Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕК ПЕРЕСТАЕТ МЫСЛИТЬ, КОГДА ПЕРЕСТАЕТ ЧИТАТЬ '

ЧЕЛОВЕК ПЕРЕСТАЕТ МЫСЛИТЬ, КОГДА ПЕРЕСТАЕТ ЧИТАТЬ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерес к чтению / классическая литература / осмысленное чтение / аудиокниги / interest in reading books / classics / intentional reading / audiobooks

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — И.С. Андреева, А.А. Зайцева, В.В. Бешкарева

В обществе бытует мнение, что сегодня подростки мало читают. Действительно ли молодое поколение потеряло интерес к чтению? Данная работа представляет собой исследование по изучению читательских приоритетов молодежи. Она направлена на приобщение к чтению, повышение читательской культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHEN A HUMAN STOPS READING HE STOPS THINKING

The objective of the paper is to reveal the teenagers’ problem of the lack of interest in reading books. This work researches the reading priorities of young people. The authors offer ways to encourage reading and to improve the reading culture of students.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕК ПЕРЕСТАЕТ МЫСЛИТЬ, КОГДА ПЕРЕСТАЕТ ЧИТАТЬ »

УДК 82

ЧЕЛОВЕК ПЕРЕСТАЕТ МЫСЛИТЬ, КОГДА ПЕРЕСТАЕТ ЧИТАТЬ

И. С. Андреева, А. А. Зайцева Научный руководитель - В. В. Бешкарева*

Сосновоборский механико-технологический техникум Российская Федерация, 662500, г. Сосновоборск, ул. Юности, д.7 E-mail*: beshkareva.vera@yandex.ru

В обществе бытует мнение, что сегодня подростки мало читают. Действительно ли молодое поколение потеряло интерес к чтению? Данная работа представляет собой исследование по изучению читательских приоритетов молодежи. Она направлена на приобщение к чтению, повышение читательской культуры студентов.

Ключевые слова: интерес к чтению, классическая литература, осмысленное чтение, аудиокниги.

WHEN A HUMAN STOPS READING HE STOPS THINKING

I. S. Andreeva, A. A. Zaitseva Scientific supervisor - V. V. Beshkareva*

Sosnovoborsk College of Mechanics and Technology 7 Yunosti St., Sosnovoborsk, 662500, Russian Federation E-mail*: beshkareva.vera@yandex.ru

The objective of the paper is to reveal the teenagers' problem of the lack of interest in reading books. This work researches the reading priorities of young people. The authors offer ways to encourage reading and to improve the reading culture of students.

Keywords: interest in reading books, classics, intentional reading, audiobooks.

Книги являются неоспоримым источником знаний, идей и вдохновений. Из книг люди черпают бесценный опыт, который обязательно пригодится в жизни. Но взрослое поколение неправильно преподносит подросткам чтение книг, что способствует заметной потере интереса к чтению художественной литературы в современном обществе. Увы, вкусы меняются, и у подрастающего поколения меняются ценности и идеал человека. Но в любом случае книги не должны исчезнуть из жизни человека.

В последнее десятилетие количество проданных в российских магазинах книг неуклонно снижается. Поколение «next» предпочитает чтению общение в социальных сетях. А ведь в советское время народ отдавал бешеные деньги, чтобы приобрести дефицитную литературу на черном рынке. Печатная продукция теряет популярность. По статистике, количество продаваемых книг снижается на 5-8% в год [1].

С наступлением 21 века появляются всевозможные гаджеты. Цифровой мир заменил одну из самых популярных в недалеком прошлом форм досуга - чтение. Время, используемое ранее на чтение для души, современные подростки тратят на просмотр фильмов и компьютерные игры. Интернет для подростка — в большей степени средство коммуникации, а не замена такому удовольствию, как чтение.

Что мешает подросткам читать:

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

- нехватка времени на чтение в связи с высокой загруженностью в учебных заведениях и быстрым темпом жизни современного человека;

- потеря интереса читателя к классическим произведениям из-за неактуальности затрагиваемых тем и смены идеалов современного человека в связи в 150-200 летнем временном разрыве между периодом написания произведений и жизнью современных старшеклассников.

В современном мире есть проблемы скользящего чтения. Читатель перескакивает через буквы, читая слова, перескакивает через слова, читая фразы, а то и через абзацы. До читателя доходит небольшая часть текста. Всё это склеивается при помощи цемента, который черпается из читателя, а не из книги [3].

Среди различных типов и жанров у подростков лидируют книги: Дж. Грин «Виноваты звезды», Дж. Эшер «13 причин почему», Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер».

Главным каналом получения книг для чтения у подростков является чтение в Интернете. Хотя в настоящее время электронное чтение не угрожает традиционной книге, а скорее дополняет и дает больше возможностей [2].

«Главная и, уверен, общая тревога - это сегодняшнее падение интереса к книге, особенно среди молодежи. Наша страна - некогда самая читающая в мире - уже не может претендовать на это почетное звание», - сказал президент В. В. Путин на Российском литературном собрании. За последние два десятилетия существенно сократилась доля читающих людей [4].

54

38

Формат чтения Почему не читают? Как часто читают?

Рис. 1. Результаты анкетирования студентов СММТ

Таким образом, проанализировав ответы на вопросы анкеты обучающихся нашего техникума, мы пришли к следующим выводам:

- Книга окончательно не ушла из жизни подростков. Студенты отдают предпочтение традиционной книге. Наши подростки сегодня отводят меньше времени на чтение. В ходе нашей работы мы выявили, что говорить за молодёжь в целом - нельзя. Есть люди, которые читают, а есть те, которые не любят это делать. На основе фактов, описанных в работе, можно сделать вывод, что ситуация в области подросткового чтения в России достаточно давно характеризуется как кризисная: читают мало, предпочитают чтению другие виды досуга, прочитанное понимает плохо, пропадает прагматическое чтение. Жизнь не стоит на месте, всё живёт, развивается, и необходимо найти новый подход для

привлечения подростков к чтению, находить новые средства создания привлекательности самого процесса. Также необходимо пересмотреть произведения, которые преподносят в школе. Да, есть многие произведения, которые, имеют место быть, они не утрачивает своей актуальности [5]. Как же привлечь внимание молодежи к чтению?

Наши рекомендации для родителей:

- читать детям вслух и увлеченно рассказывать о книгах;

- дочитать до самого интересного места и прерваться до следующего раза;

- выбирать книги вместе с ребенком;

- показывать пример: если читают мама с папой - будут читать и дети.

Наши рекомендации для подростков:

1. Воспользуйтесь правилом 50 страниц: если вам не понравилась книга, не вдохновила и вызвала скуку, то не стоит тратить время, отложите ее. В мире каждый год выпускается огромное количество книг, из которых явно найдется та, которая заинтересует вас с первых страниц.

2. Попытайтесь найти те произведения, которые схожи с эмоциональным состоянием, ситуацией, в которой вы находитесь в данный момент. И, может, после прочтения книги вы найдете ответы на свои вопросы.

3. В свободное время (например, пока едете в автобусе) слушайте аудиокниги.

Библиографические ссылки

1. Кризис и интернет окончательно убили "бумажную" литературу [Электронный ресурс] MK.RU URL: https://www.mk.ru/social/2016/08/18/rossiyane-bolshe-ne-chitayut-knig-nemodno-dorogo-skuchno.html (Дата обращения: 15.02.2021)

2. Почему подростки не читают классику [Электронный ресурс] Ig.hse.ru URL: https://iq.hse.ru/news/203292924.html (Дата обращения: 15.02.2021)

3. Самохина М.М. Кто и что сегодня читает и зачем им это нужно/ М.М.Самохина. -Новое литературное обозрение, 2001, № 51, с.327-340.

4. Статистика чтения книг [Электронный ресурс] Vawilon URL: https://vawilon-ru.turbopages.org/vawilon.ru/s/statis.. (Дата обращения: 20.02.2021)

5. Чтение книг в современном мире: вопросы и ответы [Электронный ресурс] Zavodila. URL: https://zavodila.com/otdyx/psychology/lichnost/chteni. (Дата обращения: 02.03.2021)

© Андреева И. С., Зайцева А. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.