Научная статья на тему 'Человек, принимающий решения (о ветеране таможенной службы - Борисе Николаевиче Стороживых)'

Человек, принимающий решения (о ветеране таможенной службы - Борисе Николаевиче Стороживых) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
299
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек, принимающий решения (о ветеране таможенной службы - Борисе Николаевиче Стороживых)»

ВЕТЕРАНЫ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

И. В. МАЛЮК

Человек,

принимающий решения (о ветеране таможенной службы - Борисе Николаевиче Стороживых)

Ветеран таможенной службы Борис Николаевич Стороживых начал свою службу в таможенных органах 40 лет тому назад.

В 1975 году, обучаясь заочно на историко-правовом факультете ДВГУ, он пришел рядовым инспектором во Владивостокскую таможню, численный состав которой насчитывал 26 человек, и каждого можно смело назвать универсалом.

Основная задача таможни заключалась в оформлении судов загранплавания, кроме того проводился досмотр международных почтовых отправлений, осуществлялся контроль за перевалкой внешнеторговых грузов в порту.

Работали посменно, по 10 часов в сутки. Бывало, за одну смену

оформлялось до восьми судов, в год - около двух тысяч оформлений. Суда были самого различного класса и назначения - сухогрузы и танкеры, транспортные рефрижераторы и рыбопромысловые траулеры, ледоколы и китобойные флотилии, пассажирские теплоходы, суда научно-исследовательского и вспомогательного флота.

МАЛЮК Игорь Владимирович — советник государственной гражданской службы I класса отделения таможенного сотрудничества ДВТУ, г. Владивосток.

ВЕТЕРАНЫ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

99

Смены (также можно сказать «отделы») во главе со старшим инспектором состояли, как правило, из пяти человек. Возглавлялись они сотрудниками, имеющими опыт поисковой и организаторской работы. Первый наставник Б. Н. Стороживых - старший инспектор Николай Иванович Котлов - работавший в таможне с 1933 года, прошел всю войну и вернулся на работу после 1945 года, первое время упорно отговаривал его связывать свою жизнь с таможенной службой: дескать, зарплата низкая, соблазнов много... Как уже позже понял будущий генерал-майор таможенной службы - это была своего рода проверка.

Рассказы старших товарищей и изучение обширного архива Владивостокской таможни помогли молодому инспектору понять его важность его работы, узнать историю становления таможенной службы, осознать особенности и специфику задач таможенных органов. А поучиться было у кого. В семидесятые годы коллектив Владивостокской таможни - сплав опыта и молодости, при этом опытных сотрудников было большинство. Нельзя не вспомнить участников Великой отечественной войны - Н. Ф. Шалунова, П. Ф. Матвеева, И. В. Цветкова; представителей «среднего поколения» - Г. П. Лисова, A. M. Мищенко, Г. С. Симонова, В. Н. Рукомойникова, Ю. Н. Зайцева.

Первые годы своей таможенной службы Борис Николаевич считает наиболее интересными - именно тогда он познакомился с людьми, которые стали его коллегами и друзьями на долгие годы. П. Ф. Матвеев, позднее О. Н. Свиридов, под началом которых в разные годы служил Борис Стороживых, старались найти достойное применение энергии, целеустремленности и профессионализму своего подчиненного, рекомендуя его к дальнейшему продвижению по службе.

Опыт работы инспектором на досмотрах судов загранплавания оказался полезен позднее, когда пришлось вплотную заниматься правоохранительной деятельностью, так как это дало представление о психологии нарушителей, способах и местах сокрытия контрабанды. Конечно, в 70-х годах прятали и везли нелегально совсем не то, что провозится контрабандой сейчас. В эпоху монополии государства на внешнюю торговлю (ведь не случайно Главное таможенное управление организационно входило в Министерство внешней торговли) в традиционный набор «колониального товара», как шутили сами моряки, возвращающиеся, к примеру, из Сингапура или Японии, в то время входили товары народного потребления - пресловутые джинсы, радиотехника, ковры. Но случались и весьма крупные задержания, когда количество обнаруженных изделий превышало сотню единиц, а места сокрытия были чрезвычайно затруднены для обнаружения.

Так случилось, что большая часть службы Бориса Николаевича в таможенных органах выпала на период реформ и преобразований. Поэтому много раз приходилось осваивать новые методы, начинать новое дело.

Так, в середине 80-х годов в процессе перестройки реформы начались и в таможне. Были созданы новые отделы - и Борис Стороживых становится

100

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(71)/2015

сначала старшим инспектором одного из них, а затем - заместителем начальника таможни. Когда в 1986 году начальник Владивостокской таможни Петр Фролович Матвеев вышел на пенсию, на его место был назначен Борис Николаевич Стороживых.

В 1989 году Владивостокская таможня была преобразована в Дальневосточную региональную таможню. Возглавил новое формирование О. Н. Свиридов, его заместителем стал Б. Н. Стороживых.

В августе 1990 года Дальневосточная региональная таможня была преобразована в Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ), и Борис Николаевич Стороживых был среди первых 16 человек, которые начали строить структуру управления. В 1993 году он возглавляет отдел организации таможенного контроля ДВТУ; в 1994 г. становится заместителем начальника управления по правоохранительной работе.

Именно в период 1993-1996 годов происходили большие изменения в составе ДВТУ. Кроме имеющихся таможен с многолетней историей (Владивостокской, Хабаровской, Петропавловск-Камчатской, Корсаковской, Гродековской, Находкинской, Хасанской) создавались новые таможни и таможенные посты. По воспоминаниям Бориса Николаевича, за год выходило до 100 и более дней командировок по всему региону. И конечно, поездки помогали налаживать взаимодействие с новыми людьми, обмениваться опытом, создавать сплоченную таможенную структуру. «Я лично знал практически каждого таможенника на Дальнем Востоке», - говорит Борис Николаевич.

Когда после 1996 года через границу России хлынул поток контрабандных грузов и по всей стране стали организовываться оперативные таможни, Б. Н. Стороживых было предложено возглавить Дальневосточную оперативную таможню, приказ о создании которой был подписан 15 июля 1997 года.

Накопленный багаж знаний и опыта Борис Николаевич использовал для налаживания четкой организованной работы коллектива, который рос и развивался подобно организму - создавались и видоизменялись отделы, укреплялось взаимодействие между подразделениями и смежными структурами. Главный упор делался, конечно, на развитие оперативных отделов. Много сил приходилось отдавать, обучая молодых сотрудников, разрабатывая новые методы работы. В результате необходимость создания Дальневосточной оперативной таможни была доказана количеством задержаний незаконно ввозимой и вывозимой продукции, пресечением многих каналов контрабанды.

Под руководством Бориса Николаевича Стороживых были проведены такие крупные задержания, как 1,5 тонны сушеного трепанга, следовавшего контрабандой в Китай; 800 кг псевдоэфедрина были конфискованы при попытке ввоза из Китая; предотвращена попытка вывоза в Японию крупной

ВЕТЕРАНЫ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

101

партии оружия. Таких примеров - множество. И за каждым - кропотливая работа оперативных сотрудников.

Одной из главных задач для успешной работы таможенных органов Борис Николаевич Стороживых считает необходимость воспитания и обучения квалифицированных оперативных работников. Нарушители с каждым годом становятся все более изворотливыми, хитрыми и технически оснащенными, и чтобы противостоять контрабандистам, со своей стороны надо постоянно совершенствовать методы оперативной работы.

С поста начальника ДВОТ в 2000 году Борис Николаевич Сторожевых ушел на работу во Владивостокский филиал Российской таможенной академии. Много лет в должности декана возглавлял юридический факультет, а в настоящее время является старшим преподавателем кафедры таможенного дела факультета повышения квалификации. В этом же году он становиться членом Совета ветеранов таможенной службы, где продолжает активно заниматься воспитательной работой с молодежью, приходящей на службу в таможни.

Слушателям академии он всегда говорит, что самое главное определение таможенника укладывается в три буквы - ЧПР - человек, принимающий решения. В работе таможенника никогда не бывает стандартных ситуаций, и умение принимать решения, действовать сообразно моменту - одно из важнейших качеств человека, решившего связать себя со службой в таможенных органов. К Борису Николаевичу такое определение подходит более всего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.