Научная статья на тему 'Человек прекрасной души или бездушный потребитель'

Человек прекрасной души или бездушный потребитель Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
945
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человек с прекрасной душой / духовная красота / гуманизация общества / сокращение грехов / сохранение природы / man with beautiful soul / spiritual beauty / humanization of society / reduction of sins / preservation of nature

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тетиор Александр Никанорович

Красота души – это высший Божий дар. Человек с прекрасной душой, с этичным, гуманным, гармоничным мышлением и действиями, направляемыми этим мышлением, понимает уникальность природы планеты Земля, необходимость бесконечного сохранения природы и человечества, экологизации мышления и действий, этичного взаимодействия с природой и людьми, наполнения жизни смыслом и реализации творческих сил, удовлетворения позитивных потребностей. Но большая часть людей подвержена страстям, стремлению к бесконечному росту числа и качества удовлетворяемых потребностей, к жизни без учета естественной эволюции и законов природы. Человек с прекрасной душой подвержен эмоциям, он старается справиться с негативными эмоциями; это пока редкий представитель рода, он очень важен для сохранения жизни на Земле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEAUTIFUL SOUL MAN OR SOULLESS CONSUMER

The beauty of the soul is the highest charisma. The man with the beautiful soul, with ethical, humane, harmonious thinking and actions by this thinking, understand the uniqueness of the nature of the planet, the need for infinite conservation of nature and greening of thought and action, ethical interaction with nature and people. Most of the people is prone to passions, desire for infinite growth in the number and quality of met needs for life without regard to natural evolution and laws of nature. The man with the beautiful soul is a rare representative of genus. He is very important for the preservation of life on Earth; He is prone to emotions, and tries to cope with negative emotions.

Текст научной работы на тему «Человек прекрасной души или бездушный потребитель»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

41

концептуальному признанию магии как квазирелигиозной мировоззренческой доктрины (Кастанеда [5]), контраргументирующей традиционному религиозному (религионравственному) наполнению духовной составляющей общества. Воспринимая объективную действительность сквозь призму околонаучного (магического) мировоззрения, субъект попускает и допускает существование паранормального и переводит обрядово-синкретическое из области агностицизма в область воплощенного бытия.

5. Магия как ненаучная форма познания, механизм социальной адаптации. Современная мегаполис -общность дискретна. Многочисленные субкультурные образования в структуре социума формируют общую логику генезиса общества, являются носителем пассионарности и ключом к пониманию эволюции культуры. Присутствие в социальной среде кластера оккульт-практиков (парапсихологов, экстрасенсов, контактеров, гадателей и около -мистические субкультуры ролевой направленности [11]) принудительно фрагментирует объективную реальность. В рамках допусков, искусственно созданных подобного рода группами, у субъекта появляется возможность сформировать гипотетическое знание, являющееся частью мета-магического мировоззрения.

Проанализировав данные положения, можно прийти к следующим выводам:

А) Несмотря на реактивное развитие научно-технического прогресса, несмотря на оставшееся в прошлом мифологическое мировоззрение и средневековый мистицизм, вера в сверхъестественное продолжает являться неотъемлемой частью человеческого общества.

А) Феномен «магии» в общественном сознании имеет сильные культурные корни. Современный человек, под действием социокультурного наследия цивилизации, через призму представлений о мистическом, преломляет свое мировосприятие и делегирует его через поведенческую матрицу социуму;

Б) Современные представления о магии человекоцен-тричны. Антропологическая составляющая сущно-

сти магии рекомбинирует мифологические, архаико-пантеистические, догматически-религиозные, научные (в формате псевдонаучных) и гедонистические представления постиндустриального (мегаполис-субъекта) человека к онтологии духовного.

В) Под действием этих начал в сознании субъекта формируются реконструированно-сублимированные представления о действительности, которые в свою очередь постулируют субъекту новую поведенческую матрицу и генерируют новые культурно-духовные связи. Исполняя данный поведенческий код, мегаполис-субъект (оперируя мета-магиче-ским мировоззрением) реконструирует реальность не только в собственных ощущениях, но также оказывая влияние на объективную действительность.

Список литературы

1. Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху. М., 2008

2. Дери М. Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков. М., 2008.

1. Иванова, Е.В. «Религиозное фэнтези» как элемент современной религиозной мифологии// Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки.2012 5 ( 1 ) [Электронный ресурс]. URL. http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/2634

3. Кларк А. Черты будущего. — М., 1966.

4. Кастанеда К. Отдельная реальность. София, 2006.

5. Поликарпов B. C. Наука и мистицизм в XX веке. М., 1990.

6. Рейнак С. Орфей М., 1919.

7. Свечников В. С. Социокультурный анализ мистификации. Саратов; СГТУ, 2000.

8. Сергеев В.К. Молодежная культура мегаполиса в условиях социальных трансформаций: социологический анализ. Автореферат.... дис.... канд. филол. наук. Москва, 2002.

9. Скородумов М. А. Магия информационных сетей как фактор социального эскапизма // Аспирантский вестник Поволжья. Философия. 2014 No. 3-4, C. 4447

10. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

11. Шахнович М.И. Современная мистика в свете науки М., 1965

ЧЕЛОВЕК ПРЕКРАСНОЙ ДУШИ ИЛИ БЕЗДУШНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ

Тетиор Александр Никанорович

Доктор техн. наук, профессор, Россия, РГАУМСХА им. КА. Тимирязева, г. Москва

BEA UTIFUL SOUL MAN OR SOULLESS CONSUMER Tetior Alexander, Dr. Sc., Professor, Russia, Moscow Agricultural Academy АННОТАЦИЯ

Красота души - это высший Божий дар. Человек с прекрасной душой, с этичным, гуманным, гармоничным мышлением и действиями, направляемыми этим мышлением, понимает уникальность природы планеты Земля, необходимость бесконечного сохранения природы и человечества, экологизации мышления и действий, этичного взаимодействия с природой и людьми, наполнения жизни смыслом и реализации творческих сил, удовлетворения позитивных потребностей. Но большая часть людей подвержена страстям, стремлению к бесконечному росту числа и качества удовлетворяемых потребностей, к жизни без учета естественной эволюции и законов природы. Человек с прекрасной душой подвержен эмоциям, он старается справиться с негативными эмоциями; это пока редкий представитель рода, он очень важен для сохранения жизни на Земле ABSTRACT

The beauty of the soul is the highest charisma. The man with the beautiful soul, with ethical, humane, harmonious thinking and actions by this thinking, understand the uniqueness of the nature of the planet, the need for infinite conservation of nature

42

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

and greening of thought and action, ethical interaction with nature and people. Most of the people is prone to passions, desire for infinite growth in the number and quality of met needs for life without regard to natural evolution and laws of nature. The man with the beautiful soul is a rare representative of genus. He is very important for the preservation of life on Earth; He is prone to emotions, and tries to cope with negative emotions.

Ключевые слова: человек с прекрасной душой; духовная красота; гуманизация общества; сокращение грехов; сохранение природы

Key words: man with beautiful soul; spiritual beauty; humanization of society; reduction of sins; preservation of nature

Вероятно, «красота души» - это высший дар. Душа - это внутренний психический мир человека, его сознание, которое руководит его деятельностью. Поэтому «красота души» - это высоко этичное, гуманное, гармоничное мышление, и его проявления, то есть действия, направляемые этим мышлением. Внутренний психический мир человека, проявляющийся через движения души, непосредственно связан с эмоциями. Человек с гармоничной душой не должен быть уникальной «белой вороной» среди грешных людей, он - не монах, удалившийся от мира, а нормальный человек со всеми страстями; прекраснодушный человек, как всякий душевно здоровый человек, подвержен страстям, эмоционален.

Человек с красивой душой, с гармоничным внутренним миром, отличается особым отношением к жизни -гуманным, глубинно этичным. Возможно, его мышление и действия близки к идеям глубинной экологии, этики эмпатии. Его прекрасный внутренний мир, высоко этичное, гуманное, гармоничное мышление проявляются в действиях, в фундаментальных и обычных жизненных ситуациях, в отношении к важнейшим проблемам бытия. Видимо, одной из важнейших характеристик такого человека является его отношение к смыслу жизни как к реализации способностей человека. Он должен поддерживать наиболее полную реализацию смысла жизни как раскрытие его способностей, в условиях естественного окружения. Ценность жизни - не только в самой жизни, но и в возможности гармоничного развертывания способностей, в самореализации, в любви, в создании семьи, рождении и развитии детей. Великие личности подчеркивали смысл жизни как развитие способностей: «Целью человеческой жизни следует считать развертывание сил человека согласно законам его природы» (Спиноза).

Человек с красивой душой будет выступать против роста признаков искусственности смысла жизни, присущими «бездушному» человеку: использование квази -смыслов жизни вместо естественного смысла; отсутствия «благоговения перед жизнью»; вытеснения естественной природы Земли искусственными ландшафтами; замены факторов собственной, близкой среды (городов, жилищ и пр.) и жизни искусственными и вредными копиями; стремления к скорейшему выходу из поля естественного отбора, медленно совершенствующего тело и разум человека; стремления к замене всех естественных и благоприятных для эволюции человека воздействий искусственными, приятными, но не требующими затрат энергии и ума, исключающими естественное реагирование; стремления к скорейшей замене долгих способов совершенствования тела человека на искусственные, быстрые, опасные для человека; стремления к замене естественной природы Земли ее искусственными копиями, более удобными и безопасными для человека; стремления к определению судьбы природы Земли.

Человек прекрасной души будет понимать, что человечество должно жить в условиях естественного природного окружения, а рост искусственности среды и жизни ведет к замене естественного смысла жизни на квази - смысл. Бездушный человек склонен к замене естественной среды на удобную искусственную. Но человеку

нужна естественная эволюция в естественной природной среде.

Одной из фундаментальных характеристик гуманного человека является отношение к природе. Этически привлекательно отношение к природе как к целостному миру равноправных животных и растений, частью которого является человек. Поэтому для этичного человека с прекрасной душой характерно отрицательное отношение к искусственной замене естественных ландшафтов на искусственные. Этот человек будет поддерживать исключение загрязнений. Он откажется от повышения удобства ландшафта для человека путем исключения или сокращения биоразнообразия, обеднения ландшафта. В связи с этим интересно отношение высоко этичного и гуманного человека ко всему негативному, безобразному (с точки зрения человека) в природе. Видимо, такой человек близок по своему мировоззрению к этике эмпатии, и потому он будет органично воспринимать природный гомеостаз, поддерживающий жизнь, в том числе и с помощью уничтожения живых организмов.

Высоко этичный человек будет стремиться распространить свою этичность на окружение, в том числе и на очень важную для человека городскую среду, которая сейчас заменяется искусственной средой. Искусственная среда городов заменяет привычную для человека естественную среду и вызывает многочисленные изменения и нарушения в функционировании всех систем организма. Поэтому высоко этичный человек выступает против повышения искусственности среды и жизни. Человек с прекрасной душой будет выступать за возврат к естественности среды и жизни, против постепенного исключения из жизни обычного человеческого общения, сокращения его длительности; против постепенной индивидуализации и исключения коллективного общения; исключения части или всех затрат физической и умственной энергии для получения положительного результата, положительных эмоций; побуждения к получению более сильных искусственных положительных эмоций; замены реального общения (визуального, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового) текстовым, кнопочным, с помощью приборов; исключения естественных цепочек «воздействие - поступление информации в мозг - ее анализ - команда эффекторам - реагирование» и их замена усеченными воздействиями без физического реагирования; пассивности человека, пользующегося техникой; стремления больше иметь и больше использовать технику; против создания искусственного человека; против стремления к безудержному росту количества и качества получаемых положительных эмоций, в том числе искусственным путем.

Человек с прекрасной душой понимает, что виртуальный искусственный мир полностью искажает естественный процесс действия на органы чувств и реагирования на эти действия. Он исключает естественные воздействия, естественные реакции на них и целый ряд физических процессов, привычных для организма. Виртуализация естественного прежнего мира предположительно может иметь исключительные по негативности последствия для человека, пока им не осознаваемые. Среди

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

43

них - физическая пассивность, предопределяемая отсутствием необходимости в каких-либо физических действиях в виртуальном мире, кроме созерцания и переживания. Самым опасным следствием замены реального мира виртуальным является разрыв цепи естественных воздействий на органы чувств и соответствующих реакций, разрыв естественных обратных связей и отсутствие естественного реагирования.

Человек с красивой душой распространит свое гуманное представление о мире и на образование, стараясь сделать его более естественным, не лишая его теплого человеческого общения в результате применения обучающих машин. «Подражание» обучающей машине негативно вследствие искусственности объекта подражания и хода общения, неестественности исходящих от машины сенсорных воздействий, их неполноты по сравнению с сенсорной информацией, исходящей от живого учителя. Машина не пожалеет ребенка, не потреплет по плечу, не ободрит ласковым словом, не развеселит доброй шуткой (правда, и не обругает грубо, не ударит).

Очень важно отношение высоко этичного человека к технике и к труду. Человек с гармоничным мышлением понимает, что вся техника и все технологии, разработанные человеком, имеют энтропийный характер и вносят дезорганизацию в окружающую среду. Все искусственные технологии негативны для окружающей среды, они оплачивают возможность своей работы за счет дезорганизации окружающей среды. Таковы же и отдельные виды труда, не направленные на благо природы и человека. Нужно думать и действовать в направлении сокращения энтропийных технологий; против техники и технологий, жестко вмешивающихся в среду и жестко управляющих природной средой; против технологий и труда, загрязняющих природу и разрушающих ее; против технологий и труда, представляющих существенную опасность для жизни на Земле; против протезов органов защиты и нападения - оружия нападения и массового поражения. В природе средства защиты и нападения, органы животных эффективны только при защите или нападении на небольшое количество других животных, то есть их эффективность носит щадящий для природной среды характер. Человек создал невероятное количество исключительно эффективных средств (протезов и эрзацев природных органов), не обоснованное никакими нормами для выживания, которые могут многократно уничтожить все живое на Земле.

Высоко этичный человек, вероятно, отвергнет направление развития искусства как род занятий специально выделенной небольшой группы людей, работников искусства, определяющих пути его дальнейшего развития. Остальная масса людей при этом - потребители приготовленного для них продукта - картин, пьес, мелодий, скульптур и пр. (хотя и остается часть людей, уделяющих занятию искусством некоторое время для удовлетворения этой насущной для них потребности). Очевидно, он поддержит другой вариант - искусство как дополнительный (или один из двух и более) вид занятий всех людей, действительно развивающий этих людей и, возможно, хотя бы частично включенный в соматически наследуемое качество. При этом развитие должны получить более естественные виды искусства.

Таково же у него отношение к важному занятию в современном обществе - к спорту. Гуманный, высоко этичный человек способен представить ситуацию, когда спорт продолжал бы оставаться приятным дополнением к любой профессиональной деятельности, и когда отсутствовал бы профессиональный спорт. Обычные люди (врачи, инженеры, техники, рабочие, и др.) в свободное

время занимались бы своими любимыми видами спорта: играли бы в шахматы и волейбол, в футбол и хоккей, бегали бы на лыжах и коньках, водили бы яхты, бегали бы на короткие и длинные дистанции и т.д. Было бы в этом что-нибудь негативное для жизни человека и даже для эволюции человечества? Для жизни отдельных людей -да, но для эволюции человечества - нет. Были бы возможны негативные последствия: снижение рекордных результатов в разнообразных видах спорта - в беге, прыжках, поднятии тяжестей, и т.д. Исчез бы профессиональный спорт, что сыграло бы скорее положительную роль, - вырос бы интерес к массовому спорту. Спортивные шоу, способствующие пассивному поведению болельщиков, могли бы замениться их массовым участием в спортивных занятиях разного уровня. Больше времени оставалось бы для личного совершенствования, для занятий семьей, для замены пустоты существования поисками и нахождением смысла жизни - развертывания индивидуальных способностей.

Спорт мог бы приобрести действительно массовый характер. Он мог бы служить совершенствованию и оздоровлению всех людей, а не только избранных. Спорт стал бы достоянием всех людей и тогда он мог бы оказать благоприятное влияние на совершенствование людей в процессе эволюции. Исчезли бы негативные влияния на организмы спортсменов разнообразных воздействий, начиная от невыносимых по интенсивности и преждевременно изнашивающих организм тренировок и кончая различными медицинскими и прочими препаратами, помогающими повысить выносливость, нарастить мышцы искусственным путем, и пр. Это привело бы к росту здоровья людей, к исключению возможности появления инвалидов - бывших спортсменов, потерявших здоровье в результате занятий спортом. Исчезли бы нелепые и неэтичные виды спорта, чаще всего вызванные к жизни погоней за деньгами. Выжили бы только этичные, экологичные, естественные, нужные для развития и оздоровления людей виды спорта. Ушла бы в прошлое нелепая погоня за деньгами в спорте.

Человек с прекрасной душой будет выступать за гармоничные взаимоотношения с людьми, за гуманное отношение к престарелым, больным, к людям, отверженным обществом. Особенно актуально распространение гуманного и высоко этичного мышления на гармоничное воспитание в естественной среде. Адепт глубинной этичности будет против многих современных признаков искусственности семьи и воспитания: искусственного зачатия, сокращения общения и тесного контакта с матерью или исключения общения, искусственной семьи или ее полностью негативного суррогата, замены естественных и приятных природных воздействий среды на искусственные, воспитания в искусственной городской среде, замены естественного питания искусственным, искусственной одежды, замены общения с реальным миром природы на искусственный мир, замены реальных диких и домашних животных на фабричные игрушки, удовлетворения всех потребностей без затрат труда ребенка, замены общения с учителем на общение с экраном компьютера, электронных игрушек, замена воздействий реального внешнего мира сказками, песнями, телевизионными мифами, антропоморфной мультипликацией и другими суррогатами, чересчур раннего начала обучения, насильственной подготовки из ребенка гения сразу в нескольких областях деятельности, создания полностью искусственной среды и жизни.

44

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Видимо, такой человек будет против искусственного улучшения тела, разнообразных эрзац - органов, поверхностно улучшающих внешний вид и не влияющих на улучшение работы организма; против изменения основных параметров благодаря добавкам в питание, хирургических вмешательств с целью корректирования параметров. Он будет против введения в тело вредных искусственных частей (силикон, и пр.), медикаментозных вмешательств для корректирования параметров, против навязываемых стандартов «идеальных» мужчин и женщин, под внешний вид которых подстраиваются наиболее внушаемые индивиды. Поэтому гуманный человек не будет поддерживать подгонку своего тела и лица под рекомендуемые модой стандарты, под навязываемые модой стандарты поведения. Использование искусственного улучшения тела ведет к заблуждению естественного отбора, к прекращению многовекового процесса совершенствования тела и лица человека. Искусственное улучшение тела - это временное, не наследуемое, поверхностное и часто недопустимое вмешательство в организм.

Высокогуманный человек будет выступать за гармоничное естественное питание и естественные методы лечения. Он должен быть против современных признаков растущей искусственности пищи, медицины и лекарств: использование пищи с загрязнениями, в неэкологичной упаковке; использование пищи с искусственными добавками или искусственной пищи; исключение пищи в природном состоянии, свежей пищи и ее замена на переработанную, приготовленную пищу; неэкологичное соотношение между видами пищи - животной и растительной, свежей и переработанной, твердой и жидкой, жирной и постной, и пр.; исключение природных лекарств и природной медицины; применение сильно действующих лекарств без длительной проверки; использование лекарств и методов, дающих быстрый эффект.

Таков предполагаемый образ гармоничного человека с красивой душой, с высоко этичным, гуманным мышлением. Может ли он быть не подвержен страстям, в том числе и греховным? Скорее всего, нет. Можно задуматься о том, насколько будет сложен путь человека, если он придет к мысли о необходимости избавления от множества страстей. Человек стремится к удовлетворению растущих потребностей и к получению положительных эмоций, - на этом построена эволюция. Избавление от множества страстей (в том числе греховных) требует полного изменения стиля и качества жизни, сокращения потребностей. Практически все естественные средства сопротивления греховным страстям носят нейтральный или негативный характер, они требуют переживания отрицательных эмоций (сокрушение сердца, память о смерти, пост, размышления о Страшном суде, и др.) с целью достижения позитивного, истинного и глубинного безгрешного состояния. Но человек в большинстве склонен к поощрению и к получению позитивных эмоций.

Человек, совершенно не подверженный страстям, стремящийся к избавлению от них, - это, скорее всего, монах, посвятивший всего себя этому важному для греховного человечества делу. Это - представитель добродетельного «хвоста» нормального распределения, в котором представлено все множество людей с самыми разнообразными признаками добродетельности и греховности. Если бы изначально все люди были такими, - развитие планеты пошло бы по другому пути, не произошло бы массы негативных и такой же массы позитивных действий, не состоялись бы множества негативных и позитивных открытий в самых разных областях деятельности. Такой человек не создал бы выдающейся симфонии, не написал бы прекрасной картины, не построил бы поражающий воображение собор, не открыл бы законы физики, астрономии, математики. Он не написал бы выдающихся строк любви к женщине, не создал бы самолет и космический корабль. Отметим, что он не создал бы и оружие массового уничтожения, и уродливые «учения», и «большую химию», приведшую к загрязнению природы, и гигантскую промышленность, потребляющую невозобновимые ресурсы, и множество других решений, приведших планету к кризису. Но такого пути развития просто не могло быть, так как человек, как и вся природа, бинарно множествен. В этом проявляется закон бинарной множественности развития, - чем больше позитивных «прорывов», достижений, тем больше и негативных последствий. Из описанного выше вырисовывается образ человека с прекрасной душой - великодушного, гуманного, эстетичного, этичного, с высоко этичными поступками не только в экстремальных, но и в обычных ситуациях. Вероятнее всего, этот человек может не быть прекрасен физически, в нем может не сочетаться душевная красота с физической. Он подвержен эмоциям, и старается справиться с негативными эмоциями. Может ли существовать такой идеальный гармоничный человек с прекрасной душой, с высоко этичными и гуманными поступками? Да, но в качестве редкости; видимо, со временем в результате эволюции число таких людей будет расти. Пока же высший дар -прекрасная душа - дается только самым лучшим людям, которых в истории человечества сравнительно немного. Видимо, в действительности их больше, но сведения о прекрасной душе обычных, не выделяющихся из массы и не склонных к публичности людей, чаще всего не распространяются за пределы семьи или узкого круга знакомых. Многие простые люди не могут проявить свою красивую душу в обычной жизни; чаще такие проявления возможны в экстремальных ситуациях.

Список литературы

1. Тетиор А.Н. Антропогенная (искусственная) эволюция. М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2015. - 444 с.

2. Тетиор А.Н. Экологизация мышления и деятельности человека. М.: ФГБОУ ВПО МГУП, 2014. -410 с.

ХАРТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Тетиор Александр Никанорович

Доктор техн. наук, профессор, Россия, РГАУМСХА им. КА. Тимирязева, г. Москва

CHARTER OF ENVIRONMENTAL RIGHTS AND DUTIES OF MAN Tetior Alexander, Dr. Sc., Professor, Russia, Moscow Agricultural Academy АННОТАЦИЯ

В условиях роста темпов техногенной эволюции, вытеснения природы, роста искусственности среды жизни неизмеримо возрастает ценность естественной природы. Естественная природа, естественные ресурсы, естествен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.