздействия колоссальных потоков самой разнообразной информации о других народах и способах решения ими социально-экономических и других проблем. Поэтому сознание людей в XXI веке будет формироваться не только под воздействием ситуации в своей стране, но также и под воздействием информации из внешнего мира. А это уже принципиально новая гуманитарная ситуация, которой в истории человечества никогда ранее не было.
5. В процессе глобализации общества уже сегодня можно наблюдать ряд деструктивных факторов, которые деформируют и даже разрушают отдельные структурные компоненты общества и, следовательно, должны будут привести его к частичной деградации. В последние годы эти факторы все более заметно проявляют себя в сфере культуры. Поэтому их анализ, а также прогнозирование возможных последствий представляются весьма актуальными как для науки, так и для практической деятельности.
6. С культурологической точки зрения, глобализация общества означает новую гуманитарную революцию, в результате которой многие традиционные национальные и этнические культуры претерпевают существенные изменения, а некоторые из них могут оказаться не только деформированными, но и полностью разрушенными. Под давлением политики неоглобализма, которая сегодня весьма агрессивно проводится странами «золотого миллиарда» во главе с США, происходит пересмотр традиционной системы ценностей не только восточных стран, но также и стран Европы. При этом такие ценности, как социальная ответственность, патриотизм, высокая нравственность и уважение к старшим, активно вытесняются новыми ценностями, поставленными на службу индивидуализму, стремлению к материальному благополучию и самоутверждению в обществе, основанном на приоритете потребления. Естественно, что эта тенденция деформации культуры общества представляет собой новую глобальную угрозу для его будущего, так как находится в полном противоречии не только с выдающимися достижениями развития мировой культуры, но также и с основными условиями дальнейшего устойчивого развития цивилизации.
7. Руководителям организаций и учреждений сферы образования и культуры, а также преподавателям и ученым, работающим в этой сфере, следует обратить особое внимание на необходимость достижения принципиально нового уровня образованности и культуры человека, адекватного новым возможностям, опасностям и проблемам глобального информационного общества, основанного на знаниях. При этом важно учитывать быстро возрастающую зависимость прогресса и безопасности общества от способностей и качеств личности, причем не только интеллектуальных, но и этических. Развитие и воспитание таких качеств следует считать главной задачей системы образования, содержание которого должно быть соответствующим образом перестроено.
8. В обществе знаний существенным образом возрастают требования к фундаментальности образования, интеллектуальным и творческим способностям личности. Поэтому необходимы новая образовательная парадигма и новая стратегия образования. Их суть определяется следующим тезисом доклада В. Г. Кинелева: «От целостной картины мира к целостному знанию и через него к целостной личности» [10]. Реализация этой парадигмы требует приоритетного развития подлинно университетского образования с целью преодоления современной разобщенности гуманитарной и естественнонаучной культур. При этом особое внимание должно быть уделено новым принципам отбора и систематизации знаний, созданию новых междисциплинарных учебных курсов, в том числе, по фундаментальным основам информатики, а также по философии науки, образования и культуры.
9. Существенно большее внимание должно быть уделено в системе образования изучению всего многообразия информационных аспектов развития природы и общества, а также подготовке необходимых специалистов для информационной экономики, создания и использования информационных ресурсов общества, пропаганды научно-технических достижений и инноваций в информационной сфере.
10. Новый импульс развития должна получить система подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей и общеобразовательной школы, а также система образования для взрослых и людей, имеющих ограничения в своей мобильности. Современные средства информатики и информационных коммуникаций уже сегодня позволяют использовать потенциал этих людей в дистанционном режиме, в том числе, при работе на дому и с неполным рабочим днем. Однако эти возможности сегодня используются в еще очень малой степени.
11. Именно человек будет главным императивом информационного общества, так как его ценностные ориентиры, образованность, культура и этические принципы будут определять не только весь облик этого общества, но также и саму возможность дальнейшего существования цивилизации.
Литература
1. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1985. - 312 с.
2. Гроф С. Революция сознания: Трансатлантический диалог / С. Гроф, Э. Ласло, П. Рассел; пер. с англ. М. Драчинского. - М.: Изд. АСТ, 2004. - 248 с.
3. Колин К. К. Глобализация и культура // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. - 2004. -№ 1. - С. 12-15.
4. Колин К. К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2000. - № 6. - С. 27-30.
5. Колин К. К. Проблемы информационной цивилизации: виртуализация общества // Библиотековедение. - 2002. - № 3. - С. 48-57.
6. Колин К. К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция // «Глобализация: синергетический подход»: сб. науч. тр. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - С. 323-334
7. Гринченко С. Н. Системная память живого (как основа его метаэволюции и периодической структуры). - М.: ИПИРАН, Мир, 2004. - 512 с.
8. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М.: Наука, 1977. - 285 с.
9. Колин К. К. Информационная культура в информационном обществе // Открытое образование. - 2006. - № 6 (59). - С. 50-57.
10. Кинелев В. Г. Образование для Информационного Общества. Доклад на Международной конференции ЮНЕСКО (Москва, октябрь 2007 г.).
11. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности: от теории - к модели информационного образования // Открытое образование. - 2007. - № 1 (60). - С. 4-10.