Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ: КАК ГРАМОТНО ЖИТЬ В НАШЕМ ОБЩЕМ ДОМЕ?'

ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ: КАК ГРАМОТНО ЖИТЬ В НАШЕМ ОБЩЕМ ДОМЕ? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
107
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Обухов Алексей Сергеевич

Во вступительной статье в номер журнала «Исследователь/Researcher» на тему «Экологическая грамотность» определяется значимость проблемы экологического образования, развития экологической грамотности как пути становления экологически-ответственного поведения каждого человека. Экологическая грамотность рассматривается как один из ключевых компонентов новой грамотности современного человека. Исследование и проектирование обсуждается как эффективный путь становления экологической грамотности. Дается комментарий к материалам, публикуемым в журнале, в связке с центральной темой номера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Обухов Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAN ON EARTH: HOW TO LIVE COMPETENTLY IN OUR COMMON HOME?

In the introductory article to the issue of the ‘Researcher' journal dedicated to environmental literacy, the author emphasizes the significance of environmental education and the promotion of environmental literacy as a way of developing environmentally responsible behavior of each person. Environmental literacy is seen as one of the key components of the new literacy of a modern person. Research and project activity is viewed as an effective way to build and increase environmental awareness. A commentary is given on the materials published in this issue of the journal in their relation to the main topic of the issue.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ: КАК ГРАМОТНО ЖИТЬ В НАШЕМ ОБЩЕМ ДОМЕ?»

К читателю

Человек на Земле: как грамотно жить в нашем общем доме?

Man on Earth: How to Live Competently in Our Common Home?

Аннотация. Во вступительной статье в номер журнала «Исследова-тель/Researcher» на тему «Экологическая грамотность» определяется значимость проблемы экологического образования, развития экологической грамотности как пути становления экологически-ответственного поведения каждого человека. Экологическая грамотность рассматривается как один из ключевых компонентов новой грамотности современного человека. Исследование и проектирование обсуждается как эффективный путь становления экологической грамотности. Дается комментарий к материалам, публикуемым в журнале, в связке с центральной темой номера. Ключевые слова: экологическая грамотность, исследовательская деятельность учащихся, экологическое образование, экологически-ответственное поведение, экологические проекты

Abstract: In the introductory article to the issue of the 'Researcher' journal dedicated to environmental literacy, the author emphasizes the significance of environmental education and the promotion of environmental literacy as a way of developing environmentally responsible behavior of each person. Environmental literacy is seen as one of the key components of the new literacy of a modern person. Research and project activity is viewed as an effective way to build and increase environmental awareness. A commentary is given on the materials published in this issue of the journal in their relation to the main topic of the issue.

Keywords: environmental literacy, student research activity, environmental education, environmentally responsible behavior, environmental projects

Человек на нашей Земле проживает относительно недавно. Если принять за основу, что наша планета возникла 4,567 миллиардов лет назад, как считает современная наука [Dalrymple 2001], то время жизни современного человека как вида (согласно данным, полученным благодаря последним палеонтологическим находкам) — около 54,7 тысяч лет [Hershkovitz et all 2015]. То есть человек — недавний житель этого большого и разнообразного Дома. И живет он тут не один, а вместе еще с многими миллионами других видов живых существ, число

Обухов

Алексей Сергеевич,

кандидат психологических наук, доцент, главный редактор журнала «Исследо-ватель/Researcher», ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, г. Москва

e-mail: ir@redu.ru

Alexey

Obukhov,

Ph.D. in Psychology, Leading Expert of the The Pinsky Center of General and Extracurricular Education, Institute of Education, National Research University 'Higher School of Economics', Editor-in-Chief of the 'Researcher' journal, Moscow

которых постоянно изменяется (одни виды вымирают, другие появляются). При этом человек в последние столетия стал воспринимать себя хозяином жизни, мира, Земли. Известна фраза, зафиксированная в стихотворении В. Лебедевым-Кумачом в ХХ веке: «Человек проходит, как хозяин / Необъятной Родины своей». Но насколько хозяин рачителен, бережен, аккуратен в своем Доме? Особенно тогда, когда его деятельность стала сильно влиять на изменения фундаментальных основ строения, интерьера и атмосферы в этом Доме? Важно, что ХХ век породил не только глобальные изменения на Земле, но и идеи, которые начали задавать тренды изменения повседневного поведения каждого человека, живущего на Земле в XXI веке.

В самые трудные и трагические годы жизни нашей страны и мира в целом — в период Великой отечественной войны (Второй мировой войны) в 1940-е годы академик Владимир Иванович Вернадский окончательно оформляет свою концепцию ноосферы [Вернадский 1944], в развитие своей теории о биосфере [Вернадский 1926] и созданной им науки — биогеохимии [Вернадский 1940].

В. И. Вернадский писал: «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние... Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека» [Вернадский 1991]. При этом ученый взывал к ответственности каждого человека и человечества в целом — за жизнь на Земле, за биосферу.

«Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу.

Мы вступаем в нее — в новый стихийный геологический процесс — в грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны.

Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере.

Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим» [Вернадский 1944].

В последствии идеи В. И. Вернадского легли в основу концепции «Устойчивого развития», принятой ООН [Наше общее будущее 1989]. Основные идеи данной концепции — это поиск путей улучшения жизни человека и общества, при этом не нарушающих, а улучшающих условия окружающей среды, с учетом рачительного пользования природными ресурсами. Одним из ведущих способов достижения данной цели состоит в развитии экологической грамотности как основы экологически-ответственного поведения каждого человека и тем самым человечества в целом. Концепт экологической грамотности задан ЮНЕСКО в

Человек на Земле: как грамотно жить в нашем общем доме?

13

Обухов Алексей Сергеевич

Концепции непрерывного образования и уточнен в докладе «Учиться быть» [Learning to be 1972]. В нем задано четыре блока компетентностей: 1 — связанные со знанием (to know); 2 — связанные с действием (to do); 3 — связанные с существованием (to be); 4 — связанные с жизнью с другими людьми (to live together).

В начале XXI века экологическая грамотность включается в содержание массового образования в рамках так называемой «новой грамотности» [Универсальные компетентности... 2020]. В данном современном контексте грамотность понимается как способность человека анализировать, рассуждать и эффективно общаться при постановке, решении и интерпретации задач в повседневной жизни в различных предметных областях [OECD 2005].

В обсуждаемом дискурсе мы опираемся на следующую трактовку концепта «экологическая грамотность»: способность понимать системы и процессы природы и окружающей среды, которые позволяют обеспечивать создание и функционирование устойчивых сообществ [Модель. 2020]. В данный момент в ЮНЕСКО подчеркивают «необходимость внедрения образования в интересах устойчивого развития с уделени-ем особого внимания когнитивным навыкам, социальному и эмоциональному обучению, навыкам сотрудничества, решению проблем, повышению устойчивости [Learn for our planet 2021]. То есть важно, чтобы каждый житель нашей Земли не только знал про экологию, но и знал как себя вести, чтобы его поведение минимизировало нагрузку на окружающую среду.

Мы считаем, что именно исследовательская деятельность и проектная деятельность могут наиболее эффективно развивать экологическую грамотность. Исследовательская деятельность позволяет учащимся понять, как все устроено, какие есть связи между различными сферами Земли — геосферой, биосферой, ноосферой. И, исходя из понимания всех сложностей взаимосвязей конкретной экосистемы, реализовывать продуманные и адекватные проекты, направленные на сохранение биоразнообразия, устойчивое развитие локальных территорий (в логике «Думай глобально — действуй локально»).

Заглавным материалом номера стала статья Д. Б. Богоявленской «От удивления к познанию». Мы считаем, что эта логика развития принципиальна для образования в целом, в том числе и в области экологического образования. В основном в данном номере журнала представлены концептуальные подходы и конкретно-методические разработки, которые созданы в рамках проекта «Развитие экологической грамотности и экологически-ответственного поведения у обучающихся 5-11 классов в рамках реализации в дополнительных общеобразовательных программах, в том числе для зачета результатов обучения по ним при освоении основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану» Центром общего и дополнительного образований имени А. А. Пинского Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (https://ioe.hse.ru/ ds/talis) в сотрудничестве с педагогами-практиками, работающими со школьниками в эколого-биологической направленности, осуществляющими вовлечение детей и подростков в исследования и проектирование в области экологического образования. Отдельно стоит выделить статью, представляющую журнал «Юннатский вестник» и опыт освещения исследовательской деятельности в данном вестнике в эколого-биологической сфере. В целом данный вестник много лет отражает многообразие видов деятельности и практику реализации дополнительного образования в сфере экологии и биологии.

В этом и следующих двух номерах журнала мы будем публиковать статьи участников XI Международной научно-практической конференции «Исследовательская

деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», прошедшей в феврале 2021 года с лейтмотивом «От удивления к увлечению: вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность учащихся: дистанционные формы организации». В этом номере представлены статьи, которые соотносятся с его ключевой темой «Экологическая грамотность».

Примеры исследований учащихся, проведенных в разных сферах в области, связанной с экологической грамотностью, отобраны редколлегией среди лауреатов XXVIII Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского 2021 года.

В номере также рекомендую обратить особое внимание на две статьи, которые расширяют представления о форматах и практиках деятельностного образования — в одном случае — опыт создания модельных пространств для пробных действий (статья М. М. Ленской о пространстве «КидБурга»), в другом — об опыте вовлечения в познание мира в движении (статья Е. М. Гурвич об образовательных путешествиях в разные страны).

Мы надеемся, что представленные подходы и практики, методические разработки и примеры исследований учащихся обогатят ваши представления о том, как можно развивать экологическую грамотность учащихся, учить грамотно жить в нашем мире, где есть чему удивляться, а значит — нет пределов для его познания!

Литература:

Вернадский 1926 - Вернадский В. И. Биосфера. Л.: Науч. хим.-техн. изд-во, 1926. 146 с.

Вернадский 1940 - Вернадский В. И. Биогеохимические очерки. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1940. 249 с.

Вернадский 1944 - Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. 1944. №. 18. Вып. 2. С. 113-120.

Вернадский 1991 - Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с.

Модель... 2020 - Модель формирования экологической грамотности и экологически ответственного поведения в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для зачета результатов обучения по ним при освоении основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану. М.: Институт образования НИУ ВШЭ, 2020. [Электронный ресурс] URL: https://ioe.hse.ru/ds/talis.

Наше общее будущее 1989 - Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию: пер. с англ. / под ред. С. А. Евтеева и Р. А. Перелета. М.: Прогресс, 1989. 376 с.

Универсальные компетентности. 2020 - Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 472 с.

Dalrymple 2001 - Dalrymple G.B. The age of the Earth in the twentieth century: a problem (mostly) solved // Special Publications, Geological Society of London:journal. 2001. Vol. 190. P. 205-221.

Hershkovitz et all 2015 - Hershkovitz I., Marder O, Ayalon A., Bar-Matthews M., Yasur G., Boaretto E, Caracuta V, Alex B, Frumkin A., Goder-GoldbergerM., Gunz Ph., Holloway R..L, Latimer B, Lavi R., Matthews A., Slon V, Mayer D.B.-Y, Berna F, Bar-Oz G, Yeshurun R., May H., Hans M.G., Weber G.W. et Barzilai O. Levantine cranium from Manot Cave (Israel) foreshadows the first European modern humans // Nature. 2015. Т. 520. №7546. Р. 216-219.

Learn for our planet 2021 - Learn for our planet. A global review of how environmental issues are integrated in education. Paris: Unesco, 2021. [Электронный ресурс] URL: https://unesdoc.unesco. org/ark:/48223/pf0000377362.

Learning to be 1972 - Learning to be. The world of education today and tomorrow. Edgar Faure Felipe Herrera Abdul-Razzak Kaddoura Henri Lopes Arthur V. Petrovsky Majid Rahnema Frederick Champion Ward. Paris: Unesco, 1972. 39 р.

OECD 2005 - OECD Handbook on economic globalisation indicators, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.